рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая по дореволюционному кино

игру и за лицо, так как мне говорили, что экран часто искажает черты, но

меня убедили сначала попробовать, и я согласилась".

Весной 1915 года, снимаясь у Бауэра, она получила приглашение на роль

Елены в фильме «Дети Ванюшина» по пьесе С.А. Найденова, сценарий его же.

Фильм этот, снятый фирмой И. Н. Ермольева в спешке, из-за конкуренции, не

получился, хотя, по отзывам современников, был не так уж и плох. Тем не

менее его не рекламировали, а принявшие в нем участие актеры даже скрывали

свои имена, что, впрочем, было невозможно, так как роль Алеши исполнял уже

широко известный тогда Иван Мозжухин, а другие роли - тоже достаточно

популярные артисты. Роль Елены не привлекла внимание критики, впоследствии

Вера Холодная даже не включила эту работу в свою фильмографию. Памятным

осталось лишь то, что первый и единственный раз она снималась вместе с

Мозжухиным.

Решающую роль в том, что Вера Холодная пришла в царство кинематографа,

стала артисткой кино, сыграл выдающийся русский кинорежиссер и

профессиональный театральный художник Евгений Францевич Бауэр. Он первым

подметил и сразу оценил врожденную способность естественного поведения Веры

Холодной перед объективом, ту главную особенность, которой обладала и

боготворимая ею Аста Нильсен. Впоследствии киноведы разного толка, стремясь

принизить значение Холодной, писали, что она в фильме «Песнь торжествующей

любви» была всего лишь красивой натурщицей. Но в том-то и дело, что с

первой большой роли в кино артистка отличалась своей неповторимой

индивидуальностью. Мы почувствовали этот дар сразу, просматривая ленты с ее

участием спустя три четверти века после их выхода на экран.

«Вера Холодная не создавала - писал в 1917 году критик Веронин - она

оставалась сама собой, она жила жизнью, данной ей; любила любовью, какую

знало ее сердце; была во власти тех противоречивых и темных сил своей

женской природы, которыми тонкий далекий дьявол оделил ее от рождения. Она

оставалась олицетворением пассивного существа женщины, чувства, отражающего

веселые и жестокие забавы судьбы, женщины, очарование которой так же

неразложимо, как бесспорно»

В ателье А. А. Ханжонкова Бауэр был ведущим режиссером. Он-то и

предложил Холодной главную женскую роль в фильме «Песнь торжествующей

любви». Хотя фильм этот был снят раньше банальной ленты «Пламя неба», тем

не менее последний вышел на экран раньше-4 августа, а первый-22 августа.

Таким образом, зрители впервые по-настоящему познакомились с Верой Холодной

в фильме «Пламя неба»-типичной салонно-психологической драме тех лет,

построенной на классическом любовном «треугольнике». Несколько слов о

сюжете: профессор астрономии, вдовец Ронов, женится на своей ученице-

курсистке Тане. Вскоре из-за границы возвращается сын Ронова - Леонид.

Молодые люди страстно полюбили друг друга, но скрывают свои чувства.

Однажды на прогулке их застала гроза. Раскат грома заставил Таню от страха

броситься на грудь Леониду. Тут они в первый и последний раз поцеловались.

Молния ударила в сторожку лесника, где они укрывались от грозы, и убила их.

Таким образом высшие силы-«пламя неба»-покарали молодых людей за грехи.

Вряд ли есть смысл останавливаться на анализе этой киноподелки. Отметим

лишь, что Вера Холодная сразу же привлекла внимание зрителей и прессы.

Московский журнал «Сине-фоно» писал: «Можно - поздравить акционерное о-во

«А.А. Ханжонков» с привлечением к экрану такой крупной артистической силы,

как В. В. Холодная: богатство и разнообразие мимики, изящество жеста,

благородная сдержанность игры, какая-то спокойная, уверенная манера держать

себя перед аппаратом - всеми этими незаурядными достоинствами блеснула

артистка в кинопоэме «Пламя неба» ".

Еженедельник «Театральная газета»: «... в центральной женской роли г-

жа Холодная. Артистка чрезвычайно эффектна, аппарат ее не волнует, и, она

сохраняет хорошую скульптурную упругость жеста и движения...»'".

Газета «Вечерние известия»: «Шедшая вчера драма «Пламя неба» с

участием г-жи Холодной, г. Вырубова и г. Азагарова в главных ролях дала

театру полный сбор, и последний сеанс прошел с аншлагом».

Для наших дедов и прадедов, для молодежи тех лет Вера Холодная стала

идеалом женственности и красоты. Критика единодушно отмечала ее врожденный

артистизм, то особое качество, которое не поддается анализу и без которого

немыслим настоящий актер.

Но вернемся к «Песне торжествующей любви» - одному из лучших русских

дореволюционных фильмов, встреченному зрителем еще более восторженно, чем

первый. Надо отметить сразу: средневековый сюжет тургеневской новеллы Бауэр

перенес в свою эпоху. Главные действующие лица получили имена Елены,

Георгия и Евгения и облачились в костюмы текущего времени. Неизвестно, чем

руководствовался в данном случае Бауэр, возможно, стремлением приблизить

прошлое к настоящему, возможно, соображениями экономии -средневековые

костюмы и декорации обошлись бы фирме Ханжонкова значительно дороже...

В журнале «Кинема», под заголовком «Исключительный успех», читаем:

«...первый просмотр выпускаемых фабрикой акционерного общества «А.

Ханжонков и К°» боевых картин... «Песнь торжествующей любви» по повести И

.С. Тургенева с участием артиста Императорских театров В. А. Полонского,

артистки В. В. Холодной и артиста театра «Соловцов» О. И. Рунича прошел при

небывалом успехе. Каждая часть картины заканчивалась шумными аплодисментами

просматривавших и громким выражением восторга и восхищения». В

петроградском «Обозрении театров» известный в то время критик Аргус писал:

«...как бы там ни было, картина смотрится легко, чему способствуют и

исполнители. Г-жа Холодная, выступающая в роли Елены, дает красивый облик,

хотя и не тургеневской героини. Она слишком современна, и костюм на ней

современной светской барышни...» (последний упрек следовало бы адресовать

режиссеру). Журнал «Кинема» в следующем номере в пространной рецензии

писал: «...особенной силе внешнего впечатления содействовало

безукоризненное исполнение главных ролей В. В. Холодной и В. А. Полонским.

Г-жа Холодная - еще молодая в кинематографии артистка, но крупное

дарование и даже большой талант выявила она с первым же появлением своим на

подмостках кинематографической сцены. Роль Елены она проводит бесподобно;

глубокие душевные переживания, безмолвная покорность велениям непостижимой

силы, яркие контрасты чувства переданы без малейшей шаржировки, правдиво и

талантливо...

Наконец, киноартистка Г. С. Кравченко вспоминала: «У Веры Холодной был

свой неповторимый шарм и такие выразительные, печальные, проникновенные

глаза, что, раз их увидев, запоминаешь на всю жизнь. Ее глаза тревожили и

волновали людей».

Волновали тогда и волнуют сейчас. В них отражалось то смятение чувств,

которым жило русское общество в атмосфере военных неудач и лишений, тем же

смятением чувств были переполнены характеры ее героинь.

Конкуренция не давала возможности Ханжонкову продлевать сроки съемок

кинофильмов для достижения возможно более высоких художественных

результатов: ателье должно было гнать ленту за лентой, чтобы «не

прогореть». Достаточно сказать, что за год пребывания у Ханжонкова Вера

Холодная снялась в тринадцати фильмах. Кинофабрика его находилась на Житной

улице и считалась тогда одной из крупнейших в Европе. Сам Ханжонков был

первым кинопромышленником, талантливым организатором, он принадлежал к

числу тех представителей имущего класса, которые ставили перед собой

задачи, совпадавшие с общественными. Таких людей было тогда немало -

Третьяков, Морозов, Мамонтов, Бахрушин, Юргенсон, Сытин, Терещенко...

Павильон его ателье, предназначенный для дневных съемок, помещался

наверху и по тем временам был хорошо оборудован осветительной и

киносъемочной аппаратурой. Внизу размещались артистические уборные. Тут же

на фабрике располагались декорационные мастерские и сценарный отдел. Надо

помнить, что в русский кинематограф уже в период его становления пришли

большие художники с мировым именем, артисты драмы, оперы и балета: Шаляпин,

Павлова, Каралли, Радин, Мозжухин, Максимов, Лысенко, Полевицкая, Юренева,

Полонский, Худолеев, Чардынин, Баратов, Протазанов, Бауэр, Гардин, Санин,

Петровский, Вавич, Римский, Панов и почти все артисты Художественного

театра во главе с Качаловым.

Здесь начинали свою творческую деятельность ведущие советские

кинорежиссеры: В. Гардин, О. Преображенская, А. Ромм, И. Пырьев... Отсюда

вышли первые советские киноактеры: В. Фогель, Э. Цесарская, А. Файт, А.

Антонов... Интересны воспоминания жены А.А. Ханжонкова Веры Дмитриевны

(Поповой): «Перечислить всех актеров, принесших в кино свой театральный

опыт, трудно. Среди них можно вспомнить Л. Кореневу, Е. Гельцер, Е.

Вахтангова, Вс. Мейерхольда, М. Чехова, Б. Сушкевича и многих других.

Нелишним будет напомнить, что 50 актеров Московского Художественного театра

и его студий участвовали в создании фильмов нашего дореволюционного кино.

Особое место в нем занимала В. В. Холодная. Скромная, трудолюбивая и

выносливая, она безотказно снималась у Е. Бауэра, П. Чардынина, В.

Висковского, Ч. Сабинского... Разумеется, немало было в этом деле и других

людей, искавших прежде всего легкой наживы. Они потакали дурным вкусам

обывательской публики, вызывая своей деятельностью у многих видных

представителей русской общественности отрицательное отношение к

кинематографу... Но так же, как мы не судим о литературе по произведениям

Пазухина и графа Амори, так же, как мы не судим о театре по репертуару

театра-фарс Сабурова, мы не должны судить о молодом киноискусстве по худшим

бульварным фильмам, выпущенным дельцами и спекулянтами».

Вслед за «Песнью торжествующей любви» на экраны выходит третий фильм с

участием Веры Холодной - «Дети века». Мелодрама имела определенные

социальные мотивы. Молодую женщину, жену мелкого чиновника Торопова,

соблазняет богатый коммерсант, приятель начальника ее мужа. Брошенный,

одинокий, потерявший место и снедаемый нуждой, Торопов кончает жизнь

самоубийством.

Надо сказать, что фильм этот имел шумный успех, в первую очередь,

видимо, потому, что в нем поднималась тема маленького человека. А эта тема

была, как говорят, у всех на слуху. В защиту маленьких людей выступали в

свое время Писемский, Достоевский, Чехов, гениальный русский трагический

актер Павел Николаевич Орленев и многие другие. К счастью, этот фильм

сохранился и дает полное представление о высоком мастерстве режиссера

Бауэра. Несмотря на то, что в фильме отсутствуют титры, игра артистов

настолько пластически совершенна, что не требует никаких дополнительных

пояснений. Что же касается Марии Тороповой, которую играла Холодная, то и

теперь с первых кадров фильма невольно попадаешь под обаяние прелестной

женщины, польстившейся на красивую жизнь, но не сумевшей, в силу чистоты

внутренней, скрыть своего «падения»- она влепила пощечину богатому

Лебедеву, когда тот попытался ее обнять...

Большое впечатление производит оформление фильма: интерьеры, съемки на

натуре -карнавал на пруду. В них чувствуется безупречный вкус. Некоторые

критики и до сих пор пытаются обвинить Бауэра в подмене красоты

красивостью. Мнения могут быть разными, но созерцание ее доставляет

радость. Поражает нас, современных зрителей, и высочайшее техническое

качество ленты. Удивительная четкость и глубина кадров, динамика монтажа -

порою не верится, что снято это семьдесят пять лет тому назад! И так ли уж

правомерно утверждение, что кинематограф вначале был всего лишь

развлечением? Теперь, во всяком случае, мы воспринимаем это как подлинное

искусство.

Летом 1915 года Вера Васильевна получила извещение с фронта о том, что

ее муж, служивший в одной из частей 5-й армии, поручик Холодный, тяжело

ранен под Варшавой и находится в критическом состоянии. Кстати, на фронте

сестрой милосердия была сестра Владимира Григорьевича Ольга. Илья Иванович

- военным врачом.

Тем летом наши войска в Польше, в Прибалтике вели оборонительные бои и

несли неоправданные потери. Союзники Англия и Франция не помогли России на

Европейском фронте. Русская армия истекала кровью на четырех фронтах:

Северном, Западном, Юго-Западном и Кавказском, ведя на последнем войну с

Турцией. В августе 1915 года положение на Юго-Западном фронте стало

катастрофическим. Подумывали о сдаче Киева и отводе войск за Днепр. И тем

не менее, нисколько не думая о себе, не обращая внимания на уговоры и

опасения своих близких, восходящая кинозвезда Холодная, взяв отпуск у

Ханжонкова, срочно выехала на фронт. Ее властно призывал долг патриотки,

жены русского офицера-героя, впоследствии награжденного за отвагу высокой и

редкой наградой-золотым Георгиевским оружием. В госпитале Вера Васильевна

не отходила от раненого: надежд на выздоровление было мало, и, можно

сказать, она вырвала его из объятий смерти. Свидетельство того времени -

сохранившиеся чудом фотографии.

В конце августа Вера Холодная в составе киноэкспедиции выехала в Сочи

для участия в ряде съемок на натуре. Но помимо этого артисты труппы

принимали участие в благотворительных концертах в пользу раненых воинов. К

сожалению, все привезенные из Сочи снимки оказались бракованными. Поэтому

для пересъемки впоследствии была организована повторная экспедиция, но уже

без участия Веры Холодной.

По возвращении из Сочи артистка решила попробовать свои силы в комедии

и снялась в веселом фарсе, высмеивающем легкомысленных волокит, «Наказанный

Антоша» (фильм не сохранился). Печать положительно оценивала его, однако

Веру Холодную он, по-видимому, не удовлетворял. Она не включила его в свою

фильмографию.

Одновременно с фильмом «Наказанный Антоша» на экраны страны

кинофабрикой Ханжонкова выпускается фильм «Пробуждение»- Вера Холодная в

главной роли. Это был первый фильм, поставленный режиссером П. И.

Чардыниным с участием актрисы - история замужней женщины, ставшей жертвой

обстоятельств в силу тех же социальных причин. Она не может уйти от

богатого мужа к возлюбленному, не может рассказать мужу правду, ибо: «Он не

поймет... а уйти так, нет. Я слишком много пережила нищеты, я боюсь ее»,-

просто признается героиня.

Уже на следующий день после выхода фильма на экран газеты запестрели

отзывами. В частности, журнал «Кинема» дал развернутую рецензию, в которой

говорилось: «Среди реальных драм видное место занимает прекрасно

поставленная и исполненная драма «Пробуждение» с В. В. Холодной в главной

роли. В игре этой артистки заметно тонкое понимание условностей экрана, что

вызывает даже со стороны строгих критиков кинематографических постановок из

театральных журналов самые лестные отзывы...».

Фильм «Пробуждение» долго не сходил с экранов и впоследствии

неоднократно демонстрировался.

Москва, ноябрь, 1915 год. Война ощущалась на каждом шагу. Открылось

много госпиталей, на улицах заметно прибавилось раненых и инвалидов.

Досрочные призывы в армию следовали один за другим. Пресса была полна

тревожных сообщений с фронтов, в кинотеатрах шла военная хроника, был даже

выпущен фильм «Вторая Отечественная война 1914-1915 гг.».

По всей России развернулась патриотическая кампания по посылке

рождественских подарков солдатам на фронт. В эту кампанию включились и

владельцы фирм, официально было объявлено проведение кинематографической

недели.

Сбором средств с благотворительной целью занимались известные артисты

театра во главе с Л. В. Собиновым. Они продавали за большие деньги

открытки, отпечатанные в десятках и сотнях тысяч экземпляров, с

репродукциями «Раненого солдата»-так назвал народ это изображение. Именно

этот плакат вдохновил художника Б.Кустодиева на создание плаката «За

свободу!» (1917 г.), на котором тоже был изображен солдат, но теперь уже

твердо сжимавший в руках винтовку. Наиболее ярким и талантливым был плакат

художника Л. Пастернака «На помощь жертвам войны» (1914 г.). В нем художник

не показывал боя, не акцентировал внимание на ранах. Он видел в солдате не

храбреца, яростно уничтожавшего врага, а прежде всего- человека, уставшего

от тяжелой работы, от моральной ответственности за пролитую кровь. Не

случайно в сторону отставлена винтовка, бессильно опущена голова: это не

просто слабость раненого, это- нежелание видеть окопы, стрелять и слышать

выстрелы.

Весь сбор в объявленную кинематографическую неделю поступал в фонд

Красного Креста. В эти дни в московских газетах можно было прочитать

объявление: «Солдату в окопы». Театр Ханжонкова. В фойе театра артистами Э.

В. Бауэр, В. А. Каралли, В. В. Холодной, В. А. Полонским, Н. А. Башиловым,

Г. Г. Азагаровым и др. производится продажа рождественских подарков солдату

в окопы».

Объявление, конечно же, сделало свое дело: зрители, желавшие увидеть

знаменитых и любимых артистов, лавиной хлынули в кинотеатр. Кинохроника

запечатлела это событие, лента сохранилась, правда, качество ее оставляет

желать лучшего. Вера Холодная, видимо, не желая себя афишировать, в

большинстве случаев отворачивалась от объектива.

Двадцать пятого января 1916 года на благотворительном вечере «В пользу

жертв войны» в помещении театра-кабаре «Летучая мышь» Балиева, как о том

сообщается в третьем томе «Жизни и творчества К. С. Станиславского» И.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.