Курсовая работа: Проблема истории формирования караимской общины в Евпатории
Тут сказано, что
евпаторийский караимский гахам ходатайствует о разъяснении подлежащим
учреждениям, что упомянутые в законе постановления для евреев к караимам
применяемы быть не могут. Тут же указано, что, по словам гахама, в некоторых
губерниях возникают недоразумения относительно прав караимов, причем
административные учреждения приравнивают караимов к евреям и применяют к ним
существующие в законе для последних ограничения.
В этом документе
Министр Внутренних Дел просит Одесского генерал-губернатора разъяснить
подведомственным ему административным учреждениям и лицам, что ограничительные
постановления, заключающиеся Своде Законов относительно евреев, не должны быть
применяемы к караимам.
Документы аналогичного
содержания были посланы к Киевскому, Подольскому, харьковскому и другим
генерал-губернаторам.
Из этого документа мы
видим, что, несмотря на вносимые в законы поправки относительно караимов, на
местах их часто принимали за евреев и применяли соответствующие законы.
7 ноября 1881 г. вышло
Распоряжение Министерству Внутренних Дел.
Вследствие заявления
евпаторийского караимского гахама, Министр Внутренних Дел просит местные власти
разъяснить подведомственным им местам и лицам, что на основании закона, караимы
пользуются всеми правами, предоставленными коренным русским подданным, и
принадлежат к признанному исповеданию, отличающемуся от вероисповедания евреев.
В 70-х гг.
увеличивается количество караимской молодежи в средних учебных заведениях.
Окончив их караимы, как и все, поступали на государственную службу, куда имели
свободный и беспрепятственный доступ. Среди караимов начали встречаться учителя
государственных учебных заведений, чиновники и т. д.
В честь коронации
императора Александра III в 1883 г. было пожаловано Таврическому магометанскому
муфтию и Таврическому караимскому гахану звание «Высочество». Этим актом
правительство еще раз подтверждает свой взгляд на равнозначность духовной
епархии татар и караимов, как это было в 1837 г.
За короткое время
царствования императора Александра III (1881 – 1894) , особенно
покровительствовавшего караимам, число интеллигенции среди них в Крыму
значительно увеличилось, так как молодежь охотно поступала на государственную
службу. [кар энцикл т 1 с 113 – 121, 122- 123] Среди караимов имелись члены
Государственного Совета и Думы, городские головы. [Наука и религ 9 сент 93 с.
33]
Представители
караимского духовенства, бывая в столице, пользовались гостеприимством царской
семьи. Гаханы С. Пампулов и Х. С. Х. Шапшал имели право благословлять царского
наследника на родном караимском языке, положив ему руку на голову. В 1883 г. по
случаю коронации Александра III гахану С. Пампулову было пожаловано высокое
звание. К 300-летию Дома Романовых караимского гахана, главу Таврической
епархии, наградили российским орденом.
Караимы, их богатая
культура и история, всегда вызывали пристальный интерес со стороны
государственных правителей. При посещении главами государства Крыма в программу
обязательно включалось посещение памятников караимского народа. Особое внимание
всегда уделялось крепости Чуфут-Кале.
В 1817г. крепость
посетил Великий Князь Михаил Павлович, сын Импе-ратора Павла. В 1818 г. и в 1824
г. Император Александр дважды посетил Чуфут-Кале и духовную столицу караимского
народа г. Евпаторию, он был почетным гостем у знатных людей, в частности у
Хаджи Ага Бобовича, который тогда был городским головой, а с 1837 г.-духовным главой
караимов. В 1837 г. приезжал Император Николай І с семьей в сопровождении
Великого Князя Константина Николаевича.
В 1841 году Великая Княгиня
Мария Николаевна посетила Чуфут-Кале вместе с Великой Княгиней Марией
Михайловной В 1851 и 1854 гг. исторические места посетили Великие Князья
Константин Николаевич и Михаил Николаевич, а во время Крьмской войны в 1856 г.
здесь снова побывал Константин Николаевич. В 1858 г., находясь в России, принц
прусский Альбрехт не мог проехать мимо крепости Чуфут-Кале. Император
Александр II в первый раз побывал здесь со своим отцом в 1837 г. и вновь прибыл
в 1861 году вместе с супругой Императрицей Марией Александровной, которой
караимки преподнесли полный подвенечный наряд невесты. Впоследствии этот
подарок она передала в Дашковский зтнографический музей в Москве.
В 1863 г. крепость посетил
Цесаревич Николай Александрович. В 1866 г. в гости к караимам приехал
Император Александр II в сопровождении Императрицы Марии Александровны, Великой
Княгини Елизаветы Федоровны, Наследника престола Николая Александровича,
Великих Князей Алексея Александровича, Сергея Александровича, Павла
Александровича, о чем сообщалось в правительственном вестнике. В 1866 г. здесь
побывали Великие Князья Николай Константинович, Сергей Александрович и Павел
Александрович.
В 1867 г. во время
пребывания Великого Князя Владимира Александровича в Чуфут-Кале, а затем в
Евпатории ему был преподнесен национальный костюм караимского мужчины, который
позднее был передан в музей этнографии.
В числе иностранных
царствующих особ, посетивших Чуфут-Кале, был Император Бразилии Дон-Педро со своей
семьей
В 1887 г. с почетом
встречали в Джуфт-Кале Королеву Сербии Наталью, прибывшую с сыном Александром.[
фуки с 20-21]
5. Памятники караимской
культуры и их современное состояние.
Говоря о памятниках
караимской культуры, как правило, выделяют город-крепость Чуфут-Кале с
прилегающим родовым кладбищем Балта-Тиймез, древнее кладбище при Мангуп-Кале;
комплекс храмов-кенас в Евпатории.[кр изв 16 апр 97]
Караимский храмовый
комплекс Евпатории. Комплекс состоит из Большой (соборной) и Малой кенас.
Расположены они на улице Караимской, 68. Ориентированы кенасы с севера на
юг.[кропотов]
К большой и малой
кенасам ведут три дворика, являющиеся продолжением один другого. В первом
дворике – коридоре, слева от входа расположен мраморный фонтан. Он служит для
омовения рук перед молитвой. Двор украшен орнаментированными белыми мраморными
плитами с надписями на древнееврейском языке. В них отмечены крупнейшие события
из жизни караимов, высечены имена ученых, общественных деятелей имена караимов,
сделавших пожертвования на строительство кенас, караимских школ и других
построек.
Далее следует Мраморный
дворик, здесь на мраморных досках написаны стихи религиозного содержания.
Самый просторный –
дворик ожидания. Он выделяется на фоне остальных своей нарядностью. Его стены
украшены арками на колоннах и мраморными досками, надписи на которых отражают
важные события караимов. Тут же находятся скамьи, предназначенные для отдыха в
ожидании начала молитвы.
Кенаса в плане
прямоугольная, алтарем ориентирована на юг. Внутренняя отделка кенасы
отличается богатством, тщательной резьбой по дереву, особенно на потолке. [В
евп за здор]
Как и любой караимский
храм, Евпаторийская кенаса делится на три части:
Гехал (алтарь), где
хранится обитый серебром кивот, в котором помещается писанное на пергаменте
Пятикнижие.
Шул – хан – место для прихожан,
куда входят молящиеся, сняв обувь.
Мошау – закеним (место
для старцев); здесь на скамьях сидят старики, а также те, которые носят траур
по ближайшим родственникам траур и по обычаю не входят в общие места для
прихожан. Над отделением «Мошау – закеним» находится особое помещение с
отдельным входом, предназначенное для женщин, откуда они смотрят на
богослужение через решетки и видят все, при этом сами, оставаясь невидимыми для
мужчин.[с18шапшал кар в кр]
В начале ХХ в. кенасы
были закрыты. Сейчас комплекс реставрируется евпаторийской общиной при
поддержке всех караимов Крыма. [Гармаш с. 120]
Чуфут-Кале (в переводе
с крьмско-татарского — "Иудейская крепость")-город-крепость
находящийся на юго-восточной окраине Бахчисарая. Городище располагается на скалистом
отроге, окруженном с трех сторон отвесными обрывами высотой до 50 м. Территория
Чуфут-Кале разделяется на три части. Большая по площади незастроенная часть
плато — Бурунчак (в переводе с татарского «мысок») — 36 га, Старый город (7
га), отделенный от пустиря невысокой оградой, и Новый город (3 га),
раскинувшийся между Средней и Восточной оборонительными стенами.[евр кр с 23]
Название Чуфут-Кале
появилось в конце 18 века. Раньше крепость называлась Кырк — Ер, это было
принято с 14 века, после овладения татарами Крыма.[Норманнская вопр о культ
кар]
Сейчас на месте некогда
процветавшего города остались только руины, которые привлекают интерес своей
монументальностью.
Впервые археологические
исследования Чуфут-Кале были предприняты в 1853 г. известным русским археологом
А. С. Уваровым. Позднее исследования проводили такие известные ученые, как Е.
В. Веймарн, В. В. Кропоткин, М. Я. Чореф, А. Г. Герцен, Ю. М. Могаричев.[ евр
кр с 23]
С восточной стороны
Чуфут-Кале замыкается большими массивными воротами «Биюк – капу», обитыми
грубыми кусками железа. Эти ворота построены 500 лет назад. От этого места на
запад, до другого конца города идет улица, заканчивающаяся узкими потайными
воротами «Кичик – капу» (Малые ворота). Между большими и малыми воротами в
середине города находятся «Орта – капу», что значит средние ворота. По бокам их
сохранились древние стены, когда – то бывшие наружными.
Постройку «Биюк – капу»
начал караим Менагем – Бен – Моше, а закончил их сооружение Эльзар – Бен –
Исаак. Построение наружных стен, башен и «Биюк – капу» относится к концу ХIV
века. Время сооружения ворот «Орта - капу» и стен, к ним примыкающих,
неизвестно.[с 16-17 шапш кар в кр]
В городище сохранились
две кенасы. До начала XX в. молельные дома караимов именовались синагогами. Название
кенаса впервые зафиксировано в лите-ратуре в 1910 г.
Они находятся во
дворике за каменным забором. С улицы, носящей условное название Кенасской.
Входящий в дворик оказывается перед двумя кенасами, представляющими в плане
прямоугольные каменные здания под двускатной черепичной крышей. Большая кенаса
выстроена более тщательно и монументально. Вход в нее акцентирован каменной
аркадой, поддеривающей навес и образующей веранду перед дверным проемом. О
времени сооружения этой кенасы высказывались различные предположения.
Традиционная дата — XIV в., исходящая из устной караимской традиции, вызывает
сомнения. Постройка в дошедшем до нас виде имеет выразительные черты зодчества
XVII в.
Малая кенаса скромнее и
проще первой, построена она в конце XVIII в., когда мангупская караимская
община покинула пришедший в упадок город и частью перебралась в Чуфут-Кале.
Материалы и оборудование для этой кенасы бьли вывезены с Мангупа. Перед большой
кенасой стоит каменный резервуар для воды с небольшим сливным отверстием. Вероятно,
это остатки миквы.
Об убранстве кенас
можно судить со слов путешественника конца XVIII — начала XIX в. П. Сумарокова:
" Синагога в Дчуфут-Кале хорошо сооружена. Украшение ее состоит в
нескольких серебряных паникадилах, лампадах, коврах и Библии, хранимой в
бархатном ковчеге с богатыми приборами". По своєму внутреннему устройству
кенасы Чуфут-Кале не отличаются от других караимских кенас. Еще один
путешественник конца XVIII, академик Паллас, пишет, что «около хорошего
строения синагоги разведен маленький садик, на время праздника кущей».[ с 81
Паллас]
Дома жителей Чуфут-Кале
того же типа, что у других народов Крыма. Большей частью они были двухэтажными
с балкончиками (софа), окнами во двор. Крыши были черепичными. Комнаты
отапливались печами — тандырами, устроенными в земле, или переносными
жаровнями, верхний этаж был жилым, а в нижнем располагались конюшня и хлев. Все
дома, по свидетельству Палласа, обнесены высокими стенами из камня на глине. Он
же приводит примерное количество домов на Чуфут – Кале – 200.[ с 81 Паллас]
К настоящему времени
на Чуфут-Кале полностью сохранился лишь один дом, где в XIX в. жил известный
караимский собиратель древних текстов А. С. Фиркович. .[ евр кр с 28-29]
Балта-Тиймез (в
переводе - «Топор не коснется»)- древнее родовое кладбище караимского народа,
находящееся вблизи Чуфут-Кале, в Иосафатовой долине. [Кр изв №19 98] Оно
расположено на двух весьма крутых склонах долины, густо поросшей лесом. [ евр
кр с 29] От крепостных ворот к кладбищу ведет дорога. Оно было огорожено каменной
стеной с узким арочным входом, символизировавшим бренность бытия и
необратимость смерти. Возле ворот находился дом смотрителя. От ворот кладбища
вглубь ведет извилистая аллея, по обе стороны которой вверх по склонам
поднимаются надгробия.[бахчисарс. 50] Его территория вытянунута с запада на
восток. До сих пор не установлено точное количество надгробий, по
приблизительным оценкам их не менее 5 ты сяч. Как показали раскопки,
проводившиеся здесь в прошлом веке, многие надгробия ныне скрыты землей.
Иосафатова долина была
почитаемым местом пгребения, куда привозили умерших даже из других городов.[
евр кр с 29] Умершему и похороненному в дали от Чуфут-Кале ставили безмогильный
памятник в виде вертикальной прямоугольной стелы.[с 37 Полк обр и обыч] Такие памятники
называются кенотафами.[бахчис с. 50] В долине росли вековые дубы, которые,
видимо, дали кладбищу название: „Балта-тиймез”. Этим деревьям поклонялись, во
время засух возле них произносились молитвы. Сегодня еще можно видеть до
десятка древних дубов, в основном же территория кладбища почти полностью
заросла кустарником и молодым лесом.[ евр кр с 29]
На кладбище
сохранилось множество памятников. Расположены они хаотично, но если
присмотреться, то можно увидеть следы планировки. Формы надгробий разнообразны:
это и простые прямоугольные горизонтально лежащие плиты, и надгробия
домикообразной формы, двурогие и однорогие монументы, стало- и гробообразные
памятники, обелиски, вертикально стоящие плиты, другие типы.[Бахчисарай с. 50]
Форма памятников, как уже было сказано, разнообразна, она видоизменялась в
зависимости от эпохи. Некоторые исследователи считают наиболее характерными
седловидные памятники и в виде бэшика (детская колыбель). [Кр изв №19 98]Другие
же выделяют прямоугольные, домикообразные и гробообразные формы надгробий.
Эпитафии на памятниках выполнены в подавляющем большинстве на иврите, хотя есть
и на караимском, но еврейскими буквами. Надгробия конца прошлого — начала
нынешнего века, как правило, имеют двуязычные надписи, на русском и иврите. [
евр кр с 29-30]
Надписи размещены на
северной торцевой стороне. Отсутствие эпитафий на некоторых могилах объясняется
широко распространенным среди караимов культивированием аскетического образа
жизни. В надписях обычно указывали имя, родовую принадлежность, дату смерти,
реже – ее причину. Иногда приводили профессию и другие сведения.нередко надписи
включают краткие напутствия усопшему.[с36 обр и обыч полканов] Изредка на
могилах встречаются цитаты из Ветхого Завета.[бахчисарс 50]
Академик Паллас в своем
известном путешествии по Крыму так описывает Балта – Тиймез: «Надгробные
памятники его (кладбища), хорошо иссеченные из камня, сделаны почти все по
одному образцу и напоминают вид саркофагов, на конце которых находится
возвышенная плита в виде фронтона на домах. Все памятники стоят рядом, на
многих из них иссечены еврейские надписи ».[ с 81 Паллас]
Характерная
ориентировка могил – с севера на юг.[с36 обр и обыч полканов] Украшения на
надгробиях, как правило, отсутствуют, изредка встречается простой геометрический
орнамент либо стилизованные схематические изображения деревьев.[с36 обр и обыч
полканов]
На некоторых надгробиях
можно увидеть разнообразные символы. Кипарисы (символ скорби) и розетки (символ
тор жества и радостной жизни) отражают малоазийские корни культовой обрядности.
Некоторые надмогильные памятники в виде прямоугольных стел с полусферическим
экраном напоминают армянские хачкары (по всей видимости это связано с тем, что
в Чуфут-Кале была армянская община). Есть надгробия типа распространенных в
Западной Европе в XV-XVIII вв. Особенно показательны памятники, резко
вьщеляющиеся по архитектуре и орнаментальным мотивам, южная ориентация которых
указывает на принадлежность иному погребальному обряду, нежели караимский. В
эпитафиях часто приводятся краткие цитаты из Танаха.
Название местности, где
находится кладбище — Иосафатова долина, — упоминается путешественниками с конца
XVIII в. По преданию, оно появилось в память о семье, вышедшей из Иерусалима,
проживавшей на Чуфут-Кале и похороненной на этом кладбище. Если верхняя
хронологическая граница существования кладбища устанавливается без особых
проблем — вторая половина XIX в., а последние захоронения — 50-е гг. XX вв., то
проблема времени возникновения некрополя стоит очень остро.
Вопрос о времени появления
кладбища остается нерешенным. Оно археологически не исследовалось, не
проводилось и серьезной работы по систематизации и установлению даты
большинства памятников. [ евр кр с 29-30]
После того как жители
покинули Чуфут-Кале, кладбище не забрасывалось, а наоборот, становилось в
некотором роде национальной усыпальницей. Захоронение здесь считалось почетным.
Именно в это время появились памятники, выполненные из дорогих пород камня,
поставленные над могилами богатых караимов. Члены бахчисарайской караимской
общины продолжали хоронить умерших на этом кладбище до 50-х гг. XX в.
В наше время кладбище
постигла печальная участь. Оно практически не изучено, но неумолимо разрушается
временем и человеком. В течение долгих лет окрестные жители здесь добывали
камень, упражнялись кладоискатели, которые разрывали могилы, разбивали и
опрокидывали памятники в поисках несуществующих сокровищ.[бахчисар с 50-51]
Необходимо решать этот
вопрос. Памятник караимской культуры требует тщательного археологического
исследования, иначе многие вопросы караимской истории так и останутся без
ответов.
Заключение
Таким образом, автор
данной работы в ходе разрешения поставленных в начале исследования задач,
пришел к следующим выводам.
1. История
евпаторийской караимской общины является фактически неисследованной, нет ни
одного труда, посвященного данной теме. Встречаются лишь отдельные упоминания
по этому вопросу в работах, посвященных истории крымских караимов, так как
невозможно, рассматривая историю этого народа не уделить внимание караимской
общине Евпатории. Интересным также является тот факт, что ученые, работающие в
этой области фактически не уделяют внимание жизни и деятельности караимской
общины Евпатории до того, как этот город стал центром крымских караимов, то
есть до XIX в. Однако и после переноса караимской столицы внимание
исследователей мало сосредоточено на жизни общины, не существует
исследовательских публикаций по этому вопросу. Это, несомненно, является белым
пятном, как истории Евпатории, так и истории Крыма в целом. Если о жизни
евпаторийской караимской общины, начиная с XIX в. мы можем черпать кое-какие
сведения из периодической печати, связанные с активной общественной
деятельностью представителей этого народа, то о жизни общины до этого периода в
литературе вообще отсутствуют какие-либо данные. Поэтому до сих пор неизвестно
с какого времени караимы появились в Евпатории, хотя этот вопрос является очень
интересным, так как, по всей видимости, для перенесения культурного центра
караимов с Чуфут-Кале именно в этот город у властей империи были серьезные
основания. Надо полагать, до этого времени в Евпатории была достаточно большая
по численности община. Также о том, что здесь существовала караимская община
свидетельствует то, что в городе уже существовал караимский храм, который мог
быть воздвигнут только в случае достаточно плотного населения города караимами.
Итак, этот вопрос является очень проблематичным и требует тщательного
исследования. В связи с этим автор данной работы планирует расширить свое
исследование в этом направлении.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|