рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая работа: Информационное производство в расширенном общественном воспроизводстве

— Научно-технический центр «Информрегистр» — на электронных изданиях.

В системе НТИ представлен также один архив — Российский государственный архив научно-технической документации. Он специализируется на информировании о документах постоянного хранения научно-исследовательских, проектных, конструкторских, технологических организаций и предприятий.

Правительственным Положением предусмотрено налаживание научно-технического информирования и на региональном уровне. Здесь ведущими выступают региональные центры НТИ и Росинформресурса.

Работа в области НТИ финансируется государством, и это правильно, поскольку система государственная. Выдача информации в этом случае должна была бы осуществляться безвозмездно, тем не менее Положение предусматривает повторное возмещение, теперь уже самими потребителями, расходов на создание информационной продукции и оказание услуг. %

 

6.Развитие информационного производства в эпоху информационного общества

В определенное время (и в определенных условиях) развитие информационных потребностей и средств их реализации приводит к такой ситуации, когда становится очевидным, что одно только количественное наращивание все более совершенных средств информатизации не способствует достижению поставленных целей получения качественной, своевременной и достоверной информации и что необходимо качественное изменение информационных отношений, которое, в свою очередь, обусловит новое качественное состояние общества. Это новое состояние общества сейчас все чаще называют информационным обществом. Термин «информационное общество» впервые был использован в Японии в 1966 г. в докладе группы по научным, техническим и экономическим исследованиям. В докладе утверждалось, что для информационного общества характерно изобилие высокой по качеству информации и всех необходимых средств для ее распространения.

Информационное общество, по мнению И. С. Мелюхина, имеет три отличительные черты: во-первых, информация используется как один из экономических ресурсов с целью повысить эффективность производства, укрепить его конкурентоспособность, стимулировать инновации; во-вторых, информация становится предметом массового потребления; в-третьих, происходит формирование информационного сектора в экономике, который растет более быстрыми темпами, чем остальные.

Рассмотрим истоки концепции информационного общества.

Успешное применение ЭВМ в автоматизации производственных систем в США привело к появлению в 50-х годах XX в. в США представлений о возможности полного устранения человека из материального производства. В 60-х годах в США были разработаны первые версии технотронного постиндустриального общества, в котором все противоречия будут решены в результате социальной эволюции на основе новых технологий.

В 70-х годах стала формироваться концепция информационного общества (Д. Белл, О. Тоффлер, Г. Масуда и др.) — модификация версий постиндустриального общества. Основной смысл концепции информационного общества, сформулированной этими учеными, наиболее отчетливо выражается в следующем:

1. Большая часть населения развитых капиталистических стран букет занята в сфере так называемой информационной деятельности.

2. Высшей ценностью, главным продуктом производства и основным товаром становится информация.

3. Власть в обществе переходит в руки информационной элиты («демократов», «инфократов»),

4. Классовая структура общества лишается смысла, постепенно нивелируется и уступает место элитарно-массовой структуре. Исчезает пролетариат, а с ним и все противоречия, появляется «когнитариат» и новое компьютерное поколение свободных людей — «гомо интеллектус».

В 80-х годах XX в. исследования проблем информационного общества за рубежом значительно расширились. Следует отметить две характерные для этого периода тенденции: во-первых, широкое использование выдвинутых в предыдущие десятилетия концепций «научного общества» Ж. Фурастье, «новой технологии и организации» Дж. Гэлбрейта, «информационной техноструктуры» П. Дракера, «общества знания», «интеллектуальной технологии», «электронного общества» Д. Белла, «человеческой техники» Ж. Эллюля, «технотронного общества» 3. Бжезинского; во-вторых, определенную поляризацию мнений. Например, применительно к социальному аспекту одни теоретики считают информационное общество инструментом подавления демократии и свобод, другие же категорично утверждают, что оно — средство освобождения от государственных оков, а третьи доказывают, что любая технология, в том числе информационная, всегда нейтральна, а ее роль и значение, ее последствия определяются тем, в чьих руках она находится. С этой точки зрения заслуживает внимания определение информационного общества, данное Р. Брайтенштайном: «Промышленное общество тогда превращается в информационное, когда значение коммуникации между людьми превосходит роль промышленного производства».

В социальном аспекте информационное общество предоставляет широкие возможности для решения основной проблемы — проблемы занятости большинства трудоспособного населения общественно полезным трудом. С ростом производительности труда в материальном производстве занять людей в этом производстве оказывается все труднее, поскольку увеличиваются затраты ограниченных материальных ресурсов. Занятость людей в информационном производстве требует значительно меньших затрат материальных ресурсов. Это качественно изменяет приоритеты развития расширенного общественного воспроизводства при его переходе к информационному обществу. Если приоритеты в развитии расширенного воспроизводства в доинфор-мационном обществе задаются формулой «максимальное развитие материального производства при минимальном развитии информационного производства», то приоритеты в развитии информационного общества определяются формулой «бесконечное развитие информационного производства при минимальном развитии материального производства». В информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, поэтому возрастет спрос на знания.

Смена приоритетов в расширенном общественном воспроизводстве будет сопровождаться сменой приоритетов в потреблении. Если в доин-формационном обществе определяющим признаком высокого благосостояния человека являются объем и качество доступных ему материальных благ, то в развитом информационном обществе такими признаками будут объем и качество доступных ему информационных продуктов и услуг, то есть доступных ему информационных благ.

По мнению японских ученых, в информационном обществе процесс компьютеризации облегчит людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах.

В настоящее время существует несколько определений понятия «информационное общество». С точки зрения А. И. Ракитова, общество считается информационным, если:

— любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за соответствующую плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа и систем связи любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально значимых задач;

— в обществе производится, функционирует и доступна любому индивиду, группе или организации современная информационная технология;

— имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно убыстряющегося научно-технологического и социально-исторического прогресса;

— происходят радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг.

Можно выделить пять главных особенностей информационного общества.

Первая заключается в том, что в нем более 50 % населения занято в сфере информационных услуг. В ряде публикаций отмечается, что США стали информационным обществом в 1974 году.

Вторая особенность состоит в том, что в информационном обществе процессами высококачественного, системного создания, распространения, обмена и особенно потребления информации пронизаны все области жизнедеятельности, что эти процессы добровольно и активно осуществляются абсолютным большинством людей и, таким образом, на смену произвольному, хаотичному отношению к информации приходит массовое «информационное сознание (менталитет)». Обычными становятся «информационное поведение», «информационный образ жизни». Развивается и широко распространяется культура создания, обмена, потребления информации. Отношение общества, государства к информации выражается и в том, что уровень оплаты труда основной массы работников не оказывается ниже средней заработной платы в стране.

Третья особенность заключается в том, что общество обладает техническими средствами и экономическими ресурсами, позволяющими в любое время и везде обеспечивать наиболее полной и точной информацией всех граждан.

Четвертая особенность состоит в том, что информационному обществу присуща демократическая организация общественных отношений. В нем законодательно закреплена и реализуется свобода слова и печати, производства и распространения информации. В здоровом информационном обществе уровень общественного сознания очень высок, и государство не только не скрывает информацию от населения, а, напротив, стремится довести ее до каждого гражданина. При этом каждый человек имеет реальную возможность получить существующую организованную информацию, которую он ищет и запрашивает (за исключением той, доступ к которой ограничен законом).

И наконец, пятой особенностью является то, что в информационном обществе господствует гуманистическое общественное сознание, большинство граждан ценят и сохраняют права человека, превыше всего ставят общечеловеческие ценности.

В настоящее время практически все промышленно развитые страны выдвинули программы перехода к информационному обществу. Одним из первых такую программу приняло правительство США. По инициативе Клинтона — Гора был разработан план американской администрации в области национальной информационной инфраструктуры. Согласно этому документу, «информация становится одним из наиболее критических национальных ресурсов не только для сферы услуг, но и для производства, экономики в целом и для национальной безопасности страны». Усилия американского правительства не остались незамеченными и послужили импульсом для выработки странами Европейского сообщества государственной политики и программ по формированию информационного общества. В 1994 г. принята программа под названием «Европейский путь в информационное общество». В этом документе отмечается, что государства, которые первыми войдут в информационное общество, приобретут «...величайшие преимущества. Они будут определять условия для тех, кто будет за ними». Есть ли шанс на успех у новой России? Да, наша страна уже встала на путь информатизации. В 1999 г. правительством была примята «Концепция государственной информационной политики». В связи с этим необходимо отметить, что России для вхождения в информационное общество необходимо решить целый ряд проблем:

— отставание в развитии информационной инфраструктуры страны, включая недостаточное обеспечение средствами связи и телекоммуникаций, особенно неравномерность их распределения по регионам;

— недостаточное законодательное обеспечение процессов информатизации, слабое исполнение принятых законов, низкая информационно-правовая культура членов общества на всех уровнях;

— недостаточное внимание государственных структур к процессам информатизации общества;

— слабая финансовая поддержка научных исследований в области информатики.

Вместе с тем отмеченные препятствия не стали сильным тормозом для процессов информатизации. Он идет достаточно быстрыми темпами. Основными факторами, способствующими созданию в России информационного общества, являются:

— развитие высоких технологий и конкурентоспособного наукоемкого производства, требующее быстрых темпов роста информационных ресурсов, а также оперативных и надежных систем их распространения;

— создание условий для развития и удовлетворения информационных потребностей населения, которые сдерживаются сегодня низким уровнем доходов основной массы населения;

— разработка, принятие и исполнение нормативно-правовых актов, охватывающих все аспекты информатизации и обеспечивающих права и гарантии этих прав для каждого члена общества;

— активные усилия России по продвижению на мировой информационный рынок.

На современном этапе в основу информационных стратегий, разрабатываемых как в нашей стране, так и за рубежом, положена концепция устойчивого развития общества. Под информационной стратегией понимаются основные направления информатизации общества на базе совершенствования информационных систем, от эффективности которых в значительной степени зависят темпы развития науки и техники и степень их внедрения в производство. Долгосрочной стратегической целью государственной информационной политики является обеспечение перехода к новому этапу развития страны — построению информационного общества и вхождению страны в мировое информационное сообщество. Именно с этого момента начинается новый этап не только научно-технической, но и социальной революции.

 

7.Библиотека как участник информационного производства

Информационная индустрия, будучи основой информационного общества, оказывает большое влияние на все стороны его жизнедеятельности — политику, технологии, образование, коммуникативные отношения. Она воздействует и на библиотечную сферу. Библиотеке в информационном обществе отводится особая роль — из структуры, занимающейся хранением локальных информационных ресурсов, она превращается в огромный генератор человеческих знаний и становится одним из самых важных факторов в социокоммуникативной деятельности общества.

Библиотека, цель и смысл деятельности которой заключается в выполнении информационных процессов и подготовке информационных услуг, никогда не рассматривалась как производственная система. Однако, являясь местом концентрации информационных ресурсов, объединенной памяти человечества, местом сосредоточения методов структуризации и поиска знаний, библиотека в информационном обществе призвана направлять свои усилия на создание информационных продуктов и услуг, всеобъемлющих стратегий поиска, структурирования, использования и предоставления электронных ресурсов, интегрированного знания предшествующих веков, на производство упорядоченного знания.

Становление библиотечного производства в качестве самостоятельного и массового вида деятельности связано с процессом информатизации библиотек, который характеризуется активной компьютеризацией, внедрением автоматизированных информационно-библиотечных систем и использованием современных средств коммуникации для обработки и предоставления информации. Компьютеризация библиотек обусловила коренные преобразования в материально-технической базе библиотеки, в библиотечной технологии, а также способствовала изменению на этой основе методов и принципов организации труда.

Внедрение автоматизированных библиотечно-информационных систем стало качественно новым этапом в области развития библиотечного производства. Индустриальная обработка информационных ресурсов в автоматизированных информационных системах (АИС) потребовала наличия широкого спектра баз данных для обеспечения спроса и окупаемости затрат на создание и поддержание АИС, высокопроизводительной вычислительной техники и систем передачи данных, необходимых для обеспечения одновременного доступа большого количества пользователей к информационным ресурсам, в чем и заключается рентабельность АИС.

Активное использование индустриальных методов организации информационного производства привело к резкому расширению арсенала административно-управленческих методов, смене способа произведши, характера труда, к перестройке организационно-функциональных связей в структуре библиотеки, повысило требования к профессионально-квалификационному уровню кадров.

Следующим этапом развития библиотечного производства становится создание корпоративных библиотечных систем, которые дают возможность библиотекам выйти на новый уровень развития и требуют решения и задач обеспечения информационной, лингвистической, программной и технической совместимости автоматизированных библиотечно-информационных систем. Наличие коммуникационных каналов, автоматизированных информационно-библиотечных систем, информационных ресурсом, позволяющих создавать полноценные информационные продукты и услуги, дает возможность библиотекам в процессе создания корпоративных систем решать задачи интеграции, внедрения и сопровождения общего программного обеспечения проектирования и баз данных, а также хранения и использования общих информационных ресурсов.

Мировая информационная практика свидетельствует о том, что решительные изменения, связанные с компьютеризацией, а затем и автоматизацией библиотек, уже состоялись. Услуги, оказываемые корпоративными библиотечными сетями зарубежных стран, хорошо организованы, экономически жизнеспособны, широта их охвата растет и становится международной. Роль библиотеки как производственной системы, решающей задачи индустриальной обработки информационных потоков, возрастает, выдвигая на первый план проблемы гуманизации библиотечно-информационного производства.


ВЫВОДЫ

В процессе выполнения курсовой работы мы ознакомились и проработали следующие вопросы по теме «Информационное производство в расширенном общественном воспроизводстве»:

- политическая экономия как наука о расширенном воспроизводстве;

- особенностями использования информации в расширенном воспроизводстве;

- классификацией информационного производства: определением, классификацией, характеристикой основных элементов;

- основными этапами развития информационного производства;

- организацией информационной деятельности;

- развитием информационного производства в эпоху информационного

общества;

- библиотекой как участником информационного производства.


ЛИТЕРАТУРА

1. Артамонов Г.Т. Информатика: теория и практика (заголовки к книге) // НТИ. Сер. 1. - 1998. - № 1. - С. 29-34.

2. Бубекина Н.В. Экономические аспекты деятельности библиотек на современном этапе : метод, пособие. — М. : Либерея, 1999. — 87 с.

3. Бурый-Шмарьян О.Е. Наука — производство — информация. — Саратов, 1975. - 144 с.

4. Закутана Г.П., Иванкин В.И. Теоретические основы научно-информационной деятельности : учеб. пособие. — М., 1990. — 103 с.

5. Информационное пространство новых независимых государств / Ю.М. Арский и др. — Всероссийск. ин-т науч. и техн. информации РАН. — М. : ВИНИТИ, 2000. - 200 с.

6. Инфосфера : Информационные структуры, системы и процессы в науке и обществе / Ю.М. Арский, Р.С. Гиляревский, И.С. Туров, А.И. Черный. — М.: ВИНИТИ, 1996. -489 с.

7. Казанцева К.В. Научная организация информационной деятельности. — М.: Наука, 1985. - 156 с.

8. Короткевич Л.С. Государственная система научной и технической информации в СССР : итоги и уроки. — М.: ВИНИТИ, 1999. — 273 с.

9. Моргенштерн И.Г. Информационное общество : учеб. пособие. — Челябинск, 1996. — 97 с.

10. Положение о государственной системе научно-технической информации // Науч. и техн. б-ки. — 1997. — № 12. — С. 5-10.

11. Румянцева Н.Л. Информационные центры России, обрабатывающие и распространяющие научно-техническую информацию / ВНИИПИ. — М., 1997. - 26 с.

12. Современная информатика: наука, технология, деятельность / Р.С. Гиляревский, Г.3. Залаев, И.И. Родионов, В.А. Цветкова ; под ред. Ю.М. Арского. - М. : ВИНИТИ, 1998. - 220 с.

13. Тамбовцев В.Л. Пятый рынок: экономические проблемы производства информации. — М. : Изд-во МГУ, 1993. — 127 с.


Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.