Организация учета налогоплательщиков как один из путей привлечения к уплате налогов
Факт деятельности организации на территории города ( района ) может
быть подтвержден в соответствии с наработанной в предыдущие года
арбитражной практикой следующими документами:
a) договоры на аренду складских, торговых, офисных и других помещений, а
также на аренду земельных участков;
b) место жительства руководителя, главного бухгалтера филиала;
c) договоры на охрану офиса и складских помещений;
d) договоры на оказание рекламных услуг;
e) акты встречных и тематических проверок;
f) наличие лицензий;
g) - данные Приморского краевого центра государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и БТИ о наличии имущества;
h) договоры на реализацию товаров (работ, услуг);
i) объявления (в средствах массовой информации) на оказание услуг, работ;
j) таможенные декларации;
k) документы, свидетельствующие о произведенных расчетах с контрагентами:
счета-фактуры, акты сверки и другая косвенная информация,
подтверждающая деятельность филиала на данной территории.
В случае, если организация игнорирует требование налогового органа о
постановке на налоговый учет, следует вынести постановление о проведении
выездной налоговой проверки. Результаты проверки оформляются в
соответствии с НК в сроки и с соблюдением установленных Кодексом
процедур.
3. Розыск, налогоплательщиков, уклоняющихся от постановки на учет.
Для проведения качественной работы по розыску физических лиц,
осуществляющих предпринимательскую деятельность, должностных лиц,
ответственных за финансово-хозяйственную деятельность предприятий и
учредителей юридических лиц, своевременно не предоставляющих в налоговые
органы отчеты, налоговые декларации и расчеты, а также уклоняющихся от
постановки на налоговый учет, в адрес налоговой полиции предоставляются
следующие материалы, согласно совместного Приказа ГНИ по Приморскому краю
и УФСНП по Приморскому краю от 5.06.98г. №90/32 «О мерах по
совершенствованию взаимодействия Управления Федеральной службы налоговой
полиции Российской Федерации по Приморскому краю и Государственной
налоговой инспекции по Приморскому краю»):
- адресная справка (КАБ),
- полная справка налогоплательщика,
- сведения по факту учреждения других предприятий данными
юридическими лицами,
- сведения о деятельности руководителей (учредителей) в других
структурах, а также информация, где данные лица являются
учредителями,
- косвенная информация о деятельности разыскиваемого предприятия,
- сведения, подтверждающие факты нарушения данным лицом налогового
законодательства (за какой период не представлены отчетные
документы),
- сведения о задолженности (в том числе недоимке) разыскиваемого
лица,
- акты обследования по юридическому адресу.
Административная ответственность к должностным лицам организаций,
зарегистрированных за пределами края, допустивших нарушения налогового
зарегистрированных за пределами края, допустивших нарушения налогового
законодательства применяется в соответствии со ст.7 Закона РСФСР “ О
Государственной налоговой службе РСФСР”. При наличии документов,
подтверждающих полномочия фактического руководителя обособленного
подразделения на осуществление финансово-хозяйственной деятельности от
имени юридического лица (доверенность, приказ и т.д.), административная
ответственность применяется к руководителю обособленного подразделения за
допущенные этим подразделением налоговые нарушения.
IV. Налогообложение организаций, зарегистрированных за пределами
края.
Организации и обособленные подразделения российских организаций,
имеющие отдельный баланс и расчетный счет (текущий, корреспондентский) в
соответствии с законами, регулирующими порядок взимания конкретных
налогов, представляют в налоговые органы установленную для них в
соответствии с законодательством налоговую декларацию (налоговый расчет)
и документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налога
(бухгалтерскую и налоговую отчетность), и выполняют обязанность по уплате
налогов и сборов, рассчитанных ими в соответствии с действующим
законодательством о налогах и сборах на основании данных, отраженных в
представленной ими бухгалтерской отчетности.
Для организаций, в состав которых входят обособленные
подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего,
корреспондентского) счета, также сохраняется порядок представления
деклараций по налогам, подлежащим уплате; исчисления и уплаты налогов,
установленный законами, регулирующими порядок взимания этих налогов.
До введения в действие части второй НК, уплата налогов и сборов
организациями по месту нахождения их филиалов и иных обособленных
подразделений осуществляется в порядке, установленном законодательным
или иным нормативным правовым актом о конкретном налоге или сборе:
- налог на прибыль на территории Приморского края во все уровни
бюджета в соответствии со ст.1 Закона РФ от 27.12.91 № 2116-1 “ О налоге
на прибыль предприятий и организаций “ уплачивают, независимо от места
регистрации, организации и их обособленные подразделения, имеющие
отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет.
Обособленное подразделение (филиал), имеющее баланс и счета в банке будет
при этом рассматриваться в соответствии со ст.19 НК как выполняющее
обязанности головной организации по уплате налогов и сборов на
территории, на которой этот филиал или обособленное подразделение
осуществляют функции организации. Поэтому, ответственность за
своевременность и уплату исчисленных филиалом налогов несет не только
филиал и его должностные лица, но и головная организация и ее должностные
лица.
Согласно п.3 Закона РФ от 27.12.91 № 2116-1 по обособленным
структурным подразделениям, не имеющим отдельного баланса и расчетного
(текущего, корреспондентского) счета, зачисление налога на прибыль в
части, зачисляемой в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации,
производится по месту нахождения указанных структурных подразделений
исходя из доли прибыли, приходящейся на эти структурные подразделения,
определяемой пропорционально их среднесписочной численности (фонду оплаты
труда) и стоимости основных производственных фондов в порядке,
устанавливаемом Правительством Российской Федерации. При этом сумма
налога по указанным структурным подразделениям определяется в
соответствии со ставками налога на прибыль, действующими на территориях,
где расположены эти предприятия и структурные подразделения. Уплата
налога может производиться как обособленным подразделением ( филиалом ),
так и головной организацией;
- налог на добавленную стоимость на территории Приморского края
во все уровни бюджета в соответствии с п.”г” ст.2 Закона РФ от 06.12.91 №
1992-1 “О налоге на добавленную стоимость “ уплачивают, независимо от
места регистрации, организации и их обособленные подразделения (филиалы)
самостоятельно реализующие товары (работы, услуги). При этом обособленные
подразделения (филиалы) исполняют обязанности организаций по уплате
налогов на той территории , на которой эти филиалы и иные обособленные
подразделения осуществляют функции организации;
- подоходный налог с доходов физических лиц на территории
Приморского края во все уровни бюджета в соответствии со ст.9 Закона РФ
от 07.12.91 № 1998-1 “О подоходном налоге с физических лиц “обязаны
перечислять независимо от места регистрации предприятия, учреждения,
организации, филиалы и другие обособленные подразделения организаций,
имеющие отдельный баланс и расчетный счет и выплачивающие суммы на оплату
труда из выручки от реализации продукции, выполнения работ и оказания
услуг исходя из суммы исчисленного и удержанного с физических лиц налога
не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств
на оплату труда либо не позднее дня перечисления со счетов указанных
организаций в банке по поручениям работников причитающихся им сумм.
Перечисление налога за филиалы и другие обособленные подразделения
предприятий, учреждений, организаций, не имеющие счетов в банках,
осуществляют их головные организации в бюджет по месту нахождения
указанных филиалов и других обособленных подразделений одновременно с
перечислением средств на оплату труда, а при выплате средств на оплату
труда из выручки не позднее дня, следующего за днем выплаты средств на
оплату труда.
Предприятия, учреждения, организации и иные работодатели обязаны не
реже одного раза в квартал представлять в налоговый орган по месту своей
регистрации сведения о доходах, выплаченных ими физическим лицам не по
месту основной работы (службы, учебы), и об удержанных суммах налога с
указанием адресов постоянного местожительства получателей дохода, а
также, ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, -
сведения о доходах, выплаченных ими физическим лицам по месту основной
работы (службы, учебы);
- налог на имущество на территории Приморского края во все
уровни бюджета в соответствии со ст.1 Закона РФ от 13.12.91 № 2030-1 “ О
налоге на имущество предприятий и организаций “ уплачивают организации и
филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, учреждений и
организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет.
Согласно п.3 ст.7 вышеуказанного закона предприятия, в состав
которых входят территориально обособленные подразделения, не имеющие
отдельного баланса и расчетного (текущего) счета, зачисляют налог на
имущество предприятий в порядке, установленном настоящим Законом, в
доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по
месту нахождения указанных подразделений в сумме, определяемой как
произведение налоговой ставки, действующей на территории субъекта
Российской Федерации, на которой расположены эти подразделения, на
стоимость основных средств, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся
предметов и товаров этих подразделений. При этом, уплате в бюджет по
месту нахождения головного предприятия подлежит разница между суммой
налога на имущество, исчисленной головным предприятием в целом по
предприятию, и суммами налога, уплаченными головным предприятием в
бюджеты по месту нахождения территориально обособленных подразделений, не
имеющих отдельного баланса и расчетного (текущего) счета.;
- акцизы на территории Приморского края во все уровни бюджета в
соответствии со ст.2 Закона РФ от 06.12.91 № 1993-1 “ Об акцизах “
уплачивают предприятия, учреждения и организации, являющиеся в
соответствии с законодательством Российской Федерации юридическими
лицами, их филиалы и другие обособленные подразделения, имеющие отдельный
баланс и расчетный (текущий) счет, производящие и реализующие на
территории Российской Федерации (в том числе из давальческого сырья )
подакцизные товары. Обособленное подразделение (филиал), имеющее баланс и
счета в банке будет при этом рассматриваться в соответствии со ст.19 НК
как выполняющее обязанности головной организации по уплате налогов и
сборов на территории, на которой этот филиал или обособленное
подразделение осуществляют функции организации;
- налог на пользователей автомобильных дорог на территории
Приморского края в соответствии с п.1 ст.4 Закона Приморского края от
11.06.96 № 45-КЗ “ О территориальном дорожном фонде Приморского края “
уплачивают организации, расположенные на территории города, а так же
филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, организаций и
учреждений, расположенные на территории города и имеющие отдельный баланс
и расчетный счет;
- налог на содержание жилищного фонда и социально-культурной сферы в
соответствии с п.1 разд.2 Постановления главы администрации
г.Владивостока от 30.12.94 № 1703 “О налоге на содержание жилищного
фонда и социально-культурной сферы“ уплачивают расположенные на
территории г. Владивостока организации и филиалы и другие аналогичные
подразделения предприятий, организаций и учреждений, имеющие
самостоятельный баланс и расчетный счет;
- целевой сбор на содержание муниципальной милиции на территории г.
Владивостока в соответствии с п.1 разд.2 приложения 1 к Постановлению
главы администрации г.Владивостока от 30.12.94 № 1702 “О целевом сборе на
содержание муниципальной милиции“ уплачивают организации, расположенные
на территории города и филиалы (обособленные структурные подразделения),
расположенные на территории города отдельно от места регистрации
юридического лица;
- сбор на уборку территории г.Владивостока в соответствии с п.1
разд.2 приложения 2 к Постановлению главы администрации г.Владивостока
от 30.12.94 № 1702 “О сборе на уборку территории города“ уплачивают
расположенные на территории города организации и филиалы (обособленные
структурные подразделения), расположенные отдельно от места регистрации
юридического лица.
На территории других городов и районов края местные налоги
исчисляются и уплачиваются организациями и их филиалами в соответствии с
принятыми на этих территориях законодательными документами.
В связи с вступлением в силу Закона Приморского края от 22.02.99г.
№ 35-ФЗ филиалы, представительства и другие обособленные подразделения
юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством
Российской Федерации, самостоятельно реализующие товары
(работы, услуги) на территории Приморского края уплачивают налог с
продаж.
V. Меры принудительного взыскания налогов или сборов.
ст.9 Закона “О введении части первой НК РФ” установлено, что
если по состоянию на 1 января 1999 года у филиалов и представительств
российских юридических лиц имеются неисполненные обязанности по уплате
налогов, сборов, пеней и штрафов, то эти обязанности с 1 января 1999 г.
переходят к юридическим лицам, создавшим эти филиалы и представительства.
На данный момент нормы НК приведены в соответствие с Гражданским
кодексом (согласно ст.55 ГК РФ юридические лица отвечают по своим
обязательствам, в том числе и по обязательствам своих филиалов, всем
принадлежащим им имуществом).
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения организациями и
их обособленными подразделениями, зарегистрированными за пределами края
обязанности по уплате налога, налоговые органы вправе принять решение о
погашении недоимки путем взыскания ее за счет имущества организации-
должника, в том числе денежной наличности в соответствии с Указом
президента РФ № 199 от 14.02.1996 г. «О некоторых мерах по реализации
решений об обращении взыскания на имущество организаций», (положения
ст.47 НК в части взыскания налога за счет имущества должника судебным
приставом-исполнителем, предусмотренном ФЗ “Об исполнительном
производстве” вступает в действие с 1 января 2000 года).
В этом случае налоговые органы направляют решение о передаче
материалов дела в органы налоговой полиции для производства
административного ареста имущества в два адреса : по месту
государственной регистрации организации и месту нахождения обособленного
подразделения, и соответственно требование о погашении задолженности,
содержащее уведомление о предстоящем обращении взыскания на имущество
должника и решение об обращении взыскания на имущество , в том числе
изъятие денежных наличных средств должника, органы УФСНП также направляют
в два адреса.
Исходя из вышеизложенного, до введения в действие абзаца 2
пункта 1 ст.47 НК порядок наложения административного ареста на
имущество организации-должника, в т.ч. изъятие денежной наличности,
установленный Указом президента РФ № 199 от 14.02.1996г. распространяется
как на организаций, так и на их обособленные подразделения.
Заключение.
Учет налогоплательщиков - одно из основных условий осуществления
государственными налоговыми инспекциями контроля за своевременным
внесением налогоплательщиками налоговых платежей в бюджеты всех уровней и
государственные внебюджетные фонды. Эти функции налоговые органы в полном
объеме обеспечат, когда всем налогоплательщикам будет присвоены
идентификационные номера налогоплательщиков (ИНН).
До 01.01.99г. идентификационный номер налогоплательщика
присваивался индивидуальным предпринимателям и частнопрактикующим
нотариусам. С вступлением в силу Налогового Кодекса круг физических лиц,
подлежащих постановке на учет в государственных налоговых инспекциях с
присвоением налогового номера, расширяется. В соответствии с «Порядком и
условиями присвоения, применения, а также изменения идентификационного
номера налогоплательщика» налоговые органы будут присваивать ИНН другим
категориям налогоплательщиков - физических лиц, а именно: изъявившим
желание получить ИНН в целях сохранения конфиденциальности персональных
данных при декларировании своих доходов; физическим лицам, получающим
доходы помимо основного места работы от иных источников, плательщикам
налогов на имущество физических лиц.
Целесообразно решить вопрос о присвоении идентификационного номера
налогоплательщика физическим лицам, получающим доходы на предприятиях, в
учреждениях и организациях. В целях контроля за налогообложением
иностранных физических лиц в соответствии с российским законодательством
и реализацией международных соглашений об избежании двойного
налогообложения в Госналогслужбе России также необходимо иметь информацию
об учетных данных иностранных физических лиц, осуществляющих деятельность
и получающих доходы из источников в Российской Федерации. Для этого
следует разработать систему регистрации и учета таких иностранных
физических лиц.
Однако, действующим законодательством не предусмотрено
изготовление свидетельств о регистрации организаций и предпринимателей на
бланках строгой отчетности с применением степеней защиты, в результате
бланки свидетельств о регистрации предприятий изготавливаются типографским
способом или путем ксерокопирования, печатаются на принтере на простой
бумаге, без степеней защиты. В результате существует возможность подделки
Свидетельств о государственной регистрации и уклонения как от постановки на
налоговый учет, так и налогообложения.
Необходимо предусмотреть в законодательном порядке:
- изготовление бланков свидетельств о государственной регистрации
юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица на
бланках строгой отчетности со степенями защиты;
- предоставить право налоговым органам проведение экспертизы
документов, представленных для государственной регистрации юридическими
лицами и предпринимателями без образования юридического лица. В список
обязательных докуметов для государственной регистрации включить справку об
отсутствии задолженности по предприятиям, где учредителями или
руководителями являются учредители - физические лица или руководитель вновь
создаваемого предприятия;
- возможность взыскания финансовых санкций в бесспорном порядке
налоговыми органами;
Процесс привлечения организаций к постановке на налоговый учет и
налогообложению изначально имеет недоработки на законодательном уровне в
части взаимодействия регистрационных, налоговых и правоохранительных
органов.
В соответствии со ст.2 ФЗ РФ “ О Федеральных Органах Налоговой
Полиции” задачей органов налоговой полиции является выявление,
предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений. При
этом не постановка на налоговый учет и непредставление отчетности
налогоплательщиками не рассматривается как правонарушение, поэтому
осуществляемая работа по данной категории налогоплательщиков со стороны
правоохранительных органов недостаточна.
Содержание.
Введение
1-3
I. Требования к учету налогоплательщиков в
налоговых инспекциях в соответствии с Налоговым Кодексом 3-
и «Порядком и условиями присвоения, применения,
а также изменения ИНН»
1. Постановка на налоговый учет юридических лиц
4-6
1.1 Постановка на учет по месту нахождения организации 4-5
1.2 Постановка на учет по месту нахождения
филиала(представительства)
5
3. Постановка на учет по месту нахождения
недвижимого имущества или транспортных средств, 6
подлежащих налогообложению
2. Постановка на налоговый учет физических лиц
6-9
3. Обязанности налогоплательщиков
9
II. Штрафные санкции
9-10
III. Работа налоговых органов по выявлению уклоняющихся 10-
от постановки на налоговый учет
1. Мероприятия, проводимые налоговыми инспекциями
по привлечению к налогообложению организаций, 10-
15
уклоняющихся от постановки на налоговый учет
2. Мероприятия, проводимые налоговыми инспекциями 15-18
с организациями, осуществляющими деятельность вне места регистрации,
уклоняющимися от постановки на налоговый учет
3. Розыск налогоплательщиков, уклоняющихся 18-19
от постановки на налоговый учет
IV. Налогообложение организаций, осуществляющими
19-22
деятельность вне места регистрации
V. Меры принудительного взыскания налогов
22-23
Заключение
23-24
Приложение №1 «Характеристика способа получения информации о
налогоплательщиках-организациях, уклоняющихся от постановки на
налоговый учет»
Приложение №2 «Сведения о результатах работы с
налогоплательщиками-организациями, уклоняющимися от постановки
на налоговый учет»
Приложение №3 «Сведения о выявленных отдельных категориях
налогоплательщиках-физических лиц, уклоняющихся от постановки
на налоговый учет»
Страницы: 1, 2, 3, 4
|