рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Франция как пример правового государства после Второй мировой войны

Летом и осенью 1953 г. после долгого перерыва вновь началось массовое крестьянскoe движение. Крестьяне требовали снижения налогов и установления справедливых закупочных цен на сельскохозяйственные продукты. Чтобы привлечь внимание к своим требованиям, они созывали массовые митинги и демонстрации, воздвигали заграждения на дорогах, останавливали движение транспорта.

Особенно активно действовали мелкие и средние виноделы и животноводы, ставшие главными жертвами роста налогов и снижения закупочных цен.

На юге и в центре Франции возникло движение лавочников и ремесленников, лидером которого стал бывший вышист, владелец писчебумажной лавки Пьер Пужад. Это движение отражало протест массы мелкой буржуазии против монополий, налогового гнета и давления бюрократического государственного аппарата, но оно было использовано реакционными силами Пужадисты осуждали вмешательство государства в экономику, нападали на правительство, на все политические партии, но особенно яростно на Коммунистическую партию. Они требовали разогнать парламент, ограничить демократические свободы, беспощадно подавлять движение колониальных народов[35].

Непосредственные результаты массового движения 1953 г свелись к небольшому повышению заработной платы (на 4%), по «августовский социальный взрыв» оказал глубокое воздействие на весь ход классовой и политической борьбы.

Подготовка к выборам проходила в атмосфере начавшейся разрядки международной напряженности и активизации демократических сил.

Потерпев поражение в Корее и Индокитае, империализм был вынужден отступить. Миролюбивая внешняя политика СССР находила все более и более широкий отклик. В июле 1955 г. в Женеве состоялось первое после окончания второй мировой воины совещание глав правительств четырех великих держав СССР, США, Великобритании и Франции, которое высказалось за развитие контактов между странами Востока и Запада между ними начались переговоры о разоружении, расширении экономических и культурных связей. В ряде капиталистических стран шел подъем рабочего движения, наметился поворот части социалистов к сближению с коммунистами[36].

При первых признаках смягчения международной напряженности, а также изменений в политике СФИО и других левых группировок, Французская коммунистическая партия приложила все усилия для того, чтобы преодолеть раскол рабочего и демократического движения.

После досрочного роспуска парламента она обратилась к социалистам с предложением создать избирательный блок, к которому могли бы присоединиться «все республиканцы». Руководство Социалистической партии отклонило это предложение Социалисты и большинство радикалов решили выступать на выборах совместно, в рамках так называемого «Республиканского фронта», который, в соответствии с традициями «третьей силы», провозглашал свое намерение бороться и против правых и против коммунистов. Кроме радикалов и социалистов в «Республиканский фронт» вошли «социальные республиканцы» (бывшие деголлевцы) во главе с Шабан-Дельмасом и близкая к радикалам группа «Демократический и социалистический союз Сопротивления» (ЮДСР), одним из лидеров которой был участник Сопротивления, левый политический деятель Франсуа Миттеран[37].

В итоге на выборах в январе 1956 г. выступили три крупные политические- силы: Коммунистическая партия, «Республиканский фронт» и правые во главе с МРП и «независимыми». Кроме того, в выборах приняли участие пужадисты, организовавшие «Союз защиты ремесленников и торговцев».

Коммунистическая партия предложила избирателям демократическую программу, отвечавшую интересам широких масс населения. Она требовала вывода французских войск из Алжира, Марокко, Туниса и проведения переговоров с полномочными представителями народов этих стран. Коммунисты отстаивали принцип мирного сосуществования, боролись за дружеские отношения с социалистическими странами, выступали за всеобщее разоружение и запрещение атомного оружия. Внутриполитические требования включали повышение заработной платы, пенсий и пособий; увеличение продолжительности отпусков, снижение налогов и предоставление кредитов мелким крестьянским хозяйствам и ремесленникам[38].

Внутриполитические требования «Республиканского фронта» предусматривали улучшение социального законодательства, повышение национального дохода и жизненного уровня трудящихся, обеспечение полной занятости и государственную помощь «средним классам».

Результаты выборов показали, что в настроениях масс произошел сдвиг влево. В конечном итоге ни одна группировка по-прежнему не имела абсолютного большинства в Национальном собрании. Единственная возможность для формирования устойчивого правительства, способного провести в жизнь демократическую программу, заключалась в союзе левых партий: компартии и «Республиканского фронта». Компартия предложила социалистам и радикалам совместно рассмотреть вопрос о формировании правительства всех левых сил, но партии «Республиканского фронта» отклонили это предложение и предпочли создать правительство меньшинства. Откат от сотрудничества с компартией предопределил хроническую неустойчивость всех последующих правительств Четвертой республики

Историк Молочанов Н.Н. в книге «Четвёртая республика» говорит о том, что в апреле 1958 г. во Франции начался очередной правительственный кризис. Поскольку «Республиканский фронт» к этому времени развалится, а все буржуазные партии были расколоты на ультраколониалистoв и нео-колониалистов, правительственный кризис затянулся почти на месяц. Этим решили воспользоваться ультраколониалисты в Алжире. Утверждая, что французские правящие круги якобы готовы «отказаться от Алжира» (т. е. предоставить Алжиру независимость), они подняли мятеж.

При первом известии о мятеже Коммунистическая партия призвала трудящихся к стачкам и демонстрациям. Она вновь предложила единство действий всем Левым силам. Тем временем президент Франции Р. Коти и другие политические деятели установили тайные контакты с де Голлем и готовили его возвращение к власти. 15 мая 1958 г де Голль впервые после 1953 г. выступил перед журналистами. Он заявил: «Сегодня, перед лицом вновь возникающих испытаний, пусть страна знает, что я готов облечь себя властью республики». В качестве предварительных условий де Голль требовал предоставления ему чрезвычайных полномочий и отмены конституции 1946 г.

Коммунистическая партия решительно выступила в защиту конституции и демократических свобод, но другие левые группировки не поддержали ее. Партии «новой левой» раскололись. Мендес-Франс и Миттеран выступали против передачи власти де Голлю, а Ги Молле вступил с ним в негласные переговоры[39].

Ги Молле и его сторонники утверждали, будто единство с коммунистами неизбежно приведет к гражданской войне с мятежниками, тогда как передача власти де Голлю может избавить Францию от этой участи. Социалистическая партия, «Форс увриер», ФКХТ отказались принять участие в забастовке в защиту республики, организованной Коммунистической партией и Всеобщей конфедерацией труда. В демонстрации протеста против мятежников, устроенной по инициативе компартии в Париже, участвовали социалисты и радикалы, однако официальное руководство этих партий категорически отказалось от дальнейших совместных действий с коммунистами.

28 мая 1958 г. Пфлимлен, заранее договорившись с де Голлем, подал в отставку. Президент республики Коти объявил, что он решил обратиться «к самому знаменитому из французов», генералу де Голлю — с предложением сформировать правительство «национального спасения». Коти угрожал подать в отставку, если парламент не утвердит полномочия де Голля. Все главные партии, за исключением коммунистов, поддержали де Голля. В состав его правительства согласились войти «независимые», члены МРП, несколько радикалов и два социалиста, и том числе генеральный секретарь СФИО Ги Молле[40].

1 июня 1958 г. генерал де Голль представил Национальному собранию программного декларацию своего правительства «Своеобразный человек, которому предстояло возглавить правительство, пожелал и необычной процедуры для вступления в свои новые обязанности». Он прибыл в Национальное собрание один, без сопровождения министров, огласил краткую декларацию (чтение которой заняло всего 8 минут), и немедленно покинул заседание, предоставив депутатам решать вопрос в его отсутствие.

Все это подчеркивало, что речь идет не об обычной смене правительства, а о серьезных переменах в политике. В программной декларации де Голль, сославшись на «деградацию государства», угрозу «раскола и, может быть, гражданской войны», обещал «попытаться еще раз привести к спасению страну, государство, Республику». Он требовал предоставить ему чрезвычайные полномочия и дать мандат на реформу конституции, которая сохранит «основу республиканского режима».

Большинством в 329 голосов против 224 Национальное собрание выразило доверие правительству де Голля. Его поддержали «независимые», члены МРП и РПФ, примерно две трети радикалов и около половины социалистов, последовавших за Ги Молле. Против голосовали коммунисты, половина социалистов, треть радикалов во главе с Мендес-Франсом и отдельные политические деятели, в том числе Ф. Миттеран. На следующий день правительство де Голля получило чрезвычайные полномочия и разрешение разработать проект новой конституции. После этого Национальное собрание было распущено «на каникулы» и более не собиралось[41]. Четвертая республика фактически перестала существовать.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что большое влияние на идейно-политическую эволюцию французской буржуазии оказали взгляды генерала де Голля и его сторонников, получившие наименование голлизма. В 1946 г. была принята конституция, которая воплотила в жизнь многие идеи конституционных проектов левых организаций Сопротивления. Она являлась одной из самых демократических конституций буржуазных стран. Ее характерной особенностью был широкий объем официально декларированных свобод и строгий контроль парламента над действиями правительства. Согласно конституции Франция провозглашалась «неделимой, светской, демократической и социальной Республикой». Помимо демократических прав, записанных в знаменитой Декларации прав человека и гражданина 1789 г., конституция 1946 г. добавляла «как особо необходимые в наше время» социальные права: право на труд, право на отдых, право на социальное обеспечение, право на образование. Торжественно декларировались равенство прав мужчины и женщины, право трудящихся на участие в руководстве предприятиями, право на профсоюзную и политическую деятельность, право на забастовку «в рамках законов». Но на деле интересы личности в деятельности государства не соблюдались, а именно реальное обеспечение прав и свобод личности, что является фундаментальным принципом правовой государственности.


ГЛАВА 2. ПЯТАЯ РЕСПУБЛИКА – ГОЛЛИСТСКИЙ И ПОСТГОЛЛИСТСКИЙ РЕЖИМЫ

2.1 Конституция 1958г

Конституция - основной закон страны. Она содержит в себе все основные правила и принципы устройства государства и его работы. По Конституции государства можно судить о степени его правового развития и о его приверженности принципам демократии.

Проект новой конституции был закончен в рекордно короткие сроки. 28 сентября 1958 года состоялся референдум, на котором была принята новая конституция. На все про все, от начала работы до проведения референдума, ушло примерно три с половиной месяца. 4 октября 1958 года новая Конституция была промульгирована и вступила в силу.

Опираясь на данные историка Сироткина В. Г. можно сказать, что текст Конституции Франции 1958 года состоит из очень краткой преамбулы и 95 статей, сведенных в 15 разделов. Также в текст Конституции были включены Декларация 1789 года и преамбула к Конституции1946 года. Дело в том, что именно в двух названных документах сформулированы основные права и свободы, а равно подтверждается принцип разделения властей.

Присоединение этих двух документов говорило о приверженности Франции фундаментальным принципам демократического государства. Поскольку во французском праве основные права и свободы сформулированы в качестве основополагающих принципов, то можно сделать вывод, что они не подлежат пересмотру или отмене законодателем. А орган конституционного надзора должен следить, чтоб прокламированные принципы (включая и разделение властей) не нарушалось текущем законодательством[42].

К числу основных принципов Конституция относит национальный суверенитет. Он принадлежит только народу и никакая отдельная личность или группа не могут присвоить себе его осуществление.

Осуществление национального суверенитета в соответствии с принципом разделения властей возлагается на три ветви власти. Принцип, закрепленный еще в ст. XVI Декларации прав человека и гражданина 1789 года, — нет конституционного строя, если нет разделения властей — не подлежащая пересмотру составная часть французского конституционного права.

ПРЕЗИДЕНТ. Центральное место в системе государственных органов Франции отведено президенту республики. Полномочия президента касаются самых важных сторон государственной жизни. Он глава государства. Он осуществляет верховное представительство страны во всех актах внутриполитической и международной жизни. Он обеспечивает соблюдение Конституции и нормальное функционирование государственных органов и преемственность государства. Он гарант национальной независимости, территориальной целостности и соблюдения международных договоров. Он возглавляет вооруженные силы страны. Президент Франции не несет политической, т.е. парламентарной ответственности[43].

Специфика положения президента в о Франции состоит в том, что в силу своих полномочий он как бы участвует в функционирование каждой из ветвей власти. И в то же время ни одну из них нельзя отождествлять с президентом или исключительно с президентом.

С 1962 года президент избирается на всеобщих прямых выборах. Президент избирается сроком на 7 лет. Ограничения в переизбрании во Франции не предусмотрено. Во Франции отсутствует пост вице-президента. В случае вакансии поста главы государства его обязанности временно исполняет председатель сената — верхней палаты парламента. Исполняющий обязанности несколько ограничен в своих полномочиях. Он не может, в частности, объявлять референдум, досрочно распускать Национальное собрание или проводить пересмотр Конституции.

Президент республики наделен обширными полномочиями. Часть из них он осуществляет самостоятельно, часть — совместно с другими государственными органами.

Наиболее существенные права президента.

·   Это, прежде всего, назначение премьер-министра.

·   Президент обладает правом досрочного роспуска Национального собрания — нижней палаты парламента. Правда предварительно он должен запросить премьер-министра и председателей палат, однако их мнение имеет лишь консультативный характер. Решение принимает президент.

·   Президент возглавляет вооруженные силы. Он председательствует в советах и в высших комитетах национальной обороны. Глава государства представляет страну в международных отношениях. Он ведет переговоры о заключении международных договоров и ратифицирует их.

·   Президент республики может по собственной инициативе ввести в действие механизм ст. 16 Конституции, предусматривающих использования чрезвычайных полномочий. В этом случае президент обязан запросить мнение премьер-министра, председателей палат парламента и Конституционного совета. (Этот механизм несколько раз использовал только генерал де Голль. В настоящее время все чаще идут разговоры об его отмене.

Президент республики обладает многочисленными иными полномочиями, которые также имеют весьма существенное значение, но осуществляются совместно с другими государственными органами.

·   Президент — активный участник законодательного процесса. Правительственные законопроекты обсуждаются в Совете министров, а председательствует на нем президент. Законодательные акты, одобренные парламентом, передаются для промульгации президентом. При этом может вернуть законопроект в парламент для повторного обсуждения, либо обратится за мнением Конституционного совета, если полагает, что данный акт в чем-то противоречит Конституции.

·   Президент республики обладает регламентарной властью, т.е. правом издания собственных нормативных актов.

·   Исполнительная власть во Франции, как и во всех иных странах со смешенной формой правления, имеет бицефальный, т.е. двойной характер. Она осуществляется и президентом и правительством. Президент участвует в осуществление всех наиболее значимых функций, которые закреплены за правительством.

·   Президент может принимать участие и в осуществлении некоторых функций судебной власти. Он назначает членов Высшего совете магистратуры и является его председателем. Данный орган осуществляет дисциплинарную власть в отношении судейских работников. Президенту принадлежит право помилования. Президент является гарантом судебной власти[44].

Статус и полномочия президента Французской Республики подтверждают, что данный институт нельзя однозначно отнести только к одной ветви власти. Впрочем, во Франции есть и другие институты, которые трудно уместить в застывшую схему. Таков, например, Конституционный совет, осуществляющий функции конституционного надзора, но не являющийся судебным учреждением.

Во Франции, как и во всех других демократических государствах, обеспечены самостоятельность и независимость судебной власти. Заметно сложней и противоречивей выглядят взаимоотношения между законодательными и исполнительными государственными органами[45].

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ. Носителем законодательной власти в Пятой Республике, хотя и с некоторыми оговорками относительно регламентной власти, является парламент. Парламент Французской Республики состоит из двух палат. Национального собрания (нижняя палата) и сената (верхняя палата). Нижняя палата является органом общенационального представительства. Она избирается путем всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосовании. Сенат формируется путем косвенных выборов. Его члены избираются по департаментам особыми коллегиями выборщиков.

Двухпалатную структуру (бикамеризм) оправдывают зачастую ссылкой на необходимость обеспечить действия системы сдержек внутри парламента. Согласно Конституции, закон считается принятым, если он одобрен обеими палатами в идентичной редакции. Если примирительная процедура не даст результатов и не последует согласия палат между собой, считается отклоненным. Но в случае подобных разногласий между палатами правительство может просить вынести Национальное собрание окончательное решение. К сказанному надо добавить, что именно Национальному собранию принадлежит решающее слово при окончательном утверждение бюджета. Только Национальное собрание может принять резолюцию порицания или отказать в доверии правительству. Все это говорит, что нижняя палата играет преимущественную роль при осуществлении парламентских функций, хотя формально равны при осуществлении законодательных функций. Считается, что преимущество нижней палаты не противоречит никаким демократическим принципам т.к. именно нижняя палата представляет общенациональные интересы, что подтверждает и порядок ее формирования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.