рефераты бесплатно

МЕНЮ


Политико-правовые учения ислама

и всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран Азии

и Африки. Со временем нормы шариата вышли далеко за пределы Ближнего и

Среднего Востока, распространили свое действие на Среднюю Азию и часть

Закавказья, на Северную, частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран

Юго-Восточной Азии. Однако столь бурное и широкое распространение ислама и

шариата повлекло за собой и все большее проявление в нем местных

особенностей и различий при толковании отдельных правовых институтов. Так,

со временем с утверждением двух главных направлений в исламе

соответствующим образом произошел раскол в шариате, где наряду с

ортодоксальным направлением (суннизм) возникло и другое направление -

шиизм

Предписания и запреты ислама. К числу предписании шариата относятся

нормы, касающиеся прав и положения женщины. Об этих правах точнее, о

бесправии женщин в исламских странах известно немало. Официальная

процессуальная норма шариата приравнивает двух женщин к одному мужчине (в

частности, при свидетельствовании). Правоверные, по Корану, имеют право

брать две, три, даже четыре жены (если имеют средства содержать их), не

считая рабынь-наложниц, количество которых практически не ограничено. Кроме

того,

..муж всегда имеет право на развод и тем самым—на замену жен. Жена

права па развод не имеет, она обязана соглашаться с любым решением мужа, в

том числе и в случае развода. Жена и рабыня должны соблюдать верность

своему господину, прелюбодеяние жестоко карается. Правда, практика

побивания неверной жены камнями — это более норма адата, чем официально

канонизированного шариата. Однако в случае, если неверность жены доказана,

подтверждена свидетелями, законы шариата столь же суровы и беспощадны к

провинившейся.

Вместе с тем в Коране и нормах шариата зафиксированы и определенные

права женщины—как гражданские, так и имущественные. Так, женщину, в том

числе и рабыню, нельзя лишить ее ребенка (в случае развода с женой, продажи

рабыни), если последний нуждается в ее уходе. Практически это означает, что

до семи лет ребенок при любых условиях остается с матерью, в дальнейшем он

может быть взят отцом, но не безоговорочно, не при любых обстоятельствах.

За женщиной признаются определенные права при разделе имущества,

наследовании,, разводе. Жена у мусульман не приносит с собой приданого, но,

хотя плата за жену, калым,—это тоже более практика адата, чем каноническая

норма шариата, женщин, в том числе и малолетних девочек, их родственники

часто продавали, дарили, словом, использовали почти как товар, имевший

стоимость и цену.

Нормы шариата и особенно адата предусматривают обязательные

затворничество женщин, особенно замужних, обязывает их закрывать лицо на

людях. Женщинам практически всегда был закрыт путь к образованию, к какой-

либо ответственной деятельности.

Кроме запретов, обращённых к женщине, Коран и шариат налагают ряд

ограничений на всех правоверных. Так, мусульманам запрещается употреблять

вино, и в этом запрете есть своя логика: пьяный не может совершать намаз,

ибо молитву нельзя начинать нечистым, к числу которых всегда относились и

пьяные. Хоть этот запрет соблюдался не очень строго, он всё же оказывал

своё воздействие и являлся регулирующей нормой и по сей день. Существуют и

пищевые запреты. Как и иудеи, мусульмане не должны есть свинину,

употреблять в пищу кровь и падаль. Запрещены так же азартные игры: азарт

сминает человека, отвлекает его от обязанностей, в том числе и от

обязательной пятикратной молитвы.

К числу запретов относится изображение людей и даже животных. Запрет

этого рода, ведший своё начало от борьбы с идолопоклонничеством язычников,

в исламе был доведён до логического конца. И хотя в живописи он соблюдался

очень строго (всегда существовало искусство миниатюры с изображениями

небольших фигурок людей и животных), он оказал своё влияние на характер

исламского искусства, где живопись и особенно скульптура почти всецело

вытеснены архитектурой и орнаментом. Зато и архитектура и орнамент достигли

высокого развития: мавзолей Тадж-Махал, многие знаменитые мечети –

подлинные шедевры мировой культуры.

2.2 Школы и течения мусульманского права

В VIII-IX вв. в правоверном мусульманском богословии сложились четыре

школы: ханифитов, шафиитов, маликитов и ханбалитов (по именам их

основателей). Последняя из этих школ была проникнута духом крайнего

фанатизма, буквального толкования религиозных догматов; она укрепилась

среди отсталого бедуинского населения Аравии; близка к ней была и школа

маликитов, получившая господство в Северной Африке. Другие две школы,

распространившиеся в более культурных областях мусульманского мира,

допускали более свободное толкование учения. Особой взаимной отчужденности

и вражды между приверженцами этих четырех богословских школ нет.

В тех же VIII-X вв. в исламе возникло мистическое, полумонашеское

течение суфизма (от слова "суфи" - грубая шерстяная ткань). Оно зародилось

в недрах шиизма, но проникло и в среду суннитов. В суфийском вероучении

сказалось влияние идей маздеизма, буддизма и даже неоплатонизма. Суфии не

придавали большого значения внешней обрядности, а искали истинного

богопознания, мистического слияния с божеством. Некоторые суфии доходили до

пантеистического мировоззрения (бог - во всем мире, весь мир - проявление

или эмансипация бога) и тем самым удалялись от грубо антропоморфного

представления об Аллахе, какое дано в Коране. Суфии придавали особое

значение именам божьим, встречаемым в Коране. Мистико-пантеистическое

течение суфизма сначала подверглось гонениям со стороны мусульманских

фанатиков-ортодоксов, но постепенно обе стороны пошли на уступки.

Последователи суфийского учения стали образовывать ордена странствующих

монахов - дервишей - во главе с шейхами, или ишанами. Эти ордена были

признаны законными и у суннитов, и у шиитов. Дервиши, хотя они и давали

монашеский обет бедности, на деле вскоре превратились в шарлатанов,

обирающих и обманывающих народ; руководители же дервишей, ишаны, в свою

очередь обирают своих послушников - мюридов.

С суфизмом было исторически связано движение тариката. Это понятие

первоначально означало благочестивый путь жизни для общения с богом

(слово "тарикат" по-арабски путь). Но впоследствии тарикатом стали называть

учение фанатиков, проповедовавших "священную войну" против христиан и

других неверных. Под знаменем тариката вели, например, войну имамы на

Кавказе (Кази-Мулла, Шамиль) против русских.

В новейшее время усложнение социально-экономических и политических

условий вызвали появление новых сект в исламе. Среди бедуинов Аравии в

XVIII веке возникло течение ваххабитов (последователей Муххамеда ибн Абдель

Ваххаба), в котором отразился стихийный протест против богатства и роскоши

городских купцов и богачей. Ваххабиты требовали возвращения к

патриархальной простоте жизни первых веков ислама, строгого исполнения

предписанных обрядов и запретов, уничтожения роскоши, боролись с

европейскими культурными влияниями, не признавали культа святых,

поклонялись только одному богу. После жестокой борьбы с противниками

ваххабиты к началу ХХ века взяли верх в государстве Неджд (Внутренняя

Аравия), а потом подчинили себе Хиджас с городами Меккой и Мединой. В

государстве Саудовской Аравии, объединившем обе области, ваххабитизм

сделался господствующей религией.

Религиозную оболочку приняло и массовое недовольство городской бедноты

и крестьян Персии в середине XIX века. Их идейным вождем выступил Мохаммед

Али, принявший прозвище "Баб" ("врата" в смысле посредника между людьми и

богом). Движение получило название бабистского. Баб проповедовал равенство

и братство всех людей, но, конечно, только верующих мусульман. Баб

объявил себя преемником пророка, который призван возвестить людям новый

закон. Учение Баба было полно мистических представлений и близко

пантеизму. Движение бабистов, широко распространившееся в народных массах,

было жестоко подавлено власть имущими; главари подверглись суровой казни

(1850 год). Однако движение имело своих продолжателей, хотя и лишилось

боевого настроя. Один из бывших последователей Баба - Мирза Хусейн Али,

принявший прозвище "Бехаулла", существенным образом изменил бабистское

учение. Он тоже проповедовал равенство всех людей, право всех людей на

плоды земли и пр. Но он не признавал насилия, открытой борьбы,

провозглашал любовь, прощение, непротивление злу; в этом, может быть,

сказалось влияние христианских идей. Мусульманские догматы и правовые нормы

у Бехауллы подверглись смягчению. По имени проповедника новое учение

стало называться бехаизмом. Оно уже не отвечало настроениям народных масс

и распространялось больше в интеллигентской среде. Бехаизм, как

утонченная, реформированная, модернизированная редакция ислама, нашел себе

последователей даже в Западной Европе и в Америке.

Характерная особенность мусульманской религии состоит в том, что она

энергично вмешивается во все стороны жизни людей. И личная, и семейная

жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые

отношения, суд, культурный уклад - все это должно быть подчинено целиком

религиозным законам. В прежние времена в мусульманских странах имело

место полное сращивание государственной и церковной власти: глава

государства (халиф, падишах) считался преемником пророка, высшее

духовенство составляло штат его советников, суд находился целиком в руках

духовных лиц. И уголовное, и гражданское право было построено всецело на

религиозном законе - шариате. Следили за выполнением норм шариата и

толковали их мусульманские богословы.

Поэтому и мусульманское духовенство выполняло и выполняет больше

светские, чем чисто религиозные функции. Мулла, состоящий при мечети,

это, собственно, учитель в церковной школе. Кади - это судья, знаток

шариата. Муфтий - более высокий духовный чин - главный авторитет в

вопросах шариата. Улем - ученый богослов, преподаватель в высшей

религиозной школе; совет улемов давал свои заключения по вопросам религии

и права. Во главе мусульманского духовенства в отдельных странах

стоял шейх-уль-ислам - видный богослов, он же советник государя.

Даваемые шейх-уль-исламом разъяснения по тем или иным спорным вопросам

догматики или политики, права считались непререкаемым законом.

Обучение молодежи в мусульманских странах прежде было тоже чисто

религиозным. Низшие школы - мектебы - состояли при мечетях. Высшие школы

медресе - представляли собой своего рода духовные академии. В них

студенты изучали Коран и прочую религиозную литературу, богословские

вопросы. Язык преподавания, язык церковной литературы был арабский.

Кстати, арабская система письма была принята и в тюркских, и в иранских

языках, хотя она для них и мало приспособлена.

Мусульманская церковь в странах ислама была обычно и крупной

экономической силой. Согласно шариату, церковь может владеть имуществом, и

это имущество считается неотчуждаемым (вакф, множественное число -

вакуф). Вакуфные земли состояли из пожалований от халифов (в эпоху

завоеваний), из пожертвований и пр. Они были очень велики: например, в

странах Средней Азии до половины всех обрабатываемых земель принадлежало

церкви, и они приносили огромные доходы; за счет вакуфных имуществ и

кормилось многочисленное духовенство.

Хотя правоверный ислам не идет ни на какие компромиссы с другими

религиями (в отличие, например, от буддизма), но в народных массах

мусульманские верования очень часто переплетаются с древними,

домусульманскими. Почти повсеместно, особенно в слаборазвитых странах,

распространен культ местных святых.

3. Источники мусульманского права.

Шариат отличает множественность источников, на рассмотрении которых

кратко остановлюсь.

3.1. Коран.

Важнейшим источником шариата считается Коран (от араб. "ал-куран" -

"чтение вслух", "назидание") - священная книга мусульман, состоящая из

притч, молитв и проповедей, произнесенных Мухаммадом между 610 и 632 г.г.

Исследователи находят в Коране положения, заимствованные из более ранних

правовых памятников Востока и из обычаев доисламской Аравии.

Сначала пророческие откровения передавались в общине изустно, по

памяти. Некоторые из них верующие записывали по собственной инициативе

пока, наконец, в Медине по указанию Мухаммада не стали вестись

систематические записи. Канонизирование содержания Корана и составление

окончательной редакции произошло при халифе Олифе (644-656г.г.). Коран

предписывает арабам покинуть "обычаи отцов" в пользу правил, установленных

исламом. В самом Коране его правовая значимость определяется следующим

образом: "Итак, мы ниспослали его как арабский судебник" (2.165-166).

Коран состоит из 14 глав (сур), расчлененных на 6219 стихов стихов

(аята). Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь

около 500 стихов содержит предписания, относящиеся к правилам поведения

мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как

собственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье),

остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей

Большая часть положений Корана носит казуальный харктер и

представляет собой конкретные толкования, данные пророком в связи с

частными случаями. Но многие установления имеют весьма неопределенный вид и

могут приобретать разный смысл в зависимости от того. какое содержание в

них вкладывается. В последующей судебно-богословской практике и в правовой

доктрине в результате достаточно свободного толкования они получили свое

выражение в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих правовых

предписаниях.

Чтобы не быть голословным, привязываясь к тексту Корана, хочу

продемонстрировать, как, откуда и почему появилось грозное понятие

"священная война".

Дело Божие должно торжествовать на земле. Оно торжествует через

добровольную преданность и через вынужденную покорность неверных. Добрые

убеждаются проповедью посланника Божия, злые принуждаются к повиновению его

мечом. Когда еще до хиджры Мухаммад взял с ансаров "клятву мужей", т.е.

обязательство защищать его оружием, идея священной войны была уже,

очевидно, принята им. В позднейших сурах Корана, данных в Медине, эта идея

утверждается с большей настойчивостью.

"Сражайтесь с врагами вашими на войне за веру, но не нападайтье

первые. Бог ненавидит нападающих. Убивайте врагов ваших везде, где найдете

их; изгоняйте их оттуда, откуда они вас изгоняли. Отступничество хуже

убийства. Не сражайтесь с ними у святого храма, разве только они вызовут

вас. Если нападут на вас - купайтесь в крови их. Такова награда неверных.

Если покинут заблуждение свое - Господь снисходителен и милостив.

Сражайтесь с врагами, доколе не утвердится ислам. Ваша ненависть да

воспламеняется только против превратных. Если нападут на вас в священном

месте, - и в священном месте воздайте им тем же" (Сура 11, 186-190)

3.2. Сунна.

Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником

права была Сунна ("священное предание"), состоящая из многочисленных

рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммада. В хадисах

также можно встретить различные правовые напластования, отражающие развитие

социальных отношений в арабском обществе. Окончательное редактирование

хадисов было осуществлено в 9 веке, когда были составлены в ортодоксальных

сборниках сунны, наибольшую известность из которых получил Бухари (умер в

870 г.). Из сунны также выводятся нормы брачного и наследственного,

доказательственного и судебного права, правила о рабах и т.д. Хадисы сунны,

несмотря на их обработку, содержали много противоречащих положений, и выбор

наиболее "достоверных" всецело относился к усмотрению богословов-правоведов

и судей. Считалось, что имеют силу лишь те хадисы, которые были пересказаны

сподвижниками Мухаммада, причем. в отличие от суннитов, шииты признавали

действительными лишь те хадисы, которые восходили к халифу Али и к его

сторонникам.

Таким образом, "Сунна посланника Аллаха" (полное название Сунны) -

свод текстов, описывающих жизнь Мухаммада, его слова и дела, а в широком

смысле - сборник благих обычаев, традиционных установлений, дополняющий

Коран и почитаемый наравне с ним как источник сведений о том, какое

поведение или мнение является богоугодным, правоверным. Обучение Сунне -

важная часть религиозного воспитания и образования, а знание Сунны и

следование ей - один из главных критериев авторитетных предводителей

верующих.

3.3. Иджма.

Третье место в иерархии источников мусульманского права занимала

иджма, которая рассматривалась как "общее согласие мусульманской общины".

Наряду с Кораном и Сунной она относилась к группе авторитетных источников

шариата. Практически иджма складывалась из совпадающих мнений по

религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.