рефераты бесплатно

МЕНЮ


Высшие органы государственной власти в США

другие государства в неравноправное положение. Помимо оговорок и поправок

сенат в резолюции об одобрении договоров включает и так называемые

“понимания” — заявления, в которых сенат дает определение и толкование тем

или иным положениям договорного акта.

На второй стадии ратификации судьба договоров находится в руках

президента. Он может отказаться от промульгации договора. В этом случае он

не вступит в силу.

Международные обязательства США выступают не только в форме

договоров, но и в форме исполнительных соглашений, т.е. тех соглашений,

которые заключаются исполнительной властью, но не передаются на одобрение

сената.

Различается несколько видов исполнительных соглашений. Первую

группу составляют исполнительные соглашения, заключенные на основе законов

и договоров либо “конституционных” полномочий самого президента. Договорные

акты этого вида в утверждении не нуждаются. Во вторую группу входят

исполнительные соглашения, которые по характеру содержащихся в них

обязательств либо согласно требованиям самого конгресса, должны получить

его санкцию.

Наибольший удельный вес принадлежит исполнительным соглашениям

первой группы. Так, например, на основе договора о создании НАТО было

заключено около 10 тыс. различного рода актов. Особое значение имеют

соглашения, которые президент заключает на основе своих “конституционных”

полномочий как руководителя внешней политики и главнокомандующего. Такого

рода международные обязательства принимаются по инициативе самого

президента и не нуждаются в санкции конгресса. К ним относятся соглашения

об установлении дипломатических отношений. В их число входят соглашения о

перемирии, соглашения по вопросам совместного военного производства,

военных баз и т.д.

Нередко президенты заключали исполнительные соглашения, даже не

уведомляя конгресс о принятых мерах. Конгресс мирился с этим до 1972 г.,

когда был принят закон Кейса. В соответствии с законом “любые международные

соглашения, не заключенные в форме договора”, должны передаваться конгрессу

не позднее 60 дней после вступления их в силу. В том же случае, если

передача такого соглашения может нанести “ущерб государственной

безопасности Соединенных Штатов”, оно должно быть представлено только

комитетам по иностранным делам сената и палаты представителей.

Во вторую группу включены исполнительные соглашения, которые должны

быть санкционированы конгрессом по характеру содержащихся в них

обязательств. В большинстве случаев это соглашения, выполнение которых

зависит от выделения ассигнований или принятия конгрессом соответствующего

закона, например, об участии США в международных организациях. Иной

характер носят исполнительные соглашения, которые президент должен передать

на одобрение конгресса, выполняя установленные законодательством

требования. Так, например, на основании закона о создании агентства по

контролю за вооружениями и разоружению 1961 г. все договорные

обязательства, предусматривающие разоружение или сокращение вооруженных сил

США, должны передаваться конгрессу для одобрения в форме договора или

исполнительного соглашения.

В общей сложности численность служащих, занятых непосредственно в

конгрессе либо в его вспомогательных органах, превышает 30 тыс. человек.

Размеры выделяемых ассигнований на деятельность конгресса в настоящее время

достигли 2 млрд. долл. в год.

Глава 3. Президент США

Президенту как одному из высших институтов федерации в Конституции

посвящено гораздо меньше места, чем Конгрессу - всего 4 раздела. Но это не

означает, что Президент играет менее значительную роль, скорее наоборот.

Идея сильной исполнительной власти, главой которой является Президент, не

была результатом неожиданного озарения "отцов-основателей", она была

предопределена развитием Америки. В революционный период исполнительная

власть была слабой вследствие негативной реакции на всевластие губернаторов

колоний. Последовавшая затем тирания законодательных собраний привела к

сдвигу в пользу сильной исполнительной власти. " Из всех вопросов, которые

стояли перед членами Филадельфийского конвента, вопрос о природе

президентской власти был одним из наиболее важных, а решение этого вопроса

было одним из самых значительных предпринятых им шагов "_. Президент

наделялся значительными полномочиями, которые можно разбить на три группы.

Первая группа - полномочия, прямо предусмотренные Конституцией в разделах

2 и 3.

Вторую группу составляют полномочия, которые считаются "подразумеваемыми"

или "присущими" Президенту как главе государства. Эти полномочия выводились

из духа Конституции, из потребностей практической политики и восполняли

пробелы в Основном законе.

В третью группу, постоянно увеличивающуюся, входят полномочия,

делегированные Конгрессом, в том числе чрезвычайные. Это является прямым

нарушением Конституции, в результате которого большинство американцев,

живших в 1976 г. прожили всю свою жизнь в условиях чрезвычайного правления

(1933-1976 г.г.)_. Что же непосредственно говорила Конституция о

Президенте?

Первый раздел касался системы выборов Президента и Вице-президента,

которые избирались на четыре года. В каждом штате избирались выборщики,

число которых было равно сумме представителей и сенаторов от этого штата.

Таким образом в США сейчас при населении около 280 миллионов Президента

избирают 538 человек (435+100+3 выборщика от округа Колумбия). Далее

выборщики собираются отдельно в своих штатах и голосуют непосредственно за

кандидатов - отдельно за Президента и Вице - Президента. Для избрания

необходимо абсолютное большинство голосов, в противном случае применяется

экстраординарная процедура, предусмотренная двенадцатой поправкой:

Президента избирала Палата представителей, а Вице-президента - Сенат. Также

в поправке уточнялось, что Вице-президент должен был иметь те же

"квалификации", что и Президент. Президентом же мог стать только гражданин

Соединенных Штатов по рождению который был бы не младше тридцатипятилетнего

возраста и имел в течение 14 лет постоянное жительство США.

В случае отстранения от должности, смерти, отставки либо

неспособности исполнять связанные с должностью Президента права и

обязанности последние переходили к Вице-президенту. Если же становился

вакантным пост Вице-президента, то согласно поправке XXV Президент назначал

его. Новый Вице-президент вступал в должность после утверждения его

большинством обеих палат Конгресса. Президент мог передать временному

Председателю Сената и спикеру Палаты представителей письменное заявление о

том, что не может исполнять свои и полномочия и обязанности, в этом случае

Вице-президент исполнял обязанности Президента пока тот не передавал

обратного заявления. Если же Вице-президент и большинство основных

должностных лиц исполнительных департаментов передают руководителям палат

Конгресса заявление о неспособности Президента исполнять свои обязанности,

Вице-президент немедленно принимал на себя полномочия последнего. После

того, как Президент заявляет о том, что эта неспосособность более не

существует и если вышеперечисленные лица не возражают, он возобновляет свои

полномочия. В противном случае данный вопрос разрешает Конгресс.

За свою службу Президент получает вознаграждение, которое не может

быть увеличено или уменьшено в течение периода, на который он избран; в это

время он также не мог получать какое-либо денежное вознаграждение от США

или какого-нибудь штата. Перед вступлением в должность Президент приносил

присягу на Библии: " Я торжественно клянусь, что буду честно выполнять

обязанности Президента Соединенных Штатов и по мере своих сил сохранять,

защищать и поддерживать Конституцию Соединенных Штатов "_.

В разделе втором определялись основные полномочия Президента. Он

являлся главнокомандующим армии, флота и полиции; мог требовать от

руководителя каждого исполнительного департамента мнение по любому вопросу,

относящемуся к его компетенции; он мог отсрочить приговор или помиловать

преступников (за исключением случаев импичмента). Также Президент с

согласия Сената мог заключать международные договоры, назначать послов и

иных полномочных представителей и консулов, а также других должностных лиц.

Между сессиями Президент сам замещал все открывшиеся вакансии.

Третий раздел также определял, что Президент принимает послов,

обеспечивает точное соблюдение законов и определяет полномочия всех

должностных лиц, в экстраординарных случаях он созывает обе палаты или одну

из них. Президент также должен периодически предоставлять Конгрессу

сведения о состоянии Союза и предлагать необходимые и полезные меры, т.е.

фактически получал право законодательной инициативы.

Раздел 4 устанавливал, что Президент, Вице-президент и все

гражданские должностные лица могут быть осуждены в порядке импичмента.

В этой главе мною были кратко описаны полномочия президента и

особенности власти, так как выше, при рассмотрении структуры и полномочий

Конгресса США, эти вопросы были уже рассмотрены.

Глава 4. Верховный суд

4.1. Верховный суд США

Третьей властью Соединенных Штатов Конституция называет суд. При

рассмотрении этой части Конституции члены Учредительного конвента

предлагали предоставить Верховному федеральному суду полномочия высшей

судебной инстанции США. Он должен был получить право пересмотра законов,

принятых Конгрессом при их несоответствии Конституции, но не в качестве

надзорной инстанции, а в связи с определенными судебными делами,

находящимися в его производстве. Такое право Верховный суд должен получить

и в отношении законов, принятых парламентами штатов и постановлений штатных

судов. Однако, эти положения в Конституцию не вошли. Опасаясь

противодействия штатов, от решения которых зависела судьба самой

Конституции, понимая, что они не потерпят вмешательства федерации в их

“внутренние дела”, включая законодательство и суд, члены Конвента снова

пошли на компромисс, отложив решение этого вопроса до лучших времен.

По Конституции 1787 года (ст.3) судебная власть федерации должна

была простираться на все те дела, “...которые возникнут из действия самой

Конституции”, из законов и трактатов, которые приняты, заключены или могут

быть приняты и заключены Соединенными Штатами в дальнейшем. Помимо этого к

федеральной юрисдикции были отнесены споры между палатами, тяжбы между

гражданами различных штатов и некоторые другие иски, касавшиеся федерации в

целом.

Члены Верховного суда назначаются президентом США пожизненно. Этим

достигается независимость судебной власти от законодательной и

исполнительной. Вопрос о практическом создании новой судебной организации

США и о закреплении полномочий Верховного суда был рассмотрен среди

основных первым Конгрессом США. В результате был принят Закон о

судоустройстве 1789 года. Как и было задумано при разработке Конституции,

возвратясь к вопросу о верховном конституционном надзоре, Конгресс наделил

Верховный суд США правом отмены любого закона, как федерального, так и

штатного, если будет найдено, что этот закон уклоняется от предписаний и

принципов Конституции (ст.25 Закона о судоустройстве).

Более того, Верховный суд получал полномочия издавать предписания,

обязательные для органов исполнительной власти, включая президента и

министров (ст.13 Закона о судоустройстве). Это положение противоречило

конституционному принципу разделения властей, так как ставило Верховный суд

над Конгрессом и президентом. Необходимо отметить, что позже этот перекос

был сглажен самим Верховным судом в ходе слушания дела Марбори 1803 году. В

результате, пожертвовав ст.13, за Верховным судом были закреплены

полномочия, заключенные в ст.25 Закона о судоустройстве.

С тех пор и до настоящего времени Верховному суду принадлежит

финальное право трактовать Конституцию, т.е. “...говорить, что есть право

страны” и, что находится в противоречии с ним. Решение Верховного суда

является окончательным и обсуждению не подлежит.

Первым конгрессом была также разработана структура федерального

судоустройства. Было решено, что наряду и параллельно с судами штатов будет

функционировать федеральная судебная система, состоящая из районных и

окружных судов (на этот период их количество было определено в 30 районных

и 3 окружных суда). Последние были наделены апелляционной властью в

отношении первых.

4.2. Система судоустройства

Федеральную судебную систему образуют 4 группы судов - окружные,

специальные, апелляционные и специальные апелляционные - во главе с

Верховным судом.

Окружные суды США - федеральные суды общей юрисдикции; они по

первой инстанции рассматривают все дела, основанные на федеральном

законодательстве.

Специальные суды первой инстанции:

1)претензионный суд США (рассматривает денежно-имущественные претензии

граждан к правительству США);

2)суд США по делам внешней торговли (рассматривает споры, возникшие на

основе федеральных законов об импортных торговых операциях и таможенных

правил);

3)налоговый суд США (разрешает конфликты, возникающие в связи с решениями

федеральных налоговых ведомств).

К специальным апелляционным судам относятся:

апелляционный суд США по федеральному округу (рассматривает жалобы на

решения претензионного суда,суда по делам внешней торговли и на решения

некоторых федеральных административных ведомств);

временный чрезвычайный апелляционный суд.

Решения этих двух судов обжалуются в Верховный суд.

Апелляционные суды представляют собой промежуточную апелляционную

инстанцию между федеральными судами первой инстанции и Верховным судом.

Возглавляет федеральную судебную систему Верховный суд США - высший

орган в федеральной судебной иерархии, конечная апелляционная инстанция.

В США существует автономная система военных судов. Им подсудны чисто

воинские преступления, а также все иные уголовные правонарушения,

совершенные военнослужащими во время прохождения ими действительной военной

службы и исключительно при исполнении служебных обязанностей.

Каждый штат в пределах своих границ может учреждать судебные органы,

какие сочтет нужным, однако существуют типичные черты судоустройства, общие

для всех штатов. Так, в штатах имеются 3 группы судов: ограниченной и

специальной юрисдикции, общей юрисдикции, апелляционной юрисдикции. Первые

две группы - местные суды первой инстанции, рассматривающие дела по

существу. Третья группа объединяет промежуточные апелляционные суды и

верховные суды штатов.

Заключение

Такой предстает Конституция Соединенных Штатов Америки 1789г. Этот

документ сыграл значительную роль в развитии мировой цивилизации. В нем

впервые были сформулированы и введены в политическую жизнь положения,

бывшие прежде сугубо теоретическими идеями различных мыслителей. Основные

принципы американского Основного закона - разделение властей, федерализм и

конституционный надзор - нашли свое отражение и в текущей российской

Конституции.

Вместе с тем Конституция США имеет значительные недостатки. Это

слабая проработанность отдельных положений, которая ведет к решению дел

согласно не букве, а духу Конституции; и трудность внесения поправок,

которая ведет к существованию "живой конституции"; это и не очень

демократический порядок избрания Президента и принятия поправок. В этом

смысле весьма интересно отношение штатов к принятию поправок. Так,

Массачусетс, Джорджия и Коннектикут ратифицировали Билль о правах к его 15О-

летней годовщине. Штат Кентукки утвердил тринадцатую поправку об отмене

рабства лишь в 1976 г.

В заключение можно сказать, что значение Конституции неоднозначно

для различных периодов в истории США. В начальный период она носила

исторически прогрессивный характер, поскольку способствовала развитию

новых, капиталистических производственных отношений. В настоящее же время

она выглядит как умеренно-демократический документ, по многим параметрам

уступающий основным законам стран Западной Европы и других регионов

современного мира.

Список использованных источников:

1. Конституция США/Комментарий Л.В.Сморгунова. СПб, 1992

2. Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты: пер. с

англ./ Сост. В.И. Лафитский; под ред. и со вступительной статьей О.А.

Жидкова. - М.: Прогресс,Универс,1993.

3. Карпентэр Д. “Познаем Америку” - С.-Петербург 1995г.

4. Конституции зарубежных государств./ Учебное пособие. М., БЕК, 1996 г.

1. 5. Иностранное конституционное право./ Учебник под ред. В.В.Маклакова.

М., Юрист, 1996 г.

2. 6. Мишин А.А., Власихин В.А. Конституция США. Политико-правовой

комментарий. М., ЮЛ, 1985.

7. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник под

ред. Б.А.Страшуна, М., БЕК,1995.

Конституционное право зарубежных стран. /Учебник под ред. В.Е. Чиркина.

М., Юрист,1997г.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.