Обычаи и традиции Шотландии
Scotchwoman). Несколько тысяч шотландцев, которые проживают у озёр в
Западном Хайленде (Western Highlands)и Гебридских островах,всё ещё говорят
на Scottish Gaelik ( шотландский гэлльский )- древнем кельтском языке,
который очень похож на ирландский галльский и сроден валлийскому. Фермеры
Хайлендера ,или как их тут называют крофтеры (crofters), ведут тяжелую и
простую жизнь,занимаясь земледелием и скотоводством: выращи-вают овёс и
картофель,разводят овец и коров, рыбачат. Килт для некоторых хайлендеров и
до сих пор является повседневной одеждой. Хайлендеры чувствуют
превосходство по отношению к лоулендерам(lowlanders)- жителям
равнины,большинство из которых являются потомками датчан и англо-саксов.
По своему этническому составу лоулендеры разнообразнее,чем хайлен-
деры. До середины нашего века жители равнин -лоулендеры носили штаны и
даже не клетчатые. Повторюсь , что каждая традиция в своей основе несёт
практический смысл.Хайлендеры носили килт и гетры не просто потому,что им
так хотелось, а очевидно потому , что им так так удобно передвигаться в
гористой местности.мы в связи с этим можно вспомнить кожаные штаны и
гетры тирольцев ,костюм гималайских горцев- подоткнутый халат кончается над
коленями , а икры защищены чем-то вроде гольфов. Очевидно, что так удобнее
ходить по крутым горным тропкам ). У лоулендеров же не было необходимости
передвигаться по горам и поэтому,естественно, и соответ-ствующего для этого
костюма Интересно описывает происхождение тради-ции носить юбку-килт
лоулендерами журналист Л.Мартынов.
“В 1953 году лорд Лаурдейл,глава клана Мэйтлендов,должен был возглавить
торжественную процессию государственного значения ,неся шотландский флаг с
Андреевским крестом,естественно,что и костюм его мог быть только
шотландским.Но у низинного клана Мэйтлендов никаких собственных кле-ток не
существовало.Выход из положения был найден : по счастью Мэйтлен-ды состоят
в родственных отношениях с горскими кланами Каббингэмов и Ганнов.Те
одолжили свои цвета,и из их соединения появился собственный тартан-
клетчатая шерстяная материя Мэйтлендов.Впоследствии лорд Лайон на основании
долгих расчётов определил мэйтлендам тартан и занёс его в официальную
книгу клановых расцветок. Потом создали тартаны и для остальных
лоулендеров”( Мартынов Л.Вокруг света,1979,№5,с.39).
7
Всего сорок с лишним лет прошло с того дня,когда лоулендеры завели у
себя горский костюм , но это уже стало традицией .Традиции возникают по-
разному,но возникнув,имеют тенденцию не умирать. Исток шотландских
традиций - это стремление во что бы то ни стало отстоять свою самобытность.
Тем более,что английские короли долго пытались эту самобытность искоре-
нить, но шотландский упорный и упрямый характер противодействовал “сас-
сэнах”-таким пренебрежительным словом шотландцы называли англичан.
Суровость и упрямство шотландского характера как нельзя ,на мой
взгляд, лучше и наглядней выражается в эмблеме национального флага
Шотландии-чертополохе ( thistle ).
Интересна легенда о происхождении этой национальной эмблемы ( Scottish
Thistle ).
В древние времена викинги (Norsemen) высадились на восточном побережье
Шотландии с намерением захватить и ограбить страну. Скотты собрали все
свои боевые силы и заняли расположение за рекой Тэй ( River Tay)- крупной
рекой в Шотландии, в месте,где имелся удобный брод.Так как они прибыли к
вечеру,то уставшие и измождённые после долгого перехода, разбили лагерь и
расположились на отдых ,считая,что враг не станет наступать до следующего
дня. Однако, викинги были рядом; не обнаружив охраны и часо-вых вокруг
лагеря скоттов, викинги пересекли Тэй, с намерением внезапно захватить
скоттов и зарезать их во сне.С этой целью они разулись,чтобы как можно
меньше производить шума при передвижении к лагерю. Но вдруг один из
викингов наступил на чертополох.От внезапной и острой боли он вскрикнул.
Услышав крик,скотты подняли в лагере тревогу.Викинги вынуждены были
отступить , а чертополох , в знак признательности за своевременную и
нежданную помощь,скотты выбрали в качестве своей национальной эмблемы.
Шотландцы были превосходными и смелыми лучниками.В качестве одной из
военных почётных традиций шотландцев - охрана королевы лучниками,в случае
её приезда .Эта традиция пошла с давних времён , когда шотландские короли
имели право требовать от всех кланов лучников для личной охраны. Сейчас
гвардия лучников-четыреста немолодых землевладельцев, которые в случае
приезда королевы в Шотландию должны оставив все дела,явиться для её
охраны,вооруженные луками и стрелами. Причём командиры подраз-делений
также придирчиво проверяют упругость тетивы и остроту наконеч-ников,как
это делали в ХII веке.И каждый из пожилых лучников способен пробить
стрелой толстую доску - традиция требует от каждого из наслед-ственных
членов гвардии неустанных тренировок с предписанным ему видом оружия. Всё
это , конечно, занимает немало времени , но как считают в Шотландии,
выполнение традиционных и родовых обязанностей лучше всего спаивает клан.А
принадлежность к спаянной ,даже архаичной ,организации помогает жить в
нынешнем неустойчивом мире.Ведь член клана безошибочно рассчитывает на
поддержку собратьев.В Глазго (Glasgow - крупнейшем Шот-ландском городе) с
1806 года ,например, существует организация клановой взаимопомощи, которая
помогает своим с трудоустройством. Бывают даже международные встречи кланов
в Эдинбурге (Edinburgh) - столице Шотлан-дии.На встречи кланов съезжаются
люди,носящие одно и то же -шотландское имя.Делегаты таких встреч одеваются
в национальные костюмы ,речь о кото-рых шла выше. На встречах кланов
всегда присутствуют волынки, музыка которых услаждает слух представителей
кланов,происходят соревнования в
8
метании бревна -кэбера ( tossing the caber), в беге в гору, танцы, одним
из которых является танец с подпрыгиваниями над скрещенными палашами-старый
,добрый,истинно шотладский танец,едят хаггис (haggis)-копчёный овечий
желудок ,набитый кусками мяса со специями.Это очень сытное ,хотя
с непривычки не очень-то вкусное блюдо . Шотландцы едят хаггис с
картофельным пюре или пюре из репы.Об этом и о других традициях, прежде
всего , связанных с сельским образом жизни шотландцев, будет сказано в
следующей главе.
II
Поскольку шотландцы являются ,в основном крестьянами,то и обычаи их
с давних пор являлись, прежде всего, обычаями хлебопашцев и животново-
дов.Вся их трудовая жизнь самым тесным образом была связана с природой :
солнем , дождём , другими явлениями природы , урожайностью полей , плодо-
родием скота, сменой времён года,сменой дня и ночи. Древние кельты делили
год на холодный (от праздника Самхейн) и на тёплый (от праздника Белтан)
периоды.Отсчёт холодного периода кельты вели со времени прихода скота с
пастбищ , а начало тёплого- от выгона скота на пастбище. Трудовой опыт убе-
дил людей в том , что периоды сельскохозяйственных работ следует согласо-
вывать с движением Луны,Солнца.
Ярким примером развития астрономических знаний и их использования
народами Запада может служить кромлех Стоунхендж ( Stonehenge ),
расположенный в Англии между Бристолем и Солсбери,а также Шотландский
Стоунхендж , о котором я уже упоминала , расположенный недалеко от
г.Сторновэя - столицы о.Гарриса и о.Льюиса ( Гебридские острова ). Эти
сооружения представляли собой два концентрических круга . Английский
Стоунхендж состоял из 38 пар вертикально стоявших камней , его конструк-
ция включала также и третье сооружение из врытых в землю тесаных камней,
перекрытых каменными плитами . Шотландский Стоунхендж состоял,как уже
упоминалось, из 13 монолитов. В центре таких сооружений стоял один
огромный камень-монолит,а на северо-восток от него вне сооружения -
другой.
Исследователи обратили внимание на то,что оси каждого из этих
загадоч-ных сооружений , проведённые от центрального монолита к
внешнему, направлены к той точке горизонта,где в день летнего солнцестояния
восходит солнце.Эти кромлехи, бесспорно , являются древнейшими в Европе
астроно-мическим сооружениями для наблюдений восхода и захода небесных
светил -Солнца и Луны,что необходимо для определения времени.По преданиям,
перед такими алтарями друиды (кельтские жрецы) совершали торжественную
службу 21 июня, начинавшуюся при первых лучах солнца.
В последние годы в Англии приверженцами кельтской старины был
организован современный орден друидов , члены которого пытаются рекон-
струировать старые друидские ритуалы и церемонии. По иницативе ордена стала
вновь совершаться ежегодная служба летнего солнцестояния в Стоун-хендже,и
совершается она в том же самом месте и в тот же час,что и в древние
времена.
Следует заметить , что у кельтов имелась прямая связь
календаря с сельскохозяйственными циклами, на что нам указывают их
празднества . Большим праздником для древних шотландцев (кельтов)
был Самхейн -
9
праздник ,когда отмечали приход скота с пастбищ и начало нового года.1
мая совершали обряд Белтан,во время которого скот перед выгоном на
пастбище проводили через дым от костров.К началу февраля,когда ягнятся
овцы, относиться праздник Имболе,а 1 августа отмечали день Лугнаса ,
совершая обряд для получения хорошего урожая , посвященный
богу Лугу (Луг-
дуну) ; день Лугнаса в древних кельтских документах толковался как время
начала жатвы.Даты всех кельтских праздников указывают нам на высокий
уровень знаний и разработанность календаря у этого народа.
Нельзя не отметить такой старый языческий праздник летнего солнцесто-
яния (Midsummer Day)как 21 июня.После распространения христианства с 6 в
н.э. церковь пыталась подчинить его своему влиянию и приурочила к этому
времени праздник в честь Иоанна Крестителя (24 июня), но уничтожить
древнюю народную основу праздника ей не удалось , лишь сроки
выполнения языческих обрядов переместились с 21 на 24 июня.
У кельтских народов Британии св.Иоанн остался в стороне от
перенесён-ных на его день народных обрядов и никакой функции в
обрядности для летнего солнцестояния не выполнял. Само время
праздника Midsummer говорит о его прошлой связи с культом солнца. Потому
и основные обряды и ритуалы дня св.Джона ( St.John’s Day) сходен с таким же
комплексом обрядов дня зимнего солнцестояния - 21 декабря .У кельтов с
обоими днями связано много поверий о якобы особенно могущественной в ночь
на дни солнцесто-яний нечистой силе ; центральное место в праздновании этих
дней занимают раз-личные формы ритуальных огней;большую роль в
обрядах,приуроченных к этим двум датам, играет зелень - зелёные ветки,
цветы,даже деревья,в некоторых обрядах зимнего и летнего праздника имеются
мотивы брака , семейного благополучия.
Ещё во второй половине ХIХ в.сельские жители Шотландии были убежде-ны,
что именно в ночь накануне дня св.Джона ведьмы собираются на свои шумные
сборища: феи водят хороводы на лесных лужайках,вершинах холмов; многочи
ленные духи бродят по земле.По кельтским представлениям, эта ночь была
второй по значению из трёх годовых “ночей духов”, когда большую власть
приобретали разные сверхъестественные существа. Кельты считали,что в эту
ночь души язычников посещают землю и веселяться до рассвета.
Существовало в прошлом также поверье , что в ночь на 24 июня души всех
людей во время сна покидают тело и бродят по земле. Верили, что
если в полночь прийти к церковному крыльцу,то можно увидеть души тех,кто
умрёт в приходе в текущем году. Как уже было сказано , большую роль в
празднике св. Джона играли ритуальные огни различного вида , особенно
костры.В недалёком прошлом в ночь накануне дня св.Иоанна костры горели во
всех областях Великобритании на городских и сельских площадях. Зажигали
и большие общинные костры - вне населённых пунктов, обычно на
возвышенностях , холмах . Так , в шотландских городах Абердине и Элгине
народ разжигал костры как на главных дорогах и городских площадях, так и
почти перед каждым домом.
В 1581 г.элгинский городской магистрат издал указ,запрещавший обычай,
но это не дало результатов; в 1599 г.несколько лиц предстало перед судом
за то,что они “зажигали огни Белтана в канун для летнего
солнцестояния”.Огни и факелы в эту ночь вызывали так часто пожа-ры, что
почти во всех городах и
10
деревнях назначалась особая охрана,которая должна была следить за кострами.
Для больших костров,разжигаемых на вершинах холмов,топливо задолго до
праздника собирала местная молодёжь. Но каждая семья старалась раз-жечь и
свой собственный костёр перед домом.
Обычаи и обряды шотландцев,связанные с зажжением костров, многочис-
ленны и разнообразны.Костры имели в народных обычаях двоякое значение:
по более старым представлениям , им приписывалась связь с солнцем , а со
временем им стало придаваться очистительное значение.Переплетение этих двух
осмыслений огня можно встретить в кельтских обычаях часто. Счита-лось,что
огни св.Иоанна (св.Джона) ,как и солнечные лучи ,оказывают благо-творное
влияние на рост растений,на благополучие людей и животных:если, например ,
отблеск или тень от костра падает на поля , то на этом участке хорошо
будут расти хлеба . Золу от костра сыпали по полям , чтобы
обеспечить урожай. Во многих местах Шотландии для того , чтобы сделать
землю плодородной, в пашню и огородные грядки втыкали обгорелые палки от
костра.Связь с культом солнца имел и распространённый среди шотландцев
обычай катать с гор или крутых обрывов рек колёса , обвитые соломой и
зажженные.Иногда при этом гадали : если колесо горело всё время , пока
катилось , то урожай будет хорошим.
Близкий к солнечному культу обряд бытовал на Оркнейских островах
в конце ХVIII в.На вершине самого высо-кого холма в приходе разжигали
большой костёр ,и все присутствующие в полном молчании несколько раз
обходили его кругом,по движению солнца,начиная обход с востока.
В более позднее время большинство обрядов,совершаемых вокруг костров
дня летнего солнцестояния,по-видимому,исходили уже из представления об огне
как силе, уничтожающей всякое зло и обладающей очистительными и
обеззараживающими свойствами. С течением времени смысл ритуалов,
связанных с культом солнца, забывался или переосмыслялся , но припи-
сывание огню очистительных свойств и вытекающие из такого толкования
магические действия продолжали бытовать, иногда вплоть до настоящего
времени. Повсеместно существовало поверье , что если дымом от костра
окурить посевы и поле , то урожай будет лучше сохранён. Скот обходили с
зажженными от костра ветками - для защиты от нечистой силы.
По рассказам одного путешественника ХVIII в. ,кельтское население о-
ва Мейкланд (Оркнейские острова) ещё за две недели до дня св.Иоанна начина-
ло заготовлять длинные вязанки вереска.Когда в ночь на 24 июня зажигался
костёр,каждый юноша также зажигал одну из приготовленных им вязанок и бегал
по полям и вокруг посёлка,размахивая ею в воздухе.Фермеры с горя - щим
пучком вереска в руках совершали по ходу солнца обход своих полей и
стад.После того,как костёр догорал,молодые люди прыгали через угасающее
пламя.По старым представлениям кельтов огонь ритуального костра предохранял
человека и всё его богатство от всякого зла,от колдовства и чар нечистой
силы.В прошлом на кострах совершались жертвоприноше-ния богам, а в
глубокой древности жертвами часто были и люди.О том,что древние кельты на
своих больших праздниках сжигали людей,есть сообщения Юлия Цезаря и других
античных авторов.Из прутьев ивы и травы сплетали большую корзи-ну, в неё
сажали раба или животное и затем всё это поджигали. Следы древ-них
жертвоприношений проявляются в обычае шотландцев
11
бросать в огонь костра кость какого-нибудь животного.Рыбаки Шетландских
островов также обязательно клали в свои костры кости рыб,домашних
животных,пучки шерсти, и т.д.
В праздник летнего солнцестояния у шотландцев имела место общинная
трапеза: в ХIX в. у них повсеместно существовал обычай в вечер накануне
дня св.Иоанна выставлять на улицу перед каждым домом столы,на которые
ставили сыр,масло,творог,лепешки и бутылки с виски- для угощения соседей и
прохожих. Как и в день зимнего солнцестояния,большую роль во всех обря-
дах,приуроченных к 21-24 июня,играла всевозможная зелень.Кельты украша-ли к
празднику дома,церкви цветами,зелёными ветками.В зимний цикл празд-ников
магическую силу приписывали веткам вечной зелени как символу бес-
смертной,живительной силы природы;в разгар же лета вечно-зелёные деревья не
имели такого значения:в июне почти все растения были в пышном цвету,
Страницы: 1, 2, 3, 4
|