рефераты бесплатно

МЕНЮ


Политико-правовые учения ислама

экономической силой. Согласно шариату, церковь может владеть имуществом,

и это имущество считается неотчуждаемым (вакф, множественное число -

вакуф) . Вакуфные земли состояли из пожалований от халифов (в эпоху

завоеваний) , из пожертвований и пр. Они были очень велики: например, в

странах Средней Азии до половины всех обрабатываемых земель принадлежало

церкви, и они приносили огромные доходы; за счет вакуфных имуществ и

кормилось многочисленное духовенство.

Хотя правоверный ислам не идет ни на какие компромиссы с другими

религиями (в отличие, например, от буддизма), но в народных массах

мусульманские верования очень часто переплетаются с древними,

домусульманскими. Почти повсеместно, особенно в слаборазвитых странах,

распространен культ местных святых. Мусульманские святые зачастую

оказываются не чем иным, как древними местными божествами-покровителями,

которым даны мусульманские имена. Во многих местах, особенно в Средней

Азии, культ святых связан с культом мазаров - якобы гробниц этих святых,

а на самом деле древних местных святилищ. Более того, в последнее время в

исламе обнаружено (особенно у народов Средней Азии) целый пласт влившихся

в него, но глубоко архаичных верований и обрядов, относящихся к культу

земледельческих божеств плодородия, к родовому культу предков, к

шаманизму. Повсюду в среде мусульман распространены также вера в магию,

ношение амулетов (часто с текстом из Корана). Многие муллы выполняют

функции заклинателей, знахарей.

Интересно отметить, что в многовековых столкновениях ислама с

христианством (точно так же, как с маздеизмом и другими религиями) ислам

почти всегда выходил победителем. В большинстве стран Средиземноморья,

где сейчас господствует ислам, он вытеснил преобладавшее здесь прежде

христианство (Северная Африка, Египет, Сирия , Малая Азия) . На Кавказе

большинство народов до распространения ислама придерживалось

христианства, позже многие из них были исламизированы (черкесы,

кабардинцы, аджарцы, часть осетин и абхазов). На Балканском полуострове в

ислам обращены были некоторые группы болгар, македонцев, боснийцев,

албанцев, бывших прежде христианами. Обратных случаев массового обращения

какого-либо мусульманского народа в христианство история не знает.

Правда, с Пиренейского полуострова (Испания, Португалия) мусульмане в

результате христианской Реконкисты (XII-XV вв.) были вытеснены, но это

произошло в результате процесса насильственного изгнания исповедующих

ислам, а не идейной победы одной религии над другой.

Почему же религия Мухаммеда так часто одерживала верх над религией

Христа? Видимо, вследствие большей простоты, доступности, понятности

народным массам, особенно в восточных странах, где преобладал патриархально-

феодальный быт.

В последние десятилетия, после первой мировой войны, во многих

странах произошли буржуазные реформы, ограничившие влияние религии.

Развернувшееся после второй мировой войны широкое демократическое

прогрессивное движение в странах "третьего мира" привлекло к еще более

радикальным переменам в мусульманских традициях и к их общему ослаблению.

Характер перемен происходил сообразно различным социально-политическим

условиям.

Посланник Аллаха.

Маулид – день рождения пророка Мухаммада – отмечается 12 числа месяца

раби ал-аввай по лунному календарю. Это произошло в " год слона ", т.е. в

570 г. Маулид совпадает с днем смерти Мухаммада. Символичное совпадение дат

рождения и смерти, т.е. рождения для вечной жизни, было дано Мухаммаду

Творцом в знак его особой миссии носителя Откровения, последнего, как

считает ислам, Пророка в истории человечества.

Согласно преданиям, рождение Мухаммада было предсказано пророками

Ибрахимом ( Авраамом ), Исмаилом, Мусой ( Моисеем ) и Исой ( Иисусом

Христом ). В этих "двойных" именах нет ничего странного, поскольку ислам

относится к так называемым авраамическим религиям и мусульмане наряду с

иудеями и христианами почитают одних и тех – же ветхозаветных пророков, а

так же Иисуса Христа как одного из них.

Мухаммад был уроженцем Мекки – города в западной части Аравийского

полуострова, где давно осело сильное племя курейш.

Во время джахимейи – так именуется доисламская эпоха, когда арабы не

знали истинного Бога, - в Мекке устраивались большие торговые ярмарки. В

святилище Кааба ("куб") и на запретной территории ("харам") нельзя было

ссориться, проливать кровь,. Ибо все это могло оскорбить религиозные

чувства разных арабских племен, каждое из которых поклонялось своим

божествам, но одинаково чтило Каабу. 1(стр.511,512 ).

В центре языческой Хаабы стоял Хубал ; древние арабы чтили это божество

племени курейш как повелителя небес и луны, властелина громов и дождя.

Изваяние Хубала в образе человека с золотой рукой было выполнено из

сердолика (золото заменило некогда отбитую каменную руку ). Находившийся

с древних времен в Хаабе черный камень ( по мнению ученых, имевший

метеоритное происхождение ) олицетворял небесную силу Хубала.

Вокруг главного божества располагались многочисленные идолы – бетилы,

изображавшие другие аравийские божества (до 300 в Хаабе ).

Жили в Мекке и иудаисты, и христиане, а так же ханифы – аскеты,

благочестивые люди, исповедовавшие строгое единобожие. Пантеон языческой

Мекки состоял из множества богов, один из которых носил имя Аллах.

Благополучный брак дал Мухаммаду обеспеченную жизнь, позволявшую иметь

достаточно свободного времени, которое на протяжении многих лет он посвящал

религиозным исканиям. Духовное напряжение, побуждавшее Мухаммада к

раздумьям о цели и смысле жизни, об основах мироздания, с годами все крепло

и, наконец оформилось в убеждение, что именно ему уготовано узнать

истинного Бога и выполнить миссию возвещения соплеменникам истинной веры

1(стр.514).

Я не буду останавливаться на видениях и откровениях, неоднократно

нисходивших на Мухаммада из-за ограничений работы по объему, хотя это

интересно, скажу только, что Мухаммад, преодолев неувереность, все же

решился на то, чего требовал от него Аллах : он стал проповедовать Слово

Божье.

Криком, обычно предупреждавшим горожан об опасности, Мухаммад со склона

холма Ас-Сафа возвестил жителей Мекки о ниспосланном ему Слове Божьем. Он

призывал отказаться от поклонения идолам и обратиться к Аллаху, одному-

единственному Богу. Имя Аллах является лишь одним из обозначений Бога,

истинного же Его имени не знает никто из живущих. Мухаммад объявил, что

других богов просто не существует, а верующие в них будут наказаны Аллахом.

В мире все совершается по воле Аллаха. Он награждает за смирение и веру,

наказывает за гордыню и нечестие. С каждого на суде у Аллаха спросится по

его делам, и всем воздастся сполна.

Аллах продолжал посылать Мухаммаду новые знамения, разъясняя, как

мусульманам общаться с иноверцами, как им вести себя по отношению к

Пророку, как делить военную добычу и наследуемое имущество. Были

провозглашены запреты на ростовщичество, азартные игры, алкогольные

напитки, употребление в пищу свинины. Сложившееся вокруг Мухаммада

объединение людей скреплялось теперь не кровным родством, а общей верой,

братством духа. Доступ в умму (новую общину) был открыт для всех, кто

принимал ислам и признавал Мухаммада в качестве духовного и светского

вождя. Таким образом, в сознании мусульман с самого начала слились религия

и политика, духовная и светская власть, вероисповедные и морально-правовые

установления (стр. 520).

Не отвергая традиционного обряда поклонения Каабе, Мухаммад установил

новую для арабов форму служения Богу, включавшую ряд поз, выражающих

благоговение, и многократное повторение фраз "Хвала Аллаху" и "Аллах

велик". Завершая молитву, человек должен был простереться ниц. Эта

невиданная прежде поза самоуничижения- земной поклон- возмущала многих

жителей Мекки. Мухаммад называл их гордецами, не желающими покориться

Аллаху. 1(стр.516).

В миросозерцании Мухаммада и в основанной им религии отсутствует идеал

человеческого совершенства или совершенного соединения человека с Богом -

идеал истинной богочеловечности. Мусульманство требует от верующего не

безконечного совершенствования, а толбко акта безусловной преданности Богу.

Вера Мухаммада ставит первое условие истинной духовной жизни на место самой

этой жизни. Ислам не говорит людям : будьте совершенны, ка Отец ваш

небесный, т.е. совершенны во всем ; он требует от них только общего

подчинения себя Богу и соблюдения в своей натуральной жизни тех внешних

пределов, которые установлены божественными заповедями. Религия остается

только неизменной основой и неподвижной рамкой человеческого существования,

а не его внутренним содержанием, смыслом и целью.

Если нет совершенного идеала, который человек должен осуществлять в

своей жизни своими силами, то, значит, нет для этих сил никакой

определенной задачи, а если нет задачи и цели для достижения, то не может

быть движения вперед.

Вот истинная причина, почему идея прогресса, как и самый факт его,

остается чуждой магометанским народам. Их культура сохраняет чисто местный

специальный характер и быстро отцветает без преемственного развития. Мир

ислама не породил универсальных гениев, он не дал и не мог дать

человечеству "вождей на пути к совершенству" 2(стр.209,210). Это точка

зрения Вл.Соловьева, которая в значительной степени отражает те условия, в

которых находились народы, исповедующие ислам до начала ХХ в. Но ( ! ) в

этом категоричном высказывании присутствует рациональная и важная для моей

работы мысль, изнутри объясняющая значительную долю консерватизма

приверженцев ислама, что в свою очередь дает возможность лучше понимать

мусульманский мир. А любое приближение к этому пониманию является целью

данной работы. Вот такая логическая связка.

Не буду останавливаться на арабских завоеваниях, которые сопровождали

трудное распространение ислама по миру, скажу только , что в 630г.

завоеванная Мекка после уничтожения изображения старых богов стала

священным центром мусульман, куда ежегодно в месяц зулхиджа (последний

месяц года) совершаются паломничества. Ятриб (Медина) остался столицей

объединенного государства. В том же 630г. Мухаммаду подчинились кочевники

внутренних областей Аравии и город Таиф. Арабская знать стремилась к

усилению своей власти путем захвата плодородного Йемена и вторжения боевых

отрядов в области Византии и Ирана. Уже снаряжались войска, когда в 632г.

Мухаммад умер. 3(стр.438).

После раздоров из-за власти между старыми приверженцами Мухаммада и

мединской знатью был избран "заместитель" пророка-халиф-купец Абу Бакр,

тесть и друг Мухаммада. В дальнейшем каждый правитель арабов объявлял себя

халифом. Был закреплен культ пророка Мухаммада, упорядочен Коран,

записанный в основном уже при его жизни, месяц откровения пророка-рамазан-

стал временем мусульманского поста. 3(стр438). Для обозначения

мусульманского государства используется термин "халифат" ("приемство").

Более того, современные авторы приходят к выводу, что халифат отнюдь не

сводится к индивидуальному праву или привилегии отдельного лица на занятие

поста главы мусульманского государства, а представляет собой определенную

функцию по осуществлению верховной светской (политической) власти и

поддержанию веры на уровне религиозной общины.

2. Общая характеристика мусульманского права.

2.1 Шариат

Шариат (мусульманское право) органически связан с исламом, его

учением. Согласно юридической энциклопедии "Шариат - свод религиозных и

правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны (мусульманских

священных преданий), содержащий нормы государственного, наследственного,

уголовного и брачно-семейного права".

Другими словами, шариат - это правовые предписания, неотъемлемые от

теологии ислама, тесно связанные с его религиозно-мистическими

представлениями. Ислам рассматривает правовые установления как частицу

единого божественного закона и порядка. Отсюда велениям и запрещениям,

составляющим нормы шариата, также приписывается божественное значение.

Мусульманское право едино: оно не подразделяется на гражданское,

уголовное, религиозное. Тесно связанное с религией и определяемое в своих

основных принципах авторитетами калама, это право прежде всего религиозное,

учитывающие и нормы обычного права, адата. Шариат ("намеченный",

"предписанный" путь) опирается на Коран и Сунну, своего рода своды и

кодексы исламского законодательства.

Основная тенденция шариата—оценка различных жизненных обстоятельств с

точки зрения религии. Законы шариата—это правовая систематизация поведения

правоверных, их обязательств перед людьми, обществом и Аллахом.

Авторизованный догматическими нормами ислама,, кодекс шариата

подразделяется на три основные части— ибадат (обязанности, относящиеся к

религиозному культу), муамалят (чисто юридические нормы) и укубат (система

наказаний).

Предписания шариата многочисленны и строги. Они определяют все нормы

взаимоотношений человека в семье и обществе, регламентируют почти все

детали его быта и вместе с обычным правом (адатом) создают столь густую

сеть обязательных предписаний, что это уже само по себе гарантирует

конформность поведения правоверных. Разумеется, не все и не всегда

соблюдают нормы шариата. В мусульманском мире, как и повсюду» случаются

нарушения и преступления. Однако строгость уголовного законодательства и

особенно наказаний шариата не только впечатляет, но оказывает заметное

дисциплинирующее воздействие. Так, например, суровые наказания в случае

хищений чужой собственности, даже мелкого воровства, достаточно эффективно

способствуют как снижению уровня преступности,' так и неприкосновенности

собственности. Менее жестоко преследуется убийство—здесь многое решалось по

законам адата с его традиционными институтами кровной мести (как сказано в

Коране, правоверным разрешается мстить, но в пределах эквивалента:

свободного за свободного, раба за раба, женщину за женщину).-Решительно

осуждается самоубийство. В Коране среди прочих есть специальный аят,

запрещающий убивать новорожденных девочек (обычай, существовавший в Аравии

до ислама).

« Шариат регулирует гражданские взаимоотношения, порядок решения

имущественных споров, взысканий и наказаний в случае нарушения религиозных

предписаний, нормы поведения, отправления культа, ритуала и т. п. Согласно

шариату, действия людей подразделяются на пять основных категорий:

обязательные, за невыполнение которых следует наказание;

рекомендуемые (т. е. желательные, но не обязательные);

дозволенные;

предосудительные, (т. е. осуждаемые, но не наказуемые);

запрещенные, наказуемые.

Очень важно при оценке того или иного действия намерение: подчас

совершенное действие оценивают не столько с точки зрения свершившегося

факта, сколько с точки зрения цели, намерения совершавшего действие.

Признание божественного предопределения в шариате с неизбежностью породила

и большую значимость вопроса о свободе воли мусульманина и ее пределах.

Столкнувшиеся по этому поводу религиозно-философские школы заняли разную

позицию. Так, одна из этих школ (джабариты) вообще отрицала свободу воли

человека

Для шариата не к правам мусульманина, а к его обязанностям по

отношению к Аллаху. Нормы, содержащие также обязанности, определили всю

жизнь правоверного мусульманина (ежедневное совершение молитвы, соблюдение

поста и правил захоронения и т.д.). Не случайно особенностью норм,

составляющих шариат, является то, что они применяются только к мусульманам

и в отношениях между мусульманами. Раннему исламу и шариату были присущи

нормы, восходящие еще к общинному строю, содержащие элементы коллективизма,

милосердие, заботы о калеках. Но в шариате нашли свое отражение и

представлении о бессилии человека перед богом, о вытекающей отсюда

созерцательности и покорности. В Коране особенно подчеркивалась

необходимость для мусульманина проявлять терпение и смирение: "Терпение,

ведь Аллах с терпеливыми" (8.48). Таким же образом в шариате закреплялась

обязанность мусульманина подчиняться халифу и государственной власти:

"Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди

вас" (4.62).

Одной из характерных черт средневекового мусульманского права была

его целостность. Вместе с представлением о едином боге - Аллахе -

утвердилась идея единого правового порядка, имеющего универсальный порядок.

мусульманское право на первый план выдвигало не территориальный, а

конфессиальныЙ принцип. Мусульманин, находясь в любой другой стране, должен

был соблюдать шариат, сохранить верность исламу. Постепенно с

распространением ислама и превращением его в одну из основных религий мира

шариат стал своеобразной мировой системой права.

Как конфиссеональное право шариат отличался от канонического права в

странах Европы в том отношении, что он регулировал не строго очерченные

сферы общественной и церковной жизни, а выступал в качестве всеохватывающей

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.