Дипломная работа: Церковь в социокультурном контексте белорусских земель в конце XVIII - начале XX вв.
В государственных актах, касающихся присоединения, ничего не
говорилось о православной церкви в Белоруссии, но это не имело значения - она и
без того, став частью мощной организации, занимавшей привилегированное положение
среди других конфессий, теперь избавлялась от дискриминации и преследований. В России
законодательно был запрещен переход из православия в другую веру, а за обращение
в нее православных предусматривались уголовные наказания, вплоть до высылки в Сибирь.
Запрещение перехода из православия в другие конфессии было подтверждено указами
Екатерины II от 22 апреля 1794 г. и 17 сентября 1795 г.
Но в положение православной церкви в Белоруссии это существенных
изменений не внесло. Первые десятилетия православные по-прежнему составляли меньшинство
населения. Православная церковь здесь не была ни такой многочисленной, как униатская,
ни такой влиятельной, как католическая. Православное духовенство не играло какой-либо
заметной роли в жизни края. Стала проблемой нехватка православных священников на
местах. Усложнились также отношения между православным и униатским духовенством
и внутри самого населения, которое относило себя к тому или иному вероисповеданию.
Православные церкви рядом с католическими и униатскими церквями выглядели не лучшим
образом, значительно отличаясь от них убранством. В начале XIX в. число их даже стало сокращаться. Строились лишь отдельные
новые храмы и в основном во владениях русских вельмож. В 1808 г. начала строиться, в 1825 г. была освящена соборная церковь Петра и Павла в Гомеле. Многие священники
были неграмотны и имели слабую профессиональную подготовку. Как правило, только
настоятели заканчивали высшие духовные заведения. Возраст священнослужителей в среднем
колебался от 40 до 70 лет. Прихожанами были в основном крепостные крестьяне и мещане.
Это определяло бедность приходов, а последнее - бедность священников, которым приходилось
обрабатывать землю, чтобы прокормить себя, нередко обращаться за материальной поддержкой
к помещикам-католикам.
Сразу же после присоединения первых белорусских земель остро
встал вопрос о судьбе бывших православных приходов и самих прихожан, ранее переведенных
в униатскую церковь. Могилевский епископ Георгий Конисский добивался, чтобы в трактат
о разделе Речи Посполитой было включено положение о разрешении покидать униатскую
церковь тем, кто был приведен в нее силой. К 1775 г. у него уже собралось восемь десятков прошений о переходе в православие, и он стал обращаться в
Петербург с просьбой о переводе этих униатов в православие. К середине 1780 г. Георгию Конисскому поступили новые просьбы, в том числе из Гомеля и Чечерска, и ему разрешили
назначать на вакантные посты в униатские приходы православных священников, если
об этом просили прихожане. Теперь появилась возможность обходным путем переводить
униатов в православие, и дело сдвинулось с места. За три года было присоединено
более ста приходов с 117 тысячами верующих, в том числе 112,5 тыс. в Могилевской
губернии. Переход в православие проходил в основном во владениях русской знати и
среди государственного крестьянства, и этот процесс стал быстро затухать (три четверти
этих людей были присоединены в 1781 г.), а затем остановился до середины 90-х годов.
Во время правления Екатерины II Беларусь фактически стала передним краем в борьбе самодержавия
и православия с католицизмом. По своему содержанию она была социально-политической,
а по форме - религиозно-идеологической. Первым ее проявлением стало восстание под
руководством Т. Костюшко. На территории Литвы и Белоруссии оно проходило с апреля
по сентябрь 1794 г. и охватило значительную часть присоединенных к России белорусских
земель.
Началось восстание провозглашением 24 марта 1794 г. Краковского акта восстания. В нем были обозначены основные цели повстанцев: освобождение от иноземной
оккупации, борьба за полный суверенитет Речи Посполитой и воссоздание ее в границах
1772 г., гражданское равенство крестьянина и шляхтича, ксендза и мещанина, поляка
и еврея. Так были подхвачены лозунги революционной Франции равенства общества и
права каждого народа на независимость.
Социальный императив Т. Костюшко в восстании - свобода и равенство
для всех - органически дополнялись религиозной толерантностью, повышенным вниманием
к угнетенным католицизмом верующим. Характерной чертой восстания являлись подчеркнутая
терпимость и поддержка разных вероисповеданий, которые существовали в речи Посполитой,
стремление объединить представителей всех конфессий и вероисповеданий - католиков,
униатов, православных, протестантов, мусульман и иудеев в борьбе за волю и независимость.
7 мая 1794 г.Т. Костюшко издал свой Полонецкий универсал. Согласно
ему крестьяне объявлялись свободными от крепостной зависимости. В этот же день Т.
Костюшко обратился с воззванием к православному духовенству. В обращении к православным
священнослужителям он назвал их "московскими невольниками", подчеркнув,
что при победе восстания, они станут "братьями и соотечественниками".
Пытаясь привлечь на свою сторону православное духовенство, Костюшко стремился, таким
образом, привлечь их паству и расширить число участников восстания. После обращения
Костюшко к православному духовенству в июне был издан декрет Национальной Рады в
Варшаве о воссоздании независимой от петербургского Синода православной иерархии
в Речи Посполитой. Позиция Костюшко установления религиозного и общественного равенства
нашла поддержку среди восставших в Литве и Белоруссии. Повстанческим руководством
предпринимались также попытки по вовлечению в восстание еврейского и татарского
населения.
Одной из причин поражения восстания на территории Беларуси являлось
отсутствие единого командования, соответствующего взаимодействия в повстанческих
войсках, неспособность военного руководства объективно оценивать обстановку. Сыграло
роль половинчатость объявленных реформ, учитывавших, прежде всего, интересы шляхетства,
которое не желало допускать революционных выступлений крестьянства и мещанства.
Не удалось Т. Костюшко получить поддержку церкви - ни католической,
ни православной. Испытывая недостаток в материальных средствах, повстанческие власти
вынуждены были обратиться к церквям и монастырям за серебром и иными ценностями.
При этом, согласно указу Костюшко от 3 мая 1794 г., православные церкви и монастыри были полностью освобождены от этих займов, которые фактически
носили характер конфискации. Такое отношение к православной церкви вызвало недовольство
католического духовенства, которое и так достаточно прохладно отнеслось к восстанию.
Не удалось привлечь и православное духовенство - попытки наладить отношения с православной
церковью были запоздалыми и неискренними, православное духовенство ничего не могло
получить от Т. Костюшко сверх того, что оно уже имело в Российском государстве.
Во время восстания Екатерина II сочла необходимым укрепить позиции
православной церкви в крае. В апреле 1794 г. она сообщила Синоду о своем решении поощрять и оказывать помощь желающим перейти в православие. Вслед за этим последовал
указ об устранении препятствий к переходу униатов в православную церковь. Возвращение
униатов в православие объявлялось важнейшим средством достижения спокойствия в крае,
снимались ограничения этому, противодействие воссоединению объявлялось уголовным
преступлением. За полгода с небольшим к православию было присоединено 1,5 миллиона
униатов, но девять десятых этого числа - на Украине.
Екатерина II умерла в 1796 г., а пришедший ей на смену Павел I стал проводить политику свободы совести и осуждал насилие по отношению к иноверцам,
что практически остановило процесс пополнения православной церкви униатами. И хотя
число православных приходов неуклонно росло (так, Могилевская епархия, насчитывала
в 1803 г.380 приходов, а к 1831 г. в ней насчитывалось более 360 тыс. православных),
численность православных в Белоруссии в это время по-прежнему значительно уступала
численности униатов. Процесс присоединения продолжался и позже. После создания в
1833 г. Полоцкой православной епархии ее епископ Смарагд (Крыжановский) проводил
активную политику по склонению в православие не только униатов, но и католиков.
Так, в 1835 г. из католичества было переведено 932, из униатства - 71966 верующих
с 53 церквями и 7 приходами.
Павел I продолжал
придерживаться линии подчинения российских католиков власти государя. В отношении
возрождения независимого польского государства он говорил польскоязычным подданным
следующее: "Я всегда был против раздела Польши, признавая его делом настолько
же несправедливым, как и не политическим, но сейчас это свершившийся факт. Для реставрации
Польши необходимо содействие и согласие со стороны трех государств на возвращение
захваченных частей. Не могу же я один вернуть принадлежащую мне часть и ослабить
себя…". В связи с этим профессор П.А. Кулаковский в работе "Польский вопрос
в прошлом и настоящем" отмечает: "…император Павел Петрович показал непонимание
всей важности такого решения старой задачи: быть ли русскому государству или польскому?
Он не понимал, что в этой борьбе поляков и русских боролись два мира, два начала,
две государственности…".
При Павле I, монархе православного государства
и одновременно главе католического мальтийского ордена, изгнанного Наполеоном и
нашедшего пристанище в России, отношение к католической церкви было наиболее благоприятным.
Он добился от римского папы Пия VII восстановления
ордена иезуитов в России. Писатель-славянофил Ю.Ф. Самарин причины благосклонности
императоров по отношению к иезуитам определил следующим образом: "Иезуиты
- заклятые враги революции и неподкупные стражи престолов".1798 г. были пересмотрены границы католических епархий. Всего в Российской империи их было 6, 3 из них
- Могилевская, Минская и Виленская - занимали территорию Беларуси.3 ноября 1798 г. Сенат при участии Богуш-Сестренцевича приготовил "Регламент для церквей и монастырей римско-католического
исповедания в России". Монастырское руководство подчинялось епархиальному,
а часть доходов монастырей шла на содержание больниц, училищ и пр. Монахам запрещалось
собирать съезды для избрания различных чинов на монастырские должности. Это право
передавалось епископам. В монахи запрещалось принимать молодых людей младше 22 лет.
В 1801 г. Павел I утвердил
в Санкт-Петербурге римско-католическую коллегию во главе с архиепископом Могилевским.
Коллегия взяла на себя все административно-управляющие функции, которые ранее принадлежали
Ватикану. После этого шага католическая церковь в России приобрела фактическую автономию.
Униатскую церковь Павел I считал не как самостоятельное вероисповедание, а как ответвление
католицизма. При нем униатская церковь дальше продолжала попадать в полное подчинение
католикам - руководство ею было передано римо-католической коллегии в Петербурге.
Не случайно в его царствование наблюдается особо массовый переход униатов в католицизм.
Глава римско-католической духовной коллегии - епископ Я. Бениславский 15 апреля
1801 г. внес предложение о приемлемости перехода униатов в католицизм. В 1803 г. в Полоцкой униатской епархии в католицизм перешло около 100 тыс. прихожан.
Способствовала укреплению костела в Белоруссии, который здесь
все более становился польским, и пропольская политика его преемника Александра I, на которую не повлияло даже участие части польской шляхты во
вторжении Наполеона. Эта позиция отражена в письме к А. Чарторыйскому: "Государство,
которое желает взять на себя возрождение Польши, есть Россия. Под этим возрождением
понимаю объединение всего того, что ранее составляло Польшу с включением русских
областей, за исключением Белоруссии (Витебщины и Могилевщины), так, чтобы ее границами
была Двина, Березина и Днепр". Александром I допускалась определенная национально-польская власть, но при
этом, чтобы Польское королевство было присоединено к России, император которой далее
будет носить титул императора России и короля Польши. Католическая церковь расширяла
свои ряды, создавала новые приходы, строила костелы (в 1822 г. граф Н.П. Румянцев построил в Гомеле вместо деревянного каменный костел).
В 1814 г. было создано Российское библейское товарищество, которое
возглавил обер-прокурор Священного Синода князь А.М. Голицын. Активное участие в
деятельности товарищества принял и католический митрополит Богуш-Сестренцевич. Комитет
товарищества собирал средства на издание и распространение Библии на всей территории
Российской империи. К концу 1816 г. отделения Российского библейского товарищества
были открыты в Могилеве, Витебске, в 1817 г. - в Минске, Гродно. Католики играли в них, как и в Библейском обществе в целом, активную роль. Общество издало Библию
на польском языке, что вызвало протесты папы.
При Александре I 13
ноября 1803 г. высшим органом управления католиками в Российской империи продолжала
оставаться Римско-католическая духовная коллегия. Председательствовал на ней архиепископ
могилевский. В 1805 г. коллегия была поделена на 2 департамента: для римско-католических
и униатских дел. С августа 1804 г. архиепископу могилевскому предписывалось управлять
российскими католиками без каких-либо отношений с римским папой.6 марта 1817 г. была учреждена комиссия для надзора над римско-католическим духовенством и его имуществом. Католическое
духовенство, таким образом, было полностью подчинено судебной, административной
и полицейской властям Российской империи.
В 1812 г. Полоцкая иезуитская коллегия была преобразована в академию
иезуитского ордена. Она получала те же права, которыми обладали российские университеты.
В ней работали теологический, философский и филологический факультеты. В академии
издавался и свой журнал - "Месячник Польский". Кроме того, имелись в наличии
6 иезуитских коллегиумов. Образованием молодежи занимались и другие католические
ордена, такие как: пиары в Лиде, Щучине, доминиканцы в Гродно, Новогрудке, францисканцы
в Пинске и др.
В 1817 г. в пределах России был запрещен Мальтийский орден, в 1820 г. российские власти приняли решение об окончательной высылке из России иезуитов, но в целом отношение к католической
церкви осталось прежним. Костел продолжал быть мощным средством полонизации населения
Белоруссии. Светские училища, которые принадлежали католическим и униатским монахам
были польскими по своей сущности, выполнили функции поветовых и являлись, фактически,
единственными учебными учреждениями, где можно было приобрести образование. В 1807 г. на территории Белоруссии действовали 40 училищ, которые принадлежали пиарам, доминиканцам, францисканцам
и другим католическим орденам.
Материальное положение католического духовенства на Беларуси
было лучше, чем униатского и тем более православного. Это было обусловлено тем,
что среди католических прихожан было много выходцев из богатого шляхетства, которые
вносили значительные пожертвования костелам и монастырям, как землей, так и деньгами.
В 20-е гг. XIX в.
по инициативе католического митрополита Богуш-Сестренцевича начинается формирование
так называемого дополнительного капитала. Духовная коллегия приняла решение отсчитывать
по 3 тыс. руб. в год со всех католических епархий Российской империи. В результате
дополнительный капитал римско-католической духовной коллегии на 1 января 1842 г. составлял 1 595 309 руб. Однако на использование этих средств требовалось специальное разрешение
министра внутренних дел или царя. Кроме того, этот капитал считался неприкосновенным,
и тратить можно было только проценты с этой суммы. Согласно указу от 1842 г. в западных губерниях была проведена секуляризация духовных имуществ. Католическим костелам разрешалось
иметь 33 десятины земли, а монастырям - 130 десятин.
При Александре происходят дальнейшие изменения в структуре униатской
церкви. Были созданы две новые епархии, 16 июля 1805 г. последовал указ "римско-католическую коллегию разделить на два департамента, в одном должны
быть ведомы дела католического, а в другом - Греко-униатского духовенства".24
июля 1806 г. Полоцкий архиепископ И. Лисовский был назначен митрополитом униатской
церкви в России.
Для характеристики положения униатской церкви определенный интерес
представляет "Записка обер-прокурору Священного Синода и решение о положении
униатской церкви". Митрополит И. Лисовский отмечает в своем докладе те преграды,
которые творит католическая церковь по отношению к униатской "1) римско-католическая
коллегия наряжает без нужды следственныя и безполезныя комиссии, обременяющия епархиальных
чиновников всегдашними разъездами;
2) в предписаниях своих делает ему (униатскому митрополиту Лисовскому)
угрозы с презрением сана его и 3) постановлениями своими по разным униатским делам
причиняет крайния обиды и невозможности в исполнениях". Затрагивается в этом
документе и такая проблема, как переход униатов в католическую веру путем всевозможных
"случайных" мер: "Далее, римско-католическое правительство послаблениями
своими местному начальству, с прежним разглашением об уничтожении унии, совратило
униатов во множестве по Белоруссии в обряд свой и удерживает разными непозволительными
и противозаконными средствами в оном. При совращении народа обольстило и многих
священников, которые преподают прихожанам требы и ныне по прежнему, когда напротив
при истинном желании римского обряда не должны бы быть терпимы таковые священники,
но удерживаются ими единственно для того, чтобы удобнее прельщать и уловлять по
простосердечию народ". Так, на Виленщине и Гродненщине, где позиции католиков
были особенно сильны, в конце XVIII в.
более 200 тыс. униатов перешло в католичество. В 1813 г. по церковным книгам насчитывалось около 1,5 млн. прихожан-униатов. В 1814 г. число униатов, перешедших в католицизм, составило 197 690 чел. К католикам отошло также 16 церквей
и 10 приходов без церквей.
Духовные и светские школы униатской церкви находились в руках
базилианской провинции. Духовные училища подразделялись на 3 разряда: новициаты
для юношей от 14 лет, которые поступали в монастыри, а также философские и богословские
студии для дальнейшего образования.
Под влиянием идей Французской революции и событий войны 1812 г. активизируется общественное движение в Белоруссии. Его главной движущей силой была шляхта. Повсеместно
создаются полулегальные и тайные общества. В конце ноября 1830 г. в Варшаве вспыхнуло восстание, ставящее целью восстановление Речи Посполитой в границах 1772 г. Несмотря на усилия царского правительства, восстание распространилось на Литву и Белоруссию. Многие
представители белорусской шляхты, воспитанные на традициях католицизма и польской
культуры, приняли активное участие в восстании.
Не осталось в стороне от восстания католическое духовенство и
базилиане униатской церкви. Превращение католической церкви из господствующей в
подчиненную, введенные ограничения ее деятельности вызывали недовольство и сопротивление
католического духовенства. Оно не оставляло надежды на возрождение рухнувшей Речи
Посполитой и возвращение утраченных привилегий. Это вовлекало ксендзов, преимущественно
поляков, в национально-освободительное движение, польский костел превращался в оппозиционный
политический клуб. Ксендзы входили в ряд повстанческих комитетов, многие костелы
и монастыри стали опорными пунктами восставших, рупором повстанческой агитации,
местами хранения оружия. Ксендзы в костелах зачитывали обращения и другие документы
повстанцев, некоторые из них активно сражались в повстанческих отрядах. Например,
пиары из Лиды были в отрядах Д. Хлаповского и Т. Тышкевича и т.д.
После поражения восстания 1830 - 1831 гг. меняется общая политика
царской власти в Белоруссии - начинается ограничение и вытеснение польского влияния
в крае. В первое десятилетие после восстания 1830-31 гг. идет насильственное введение
русского языка во все сферы жизни. В школах на русский язык было переведено преподавание
всех предметов. Преподавание русского языка было введено в Медико-хирургической
академии. Одновременно сужается сфера польского языка: 10 февраля 1831г. было запрещено
использовать польский язык в официальном делопроизводстве и даже на должностях шляхетского
самоуправления. Под пристальным вниманием имперской власти находилась вся деятельность
государственных учреждений. Одним из главных мероприятий в этом направлении стало
закрытие Виленского университета (1 мая 1832г.). Это крайне негативно отразилось
на политической и культурной ситуации в Беларуси и Литве.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|