рефераты бесплатно

МЕНЮ


ПРАВО НА ТРУД В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

это понятие право на выбор профессии, рода занятий и работы в

соответствии с призванием, способностями, образованием и

профессиональной подготовкой. В таком объеме подобное обязательство со

стороны государства по отношению к своим гражданам не встречается даже

в конституциях стран с традиционно демократическим строем. Тем не менее

следует отметить, что в силу происходящих в республике политических и

социально-экономических перемен, обусловленных становлением рыночных

отношений, данное положение носит скорее декларативный характер,

является как бы указанием желательной цели. Реальное же положение в

экономике республики серьезно ограничивает возможности граждан. Впервые

в Конституции появилось такое понятие как безработица. А право на

пособие по безработице, зафиксированное все в той же ст.41, само по

себе ставит под сомнение полноту осуществления государством взятого им

обязательства по созданию условий для полной занятости населения.

Невольно напрашивается вопрос: коль скоро гарантируется право на труд,

создаются все условия для полной занятости населения, откуда появится

"незанятость лица по независящим от него причинам", т.е. безработица? И

наоборот, если неизбежна безработица, то можно ли говорить о праве на

труд?

3. Необходимо обратить внимание и на то, что законодатель ставит

реализацию составляющих прав на труд в зависимость от общественных

потребностей. При этом остается неясной концепция самих общественных

потребностей, неизвестно, кто будет их определять. Это лишний раз

подчеркивает во многом пока декларативный характер провозглашенного

конституцией права на труд.

4. Далее необходимо еще раз повторить, что по ст.41 право на труд включает

в себя право на выбор профессии и рода занятий, а также право на работы

в соответствии с призванием, способностями, образованием,

профессиональной подготовкой. Тем самым Конституция закрепляет самые

прогрессивные нормы, соответствующие международно-правовым актам,

включая конвенции МОТ. Но можем ли мы сегодня в полной мере реализовать

эти положения на практике? На этот вопрос невозможно дать однозначный

ответ. С одной стороны, при наличии различных форм собственности и

современном состоянии рыночных отношений нельзя предоставить всем

гражданам Республики Беларусь работу в соответствии с их пожеланиями и

образованием: экономические реалии порождают и безработицу, и

использование граждан на работах не по специальности. Но, с другой

стороны, положение смягчается тем, что в соответствии с ч.2 ст.41

Конституции в случае незанятости лица по независящим от него причинам

ему гарантируется не только выплата пособия по безработице, но и

обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом

общественных потребностей.

5. Обеспечение прав и свобод граждан РБ, в том числе свободы труда,

гарантируется государством, говорится в ст.21 Конституции РБ. Свобода

труда провозглашена в ст.23 Всеобщей Декларации прав человека от 10

декабря 1948 года. Только сам гражданин может распоряжаться своим

трудом, только он может выбирать ту или иную форму деятельности

(предпринимательство, фермерство, индивидуальную трудовую деятельность,

работу на государственных предприятиях, в учреждениях, организациях или

коммерческих структурах и т.д.). Ст.41 (ч.4) Конституции РБ запрещает

применение принудительного труда, кроме работы или службы, определяемой

приговором суда или в соответствии с законом о чрезвычайном и военном

положении. Это важное положение закреплено в ст.8 Международного пакта

о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года, где, в

частности, сказано:

1. Никто не должен содержаться в рабстве; рабство и

работоторговля запрещены во всех их видах.

2. Никто не должен содержаться в подневольном состоянии.

3. Никто не должен принуждаться к принудительному или

обязательному труду. Свобода труда непосредственно связана с правом на

защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на

объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров

(соглашений) и право на забастовку (ч.3 ст.41). Это соответствует ст.23

Всеобщей Декларации прав человека, которая закрепляет право каждого

создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, и

Конвенция N 98 от 1 июля 1949 г. относительно применения принципов

права на организацию и заключение коллективных договоров. Так, ст.1

этой Конвенции закрепляет право трудящихся пользоваться соответствующей

защитой против любых дискриминационных актов, направленных на ущемление

свободы ассоциаций в области найма на работу. Такая защита применяется

в особенности против актов, рассчитанных на то, чтобы:

а) поставить прием на работу или оставление на работе;

трудящегося в зависимость от вступления его в профсоюз или выхода из

профсоюза

б) увольнять трудящегося или любым другим способом наносить ему

ущерб на том основании, что он является членом профсоюза или принимает

участие в профсоюзной деятельности вне рабочего времени или, с согласия

предпринимателя, в рабочее время.

6. Ст.45 Конституции РБ гарантирует право граждан на охрану здоровья,

включая бесплатное лечение в государственных учреждениях

здравоохранения. Оно обеспечивается также мерами по оздоровлению

окружающей среды, совершенствованию правил и норм охраны труда,

возможностью использоваться оздоровительными учреждениями, развитием

физической культуры и спорта. Организация охраны труда - социальная и

государственная функция. В условиях новых экономических отношений в

республике она обретает особую значимость. Рациональная организация

охраны труда достигается умелым применением экономических, социальных,

правовых, моральных, психологических и других средств. Она представляет

собой комплексную проблему, которая находится на стыке экономики труда,

социологии, социальной психологии, эргономики, юриспруденции и

некоторых других наук. В регулировании отношений охраны труда важную

роль играет трудовое право. Оно закрепляет на основе прогнозирования,

моделирования и экспериментирования наиболее рациональные методы и

формы охраны труда, впитывающие в себя достижения научной организации

труда, общественных, естественных и технических наук.

7. В последние годы нормотворческая и правопреминительная практика

существенно изменили организационно-правовые средства охраны труда.

Важные сдвиги произошли в приемах правового воздействия на поведение

участников отношений по охране труда. Локальное регулирование этих

отношений повысило актуальность данной проблемы. Встал вопрос о

критериях эффективности соответствующих норм. Серьезные проблемы

возникают и в связи с изменениями в законодательстве о формах

собственности. Современные условия труда, особенно на негосударственных

предприятиях (организациях), нередко сопровождаются сокращением

вложения средств в эту область, что может негативно сказаться на

безопасности жизни и здоровья наемных работников.

8. Международная конвенция N 148 "О защите трудящихся от профессионального

риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих

местах" от 20 июня 1977 г. устанавливает обязанность применения ее

положений во всех отраслях экономической деятельности. Ст.4 этой

конвенции обязывает национального законодателя определять меры,

направленные на предупреждение и ограничение профессиональных рисков,

вызываемых загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах, а

также на защиту от этих рисков. В соответствии с национальным

законодательством предприниматели должны нести ответственность за

неприменение предписанных мер в области охраны труда, а трудящиеся

обязываются соблюдать правила техники безопасности, направленные на

профилактику и ограничение профессиональных рисков, вызываемых

загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах, а также на

защиту от них. Трудящиеся или их представители имеют право получать

информацию, профессиональную подготовку и обращаться в соответствующие

органы с предложениями для обеспечения защиты от профессиональных

рисков в области охраны труда, техники безопасности и производственной

санитарии (ст.7). При помощи совершенствования технических мер,

применяемых к новым установкам или в процессе их проектирования, а

также при помощи дополнительных организационных мер наниматели обязаны

устранять любой риск, вызываемый нарушением правил и норм в области

охраны труда работающих. Если же применяемые меры не приводят к

снижению травматизма и профессиональной заболеваемости, то

предприниматель (наниматель) обеспечивает работающих соответствующими

средствами индивидуальной защиты (ст.9-10). Состояние здоровья

трудящихся, которые подверглись или могут подвергнуться

профессиональному риску, вызываемому нарушением правил и норм охраны

труда на рабочих местах, константа, контролируемая через

соответствующие промежутки времени на условиях и при обстоятельствах,

определяемых компетентным органом власти. Такой контроль включает

предварительное медицинское обследование перед приемом на работу и

периодические осмотры, согласно тому, как это определено компетентным

органом власти. Наемные трудящиеся не несут никаких расходов в связи с

проведением контроля за состоянием охраны труда на производстве. Если

нахождение трудящегося на рабочем месте, где он подвергается

воздействию загрязнения воздуха, шума или вибрации, противопоказано с

медицинской точки зрения, должны быть предприняты все необходимые меры

(включая переобучение), чтобы работник в соответствии с национальной

практикой и условиями был переведен на другое место работы с

сохранением прежнего дохода (ст.11).

9. Из ст.2 Конституции РБ, признающей человека высшей ценностью общества и

государства, вытекает приоритет жизни и здоровья работника по отношению

к результатам производственной деятельности предприятий.

10. Существенным моментом в деятельности соответствующих государственных

органов по охране труда должно стать усиление контроля за созданием

нового оборудования (прежде всего в процессе его проектирования и

испытания) с целью предотвращения случаев ввода в эксплуатацию новых и

реконструируемых объектов, не отвечающих требованиям техники

безопасности. Практика требует глубокого и всестороннего исследования

правовых проблем охраны труда, разработки и научного обоснования

мероприятий, проведение которых помогло бы эффективнее бороться с

нарушениями правил и норм охраны труда, техники безопасности и

производственной санитарии, а значит, обеспечить снижение травматизма и

заболеваемости работающих.

11. В борьбе с производственным травматизмом, на наш взгляд, необходимо

переходить от чисто внешнего надзора и контроля к более углубленной

аналитической работе - детально изучать причины каждого отдельного

несчастного случая, внимательно анализировать конкретные

производственные моменты с точки зрения их опасности, творчески

подходить к планированию мероприятий, направленных на ликвидацию

причин, порождающих несчастные случаи. Важнейшими задачами органов

охраны труда являются:

а) добиваться полного поступления извещений о всех без

исключения несчастных случаях, происшедших как на государственных

предприятиях, так и в частном секторе;

б) поставить их систематическую обработку на научную основу;

в) более углубленно расследовать причины несчастных случаев;

г) наладить научную разработку комплексных проблем техники

безопасности;

д) усилить ответственность нанимателей за невнимание к

технической охране труда;

е) обеспечивать активное изучение работающими правил и норм

техники безопасности и производственной санитарии.

12. Таким образом, улучшение условий труда работников неразрывно связано с

обеспечением их конституционного права на здоровые и безопасные условия

труда. Успешной реализации этого права способствовало бы

законодательное урегулирование вопросов охраны труда работающих, в

частности, быстрейшее принятие Закона "Об охране труда в Республике

Беларусь", в котором были бы закреплены принципы охраны труда, общие

положения этого правового института, определена компенсация расходов

нанимателя на создание здоровых и безопасных условий труда,

конкретизированы соответствующие правомочия работников.

13. Статья 43 Конституции Республики Беларусь закрепляет право трудящихся

на отдых. Для работающих по найму это право обеспечивается

установлением рабочей недели, не превышающей 40 часов, сокращенной

продолжительностью работы в ночное время, предоставлением ежегодных

оплачиваемых отпусков и дней еженедельного отдыха. Трудовое право,

являясь инструментом преобразования общественных отношений, содержит

ряд норм, с которыми эти отношения должны быть приведены в соответствие

несмотря на действие препятствующих факторов. Таковыми, например,

являются сегодня нормы законодательства о рабочем времени и времени

отдыха, повсеместному и неуклонному соблюдению которых противодействуют

явления объективного характера: излишек рабочей силы, недостатки в

организации производства, нарушения хозяйственных связей, устаревшее

законодательство. Методом принуждения, проводником которого выступают

органы надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства,

нельзя добиться выполнения тех норм права, которые не отвечают реалиям

жизни. Из сказанного можно сделать вывод о необходимости установления

более тесных связей между законодателем и органами надзора и контроля

за соблюдением законодательства о труде. Хотя на эти органы не может

быть возложена функция систематической оценки эффективности действия

норм трудового права, они все же располагают наиболее полной и

достоверной информацией о тех нарушениях трудового законодательства,

которые чаще всего встречаются на практике. Информация о таких

нарушениях должна оперативно доводиться до высших органов власти и

управления для принятия необходимых мер. Это может быть отмена или

изменение отдельных норм, а в надлежащих случаях - напротив, их

подкрепление дополнительными правовыми гарантиями, увеличение санкций,

усиление надзора и контроля за их применением путем увеличения

численности или расширения полномочий соответствующих органов.

14. Статья 42 Конституции Республики Беларусь определяет право работника на

вознаграждение за выполненную работу в соответствии с ее количеством,

качеством и общественным значением, но не ниже установленного

государством минимального размера. Здесь же закреплено право женщин и

мужчин, взрослых и несовершеннолетних на равное вознаграждение за труд

равной ценности. Важным средством повышения эффективности общественного

производства, совершенствования его организации является стимулирование

высокопроизводительного труда, что обусловливает необходимость

совершенствовать законодательство о заработной плате работающих путем

устранения пробелов, замены норм, которые не соответствуют современному

уровню развития экономики, новым рыночным отношениям. Это касается

отношений, связанных с премированием за экономию трудовых и

материальных ресурсов, совмещением профессий и должностей,

совместительством, исчислением среднего заработка, оплатой труда,

выполняемого в ночное время или во вредных для здоровья условиях,

оплатой брака и простоя не по вине работника. Повышению эффективности

труда, его производительности, улучшению качества выполняемой работы

способствует расширение выплаты надбавок к заработной плате. В этой

связи есть необходимость в нормативном порядке уточнить правовую

природу таких выплат, отграничить их от надбавок, установленных для

достижения других целей, определить порядок выплаты. Было бы

целесообразно разработать специальный нормативный акт,

предусматривающий порядок выплаты надбавок (доплат) к тарифным ставкам

и окладам работающим (рабочим, инженерно-техническим работникам,

служащим) за профессиональное мастерство и высокую квалификацию.

Основное направление совершенствования законодательства о материальном

поощрении работающих связано с необходимостью наиболее полно учитывать

конкретный вклад каждого трудового коллектива и отдельного работника в

достигнутые результаты. Большее внимание необходимо уделять

стимулированию достижения высоких конечных результатов с наименьшими

затратами. В условиях новых экономических отношений возрастает

значимость экономии ресурсов всех видов, в том числе и экономии труда.

Для решения этой проблемы важно развивать и стимулировать движение за

расширение зон обслуживания в государственном секторе, совмещение

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.