рефераты бесплатно

МЕНЮ


Основы организации государственной власти и местного самоуправления

она могла быть вполне работоспособной.

Однако ситуация с разработкой нового законодательства сложилась таким

образом, что наряду с новыми законами, прогрессивными по своей сути,

действовали и старые, либо новые, но разработанные на основе иных

концепций. Так, одновременно с Законом РСФСР "О местном самоуправлении в

РСФСР", действовали законодательные акты в области административно -

территориального устройства, бюджетного процесса, значительно нарушающие

права местного самоуправления. Принятый осенью того же года Закон РСФСР "О

краевом (областном) Совете народных депутатов и краевой (областной)

администрации" практически дублировал круг полномочий и компетенцию

Советов, определенную в Законе РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР".

Попытка законодательно закрепить финансовую самостоятельность

местного самоуправления в принятом Верховным Советом РСФСР 15 апреля 1993г.

Законе "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию

внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов

государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной

области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-

Петербурга, органов местного самоуправления" не увенчалась успехом.

Действующий и по сегодняшний день закон практически игнорируется всеми

органами власти.

Но вместе с тем Закон СССР "Об общих началах местного самоуправления

и местного хозяйства" и Закон Российской Федерации "О местном

самоуправлении" сыграли важнейшую роль в развитии начал местного

самоуправления в нашей стране. Они достаточно подробно разработали вопрос о

финансово-экономических предпосылках самостоятельности местного

самоуправления, ввели понятие муниципальной собственности, определили

основные механизмы правовой защиты местного самоуправления.

Политическая обстановка в стране к осени 1993 г. разразилась

конституционным кризисом. В период с сентября-октября 1993 г. и до принятия

новой Конституции Российской Федерации нормативная и законодательная база

сводилась к ряду Указов Президента Российской Федерации. Принятие 12

декабря 1993 г. новой Конституции разрешило ситуацию в пользу местного

самоуправления и признало объективную необходимость его существования и

правовых гарантий на высшем законодательном уровне.

2. Правовые основы органов местного

самоуправления на современном этапе.

Новая Конституция России определила местное самоуправление как одну из

самостоятельных форм осуществления власти народом, признавая и защищая

экономическую основу самоуправления - муниципальную собственность равным

образом с государственной, частной и иными формами собственности.

Конституционное право граждан России на осуществление местного

самоуправления обеспечивается самостоятельностью населения в решении

вопросов местного значения, самостоятельностью органов, создаваемых

населением для этой цели и конституционным запретом на ограничение прав

местного самоуправления, обеспечивающимся судебной защитой. Общие исходные

принципы организации местного самоуправления, установленные в Конституции

России, соответствуют международным стандартам, закрепленным в Европейской

Хартии местного самоуправления (принята Советом Европы 15 октября 1985 г.).

Европейская Хартия определяет местное самоуправление как ПРАВО и

действительную способность местных сообществ "контролировать и управлять в

рамках закона под свою ответственность и на благо населения значительной

частью общественных дел"[8]. Конституцией России право населения, местных

сообществ на самоуправление не только признается, но и декларируется его

гарантия всеми государственными органами: как федеральными органами власти,

так и органами власти субъектов Федерации. Это гарантии экономические,

юридические, организационные. Реализация полномочий местного самоуправления

должна обеспечиваться достаточными финансовыми ресурсами, наличием

муниципальной, в том числе земельной, собственности.

Одно из ключевых понятий, раскрывающих сущность местного

самоуправления - самостоятельность. Органы местного самоуправления, в

соответствии с Конституцией, наделяются собственной компетенцией, свободой

в осуществлении этой компетенции и несут за это ответственность.

Самостоятельность местного самоуправления подчеркивается тем, что

Конституция не включает органы местного самоуправления в систему органов

государственной власти. Однако это ни в коей мере не означает, что местное

самоуправление находится вне системы государственно-властных отношений и

абсолютно независимо от государства, как это порой утверждается

противниками местного самоуправления. С точки зрения сохранения единства

власти и государственности такая трактовка безусловно поверхностна и

неправомерна. Речь в Конституции идет о самостоятельности в пределах

полномочий. Полномочия же предоставляются законом, принимаемым органом

государственной власти. Таким образом, для сохранения единства власти нет

никакой необходимости лишать местное самоуправление самостоятельности.

Помимо этого в государстве существуют такие институты, как государственный

контроль за реализацией переданных государственных полномочий,

предусмотренный частью 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации,

прокурорский надзор за законностью в деятельности органов и должностных лиц

местного самоуправления, и, наконец, судебная власть. И что особо важно,

пределы самостоятельности местного самоуправления определяются наличием и

объемом его финансово-экономической базы, определяемой и регулируемой

правовыми актами органов государственной власти.

Более того, в целях укрепления и сохранения территориальной

целостности России как федерации возникает объективная необходимость

выведения органов самоуправления из-под диктата органов государственной

власти. Города, сельские населенные пункты, нынешние районы не являются

экономически замкнутыми и самодостаточными образованьями и стремятся к

"расширению" связей, укрепляющих "государственность". Поэтому федеральная

власть, предоставляя и гарантируя в соответствии с Конституцией

определенную самостоятельность местному самоуправлению, создает опору

федеративному государству в решении вопросов, представляющих

общенациональные и региональные интересы, и способствует консолидации всех

структур власти.

Таким образом, правовой основой местного самоуправления является

Конституция и закон, который ввел понятие "муниципальное образование" -

городское, сельское поселение или иная территория, где действует местное

самоуправление[9]. Это потребовалось потому, что в субъектах Федерации

стали использоваться исторические и национальные наименования территорий и

населенных пунктов (уезд, волость и др.). Типы муниципальных образований и

их названия устанавливаются законами субъектов Федерации.

Согласно Конституции, границы территорий, где реализуется местное

самоуправление, устанавливаются только с учетом мнения живущего там

населения. Иными словами, жители сами должны решать, будет ли администрация

небольшого города (поселка) подотчетна им или мэра (старосту) станет

назначать районная администрация.

Органы местного самоуправления по закону обособлены от органов

государственной власти Федерации и ее субъекта, на территории которого

реализуется самоуправление. Власти субъекта не вправе вмешиваться в дела

самоуправления, могут устанавливать лишь общие принципы его организации.

Жители вправе сами, без предписаний, определять структуру органов местного

самоуправления, непосредственно или через представительные органы принимать

положения (уставы) муниципального образования и другие нормативные акты,

регулирующие процедуру и порядок созыва сходов, собраний и т.п.

Согласно Конституции органы местного самоуправления владеют,

пользуются и распоряжаются муниципальной собственностью, формируют,

утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и

сборы, охраняют общественный порядок. Им гарантируется право на судебную

защиту и на компенсацию расходов, возникших в результате решений органов

государственной власти или ограничения прав местного самоуправления. Но

суды, как правило, встают не на их сторону.

Прямое указание закона "Об общих принципах организации местного

самоуправления" на то, что в федеральном бюджете и бюджетах субъектов

Федерации должны предусматриваться средства для реализации муниципальными

органами своих полномочий, зачастую игнорируется. Включаемые в федеральный

бюджет расходы на содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы,

передаваемых в ведение органов местного самоуправления, можно рассматривать

лишь в качестве финансового обеспечения бывшей государственной

собственности.

Власти субъектов Федерации нередко лишают органы местного

самоуправления некоторых полномочий. Так, губернатор Свердловской области

пере подчинил окружным территориальным органам государственной

(исполнительной) власти отделы социальной защиты населения (бывшие собесы),

органы, регистрирующие предпринимательскую деятельность, загсы,

административные и наблюдательные комиссии.

Субъекты Федерации разрабатывают модельные уставы органов

самоуправления и порядок их регистрации. В некоторых регионах уставы

утверждает региональная администрация, что позволяет ей влиять на их

содержание и даже отходить от требований федерального законодательства.

Например, в Московской области принят закон "Об общих принципах

формирования, управления и распоряжения муниципальной собственностью", где

урегулирован порядок передачи областной собственности в муниципальную.

Вместе с тем отчуждение муниципальной собственности предусмотрено в

порядке, установленном областным законом. Это не соответствует федеральному

закону "Об общих принципах организации местного самоуправления", согласно

которому бюджетные средства, объекты собственности ни при каких

обстоятельствах не должны отчуждаться органами власти субъектов Федерации.

Реализация населением конституционного права на местное самоуправление

возможна либо непосредственно, либо через создаваемые им органы местного

самоуправления и избираемых должностных лиц.

Оставляя за непосредственными формами прямого волеизъявления

населения (местный референдум, сход и т.п.) право на принятие решений по

принципиальным, наиболее существенным вопросам местного значения,

необходимо признать, что регулярная, повседневная деятельность по

осуществлению местного самоуправления и, в частности, по управлению

муниципальным хозяйством, практически невозможна вне системы органов

местного самоуправления, наделенных определенной компетенцией, необходимой

для осуществления возложенных на них населением функций.

Во все периоды становления России как единой и великой державы,

особенно в кризисные периоды, отчетливо проявлялись две тенденции:

объединение на основе сильной центральной власти и разобщение,

суверенизация территорий, ее составляющих. Причиной тому были, как

объективные исторические и социально-экономические условия, так и

субъективное желание удельных владетелей, или региональных элит, в

современных политических терминах, быть всевластными хозяевами в своих

ограниченных, но самодостаточных, с их точки зрения, пределах.

3. Структура и система органов местного

самоуправления в Российской Федерации.

"Органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные

полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему

органов государственной власти"[10].

Органами местного самоуправления в городах, сельских поселениях, других

населенных пунктах являются собрание представителей (дума, муниципальный

комитет и др.), глава местного самоуправления (глава администрации, мэр,

староста и др.), которые избираются сроком на два года. На территориях

нескольких городских или сельских поселений может быть создан единый орган.

Федеральное законодательство устанавливает лишь общую, принципиальную схему

организации местного самоуправления, а конкретизируют ее власти субъектов

Федерации с учетом местных традиций.

Жители городских и сельских поселений с численностью населения до 5

тыс. человек вправе выбирать главу местного самоуправления или управляться

без выборного лица - непосредственно через собрания (сходы); при

численности населения от 5 до 50 тыс. избирать главу местного

самоуправления (главу администрации) и собрание представителей; свыше 50

тыс. - главу администрации и собрание представителей[11].

Жители городов, имеющих деление на районы, округа и т.д., могут

избирать главу администрации и собрание представителей, жители районов -

главу администрации района либо сформировать орган из представителей

местного самоуправления городских и сельских поселений, хотя закон не

обязывает это делать, чем активно пользуются власти субъектов Федерации.

Выборный представительный орган местного самоуправления по предложению

администрации утверждает местный бюджет, вводит или отменяет местные налоги

и сборы, а также принимает положение (устав) о местном самоуправлении,

контролирует деятельность главы местного самоуправления. В соответствии с

Указом Президента РФ "О гарантиях местного самоуправления" от 22 декабря

1993 г. № 2265 перечень полномочий этого представительного органа является

исчерпывающим. Остальные полномочия, предусмотренные законом, реализует

местная администрация. Указом установлено, что глава администрации вправе

выносить на референдум проект положения (устава) о местном самоуправлении,

председательствовать на заседаниях представительного органа, управлять

муниципальным хозяйством, распоряжаться имуществом и объектами

муниципальной собственности, разрабатывать местный бюджет, обеспечивать его

исполнение, быть членом представительного органа местного самоуправления.

Все делегированные населением местному самоуправлению полномочия

реализует представительный орган или выборное должностное лицо, которое

граждане контролируют сами (через сходы) либо создав специальную структуру.

Возможен и смешанный вариант, когда население избирает и представительный

орган, и главу муниципального образования, полномочия между которыми

поделены примерно так: первый принимает решения, имеющие обязательную силу,

в том числе по управлению муниципальными финансами, регламентирует

управление хозяйством, обладает правом преодоления вето главы

муниципального образования на свое решение (две трети голосов). Глава

муниципального образования управляет муниципальным хозяйством, формирует

исполнительные органы, назначает соответствующих должностных лиц, имеет

право вето на решения представительного органа.

Практика показывает, что такая модель эффективна в крупных городах.

Когда к ней прибегают малые города, не исключены конфликты между мэром и

представительным органом в силу малой численности депутатов и естественного

стремления того и другого сосредоточить в своих руках всю полноту власти.

Для малых и средних городов, крупных сельских поселений лучше, чтобы

представительный орган имел все полномочия местного самоуправления,

формировал исполнительные структуры, избирал или назначал должностных лиц.

В небольших муниципальных образованиях (сельских поселениях), где круг

решаемых вопросов местного значения незначителен, представительские и

исполнительные полномочия могут быть сосредоточены в одних руках - у

выборного должностного лица (старосты). Но население должно иметь право

решать наиболее принципиальные вопросы и контролировать старосту, который

руководит исполнительным органом, периодически отчитывается перед

населением и может освобождаться от должности решением сельского схода или

сельского референдума.

Органы местного самоуправления решают две группы вопросов:

. вопросы местного значения,

. выполнение отдельных государственных полномочий.

Основным содержанием деятельности органов местного самоуправления

является решение вопросов местного значения. Фактически они определяют

функции местного самоуправления, его компетенцию.

Решение вопросов местного значения население осуществляет, как

правило, через создаваемые им органы местного самоуправления, путем

делегирования этим органам собственных прав, принадлежащей только населению

компетенции. Структура таких органов определяется населением

самостоятельно.

«Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает

самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение,

пользование и распоряжение муниципальной собственностью»[12] с

одновременным наделением соответствующей достаточной компетенцией.

Поэтому органы местного самоуправления можно классифицировать по:

. механизму делегирования полномочий;

. качеству делегированных полномочий;

. количеству делегированных полномочий;

. классификация по механизму делегирования полномочий.

Конституция России закрепляет только один из многих возможных

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.