Курсовая работа: Информационное производство в расширенном общественном воспроизводстве
Развитие информационного производства было вызвано возрастающими
потребностями научно-технического прогресса по мере охвата им наряду с наукой и
техникой самого производства и процессов управления им. Рост этих потребностей
был связан с передачей информационной деятельности все большего числа рутинных
функций информационно-коммуникативного процесса, которые ранее выполняли сами
творческие работники. Теперь они стали пользоваться услугами информационного
производства, что, естественно, повысило требования к информационным продуктам
и услугам, к обеспечению тематической и проблемной полноты информации, ее географической
широты, а также видового (по видам документов) охвата.
Таким
образом, общественная потребность обусловила выделение информационного
производства в отдельный вид научного труда.
Информационное производство — это организационно оформленная
разновидность научного труда, которая заключается в сборе,
ана-литико-синтетической переработке, хранении и поиске закрепленной в
документах информации, а также в предоставлении этой информации всем нуждающимся
в ней в соответствующее время и в удобной для них форме. Однако определение
понятия «информационное производство» будет полным, если, помимо перечисленных
процессов, отнести к нему и деятельность по созданию новой информации, то есть
превращению научных знаний в научную информацию.
Итак, информационное производство представляет собой часть
общественного производства, связанную с подготовкой информационных продуктов и
услуг, направленных на удовлетворение определенной группы общественных
потребностей. Информационная деятельность предусматривает выполнение следующих
основных функций: сбор, переработка, хранение и поиск информации,
распространение информационных продуктов и услуг.
Историческую роль в оформлении информационного производства в относительно
самостоятельный вид деятельности сыграло наличие общественных потребностей в
обмене продуктами научно-технической деятельности. На ранних стадиях развития
науки и техники обмен осуществлялся в форме контактов производителей
научно-технических результатов и потребителей. По мере развития общественных
отношений, становления науки в качестве непосредственной производительной силы
стали обнаруживаться ограниченные возможности такого рода обмена. Возникла необходимость
специализации функции обмена. В настоящее время с помощью документальных
источников информации обеспечиваются передача во времени и пространстве
продукта информационного производства, его распространение среди потребителей.
Благодаря научно-информационной деятельности акт обмена продуктами
научно-технического творчества стал подразделяться на два этапа: этап документализации
научно-технических идей, то есть превращения новых научных знаний и технических
решений в научно-техническую информацию, и этап распространения, доведения этих
результатов до потребителя.
За трудом
исследователя, инженера, разработчика, производителя новых знаний и технических
решений начинается деятельность по документализации, оформлению
научно-технических результатов. Для специалистов в области документализации
предметом труда являются научно-технические знания и решения, а продуктом труда
— документ, первичная научно-техническая информация. Научно-технический
документ представляет собой материальный носитель, который содержит в себе
научное знание или техническое решение, предназначен для обмена результатами
научно-технической деятельности, передачи их во времени и пространстве от
производителя к потребителю и используется в различных сферах общественной
деятельности. К научно-техническим документам относятся статьи, книги, отчеты,
описания открытий и изобретений, диссертации и т. п.
Процесс обретения научно-техническим продуктом документальной
формы сопряжен с затратами живого и овеществленного труда по оформлению,
оценке, обработке и тиражированию научно-технических результатов. Превращением
научных знаний и технических решений в научно-техническую информацию занимаются
работники редакций, издательств, типографий. Степень участия ученых, инженеров
и разработчиков в подготовке, оценке и создании того или иного
научно-технического документа определяется видом информационного источника,
поступаемого в сферу обращения. Если научно-технический документ поступает в
сферу обращения в рукописном виде, то вклад информационных работников по его
созданию минимален по сравнению с подготовкой опубликованного
научно-технического документа. Рукописный документ подготавливается и
оценивается в основном в процессе НИОКР, тогда как на создание публикаций
затрачивается труд не только исследователей и разработчиков, но и
редакционно-издатель-ских и типографских работников. В сферу обращения в виде
непубликуемых (рукописных) материалов поступают в основном результаты
диссертационных исследований; в форме публикации — все виды научно-технических
произведений печати (научные статьи, книги, брошюры, тематические сборники и т.
п.). Рукопись работы, подготовленная научным работником для издания
типографским способом, передается автором в редакцию журнала или издательства.
В редакции (или до передачи в редакцию) она проходит процедуру оценки —
рецензирование, а после положительных отзывов рецензентов подвергается
редактированию. Высококвалифицированные редакторы, имеющие подготовку в
соответствующей области науки и техники, а также обладающие знаниями в области
лексики и стилистики, добиваются четкого изложения основной концепции автора,
правильного истолкования и использования терминов, достоверности приводимых в
работе фактов. После научно-литературного редактирования, вычитки рукописи и
подготовки экземпляра для печати, согласования объема тиражирования, размера
шрифта, формата набора, качества бумаги и т. п. рукопись передается в
типографию.
Полученные
таким способом источники первичной научно-технической информации
распространяются через книготорговую сеть, поступают в общественное и личное
пользование. Информационный поток, создаваемый только в отдельной области науки
и техники, огромен, а слежение за всеми публикациями даже по узкой
специальности сопряжено со значительными затратами времени. Поэтому в
научно-информационной деятельности существует отдельное звено, которое
занимается превращением научно-технических знаний в первичную
научно-техническую информацию. Выполняют эти функции специалисты по
аналитико-синтетической переработке информации. Предметом их труда являются
источники первичной научно-технической информации, а продуктом — вторичная,
третичная и другие виды метаинформации (рефераты, аннотации, переводы, обзоры,
библиографические описания и т. п.).
Аналитико-синтетическая переработка информации состоит в
редуцировании первичных информационных материалов, подготовке сообщений,
сигналов о первичных источниках и снижении информационного шума при
распространении научно-технических результатов. В процессе аналитико-синтетической
переработки первичной научно-технической информации не создается ни новых
научных знаний, ни новых технических решений. Вторичная и другие виды метаинформации
позволяют в компактной форме довести до потребителя сведения о полученных
результатах научно-технической деятельности. Заканчивается процесс
аналитико-синтетической переработки научно-технической информации выпуском
сборников вторичных источников информации. Деятельность по
аналитико-синтетической переработке информации направлена на сокращение времени
пoльзoвaтeлeJ на информационные процессы.
Первичные и вторичные источники информации появляются как продукты
разных видов труда: первичные — труда по производству и документализации,
вторичные — труда по аналитико-синтетической переработке и документализации.
Первичная информация, по определению, отражает познанные
закономерности свойства и явления, закономерности развития природы, общества и
мышления, вторичная же, хотя и имеет в качестве исходного объекта своего
отражения внешний мир, но отражает его посредством первичной информации. И если
первичная научно-техническая информация есть непосредственное отражение
объективной действительности, то вторичная научная информация есть информация
об информации, или отражение отражения.
В силу различия социально-экономических целей получения первичной
и вторичной информации последняя существует в отличном от первичной информации
виде. Вторичная информация существует в виде библиографий, аннотаций, рецензий,
рефератов, переводов, обзоров первичных источников. Исторически ранними формами
вторичной информации были библиографические описания, аннотации, более поздними
— рефераты, переводы, обзоры. В настоящее время наибольшую часть потоков
вторичной информации составляют рефераты и библиографии, распространяемые как
на бумажных носителях, так и в электронном виде. Объемы этих видов вторичной
информации настолько возросли, что по многим областям науки выпускаются свои
публикации — реферативные журналы. Вторичная информация, как и первичная,
поступает в обращение, публикуется и распространяется по тем же информационным
каналам, что и первичная. Первичные и вторичные источники информации поступают
в хранилища, где они классифицируются, кодируются, выдаются по запросам
потребителей.
В
информационном производстве используется информационная техника — технические
средства, способствующие повышению эффективности и качества информационных
услуг, удешевлению и ускорению информационного обслуживания. К ним относятся
технические средства сбора, хранения и передачи научно-технической информации,
устройства ввода и вывода, системы обработки данных, копировально-множительная
техника, средства реализации информационно-поисковых и информационно-логических
систем, современные электронно-вычислительные машины, полиграфическое оборудование.
Создание интегральных информационных систем позволило при однократном
индексировании и реферировании научных документов, преобразовании полученных
данных в машиночитаемую форму обеспечить использование одних и тех же
источников для удовлетворения разнообразных информационных потребностей. В
таких информационных системах успешно выполняются все основные виды
информационных работ: избирательное распространение информации, подготовка
сигнальной информации, издание реферативных журналов с указателями,
ретроспективный поиск и т. п.
Поскольку средства информатики вносят существенные изменения в
состав и содержание системы общественного производства, становятся ее органической
частью, постольку информатика, ее отрасли становятся частью организационной
структуры народного хозяйства, вносят существенные изменения в состав и
содержание ее компонентов.
Экономической наукой (отечественной и зарубежной) не выработано
единой трактовки понятия информационной сферы общественного производства. Для
ее обозначения используются различные термины: «информационная экономика» (information economy), «производство знаний»
(knowledge industry), «информационная
отрасль» (information industry) и др.
Автор концепции информационной отрасли как «производства знаний»
Ф. Махлуп определяет эту часть экономики в качестве совокупности различных
объектов, производящих знания, информационный товар и услуги как для себя, так
и для других. Он вводит новое понятие «сфера производства и распространение
знаний». Знание есть «что-то известное кому-то», а производство знаний — это
процесс, посредством которого «кто-то узнает что-либо, ему до того
неизвестное», даже если это известно другим.
«Производство знаний», по Ф. Махлупу, включает различные виды
человеческой деятельности, которые объединяются в пять групп: научные исследования
и разработки, образование, средства массового общения, информационные машины,
информационные услуги. В этом производстве заняты представители различных
специальностей: «творцы оригинальных знаний», анализаторы, передатчики,
преобразователи и интерпретаторы информации.
В 1977 г. в
США был завершен выпуск девятитомного издания под названием «Экономика
информации». Авторы этого исследования к информационной сфере экономики относят
восемь крупных отраслей: производство знаний, распространение знаний,
страхование, переработка и передача информации, информационные товары (от
авторучки до ЭВМ), отдельные виды деятельности правительственных учреждений,
здания, контрольное и деловое оборудование и мебель.
В конце 1970-х годов М. Порэт значительно усовершенствовал
концепцию информационной экономики и разработал методологию ее всестороннего
анализа. В основу своей концепции он вводит понятие «информационная
деятельность». Информация, по М. Порэту, есть данные, которые организуются и
передаются. Информационная деятельность включает все ресурсы, потребляемые в
производстве, обработке и распределении информационных товаров и услуг.
В информационной экономике как части национальной экономики М.
Порэт выделяет две сферы: первичную, включающую отрасли, для которых информационная
деятельность является определяющей, и вторичную, включающую отрасли, для
которых информационная деятельность является вспомогательной.
Первичная сфера информационной экономики производит товары и
услуги, связанные с производством, обработкой, распределением и передачей
информации. Эта часть экономики обеспечивает технологическую основу
информационных процессов и включает товары и услуги, которые непосредственно
переносят информацию (например, книги), а также прямо используются в
производстве, обработке и распределении информации (например, ЭВМ).
В первичную сферу информационной экономики М. Порэт включает
следующие виды деятельности: производство знаний и изобретательство;
распределение информации и связь; страхование; координационные отрасли; обработку
информации; производство информационных товаров; управленческую деятельность;
информационную структуру. Вторичная сфера информационной экономики охватывает
отрасли, в которых информационная деятельность осуществляется при производстве
«неинформационных» товаров и услуг.
Информационных работников М. Порэт подразделяет на следующие четыре
группы:
— производители информации, создающие новую информацию или
подготавливающие уже существующую для использования в удобной для потребителя
форме; научные работники, «сборщики» информации в научно-технической
деятельности, «производители» рыночной информации, консультативные организации;
— обработчики информации, получающие данные и реагирующие на
полученные данные: административный и управленческий персонал, персонал,
осуществляющий контроль и диспетчеризацию, клерки;
— распределители информации, занимающиеся передачей информации:
преподаватели, работники связи;
— информационная инфраструктура, включающая виды деятельности,
связанные с обслуживанием информационной технологии.
В
отечественной литературе уже высказывались предложения отнести те или иные виды
информационной деятельности к той или иной специфической отрасли народного
хозяйства. Так, например, академик В. М. Глушков в 1977 г., практически
одновременно с введением М. Порэтом термина «информационная экономика», ввел в
отечественную науку понятие «индустрия переработки информации», а К. В.
Казанцева называет информационными отраслями народного хозяйства
научно-информационную деятельность и системы научно-технической документации.
Что касается нашего подхода к решению названной проблемы, то мы
уже определили информационную экономику как информационную сферу народного
хозяйства. Видами информационной деятельности являются производство информации,
распределение и распространение информации, потребление информации,
обслуживание информационной деятельности.
Указанные виды информационной деятельности реализуют
информационные работники следующих обобщенных профессий: производители
информации; распределители и распространители информации, потребители
информации; работники, обслуживающие основную информационную деятельность.
Перечисленные виды информационной деятельности и профессий включают и более
«узкие» сферы деятельности и специальности.
Производители информации подразделяются на тех, кто:
— создает информацию;
— подготавливает уже существующую информацию для использования в
форме, удобной для потребителя;
— собирает и хранит информацию.
Распределители и распространители информации занимаются передачей
и предоставлением информации потребителям. Среди них можно выделить работников,
специализирующихся на передаче информации с использованием тех или иных видов
информации и связи.
Потребители информации получают информацию и реагируют на нее.
Работники обслуживающих видов информационной деятельности занимаются
обслуживанием информационной техники, информационной технологии и
информационных систем.
Та или иная совокупность видов информационной деятельности образует
те или иные специфичные виды информационного производства, которые могут
переплетаться как сферы деятельности внутри информационных и «неинформационных»
отраслей народного хозяйства.
В отраслевой
структуре информационного сектора народного хозяйства прежде всего выделяется
совокупность отраслей, где преобладающими (но не единственными) являются виды
деятельности, относящиеся к производству информации — отрасли информационного
производства. Причем в отраслях информационного производства в зависимости от
отношения тех или иных видов информационной деятельности к собственно
производству информации можно выделить три группы более специфических
информационных отраслей: производство информации как новых знаний; подготовка
существующей информации к использованию в удобной для потребителя форме;
накопление и хранение информации.
К первой группе информационных отраслей относятся такие
традиционные сферы деятельности, как идеология и политика, искусство, наука,
изобретательство и рационализация. Известно, что все эти виды информационной
деятельности представляют собой различные формы отражения действительности и
общественного сознания.
Ко второй группе отраслей информационного производства,
занимающихся подготовкой информации к потреблению (использованию), относятся
такие традиционные сферы деятельности и виды производства, как издательство и
полиграфия; радио-, теле-, кино- и фотопроизводство; проектирование и
опытно-конструкторская деятельность. Все эти информационные отрасли не создают
новой информации, однако с их участием производство информации получает
определенное завершение. Например, новое научное знание оформляется в виде
проектов и ОКР, новое знание в искусстве — в виде радио- или телепостановок,
кинофильмов, фоторабот и т. п.
Третья группа отраслей производства информации, занимающихся
накоплением и хранением информации, объединяет такие отрасли человеческой
деятельности и виды производства, как архивное и библиотечное дело, создание и
ведение различных информационных фондов и т. п. С их участием производство
информации получает также определенное завершение («продукция на складе»). Эту
«продукцию со склада» доводят до потребителя информационные отрасли, входящие в
состав следующей специфической совокупности отраслей первичного информационного
сектора — отраслей распределения и распространения информации. К этой совокупности
отраслей можно отнести такие традиционные сферы деятельности, виды производства
и отрасли народного хозяйства, как просвещение, образование, повышение
квалификации кадров и консультирование; почту, телефон, телеграф, телевидение;
театры и кинотеатры; систему научно-технической информации; книжную торговлю.
Отраслями — потребителями информации, относящимися к первичной
информационной сфере, являются управленческие структуры (включая аппараты
управления министерств, предприятий, объединений и организаций, входящих во
вторичный информационный сектор); политические и общественные институты; органы
кредитования и государственного страхования.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|