рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая работа: Придворное общество Франции по мемуарам герцога Сен-Симона

Нашему исследуемому обществу присуще было строгое иерархическое разделение, формальное (а иногда и не формальное) статусное подчинение, высокая эмоциональность отношений и их красочная психологическая окраска в виде "хорошо-плохо", "люблю-не люблю" и т.д. Так же данному обществу можно приписать социальную идентичность или идентификацию с фигурой короля. В концепции З. Фрейда, к примеру, решающую роль в формировании личности ребенка играет его идентификация с родителем того же пола, которая ведет к усвоению нравственных ценностей родителей и формированию "сверх-я" (Суперэго) как внутреннего механизма самоконтроля. Каждый индивид обладает несколькими различными идентичностями, что порождает проблему личностной интеграции. Если личности не удается решить эту проблему, возникает ситуация, получившая название кризиса идентичности. В различных типах общественных систем идентификация личности происходит по-разному. Для традиционных обществ характерна локальная, малогрупповая идентификация (в семье, общине, касте и т.п.). В модерном обществе уровень идентичности повышается - до классового, национального и гражданского[115]. В нашей ситуации уровни идентичности повысился до самого высшего - идентификации общества с королем, откуда так же идут все его, общества, проблемы.

Общество Людовика можно назвать социальной элитой, обладающие влиянием в обществе и силой над низшими его слоями. С тем лишь отличием, что под элитой понимают людей, достигших наивысших показателей в своей деятельности, обладающих интеллектуальным и моральным превосходством над массой, наивысшим чувством ответственности, которыми данное общество не обладает, но так как оно находиться действительно выше массы людей и однозначно имеет чувство морального, хоть и не интеллектуального, превосходства - то общество эпохи Людовика можно сравнить с социальной элитой, причём с закрытой элитой, вхождение в которую крайне тяжело.

Интерес представляет небольшой вопрос - считал ли Людовик процессы и само общество неправильным, неуместным во время своего правления? Смею заметить, что нет. Всё, что он делал, он считал правильным и делал до конца, все свои слова он говорил, свято в них веря и все его действии были наполнены уверенностью и, с его стороны, уместностью. Считал ли он обрядовую часть, к примеру, лишней и ненужной? Вряд ли, иначе он бы не поленился и убрал её всю до конца. И так со всем в обществе. И, наверное, это было правильно с его стороны - всегда нужно быть уверенным в себе, даже если говоришь истинную глупость.

Можно было бы оценить данное общество по его более или менее приближенность к шаблонному варианту, к идеальному обществу и затем вынести вердикт, но в данном докладе всё делается гораздо проще - вердикт Сен-Симона данному обществу прост: "Виновен!", наш же доклад был построен на анализе общества по его мемуарам, а значит, и по его вердиктам. С одним лишь отличием - виновен-ли, не виновен - ничего уже не исправить, можно лишь надеяться, что последующие поколении не будут делать ошибки прошлых лет.


Заключение

"У Пушкина тоже были долги и неважные отношения

с государством. Да и с женой приключилась беда.

Не говоря о тяжелом характере...

И ничего. Открыли заповедник.

Экскурсоводов - сорок человек.

И все безумно любят Пушкина...

Спрашивается, где вы были раньше?. .

И кого вы дружно презираете теперь?."

Сергей Довлатов "Заповедник"

Что же в итоге представляют из себя мемуары Сен-Симона и придворное общество, описанное в них? Одно ясно точно - нет предела совершенства глупости человеческого разума.

"Поскольку властители являют образ всемогущего на земле, надо, чтобы они по возможности и походили на него. Бог - это бог порядка, который сказывается во всех вещах сотворенных. И чем больше носители его земного образа стремятся походить на него, тем больше нужно поддерживать порядок в делах собственных. Толпа (pobel) равняется скорее на пример своего властителя, чем на законы. Если она находит полезный порядок в его образе жизни, она будет следовать ему, чем и подвигается благополучие всей страны. Ежели она в чем-то обнаруживает только сумятицу, то судит так, что-де такой повелитель - ненастоящая копия оригинала (т.е. Бога). Пропадает почитание, и страны могут стать жертвами хаоса. Оттого властители и создали правила, коим следовать полагается придворному штату и к коим они сами приспосабливаются". Золотые слова, не так ли? В них всё, всё, что можно сказать об этом произведении и его основным мыслях.

Старые французские короли до ужаса боялись заглушить уловками этикета свежий и свободный глас галльского острословия. Они действительно переняли церемониал бургундского двора, но позаботились оставить достаточно щелочек для непосредственного общения с окружающими. Всякий владетельный двор являл собой закрытый мир, как в блестящем Версале и мрачном Эскуриале, так и в замках немецких князьков, чуть не лопавшихся от обезьянничанья. Этот мир простирался не вширь, а ступеньками. Его надо представлять, как ступенчатую пирамиду: на самой вершине восседает властелин, а по ступенькам карабкается вверх придворный люд, достигая лишь той ступеньки, которая обозначена ему его титулом.

Но ведь Франция была и образцом для других держав - в исследуемое время, например: покорный королю народ и его безграничная власть, которую никто не думал оспаривать, поэтому впоследствии авторы обращались так много к этой эпохе и представляли придворную жизнь как нечто феерическое, вечный праздник и постоянный банкет.

Главная проблема, по мнению Элиаса, определить, как повседневная культура: сумма взглядов, обычаев привычек, ритуалов - заставляет повиноваться, сгибаться в поклоне, создает особый тип отношения людей к власти. Многочисленные факты, которые традиционно признавались незначительными ("фоновыми"), могут стать главными "инструментами" властного господства. Укрепляя свою власть, Людовик XIV использовал старинный образец "патримониальной монархии", когда правитель устанавливает политическую власть в стране по образцу патриархальной большой семьи. "Король-солнце" переехал из Парижа и устроил новый центр королевской власти, огромный "дом короля", дворец в Версале. Современники признали поступок короля мудрым и правильным. В XVIII веке авторы знаменитой "Энциклопедии", просвещенные и либеральные, писали в ней, что король постарался привлечь ко двору знатных дворян, которые привыкли находиться в отдалении от Парижа, среди "народа, привыкшего им повиноваться".

Мы можем читать литературу и верить, что Людовик и его общество были великолепным примером глубокого и интересного этикета и церемониала, великолепных и умных людей, можем просто обратить свой взор на истинное положение вещей и с отвращением отвернуться от них, потому что общество Франции XVIII века, по крайней мере в изображении Сен-Симона, не представляется мне чем-то, что нужно прославлять и помнить всю жизнь. Это общество, которое только и ждёт, чтобы его уничтожили и закопали в землю дабы больше не вспоминать.

Была ли это ошибка короля, или самих людей - мы уже не узнаем. Да и надо ли?

Отсюда следует, что придворное общество Франции по мемуарам Сен-Симона представляло собой закрытый круг людей, живущих по своим собственным законам, выработанным королём и ему же поклоняющихся, чтящих свои собственные традиции и стремящихся к одной цели, сплочающих их всех - быть как можно ближе к королю и его кормушке. Общество застоя, я бы сказала, в котором редко происходят новые процессы или важные изменения, лишь смерть и рождение, изменение должностей и новые забавы. Общество Людовика было зеркальным его отражением, по сути своей. Абсолютизм сделал своё дело, абсолютизм может уходить. Но это общество бессмертно - оно никогда не умрет и никогда не исчерпает себя, потому что каждый правитель формирует общество, страну, людей ему подчиняющихся по своему образу и подобию и даже с его уходом обществу ещё долго это аукивается, хоть и начало оно уже впитывать удобрения последующего - и в итоге, через много сотен лет всё то же общество, возможно уже на другом месте, но всё с теми же чертами лица, только стало их больше и стали они разнообразнее - потому что общество с годами собрало в себе их всех, всех оно помнит и всеми является так или иначе.

Наверное это и есть его истинное лицо, наверное в этом есть и его прелесть и функция - быть как картой памяти, на которой сохраняются документы с огромном количестве, или Интернет - в котором сейчас, как в сборной солянке, есть всё, что только можно и оно в итоге из всего этого и состоит - каждого по отдельности, по частям и крупинкам.


Список источников и литературы

1.         Mandrou R. Louis XIV en son temps. - Paris, 1973

2.         O'Hara C. The philosophy of punk: More than noise. London; San Francisco; Edinburgh: AK Press, 1999

3.         Агеев, М. Роман с кокаином. http://lib.ru/AGEEV/kokain. txt

4.         Борисов Ю.В. Фаворитки Людовика XIV // Новая и новейшая история. - 1991. - №4. - с.111-137.

5.         Гинзбург Л.Я. Мемуары Сен-Симона. - Saint-Simon L. de. Memoires, т.I.М., 1976.

6.         Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. - Л.: Ленинградское отделение, 1977.

7.         Гревс И.М. Сен-Симон, его жизнь и мемуары. - Сен-Симон. Мемуары, т.1.М. - Л., 1934.

8.         Замятин Е. Я боюсь. Изд. "Наследие", 1999

9.         Кирнозе З.И. Культура и культурология. - Н. Новгород, 2002.

10.      Макаревич, А. Сам овца. http://obuk.ru/literature/14641-andrejj-makarevich. - sam-ovca.html

11.      Малов В.Н. Герцог Сен-Симон: человек и писатель / В.Н. Малов // Новая и новейшая история. - 2004. - № 3. - с. 191-202.

12.      Метерлинк Морис, Синяя птица, изд. "Художественная литература", М., 1972

13.      Митфорд Н. Франция. Придворная жизнь в эпоху абсолютизма / Н. Митфорд. - Смоленск: Русич, 2003.

14.      Михайлов А.Д. Поэзия и правда истории - М.: Лит. издат., 1991.

15.      Пастернак Борис. Быть знаменитым некрасиво. http://lib.rus. ec/b/77354/read#t341

16.      Пушкин, А.С. Из пиндемонти. http://feb-web.ru/feb/pushkin/texts/push10/v03/d03-336. htm

17.      Петрышева (Чижова) О.В. Художественный портрет в "Мемуарах" Сен-Симона. // XV Пуришевские чтения. Всемирная литература в контексте культуры. М.: 2003. С.308-309.

18.      Сен-Симон Луи де. Мемуары: Полные и доподлинные воспоминания герцога де Сен-Симона о веке Людовика XIV и Регентстве. Избр. главы / Academia, 1934 под общей редакцией И.Т. Смилги - Т.1-2

19.      Сент-Бев Ш. Литературные портреты. Критические очерки. Перев. с французского. Памятники мировой эстетической и критической мысли. - М.: Художественная литература, 1970.

20.      Тартаковский А.Г. Русская мемуаристика XVIII - первой половины XIX в.: От рукописи к кн. - М.: Наука, 1991.

21.      Тургенев А.И. Хроника русского. Дневники (1825-1826 гг.). - М. - Л.: Наука, 1964.

22.      Тэн И. Происхождение общественного строя современной Франции. - С-Пб.: Издание И.И. Билибина, 1880.

23.      Французские короли и императоры, под ред. Петера К. Хартманна; Ростов-на-Дону: "Феникс", 1997.

24.      Фрай Макс, Горе господина Гро. http://readr.ru/maks-fray-gore-gospodina-gro.html

25.      Шишкин В.В. Дворянское окружение Людовика XIII // Французский ежегодник. - 2001. - №12. - с.12-15.

26.      Шишкин В.В. Французский королевский двор и политическая борьба в конце XIV-первой трети XVII вв. - СПб: Санкт-Петербургский гос. ун-т, 1996.

27.      Элиас Н. Придворное общество: Исследования по социологии короля и придворной аристократии, с введ.: Социология и история / Н. Элиас; Пер. с нем.А.П. Кухтенкова [и др.]. М.: Языки славянской культуры, 2002.

28.      http://www.chem. msu. su/rus/teaching/sociology/dic.html


[1] Митфорд Н. Франция. Придворная жизнь в эпоху абсолютизма / Н. Митфорд. – Смоленск: Русич, 2003.

[2] Малов В.Н. Герцог Сен-Симон: человек и писатель // Новая и Новейшая история. - 2004. - № 3. - С.15.

[3] Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. – Л.: Ленинградское отделение, 1977.

[4] Сент-Бев Ш. Литературные портреты. Критические очерки. Перев. с французского. Памятники мировой эстетической и критической мысли. - М.: Художественная литература, 1970.

[5] См. там же.

[6] Михайлов А.Д. Поэзия и правда истории – М.: Лит. издат., 1991.

[7] Гревс И.М. Сен-Симон, его жизнь и мемуары. - Сен-Симон. Мемуары. т. 1. - М. -Л.: 1934.

[8] Петрышева (Чижова) О.В. Художественный портрет в «Мемуарах» Сен-Симона. // XV Пуришевские чтения. Всемирная литература в контексте культуры. М.: 2003. С. 308-309.

[9] Тартаковский А.Г. Русская мемуаристика XVIII - первой половины XIX в.: От рукописи к кн. - М.: Наука, 1991.

[10] Тэн И. Происхождение общественного строя современной Франции. – С-Пб.: Издание И.И. Билибина, 1880.

[11] Малов В.Н. Герцог Сен-Симон: человек и писатель / В. Н. Малов // Новая и новейшая история. – 2004. – № 3. – с. 191–202.

[12] Французские короли и императоры, под ред. Петера К. Хартманна; Ростов-на-Дону:  "Феникс", 1997.

[13] Малов В.Н. Герцог Сен-Симон: человек и писатель / В. Н. Малов // Новая и новейшая история. – 2004. – № 3. – с. 191–202.

[14] Борисов Ю.В. Фаворитки Людовика XIV // Новая и новейшая история. -  1991. - №4. - с. 111-137.

[15] 13.Шишкин В.В. Французский королевский двор и политическая борьба в конце XIV-первой трети XVII вв. – СПб: Санкт-Петербургский гос. ун-т, 1996.

[16] Тургенев А.И. Хроника русского. Дневники (1825-1826 гг.). - М. - Л.: Наука, 1964.

[17] Элиас Н. Придворное общество: Исследования по социологии короля и придворной аристократии, с введ.: Социология и история / Н. Элиас; Пер. с нем. А.П. Кухтенкова [и др.]. М.: Языки славянской культуры, 2002.

[18] Mandrou R. Louis XIV en son temps. – Paris, 1973. – P. 558.

[19] Гревс И.М. Сен-Симон, его жизнь и мемуары. - Сен-Симон. Мемуары, т. 1. М. - Л., 1934.

[20] Митфорд Н. Франция. Придворная жизнь в эпоху абсолютизма / Н. Митфорд. – Смоленск: Русич, 2003.

[21] Saint-Simon. Mémoires. 2 vol. – Moscou: Edition du Progrès, 1976. - Vol. I. - P. 270.

[22] Сен-Симон. Мемуары 1969-1701. – М.: Наука Ладомир, 2007.

[23] Тургенев А.И. Хроника русского. Дневники (1825-1826 гг.). - М. - Л.: Наука, 1964.

[24] Сен-Симон. Мемуары 1969-1701. – М.: Наука Ладомир, 2007.

[25]Там же, Т.1., стр. 36

[26] Там же, Т.1., стр.38

[27] Там же, Т.1., стр.67

[28] Там же, Т.1., стр.92

[29] Там же, Т.1. , стр.94

[30] Там же, Т.1. , стр.101

[31] Там же., Т.1., стр.124

[32] Там же, Т.2., стр.60

[33] Там же, Т.2., стр.61

[34] Там же, Т.2., стр.69

[35] Там же, Т.2., стр.70

[36] См. там же.

[37] Там же, Т.2., стр.70

[38] Там же, Т.2., стр.71

[39] Там же.

[40] Там же, Т.2., стр.74

[41] Там же, Т.2. стр.76

[42] Там же, Т.1., стр.227

[43] Там же, Т.1., стр.114

[44] Там же, Т.1., стр.241

[45] Там же, Т.2., стр.48

[46] Там же, Т.2., стр.297

[47] Там же, Т.2., стр.147

[48] Там же, стр.157

[49] Там же, стр.161

[50] Там же, стр.167

[51] Там же, стр.165

[52] O'Hara C. The philosophy of punk: More than noise. London; San Francisco; Edinburgh: AK Press, 1999

[53] Там же.

[54] Там же.

[55] Там же.

[56] Там же. Стр. 101

[57] Там же., стр.103

[58] Там же, стр.109

[59] Там же., стр.180

[60] Там же.

[61] Там же., стр.181

[62] Там же., стр.174

[63] См. там же.

[64] Там же, Т.2., стр.9

[65] Там же., стр.11

[66] Там же., стр.19

[67] Там же., стр.20

[68] Там же, стр.29

[69] Там же, стр.101

[70] Там же, стр.114-115

[71] Там же, стр.206

[72] Там же, стр.60

[73] Там же.

[74] Там же, стр.124

[75] Там же, стр.125

[76] Там же, стр.127

[77] Там же, Т.1., стр.138

[78] Там же.

[79] Там же, стр.316

[80] Там же.

[81] Там же, стр.316-317

[82] Там же, стр.320

[83] Там же.

[84] Там же, стр.321

[85] Там же, стр.324

[86] Там же.

[87] Там же, Т.2., стр.42

[88] Там же, Т.2., стр.179

[89] Там же, стр.414

[90] Там же.

[91] Там же, Т.1., стр.62

[92] Там же, стр.115

[93] Там же, стр.116

[94] Там же.

[95] Там же, Т.2., стр.123

[96] Там же, стр.117

[97] Там же, Т.2., стр.202

[98] Там же, Т.2. стр.167

[99] Там же, Т.2. ст.р172

[100] Там же, Т.2., стр. 76

[101] Там же, Т.1., стр.95

[102] Там же, Т.2., стр.198

[103] Там же, стр.200

[104] Там же, Т.2., стр.206

[105] Там же, Т.2., стр.75

[106] Там же, Т. 1.,  стр.76

[107] Там же.

[108] Там же, стр.91

[109] Там же, Т.1., стр.79

[110] Там же, Т.1., стр.107

[111] Там же, стр. 118

[112] Там же.

[113] Там же, Т.1., стр.452

[114] Там же, стр.414

[115] http://www.chem.msu.su/rus/teaching/sociology/dic.html


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.