рефераты бесплатно

МЕНЮ


Избирательная система в РФ

тот же период ранее зарегистрированные межрегиональные, региональные и

местные политические общественные объединения либо трансформируются в

структурные подразделения новых политических партий, либо утратят статус

политического объединения и будут действовать как общественные объединения

на основании их уставов, которые будут применяться в части, не

противоречащей комментируемому Федеральному закону.

Основными принципами деятельности политических партий провозглашаются

законность и гласность, свобода партий в определении своей внутренней

структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением установленных

законом ограничений. Запрещается создание и деятельность политических

партий, цели или действия которых направлены на насильственное изменение

основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации,

подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований,

разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Деятельность политических партий также не должна нарушать права и свободы

граждан, гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами.

В соответствии с Законом политическая партия может быть создана на

учредительном съезде политической партии либо путем преобразования в

политическую партию общероссийской общественной организации,

общероссийского общественного движения. Для подготовки и проведения

учредительного съезда предусматривается создание организационного комитета.

В случае же преобразования действующего общественного объединения в

политическую партию образование организационного комитета необязательно.

Политические партии и их региональные отделения подлежат государственной

регистрации и наделяются в связи с этим правами юридического лица. При этом

регистрация региональных отделений осуществляется после регистрации

политической партии и должна быть завершена более чем в половине субъектов

Федерации не позднее чем через шесть месяцев со дня регистрации

политической партии. Только после этого политическая партия может

осуществлять свою деятельность в полном объеме. В противном случае

свидетельство о государственной регистрации политической партии утрачивает

свою силу, а запись о ее создании, внесенная в единый государственный

реестр юридических лиц, аннулируется.

В целях обеспечения демократических принципов в организации и

деятельности политических партий Законом предусматриваются требования к их

уставам. Соблюдение этих требований позволит обеспечить выборность и

сменяемость руководящих органов политических партий, а также

демократическую процедуру принятия решений, в том числе при выдвижении

кандидатов в ходе проведения выборов в органы государственной власти и

органы местного самоуправления.

Согласно Закону членство в политической партии является добровольным,

фиксированным и индивидуальным. Членами политической партии могут быть

граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть

членами политической партии иностранные граждане, лица без гражданства, а

также лица, признанные судом недееспособными. Ограничение права на

вступление в политические партии или обязанность приостановления членства в

политической партии может устанавливаться для определенных категорий

граждан Российской Федерации федеральными конституционными законами и

федеральными законами. Член политической партии может состоять только в

одном региональном отделении данной политической партии - по месту

постоянного или преимущественного проживания.

В целях обеспечения финансовой прозрачности деятельности политических

партий Законом определяется порядок формирования денежных средств и иного

имущества политической партии, а также порядок представления партией

ежегодно финансовых отчетов.

В качестве одного из видов государственной поддержки политических партий

предусматривается ежегодное государственное финансирование партий по

результатам их участия в выборах, а не в период проведения самих выборов,

как это предусмотрено действующим законодательством. Такая форма

финансирования политических партий достаточно широко распространена в

мировой практике. Государственное финансирование политической партии (за

счет средств федерального бюджета) осуществляется при условии, что

выдвинутый этой партией либо избирательными блоком, в состав которого

входила партия при проведении выборов, федеральный список кандидатов на

выборах депутатов Государственной Думы или кандидат на должность Президента

Российской Федерации получил не менее 3% голосов избирателей, принявших

участие в голосовании, либо по одномандатным избирательным округам по

выборам в Государственную Думу было избрано не менее 12 кандидатов,

выдвинутых политической партией или избирательным блоком. Выделение

бюджетных средств в указанных целях предусматривается начать с 2004 года.

Поскольку политические партии играют особую роль в организации

электоральных процессов, Законом установлено, что политические партии

являются единственным видом общественных объединений, которые обладают

правом самостоятельно выдвигать кандидатов при проведении выборов в органы

государственной власти (эта норма вступит в силу по завершении

двухгодичного переходного периода). Одновременно определены критерии, в

соответствии с которыми партия признается участвующей в выборах:

а) выдвинутый ею (или избирательным блоком, в состав которого она входит)

и зарегистрированный федеральный список кандидатов в депутаты

Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

б) выдвинутых ею (или избирательным блоком, в состав которого она входит)

и зарегистрированных кандидатов в депутаты Государственной Думы

Федерального Собрания Российской Федерации не менее чем в 5 процентах

одномандатных избирательных округов;

в) выдвинутого ею (или избирательным блоком, в состав которого она

входит) и зарегистрированного кандидата на должность Президента Российской

Федерации;

г) выдвинутых ею (в том числе в составе избирательного блока) и

зарегистрированных кандидатов на должность высшего должностного лица

субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа

государственной власти субъекта Российской Федерации) не менее чем в 10

процентах субъектов Российской Федерации;

д) выдвинутых ею (в том числе в составе избирательного блока) и

зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов) в депутаты

законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации

не менее чем в 20 процентах субъектов Российской Федерации;

е) выдвинутых ею (в том числе в составе избирательного блока) и

зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов) на выборах в органы

местного самоуправления более чем в половине субъектов Российской

Федерации.

В случае если в течение пяти лет после создания партии ее участие в

выборах не соответствует установленным критериям, такая политическая партия

подлежит ликвидации.

Законом предусмотрены и иные основания ликвидации политической партии, а

также основания приостановления ее деятельности.

В связи с принятием Федерального закона "О политических партиях"

предусмотрено внесение соответствующих изменений и дополнений в Федеральный

закон "Об общественных объединениях", а также в федеральные законы,

устанавливающие гарантии избирательных прав граждан и регулирующие порядок

проведения выборов в органы государственной власти и органы местного

самоуправления.

Не принижая огромной позитивной роли, которой новый Федеральный закон

должен сыграть в совершенствовании общественно-политических отношений,

нельзя не отметить и ряд внутренних противоречий, содержащихся в Законе,

которые могут породить определенные проблемы на практике.

Закон запрещает создание и деятельность на территории Российской

Федерации политических партий иностранных государств и структурных

подразделений указанных партий. Членами российских политических партий не

вправе быть иностранные граждане и лица без гражданства. Вместе с тем Закон

разрешает политическим партиям устанавливать и поддерживать международные

связи с политическими партиями и иными общественными объединениями

иностранных государств, вступать в международные союзы и ассоциации.

Аналогичным образом право политических партий создавать объединения и

союзы с иными общественными объединениями, в том числе вступать с ними в

избирательные блоки, плохо согласуется с запретом на создание политических

партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной

принадлежности, поскольку для общественных объединений таких ограничений не

установлено.

В течение двух лет наряду с регистрацией вновь образующихся

политических партий предстоит перерегистрация, назовем это так, уже

существующих политических общественных объединений, которые примут решение

о преобразовании в политические партии. По истечении указанного срока

общероссийское политическое общественное объединение, не преобразовавшееся

в политическую партию, утрачивает статус политического общественного

объединения и действует как общероссийская общественная организация или

общероссийское общественное движение на основании устава, который

применяется в части, не противоречащей Закону "О политических партиях".

3.3. Законодательство о выборах и законодательство о СМИ и свободе

информации

В ходе выборов в Государственную Думу в 1999 г. высветилась одна из

существенных особенностей Федерального закона "О выборах депутатов

Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", а именно:

он оказался недостаточно согласован с законодательными актами,

регулирующими свободу слова и свободу массовой информации. Как известно, в

период проведения выборов в Государственную Думу деятельность средств

массовой информации осуществляется в общем режиме, установленном

Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О

средствах массовой информации", а также некоторыми иными законодательными

актами о средствах массовой информации с учетом ряда специальных требований

и ограничений, предусмотренных в Федеральном законе "О выборах депутатов

Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и в

Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на

участие в референдуме граждан Российской Федерации". Однако последние

законы содержат весьма противоречивое регулирование участия средств

массовой информации в избирательных кампаниях. Этими нормами должны

руководствоваться как руководители средств массовой информации, так и

журналисты, участвующие в освещении избирательной кампании. Соответствующие

правила обязательны и для непосредственных субъектов избирательного

процесса (кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков),

являющихся в избирательной кампании партнерами СМИ. В итоге в период

выборов обостряются вопросы о пределах регулирования деятельности СМИ в

период избирательной кампании.

В тех случаях, когда избирательные комиссии, осуществляя контроль за

предвыборной агитацией, исходили из приоритета норм избирательного

законодательства над положениями законодательства о СМИ, это вызывало

естественное сопротивление СМИ и приводило к определенной дестабилизации

избирательного процесса. Зачастую ограничительное регулирование

предвыборной агитации средствами избирательного законодательства, имея в

виду достижение одних целей, на деле приводило к достижению результатов,

которые весьма сложно объяснить с точки зрения логики Конституции, да и

общепринятых норм проведения выборов в демократическом обществе. Так,

согласно Федеральному закону "О выборах депутатов Государственной Думы

Федерального Собрания Российской Федерации" (пункт 4 статьи 56), кандидат,

зарегистрированный по одномандатному избирательному округу, не вправе

воспользоваться бесплатным эфирным временем на каналах организаций

телерадиовещания, подпадающих под действие пункта 2 статьи 55 Федерального

закона (т.е. общероссийских государственных организаций телерадиовещания).

Указанная норма была введена в закон с учетом опыта парламентских выборов в

1995 г. для того, чтобы руководители так называемых "карликовых"

избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов по федеральному

избирательному округу, не могли использовать бесплатное эфирное время,

предназначенное для избирательного объединения в целом, для поддержки

избирательной кампании лидера партии, зарегистрированного по одномандатному

избирательному округу. На практике же получилось, что многим известным

политикам, лидерам политических партий и движений создавались препятствия

для выступлений с изложением позиции партии, движения на каналах

общероссийских государственных телерадиокомпаний в счет бесплатного

эфирного времени.

Перед законодателем стоит задача согласовать избирательное

законодательство с законодательством о СМИ, обеспечив последовательное

соблюдение всех прав и свобод граждан в период избирательных кампаний.

Ограничения, налагаемые в соответствии с законом о выборах на ведение

агитации через СМИ зарегистрированными кандидатами, избирательными

объединениями, избирательными блоками, зарегистрировавшими федеральные

списки кандидатов, не могут затрагивать свободы выражения мнений по

политическим вопросам в СМИ для граждан, общественных объединений. Жесткое

запретительное регулирование в данном направлении способно создать

существенные препятствия для осуществления свободы слова, свободы массовой

информации, закрепленных в Конституции Российской Федерации.

3.4. Законодательство о государственной службе

В отношении использования "административного ресурса" избирательным

законодательством установлены определенные запреты. В частности:

- зарегистрированным кандидатам, замещающих согласно Федеральному

закону "Об основах государственной службы Российской Федерации"

государственные должности категории "А", запрещается использовать

преимущества своего должностного положения;

- зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной и

муниципальной службе, должны быть освобождены на время участия в выборах от

выполнения служебных обязанностей и также не вправе использовать

соответствующие преимущества;

- зарегистрированный кандидат, замещающий государственную должность

категории "А" или выборную муниципальную должность, вправе вести

предвыборную агитацию только в свободное от исполнения должностных

обязанностей время.

Вместе с тем законодательством о государственной службе недостаточно

регулируется ряд весьма значимых для избирательного процесса правовых

понятий. К их числу можно отнести, например, такие как "рабочее время" и

"время отдыха", "иная служебная зависимость" (например, по отношению к

должностям категории "А"). Без нормативного уточнения этих понятий

невозможно реально ограничить использование баллотирующимися чиновниками

любых рангов своих полномочий и возможностей. В результате нарушается

принцип равенства кандидатов, являющийся базовым для всей системы

избирательных правоотношений в цивилизованном обществе.

Особое качество приобретает "административный ресурс" в случаях

активного участия ведущих представителей как исполнительной, так и

законодательной власти федерального и регионального уровня в создании и

поддержке деятельности общественно-политических организаций, выступающих в

роли избирательных объединений и блоков. В то же время согласно статье 11

Федерального закона "Об основах государственной службы Российской

Федерации" государственным служащим запрещено использовать служебное

положение в интересах общественных объединений, а также использовать в

неслужебных целях средства материально-технического, финансового и

информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную

информацию.

Таким образом, для предотвращения вышеуказанных злоупотреблений

служебным положением в период избирательной кампании требуется, с одной

стороны, конкретизация положений законодательства о государственной службе,

ограничивающих подобные нарушения, а с другой более последовательное

соблюдение запретов и ограничений, имеющихся в действующем избирательном

законодательстве. Вместе с тем следует также признать, что решение ряда

вопросов связано не только с законодательным регулированием, но и с

упрочением этических начал государственной службы.

3.5. Законодательство о благотворительной деятельности, гражданское

законодательство

Статус благотворительных организаций и порядок их деятельности

определяются Федеральным законом "О благотворительной деятельности и

благотворительных организациях". Согласно статье 6 этого Федерального

закона благотворительной организацией является неправительственная

(негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная

для реализации предусмотренных этим Федеральным законом целей путем

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.