Контрольная работа: Восточные славяне
Значительные группы
черняховского населения были вынуждены, спасаясь от гуннского погрома, бежать
на новые места жительства. Результатом миграции славянской (антской) части
черняховского населения в Среднее Поволжье стало становление в конце IV
– начале V
вв. именьковской культуры. Выбор конечного региона этой
миграции объясним. Сюда, в Самарское Поволжье переселились еще в II-IV
вв. группы пшеворского населения из области Волыни, Верхнего
Поднестровья и Южного Побужья, спасаясь от готской экспансии. Земель с
плодородными почвами здесь было достаточно для того, чтобы принять новые группы
земледельческого населения. Этнос носителей именьковской культуры установлен
генетической связью ее с волынцевской культурой, славянская
принадлежность которой вне всякого сомнения.
В лесостепных землях
междуречья Днестра и Днепра (включая часть его левобережья) черняховское
население сохранилось после гуннского нашествия в большей степени и не покинуло
мест своего обитания. Более того, анты сохранили свою военно-политическую
организацию, но до распада гуннской державы подчинялись гуннским наместникам.
Например, Аттила поставил своего старшего сына Эллака повелителем акациров
(гуннского племени в Приазовье) и других причерноморских народов. В V-VII
вв.
в ареале черняховской культуры формируются новая культура – пеньковская, экономический
уровень которой был ниже черняховской. Создателями пеньковской культуры были в
основном потомки местного черняховского населения - анты, в среду которых
переселялись из более северных земель Поднепровья носители киевских древностей (балты
днепровской группы) и славяне, носители пражско-корчакской культуры.
После распада гуннской
державы по смерти Аттилы и переселения ряда германских племен началась великая
славянская миграция. Первая волна миграционного потока связана преимущественно
со славянами, выходцами из южного Повисленья, которых византийские истории VI
в. называют с(к)лавенами, а современные археологи - славянами пражско-корчакской
культуры, датируемой второй половиной V
– VII вв. и эволюционировавшей из южного
ареала пшеворской культуры. Дальнейшее развитие пражско-корчакской культуры
было неодинаково в разных землях. На Волыне и в Припятском Полесье в VII-VIII
вв.
в результате плавной эволюции на основе пражско-корчакских древностей
складывается лука-райковецкая культура, носителей которой можно
отождествлять с дулебами, названными в Повести временных лет. Славяне (венеты,
упоминаемые Иорданом) суково-дзедзицкой культуры, эволюционировавшей на
основе северной части пшеворской культуры, расселяются в области междуречья
Эльбы и Одера и на побережье Балтики – Польское Поморье.
Вторая волна
миграционного потока, частично, перекрывшая первую, связана со славянами – антами,
началась в связи с вторжением в Европу аваров в середине VI
в.
Нашествие аваров.
Авары (обры древнерусских летописей) – кочевые племена варов и хионитов
Северного Приаралья, вторглись в середине VI
в. в Северное Причерноморье. Подчинив болгарское племя кутригуров, кочевавших в
степях междуречья Дона и Днепра, и антов, и продвинувшись в Среднее Подунавье,
куда еще ранее расселились дулебы, авары создали мощное объединение –
Аварский каганат. В походах аваров на Византийскую империю участвовали и анты,
свидетельствуют об этом византийские источники. Кроме того, византийские
историки чаще всего называли антов, в последующем всех восточных славян,
аварами и даже гуннами, не делая между ними различия. С 602 г. в
византийских источниках не упоминается имя антов, что связано, скорее всего, с
распадом военно-племенного союза антов на отдельные племенные образования
хорватов, сербов, северов (упоминаемых в византийских источниках) и других
славян, среди которых, возможно, были русы.
Русы в Средней Европе. С
антской миграцией в Среднедунайский регион, которая в гунно-аварских походах достигла
Баварии, связано распространение этнонима ”русь”. Географические
названия, содержащие в своей основе этноним “русь” разрознено
фиксируются в Нижней и Верхней Австрии, в Штирии, окрестностях Зальцбурга и
Регенсбурга.
В вопросе идентификации
этнонимов русь и руги весьма важно сообщение в Раффельштеттенском
таможенном уставе 904/906 г. о двух славянских племенных группах –
богемов и ругов. Вполне очевидно, что богемы – это чехи. Под термином Rugi
в западноевропейских письменных памятниках X-XI
вв. всегда имеется в виду Русь. Вполне вероятно, что данная традиция имеет
более древние корни. Следовательно, и в уставе 904/906 г. под ругами
подразумевались русы, только не из далекого русского Поднепровья, а из соседних
с чешскими славянских земель. В округе Линца археологами выявлены славянские
поселения и могильники VII-XI
вв., а начиная с XI в. здесь получают
распространения антропонимы, производные от этнонима русь. Следовательно,
славяне именовались здесь русью. XI-XIII
вв. были завершающимся этапом ассимиляции славянского, а не
скандинавского, населения Баварии. Подобная картина наблюдается и в землях
полабских славян.
V-VII
веками завершается последний период праславянской истории. Расселение славян на
обширнейших пространствах, их активное взаимодействие с иноэтничным племенами
привели к культурной дифференциации славянского мира и членению единого
праславянского языка на отдельные славянские языки.
Однако не стоит видеть
в трех славянских группах Иордана – славянах, антах и венедах – прямое
отражение трехчленной дифференциации современного славянства (восточные,
западные и южные славяне). Существующее ныне трехчастное членение славянства
является продуктом не только праславянского периода, но и более позднего
исторического процесса.
Диалектное членение
восточнославянских языков. Племена, входившие в состав указанных
Иорданам славянских групп, участвовали в разное историческое время и при разных
условиях в этногенезе восточных славян. Об этом свидетельствуют и исследования
лингвистов, доказывающие образование диалектов восточнославянского языка
непосредственно из праславянского. Так, непосредственно из диалектов
праславянского языка образовались древненовгородские, древнепсковские
(кривичские) говоры и восточнорусские говоры Волго-Окского междуречья
северновеликорусского наречия. С другой стороны, диалектное членение
праславянского языка на говоры смоленско-полоцких кривичей, дулебов, антов
пеньковской культуры, славян Днепровско-Донского междуречья и Среднего Поволжья
завершилось образованием средневеликорусского и южновеликорусского наречий
великорусского языка, а также белорусского и украинского языков в гораздо более
позднее историческое время.
Восточные славяне в VIII-IX
вв
С VIII
в. наступает новый этап славянской истории, когда в результате сложных
миграционных пертурбаций и ассимиляционных процессов формируются средневековые
племенные объединения славян и складываются первые государственные образования.
VIII-IX
столетия были временем, когда продолжалось расселение славян, начало которому
было положено в V-VII
вв. Его усиливали и усложняли миграции в Восточную Европу с других частей
заселенного славянами ареала, заметно расширившегося и культурно изменившегося в
VI-VII
вв., а также вовлечение в миграционный процесс неславянского населения. Расселение
славян сопровождалось частичной ассимиляцией местных финно-угорских и балтских
племен (к V-VII
вв. можно отнести лишь только начало этого процесса). Местное население в
основной массе не покинуло мест своего обитания, однако их жизнь постепенно
изменялась вследствии заимствования хозяйственных и культурных традиций
переселенцев. Более быстро миграционные и ассимиляционные процессы протекали
среди племен, ведущих охотническо-собирательское и скотоводческое хозяйство.
При таком ведении хозяйства плотность населения невелика, поэтому
славяне-земледельцы без больших препятствий могли осваивать под пашни новые
земли.
Восточнославянские
племенные образования в VIII-IX
вв.
В
древнерусских источниках о восточнославянских племенных образованиях сохранились
лишь самые общие сведения. Современная историческая наука считает, что это были
неоднозначные единицы. Так, поляне, древляне, дреговичи и волыняне были территориальными
новообразованиями, сформированными в результате территориального обособления
праславянского племенного образования дулебов. С другой стороны, корни
кривичей, словен ильменских и руси уходят в праславянский период истории. Это
были этнографические и диалектные образования раннесредневекового славянства.
Кроме того,
оказывается, что территории древнерусских земель-княжеств XII
в. теснейшим образом связаны не с новообразованиями XII
в., а с этнографическими группами восточного славянства, история которых уходит
в праславянскую эпоху.
Племенные
образования севера Восточной Европы.
В Повести временных лет
на севере Восточной Европы обозначены славянские племена словен ильменских,
кривичей псковских, кривичей полоцко-смоленских (полочан и смолян), славян
Волго-Окского междуречья (славян меря и славян мурома) и финно-угорские племена
чуди, вожан, веси, меря, мурома, на территории расселения которых в XII
в. образовались Ростово-Суздальское, Смоленское, Полоцкое княжества,
Новгородская и Псковская земля. Особенность данного региона заключается в том,
что славянская (венедской праславянской диалектной группы) миграция осуществлялась
двумя потоками еще в праславянский период истории из региона Среднего
Повисленья (славянами пшеворской и вельбарской культуры) и Эльбо-Вислинского
междуречья (славянами суково-дзедзицкой культуры) на земли, заселенными
различными финно-угорскими (западнофинскими - культуры сетчатой керамики, на
северо-западе и поволжскофинскими – меря, мурома на северо-востоке региона) и
балтскими (восточными и днепровскими балтами) племенами. Особенность
общественного строя племенных образований заключалась в гораздо большей, по
сравнению с племенами юга, устойчивости родоплеменого строя.
Племенные
образования лесной зоны Днепровского правобережья.
Правобережные области
Среднего Поднепровья, от верхнего течения Западного Буга до поречья Днепра, в VIII-IX
вв. были заселены однородным славянским населением, принадлежащим к
пражско-корчакской культуре V-VII
вв. Это было праславянское диалектно-племенное образование, этническим именем
которого были дулебы. Расселившись на широкой территории, дулебы
дифференцировались на территориальные группы, разделенные широкими лесными и
болотистыми пространствами. Некоторая изолированность этих территориальных групп
со временем привела к их слабому этнографическому обособлению. Так, из единого
дулебского массива формируются племенные образования в верховьях Западного Буга,
Стыри и Горыни волынян (этноним образован от поселения Волынь, возникшем
в VIII-IX
вв.), в верховьях Южного Буга – бужан, в бассейнах Тетерева и Ужа - древлян,
(живущими за лесами – “в древах”), в киевском поречье Днепра - полян (от
“поле” – открытое, безлесое пространство), в Припятском Полесье – дреговичей
(живущими за болотами, по древнерусски “дрягвой”). Волыняне и дреговичи
освоили еще Брестское Побужье, где аборигеном было ятвяжское население. Этнографическая
территория расселения дулебской этноплеменной группировки можно отождествить с
исторической Киевской землей, включавшую Киевское, Турово-Пинское и
Волынское княжества XII в.
Племенные
образования юго-западной части Восточной Европы.
В междуречье нижнего
Днепра и Днестра, бассейнах Днестра и Прута, а также в Прикарпатье Повесть
временных лет локализует славянские племенные образования – хорватов,
тиверцев и уличей, сформировавшихся после распада праславянского
диалектно-племенное образование антов.
Тиверцы и уличи –
этнонимы территориального, а не энографического характера. Уличи (от
древнерусского ”улучье” – изгиб реки) первоначально расселялись в
поречье Днепра там, где Днепр делает изгиб. Под давлением печенегов они
переселились в конце IX
в. в Поднепровье южнее полян, а оттуда в первой половине X
в. – в нижнее Поднестровье. Тиверцы (этноним производный от древнего названия
Днестра – Тирас, по ирански “быстрый”) занимали области среднего и нижнего
Днестра. В конце IX – начале X
вв. под давлением печенегов они расселились в Верхнее Поднестровье и в
Закарпатье. В Закарпатье и на северо-востоке Румынии вплоть до настоящего времени
живут потомки тиверцев – русины.
Племенное объединение
хорватов или восточных хорватов (в отличие от хорватов, до настоящего времени
живущих на западе Балканского полуострова) в Прикарпатье, в верховьях Днестра
явилось основой Галицкого княжества XI-XII
вв., вошедшего позднее в состав Галицко-Волынского княжества.
Племенные
образования юго-восточной части Восточной Европы.
Левобережную часть
Поднепровья с верховьями Оки составляла Черниговская земля. Основу ее
населения составляли потомки крупного диалектно-племенного образования славян,
представленного в VIII-IX
вв. волынцевской культурой, сформировавшейся в результате миграции в
конце VII – начале VIII
вв. из Саратовского Поволжья славян именьковской культуры,
ассимилировавших славян-антов пеньковской культуры и днепровских балтов колочинской
культуры.
Основной территорией
волынцевской культуры являются в Левобережном Поднепровье - Подесенье с
бассейном Сейма и верховья Сулы, Псла и Ворсклы, и далее до верхнего течения
Северского Донца (где вплотную соприкасалась с территорией салтово-маяцкой
культуры Хазарии) и воронежского течения Дона; на правом берегу Днепра – районы
Киева и нижнее Поросье. На рубеже IV-V
вв. в этом регионе расселились малочисленные переселенцы из черняховского
ареала, в том числе славяне антской диалектно-племенной группы. До последних
десятилетий VII в. лесостепные земли
Днепровского Левобережья заселяли анты – носители пеньковской культуры. В конце
VII – начале VIII
вв. к ним на первых порах, вероятно, и подселялись переселенцы из среднего Поволжья
– славяне именьковской культуры, образованной мигрантами из черняховского арела
в конце IV – начале V
вв. Антское праславянское диалектно-племенное образование объединяло различные
племенные группы: антов, хорват, сербов, север и т.д., в том числе и
славянского племени русь - носителя волынцевской культуры, датируемой VIII-IX
вв.
В конце VIII
-
первой половине IX вв.
волынцевская культура постепенно трансформируется в Днепровском Левобережье в роменскую,
на Дону – в борщевскую, на верхней Оке – в окскую культуру. При
этом гончарная керамика, характерная для волынцевской культуры, выходит из
употребления в связи с прекращением работы центров по ее производству в
результате набегов венгров. Роменская, борщевская и окская культуры,
датируемые IX-X
вв. очень близки между собой, так как имеют общее основание - волынцевскую культуру
конца VII–IX
вв
Славяне роменской
культуры в IX-X
вв. вошли в племенное образование северян (в летописях часто “север”).
Этноним север иранского происхождения (seu
- “черный”). Наряду с восточнославянскими северянами известно южнославянское
племя север, вошедшее вместе со славенией Семи родов в состав Болгарского
ханства в конце VII в. По-видимому,
северами первоначально именовалась племенная группа ираноязычного населения, ассимилированное
славянами черняховской культуры, воспринявшими этот этноним.
Славяне окской культуры,
расселившись в верховьях Оки среди местного населения мощинской культуры,
сформировали племенное объединение вятичей.
Славяне борщевской
культуры, кроме верховьев Дона, в X-XI
вв. заселили еще Рязанское Поочье, заложив основы Рязанского княжества.
В IX-X
вв. в бассейне Сожа славянами волынцевской культуры было сформировано племенное
объединение радимичей, а в бассейне верховьев Оки - вятичей. Местное
балтское население в летописи названо этнонимом голяди.
Славяне в
Среднем Поволжье.
Первая немногочисленная
группа переселенцев с территории Волыни и Верхнего Поднестровья появилась в
Среднем Поволжье во II в. Следами их
проживания являются памятники славкинского типа. В III-IV
вв. в Самарском Поволжье распространяются поселения лбищенского типа,
возникновение которых связано с переселением черняховского населения, вызванном
второй волной готской экспансии в Причерноморье. Третья, самая мощная волна
миграции черняховского населения датируется концом IV
в. и связывается с гуннским нашествием в Европу. Большие массы переселенцев
осели в наиболее плодородных землях Среднего Поволжья от Самарской луки на юге
до нижнего течения Камы на севере и от средней Суры на западе до реки Ик на
востоке и создали именьковскую культуру. С миграцией черняховского населения
связано распространение в Среднем Поволжье пашенного земледелия. В настоящее
время этнос носителей именьковской культуры устанавливается генетической связью
ее с волынцевской культурой, имеющей славянскую принадлежность.
Именьковское население
– крупная культурно-племенная группировка славян – антов, переместившихся в
условиях гуннского нашествия из черняховского ареала на Среднюю Волгу.
В конце VII
в. с появлением на Волге воинственных кочевых орд тюркоязычных болгаров
значительная часть именьковского населения мигрировала в земли Днепровского
Левобережья, которые с рубежа IV-V
вв. заселяли анты – носители пеньковской культуры и балтские племена
колочинской культуры.
Впрочем, какая-то часть
именьковского населения не покинула Средневолжские земли, о чем свидетельствуют
археологические находки, имеющие именьковское происхождение, в культурных слоях
булгарского времени. О наличии в составе Волжской Болгарии славян сообщают
восточные источники. Так, арабский историк Ахмед ибн Фадлан, посетивший регион
средней Волги в 922 г. в составе посольства багдадского халифа, правителя
Волжской Болгарии хана Алмуша, происходившего из племени болгар, именует «царем
сакалиба», подвластные ему племена - болгар, эскель, баранжар и сакалиба, а
саму Волжскую Болгарию – страной «ас-Сакалиба». Термином ас-сакалиба, как
известно, восточные средневековые историки и географы называли славян. По
сообщению арабского историка и географа ал-Якуби в 40-50-х гг. IX
в. жители Дарьяльского ущелья обратились за помощью к властителям Византии («сахиб-ар-Рум»),
Хазарии («сахиб-ар-Хазар») и государства славян («сахиб-ас-Сакалиба»).
Славянское земледельческое население способствовало переходу болгар-тюрок к
оседлому образу жизни и быстрому созданию городской жизни Волжской Болгарии.
Весьма примечательно то, что территория последней соответствует отнюдь не
региону расселения болгар в VIII-IX
вв., а ареалу именьковской культуры.
Особенности
общественного строя, материальной и духовной культуры восточных славян
В отличие от других
племен, расселившихся в период великого переселения народов на территории
государственных образований и под воздействием их общественно-социальных,
материальных и духовных традиций в короткий исторический срок создавших свою
раннюю средневековую государственность, общественный строй восточных славян имел
устойчивые традиции родоплеменного общества праславянского периода, выдержавшие
испытания гунно-аварскими нашествиями, и, учитывая отдаленность и
обособленность от основных центров цивилизации, развивался до стадии
образования ранней государственности в более продолжительный исторический срок
и, в большей степени, с учетом внутренних особенностей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|