Курсовая работа: Информационное производство в расширенном общественном воспроизводстве
— Научно-технический центр «Информрегистр» — на электронных изданиях.
В системе НТИ
представлен также один архив — Российский государственный архив научно-технической
документации. Он специализируется на информировании о документах постоянного
хранения научно-исследовательских, проектных, конструкторских, технологических
организаций и предприятий.
Правительственным Положением предусмотрено налаживание
научно-технического информирования и на региональном уровне. Здесь ведущими
выступают региональные центры НТИ и Росинформресурса.
Работа в области НТИ финансируется государством, и это правильно,
поскольку система государственная. Выдача информации в этом случае должна была
бы осуществляться безвозмездно, тем не менее Положение предусматривает
повторное возмещение, теперь уже самими потребителями, расходов на создание
информационной продукции и оказание услуг. %
6.Развитие информационного производства в эпоху
информационного общества
В определенное время (и в определенных условиях) развитие информационных
потребностей и средств их реализации приводит к такой ситуации, когда
становится очевидным, что одно только количественное наращивание все более
совершенных средств информатизации не способствует достижению поставленных
целей получения качественной, своевременной и достоверной информации и что
необходимо качественное изменение информационных отношений, которое, в свою
очередь, обусловит новое качественное состояние общества. Это новое состояние
общества сейчас все чаще называют информационным обществом. Термин
«информационное общество» впервые был использован в Японии в 1966 г. в докладе
группы по научным, техническим и экономическим исследованиям. В докладе
утверждалось, что для информационного общества характерно изобилие высокой по
качеству информации и всех необходимых средств для ее распространения.
Информационное общество, по мнению И. С. Мелюхина, имеет три
отличительные черты: во-первых, информация используется как один из
экономических ресурсов с целью повысить эффективность производства, укрепить
его конкурентоспособность, стимулировать инновации; во-вторых, информация
становится предметом массового потребления; в-третьих, происходит формирование
информационного сектора в экономике, который растет более быстрыми темпами, чем
остальные.
Рассмотрим истоки концепции информационного общества.
Успешное применение ЭВМ в автоматизации производственных систем в
США привело к появлению в 50-х годах XX в. в США представлений о возможности
полного устранения человека из материального производства. В 60-х годах в США
были разработаны первые версии технотронного постиндустриального общества, в
котором все противоречия будут решены в результате социальной эволюции на
основе новых технологий.
В 70-х годах
стала формироваться концепция информационного общества (Д. Белл, О. Тоффлер, Г.
Масуда и др.) — модификация версий постиндустриального общества. Основной смысл
концепции информационного общества, сформулированной этими учеными, наиболее
отчетливо выражается в следующем:
1. Большая часть населения развитых капиталистических стран букет
занята в сфере так называемой информационной деятельности.
2. Высшей ценностью, главным продуктом производства и основным
товаром становится информация.
3. Власть в обществе переходит в руки информационной элиты
(«демократов», «инфократов»),
4. Классовая структура общества лишается смысла, постепенно
нивелируется и уступает место элитарно-массовой структуре. Исчезает
пролетариат, а с ним и все противоречия, появляется «когнитариат» и новое
компьютерное поколение свободных людей — «гомо интеллектус».
В 80-х годах XX в. исследования проблем информационного общества
за рубежом значительно расширились. Следует отметить две характерные для этого
периода тенденции: во-первых, широкое использование выдвинутых в предыдущие
десятилетия концепций «научного общества» Ж. Фурастье, «новой технологии и
организации» Дж. Гэлбрейта, «информационной техноструктуры» П. Дракера,
«общества знания», «интеллектуальной технологии», «электронного общества» Д.
Белла, «человеческой техники» Ж. Эллюля, «технотронного общества» 3.
Бжезинского; во-вторых, определенную поляризацию мнений. Например,
применительно к социальному аспекту одни теоретики считают информационное
общество инструментом подавления демократии и свобод, другие же категорично
утверждают, что оно — средство освобождения от государственных оков, а третьи
доказывают, что любая технология, в том числе информационная, всегда
нейтральна, а ее роль и значение, ее последствия определяются тем, в чьих руках
она находится. С этой точки зрения заслуживает внимания определение
информационного общества, данное Р. Брайтенштайном: «Промышленное общество
тогда превращается в информационное, когда значение коммуникации между людьми
превосходит роль промышленного производства».
В социальном
аспекте информационное общество предоставляет широкие возможности для решения
основной проблемы — проблемы занятости большинства трудоспособного населения
общественно полезным трудом. С ростом производительности труда в материальном
производстве занять людей в этом производстве оказывается все труднее,
поскольку увеличиваются затраты ограниченных материальных ресурсов. Занятость людей
в информационном производстве требует значительно меньших затрат материальных
ресурсов. Это качественно изменяет приоритеты развития расширенного общественного
воспроизводства при его переходе к информационному обществу. Если приоритеты в
развитии расширенного воспроизводства в доинфор-мационном обществе задаются
формулой «максимальное развитие материального производства при минимальном
развитии информационного производства», то приоритеты в развитии
информационного общества определяются формулой «бесконечное развитие
информационного производства при минимальном развитии материального
производства». В информационном обществе производятся и потребляются
интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От
человека потребуется способность к творчеству, поэтому возрастет спрос на
знания.
Смена приоритетов в расширенном общественном воспроизводстве будет
сопровождаться сменой приоритетов в потреблении. Если в доин-формационном
обществе определяющим признаком высокого благосостояния человека являются объем
и качество доступных ему материальных благ, то в развитом информационном
обществе такими признаками будут объем и качество доступных ему информационных
продуктов и услуг, то есть доступных ему информационных благ.
По мнению японских ученых, в информационном обществе процесс
компьютеризации облегчит людям доступ к надежным источникам информации, избавит
их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки
информации в производственной и социальной сферах.
В настоящее время существует несколько определений понятия «информационное
общество». С точки зрения А. И. Ракитова, общество считается информационным,
если:
— любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой
точке страны и в любое время могут получить за соответствующую плату или
бесплатно на основе автоматизированного доступа и систем связи любую информацию
и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально
значимых задач;
— в обществе производится, функционирует и доступна любому индивиду,
группе или организации современная информационная технология;
— имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных
информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно
убыстряющегося научно-технологического и социально-исторического прогресса;
— происходят радикальные изменения социальных структур, следствием
которых оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг.
Можно выделить пять главных особенностей информационного общества.
Первая заключается в том, что в нем более 50 % населения занято в сфере
информационных услуг. В ряде публикаций отмечается, что США стали
информационным обществом в 1974 году.
Вторая особенность состоит в
том, что в информационном обществе процессами высококачественного, системного
создания, распространения, обмена и особенно потребления информации пронизаны
все области жизнедеятельности, что эти процессы добровольно и активно
осуществляются абсолютным большинством людей и, таким образом, на смену
произвольному, хаотичному отношению к информации приходит массовое
«информационное сознание (менталитет)». Обычными становятся «информационное
поведение», «информационный образ жизни». Развивается и широко распространяется
культура создания, обмена, потребления информации. Отношение общества,
государства к информации выражается и в том, что уровень оплаты труда основной
массы работников не оказывается ниже средней заработной платы в стране.
Третья особенность заключается в том, что общество обладает техническими
средствами и экономическими ресурсами, позволяющими в любое время и везде
обеспечивать наиболее полной и точной информацией всех граждан.
Четвертая особенность состоит в том, что информационному обществу присуща
демократическая организация общественных отношений. В нем законодательно
закреплена и реализуется свобода слова и печати, производства и распространения
информации. В здоровом информационном обществе уровень общественного сознания
очень высок, и государство не только не скрывает информацию от населения, а,
напротив, стремится довести ее до каждого гражданина. При этом каждый человек
имеет реальную возможность получить существующую организованную информацию,
которую он ищет и запрашивает (за исключением той, доступ к которой ограничен
законом).
И наконец, пятой особенностью является то, что в
информационном обществе господствует гуманистическое общественное сознание,
большинство граждан ценят и сохраняют права человека, превыше всего ставят
общечеловеческие ценности.
В настоящее
время практически все промышленно развитые страны выдвинули программы перехода
к информационному обществу. Одним из первых такую программу приняло
правительство США. По инициативе Клинтона — Гора был разработан план
американской администрации в области национальной информационной инфраструктуры.
Согласно этому документу, «информация становится одним из наиболее критических
национальных ресурсов не только для сферы услуг, но и для производства,
экономики в целом и для национальной безопасности страны». Усилия американского
правительства не остались незамеченными и послужили импульсом для выработки
странами Европейского сообщества государственной политики и программ по
формированию информационного общества. В 1994 г. принята программа под
названием «Европейский путь в информационное общество». В этом документе
отмечается, что государства, которые первыми войдут в информационное общество,
приобретут «...величайшие преимущества. Они будут определять условия для тех,
кто будет за ними». Есть ли шанс на успех у новой России? Да, наша страна уже
встала на путь информатизации. В 1999 г. правительством была примята «Концепция
государственной информационной политики». В связи с этим необходимо отметить,
что России для вхождения в информационное общество необходимо решить целый ряд
проблем:
— отставание в развитии информационной инфраструктуры страны,
включая недостаточное обеспечение средствами связи и телекоммуникаций, особенно
неравномерность их распределения по регионам;
— недостаточное законодательное обеспечение процессов
информатизации, слабое исполнение принятых законов, низкая
информационно-правовая культура членов общества на всех уровнях;
— недостаточное внимание государственных структур к процессам информатизации
общества;
— слабая финансовая поддержка научных исследований в области информатики.
Вместе с тем отмеченные препятствия не стали сильным тормозом для
процессов информатизации. Он идет достаточно быстрыми темпами. Основными
факторами, способствующими созданию в России информационного общества,
являются:
— развитие высоких технологий и конкурентоспособного наукоемкого
производства, требующее быстрых темпов роста информационных ресурсов, а также
оперативных и надежных систем их распространения;
— создание условий для развития и удовлетворения информационных
потребностей населения, которые сдерживаются сегодня низким уровнем доходов
основной массы населения;
— разработка, принятие и исполнение нормативно-правовых актов,
охватывающих все аспекты информатизации и обеспечивающих права и гарантии этих
прав для каждого члена общества;
— активные усилия России по продвижению на мировой информационный
рынок.
На современном этапе в основу информационных стратегий,
разрабатываемых как в нашей стране, так и за рубежом, положена концепция
устойчивого развития общества. Под информационной стратегией понимаются
основные направления информатизации общества на базе совершенствования
информационных систем, от эффективности которых в значительной степени зависят
темпы развития науки и техники и степень их внедрения в производство.
Долгосрочной стратегической целью государственной информационной политики
является обеспечение перехода к новому этапу развития страны — построению
информационного общества и вхождению страны в мировое информационное
сообщество. Именно с этого момента начинается новый этап не только научно-технической,
но и социальной революции.
7.Библиотека
как участник информационного производства
Информационная
индустрия, будучи основой информационного общества, оказывает большое влияние
на все стороны его жизнедеятельности — политику, технологии, образование,
коммуникативные отношения. Она воздействует и на библиотечную сферу. Библиотеке
в информационном обществе отводится особая роль — из структуры, занимающейся
хранением локальных информационных ресурсов, она превращается в огромный
генератор человеческих знаний и становится одним из самых важных факторов в социокоммуникативной
деятельности общества.
Библиотека, цель и смысл деятельности которой заключается в
выполнении информационных процессов и подготовке информационных услуг, никогда
не рассматривалась как производственная система. Однако, являясь местом
концентрации информационных ресурсов, объединенной памяти человечества, местом
сосредоточения методов структуризации и поиска знаний, библиотека в
информационном обществе призвана направлять свои усилия на создание
информационных продуктов и услуг, всеобъемлющих стратегий поиска,
структурирования, использования и предоставления электронных ресурсов,
интегрированного знания предшествующих веков, на производство упорядоченного
знания.
Становление библиотечного производства в качестве самостоятельного
и массового вида деятельности связано с процессом информатизации библиотек,
который характеризуется активной компьютеризацией, внедрением
автоматизированных информационно-библиотечных систем и использованием
современных средств коммуникации для обработки и предоставления информации.
Компьютеризация библиотек обусловила коренные преобразования в
материально-технической базе библиотеки, в библиотечной технологии, а также
способствовала изменению на этой основе методов и принципов организации труда.
Внедрение автоматизированных библиотечно-информационных систем
стало качественно новым этапом в области развития библиотечного производства.
Индустриальная обработка информационных ресурсов в автоматизированных информационных
системах (АИС) потребовала наличия широкого спектра баз данных для обеспечения
спроса и окупаемости затрат на создание и поддержание АИС,
высокопроизводительной вычислительной техники и систем передачи данных,
необходимых для обеспечения одновременного доступа большого количества
пользователей к информационным ресурсам, в чем и заключается рентабельность
АИС.
Активное использование индустриальных методов организации
информационного производства привело к резкому расширению арсенала
административно-управленческих методов, смене способа произведши, характера
труда, к перестройке организационно-функциональных связей в структуре
библиотеки, повысило требования к профессионально-квалификационному уровню
кадров.
Следующим
этапом развития библиотечного производства становится создание корпоративных
библиотечных систем, которые дают возможность библиотекам выйти на новый
уровень развития и требуют решения и задач обеспечения информационной, лингвистической,
программной и технической совместимости автоматизированных библиотечно-информационных
систем. Наличие коммуникационных каналов, автоматизированных информационно-библиотечных
систем, информационных ресурсом, позволяющих создавать полноценные
информационные продукты и услуги, дает возможность библиотекам в процессе
создания корпоративных систем решать задачи интеграции, внедрения и
сопровождения общего программного обеспечения проектирования и баз данных, а
также хранения и использования общих информационных ресурсов.
Мировая информационная практика свидетельствует о том, что
решительные изменения, связанные с компьютеризацией, а затем и автоматизацией
библиотек, уже состоялись. Услуги, оказываемые корпоративными библиотечными
сетями зарубежных стран, хорошо организованы, экономически жизнеспособны,
широта их охвата растет и становится международной. Роль библиотеки как
производственной системы, решающей задачи индустриальной обработки
информационных потоков, возрастает, выдвигая на первый план проблемы
гуманизации библиотечно-информационного производства.
ВЫВОДЫ
В процессе выполнения курсовой работы мы ознакомились и проработали
следующие вопросы по теме «Информационное производство в расширенном
общественном воспроизводстве»:
- политическая экономия как наука о расширенном воспроизводстве;
- особенностями использования информации в расширенном воспроизводстве;
- классификацией информационного производства: определением,
классификацией, характеристикой основных элементов;
- основными этапами развития информационного производства;
- организацией информационной деятельности;
- развитием информационного производства в эпоху информационного
общества;
- библиотекой как участником информационного производства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Артамонов
Г.Т. Информатика: теория и практика (заголовки к книге) // НТИ. Сер. 1. - 1998.
- № 1. - С. 29-34.
2. Бубекина
Н.В. Экономические аспекты деятельности библиотек на современном этапе : метод,
пособие. — М. : Либерея, 1999. — 87 с.
3. Бурый-Шмарьян
О.Е. Наука — производство — информация. — Саратов, 1975. - 144 с.
4. Закутана
Г.П., Иванкин В.И. Теоретические основы научно-информационной деятельности :
учеб. пособие. — М., 1990. — 103 с.
5.
Информационное пространство новых независимых государств / Ю.М. Арский и др. —
Всероссийск. ин-т науч. и техн. информации РАН. — М. : ВИНИТИ, 2000. - 200 с.
6. Инфосфера
: Информационные структуры, системы и процессы в науке и обществе / Ю.М.
Арский, Р.С. Гиляревский, И.С. Туров, А.И. Черный. — М.: ВИНИТИ, 1996. -489 с.
7. Казанцева
К.В. Научная организация информационной деятельности. — М.: Наука, 1985. - 156
с.
8. Короткевич
Л.С. Государственная система научной и технической информации в СССР : итоги и
уроки. — М.: ВИНИТИ, 1999. — 273 с.
9. Моргенштерн
И.Г. Информационное общество : учеб. пособие. — Челябинск, 1996. — 97 с.
10. Положение
о государственной системе научно-технической информации // Науч. и техн. б-ки.
— 1997. — № 12. — С. 5-10.
11. Румянцева
Н.Л. Информационные центры России, обрабатывающие и распространяющие
научно-техническую информацию / ВНИИПИ. — М., 1997. - 26 с.
12. Современная
информатика: наука, технология, деятельность / Р.С. Гиляревский, Г.3. Залаев,
И.И. Родионов, В.А. Цветкова ; под ред. Ю.М. Арского. - М. : ВИНИТИ, 1998. -
220 с.
13. Тамбовцев В.Л. Пятый
рынок: экономические проблемы производства информации. — М. : Изд-во МГУ, 1993.
— 127 с.
|