рефераты бесплатно

МЕНЮ


Витте как государственный деятель

служить сопоставление всех действительных доходов казны от железных дорог с

действительно произведенными ею издержками на железнодорожное хозяйство,

кроме расходов на устройство дорог, учитываемых лишь в виде платежей казны

по железнодорожным займам. Это сопоставление показывает, что в 1892 году

казна получила от казенных дорог - 74408 тысяч рублей, от частных

(обязательные их платежи и участие казны в доходах) - 36694 тысяч рублей и

от сбора с пассажиров и грузов - 9066 тысяч рублей, всего 120168 тысяч

рублей; а в 1903 году те же поступления определились в 453345+14639+16739

тысяч рублей, всего в 484093 тысяч рублей, то есть возросли вчетверо. Что

касается расходов, к числу которых относятся платежи по займам,

эскплуатационные издержки казенных дорог, приплаты по гарантии доходности

частных, расходы по усилению и улучшению казенных дорог и приобретению

подвижного состава, а также по содержанию контроля, то общая их сумма с

142231 тысяч рублей в 1892 г. к 1903 г. возросла до 565916 тысяч рублей, то

есть тоже увеличилась почти вчетверо. Можно поэтому признать, что за время

Витте железнодорожное хозяйство, значительно увеличив бюджет государства,

не дало крупного результата в смысле прибыли или убытка казны. Не вполне

успешный финансовый результат правильной в основаниях системы

железнодорожного хозяйства отчасти зависел от недостатков практического

применения системы. Железнодорожное строительство часто велось плохо,

вследствие чего только что отстроенные дороги приходилось в скором времени

улучшать и усиливать. В то время устройство железных дорог обходилось

дорого, превышая и сметные расчеты, и ту доходность дорог, на которую на

первых порах можно было рассчитывать. Зависело это, между прочим, от того,

что железнодорожное строительство было связано с поощрением русской

промышленности, за изделия которой приходилось переплачивать дороже их

стоимости на иностранных рынках. Не обошлось без переплат казны и в деле

выкупа ею частных железных дорог, ввиду чрезмерной снисходительности казны

к требованиям акционеров. Но главнейшей причиною малой прибыльности

железнодорожного хозяйства при Витте являлся быстрый рост железнодорожной

сети; вновь открытые линии понижали общую доходность рельсовой сети.

Происходило это отчасти потому, что строились дороги не по финансовым, а по

общеэкономическим и стратегическим соображениям, отчасти же потому, что на

вновь открытых линиях движение на первых порах бывает вообще слабым. Первая

причина отзывалась преимущественно на казенном хозяйстве, вторая - на

частном. Весьма доходные частные дороги, как Московско-Рязанская, Рязанско-

Козловская и пр., разросшись в обширные сети, сделались на первых порах

убыточными, потребовав от казны приплат по гарантии. Однако, не говоря уже

о благодетельном влиянии расширения рельсовой сети на экономическую жизнь

страны, нельзя не заметить, что за единичными исключениями железнодорожное

строительство времени Витте вполне оправдалось впоследствии: не только

частные дороги сделались, в виде общего правила, доходными, но и казенные

линии стали окупаться и даже давать доход ранее, чем можно было на это

рассчитывать. Обзор источников, на счет которых расширился обыкновенный

государственный бюджет, предуказывает ответ и на второй вопрос,

поставленный в начале этой статьи, - о потребностях, на удовлетворение

которых пошли увеличившиеся средства казны: расширение расходов имело

место, главным образом, по ведению казенного хозяйства. Этот вывод наглядно

подтверждается таблицей, основанной на данных Государственного Контроля.

Ведомства, Обыкновенные В 1903 г.

произво- государственные более, чем

дившие расходы в тыс. р. в 1892 г.

расходы. 1892 г. 1903 г. в %

Высшие

государств.

учреждения 2865 3662 28

Святейший

Синод 11466 28517 130

М-во Имп.

двора 10525 15941 52

"" иностр.

дел 4753 6116 29

"" военное 236159 352420 49

"" морское 48186 113937 136

"" финанс. 120178 366382 205

Земл. и Гос.

Им. 24154 51843 114

"" внутр. дел 67624 100145 48

"" народн.

просв. 21745 39353 81

"" путей

сообщен. 67407 456427 577

"" юстиции 24506 33112 35

Управл.

тюремн.

частью 14493 16000 10

Государств.

контроль 4277 8383 96

Управл.

госуд.

коннозаводств. 1266 2077 64

Система

госуд.

кредита 251078 288714 15

Итого 910684 1883026 107

Рост расходов по Министерству финансов и в особенности по Министерству

путей сообщения далеко опередил возрастание издержек по другим ведомствам.

Если расходы по двум указанным министерствам исключить из итогов за оба

сравниваемые года, то рост прочих издержек определится всего в 47%, или

около 4,3% в год. Однако и этот рост выше, чем за предшествующее и

последующее время. Немного менее половины общего итога расходов по

Министерству финансов за 1903 г. приходится на казенную продажу питей. Если

эти издержки исключить из общей суммы расходов по ведомству, то останется

195270 тысяч рублей, а увеличение расходов за 12 лет определится всего в

60%, то есть лишь немногим более, чем по другим ведомствам. Однако и это

увеличение не относится целиком к Министерству финансов, так как по его

сметам проводятся некоторые железнодорожные расходы (приплаты по гарантии),

а также расходы, относящиеся до всех ведомств (например, на пенсии). Можно

поэтому признать, что рост расходов по Министерству финансов был

приблизительно одинаков с увеличением издержек по другим ведомствам.

Главнейшими мерами финансового управления, потребовавшими увеличенного

отпуска средств, были: 1) Усиление состава податной инспекции и введение ее

на окраинах. Вызывалось это постепенным осложнением задач местного

податного управления вообще и в особенности преобразованием промыслового

обложения, реформою взимания окладных сборов с крестьян и предоставлением

им льгот по выкупных платежам. 2) Усиление акцизного надзора по поводу

казенной продажи вина. Мера эта потребовала до 11 миллионов рублей

дополнительных ассигнований. Задачи акцизного ведомства усложнялись лишь

временно, в период организации нового дела, усиление же акцизного надзора

носило характер постоянной меры. Впоследствии Министерство финансов само

осознало, что состав акцизного надзора преувеличен, и приступило к

сокращению его. 3) Преобразование таможенной стражи в пограничную. Оно

вызывалось недостаточною численностью и плохою организацией прежней стражи

и увеличившеюся контрабандою вследствие повышения таможенного тарифа.

Пограничной страже была придана военная организация, что значительно

увеличило расходы. 4) Меры по улучшению условий торгового мореплавания,

выразившиеся в создании особого управления им и в предоставлении

значительных средств, частью в виде ассигнований из казны, частью в виде

специальных средств на благоустройство портов и содействие мореплаванию. 5)

Меры по распространению коммерческого и морского образования.

Исходатайствовав в 1894 г. закон о подчинении коммерческих училищ

Министерству финансов, Витте озаботился как выработкою законоположений,

регулирующих коммерческое образование (важнейшее из них - положение 15

апреля 1896 г. о коммерческих учебных заведениях), так и деятельным

применением их к жизни. До 1894 г. у нас было всего 8 коммерческих училищ,

а с 1896 по 1902 г. их открылось 147. Кроме того, были учреждены три

коммерческих института - в Киеве, Варшаве и С.-Петербурге. Витте заботился

также о распространении в рабочей среде практически-технических сведений,

об устройстве сельских ремесленных заведений, о художественно-промышленном

и женском профессиональном образовании. Он привлек к делу коммерческого

образования средства земских, городских и сословных учереждений и частных

лиц. Из 31 миллиона рублей, израсходованных на сооружение и оборудование

учебных заведений финансового ведомства, на казну пало лишь 11 миллионов;

из 4,3 миллиона рублей ежегодного расхода на эти заведения казна несла лишь

1,4 миллиона рублей; прочие расходы были покрыты из других источников. Эта

широкая деятельность по развитию коммерческого образования находится в

резком контрасте с застоем учебного дела по Министерству народного

просвещения. При Витте получило широкое развитие особое хозяйство, в

значительной мере внебюджетное, за счет кредитных операций. В пределах

этого хозяйства совершены преобразования Витте в области денежного

обращения и системы государственного кредита. Денежная реформа Витте

заключалась в восстановлении в России, вместо существовавшей со времени

Крымской войны системы неразменных бумажных денег, металлического обращения

на основе золотой валюты. Реформа эта была несколько подготовлена

предшественниками Витте, при которых финансы страны постепенно

упорядочились, появился активный торговый баланс, и были накоплены запасы

золота, нужного для размена кредитных билетов. Накопление золота началось

еще при Рейтерне , продолжалось при Бунге и сделало большие успехи при

Вышнеградском [pic], увеличившим золотой запас на 309 миллионов рублей.

Средствами для накопления золота являлись взимание золотом таможенных

пошлин, покровительственная система таможенного обложения, приводившая к

перевесу вывоза над ввозом, наконец, кредитные и биржевые операции, из

которых последние получили широкое развитие при Вышнеградском.

Предшественники Витте делали и дальнейшие попытки к восстановлению

металлического обращения, возбуждая вопрос о разрешении коммерческих сделок

на золотую валюту, как средстве влить золото в народное обращение; но эти

попытки не имели успеха. Витте сдвинул дело с мертвой точки. Остановившись

после непродолжительного колебания на мысли о фиксации курса кредитного

рубля, он предпринял ряд мер, направленных к укреплению курса. Для этой

цели он вступил в деятельную и успешную борьбу с спекуляцией. Он начал с

воздействия на русские кредитные учреждения, предупредив их, что всякое,

даже косвенное содействие с их стороны игре на курс рубля признается

несовместным с данным им разрешением производить коммерческие операции и с

тою поддержкою, которою эти учреждения пользуются от правительства во всех

их законных потребностях. Засим, в целях получения сведений об отсылаемых

за границу и привозимых оттуда кредитных рублях, Витте испрошен был до 1894

г. (впоследствии продолженный до 1897 г.) закон (19 марта 1893 г.) об

обложении кредитных билетов при вывозе и ввозе их "статистическою" пошлиною

в 1 копейку со 100 рублей. В том же году Витте испросил полномочия по

надзору за кредитными учреждениями, по удалению с русской биржи агентов

иностранных банкирских фирм и по запрещению некоторых сделок на золото,

направленных исключительно к получению курсовой разницы. Эти меры облегчили

Витте систематические биржевые операции по поддержанию курса, который стал

приобретать устойчивость. Укрепив курс, Витте перешел к дальнейшим мерам,

подготовлявшим металлическое обращение. Признавая, что оно не мыслимо без

того, чтобы золото не получило распространения в частном обороте, Витте

вошел в Государственный совет с представлением о разрешении коммерческих

сделок на золотую валюту, с платежом или золотом, или кредитными билетами

по курсу. В этом представлении было, между прочим, сказано, что

проектируемая мера "не предрешает вопроса об утверждении у нас золотого

обращения". Под этим условием предположения Витте были одобрены

Государственным советом, мнение которого было Высочайше утверждено 8 мая

1895 г. В этом законе, дабы устранить мысль о денежной реформе, не был

разрешен вопрос о платежах казны золотою монетою. Между тем это было

необходимо, ибо свободная наличность казны состояла из золота и не могла

расходоваться, так что для покрытия расходов казны в близком будущем

пришлось бы вновь выпускать кредитные билеты. Поэтому министр финансов

решил принять собственною властью меры к выпуску золота в обращение.

Разрешив государственному банку покупать и продавать золото по курсу, а

также принимать золото на текущий счет, он дал некоторым кассам

Министерства финансов уполномочие выдавать кредиторам казны, "в случае их

на то согласия", часть следующих им платежей золотом по курсу 7 рублей 40

копеек кредитными за 5 рублей золотом. Эта мера дала кассам Министерства

финансов повод к навязыванию публике золота, а в случае отказа от приема

его - серебра, получение крупных сумм которого было сопряжено с большими

неудобствами. На этой почве между чиновниками Министерства финансов и

публикою часто возникали недоразумения. 6 ноября 1895 г. был издан закон о

приеме золота по курсу, установленному министром финансов, во все казенные

платежи. Курс был установлен в 7 рублей 40 копеек за 5 рублей золотом, но

так как этот курс был неудобен для расчетов, то распоряжением по

государственному банку он был изменен на 7 рублей 50 копеек. С начала 1896

г. этот курс стал применяться и к платежам, поступающим в казну. 14 марта

1896 г. Витте вошел, наконец, с представлением в комитет финансов "об

исправлении денежного обращения" на основе фиксации курса кредитного рубля

на уровне 1 рубль 50 копеек кредита = 1 рублю золотом. Комитет финансов

отнесся к этой мере вполне сочувственно, но положение дела изменилось,

когда вопрос перешел на обсуждение государственного совета. Здесь планы

министра финансов встретили противодействие с двух точек зрения. С одной

стороны, предположение министра финансов о девальвации кредитного рубля

признавалось равносильным государственному банкротству, и притом злостному

- при хорошем состоянии государственных финансов. С этой точки зрения,

размен возможен лишь по номинальной цене рубля, и стремиться к размену

нужно путем повышения курса рубля. Другое возражение против реформы было

основано на опасении, что золото, выпущенное в обращение, уйдет за границу

ввиду неблагоприятного расчетного баланса России; с реформою,

следовательно, надо повременить, временно сохранив существующее положение.

Дело было отложено, но вторично по существу и не обсуждалось в

Государственном совете. Излагая во Всеподданнейшем докладе о росписи на

1897 г. ход подготовительных мер к денежной реформе, Витте говорил:

"Основные начала законопроекта исподволь вошли уже в жизнь страны и не

представляют собою ничего нового для народного хозяйства, так как размен

кредитных билетов на золото по курсу 1 рубль 50 копеек кредитными за 1

рубль золотом фактически существует. Таким образом, ныне предполагается

лишь закрепить то, что в сущности уже сделано, и что изменять было бы

крайне вредно и даже невозможно". Соответственно изложенному взгляду, Витте

уже 3 января 1897 г. испросил Высочайший указ, которым повелевалось

чеканить золотую монету прежнего веса и достоинства, но с обозначением на

ней цены не в 10 и 5 рублей, а в 15 рублей и 7 рублей 50 копеек. 29 августа

состоялся Высочайший указ, регулирующий выпуск кредитных билетов: на сумму

до 600 миллионов рублей кредитные билеты выпускаются с обеспечением, по

крайней мере, половины выпуска золотом, а дальнейшие выпуски производятся

под обеспечение золотом рубль за рубль. В дополнение к этим указам 27 марта

1898 г. указом установлены пределы чеканки серебра и обязательного приема

его между частными лицами. Таким образом, важнейшая реформа осуществилась

даже без обсуждения ее в законодательном порядке. Количество золота в

народном обращении быстро возросло, достигнув в 1903 г. 750 миллионов

рублей. В то же время количество кредитных билетов было сокращено до 630

миллионов. Витте вполне достиг цели: реформа его не внесла изменений в ход

экономической жизни; она была уже осуществлена, а общество ее и не

замечало. Этим следует объяснить, что реформа, вызывавшая ожесточенную

критику и в правящих сферах, и в литературе во время ее подготовки, после

осуществления встречена была гораздо более благосклонно. Остались лишь

указания на непрочность реформы, но и они были опровергнуты последующими

событиями: ни война с Японией, ни внутренняя смута не повели к прекращению

размена. Для осуществления денежной реформы потребовались крупные средства.

Они были нужны для погашения беспроцентного долга государственного

казначейства государственному банку, образовавшегося в прежнее время от

выпуска кредитных билетов для усиления средств казны. В 1892 г. долга этого

числилось 636,9 миллионов рублей. Так как необходимым условием прочности

реформы являлся выпуск кредитных билетов исключительно для потребностей

торгового оборота, а не для нужд казны, то Витте признал необходимым

погасить весь беспроцентный долг. Это было сделано постепенно, и погашение

закончено в 1901 г. Так как расчеты казны с государственным банком

производились большею частью золотом, то они дали возможность увеличения

разменного фонда, обеспечивающего выпуск кредитных билетов: к 1897 г. он

был доведен до 500 миллионов рублей золотом или 750 миллионов рублей в

новой валюте. Вообще, в деятельности Витте как министра финансов видное

место занимали кредитные операции. В начале своей деятельности он прибег к

кредиту для сбалансирования росписи государственных расходов и доходов. В

дальнейшем Витте уже не заключал займов для бюджетных нужд, но широко

пользовался государственным кредитом: 1) для осуществления денежной

реформы, 2) для замены одних займов государства другими, менее

обременительными по своим условиям, и 3) для постройки казенных железных

дорог и выкупа казною частных. Общая сумма государственного (%-ного) долга

за время Витте возросла с 4649 миллионов рублей до 6652 миллиона рублей, то

есть на 2003 миллиона рублей или на 43%, но платежи по долгам увеличились

только на 15%, что объясняется как успешностью конверсионных операций

Витте, так и сравнительною низкопроцентностью займов, им заключенных.

Существенно изменилось за это время и соотношение между долгами на

общегосударственные и железнодорожные потребности. На 1 января 1892 г.

долгов первой категории было 2948 миллионов рублей или 63,4% общей суммы

долгов, вторых - 1700 миллионов рублей или 36,6%. На 1 января 1903 г. долги

первой категории составляли 3462 миллиона рублей или 52,2%, второй - 3190

миллиона рублей или 48,8%. Займы на общегосударственные нужды заключались

Витте главным образом для конверсии государственных долгов. При этом Витте

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.