Политико-правовые учения ислама
и всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран Азии
и Африки. Со временем нормы шариата вышли далеко за пределы Ближнего и
Среднего Востока, распространили свое действие на Среднюю Азию и часть
Закавказья, на Северную, частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран
Юго-Восточной Азии. Однако столь бурное и широкое распространение ислама и
шариата повлекло за собой и все большее проявление в нем местных
особенностей и различий при толковании отдельных правовых институтов. Так,
со временем с утверждением двух главных направлений в исламе
соответствующим образом произошел раскол в шариате, где наряду с
ортодоксальным направлением (суннизм) возникло и другое направление -
шиизм
Предписания и запреты ислама. К числу предписании шариата относятся
нормы, касающиеся прав и положения женщины. Об этих правах точнее, о
бесправии женщин в исламских странах известно немало. Официальная
процессуальная норма шариата приравнивает двух женщин к одному мужчине (в
частности, при свидетельствовании). Правоверные, по Корану, имеют право
брать две, три, даже четыре жены (если имеют средства содержать их), не
считая рабынь-наложниц, количество которых практически не ограничено. Кроме
того,
..муж всегда имеет право на развод и тем самым—на замену жен. Жена
права па развод не имеет, она обязана соглашаться с любым решением мужа, в
том числе и в случае развода. Жена и рабыня должны соблюдать верность
своему господину, прелюбодеяние жестоко карается. Правда, практика
побивания неверной жены камнями — это более норма адата, чем официально
канонизированного шариата. Однако в случае, если неверность жены доказана,
подтверждена свидетелями, законы шариата столь же суровы и беспощадны к
провинившейся.
Вместе с тем в Коране и нормах шариата зафиксированы и определенные
права женщины—как гражданские, так и имущественные. Так, женщину, в том
числе и рабыню, нельзя лишить ее ребенка (в случае развода с женой, продажи
рабыни), если последний нуждается в ее уходе. Практически это означает, что
до семи лет ребенок при любых условиях остается с матерью, в дальнейшем он
может быть взят отцом, но не безоговорочно, не при любых обстоятельствах.
За женщиной признаются определенные права при разделе имущества,
наследовании,, разводе. Жена у мусульман не приносит с собой приданого, но,
хотя плата за жену, калым,—это тоже более практика адата, чем каноническая
норма шариата, женщин, в том числе и малолетних девочек, их родственники
часто продавали, дарили, словом, использовали почти как товар, имевший
стоимость и цену.
Нормы шариата и особенно адата предусматривают обязательные
затворничество женщин, особенно замужних, обязывает их закрывать лицо на
людях. Женщинам практически всегда был закрыт путь к образованию, к какой-
либо ответственной деятельности.
Кроме запретов, обращённых к женщине, Коран и шариат налагают ряд
ограничений на всех правоверных. Так, мусульманам запрещается употреблять
вино, и в этом запрете есть своя логика: пьяный не может совершать намаз,
ибо молитву нельзя начинать нечистым, к числу которых всегда относились и
пьяные. Хоть этот запрет соблюдался не очень строго, он всё же оказывал
своё воздействие и являлся регулирующей нормой и по сей день. Существуют и
пищевые запреты. Как и иудеи, мусульмане не должны есть свинину,
употреблять в пищу кровь и падаль. Запрещены так же азартные игры: азарт
сминает человека, отвлекает его от обязанностей, в том числе и от
обязательной пятикратной молитвы.
К числу запретов относится изображение людей и даже животных. Запрет
этого рода, ведший своё начало от борьбы с идолопоклонничеством язычников,
в исламе был доведён до логического конца. И хотя в живописи он соблюдался
очень строго (всегда существовало искусство миниатюры с изображениями
небольших фигурок людей и животных), он оказал своё влияние на характер
исламского искусства, где живопись и особенно скульптура почти всецело
вытеснены архитектурой и орнаментом. Зато и архитектура и орнамент достигли
высокого развития: мавзолей Тадж-Махал, многие знаменитые мечети –
подлинные шедевры мировой культуры.
2.2 Школы и течения мусульманского права
В VIII-IX вв. в правоверном мусульманском богословии сложились четыре
школы: ханифитов, шафиитов, маликитов и ханбалитов (по именам их
основателей). Последняя из этих школ была проникнута духом крайнего
фанатизма, буквального толкования религиозных догматов; она укрепилась
среди отсталого бедуинского населения Аравии; близка к ней была и школа
маликитов, получившая господство в Северной Африке. Другие две школы,
распространившиеся в более культурных областях мусульманского мира,
допускали более свободное толкование учения. Особой взаимной отчужденности
и вражды между приверженцами этих четырех богословских школ нет.
В тех же VIII-X вв. в исламе возникло мистическое, полумонашеское
течение суфизма (от слова "суфи" - грубая шерстяная ткань). Оно зародилось
в недрах шиизма, но проникло и в среду суннитов. В суфийском вероучении
сказалось влияние идей маздеизма, буддизма и даже неоплатонизма. Суфии не
придавали большого значения внешней обрядности, а искали истинного
богопознания, мистического слияния с божеством. Некоторые суфии доходили до
пантеистического мировоззрения (бог - во всем мире, весь мир - проявление
или эмансипация бога) и тем самым удалялись от грубо антропоморфного
представления об Аллахе, какое дано в Коране. Суфии придавали особое
значение именам божьим, встречаемым в Коране. Мистико-пантеистическое
течение суфизма сначала подверглось гонениям со стороны мусульманских
фанатиков-ортодоксов, но постепенно обе стороны пошли на уступки.
Последователи суфийского учения стали образовывать ордена странствующих
монахов - дервишей - во главе с шейхами, или ишанами. Эти ордена были
признаны законными и у суннитов, и у шиитов. Дервиши, хотя они и давали
монашеский обет бедности, на деле вскоре превратились в шарлатанов,
обирающих и обманывающих народ; руководители же дервишей, ишаны, в свою
очередь обирают своих послушников - мюридов.
С суфизмом было исторически связано движение тариката. Это понятие
первоначально означало благочестивый путь жизни для общения с богом
(слово "тарикат" по-арабски путь). Но впоследствии тарикатом стали называть
учение фанатиков, проповедовавших "священную войну" против христиан и
других неверных. Под знаменем тариката вели, например, войну имамы на
Кавказе (Кази-Мулла, Шамиль) против русских.
В новейшее время усложнение социально-экономических и политических
условий вызвали появление новых сект в исламе. Среди бедуинов Аравии в
XVIII веке возникло течение ваххабитов (последователей Муххамеда ибн Абдель
Ваххаба), в котором отразился стихийный протест против богатства и роскоши
городских купцов и богачей. Ваххабиты требовали возвращения к
патриархальной простоте жизни первых веков ислама, строгого исполнения
предписанных обрядов и запретов, уничтожения роскоши, боролись с
европейскими культурными влияниями, не признавали культа святых,
поклонялись только одному богу. После жестокой борьбы с противниками
ваххабиты к началу ХХ века взяли верх в государстве Неджд (Внутренняя
Аравия), а потом подчинили себе Хиджас с городами Меккой и Мединой. В
государстве Саудовской Аравии, объединившем обе области, ваххабитизм
сделался господствующей религией.
Религиозную оболочку приняло и массовое недовольство городской бедноты
и крестьян Персии в середине XIX века. Их идейным вождем выступил Мохаммед
Али, принявший прозвище "Баб" ("врата" в смысле посредника между людьми и
богом). Движение получило название бабистского. Баб проповедовал равенство
и братство всех людей, но, конечно, только верующих мусульман. Баб
объявил себя преемником пророка, который призван возвестить людям новый
закон. Учение Баба было полно мистических представлений и близко
пантеизму. Движение бабистов, широко распространившееся в народных массах,
было жестоко подавлено власть имущими; главари подверглись суровой казни
(1850 год). Однако движение имело своих продолжателей, хотя и лишилось
боевого настроя. Один из бывших последователей Баба - Мирза Хусейн Али,
принявший прозвище "Бехаулла", существенным образом изменил бабистское
учение. Он тоже проповедовал равенство всех людей, право всех людей на
плоды земли и пр. Но он не признавал насилия, открытой борьбы,
провозглашал любовь, прощение, непротивление злу; в этом, может быть,
сказалось влияние христианских идей. Мусульманские догматы и правовые нормы
у Бехауллы подверглись смягчению. По имени проповедника новое учение
стало называться бехаизмом. Оно уже не отвечало настроениям народных масс
и распространялось больше в интеллигентской среде. Бехаизм, как
утонченная, реформированная, модернизированная редакция ислама, нашел себе
последователей даже в Западной Европе и в Америке.
Характерная особенность мусульманской религии состоит в том, что она
энергично вмешивается во все стороны жизни людей. И личная, и семейная
жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые
отношения, суд, культурный уклад - все это должно быть подчинено целиком
религиозным законам. В прежние времена в мусульманских странах имело
место полное сращивание государственной и церковной власти: глава
государства (халиф, падишах) считался преемником пророка, высшее
духовенство составляло штат его советников, суд находился целиком в руках
духовных лиц. И уголовное, и гражданское право было построено всецело на
религиозном законе - шариате. Следили за выполнением норм шариата и
толковали их мусульманские богословы.
Поэтому и мусульманское духовенство выполняло и выполняет больше
светские, чем чисто религиозные функции. Мулла, состоящий при мечети,
это, собственно, учитель в церковной школе. Кади - это судья, знаток
шариата. Муфтий - более высокий духовный чин - главный авторитет в
вопросах шариата. Улем - ученый богослов, преподаватель в высшей
религиозной школе; совет улемов давал свои заключения по вопросам религии
и права. Во главе мусульманского духовенства в отдельных странах
стоял шейх-уль-ислам - видный богослов, он же советник государя.
Даваемые шейх-уль-исламом разъяснения по тем или иным спорным вопросам
догматики или политики, права считались непререкаемым законом.
Обучение молодежи в мусульманских странах прежде было тоже чисто
религиозным. Низшие школы - мектебы - состояли при мечетях. Высшие школы
медресе - представляли собой своего рода духовные академии. В них
студенты изучали Коран и прочую религиозную литературу, богословские
вопросы. Язык преподавания, язык церковной литературы был арабский.
Кстати, арабская система письма была принята и в тюркских, и в иранских
языках, хотя она для них и мало приспособлена.
Мусульманская церковь в странах ислама была обычно и крупной
экономической силой. Согласно шариату, церковь может владеть имуществом, и
это имущество считается неотчуждаемым (вакф, множественное число -
вакуф). Вакуфные земли состояли из пожалований от халифов (в эпоху
завоеваний), из пожертвований и пр. Они были очень велики: например, в
странах Средней Азии до половины всех обрабатываемых земель принадлежало
церкви, и они приносили огромные доходы; за счет вакуфных имуществ и
кормилось многочисленное духовенство.
Хотя правоверный ислам не идет ни на какие компромиссы с другими
религиями (в отличие, например, от буддизма), но в народных массах
мусульманские верования очень часто переплетаются с древними,
домусульманскими. Почти повсеместно, особенно в слаборазвитых странах,
распространен культ местных святых.
3. Источники мусульманского права.
Шариат отличает множественность источников, на рассмотрении которых
кратко остановлюсь.
3.1. Коран.
Важнейшим источником шариата считается Коран (от араб. "ал-куран" -
"чтение вслух", "назидание") - священная книга мусульман, состоящая из
притч, молитв и проповедей, произнесенных Мухаммадом между 610 и 632 г.г.
Исследователи находят в Коране положения, заимствованные из более ранних
правовых памятников Востока и из обычаев доисламской Аравии.
Сначала пророческие откровения передавались в общине изустно, по
памяти. Некоторые из них верующие записывали по собственной инициативе
пока, наконец, в Медине по указанию Мухаммада не стали вестись
систематические записи. Канонизирование содержания Корана и составление
окончательной редакции произошло при халифе Олифе (644-656г.г.). Коран
предписывает арабам покинуть "обычаи отцов" в пользу правил, установленных
исламом. В самом Коране его правовая значимость определяется следующим
образом: "Итак, мы ниспослали его как арабский судебник" (2.165-166).
Коран состоит из 14 глав (сур), расчлененных на 6219 стихов стихов
(аята). Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь
около 500 стихов содержит предписания, относящиеся к правилам поведения
мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как
собственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье),
остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей
Большая часть положений Корана носит казуальный харктер и
представляет собой конкретные толкования, данные пророком в связи с
частными случаями. Но многие установления имеют весьма неопределенный вид и
могут приобретать разный смысл в зависимости от того. какое содержание в
них вкладывается. В последующей судебно-богословской практике и в правовой
доктрине в результате достаточно свободного толкования они получили свое
выражение в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих правовых
предписаниях.
Чтобы не быть голословным, привязываясь к тексту Корана, хочу
продемонстрировать, как, откуда и почему появилось грозное понятие
"священная война".
Дело Божие должно торжествовать на земле. Оно торжествует через
добровольную преданность и через вынужденную покорность неверных. Добрые
убеждаются проповедью посланника Божия, злые принуждаются к повиновению его
мечом. Когда еще до хиджры Мухаммад взял с ансаров "клятву мужей", т.е.
обязательство защищать его оружием, идея священной войны была уже,
очевидно, принята им. В позднейших сурах Корана, данных в Медине, эта идея
утверждается с большей настойчивостью.
"Сражайтесь с врагами вашими на войне за веру, но не нападайтье
первые. Бог ненавидит нападающих. Убивайте врагов ваших везде, где найдете
их; изгоняйте их оттуда, откуда они вас изгоняли. Отступничество хуже
убийства. Не сражайтесь с ними у святого храма, разве только они вызовут
вас. Если нападут на вас - купайтесь в крови их. Такова награда неверных.
Если покинут заблуждение свое - Господь снисходителен и милостив.
Сражайтесь с врагами, доколе не утвердится ислам. Ваша ненависть да
воспламеняется только против превратных. Если нападут на вас в священном
месте, - и в священном месте воздайте им тем же" (Сура 11, 186-190)
3.2. Сунна.
Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником
права была Сунна ("священное предание"), состоящая из многочисленных
рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммада. В хадисах
также можно встретить различные правовые напластования, отражающие развитие
социальных отношений в арабском обществе. Окончательное редактирование
хадисов было осуществлено в 9 веке, когда были составлены в ортодоксальных
сборниках сунны, наибольшую известность из которых получил Бухари (умер в
870 г.). Из сунны также выводятся нормы брачного и наследственного,
доказательственного и судебного права, правила о рабах и т.д. Хадисы сунны,
несмотря на их обработку, содержали много противоречащих положений, и выбор
наиболее "достоверных" всецело относился к усмотрению богословов-правоведов
и судей. Считалось, что имеют силу лишь те хадисы, которые были пересказаны
сподвижниками Мухаммада, причем. в отличие от суннитов, шииты признавали
действительными лишь те хадисы, которые восходили к халифу Али и к его
сторонникам.
Таким образом, "Сунна посланника Аллаха" (полное название Сунны) -
свод текстов, описывающих жизнь Мухаммада, его слова и дела, а в широком
смысле - сборник благих обычаев, традиционных установлений, дополняющий
Коран и почитаемый наравне с ним как источник сведений о том, какое
поведение или мнение является богоугодным, правоверным. Обучение Сунне -
важная часть религиозного воспитания и образования, а знание Сунны и
следование ей - один из главных критериев авторитетных предводителей
верующих.
3.3. Иджма.
Третье место в иерархии источников мусульманского права занимала
иджма, которая рассматривалась как "общее согласие мусульманской общины".
Наряду с Кораном и Сунной она относилась к группе авторитетных источников
шариата. Практически иджма складывалась из совпадающих мнений по
религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками
Страницы: 1, 2, 3, 4
|