Дипломная работа: Церковь в социокультурном контексте белорусских земель в конце XVIII - начале XX вв.
Дипломная работа: Церковь в социокультурном контексте белорусских земель в конце XVIII - начале XX вв.
Церковь в социокультурном контексте белорусских земель в к. XVIII -
нач. XX вв.
Содержание
Введение
1. Источники и историография
2. Конфессиональная политика российского государства на
присоединенных землях. Церковь в
общественно-политическом движении в Белоруссии в конце XVIII - начале XIX вв.
3. Православная и католическая конфессии в белоруссии во второй половине XIX века. православная церковь и политика
русификации
Заключение
Список использованных источников
Введение
Православная церковь и католический
костел оказали большое влияние на историю белорусского народа. Исторически сложилось
так, что Беларусь является поликонфессиональным государством. В ее истории, особенно
начиная с XVI века, три основные христианские конфессии
- православие, католицизм, протестантство - играли заметную роль в социально-политическом и культурном развитии,
определили своеобразие церковно-религиозной жизни, этнического развития. Их положение
в общественно-политической и культурной жизни не было неизменным, к концу XVIII века католическая церковь в обоих проявлениях
- римо-католическом и греко-католическом - была господствующей, православная церковь
находилась под угрозой исчезновения, немногие протестантские общины не играли уже никакой заметной роли в конфессиональной
жизни Белоруссии.
Включение Белоруссии в Российскую империю
привело к коренным изменениям в конфессиональной ситуации. С одной стороны, идеология
нового российского государства находилась в тесной связи с православным вероисповеданием.
С другой, - в осуществлении политики на присоединенных землях царское правительство
руководствовалось не церковно-религиозными, а государственными интересами, стремясь
обеспечить здесь политическое спокойствие. Столкнувшись с другими христианскими
конфессиями - католицизмом и униатством, российское законодательство с первых десятилетий
после первого раздела Речи
Посполитой характеризовалось терпимым отношением в сфере религиозных вопросов. В
последующее время законодательство, религия и культура находились под полным контролем
царских властей. Эта политика не оставалась неизменной, она изменялась под влиянием,
прежде всего, политических обстоятельств, влияла на нее и позиция католической церкви,
и растущее понимание властей, какое важное значение имеет православная церковь для
усиления российского влияния в Белоруссии.
Социальная структура населения являлась
"зеркалом" религиозной. Богатая и средняя часть шляхты была католической,
подавляющая же часть белорусов - обедневшая шляхта, мещане и крестьяне - до 1839 г. принадлежали к униатской конфессии. Религиозная пестрота населения Белоруссии, враждебные отношения
между духовенством различных конфессий, давали возможность властям использовать
ситуацию в своих целях. Борьба же между католической и православной церквями, которая
то затухала, то вновь обострялась, шла на протяжении всего рассматриваемого периода.
Конфессиональная история Белоруссии
конца XVIII - XIX вв. отображала противоречия и проблемы, которые были характерны
для развития общества в целом, она породила ряд необратимых процессов во всех областях
жизни белорусского народа, прежде всего в религиозной и культурной. В этот период
одни конфессии постепенно утрачивали свою силу и влияние на жителей белорусских
губерний, другие, наоборот, набирали силу.
Ярким примером этого явления стала
отмена Брестской унии, которая являлась разграничительным барьером в конфессиональной
жизни белорусов. Этим было покончено с одним из атрибутов уже не существовавшего
государства. Униаты, которые по взглядам российских властей являлись коренными представителями
российской народности и рассматривались как "заблудшие овцы", в течение
столетий находившиеся под польским гнетом, таким путем должны были возвратиться
не только в лоно православной церкви, но и в российскую народность.
Значительную роль играла церковь и
в этнокультурных процессах. Если католическая церковь была одним из каналов полонизации
белорусского населения, то православная церковь, особенно со второй половины XIX в. благодаря целенаправленной политике
царских и местных властей, стала орудием русификации.
белоруссия церковь конфессия русификация
Изучение проблем соотношения политики
и религии, религии и культуры, культуры и государственности помогают лучше понять
те сложные общественно-политические и этнокультурные процессы, которые протекали
в Белоруссии XIX - начала XX в. Изучение истории конфессий помогает более полно отобразить
объективную историческую картину этого периода в истории белорусских земель. Эти
же проблемы, история их возникновения и развития представляют интерес и в настоящее
время. Этим определяется актуальность проблемы и выбор темы дипломной работы.
Цель работы: рассмотреть положение
церкви в общественно-политическом и социокультурном процессе в Беларуси в конце
XVIII - XIX вв. Задачи дипломной работы: изучить состояние и развитие
христианских конфессий в Белоруссии (православия, униатства, католицизма), показать,
насколько глубоким было проникновение в их структуру государственных органов Российской
империи, какое влияние они оказали на развитие белорусского народа, раскрыть, насколько
глубоко это влияние отразилось на Белоруссии.
1. Источники и
историография
Исследование
проблемы церковно-религиозной жизни конца XVIII - XIX в. западных белорусских губерний
России велось несколькими поколениями отечественных и зарубежных исследователей.
Наиболее значительный пласт работ принадлежит дореволюционным историкам, писателям,
публицистам. В середине XIX в. вопросы истории Белоруссии затрагивали в своих исторических
трудах С.М. Соловьев, В.В. Ключевский, М.И. Костомаров. Дворянско-клерикальная историография
рассматривала процессы, проходившие в православной, униатской, католической церквях
и общественно-политической и культурной жизни Белоруссии с точки зрения теории об
освободительной миссии царской России и объединения трех ветвей русского народа
- русского, белорусского и украинского.
Наиболее выразительно отрицательные черты такого подхода отражены
в исследовании П.Д. Брянцева "История Литовского государства с древнейших времен"
(1889 г.). Автор стремился показать благоприятное влияние на судьбу Западного края
всего православного и русского и негативное, губительное - католического и польского.
Тогда же белорусская проблематика получила широкое освещение
в российской периодической печати. Представители официального клерикального и дворянского
направления пропагандировали идеи великодержавного и монархического характера о
справедливости и законности государственного объединения белорусских губерний с
Россией, поэтому и восстания 1830-1831 и 1863-64 гг. рассматривали как бунт польских
помещиков. Таких взглядов придерживался редактор "Вестника Западной России",
который с 1862 г. издавался в Вильно, историк и археолог К.А. Говорский. По данной
теме он опубликовал много важных документов, оригиналы которых были утеряны. С этой
же точки зрения рассматривались и вопросы положения католической и униатской церкви
Белоруссии. В том числе и "воссоединение" униатов с православной церковью
на соборе 1839 г. в Полоцке. Для современного исследователя многочисленная литература
XIX - начала XX в. по рассматриваемой в дипломной работе проблематике представляет
большую ценность, прежде всего, как источник для изучения господствовавших в то
время взглядов на историю Белоруссии, положения ее народа в Российской империи,
оценки современниками места основных религиозных конфессий, и в первую очередь православной,
в общественно-политической и культурной жизни страны.
Советский период ознаменовался выработкой новой историографии,
которая основывалась на классовом подходе марксистско-ленинской методологии. Вместе
с тем в оценке роли и значения включения Белоруссии в состав Российской империи
многое было взято из дореволюционной историографии. Исключение составляли некоторые
работы 1920-х гг., в первую очередь работа А. Цвикевича "Западно-руссизм"
(1929 г.), глубокое исследование идеологии и практики русификаторства в Беларуси.
Эта книга стала попыткой раскрыть одно из проявлений общественной жизни в Беларуси
в XIX - начале XX вв., которое им названо "западноруссизм", она не только
исследует "западноруссизм" как определенную историко-политическую идеологию
и практику, но и показывает те социально-экономические условия в Беларуси, от которых
зависело его рождение и развитие.
В 1930 - 50-е гг. включение Беларуси в состав Российской империи
в результате трех разделов Речи Посполитой оценивалось однозначно как осуществление
извечной мечты белорусского народа, как воссоединение его с братским русским народом.
Без всяких дискуссий был отброшен прежний тезис о колониальном положении Беларуси
в составе Российской империи и о политике русификации. Проводилась мысль, что национальные,
культурные и религиозные вопросы для белорусов после воссоединения были в основном
решены и им оставалось только бороться вместе с русскими рабочими и крестьянами
против царизма, помещиков и капиталистов за свое социально-классовое освобождение.
С этой точки зрения подобран материал в вышедшем в 1940 г. двухтомном издании "Дакументы i матэрыялы па Гiсторыi Беларусi (1772-1903)". В 50-е
гг. был подготовлен обобщающий труд по истории Белоруссии - двухтомник "История
БССР", второе, дополненное издание которого было осуществлено в 1961 г. Это было крупное достижение белорусской исторической школы. В первой половине 70-х гг. Институт
истории Академии наук БССР издал на белорусском языке "Историю БССР" в
пяти томах, в котором уже были преодолены крайности в оценках, характерные для прошлых
десятилетий. Выход этого обобщающего труда явился значительным вкладом в историческую
науку и культуру Белоруссии.
Если в 1960 - 1980 гг. появилось много исследований самых различных
аспектов истории Белоруссии XIX - начала XX в., то история церкви в Белоруссии
- православной, католической, униатской - белорусскими историками игнорировалась,
а те отдельные работы, которые появлялись - например, М.С. Корзун "Русская
православная церковь на службе эксплуататорских классов: X век - 1917 г. - Мн., 1984" - были в основном написаны на
общероссийском материале и мало уделяли внимания деятельности церкви на белорусских
землях. В исторических работах все внимание уделялось православной церкви, причем
под углом зрения ее критики как составной части системы политического и социально-экономического
угнетения трудящихся.
Разнообразная деятельность католической церкви, экономические,
политические, организационные и идеологической стороны ее экспансии изучены в работах
Я.Н. Мараша "Из истории борьбы народных масс Беларуси против экспансии католической
церкви", "Ватикан и католическая церковь в Беларуси (1569-1795)",
"Очерк истории экспансии католической церкви в Беларуси". В трудах Я.Н.
Мараша в основу исследования положен историко-экономический аспект, и хотя они предшествуют
рассматриваемому в дипломной работе периоду, их основные положения и некоторый фактический
материал в ней использованы.
С конца 1980-х гг. резко усиливается интерес к религиозной проблематике,
начинается изучение истории христианских конфессий в Белоруссии. Это объяснялось
тем, что исторически она являлась поликонфессиональным государством. К тому же обретение
Белоруссией национальной независимости потребовало глубокого и всестороннего изучения
тех сторон ее истории, которые ранее не рассматривались вообще. Во второй половине
90-х гг. появляется все больше работ и по истории церкви в XIX
- начале XX вв.
В журналах "Спадчына", "Беларускі гістарычны часопіс", "Беларуская
мінушчына" и других периодических изданиях в это время появляется ряд
научных и популярных статей по проблематике, прямо или косвенно связанных с темой
дипломной работы и использованных в ней. Их авторы использовали новые источники
и подходы к изучению истории, стремились выйти за рамки устоявшихся оценок религиозной
ситуации и конфессиональной политики царских властей на территории Беларуси, объективно
раскрывали рассматриваемую проблематику.
Статья Т.Р. Викса "Канец" уніатскае дзяржавы
у Расеі: уз’яднанне 1875 г." посвящена ликвидации униатской церкви в Российской
империи. Рассмотренные факты хорошо отражают конфессиональную политику царских властей
в Российской империи и проецируют ее на белорусские земли. В статье дается отрицательная
оценка наступлению царских властей на униатство и ликвидацию его в Беларуси в 1839 г. По мнению автора оно является наиболее близкой белорусам религией.
В исследовании В. Григорьевой "Каталіцкае
і праваслаунае духавенства у паустанні 1863 г." показано отношение католического и православного духовенства к восстанию 1863 г. Автор статьи согласна с тем, что значительное количество ксендзов и монахов белорусских губерний
участвовало в восстании. Показан накал борьбы между православием и католицизмом
накануне, во время и после восстания, приведены примеры тяжелых последствий подавления
восстания для католической церкви, жесткое давление на нее
со стороны властей, усиление политики русификации. Это объективное исследование роли христианской церкви в общественной жизни Беларуси во второй
половине XIX - начале XX вв.
В. Емельянчик в своей статье "За адну толькі шляхту ваяваць не буду" раскрывает
ход восстания 1794 г. в Польше и литовско-белорусских землях, роль Т. Костюшки в
его организации и проведении. Отмечается религиозная толлерантность Т. Костюшки,
политика восставших в отношении православных священников и православного населения.
Национал-демократическая позиция исследователя проявляется в сочуствии целям
восставших и довольно резком отношениии к политике Екатерины II на присоединенных белорусских землях,
осуждении ликвидации униатской церкви.
В. Космылев уже на протяжении многих лет занимается историей
Белоруссии в составе Российской империи. В его исследовании - "Павел I. Я зауседы быу супраць
падзелау Польшчы…" приведены документальные свидетельства
противоречивых тенденций политики самодержавия в отношении крестьян, шляхетства,
национальных меньшинств, религии. Они позволяют объективно отобразить картину этого
сложного периода белорусской истории. Автор стоит на позициях разоблачения российского
самодержавия и его представителей в Беларуси.
С. Куль-Сельвестрова в статье "Земля
и грады, к Российской империи прилеглые" рассматривает религиозную ситуацию
в Беларуси в конце XVIII - 60-х гг. XIX в., показывает всю ее сложность и противоречивость. Отмечает,
что число переведенных в православие униатов (1,6 млн. человек) сильно завышено,
так как, во-первых, в восточной Беларуси только через 50 лет проживало около 2 млн.
человек всех вероисповеданий, а во-вторых, в 1861 г. в Беларуси проживало только 2,6 млн. православных. Автор приводит цифру Батюшкова в 307 тысяч,
что более соответствует действительности.
В статье В.Н. Линкевича "Межконфессиональные отношения в
Беларуси в 60-е гг. XIX в."
рассматривается положение и взаимоотношения конфессиональных групп Беларуси в 1860-е
гг. На основании анализа архивных документов и фактического материала, содержащегося
в работах отечественных и зарубежных исследователей, автор пришел к выводу, что
в этот период решающее влияние на конфессиональную ситуацию в регионе оказало польское
восстание 1863 г. Связанные с ним общественные потрясения в Беларуси и Литве не
только осложнили межконфессиональные отношения, но и привели к серьезному изменению
конфессиональной политики и состояния основных групп верующих.
Интересным и новым в историографической литературе является вопрос,
связанный с отношением населения к отмене Брестской церковной унии 1596 г. Историография Российской империи муссировала мысль о добровольном переходе белорусских униатов
в православие, советская историческая наука вообще игнорировала эту проблему. С.В.
Морозова в своей статье "Супраціу дэунізацыі на Беларуі у 1834
- 1838 гг." все внимание уделила процессу подавления униатской традиции в Белоруссии
и сопротивления ему разных слоев белорусского общества. Она показала череду репрессий
против "новоправославных" священников: понижение и отстранение
от должности, удаление из прихода, эпитимия, тюремное заключение, депортация и т.п.
Проблеме взаимоотношения царских властей и католического населения
России в XVIII - XIX вв., в том числе в белорусских землях, посвящена статья А.К.
Тихонова "Власти и католическое население России в XVIII
- XIX вв.". В этой работе использован
интересный фактический материал, на основе которого автор делает заключение, что,
несмотря на различия личностей русских царей, начиная с Екатерины II и до Николая II меры в отношении католиков сводились к их подчинению власти государя.
Автор так же, как и В. Григорьева отмечает большую роль католического духовенства
в качестве идейных вдохновителей восстания 1863-64 гг.
Конфессиональной политике России в Западном крае в XIX веке посвящена одноименная статья
С.В. Римского. Автор отмечает, что она носила явно выраженный реакционный характер
и весьма далеко отстояла от интересов православия. Описывая процесс материального
обеспечения низшего духовенства, автор обращает внимание, что это способствовало
имущественной дифференциации духовенства. "Политика поддержки православия,
считает С.В. Римский, - способствовала интеграции края с другими частями империи".
Н. Смехович в исследовании "Узаемаадносіны
самадзяржау’я з каталіцкай царквой на Беларусі з 1772 - 1867 гг." отмечает,
что между самодержавием и шляхтой в Белоруссии развернулась
борьба за белорусского крестьянина, так как крестьянсво составляло большинство и
влияние на него через религию давало возможность управлять народом.Н. Смехович приходит
к заключению, что борьба царизма с католицизмом была ничем иным, как борьба против
революционного влияния Запада и французского массонства на общественную мысль в
стране. Статья является хорошим подспорьем в понимании обозначенной проблемы.
Розыгрыш царской администрацией так называемой
"белорусской карты" представляет собой интересную страницу нашей
истории. Этому вопросу посвящена работа А. Смалянчука "Беларуская
карта" у дзейнасці царскай адміністрацыі другая палова
XIX - пачатак
XX стст.". Автор делает заключение, что для российских властей
не существовало белорусского языка, все мероприятия, проводимые ими якобы с целью
"предотвращения гибели единокровных братьев" были фикцией, а их
политика по отношению к шляхте и крестьянству являлась политикой колонизаторов,
лозунгом которой был "Разделяй и властвуй!".
В. Сосна в статье "С благочестивым свирепством всекал униат
в православие" рассматривает проблему ликвидации Брестской унии в деревне,
где в конце XVIII в. проживало почти
90 процентов белорусов. Автор статьи отмечает, что в 1781 - 1783 гг. унию покинули
около 120 тысяч человек, а в 1794 - 95 гг. еще более 200 тысяч, 1,5 млн. человек
оставались в униатстве. Эти цифры схожи с цифрами, которые приводит С. Куль-Сельвестрова
в своей упоминавшейся статье.
Проделанные белорусскими историками исследования создали возможность
для выхода монографических работ по истории христианской церкви в Белоруссии. В
коллективной работе "Канфесii на Беларусi (канец XVIII - XX ст.)" анализируются изменения в состоянии
конфессий в Белоруссии с конца XVIII в.
и до настоящего времени. На базе богатого материала, различных работ русских, польских,
белорусских исследователей, изданных в XIX - XX вв., в книге показан исторический путь
основных конфессий, их особенности, взаимоотношения между собой, влияние на общество.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|