Избирательная система в РФ
Избирательная система в РФ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кемеровский государственный университет
Кафедра конституционного и административного права
ТОКАРЕВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ
«ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Содержание
| |Введение |3. |
|1. |Выборы в системе государственной власти |4. |
|1.1.|Демократия и выборы. |4. |
|1.2.|Выборы как политическая ценность и правовой институт |5. |
|1.3.|Принципы организации и проведения выборов. |7. |
|2. |Понятие и виды избирательных систем |14. |
|2.1.|Понятие избирательной системы. |14. |
|2.2.|Мажоритарная система. |14. |
|2.3.|Пропорциональная система. |16. |
|2.4.|Полупропорциональные системы |21. |
|2.5.|Система единственного передаваемого голоса. |22. |
|2.6.|Смешанные системы. |23. |
|3. |Избирательное законодательство в системе конституционного права |25. |
|4. |Источники избирательного права Российской Федерации |37. |
|5. |История развития избирательной системы России |43. |
|6. |Развитие российского избирательного законодательства (1993 - 1999|60. |
| |гг.) | |
|7. |Федеральная избирательная система |66. |
|7.1.|Выборы депутатов Государственной Думы |68. |
|7.2.|Порядок формирования Совета Федерации |69. |
|7.3.|Проблемы выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов |70. |
| |на выборах в Государственную Думу | |
|7.4.|Роль избирательных комиссий в организации и проведении выборов |75. |
|7.5.|Финансирование избирательных кампаний |77. |
|8. |Соотношение федерального избирательного законодательства и |82. |
| |избирательного законодательства субъектов Российской Федерации | |
|9. |Региональные выборы |85. |
|10. |Предложения по развитию избирательной системы России |89. |
| |Список литературы |101.|
Введение
В условиях становления и развития в России демократического правового
государства народовластие, которое в советский период было одним из
формальных институтов государства, ныне превратилось в реальную
конституционную основу всей российской государственности, механизм ее
реформирования и дальнейшего развития. От решения избирателей, определяющих
путем выборов конкретный состав представительных органов государственной
власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и
связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов федерального,
регионального и местных уровней, в значительной степени зависит общее
направление движения страны на обозримый период.
Недостаточно объявить Россию демократическим государством, включив в
Конституцию страны соответствующее положение. Главное - добиться, чтобы
этот постулат прочно укоренился в сознании миллионов граждан, сделать
демократию потребностью широких масс населения. Важнейшую роль в этом
процессе играют выборы и референдум.
В истории достижений человеческой цивилизации выборы и избирательные
процедуры занимают свое особое место. Право граждан участвовать в
формировании властных институтов является общепризнанным элементом
современного общества и государства. Каждая страна в своем стремлении к
политической демократии открыла новые возможности и условия превращения
граждан в полноправных субъектов мира политики и управления.
Сегодня как никогда ощущается потребность в конструктивных идеях в
различных областях общественной и государственной деятельности. В нашей
стране уже сложилась практика правового решения таких сложных проблем, как
открытое избрание представительных и исполнительных органов государственной
власти и местного самоуправления.
Выборы - весьма эффективная форма не только идеологического, но и
политического воспитания граждан, прежде всего молодежи. Именно выборы
способствуют формированию активной жизненной позиции, о необходимости
которой так много впустую говорили в предшествующий период истории страны.
Выборы - это способ воспитания стремления к свободе, сопряженной с
ответственностью сделанного выбора по отношению не только к самому себе, но
и к десяткам, сотням тысяч своих сограждан.
И, наконец, выборы - это мощный инструмент воздействия на политическую
власть, которая, стремясь сохранить свои позиции в публичных органах,
выполняет волю избирателей, отраженную не только в предвыборных программах
и наказах, но и в повседневной общественной жизни.
1. Выборы в системе государственной власти
1.1.Демократия и выборы.
Система организации выборов (избирательная система) и избирательное
право являются необходимыми элементами осуществления народовластия -
исходного принципа российской государственности. Конституция Российской
Федерации содержит основополагающие положения, относящиеся к организации и
проведению выборов и имеющие высшую юридическую силу, прямое действие и
применение на всей территории страны.
В Конституции обозначена конституционно-правовая формула
взаимоотношений между демократией как политической формой организации
государственной власти и выборами как институтом, обеспечивающим одно из
направлений непосредственного участия граждан в управлении делами
государства: это положения, отнесенные к основам конституционного строя и
касающиеся политических прав и свобод граждан, государственной
правосубъектности общества, согласно которым единственным источником власти
в Российской Федерации является многонациональный народ, осуществляющий
свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и
органы местного самоуправления. Фундаментальной является конституционная
характеристика институтов референдума и выборов как высшего и
непосредственного выражения власти народа.
К конституционным основаниям становления и развития политической
демократии и обеспечивающего ее избирательного права и законодательства
относятся также верховенство Конституции и федеральных законов, наличие
конституции (устава) и законодательства у каждого субъекта Российской
Федерации, единство системы государственной власти, разграничение предметов
ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и
органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Особо важны для понимания природы конституционной демократии и
правового регулирования избирательного процесса положения статьи 32
Конституции Российской Федерации, устанавливающие политическое субъективное
право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы
государственной власти и местного самоуправления, а также участвовать в
референдуме. Для сохранения и развития институтов политической демократии
существенное значение имеет конституционная норма, запрещающая издавать
законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина,
которые могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в
какой это необходимо для защиты конституционного строя. Классическое
определение демократической государственности признает в качестве ее
атрибутивного признака наличие государственных органов, избираемых
гражданами на определенный срок1. Решение всего комплекса вопросов
воспроизводства и ротации выборных институтов власти через избирательный
процесс связано с соблюдением ряда основных политико-правовых принципов2.
И хотя указанные признаки парламентарной демократии относятся к опыту
функционирования и развития институтов классической модели организации
публичной власти, в своих исходных определениях они имеют общее значение и
смысл, поскольку основу любой демократической политической системы
составляет единство принципов представительности общественных интересов и
выборности их полномочных представителей.
В них обнаруживает себя действительная природа взаимоотношений между
обществом и государством, гражданином и властью как двумя конститутивными
элементами любой политической системы. Выборы и демократия - хотя и
взаимозависимые, но не совпадающие категории. Историческая практика знает
множество примеров использования выборов в ситуациях, не предполагающих
ротацию и передачу власти по итогам голосования. Демократические,
свободные, открытые и конкурентные выборы - итог длительной эволюции
социальных, политических и правовых институтов. В современных условиях
перехода к системе политической демократии, для которой волеизъявление
граждан на выборах является исходным условием легитимности власти,
непрерывности, сменяемости и преемственности в деятельности выборных
государственных институтов, сама возможность перехода находится в прямой
зависимости от последовательного освоения и безусловного соблюдения
политических и правовых принципов организации и проведения выборов,
культивирования навыков демократического участия граждан в избирательном
процессе и понимания ими социального значения периодически проводимых
избирательных кампаний.
Традиционный взгляд на выборы как формальную процедуру формирования
органов публичной власти является ограниченным и неполным в ситуации, когда
выборы превращаются в институт народовластия, способ реализации
политической правосубъектности граждан, конституционную основу
государственного строя. В этом контексте реальное содержание и
разнообразные функции выборов могут быть предметно раскрыты и определены в
системе таких взаимосвязанных категорий, как избирательное право,
избирательная система и избирательный процесс. Их изучение и составляет
предмет данного курса.
1.2. Выборы как политическая ценность и правовой институт.
Становление институтов выборной демократии в нашей стране проходило по
сценарию развития любого исторического процесса, а именно в условиях
параллельного поиска новой структуры организации власти и оформления
институтов политического участия граждан в ее осуществлении на федеральном
и региональном уровнях.
Особенность современного этапа заключена в его переходности, когда
старые институты сохраняют свое влияние на выработку и принятие
стратегических решений, а новые еще не обладают необходимыми качествами для
адекватного воздействия на политику будущего развития и ее регулирование.
Это означает, что в системе и процессах функционирования власти
одновременно присутствуют носители противоположных общественных тенденций -
модернизации и реставрации, и олицетворяющие их технологии социального
управления - авторитарная (олигархическая) и демократическая (гражданская),
что проявляется в перманентных институциональных кризисах и конфликтах.
Разрешение последних возможно лишь при условии достижения компромисса между
ведущими социально-политическими силами и группами, что предполагает, в
свою очередь, наличие механизма согласования интересов и позиций.1
Реальная возможность блокирования негативных тенденций в социально-
экономической и социально-политической сферах общественной жизни заложена в
идеологии и практике выборной и представительной демократии. Российский
исторический опыт показал, что характерная черта взаимоотношений между
обществом и государством состоит в их взаимном недоверии друг к другу. В
новых условиях этим основным действующим лицам отечественной политической
сцены необходимо найти публично-правовой язык урегулирования встречных
требований и претензий, поскольку в ходе исторического развития им и
фактически, и юридически было свойственно желание превратить другую сторону
прежде всего в объект решения собственных проблем, что и привело к полной
деградации государственно-общественных институтов, норм и ценностей.
Подобная утилитарная, а по существу антисоциальная и антиправовая, позиция
как самого общества, так и отчужденного от него государства обернулась
циклическим процессом общественных кризисов, революций и административно-
бюрократических реформ, а в конечном итоге – разрушением общего
культурного, правового и политического пространства.
Преодолеть взаимное недоверие и отчуждение представляется возможным
посредством образования публично-правовой структуры взаимодействия общества
и государства, которая стала бы предпосылкой и условием их совместной
деятельности и существования. Такой структурой являются институты
непосредственной и представительной демократии, благодаря которым власть и
граждане, сохраняя условия собственной автономии, воспроизводства и
регулирования, сосуществуют в режиме постоянного диалога и взаимоконтроля.
Ресурсы их интеграции заключены в модели конституционно-демократической
государственности, в рамках которой присутствует реальная возможность
включения граждан в процессы выработки и принятия решений по ключевым
вопросам общественного развития и ориентации деятельности государственных
институтов и учреждений на практическое осуществление этих, а не других
решений.
Однако отношения между обществом и государством, властью и гражданином
в условиях демократической формы их организации не являются идеальными.
Политический гражданский контроль за деятельностью государственных
институтов тоже обладает целым рядом конфликтогенных качеств. Демократия
порождает свои тупиковые линии поляризации общественных групп и интересов.
Дилеммы, которые несут в себе негативные тенденции развития, провоцируют
кризисы и даже электоральные катастрофы. Такие иррациональные формы
демократии, как маргинальная демократия, несут в себе столь же
разрушительный потенциал, как тоталитарное или бюрократическое государство.
Отсюда настоятельная потребность всесторонне осмыслить это общественно-
историческое явление, понять его политическую природу, раскрыть юридическое
содержание и гарантировать наименьшие социальные издержки в ситуации
перехода к системе ответственного участия граждан и их выборных
представителей в структурах и процессах власти.
Выборы - важнейший институт организации и функционирования публичной
власти в современных политических обществах. Они составляют новую
проблемную область и сферу профессиональной деятельности. В современной
науке феномен власти вообще и выборной власти в частности осмысляется
представителями самых различных профессий, и прежде всего юристами,
историками, политологами и политиками. Сегодня, как и вчера, политики не
только выстраивают конкретные схемы общественного устройства, но и
реализуют абстрактные виды стратегии и тактики изменения существующих
институтов государственной власти и управления; юристы не ограничиваются
вопросами формулирования норм позитивного права и законодательства,
регламентирующего власть в ее необходимых проявлениях, а активно включаются
в обоснование политической практики превращения желаемого образа
государства и права в реальность.1
Современное понятие выборной демократии и избирательного
законодательства как системы государственно-правовых институтов, основанных
на политическом волеизъявлении граждан и регулирующих их участие в
избирательном процессе, отличается от представлений, выработанных в
прошлом. Новое избирательное право составляет значительную по своему объему
и воздействию область юридических действий, правил и процедур,
обеспечивающих политическую ротацию и передачу власти по итогам регулярно
проводимых выборов.
1.3. Принципы организации и проведения выборов.
Регламентация принципов организации и проведения выборов в органы
государственной власти составляет важнейшую часть предмета правового
регулирования в области общественных избирательных отношений. Избирательное
право представляет собой совокупность институтов, нормы которых регулируют
содержание субъективного избирательного права граждан, а также формально-
юридические гарантии, условия и порядок осуществления данного права.
Поэтому вопрос о принципах избирательного права не может быть ограничен
рамками субъективной формы участия граждан в избирательном процессе,
представленной в категориях всеобщего равного и прямого избирательного
права. В полном объеме своего содержания и юридического выражения сюда
органично входят фундаментальные начала избирательного процесса, отражающие
демократическую природу выборов как политического института народовластия и
обеспечивающие свободное и открытое участие граждан в процессах и
структурах государственной власти.
Анализ действующего федерального и регионального законодательства,
касающегося вопросов организации и функционирования выборных институтов
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
|