Основы организации государственной власти и местного самоуправления
принципов классификации: по способу их образования, механизму делегирования
населением своих полномочий.
«Местное самоуправление осуществляется гражданами ... через выборные
и другие органы местного самоуправления»[13], причем для выборных органов
порядок создания определяется в соответствии с законодательством и уставами
муниципальных образований. Порядок создания других органов определяется в
соответствии с уставами муниципальных образований.
Под "другими" тут необходимо понимать органы, созданные иным, не
выборным, путем (например, сформированные путем делегирования
представителей других органов или организаций; созданные соответствующим
решением уполномоченного на то органа или должностного лица и т. д.).
Принципиальное различие между такими органами состоит в том, что
через выборный механизм население напрямую наделяет соответствующие органы
собственной, принадлежащей только ему компетенцией, позволяющей
осуществлять управление муниципальным хозяйством в полном объеме полномочий
собственника. Все остальные, не выборные органы создаются именно для
обеспечения делегированных полномочий и не располагают собственной
компетенцией.
Уставом муниципального образования может быть предусмотрено наличие
выборного должностного лица - главы муниципального образования,
возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на
территории муниципального образования, а также должности иных выборных
должностных лиц местного самоуправления (так, в Псковской области
предусматривается выборная должность шерифа - руководителя муниципальной
милиции, возможны выборы управляющего муниципальным хозяйством,
муниципального казначея и т. д.)[14].
Обязательным выборным органом, обладающим правом представлять
интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на
территории муниципального образования, является представительный орган
местного самоуправления, состоящий из депутатов, избираемых на основе
всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании в
соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской
Федерации.
Местное самоуправление - власть, наиболее приближенная к населению.
Близость определяется не столько ее местом в иерархической лестнице,
сколько теми функциями, которые она выполняет. Занимаясь вопросами местного
значения, она должна решать их в интересах населения. Поэтому муниципальное
управление предусматривает обязательное наличие представительных органов
местного самоуправления, за исключением случаев, когда их функции может
выполнять сход.
Закон определяет исключительное ведение представительных органов:
. принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального
образования, предусмотренных уставом муниципального образования;
. утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
. принятие планов и программ развития муниципального образования,
утверждение отчетов об их исполнении;
. установление местных налогов и сборов;
. установление порядка управления и распоряжения муниципальной
собственностью;
. контроль за деятельностью органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами
муниципальных образований[15].
Виды нормативных актов, которые имеют право принимать органы местного
самоуправления, перечисляются в уставе муниципального образования и в
законах субъектов РФ. Обычно к ним относят: решения и постановления
выборного органа или главы муниципального образования - по вопросам
осуществления местного самоуправления; распоряжения и приказы - по вопросам
внутренней организации деятельности органов местного самоуправления.
Говоря об общих принципах организации таких органов, можно отметить
следующее: к аппарату местного самоуправления, отвечающему своей цели,
надлежит применять следующие общие требования. Во-первых, он должен
правильно и с достаточной гибкостью отображать подлинные интересы и нужды
местного сообщества; во-вторых, он должен соответствовать принципу экономии
средств и сил, т.е. при наименьших затратах на его содержание, работать
быстро, гладко и без излишних формальностей, и, в-третьих, он должен
выдвигать на исполнительные должности людей опытных и ответственных,
создавая для них наиболее благоприятную обстановку работы.
Полномочия представительного органа, а также компетенция
исполнительных органов местного самоуправления должны быть определены и
закреплены в муниципальном (местном) уставе.
Виды органов местного самоуправления:
. представительные: Собрание представителей, Совет депутатов, Дума,
Хурал (Республика Тува), муниципальный совет, муниципальное
собрание, муниципалитет, окружной сельский (поселковый) Комитет
(Саратовская область);
. исполнительные: местная администрация, волостная управа, исполком,
мэрия.
Конкретные названия органов местного самоуправления, а также глав
муниципального образования (глава администрации, председатель Совета,
председатель исполкома, мэр, городской голова, посадник и т. п.) и иных
выборных должностных лиц местного самоуправления и сроки их полномочий
определяются, как правило, соответствующим законодательством субъектов РФ.
Однако в целом ряде субъектов РФ (Вологодская обл., Воронежская обл.,
Новгородская обл. и др.) вопрос наименования представительных и
исполнительных органов местного самоуправления отнесен к компетенции
местного самоуправления и в каждом конкретном случае определяется в уставе
муниципального образования.
И представительные, и исполнительные органы местного самоуправления
могут создавать постоянные или временные специальные органы для реализации
отдельных полномочий, как правило, выделяемых по отраслевому принципу
(комитеты и комиссии для решения отдельных вопросов, самостоятельные
подразделения местных администраций, муниципальные организации и
предприятия).
В настоящее время, в соответствии с Указом Президента РФ № 568 "Об
основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской
Федерации" от 11 июня 1997г. администрации Президента РФ совместно с
Правительством РФ поручено организовать взаимодействие с ассоциациями
муниципальных образований для обеспечения участия органов местного
самоуправления в проведении экономических и социальной реформ, а также
обеспечить регулярное освещение в средствах массовой информации хода
реформы местного самоуправления, организовать работу по разъяснению
населению конституционных основ местного самоуправления и государственной
политики в области местного самоуправления.
Управление Президента РФ по вопросам местного самоуправления
обеспечивает постоянное рабочее взаимодействие с ассоциациями местного
самоуправления, принимая участие в проводимых ими мероприятиях. Такая
работа проводится с Союзом Российских городов, Российским союзом местных
властей, Союзом малых городов, Ассоциацией городов Сибири и Дальнего
Востока, Союзом городов Северо-запада России, Ассоциацией городов Юга
России, Союзом городов Урала и др. В мае 1997 г. были подготовлены и
проведены встречи представителей муниципальных образований с рядом
руководителей Правительства Российской Федерации и принято решение о
создании Постоянно действующего совещания руководителей муниципальных
образований по проведению социально-экономических реформ при Правительстве
Российской Федерации. В рамках выполнения решения Совета по местному
самоуправлению в Российской Федерации создана рабочая группа по подготовке
предложений о принципах организации и деятельности Конгресса муниципальных
образований России, ведется работа по согласованию позиций в этом вопросе с
действующими союзами и ассоциациями местного самоуправления.
В то же время, попытки на федеральном уровне найти механизмы решения
второй части поставленной Президентом РФ задачи предпринимались
неоднократно. Еще в ноябре 1994 г. Комитетом Государственной Думы по
вопросам местного самоуправления были проведены парламентские слушания
"Реформа местного самоуправления и средства массовой информации", в
рекомендациях которых было отмечено, что проблемы местного самоуправления
не заняли надлежащего места в информационном пространстве Российской
Федерации, в центральных средствах массовой информации отсутствует
систематическое освещение жизни российских городов, проблем местной власти
и населения.
Особую роль в работе с массовым сознанием играют электронные средства
массовой информации – телевидение, радио. С этой целью необходимо
способствовать созданию на основных телевизионных и радиоканалах вещания
специализированных программ и наладить регулярный выпуск теле- и
радиопередач по проблемам местного самоуправления.
Среди существующих систем обеспечения населения информацией без
должного внимания до настоящего времени остается развитая сеть
государственных и муниципальных библиотек, расположенных во всех городах,
поселках и селах. Она является в определенной мере естественным
монополистом в области информационного обеспечения, так как средства
массовой информации сообщают прежде всего текущие сведения, но не могут
обеспечить необходимую полноту официальной информации.
Кроме того, Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите
информации", Указ Президента Российской Федерации № 228 от 28.02.95 г. "О
Федеральной целевой программе повышения правовой культуры избирателей и
организаторов выборов в Российской Федерации" и ряд других документов дают
основание рассматривать библиотечную сеть как канал правового просвещения и
населения, и представителей муниципальной власти.
Важное значение как для информационного обеспечения деятельности
органов местного самоуправления, так и для работы со средствами массовой
информации и частными пользователями, имеет и использование современных
информационных технологий (компьютерных сетей различных типов). Наиболее
подходящей технологией решения этой проблемы является использование сети
"Интернет" с созданием "муниципальных" страниц в Web-серверах
соответствующих организаций.
Решение всех вышеперечисленных проблем будет способствовать
реализации одной из основных задач работы с населением в области местного
самоуправления - добиться четкого понимания гражданами, какие органы власти
и должностные лица в системе управления государством обладают теми или
иными полномочиями ("за что отвечают"), как может рядовой гражданин влиять
на местную власть и контролировать ее деятельность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
XX век принес понимание того, что демократическое, правовое
государство, гражданское общество может решать свои основные задачи только
при наличии развитой системы самоуправления как местного, так и
общественного. Жители населенных пунктов должны иметь возможность
самостоятельно, под свою ответственность решать вопросы организации своей
жизни, используя формы как прямой демократии, так и через избранные ими
органы самоуправления. Причем объем полномочий этих органов должен
определяться возможностями их реализации и ничем иным. Только при таком
подходе возможно оптимальное сочетание интересов государства в целом и его
граждан. Только такой подход обеспечивает в максимальном объеме права,
свободы и интересы граждан.
Говоря о реализации конституционного права населения на осуществление
местного самоуправления, необходимо осознавать, что эффективность этого
процесса во многом зависит не только от наличия всего комплекса необходимых
законов, обеспечивающих организационную и экономическую самостоятельность
муниципальных образований, но и от понимания населением своих прав и
возможностей в осуществлении местного самоуправления, от действительной
способности этими правами грамотно воспользоваться, способности реализации
права на местное самоуправление.
Для действительной способности реализации права на местное
самоуправление представляется необходимым:
. наличие механизмов осуществления права, то есть наличие органов,
создаваемых населением для реализации своих прав в решении местных
вопросов, процедур прямого волеизъявления (референдумы, конференции,
сходы) или зависимости от населения создаваемых им органов (выборы,
формы контроля). Эти вопросы в основном решены в рамках первого,
организационного этапа;
. наличие возможности осуществления права, то есть наличие финансово-
экономической базы для обеспечения реальной самостоятельности
населения и дееспособности создаваемых им органов (основная задача
второго, экономического этапа);
. наличие осознанной воли в осуществлении права, то есть активное
участие в процессе организации местного самоуправления не только
государства (через официальные решения его органов и реализацию их
должностными лицами), но и населения (через широкое участие в
процессе, заинтересованность в его результате). Решение этой задачи,
видимо, будет являться в основном целью следующего этапа (назовем
его условно "социальным").
Все три составляющие находятся в настоящее время в процессе
формирования, но именно их неразрывное сочетание: наличие обладающих
экономической и правовой возможностью организационных структур местного
самоуправления при активном участии и заинтересованности государства и
населения может привести к созданию реального эффективного местного
самоуправления, а значит, и обеспечению стабильного поступательного
развития российского общества и российского государства.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12
декабря 1993 г.)
2. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред.
Окунькова Л.А.)
3. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп.
от 22 апреля, 26 ноября 1996 г., 17 марта 1997 г., 4 августа 2000 г.)
4. Указ Президента РФ от 22 сентября 1998г. “ О структуре Федеральных
органов исполнительной власти” // Собр. закон. РФ. № 39. 1998. Ст.4886.
5. Закон РФ от 5 марта 1992г. “ О краевом, областном Совете народных
депутатов и краевой, областной администрации” // Вед. РФ, 1992. № 13 Ст.
663 . № 17. Ст. 601; № 34. Ст. 1398
6. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право РФ : Учебник. М.: ТЕИС,
1995.
7. Бахрах Д.Н. Административное право: Учебник. Часть общая. М.: 1993.
8. Лаптева Л.Е. Земские учреждения в России. М.: 1993 г.
9. Авакьян С.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: концепции и
решения нового закона // Вестник МГУ. Серия 11. Право. - М., 1996. - №2. -
с. 3-33
10. Актуальные проблемы формирования местного самоуправления в Российской
Федерации ("Круглый стол" в Институте государства и права РАЕ) / Антонова
В.П., Мирошниченко Е.В., Ревенко Л.А. // Государство и право. - М., 1997. -
№5. - С. 24- 45.
11. Якубовский Д. Теоретическая основа, правовая природа и содержание
понятия "местное самоуправление" // Право и жизнь. - М., 1992. - № 6. - С.
81-97.
12. Панина Е.В. Земское движение - путь к созиданию // Россия и современный
мир. - М., 1997. - №2. - С. 33-36.
-----------------------
[1] Панина Е.В. «Земское движение – путь к созиданию» // Россия и
современный мир. М.:1997г.-№2.
[2] Лаптева Л.Е. «Земские учреждения в России» М.:1993г
[3] Панина Е.В. «Земское движение – путь к созиданию» // Россия и
современный мир.– М.: 1997г.-№2
[4] Якубовский Д. «Теоретическая основа, правовая природа и содержание
понятия «местное самоуправление» // Право и жизнь. - М.: 1992. №6.
[5],6 Лаптева Л.Е. «Земские учреждения в России».- М.: 1993г.
[6] Бахрах Д.Н. Административное право». Учебник. Часть общая. М.: 1993г.
[7] Бахрах Д.Н. «Административное право»: Учебник. Часть общая. М.: 1993г.
[8] Федеральный закон от 28 августа 1995г №154-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации».
[9] Статья 1 Федерального закона от 28 августа 1995г №154-ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
[10] Авакьян С.А. «Местное самоуправление в Российской Федерации: концепции
и решения нового закона» // Вестник МГУ. Серия 11. Право. - М.: 1996г. -
№2.
[11] Часть 1, статья 130 Конституции Российской Федерации от 12 декабря
1993г.
[12] Часть 2, статья 130 Конституции Российской Федерации от 12 декабря
1993г.
[13] Алехин А.П., Козлов Ю.М. «Административное право Российской
Федерации». Учебник. М.: ТЕИС, 1995г.
[14] Часть 2 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации».
Страницы: 1, 2, 3
|