Курсовая работа: Придворное общество Франции по мемуарам герцога Сен-Симона
Нашему исследуемому обществу
присуще было строгое иерархическое разделение, формальное (а иногда и не
формальное) статусное подчинение, высокая эмоциональность отношений и их
красочная психологическая окраска в виде "хорошо-плохо", "люблю-не
люблю" и т.д. Так же данному обществу можно приписать социальную
идентичность или идентификацию с фигурой короля. В концепции З. Фрейда, к
примеру, решающую роль в формировании личности ребенка играет его идентификация
с родителем того же пола, которая ведет к усвоению нравственных ценностей
родителей и формированию "сверх-я" (Суперэго) как внутреннего
механизма самоконтроля. Каждый индивид обладает несколькими различными
идентичностями, что порождает проблему личностной интеграции. Если личности не
удается решить эту проблему, возникает ситуация, получившая название кризиса
идентичности. В различных типах общественных систем идентификация личности
происходит по-разному. Для традиционных обществ характерна локальная,
малогрупповая идентификация (в семье, общине, касте и т.п.). В модерном
обществе уровень идентичности повышается - до классового, национального и
гражданского[115].
В нашей ситуации уровни идентичности повысился до самого высшего -
идентификации общества с королем, откуда так же идут все его, общества,
проблемы.
Общество Людовика можно назвать
социальной элитой, обладающие влиянием в обществе и силой над низшими его
слоями. С тем лишь отличием, что под элитой понимают людей, достигших наивысших
показателей в своей деятельности, обладающих интеллектуальным и моральным
превосходством над массой, наивысшим чувством ответственности, которыми данное
общество не обладает, но так как оно находиться действительно выше массы людей
и однозначно имеет чувство морального, хоть и не интеллектуального,
превосходства - то общество эпохи Людовика можно сравнить с социальной элитой,
причём с закрытой элитой, вхождение в которую крайне тяжело.
Интерес представляет небольшой
вопрос - считал ли Людовик процессы и само общество неправильным, неуместным во
время своего правления? Смею заметить, что нет. Всё, что он делал, он считал
правильным и делал до конца, все свои слова он говорил, свято в них веря и все
его действии были наполнены уверенностью и, с его стороны, уместностью. Считал
ли он обрядовую часть, к примеру, лишней и ненужной? Вряд ли, иначе он бы не
поленился и убрал её всю до конца. И так со всем в обществе. И, наверное, это
было правильно с его стороны - всегда нужно быть уверенным в себе, даже если
говоришь истинную глупость.
Можно было бы оценить данное
общество по его более или менее приближенность к шаблонному варианту, к
идеальному обществу и затем вынести вердикт, но в данном докладе всё делается
гораздо проще - вердикт Сен-Симона данному обществу прост: "Виновен!",
наш же доклад был построен на анализе общества по его мемуарам, а значит, и по
его вердиктам. С одним лишь отличием - виновен-ли, не виновен - ничего уже не
исправить, можно лишь надеяться, что последующие поколении не будут делать
ошибки прошлых лет.
"У Пушкина тоже были
долги и неважные отношения
с государством. Да и с женой
приключилась беда.
Не говоря о тяжелом характере...
И ничего. Открыли заповедник.
Экскурсоводов - сорок человек.
И все безумно любят Пушкина...
Спрашивается, где вы были раньше?.
.
И кого вы дружно презираете
теперь?."
Сергей Довлатов "Заповедник"
Что же в итоге представляют из
себя мемуары Сен-Симона и придворное общество, описанное в них? Одно ясно точно
- нет предела совершенства глупости человеческого разума.
"Поскольку властители
являют образ всемогущего на земле, надо, чтобы они по возможности и походили на
него. Бог - это бог порядка, который сказывается во всех вещах сотворенных. И
чем больше носители его земного образа стремятся походить на него, тем больше
нужно поддерживать порядок в делах собственных. Толпа (pobel) равняется скорее
на пример своего властителя, чем на законы. Если она находит полезный порядок в
его образе жизни, она будет следовать ему, чем и подвигается благополучие всей
страны. Ежели она в чем-то обнаруживает только сумятицу, то судит так, что-де
такой повелитель - ненастоящая копия оригинала (т.е. Бога). Пропадает
почитание, и страны могут стать жертвами хаоса. Оттого властители и создали
правила, коим следовать полагается придворному штату и к коим они сами
приспосабливаются". Золотые слова, не так ли? В них всё, всё, что можно
сказать об этом произведении и его основным мыслях.
Старые французские короли до ужаса
боялись заглушить уловками этикета свежий и свободный глас галльского
острословия. Они действительно переняли церемониал бургундского двора, но
позаботились оставить достаточно щелочек для непосредственного общения с
окружающими. Всякий владетельный двор являл собой закрытый мир, как в блестящем
Версале и мрачном Эскуриале, так и в замках немецких князьков, чуть не
лопавшихся от обезьянничанья. Этот мир простирался не вширь, а ступеньками. Его
надо представлять, как ступенчатую пирамиду: на самой вершине восседает
властелин, а по ступенькам карабкается вверх придворный люд, достигая лишь той
ступеньки, которая обозначена ему его титулом.
Но ведь Франция была и образцом
для других держав - в исследуемое время, например: покорный королю народ и его
безграничная власть, которую никто не думал оспаривать, поэтому впоследствии
авторы обращались так много к этой эпохе и представляли придворную жизнь как
нечто феерическое, вечный праздник и постоянный банкет.
Главная проблема, по мнению
Элиаса, определить, как повседневная культура: сумма взглядов, обычаев
привычек, ритуалов - заставляет повиноваться, сгибаться в поклоне, создает
особый тип отношения людей к власти. Многочисленные факты, которые традиционно
признавались незначительными ("фоновыми"), могут стать главными
"инструментами" властного господства. Укрепляя свою власть, Людовик
XIV использовал старинный образец "патримониальной монархии", когда
правитель устанавливает политическую власть в стране по образцу патриархальной
большой семьи. "Король-солнце" переехал из Парижа и устроил новый
центр королевской власти, огромный "дом короля", дворец в Версале. Современники
признали поступок короля мудрым и правильным. В XVIII веке авторы знаменитой
"Энциклопедии", просвещенные и либеральные, писали в ней, что король
постарался привлечь ко двору знатных дворян, которые привыкли находиться в
отдалении от Парижа, среди "народа, привыкшего им повиноваться".
Мы можем читать литературу и
верить, что Людовик и его общество были великолепным примером глубокого и
интересного этикета и церемониала, великолепных и умных людей, можем просто
обратить свой взор на истинное положение вещей и с отвращением отвернуться от
них, потому что общество Франции XVIII века, по крайней
мере в изображении Сен-Симона, не представляется мне чем-то, что нужно
прославлять и помнить всю жизнь. Это общество, которое только и ждёт, чтобы его
уничтожили и закопали в землю дабы больше не вспоминать.
Была ли это ошибка короля, или
самих людей - мы уже не узнаем. Да и надо ли?
Отсюда следует, что придворное
общество Франции по мемуарам Сен-Симона представляло собой закрытый круг людей,
живущих по своим собственным законам, выработанным королём и ему же
поклоняющихся, чтящих свои собственные традиции и стремящихся к одной цели,
сплочающих их всех - быть как можно ближе к королю и его кормушке. Общество
застоя, я бы сказала, в котором редко происходят новые процессы или важные
изменения, лишь смерть и рождение, изменение должностей и новые забавы. Общество
Людовика было зеркальным его отражением, по сути своей. Абсолютизм сделал своё
дело, абсолютизм может уходить. Но это общество бессмертно - оно никогда не
умрет и никогда не исчерпает себя, потому что каждый правитель формирует
общество, страну, людей ему подчиняющихся по своему образу и подобию и даже с его
уходом обществу ещё долго это аукивается, хоть и начало оно уже впитывать
удобрения последующего - и в итоге, через много сотен лет всё то же общество,
возможно уже на другом месте, но всё с теми же чертами лица, только стало их
больше и стали они разнообразнее - потому что общество с годами собрало в себе
их всех, всех оно помнит и всеми является так или иначе.
Наверное это и есть его истинное
лицо, наверное в этом есть и его прелесть и функция - быть как картой памяти,
на которой сохраняются документы с огромном количестве, или Интернет - в
котором сейчас, как в сборной солянке, есть всё, что только можно и оно в итоге
из всего этого и состоит - каждого по отдельности, по частям и крупинкам.
1.
Mandrou R. Louis XIV en son temps. - Paris, 1973
2.
O'Hara C. The philosophy of punk: More than
noise. London; San Francisco; Edinburgh: AK Press, 1999
3.
Агеев, М. Роман с кокаином. http://lib.ru/AGEEV/kokain. txt
4.
Борисов Ю.В. Фаворитки Людовика XIV // Новая и
новейшая история. - 1991. - №4. - с.111-137.
5.
Гинзбург Л.Я. Мемуары Сен-Симона. - Saint-Simon L. de. Memoires, т.I.М.,
1976.
6.
Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. - Л.: Ленинградское отделение,
1977.
7.
Гревс И.М. Сен-Симон, его жизнь и мемуары. - Сен-Симон. Мемуары, т.1.М. -
Л., 1934.
8.
Замятин Е. Я боюсь. Изд. "Наследие", 1999
9.
Кирнозе З.И. Культура и культурология. - Н. Новгород, 2002.
10.
Макаревич, А. Сам овца. http://obuk.ru/literature/14641-andrejj-makarevich.
- sam-ovca.html
11.
Малов В.Н. Герцог Сен-Симон: человек и писатель / В.Н. Малов // Новая и
новейшая история. - 2004. - № 3. - с. 191-202.
12.
Метерлинк Морис, Синяя птица, изд. "Художественная литература",
М., 1972
13.
Митфорд Н. Франция. Придворная жизнь в эпоху абсолютизма / Н. Митфорд. -
Смоленск: Русич, 2003.
14.
Михайлов А.Д. Поэзия и правда истории - М.: Лит. издат., 1991.
15.
Пастернак Борис. Быть знаменитым некрасиво. http://lib.rus. ec/b/77354/read#t341
16.
Пушкин, А.С. Из пиндемонти. http://feb-web.ru/feb/pushkin/texts/push10/v03/d03-336.
htm
17.
Петрышева (Чижова) О.В. Художественный портрет в "Мемуарах" Сен-Симона.
// XV Пуришевские чтения. Всемирная литература в контексте культуры. М.: 2003. С.308-309.
18.
Сен-Симон Луи де. Мемуары: Полные и доподлинные воспоминания герцога де
Сен-Симона о веке Людовика XIV и Регентстве. Избр. главы / Academia,
1934 под общей редакцией И.Т. Смилги - Т.1-2
19.
Сент-Бев Ш. Литературные портреты. Критические очерки. Перев. с
французского. Памятники мировой эстетической и критической мысли. - М.: Художественная
литература, 1970.
20.
Тартаковский А.Г. Русская мемуаристика XVIII - первой половины XIX в.: От
рукописи к кн. - М.: Наука, 1991.
21.
Тургенев А.И. Хроника русского. Дневники (1825-1826 гг.). - М. - Л.: Наука,
1964.
22.
Тэн И. Происхождение общественного строя современной Франции. - С-Пб.: Издание
И.И. Билибина, 1880.
23.
Французские короли и императоры, под ред. Петера К. Хартманна; Ростов-на-Дону:
"Феникс", 1997.
24.
Фрай Макс, Горе господина Гро. http://readr.ru/maks-fray-gore-gospodina-gro.html
25.
Шишкин В.В. Дворянское окружение Людовика XIII // Французский ежегодник.
- 2001. - №12. - с.12-15.
26.
Шишкин В.В. Французский королевский двор и политическая борьба в конце XIV-первой трети XVII вв. - СПб: Санкт-Петербургский
гос. ун-т, 1996.
27.
Элиас Н. Придворное общество: Исследования по социологии короля и
придворной аристократии, с введ.: Социология и история / Н. Элиас; Пер. с нем.А.П.
Кухтенкова [и др.]. М.: Языки славянской культуры, 2002.
28.
http://www.chem. msu. su/rus/teaching/sociology/dic.html
[1]
Митфорд Н. Франция. Придворная жизнь в эпоху абсолютизма / Н. Митфорд. –
Смоленск: Русич, 2003.
[2]
Малов В.Н. Герцог Сен-Симон: человек и писатель // Новая и Новейшая история. -
2004. - № 3. - С.15.
[3]
Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. – Л.: Ленинградское отделение, 1977.
[4]
Сент-Бев Ш. Литературные портреты. Критические очерки. Перев. с французского. Памятники
мировой эстетической и критической мысли. - М.: Художественная литература,
1970.
[5]
См. там же.
[6]
Михайлов А.Д. Поэзия и правда истории – М.: Лит. издат., 1991.
[7]
Гревс И.М. Сен-Симон, его жизнь и мемуары. - Сен-Симон. Мемуары. т. 1. - М.
-Л.: 1934.
[8]
Петрышева (Чижова) О.В. Художественный портрет в «Мемуарах» Сен-Симона. // XV
Пуришевские чтения. Всемирная литература в контексте культуры. М.: 2003. С.
308-309.
[9]
Тартаковский А.Г. Русская мемуаристика XVIII - первой половины XIX в.: От
рукописи к кн. - М.: Наука, 1991.
[10]
Тэн И. Происхождение общественного строя современной Франции. – С-Пб.: Издание
И.И. Билибина, 1880.
[11]
Малов В.Н. Герцог Сен-Симон: человек и писатель / В. Н. Малов // Новая и
новейшая история. – 2004. – № 3. – с. 191–202.
[12]
Французские короли и императоры, под ред. Петера К. Хартманна; Ростов-на-Дону:
"Феникс", 1997.
[13]
Малов В.Н. Герцог Сен-Симон: человек и писатель / В. Н. Малов // Новая и
новейшая история. – 2004. – № 3. – с. 191–202.
[14]
Борисов Ю.В. Фаворитки Людовика XIV // Новая и новейшая история. - 1991. - №4.
- с. 111-137.
[15]
13.Шишкин В.В. Французский королевский двор и политическая борьба в конце
XIV-первой трети XVII вв. – СПб: Санкт-Петербургский гос. ун-т, 1996.
[16]
Тургенев А.И. Хроника русского. Дневники (1825-1826 гг.). - М. - Л.: Наука,
1964.
[17]
Элиас Н. Придворное общество: Исследования по социологии короля и придворной
аристократии, с введ.: Социология и история / Н. Элиас; Пер. с нем. А.П.
Кухтенкова [и др.]. М.: Языки славянской культуры, 2002.
[18]
Mandrou R. Louis XIV en son temps. – Paris, 1973. – P. 558.
[19]
Гревс И.М. Сен-Симон, его жизнь и мемуары. - Сен-Симон. Мемуары, т. 1. М. - Л.,
1934.
[20]
Митфорд Н. Франция. Придворная жизнь в эпоху абсолютизма / Н. Митфорд. –
Смоленск: Русич, 2003.
[21]
Saint-Simon. Mémoires.
2 vol. – Moscou: Edition du Progrès, 1976. - Vol. I. - P. 270.
[22]
Сен-Симон. Мемуары 1969-1701. – М.: Наука Ладомир, 2007.
[23]
Тургенев А.И. Хроника русского. Дневники (1825-1826 гг.). - М. - Л.: Наука,
1964.
[24]
Сен-Симон. Мемуары 1969-1701. – М.: Наука Ладомир, 2007.
[25]Там
же, Т.1., стр. 36
[26]
Там же, Т.1., стр.38
[27]
Там же, Т.1., стр.67
[28]
Там же, Т.1., стр.92
[29]
Там же, Т.1. , стр.94
[30]
Там же, Т.1. , стр.101
[31]
Там же., Т.1., стр.124
[32]
Там же, Т.2., стр.60
[33]
Там же, Т.2., стр.61
[34]
Там же, Т.2., стр.69
[35]
Там же, Т.2., стр.70
[36]
См. там же.
[37]
Там же, Т.2., стр.70
[38]
Там же, Т.2., стр.71
[39]
Там же.
[40]
Там же, Т.2., стр.74
[41]
Там же, Т.2. стр.76
[42]
Там же, Т.1., стр.227
[43]
Там же, Т.1., стр.114
[44]
Там же, Т.1., стр.241
[45]
Там же, Т.2., стр.48
[46]
Там же, Т.2., стр.297
[47]
Там же, Т.2., стр.147
[48]
Там же, стр.157
[49]
Там же, стр.161
[50]
Там же, стр.167
[51]
Там же, стр.165
[52] O'Hara C. The philosophy of punk: More than noise. London; San
Francisco; Edinburgh: AK Press, 1999
[53]
Там же.
[54]
Там же.
[55]
Там же.
[56]
Там же. Стр. 101
[57]
Там же., стр.103
[58]
Там же, стр.109
[59]
Там же., стр.180
[60]
Там же.
[61]
Там же., стр.181
[62]
Там же., стр.174
[63]
См. там же.
[64]
Там же, Т.2., стр.9
[65]
Там же., стр.11
[66]
Там же., стр.19
[67]
Там же., стр.20
[68]
Там же, стр.29
[69]
Там же, стр.101
[70]
Там же, стр.114-115
[71]
Там же, стр.206
[72]
Там же, стр.60
[73]
Там же.
[74]
Там же, стр.124
[75]
Там же, стр.125
[76]
Там же, стр.127
[77]
Там же, Т.1., стр.138
[78]
Там же.
[79]
Там же, стр.316
[80]
Там же.
[81]
Там же, стр.316-317
[82]
Там же, стр.320
[83]
Там же.
[84]
Там же, стр.321
[85]
Там же, стр.324
[86]
Там же.
[87]
Там же, Т.2., стр.42
[88]
Там же, Т.2., стр.179
[89]
Там же, стр.414
[90]
Там же.
[91]
Там же, Т.1., стр.62
[92]
Там же, стр.115
[93]
Там же, стр.116
[94]
Там же.
[95]
Там же, Т.2., стр.123
[96]
Там же, стр.117
[97]
Там же, Т.2., стр.202
[98]
Там же, Т.2. стр.167
[99]
Там же, Т.2. ст.р172
[100]
Там же, Т.2., стр. 76
[101]
Там же, Т.1., стр.95
[102]
Там же, Т.2., стр.198
[103]
Там же, стр.200
[104]
Там же, Т.2., стр.206
[105]
Там же, Т.2., стр.75
[106]
Там же, Т. 1., стр.76
[107]
Там же.
[108]
Там же, стр.91
[109]
Там же, Т.1., стр.79
[110]
Там же, Т.1., стр.107
[111]
Там же, стр. 118
[112]
Там же.
[113]
Там же, Т.1., стр.452
[114]
Там же, стр.414
[115]
http://www.chem.msu.su/rus/teaching/sociology/dic.html
|