Славянское население
Среднего Поднепровья, происходившее от славян - носителей культуры
пражско-корчакского типа (поляне), хоронило умерших по обряду трупосожжения в
курганных насыпях. Когда на рубеже X-XI
вв. в связи с принятием христианства на смену кремации пришел обряд
трупоположения, это население стало хоронить умерших в основании курганных
насыпей. Другое славянское население Среднего Поднепровья (русь) имело
обряд ранних (с IX в.)
трупоположений в подкурганных грунтовых ямах, не связанный с
христианством и восходящий к ингумациям черняховской культуры, локализуемой как
раз на той территории, где в симбиозе с иранским этническим компонентом формируется
праславянское диалектно-племенное образование антов.
Связь между
черняховским обрядом трупоположения и подкурганными ямными погребениями IX-X
вв. подтверждает палеоантропология. Черняховские племена Среднего Поднепровья,
как и скифы, еще ранее обитавшие в этом регионе, и славяне, похороненные в подкурганных
ямных погребениях и в IX-X
вв., и в X-XII
вв.
относятся к одному антропологическому типу - мезодолихокранному узколицему.
Русь – ославяненный,
первоначально не славянский этноним, вошедший в обиход в славянском мире в
позднеримское время, когда в условиях славяно-иранского симбиоза формировались
анты.
Тогда же славянами были
восприняты и другие этнонимы иранского происхождения – анты, сербы, хорваты,
северы и другие. В период гуннского нашествия часть славян - носители этнонима
русь мигрировали в Среднее Поволжье, где создали именьковскую культуру. Через
три столетия они вынуждены были переселиться в Левобережноднепровский регион и
в район Киева и Канева на правом берегу Днепра, где представлены волынцевской
культурой. Место их проживания здесь фиксируется в летописях как Русская земля
(в узком значении). Поляне, расселявшиеся в Правобережье Днепра, постепенно восприняли
от своих соседей этноним русь («… поляне, яже ныне зовомоя русь»).
О том, что русы IX
в. принадлежали к славянскому этносу, свидетельствуют восточные авторы. Так, в
географическом сочинении Абдаллаха Ибн Хордадбеха «Книга путей и стран»,
написанным около 847 г., сообщается: «Что касается русских купцов – а они вид
славян – то они вывозят бобровый мех и мех черной лисицы и мечи из самых
отдаленных частей страны славян…». Это корреспондируется с данными
древнегерманских источников, из которых очевидно, что носители самоназвания «Русь»,
с которыми в IX в. имели дело в
Баварской восточной марке, говорили по-славянски и не позднее середины IX
в. в древнебаварский диалект была заимствована славяноязычная форма русь.
Русская земля.Еще
Н.М.Карамзин обратил внимание на то, что в древнерусских летописях Русью,
Русской землей именовались преимущественно киевские области Древнерусского
государства. Начиная с С.М. Соловьева историки пытались выяснить суть этой,
предположительно, первоначальной Руси. В настоящее время большинство историков
соглашается с выводами Б.А. Рыбакова о том, что Русская земля в узком
значении занимала левобережную часть Среднего Приднепровья, а на правобережье –
небольшой регион в округе Киева и нижнего течения Роси. Эта территория
полностью совпадает с ареалом волынцевской культуры с учетом исключения из него
ареалов роменской, борщевской и окской культур. Если северяне/северы дали свое
племенное название Северскому Донцу и Новгороду Северскому (главному городу
Северской земли), то вполне резонно предположить, что Русская земля в
первоначальном значении являлась землей славянского племени русь - носителя
волынцевской культуры, датируемой VIII-IX
вв.
Русский каганат IX
в. В первой половине IX
в. русы образовали свое государственное образование. Об этом говорят
свидетельства восточных, византийских и западноевропейских источников. Так, в «Книге
дорогих ценностей» середины IX
в. сообщается, что у русов «есть царь, называемый хакан руссов». О таком же
титуле правителя русов («падишаха русов зовут хакан руссов») сообщает автор
сочинения «Маджмал ат-таварих». В «Бертинских анналах»- официальной летописи
империи Каролингов – отмечен приезд в 839 г. ко двору императора Людовика –
сына Карла Великого – вместе с послами византийского императора послов некоего «народа
Рос, правитель которого называется каганом». Титул кагана (тюрк. хакан) был,
несомненно, позаимствован русами у своих соседей хазар и указывает на
становление в их земле ранней государственности с претензией на суверенитет и
равноправие с Хазарским каганом. Этот титул был унаследован князьями Киевской
Руси, так князь Владимир – креститель Руси – величался «великим каганом Русской
земли».
Растущее экономическое
развитие и международные торговые связи подтверждают нумизматические находки IX
в. Абсолютное большинство кладов куфических монет начального периода их
обращения в южной половине Восточной Европы приходится на земли Русского
каганата, идентичные ареалу волынцевской культуры. Подобных кладов вовсе нет в
обширном славянском ареале к западу от Днепра. На территории Хазарского
каганата они единичны, и говорить о денежном обращении здесь не приходится. В
кладах преобладают дирхемы, чеканенные в африканских центрах Арабского халифата
до 830-х гг. На основе африканских дирхемов (массой около 2,73 грамма) складывалась
древнейшая русская денежно-весовая система – в гривне IX-X
вв., имевшей вес 68,22 грамма серебра, содержится 25 кун, равными по весу
арабскому дирхему. Позднее в Восточной Европе получили хождения дирхемы
азиатской чеканки, которые весили уже около 2,85 грамма. Отсюда следует, что
зарождение древнерусской денежно-весовой системы связано с Русским каганатом,
сформировавшимся и экономически развившимся до 830-х гг. Благодаря устойчивости
торговых контактов Руси с Баварской восточной маркой, структура древнерусского
денежного счета IX в. была
заимствована в Баварии уже к рубежу IX-X
вв.
Отношения с Хазарским
каганатом. В Хазарском каганате, обособившимся от
Западно-Тюркского каганата в 650-х гг., власть кагана, всегда происходившего из
тюрского рода Ашина, была формальной. Фактическая власть была в руках хазарских
беков. На рубеже VIII-IX
вв. фактическую власть в каганате захватила хазарская верхушка, иудейского
происхождения и исповедующая иудаизм. Для подавления поднятого в 810-820-х
годах восстания устраненной от власти неиудейской знати – кабаров – правящая иудейская
элита на деньги богатой торговой иудейской общины привлекла кочевавших за
Волгой племена венгров (угров), которые в 822-836 гг. вторглись также и в
Причерноморье, а для борьбы уже с венграми – кочевые племена печенегов. В
ожесточенной гражданской войне были разрушены многие поселения и укрепленные
усадьбы кабаров в бассейне Дона. Набегам венгров подверглись также и соседние с
Хазарией области Русского каганата. Были уничтожены многие ремесленные центры,
в результате чего прекратилось ремесленное производство гончарной керамики,
свойственной волынцевской культуре. В ответ русы совершили нападение, описанное
в «Житии Стефана Сурожского», на города южного побережья Крыма от Корсуня до
Керчи, где проживали хазарские иудеи - караимы. В осложнившейся обстановке
хазары приступили к восстановлению разрушенных и постройке новых укрепленных
форпостов на западной границе каганата. Один из них – крепость Саркел – был построен
в 834 г. византийскими мастерами.
Отношения с Византией. Упомянутые
в «Бертинских анналах» послы кагана «народа Рос», вероятнее всего,
первоначально входили в состав посольства, направленного в Византию и о котором
нет никаких известий в византийских источниках. В 837-838 гг. Византия вела
безуспешную войну с арабами в Малой Азии и была заинтересована в хороших
отношениях с Хазарией и, естественно, не могла налаживать дружественные
отношения с ее врагами – русами. Не выполнив свою миссию скандинавские члены
посольства, по вполне понятным соображениям, решили оставить службу у русского
кагана и вернуться на родину, по пути куда они и были опознаны в ставке
Франкского императора как этнические шведы, что дало необоснованный повод
историкам – сторонникам норманнской теории, причислить весь «народ Рос» к
скандинавам. Вслед за безуспешной попыткой установить контакты с Византией
последовала военная акция Русского каганата в Препонтиде и Пафлагонии в Малой
Азии, о чем сообщает «Житие святого Георгия Амастридского». Эта акция,
по-видимому, была своеобразным ответом-местью за возведение византийскими
мастерами на Дону преграды в торговых сношениях руси со странами Востока.
В 860 г. русы совершают
нападение на столицу Византии - Константинополь. Это нападение стало масштабным
событием в византийской истории. Оно оставило заметный след среди
современников, было зафиксировано видными деятелями Империи. Так, в проповеди
патриарха Фотия, непосредственного участника этого события, сказано о русах: «народ,
насколько ранее невиданный, незнатный и по имени вплоть до нападения на нас
незнаемый, настолько он нам глыбу позора и поношений припечатал… незнаемый, но
от нападения на нас обретший имя и, незнатный, знатным оказавшийся, низкий и
бедствующий, но поднявшийся на блестящую высоту и к великому богатству, народ,
где-то далеко от нас поселившийся, варварский, бродячий, дерзость обретший в
оружии, неохраняемый, необузданный…». В письме римского папы императору
Михаилу III, датированном 865 г.,
содержался упрек за то, что враги, дойдя до стен Константинополя, натворили
множество бед, пленили немало людей, ограбили церкви и ушли неотомщенными.
Новейший анализ источников приводит к выводу, что русы испытывали настоятельную
необходимость отстоять свое место в системе государств, причем наиболее крупных
и сильных, обозначить свои интересы, предъявить свои претензии на международной
арене. Все это в условиях того времени можно было сделать, только
продемонстрировав свой воинский потенциал. Иначе не было никаких надежд на то,
что такие державы, как Византия, вступят с новым политическим образованием в
дипломатические (включая торговые) отношения.
Поход 860 г. вызвал
усиление дипломатической активности Византийской империи. В Хазарию было
направлено посольство-миссия св. Кирилла. Не позднее 867 г. византийский император
направил посольство к русам, чтобы добиться заключения мира и уговорить их
принять крещение. Примечательно, что в византийском рассказе о переговорах по
поводу крещения русов фигурирует народное собрание во главе со старейшинами,
которое обсуждает предложение византийцев и само принимает решение. В принятии
верхушкой русов христианской религии, по-видимому, нужно видеть упорядочение
общения с Византией, установление торговых контактов. Последний период в
истории Русского каганата остается туманным. Вероятно, что под натиском Хазарии
ослабленный интригами византийский послов-миссионеров Русский каганат мог
распасться на отдельные племенные части – племенные княжения.
В Киеве вскоре
появились Дир и Аскольд. Примечательно, что резиденция Аскольда и Дира находилась
в Угорском урочище недалеко от Киева, а не в самом городе. Видимо, их положение
было таким же, как и князя Рюрика в земле ильменских словен. В 882 г. Олег с
помощью хитрой уловки, выдав себя за купца, овладел городом. Очевидно, Киев в
то время был уже значительным торговым центром, пребывание иноземных купцов в
котором было ординарным явлением. Киевская Русь в последние десятилетия IX
в. стала наследницей Русского каганата.
Призвание
варягов. Начиная с первых древнерусских
летописцев установилась так называемая норманнская теория происхождения
Древнерусского государства, начало которому положило легендарное призвание
варягов. В настоящее время на основании последних археологических исследований
и тщательнейшего анализа всего комплекса древнерусских и зарубежных документов
норманнская теория признана ошибочной в своих основных положениях, вместе с
тем, отмечается значительный вклад варяжского, скандинавского компонента в историю
Киевской Руси.
Варяги. Первыми
варягами (warg – изгнанник,
изверженный из известного округа), возможно, были славяне южного побережья
Балтики, переселившиеся в Приильменье в VII-VIII
вв. и расселившиеся среди родственного, тоже славянского населения – потомками
первых славянских насельников края. Летописное сообщение «Новгородцы от рода
Варяжска, преже бо беше Словени», возможно, несет в себе историческую память о
них. В основном же варягами (викингами скандинавских саг) были искатели
богатств и славы, промышлявшие не столько обменной торговлей с приморским
населением (беормами скандинавских саг), сколько его грабежом. Варяг стал
означать разбойника, воина по преимуществу, дружинника (wrag
-
волк, разбойник, отсюда русское враг, warang
-
меч, wargus
-
воин, дружинник). Этнический состав варягов стал разноэтничным, состоящим, преимущественно,
из скандинавов. Варяги – не этническое, а профессиональное название. Исландские
саги сохранили память о «восточном» пути - от острова Готланд до устья Невы. Пройдя
«восточным» путем и далее по Неве, Ладоге и Волхову, варяги попадала в Старую Ладогу
или Холопье городище – первый торгово-дружинный центр на пути «из варяг в греки»,
где у местных западнофинских племен, вероятно, получили также и другое название
- русь (от древнескандинавского ruts-
гребец, участник морского похода, перешедшего в западнофинское routsi
-
швед). Исходя из того, что среди жителей Ладоги с ранней поры археологически
документируются словени ильменские, кривичи, скандинавы, местная чудь и балты, только
здесь и мог возникнуть своеобразный (ср., путь-дорога, германские немцы,
русские рашен) лексический симбиоз синонимов – варяги русь, поисками которых
безуспешно занимались и занимаются многие, начиная с Нестора – составителя
Повести временных лет.
Археологические
изыскания выявили скандинавское присутствие на обширнейшей территории севера
Восточной Европы в первой половине IX
в. лишь в Ладожском городище, во второй половине IX
в. - в Рюриковом, Сарском и Гдездовском городищах. При этом отмечается, что
основная масса населения этих торгово-дружинных центров имела местное славянское,
финское и балтское происхождение. Большее скандинавское присутствие
регистрируется более поздним периодом – концом IX
– началом X вв., что, естественно,
объясняется самим фактом призвания варяжского князя Рюриха.
Призвание варягов. Первые
древнерусские летописцы, повествуя о древнейших, почти легендарных для них
самих временах, о начале Русского государства, сообщают именно о призвании
варягов народным собранием, а не о варяжском завоевании племен севера Восточной
Европы (славяне, кривичи, чудь и весь «видеще великое настроение в земле своей,
прийдоше в чувство и совет сотвориша, еже избрати себе князя от иного рода»,
который бы владел нами и судил по праву). Основой призвания являлось
установление договорных отношений («наряда») княжеской власти и народного
собрания, возглавляемого старейшинами из родовой знати, получившей по договору
доступ к сбору дани и возможность использовать саму ситуацию сбора дани для
своего обогащения и возвышения. Князю полагался так называемый «дар»; к
примеру, князю Олегу в размере 300 гривен ежегодно; век спустя, князю Ярославу
– 2 000 гривен.
Общественно-историческое
действие, выразившееся в призвании варягов, заложило основы формирования в
Киевской Руси государственной системы коллективного управления – князя со своим
родом, знати и дружины, отличной от средневековой западноевропейской, а также
традиций вечевого строя Великого Новгорода и Пскова.
Летописный рассказ
вполне справедливо отмечает варяжское, скандинавское происхождение русской
княжеской династии. Современные историки все более стали склоняться к
мнению об историчности фигуры Рюрика, отождествляя его с Рориком
Фрисландским – датским конунгом, участвовавшим в некоторых набегах, а затем
словно исчезнувшим с исторической арены, в то же время, отмечая ошибки летописной
версии, - имена братьев Рюрика в действительности древнескандинавские слова,
обозначающие, что Рюрик пришел в землю словен со своей верной дружиной – «тру-вор»
и своим родом (домом) – «сине-хус».
Ядром образованного на
севере Руси протогосударственного образования стали земли ильменских словен с
резиденцией князя и его варяжской дружины на «Рюриковом городище» -
протогородском центре, располагавшемся на острове у выхода Волхова из Ильменя в
2 км от будущего Новгорода, на территории которого поселений IX
в. не выявлено. Народное собрание ильменских словен созывалось, вероятно, у
языческого святилища Перуна – центра наиболее почитаемого ильменскими словенами
языческого культа.
Начало образования
Новгорода связано с подготовкой князя Олега к походу на Киев в
882 г. В условиях предстоящего отсутствия княжеской власти началось сселение
лояльной князю родовой знати из ближних и дальних окрестностей к месту
проведения народого собрания вблизи святилища Перуна, приведшее к образованию
догородского поселения на месте будущего Людина конца Новгорода. Преобразование
догородской структуры в городскую связано с походами княгини Ольги на Лугу и
Мсту в 947 г., расширивших податную территорию Новгородской земли в северо-западных
и северо-восточных районах, что дало средства для новой планировки и
благоустройства города.
Образование Пскова. Археологическими
исследованиями на территории Пскова выявлены селения, с глубокой древности
последовательно заселенными аборигенами края, западнофинскими племенами и
кривичами. Во время, синхронное с призванием варягов, последнее из них,
погибшее в пожаре, сменяется протогородским поселением с характерной для
племенного центра структурой: укрепленное городище – Кром, с
административно-хозяйственными постройками и вечевой площадью, торгово-ремесленным
посадом и языческим святилищем. Псков как племенной центр псковских кривичей
образовался ранее 903 г., под которым впервые упомянут в Повести временных лет.
Городская планировка, оставшаяся практически неизменной в Средневековье,
сложилась в середине XI
в. и связана с деятельностью князя Ярослава Мудрого, основавшего в это же время
Юрьев (Тарту).
Древнерусское
государство – Киевская Русь в X
в.
В отличие от западных и
южных славян, создавших свои ранние государства на основе племенных союзов, как
например, Польша, Чехия, Сербия, Хорватия, или под определяющим воздействием
других этносов – Болгария, в землях восточных славян, разделенных
пространствами Восточно-Европейской равнины и имевших между собой диалектные языковые
различия и незначительные отличия в материальной и духовной культуре, благодаря
и вопреки внешним воздействиям, было создано единое Древнерусское государство –
Киевская Русь. Единая государственность консолидировала восточнославянские, а
также некоторые финно-угорские и балтские племена в единую древнерусскую
народность.
Значение термина
русь.К настоящему времени
историками накоплен большой материал, позволяющий проследить, как менялось
значение термина русь в древнерусских и современным им зарубежным
источниках.
Русьв значении социального термина, применяемого по отношению к княжеским
дружинникам, допустимо только для времени Рюрика. Так, сообщение Повести
временных лет о приходе на княжение Рюрика «со всей русью» Новгородская
летопись интерпретирует как «дружину многу».
В походе Олега на Киев
в 882 г. руси в составе войска не было; были «многи варяги, чудь, словени,
меря, весь, кривичи». И только после утверждения Олега в Киеве «варязи и
словени и прочи прозвашася русью». С вокняжением Олега в Киеве он, его род и
его варяжские, скандинавские, славянские и чудские дружинники восприняли этнонимрусь от предшествующего правящего русского рода и местного славянского
племени русов, подчеркивая законность и преемственность своего княжения как
князя русского рода. Так, в договоре с греками 911 г., дошедшего в летописном
изложении, сообщается: «Мы от роду Русского Карл, Ингелод … (далее
перечислены имена послов, имеющие, в основном, скандинавское происхождение),
посланные Олегом, Великим князем Русским, и всеми сущими под рукой его
(здесь подразумевается княжеский род и его дружина), великими и светлыми
князьями, светлыми боярами к вам…». Как видим, термин русь прибретает этно-социальный
признак, как принадлежность к правящему вгосударственном образовании
русоврусскому роду.