рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Франция как пример правового государства после Второй мировой войны

К числу необходимых реформ де Голль относил не только восстановление основных демократических свобод, но и частичную национализацию промышленности, государственный контроль над экономикой, систему социального страхования и условий труда, которая могла бы смягчить недовольство трудящихся.

Внешнеполитическая программа де Голля ставила вo главу угла проблему национальной независимости. В отличие от многих руководителей буржуазно-патриотических группировок Сопротивления, де Голль твердо отстаивал принцип национального суверенитета. Он выступал за союзные отношения с Англией и США, но вместе с тем указывал на необходимость союза с СССР, который де Голль со времен войны рассматривал как «некоторый противовес по отношению к англосаксонским странам»[22], гарантирующий независимость Франции.

Взгляды де Голля во многом напоминали идеи традиционного правого национализма, но вместе с тем заключали в себе существенный новый элемент. Раньше правые националисты были консерваторами, противниками социальных реформ, сторонниками невмешательства государства в управление экономикой. Де Голль, напротив, выступал с позиций «дирижизма» и буржуазного реформизма, порывая с консерваторами.

Историк Наумова Н.Н. отмечает, что возникновение голлизма и деятельность МРП показывали, что в среде французской буржуазии происходит поворот от традиционных консервативных взглядов к доктринам буржуазного реформизма и «дирижизма»[23].

Важнейшим событием внутриполитической жизни освобожденной Франции стали выборы в Учредительное собрание, которому предстояло подготовить новую конституцию. Содержание будущей конституции, а также вопрос о правах и полномочиях Учредительного собрания явились предметом упорной борьбы.

Коммунистическая партия и ВКТ предлагали предоставить Учредительному собранию широкие полномочия, в частности поручить ему наряду с подготовкой проекта конституции контролировать деятельность правительства. Партия радикалов требовала вообще не созывать Учредительного собрания, а восстановить действие ликвидированной правительством Виши конституции 1875г. Генерал де Голль рекомендовал ограничить полномочия Учредительного собрания и сделать вопрос о его созыве предметом всенародного опроса (референдума).

От имени Временного правительства де Голль внес проект, по которому будущее Учредительное собрание лишалось права контролировать текущую деятельность правительства, а срок его работы ограничивался семью месяцами. МРП, Социалистическая партия и правые группировки Сопротивления поддержали этот проект.

21 октября 1945 г. во Франции состоялись первые после освобождения всеобщие выборы и одновременно референдум по вопросу об Учредительном собрании. Выборы проводились в один тур до пропорциональной избирательной системе, в (соответствии с которой число депутатских мест, получаемых той или иной партией, должно быть прямо пропорционально числу собранных ею голосов. Возрастной ценз составлял 20 лет. Впервые право избирать и быть избранными получили женщины и военнослужащие. 96,4% избирателей высказались за отмену конституции 1875 г. и созыв Учредительного собрания. 66,3% избирателей согласились с проектом организации власти, предложенным де Голлем.

Таким образом, в отличие от довоенной системы, при которой голоса избирателей распылялись среди многих партий, три главные партии Учредительного собрания — коммунисты, социалисты и МРП — собрали почти 75% голосов[24].

С этого времени и до мая 1947 г трехпартийная система (т. е. сотрудничество трех основных партий) почти неизменно являлась основой для формирования многочисленных французских правительств.

Соглашение трех партий не распространялось на конституционные вопросы. МРП выдвинула свой собственный проект конституции, тогда как коммунисты и социалисты решили выступать совместно.

Благодаря участию коммунистов в правительстве французские трудящиеся добились немаловажных результатов в области социального законодательства. По инициативе министра труда А. Круаза был принят закон о восстановлении 40-часовой рабочей недели. Работа свыше 40 часов в неделю считалась сверхурочной и оплачивалась по повышенным расценкам. Вновь вводились 2-недельные оплачиваемые отпуска для рабочих и 3-недельные — для служащих. Под руководством М. Тореза был разработан статут шахтеров, а затем статут государственных служащих, охранявший интересы лиц этих профессий. Номинальная заработная плата работников промышленности и торговли к лету 1946 г. выросла на 80%, сельскохозяйственных рабочих — на 25%. Размеры пенсий и семейных пособий увеличились от 80% до 130%, хотя и продолжали отставать от роста цен. Была создана единая государственная система социального страхования, распространявшаяся на всех лиц наемного труда (кроме занятых в сельском хозяйстве). За ними закреплялось право на пенсии по старости (с 65 лет) и по инвалидности; право на пособия по болезни и по безработице. С целью стимулирования рождаемости вводилась система семейных пособий. Средства социального страхования составлялись, с одной стороны, из взносов рабочих и служащих (6% от заработка) и, с другой — из отчислений капиталистов (10% от суммы фонда заработной платы). Этими средствами распоряжались страховые кассы, правление которых избиралось теми, кто пользовался системой социального страхования[25].

Канинская Г.Н. и Наумова Н.Н. в книге «Борьба классов и партий во Франции в годы IV республики» говорят о том, что борьба вокруг конституционных вопросов особенно обострилась, когда в нее включился генерал де Голль. В июне 1946 г. он выступил в г. Байе с речью, в которой потребовал создания «сильной власти». Де Голль предлагал учредить пост неподотчетного парламенту президента — главы государства, обладающего самыми широкими полномочиями. Президент должен был возглавлять правительство, назначать и смещать министров, (командовать вооруженными силами, руководить внешней политикой, иметь право роспуска Национального собрания и служить арбитром в политических разногласиях[26].

Проект «сильной власти» вызвал резкую критику со стороны демократических сил. После длительных дискуссий второе Учредительное собрание отвергло эту идею. Пойдя навстречу требованиям МРП, оно внесло в новый проект конституции положение о двухпалатном парламенте, но подтвердило светский характер государства и сохранило контроль Национального собрания над деятельностью президента и правительства. Новый проект поддержали все партии трехпартийной коалиции.

13 октября 1946 г. состоялся второй референдум, в результате которого большинство избирателей одобрило этот проект. В декабре 1946 г. новая конституция официально вступила в силу[27].

Французская конституция 1946 г. воплотила в жизнь многие идеи конституционных проектов левых организаций Сопротивления. Она являлась одной из самых демократических конституций буржуазных стран. Ее характерной особенностью был широкий объем официально декларированных свобод и строгий контроль парламента над действиями правительства. Согласно конституции Франция провозглашалась «неделимой, светской, демократической и социальной Республикой». Помимо демократических прав, записанных в знаменитой Декларации прав человека и гражданина 1789 г., конституция 1946 г. добавляла «как особо необходимые в наше время» социальные права: право на труд, право на отдых, право на социальное обеспечение, право на образование. Торжественно декларировались равенство прав мужчины и женщины, право трудящихся на участие в руководстве предприятиями, право на профсоюзную и политическую деятельность, право на забастовку «в рамках законов».

По настоянию левых сил в конституцию 1946 г. были включены статьи, предусматривавшие возможность серьезных социально-экономических преобразований. В частности, указывалось, что всякое имущество или предприятие, эксплуатация которого приобретает черты фактической монополии, должно стать коллективной собственностью. Согласно конституции Франция обязывалась избегать «всякой системы колонизации, основанной на произволе», обещала «не предпринимать никаких войн с целью завоевания и никогда не употреблять своих сил против свободы какого-либо народа». Наименование «Французская империя» заменялось термином «Французский союз». Провозглашалось равенство прав и обязанностей населения Франции и населения колониальных и зависимых стран, входивших в этот союз.

Высшим органам государственной власти по конституции 1946 г. являлся парламент, состоявший из Национального собрания и Совета республики. Только Национальное собрание, избираемое всеобщим, прямым и равным голосованием, могло издавать законы. Совет республики, избираемый косвенным голосованием, мог лишь отсрочить принятие закона и направить его на повторное рассмотрение в Национальное собрание. Правительство несло ответственность перед Национальным собранием и по его требованию обязано было уходить в отставку. Президент республики избирался парламентом, и все его акты нуждались в утверждении правительством[28].

Таким образом, в целом конституция 1946 г. носила буржуазно-демократический характер. Провозглашенные в ней свободы ничем не гарантировались и на деле нередко не соблюдались. Тем не менее, провозглашение этих прав создавало известную преграду для произвола властей и облегчало борьбу рабочего класса. Сохранение контроля выборного Национального собрания над президентом и правительством также создавало препятствия для злоупотреблений государственной властью.

1.2 Наступление реакции и раскол рабочего и демократического движения

С вступлением в силу Конституции 1946 г. закончился Временный режим. Начался 12-летний период Четвертой республики. В ноябре 1946 г. состоялись первые выборы в Национальное собрание Четвертой республики, а в декабре — выборы в Совет Республики. Они ознаменовались новым успехом ФКП.

После избрания в январе 1947 г. президентом социалиста Венсана Ориоля однопартийное правительство Блюма уступило место коалиционному правительству социалиста Рамадье, в которое вновь вошли коммунисты, социалисты, члены МРП, а также представители радикалов и близких к ним групп. Председателем Национального собрания стал Эррио, Формирование предусмотренных Конституцией высших органов власти завершилось[29].

Первые годы Четвертой республики совпали с распадом антифашистской коалиции и резким обострением международных отношений, получившим название «холодной войны».

В ходе «холодной войны» окончательно сложилась биполярная (двухполюсная) система мира. Ее главной чертой было противостояние СССР и США, в которое оказались втянуты и многие другие государства, в том числе Франция. В обстановке «холодной войны» перешли в наступление французские правые, которые потребовали устранить коммунистов из правительства и проводить жесткий курс по отношению к СССР. Часть бывших участников движения Сопротивления продолжала сотрудничать с коммунистами, но другая, гораздо более многочисленная, — заняла антикоммунистические позиции и начала сближаться с бывшими вишистами.

Арзаканян М.Ц. в своей книге «Де Голль и голлисты на пути к власти» пишет: «В апреле 1947 г. генерал де Голль объявил о создании новой политической организации — «Объединения французского народа» (РПФ). Руководители РПФ — де Голль и его соратники военного времени, которых прозвали «баронами голлизма» (Жак Сустель, Мишель Дебре, Жак Шабан-Дельмас и др.), — утверждали, что их организация не является обычной политической партией, а представляет собой широкое народное объединение, созданное в соответствии с традициями Сопротивления. Они обвиняли все другие политические партии в том, что их борьба «парализовала государство», требовали отмены Конституции 1946 г. и создания «сильной власти» в лице независимого от партий президента»[30].

С началом «холодной войны» обострились разногласия внутри трехпартийной коалиции. Несмотря на возражения министров-коммунистов, правительство Рамадье шаг за шагом отступало от программы трехпартийной коалиции и склонялось на сторону англо-американского блока. 4 марта 1947 г. в Дюнкерке был подписан англо-французский договор о взаимной помощи сроком на 50 лет. Формально договор был направлен против угрозы агрессии со стороны Германии, но фактически он стал важным шагом на пути присоединения Франции к англо-американскому блоку.

Конфликт между партиями трехпартийной коалиции достиг апогея весной 1947 г., когда к разногласиям по вопросам внешней и колониальной политики добавились разногласия по социально-экономическим вопросам. 25 апреля 1947 г. рабочие национализированного автомобильного завода «Рено» объявили забастовку с требованием повысить заработную плату. Министры-коммунисты поддержали рабочих, а остальные партии правительственной коалиции, сославшись на необходимость борьбы с инфляцией, выступили против повышения зарплаты. Нормальным способом разрешения разногласий была бы отставка правительства, но Рамадье избрал другой путь. 5 мая 1947 г. он опубликовал декрет об исключении из правительства министров-коммунистов, обвинив их в нарушении «министерской солидарности». Национальное собрание большинством голосов одобрило его решение. Таким образом, ФКП — самая крупная партия Франции — была отстранена от участия в правительстве. Трехпартийная коалиция, на основе которой осуществлялось управление страной после ее освобождения, распалась.

Устранение коммунистов из правительства повлекло за собой обострение классовой борьбы и глубокий раскол левых сил. Предметом ожесточенных споров стал план американской помощи Европе, предложенный государственным секретарем США Дж. Маршаллом 5 июня 1947 г.

Во Франции все партии, за исключением коммунистов, приветствовали «план Маршалла» как «акт величайшего великодушия». Коммунисты, напротив, утверждали, что он создает угрозу независимости Франции и служит интересам американского империализма.

Разногласия между коммунистами и другими левыми группировками усилились в связи с бурным ростом забастовочного движения. После исключения коммунистов из правительства ФКП и ВКТ перестали сдерживать забастовочное движение, и оно приобрело небывалый размах. 12 ноября 1947 г. в ответ на повышение стоимости проезда на городском транспорте вспыхнула стачка в Марселе. Через несколько дней она переросла во всеобщую стачку огромных масштабов. Бастующие выдвигали только экономические требования, но, поскольку забастовкой руководили стачечные комитеты, в которых преобладали коммунисты, их обвинили в подготовке «мятежей» по приказу Коминформа и СССР[31].

Осенью 1948 г. Франция пережила еще одну крупнейшую стачку — всеобщую забастовку шахтеров, которые требовали отменить декрет об увольнении части персонала угольных шахт. В ходе забастовок 1947—1948 гг. произошел новый раскол профсоюзного движения.

Массовые стачки, руководимые коммунистами, и антикоммунистическая кампания в средствах массовой информации привели к росту популярности партии РПФ, которая выступала за сохранение «порядка» и яростно атаковала коммунистов.

В это время де Голль потребовал распустить Национальное собрание, которое, по его мнению, уже не выражало волю нации, провести досрочные парламентские выборы и пересмотреть Конституцию 1946 г. Такие требования вызвали тревогу не только у коммунистов, но и у социалистов и у членов МРП, которые не хотели уступать власть голлистам, но, порвав с коммунистами, оказались в меньшинстве в Национальном собрании. Руководство социалистов во главе с Блюмом предложило создать коалицию «третьей силы», в которую вошли бы разные партии, желающие, по выражению Блюма, бороться «против двойной опасности: коммунизма и голлизма»[32].

Важнейшим направлением внутренней политики правительств «третьей силы» стала борьба против коммунистов. Правительственная пропаганда изображала их в виде заговорщиков и агентов иностранной державы, предающих национальные интересы Франции. Коммунистов изгоняли из государственного аппарата, армии, администрации национализированных предприятий.

Большое внимание правительство «третьей силы» уделяло поддержанию «социального мира», сочетая репрессии против стачечников (в том числе применение войск и полиции) с разного рода уступками и «согласительными процедурами», имевшими целью предотвращение забастовок. В феврале 1950 г. по инициативе социалистов был принят закон о коллективных договорах и урегулировании трудовых конфликтов. Он запрещал дискриминацию в оплате труда женщин, молодежи, иностранцев и впервые в истории Франции устанавливал гарантированный государством минимум заработной платы (СМИГ). Размеры СМИГ определялись на основе типового бюджета, учитывавшего 213 (позднее 259, затем 295) статей самых необходимых расходов рабочего-холостяка. Первоначально СМИГ был установлен в размере 12 480 франков в месяц при 40-часовой рабочей неделе (приблизительно 125 современных франков) и составлял около половины средней заработной платы. Впоследствии СМИГ много раз увеличивался в связи с ростом цен.

Летом 1951 г. в обстановке «холодной войны» и раскола антифашистских сил состоялись очередные выборы в Национальное собрание.

Соотношение сил в Национальном собрании существенно изменилось. Если в 1946 г. три главные партии располагали примерно 3/4 депутатских мандатов, то теперь шесть партий — коммунисты, социалисты, МРП, радикалы, «независимые» и РПФ — имели крупные фракции в Национальном собрании, получившем по этой причине название «шестигранное собрание». Ни одна из них не имела абсолютного большинства и не могла создать однопартийного правительства. Формирование коалиционного правительства также наталкивалось на серьезные трудности.

Оставшаяся после выборов у власти коалиция «третьей силы» не располагала абсолютным большинством. Кроме того, внутри нее имелись серьезные противоречия. Радикалы выступали против государственного вмешательства в экономику, а социалисты и МРП отстаивали принципы «дирижизма». Члены МРП добивались выделения государственных субсидий частным религиозным школам, тогда как социалисты и радикалы были сторонниками светского характера образования.

Все это предопределяло неустойчивость любого возможного правительства и в конце концов привело к распаду коалиции «третьей силы». В сентябре 1951 г. социалисты вышли из правительства в знак протеста против закона о государственных субсидиях для частных религиозных школ, принятого по инициативе МРП[33].

После перехода социалистов в оппозицию ось политической жизни Франции сместилась вправо. Ведущую роль стала играть группировка «независимых».

1.3 Подъём рабочего и крестьянского движения. Выборы 1956г. Падение Четвёртой республики

Историк Салмин А.М. отмечает: «Летом 1953 г в ответ на попытку правительства увеличить пенсионный возраст и изменить условия труда мелких служащих забастовали почтовые работники. Затем в движение включились железнодорожники, шахтеры, труженики газовой и электрической промышленности, потребовавшие отмены правительственных декретов и повышения заработной платы. Впервые после раскола 1947г. все профсоюзные центры приняли участие в стачке, хотя и не заключали официального соглашения о единстве действий. В течение трех недель августа 1953 г во Франции не ходили поезда, не работали почта, телефон, телеграф, почти прекратилось снабжение газом и электроэнергией, значительно сократилась добыча угля и железной руды. В забастовочном движении, охватившем, главным образом, предприятия государственною сектора, участвовало около 4 млн. человек. По количеству участников августовские забастовки превзошли даже стачечные бои 1947 и 1948 гг., однако они проходили в более спокойной обстановке, ибо правительство не решилось направить против стачечников полицию или войска»[34].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.