рефераты бесплатно

МЕНЮ


Обычаи и традиции Шотландии

поэтому всем им приписывались какие-то магические свойства.

Именно в ночь накануне дня св.Иоанна старались собрать на зиму различ-

ные травы для медицинских целей,так как считали,что целебные свойства та-

ких трав в это время намного эффективнее.Особенно много собирали цветов

зверобоя.Издавна корни,сок,цветы этого растения применяли в народной ме-

дицине для лечения ран и как успокаивающее средство,но цветок,кроме того,

по поверьям , обладал и значительной магической силой. Зверобой был

настолько тесно связан с днём св.Иоанна,что в английском языке он известен

под названием “растение св.Иоанна” ( St. John’s wort) .Его пучки подвеши-

вали над окнами и дверьми домов - как защиту от нечистой силы,цветы его с

этой же целью прикалывали к одежде.

По представлениям кельтов , таинственное магическое значение в этот

период полного расцвета всей природы имел и папоротник (fern): в полночь

он будто бы расцветал на короткое мгновение.Смельчаки отправлялись в

полночь в лес, чтобы увидеть цветок папоротника и собрать его семена.

Такие походы считались очень опасными,так как это растение зорко охраняли

феи и разная нечистая сила.Тот,кому всё же удавалось заполучить семена,мог

якобы стать невидимым и наблюдать танцы и игры фей в эту волшебную

ночь.Шотландцы к тому же считали семена папоротника самыми

действенными против нечистой силы.От нечистой же силы помогали собранные в

эту ночь ягоды бузины и прибитые над дверьми и над воротами веточки берёзы.

Берёза играла существенную роль в обрядах дня летнего солнцестояния у всех

кельтских народов.

В обычаи дня летнего солнцестояния много вплетено семейно - брачных

мотивов.В ночь на 24 июня много гадали . Гадали и девушки и парни, часто

используя для этой цели различные цветы и растения (чаще всего зверобой) ,

иногда и какие-нибудь

предметы . В Шотландии в эту ночь возлюбленные давали друг другу клятву

верности , нарушение которой считалось преступле-

нием . Клятву такую произносили либо возле камня- мегалита , либо возле

почитаемого источника и скрепляли её рукопожатием.

Большинство таких обычаев дня летнего солнцестояния уже утрачено,но и

в наши дни во многих местах Британских островов июнь считается наиболее

подходящим месяцем для заключения браков.

Описанные мною выше обычаи в связи с праздником св.Иоанна ,или как

его в Шотландии называют св.Джона, наиболее характерны были для облас-

тей,где преобладало земледельческое хозяйство , то есть больше всего на тер-

12

ритории Lowlands.В тех же областях,где преобладало скотоводство (особенно

овцеводство) , день летнего солнцестояния имел в народном календаре мень-

шее значение и с ним было связано меньше старых обычаев.

В Шотландии у овцеводов Highlands в июне справлялся обычно свой

праздник, которым отмечалось окончание мытья,стрижки и клеймения овец. Этот

праздник приурочивался ко дню св.Колумба ( 16 июня).Поэтому у боль-шинства

шотландских горцев св.Колумб считался покровителем и охраните-лем скота. В

его день хозяйки приготовляли особый пирог из ячменной или овсяной муки

и делили его между теми детьми,которые должны были летом

растить и выхаживать ягнят.В этот же день устраивалась и коллективная тра-

пеза.

На некоторых Шетлендских островах бытует обычай в день святого Ко-

лумба всё утреннее молоко от коров доставлять управляющему манора, чтобы

он поровну распределил его между людьми острова - “по обычаю древних

времён”.Днём для тех,кто ухаживал за овцами,стриг и клеймил их,

приготовляли праздничный обед.Раздавали также угощение (обычно сырное

печенье ) молодёжи.Вечером на деревенской площади устраивались игры и

танцы.Highland dancing исполялилсь шотландцами-горцами в своих живо-писных

национальных костюмах по музыку волынок.

С особой радостью шотландцы встречали праздник начала уборки урожая,

который приходился на 1 августа.Как я уже упоминала,год у древних кельтов

делился на две половины ,и каждое полугодие начиналось большим праздни-ком

(Самхейн-1 ноября и Белтан-1 мая).Меньшие праздники открывали и четверти

года - 1 февраля и 1 августа,так что 1 августа по кельтскому кален-дарю ,

приспособленному к нуждам скотоводов,был днём начала нового сезона.

День 1 августа имеет много названий,но наиболее распространённое среди

них Л у г н а с а (Lughnasa),которое переводится как”сборище Луга” или

“свадьба Луга”.Луг- один из богов кельтского пантеона,покровитель земле-

делия и многих ремёсел.Кельты называли его “длиннорукий” и “многоискус-

ный”.Сохранилась древняя легенда о происхождении этого праздника: его будто

бы установил Луг в честь своей приёмной матери богини Таилтине после её

смерти.Образ этой богини связывают с землёй,плодородием,ведь её имя Tailtin

от слова talam -земля.

Праздник Лугнаса был не только скотоводческим,но и земледельческим: он

отмечал переход одного сезона в другой. В древних кельтских источниках

при перечислении всех праздников день Лугнаса толковался как “ время

начала жатвы ” , период , когда “ земля страдает под тяжестью своих

плодов”.

Подобно тому , как христианская церковь приурочила праздник Иоанна

Крестителя ко дню летнего солнцестояния,но название St.John’s Day не

повлияло на языческую основу этого праздника,так и 1 августа , несмотря на

то,что это был день памяти Петра и Маккавея не был подчинён церковному

влиянию. И его языческие ритуалы оставались неизменными на протяжении

многих веков. Главные черты праздника были следующие : торжественное начало

жатвы или другого вида уборочных работ,обрядовое вкушение плодов первого

урожая , в котором должны были принимать участие все члены

общины;собрание и пиршество на вершине высокой горы; жертвоприношения

первых плодов урожая какому-то божеству на вершине горы.

13

1 августа вся семья выходила в поле в праздничных нарядах,и глава семьи с

соответствующими церемониями срезал первые колосья хлеба.

На Гебридских островах жнец поднимал первый сноп над собой итрижды

обводил им вокруг своей головы,а все стоявшие около него члены семьи пели в

это время специальную песню, в которой просили бога благословить новый

урожай и предохранить его от всякого зла. Зерно первого снопа быстро обмо-

лачиали, перемалывали в муку на ручной мельнице,из муки на овечьей шкуре

замешивали тесто и пекли лепешки для каждого члена семьи.

Смысл обычая поедать первые плоды,состоял в том,чтобы заручиться

благосклонностью духа или божества растительности , чтобы получить

возможность без всякого вреда для себя есть плоды нового урожая.Первому

вкушению хлеба из нового урожая придавалось большое значение: участие в

такой трапезе должна была принимать вся семья,и этот ритуал,по поверью,

предотвращал голод, недостаток в пище в течение всего года.

Важное значение имел день 1 августа для скотоводов.В Хайленде женщи-

ны обычно раздавали всем,кто был на летних пастбищах,небольшие сыры из

творога - на счастье .Такие сыры и масло специально приготовлялись для

празднования этого дня. Накануне 1 августа совершались магические дей-ствия

над скотом,чтобы уберечь его от всяких напастей.особенно заботились о

коровах: мазали смолой хвосты и уши , привязывали к хвостам красные и синие

нитки,произносили магические заклинания над выменем. По очень старому

обычаю в этот день старались искупать скот в море или реке.

Самая характерная черта праздника 1 августа у шотландцев - сборища на

вершинах гор всей или даже нескольких сельских общин . Высоко в горах

приносились жертвы,а затем устраивались игры,различные состязания,танцы. В

качестве подношения какому-то божеству с торжественными церемониями

зарывали в землю десятую часть собранного в этот день зерна и часть

приготовленного для общей трапезы кушания. Собранные колосья зарыва- лись

не возле земельных участков с созревшим урожаем,а на вершине горы,

на которую иногда приходилось взбираться несколько часов.Возможно этот

обычай древних кельтов был связан с легендой о том,что приёмная мать

Луга,богиня Таилтине,была погребена на высоком холме и Луг повелел

устраивать на вершине его ежегодный праздник.

Служители церкви старались искоренить обычай собираться на вершинах

гор;преследование лиц,исполнявших этот обычай ,особенно усилилось после

Реформации в Шотландии.Но шотландцы упорно продолжали соблюдать свои старые

обычаи.Когда же за их исполнение церковь стала угрожать суровой карой,люди

начали подниматься в горы тайно,выходя на их склоны якобы для сбора черники

( whortle-berry) , ягоды которой как раз поспевали с этому дню. Так возник

новый обычай -обязательный сбор черники в день Лугнаса , её ягоды стали

рассматриваться как символ плодородия.Как и плоды первого урожая ,в этот

день каждый должен был съесть несколько черничных ягод . Больным и старикам

их приносили домой . По чернике предстказывали буду-щий урожай ;по

поверьям ,приготовленные из неё вино,торт укрепляли любовь.

В день первого августа , как и в другие праздники , в Шотландии было в

обычае зажигать на холмах костры и танцевать вокруг них.Многие кельтские

обычаи,соблюдавшиеся ещё в ХIX в. являются пережитками некогда суще-

14

ствовавших свободных отношений между полами во время описываемого

праздника.

На Оркнейских островах существовал обычай,согласно которому молодые

парни и девушки из простонародья образовывали пары на время,пока дли-лась

ярмарка,и в течение этого времени назывались братьями и сёстрами Lammas

(урожая).Этот обычай продолжал бытовать и позднее.В 1900 г.один местный

краевед сообщал о нём с Оркнейских островов:” Титул брат и сестра Лэммеса

не совсем ещё вышел из употребления,точно так же как и обычай соглашения

двух молодых людей быть возлюбленными во время всей ярмарки Лэммеса”.

Подобные обычаи выполнялись с целью магической помощи плодородию земли

,истощённой созревшим урожаем. Среди шотландцев был также распространён

интересный обычай заключения временных,испытательных

браков. Так , на открываемой в день праздника сбора урожая ярмарке на

рыночной площади заключались временные браки путём простого “скреп-ления

рук” ( hand fasting). Такой брак продолжался 1 год и 1 день. Парни

выстраивались в ряд на одной стороне насыпи,девушки- на другой,и их отцы и

матери ,собравшись посредине ,договаривались о союзах между ними, и брак

скреплялся пожатием рук молодых людей.Если же по истечении указанного

срока молодые люди решали расторгнуть свой брак,то они вновь приходили на

эту же площадь , становились спиной друг к другу (парень лицом к северу,

девушка к югу) и расходились в разные стороны уже разведёнными, свобод-ными

вступать в новые союзы.

В пограничной области между Шотландией и Англией (Border) на подоб-ных

ярмарках настолько часто заключались временные браки,что из окрест-ных

монастырей сюда стали специально направлять монахов,чтобы они да-вали

церковное благословение таким союзам.Иногда и зажиточные шот-ландцы

следовали этому обычаю,чтобы быть уверенными в прочности и счастье

предстоящего союза.

После того как церкви не удалось искоренить древние обычаи кельтов в

день праздника начала жатвы,она попыталась придать им религиозный характер

, набросив свой церковный покров на старые народные обряды: перенесение

праздников на воскресенье, благословение временных браков, освящение первых

плодов и т.д.

Со временем сборища на холмах стали переплетаться с христианскими

обрядами,а восхождение на горы сочеталось с паломничеством к святым местам.

Обычно в наиболее популярных местах сборищ строились часов-

ни,открывались мощи святых,святые источники . Однако неоднократные попытки

перенести место празднования с вершины гор к их подножию успеха не имели.

Следует упомянуть также о таком обычае на юге Шотландии ,как борьба

двух сторон .Обычно сражающимися партиями были пастухи двух приходов. За

несколько дней до праздника на двух холмах , расположенных на расстоя-нии

примерно 2-3 км друг от друга,строили башню из земли и дёрна (высотой 4-3

метра ,диаметром 3 м).День 1 августа пастухи проводили в обороне своей

башни и атаках-вылазках на соседнюю .Все сражающиеся были вооружены

дубинками и между ними разгорались настоящие битвы, очень шумные и

грубые. Цель битвы заключалась в том , чтобы снять с верха башни флаг

противника и поставить на его место свой. После окончания игры парни по-

жимали друг другу руки , целовались и мир полностью восстанавливался.

15

Позднее эти летние обычаи воплотились в Highland Gatherings ( Highland

Games) - традиционных ежегодных фестивалях шотландских игр и музыки

(Scottish Sports and Music), проводимых в центре Хайленда .Самыми извест-

ными Highland Gatherings являются те,что проводятся в г.Брейма (Braemar)

и традиционно посещаются членами королевской семьи.

Август и сентябрь являлись основными месяцами уборки зерновых на

Британских островах.Тяжёлая,многочасовая работа почти не оставляла вре-мени

для отдыха .Всё благополучие семьи во многом зависело от того,

насколько быстро удавалось собрать и заложить в хранилище хлеб до наступ-

ления дождливых осенних дней. Поэтому в эти месяцы особенно следили за

приметами , предсказывающими погоду во время жатвы.Так,считальсь,что сухой

и тёплый август не принесёт вреда урожаю.

У гэлов Шотландии , жителей Хайленда и прилегающих к Шотландии

островов, большим годовым праздником был день св.Михаила - 29 сентября.

Многие приуроченные к этому дню обычаи и обряды очень похожи на те ,что

происходят на праздник Лугнаса,хотя их и разделяют почти 2 месяца.Разница

во времени была вызвана тем , что переселившиеся в Шотландию гэлы из

Ирландии привезли с собой свои праздники и обычаи ,которые здесь получи-ли

новое осмысление и новое приурочивание.В Шотландии начало осени счи-тали с

михайлова дня ( 29 сентября ).Среди шотландцев была распространена

поговорка -”Лето есть до дня св.Михаила”.

Св.Михаил был одним из наиболее популярных святых как у ирландцев,

так и у шотландцев , даже у тех из них,которые принадлежали к протестан-

ской церкви.Шотландцы называли его Michael nam Buuder-Михаил Победо-носец ,

победитель власти темноты . Его наделяли самыми различными функциями-он был

патроном моря и моряков,лодок и лодочников,лошадей и всадников.На иконах

Михаила обычно изображали всадника, сидящего на белом коне, с трезубым

копьём в правой руке и треугольным щитом в левой -изображение, во

многом сходное с изображением популярного в европейских странах

св.Георгия.Скорее всего,образ св.Михаила ,прежде всего покровителя скота ,

вытеснил почитаемого когда-то здесь одного из языческих богов

девних кельтов.И ,хотя день св.Михаила считается христианским праздни-ом,

многие из связанных с ним обрядов -явно языческие по своему происхож-ению и

характеру.Смысл всех связанных с 29 сентября обрядов и церемоний тот же ,

что и в предыдущем празднике : отметить сбор и первую пробу плодов нового

урожая.Красной нитью через все присоединённые к празднику обряды и обычаи

проходят мотивы обеспечения плодородия земли,приплода скота и потомства

людям.На это направлены обряды, совершаемые при подготовке к празднику.

Так,за несколько дней до 29 сентября женщины и девушки отправлялись в

поля для сбора моркови,которая играла существенную роль в ритуалах этого

дня.Морковь или выдергивали руками, или выкапывали лопатой,сделанной в

форме равностороннего треугольника , или небольшой трезубой мотыгой

(несомненные аналогии с постоянными атрибутами св.Михаила-треугольным щитом

и трезубцем ). О том , что этот обычай связан с магией плодородия и даже,

возможно,являлся пережитком фаллического культа, свидетельствуют

заклинания, сопровождавшие сбор моркови.В них женщины просили для себя

хорошего потомства: “Потомства,самого лучшего потомства,потомства моему

чреву”(“Progeny, preeminent over every progeny,progeny on my womb”). Дома

16

женщины мыли собранную морковь и связывали её в небольшие пучки красной

шерстяной нитью в три оборота.

Большое внимание уделяли женщины приготовлению обрядовых блюд к

празднику. Обычно резали ягнёнка - обязательно мужского пола, с белой

шкуркой без единого пятна или повреж-дения.Ещё более важное значение

придавали выпечке особого вида хлебов и лепёшек,так называемых с т р у а н

св.Михаила ( struan Micheil ) . В обрядах , связанных с их приготовлением

, видно , какое большое сакраментальное значение придавали шотландцы

хлебу,особенно испечённому из первых зёрен урожая. Для его приготовления

брали смесь всех хлебных злаков,выращенных на ферме в течение года.Муку

должны были смолоть только на ручной мельнице, а месить тесто на шкуре

ягнёнка.В качестве топлива в очаг клали только священные породы деревьев:

дуб,рябину и пр.Сверху выпеченный хлеб покрывали смесью из взбитых сли-

вок, яиц и масла. Шотландцы в прошлом делали три вида хлебов: общинный

струан ( struan commchaidh ) - его съедали за коллективной трапезой, на

кото-рую собиралась вся община.Выпекали также семейный струан (struan treo)

и небольшие хлебцы -струаны для каждого члена семьи. Их называли малень-

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.