Основные экологические проблемы городов мира
кислорода. Атомарный кислород с молекулярным кислородом дают озон.
Казалось бы, последний, окисляя оксид азота, должен снова превращаться в
молекулярный кислород, а оксид азота - в диоксид. Но этого не
происходит. Оксид азота вступает в реакции с олефинами выхлопных газов,
которые при этом расщепляются по двойной связи и образуют осколки молекул
и избыток озона. В результате продолжающейся диссоциации новые массы
диоксида азота расщепляются и дают дополнительные количества озона.
Возникает циклическая реакция, в итоге которой в атмосфере постепенно
накапливается озон. Этот процесс в ночное время прекращается. В свою
очередь озон вступает в реакцию с олефинами. В атмосфере концентрируются
различные перекиси, которые в сумме и образуют характерные для
фотохимического тумана оксиданты. Последние являются источником так
называемых свободных радикалов, отличающихся особой реакционной
способностью. Такие смоги - нередкое явление над Лондоном, Парижем, Лос-
Анджелесом, Нью-Йорком и другими городами Европы и Америки. По своему
физиологическому воздействию на организм человека они крайне опасны для
дыхательной и кровеносной системы и часто бывают причиной преждевременной
смерти городских жителей с ослабленным здоровьем.
Характеризуя загрязнение воздушного бассейна города, необходимо
упомянуть о том, что оно подвержено заметным колебаниям, вызываемым как
погодными условиями, так и режимом работы предприятия и автотранспорта.
Как правило, загазованность атмосферы днем больше, чем ночью, зимой
больше, чем летом, но и здесь встречаются исключения, связанные, например,
с фотохимическим смогом в летнее время или образованием над городом
застойных масс загрязненного воздуха в ночное время. Для городов,
расположенных в различных климатических зонах и находящихся в специфических
ландшафтных условиях, характерны различные типы критических ситуаций, во
время которых загазованность атмосферы может достигать критических
значений, но во всех случаях они связываются с продолжительной безветренной
погодой.
Загрязнение атмосферного воздуха является самой серьезной
экологической проблемой современного города, оно наносит значительный ущерб
здоровью горожан, материально-техническим объектам, расположенным в городе
(зданиям, объектам, сооружениям, промышленному и транспортному
оборудованию, коммуникациям, промышленной продукции, сырью и
полуфабрикатам) и зеленым насаждениям.
Многие техногенные вещества, попадающие в воздушную среду городов,
являются опасными загрязнителями. Они наносят ущерб здоровью людей, живой
природе, материальным ценностям. Некоторые из них в силу длительного
существования в атмосфере переносятся на большие расстояния, из-за чего
проблема загрязнения превращается из локальной в международную. В основном
это касается загрязнений окислами серы и азота. Быстрое накопление этих
загрязнителей в атмосфере Северного полушария (годовой прирост 5%) породило
такое явление, как кислые и подкисленные осадки. Они подавляют
биологическую продуктивность почв и водоемов, особенно тех из них, которые
обладают собственной высокой кислотностью. Разберем для примера лишь
воздействие загрязнения воздушного бассейна на материально-технические
объекты только одним компонентом – сернистым газом, выбрасываемым в
атмосферу городов при сжигании топлива.
Как показывают многочисленные исследования, повышенная концентрация
сернистого газа в воздухе резко увеличивает коррозию металлов. Так, по
данным шведских исследователей, особенно интенсивной является коррозия
углеродистой стали в городах со значительным увлажнением воздуха и в
особенности прилегающих к морским побережьям. Так, в Стокгольме наблюдается
увеличение скорости коррозии в сравнении с Кируной, находящейся в
субарктической зоне, более чем в 15 раз. Хромированные покрытия в тех же
условиях разрушаются в 2-3 раза быстрее.
Легко заметить, что с удорожанием стоимости промышленного оборудования
и промышленной продукции ущерб, наносимый загрязнением воздушного бассейна,
будет неуклонно возрастать. Более того, оказывается, что уже сейчас целый
ряд наиболее передовых отраслей промышленности, таких как электроника,
точное машиностроение и приборостроение, испытывают серьезные затруднения в
своем развитии на территории городов. Предприятиям этих отраслей приходится
затрачивать немалые средства на очистку воздуха, поступающего в цеха, и,
несмотря на это, на производствах, расположенных в крупных городах,
нарушения технологии, вызванные загрязнением воздушного бассейна, учащаются
с каждым годом. Но даже если в цехах при производстве высокоточной и
высококондиционной продукции можно создать условия, близкие к идеальным,
то, выходя за пределы цеха, она начинает подвергаться разрушающему
воздействию загрязняющих веществ и может быстро терять свое качество.
Таким образом, загрязнение воздушного бассейна становится реальным
тормозом научно-технического прогресса в городах, действие которого будет
постоянно усиливаться по мере повышения требований к чистоте технологий,
росту точности промышленного оборудования и распространению
микроминиатюризации.
Подобный же рост ущерба наблюдается при ускоренном разрушении фасадов
зданий в загрязненной атмосфере городов.
Шумовое загрязнение городов
Наряду с загрязнением воздушного бассейна на здоровье человека
отрицательно сказываются многие другие факторы окружающей среды городов.
Шумовое загрязнение в городах практически всегда имеет локальный
характер и преимущественно вызывается средствами транспорта – городского,
железнодорожного и авиационного. Уже сейчас на главных магистралях крупных
городов уровни шумов превышают 90 дБ и имеют тенденцию к усилению ежегодно
на 0,5 дБ, что является наибольшей опасностью для окружающей среды в
районах оживленных транспортных магистралей. Как показывают исследования
медиков, повышенные уровни шумов способствуют развитию нервно-психических
заболеваний и гипертонической болезни. Борьба с шумом, в центральных
районах городов затрудняется плотностью сложившейся застройки, из-за
которой невозможно строительство шумозащитных экранов, расширение
магистралей и высадка деревьев, снижающих на дорогах уровни шумов. Таким
образом, наиболее перспективными решениями этой проблемы являются снижение
собственных шумов транспортных средств (особенно трамвая) и применение в
зданиях, выходящих на наиболее оживленные магистрали, новых шумопоглощающих
материалов, вертикального озеленения домов и тройного остекления окон (с
одновременным применением принудительной вентиляции).
Особую проблему составляет увеличение уровня вибрации в городских
районах, главным источником чего является транспорт. Данная проблема мало
исследована, однако несомненно, что ее значение будет возрастать. Вибрация
способствует более быстрому износу и разрушению зданий и сооружений, но
самое существенное, что она может отрицательно влиять на наиболее точные
технологические процессы. Особенно важно подчеркнуть, что наибольший вред
вибрация приносит передовым отраслям промышленности и соответственно ее
рост может оказывать ограничивающее влияние на возможности научно-
технического прогресса в городах.
Загрязнение водного бассейна
Загрязнение водного бассейна в городах следует рассматривать в двух
аспектах – загрязнение воды в зоне водопотребления и загрязнение водного
бассейна в черте города за счет его стоков.
Загрязнение воды в зоне водопотребления является серьезным фактором,
ухудшающим экологическое состояние городов. Оно производится как за счет
сброса части неочищенных стоков городов и предприятий, расположенных выше
зоны водозабора данного города и загрязнения воды речным транспортом, так и
за счет попадания в водоемы части удобрений и ядохимикатов, вносимых на
поля. Причем, если с первыми видами загрязнения можно путем строительства
очистных сооружений бороться эффективно, то предотвратить загрязнение
водного бассейна, производимое сельскохозяйственными мероприятиями, очень
сложно. В зонах повышенного увлажнения около 20% удобрений и ядохимикатов,
вносимых в почву, попадает в водотоки. Это, в свою очередь, может приводить
к эвтрофикации водоемов, которая еще больше ухудшает качество воды.
Важно заметить, что водоочистные сооружения водопроводов не в
состоянии очистить питьевую воду от растворов указанных веществ, поэтому
питьевая вода может содержать их в себе в повышенных концентрациях и
отрицательно повлиять на здоровье человека. Рост химизации сельского
хозяйства неизбежно будет приводить к увеличению количества удобрений и
ядохимикатов, вносимых в почву, и соответственно с этим их концентрация в
воде будет увеличиваться.
Борьба с таким видом загрязнений требует использования удобрений и
ядохимикатов в зонах водосбора исключительно в гранулированной форме,
разработки и внедрения быстроразлагающихся ядохимикатов, а также
биологических методов защиты растений.
Города также являются мощными источниками загрязнения водного
бассейна. В крупных городах в расчете на одного жителя (с учетом
загрязненных поверхностных стоков) ежесуточно сбрасывается в водоемы около
1 м3 загрязненных стоков. Поэтому города нуждаются в мощных очистных
сооружениях.
Еще в Древнем Риме строили акведуки для снабжения свежей водой и
“Cloaca maxima” - канализационную сеть, бассейна отстойника и тем самым
предотвращение засорения канализации и образования продуктов гниения
(“дортмундские колодцы” и “ эмские колодцы”).
Другим методом обезвреживания сточных вод была их очистка с помощью
полей орошения, т. е. спуск сточных вод на специально подготовленные поля.
При Однако лишь в середине прошлого столетия начались разработка методов
очистки сточных вод и систематическое строительство канализационных сетей в
городах.
Сначала были созданы установки механической очистки. Сущность этой
очистки заключалась в осаждении находящихся в сточных водах твердых частиц
на дно, при просачивании через песчаный грунт сточные воды
отфильтровывались и осветлялись. И только после открытия в 1914 г.
Биологического (живого) ила
появилась возможность разработки современных технологий очистки сточных
вод, включающих в себя возврат (рецикл) биологического ила в новую порцию
сточных вод и одновременную аэрацию суспензии. Все методы очистки сточных
вод, разработанные в последующие годы и до настоящего времени, не содержат
никаких существенно новых решений, а лишь оптимизируют разработанный ранее
метод, ограничиваясь различными комбинациями известных стадий
технологического процесса. Исключение составляют физико-химические методы
очистки, в которых используются физические методы и химические реакции,
специально подобранные для удаления веществ, содержащихся в сточных водах
(табл. 2).
Сточные воды предприятий (например, нефтеперерабатывающих) вначале
подвергаются физико-химической очистке, а затем биологической. Содержание
вредных веществ в сточных водах, поступающих на биологическую очистку не
должно превышать определенных значений (табл. 3).
Таблица 2. Физико-химическая очистка сточных вод
|1 |Нейтрализация |
|2 |Флокуляция (объединение коллоидных частиц в рыхлые хлопьевидные |
| |агрегаты) и осаждение |
|3 |Умягчение сточных вод |
|4 |Очистка скребками и перегонка |
|5 |Адсорбция, ионный обмен, экстракция |
|6 |Обратный осмос и ультрафильтрация |
|7 |Удаление аммиака |
| |биологические методы (нитрификация) |
| |физико-химические методы (очистка, ионный обмен, обратный осмос, |
| |отгонка с паром) |
|8 |Окислительная очистка сточных вод |
| |сжигание |
| |влажное окисление |
| |H2O2 / Fe2+ (реагент Фентона) |
| |O3 (озонирование) |
Таблица 3. Предельные значения концентрации загрязняющих веществ в
сточных водах нефтеперегонных заводов, направляемых на биологическую
очистку
|Вещества и параметры |Предельные значения |
|Масла и жиры |( 75 мг / л |
|Сульфиды |( 200 мг / л |
|Осаждаемые вещества |( 125 мг / л |
|Тяжелые металлы (например, Ni, |Менее предела токсичности для |
|Cr) |организмов |
|PH |5 -9 |
|Температура |( 36 оС |
Таблица 4. Усредненные характеристики просачивающихся вод из хранилищ
(свалок) городского бытового мусора (через 6-8 лет после закладки на
хранение)
|Значение pH |6,5 - 9,0 |
|Сухой остаток |20000 мл / л |
|Нерастворимые вещества |2000 мг / л |
|Электрическая проводимость (20 оС) |20000 мкСм / см|
|Неорганические компоненты | |
|Соединения щелочных и щелочноземельных металлов (в |8000 мг / л |
|расчете на металл) | |
|Соединения тяжелых металлов (в расчете на металл) |10 мг / л |
|Соединения железа (общее Fe) |1000 мг / л |
|NH4 |1000 мг / л |
|SO2- |1500 мг / л |
|HCO3 |10000 мг / л |
|Органические компоненты | |
|БПК (биохимическое потребление кислорода за 5 |4000 мг / л |
|суток) | |
|ХПК (химическое потребление кислорода) |6000 мг / л |
|Фенол |50 мг / л |
|Детергент |50 мг / л |
|Вещества, экстрагируемые метиленхлоридом |600 мг / л |
|Органические кислоты отгоняемые водяным паром (в |1000 мг / л |
|расчете на уксусную кислоту) | |
Но эксплуатация многих станций на основе ила связано со значительными
трудностями. Так, при работе станции биологической очистки сточных вод
городов образуется около 1,5-2 т отработанного ила в год в расчете на
одного жителя. Использование этого ила в качестве удобрения для столовых
сельскохозяйственных культур недопустимо, так как он содержит в себе
большое количество токсических веществ, не подлежащих разложению. В
настоящее время такой ил складируется на суше, занимая значительные
территории, и вызывает загрязнение почвенных вод. Причем из ила, прежде
всего, вымываются наиболее токсические элементы, содержащие соединения
тяжелых металлов, представляющие особую опасность для биосферы. Тяжелые
металлы поглощаются фитопланктоном, а затем передаются по пищевой цепи
более высокоорганизованным организмам. Из металлов наиболее токсичными
являются ртуть, медь, цинк, а также кадмий.
Наиболее перспективным решением этой проблемы является внедрение в
практику технологических систем, предусматривающих получение из ила газа с
последующим сжиганием остатков иловой массы.
Особую проблему представляет проникновение загрязненных поверхностных
стоков в подпочвенные воды. Поверхностные стоки городов всегда имеют
повышенную кислотность. Если под городом располагаются меловые отложения и
известняки, проникновение в них закисленных вод неизбежно приводит к
возникновению антропогенного карста. Пустоты, образующиеся в результате
антропогенного карста непосредственно под городом, могут представлять
серьезную угрозу для зданий и сооружений, поэтому в городах, в которых
существует реальный риск его возникновения, необходима специальная
геологическая служба по прогнозу и предотвращению его последствий.
Микроклиматические характеристики городов
Хозяйственная деятельность, планировка жилых кварталов, ограниченное
количество зеленых насаждений приводят к тому, что в городах, особенно
крупных, складывается свой микроклимат, который в целом ухудшает его
экологические характеристики.
В безветренные дни над крупными городами на высоте 100-150 м может
образовываться слой температурной инверсии, который задерживает
загрязненные массы воздуха над территорией города. Это наряду со
значительными тепловыми выбросами и интенсивным нагревом каменных,
кирпичных и железобетонных сооружений приводит к нагреву центральных
районов города. В зимние безветренные дни перепад температур воздуха между
центром и окраинами Петербурга может достигать 10° С.
Значительная загазованность воздушного бассейна, в свою очередь,
Страницы: 1, 2, 3
|