Народы Северного Кавказа
|кабардинцами, сванами, карачаевцами, грузинами-рачинцами. В сер. 17 в.|
|установились непосредств, связи русских с Балкарией (в рус. источниках|
|- Балка-ры, Балхарские кабаки), через к-рую пролегал один из |
|посольских путей в Зап.Грузию. В 1-й трети 19 в. балкарские об-ва |
|вошли в состав Рос. империи. В 60-70-х гг. 19 в. в процессе проведения|
|крест, реформ часть безземельных Б. была поселена на равнине. Несмотря|
|на миграции, и в кон. 19 в. часть Б. страдала от малоземелья; в нач. |
|20 в. избыточное нас. в горах Балкарии составляло 67%. В 1922 была |
|образована Кабардино-Балкарская авт. обл., в 1936 преобразованная в |
|АССР. В 1944 Б. были насильственно депортированы в р-ны Ср. Азии и |
|Казахстана. В 1957 Кабардино-Балкарская АССР была восстановлена и Б. |
|вернулись на родину. В 1991 провозглашена Кабардино-Балкарская Респ. |
|Ведущая отрасль традиц. х-ва - отгонное скотоводство (овцы, а также |
|кр. рог. скот, козы, лошади, до кон. 18 в.- свиньи). Занимались также |
|горным террасным пашенным земледелием (ячмень, пшеница, овёс, с кон. |
|19 в.- картофель, огородные). Дом. промыслы и ремёсла - выделка |
|войлоков, бурок, сукон, обработка кожи и дерева, солеварение, добыча |
|серы и свинца, изготовление пороха и пуль. Большое значение имели |
|пчеловодство, охота. В пореформенное время начала развиваться молочная|
|пром-сть. Традиц. поселения - крупные многофамильные, располагались |
|уступами по склонам гор, в осн. скученной планировки (встречались |
|также свободной планировки, замкового типа); в целях обороны возводили|
|башни (къала). На равнине селения многодворные, с уличной планировкой,|
|с усадьбами. Традиц. жилища в горных селениях из необработанного |
|камня, одноэтажные, прямоуг., в Баксанском и Чегемском ущельях также |
|дерев. срубные с земляными крышами, на равнине -турлучные. Почти до |
|кон. 19 в. жилище было однокамерным (с муж. и жен. половинами), жилая |
|часть сочеталась с хоз. помещениями. Дома в 2-3 комнаты с гостевым |
|помещением (кунацкой) появляются у состоят, семей в пореформенное |
|время. В 20 в. распространились двухэтажные многокомнатные дома с |
|дерев. полами и потолками, вместо сакрального открытого очага - |
|пристенный камин, рус. печь. Традиц. одежда северокавк. типа: у мужчин|
|- нательная рубаха, штаны, овчинные рубахи, бешмет, черкеска с |
|газырями, подпоясанная узким ременным поясом, на к-ром висело оружие; |
|шубы, бурки, папахи, башлыки, шляпы из войлока, обувь кожаная, |
|войлочная, из сафьяна, ноговицы. Женщины носили тунико-образные |
|рубахи, шир. штаны, кафтанчик, длинное распашное платье, пояс, |
|овчинные шубы, шали, платки, шарфы, шапочки, разнообразные украшения. |
|Праздничное платье украшали галуном, золотым или серебряным шитьём, |
|позументом, узорной тесьмой. В основе тра-диц. питания - молочная |
|пища, мясо ели преим. в праздники и в торжеств, случаях. Много блюд |
|готовили из ячменя, в т.ч. пиво, кукурузы, хлеб и пироги пекли также |
|из пшеничной муки. Широко употреблялся мёд. Балкария включала неск. |
|сел. обществ. Велика была роль нар. собрания (тёре), патронимич. |
|орг-ции. Правители наз. та-убии, свободные общинники - каракиши, |
|зависимые крестьяне - чагары, известно дом. рабство военнопленных |
|(къул). Семья преим. малая, браки экзо-гамны. Обязательно соблюдались |
|сословные ограничения. В семейной жизни характерны патриарх, традиции,|
|разл. запреты- избегания. Были распространены обычаи кровной мести, |
|побратимства, куначества, аталычества, гостеприимства и т.д. Процесс |
|исламизации Б. начался до 17 в., однако ещё в 19 в. их верования |
|представляли собой сложный синтез христианства, ислама и дохрист. |
|традиций. Сохранялась вера в магию, священные деревья, камни, |
|божеств-покровителей. Характерны календарные и др. праздники, |
|военизированные спортивные игры. Разнообразен фольклор - нартский |
|эпос, обрядовые, трудовые, героич. и др. песни, благопожелания |
|(алгъыш) и пр. |
|Карачаево - Черкесия |
|Карачаевцы. Самоназвание кърачайлылар, коренное население Карачая в |
|России. Численность свыше 150 тыс. человек, из них 129 тыс. в России. |
|Живут также в Срерне йАзии, Казахстане, Турции, Сирии, США. Говорят на|
|карачаево - балкарском языке тюркской группы алтайской семьи. |
|Письменность на рус. гра-фич. основе (с 1937). Верующие - |
|мусульмане-сунниты В этногенезе К. принимали участие местные кавк. |
|племена, жившие с эпохи бронзы, а также пришлые - аланы, булгары и |
|кипчаки (половцы). В домон-гольское время К. входили в алан. союз |
|племён. Наиб. ранними карачаево-бал-карскими памятниками считаются |
|могильники 13-14 вв. на терр. Карачая и Балкарии. После монгольского |
|нашествия предки К. были оттеснены в горные ущелья Центр. Кавказа. В |
|1828 К. вошли в состав России. Расселённые компактно, они составили |
|часть адм. округа Эльбрус-ский. После гражд. войны и установления сов.|
|власти (1920) определился статус К. в рамках нац.-терр. автономии: |
|1920 -Карачаевский округ, 1922 - Карачаево-Черкесская АО; 1926 - |
|Карачаевская АО, ликвидированная в 1943 в связи с депортацией К. в Ср.|
|Азию и Казахстан. В 1957 после возвращения К. на историч. родину |
|восстановлена Карачаево-Черкесская АО; в 1991 преобразована в |
|республику. Осн. традиц. занятия - отгонное (альпийское) |
|животноводство (овцы, козы, лошади, кр. рог. скот), а также пашенное |
|террасное земледелие с искусственным орошением (ячмень, овёс, просо, |
|пшеница, кукуруза, картофель, огородные культуры). Животноводство |
|продолжает оставаться гл. занятием горной и предгорной части нас. |
|Преим. направление получило разведение кр. рог. скота и овцеводство |
|(тонкорунные мериносы и карачаевские овцы). Ремёсла - сукноделис, |
|выде-лыванис войлочных шляп, бурок, производство узорных войлоков, |
|ковров, плетение циновок, вязаных шерстяных изделий, обработка кож, |
|шкур, резьба по дереву и камню, золотое шитьё Традиц. селения - в |
|горах скученные, большие, разделённые на родофамильные кварталы |
|(тийрс), а в предгорьях и на плоскости - уличной, прямоугольной |
|планировки. Жилище - прямоугольная (иногда многоугольная) одно-, |
|двухкамерная срубная постройка с двускатной земляной крышей. Жил. и |
|хоз. строения составляли комплекс закрытого двора (арбаз). Стены |
|жилища завешивались войлочными коврами, а полки аппликационными. |
|Внутри жилища выделялся пристенный очаг (оджакъ) с открытым дымоходом.|
|Отд. дом или комната отводились для приёма гостей (кунацкая). С кон. |
|19 в, появляются многокамерные, двухэтажные строения, крыши домов |
|покрываются тёсом, железом, позже шифером. Памятники традиц. |
|архитектуры -дома срубной техники, боевые башни, склеповые сооружения.|
|Нац. одежда К. сходна с одеждой др. народов Сев. Кавказа. Муж. одежда |
|состояла из рубахи, штанов, бешмета, черкески, овчинной или меховой |
|шубы, бурки и башлыка. На поясе из узкого ремня -кинжал или нож, |
|кресало и др. Летний гол. убор - войлочные шляпы, зимний -овчинные |
|шапки-папахи с суконным башлыком. Жен. одежда отличалась разнообразием|
|типов и возрастных особенностей: длинная рубаха из бумажной или |
|шёлковой ткани туникообразного покроя с разрезом на груди и застёжкой |
|у ворота, с длинными и широкими рукавами; длинные шаровары из тёмных |
|цветных тканей заправлялись в сафьяновые носки или обувь; поверх |
|рубахи - платье. Талия перехватывалась широким серебряным поясом. Из |
|стёганной на вате шёлковой или бумажной ткани шилась верхняя одежда - |
|каптал, повторявшая покрой черкески. Шубы из мерлушки или кур-пея, а |
|также беличьи. Жен. головные уборы: праздничный убор девушки - шапочка|
|(высокая конусообразная или усечённая, богато украшенная галунами или |
|золотым шитьём), поверх неё большой платок. Основа питания - |
|мясо-молочно-расти-тельная. Традиц. блюда - варёное и жареное мясо, |
|вяленая колбаса из сырого мяса и жира, заквашенное молоко (айран), |
|кефир (гыпы айран), различные виды сыра. Из мучных блюд популярны |
|пресные лепёшки (гырджыны) и пироги (хычыны) с разнообразной начинкой,|
|жареные или выпеченные, супы на мясном бульоне (шорна), среди лакомств|
|- разл. варианты халвы. Напитки: молочные -кефир и айраи, праздничные |
|- буза и пиво (сыра), повседневные - чай из кавк. рододендрона (къара |
|тай). Центром общ. жизни была сел. община (эльджамагат), связанная |
|общностью терр. и коллективным трудом по постройке и поддержанию в |
|сохранности оросительных сооружений. Внутри родовой общины (каум и |
|тукум) сохранялись строгая экзогамия, общее поселение (тийре), |
|совместные кладбища, наименование от одного мифич. или реального |
|родоначальника. Среди К. сохранялись пережитки семейных общин (юйюр) с|
|коллективной собственностью на скот и землю, с совместным трудом и |
|уравнительным потреблением. К кон. 19 в. в связи с распадом семейных |
|общин в сел. общине стали преобладать моногамные семьи (юйдсги). Наиб.|
|развитым видом нар. иск-ва было изготовление узорных войлоков, |
|вышивка, плетение циновок, резьба по дереву и камню, золотое шитьё. В |
|нар. жизни большое значение придаётся этикету. Многочисленные нар. |
|праздники (календарные, вывода стада на альпийские пастбища, уборки |
|урожая и др.) сопровождаются конными скачками, джигитовкой, борьбой |
|силачей, метанием камней, играми ряженых, поднятием тяжестей и др. |
|состязаниями. С исламом (утвердился в кон. 18 в.) вошли в традицию: |
|пост (ораза), моления (намаз), жертвоприношение (курман). Наряду с |
|общекавк. танцами (лезгинка, исламей) распространены также ритуальные |
|карачаево-балкар. танцы - голлу, сандракъ, тепене, тёгерек и др. |
|Сохраняется богатый фольклор: нартские сказания, историч., трудовые, |
|героич., сатирич., любовные и колыбельные песни, сказки, пословицы и |
|поговорки, рассказы о Насра Ходжа (Ходже На-среддине). Традиц. муз. |
|инструменты -тростниковая свирель, 2-струнная скрипка, 3-струнный |
|щипковый инструмент, трещотка из чинаровых дощечек, доул и гармонь. |
|ЧЕРКЕСЫ, адыгэ (самоназв.), народ группы адыгов в Рос. Федерации. |
|Числ. 50,8 тыс. чел., в т.ч. в Карачае-во-Черкесии - 40,2 тыс. чел. В |
|прошлом предков совр. Ч. соседние народы называли "кабардинцы", |
|"бесленеевцы" или "адыги". Живут также в странах Бл. Востока, куда |
|переселились во 2-й пол. 19 в. Здесь под назв. "Ч." часто объединяются|
|выходцы из адыгов и др. народов Сев. и Зап. Кавказа, эмигрировавших |
|после присоединения Кавказа к России. Язык кабардино-черкесский (общий|
|с кабардинцами) абхазо-адыг. группы северокавказской семьи. Верующие -|
|мусульмане-сунниты Назв. "Ч.", вероятно, восходит к "кер-кет", как |
|называли др.-греч. авторы одну из групп адыгского нас. сев.-вост. |
|побережья Чёрного моря. Совр. Черкесия была заселена адыгами в 5-7 вв.|
|В 12-13 вв. часть адыгов переселилась на Терек, основав здесь |
|княжества Большая и Малая Кабарда, власть к-рых распространялась и на |
|Черкссию. В кон. 18 - нач. 19 вв. происходило массовое переселение |
|кабардинцев в Черкесию. Другим осн. компонентом в формировании совр. |
|Ч. были бесленеевцы. Первые сведения о них в рус. документах относятся|
|к 16 в. В 16-18 вв. они были известны как беслснейцы, беслинцы, |
|бесленсйские черкасы, а занимаемый ими район - Бесленей, Бысленей, |
|Бесленейские кабаки. |
|В 1922 образована Карачаево-Черкесская АО (разделившаяся в 1926 на |
|Карачаевскую АО и Черкесский нац. округ, с 1928 - АО; в 1957 они были |
|вновь объединены), в 1991 преобразована в республику. Оси. занятие - |
|отгонное скотоводство (овцы, козы, лошади, кр. рог. скот; до принятия |
|мусульманства разводили также свиней). Особое место занимало |
|разведение лошадей кабардинской породы. Традиц. ремесло было в осн. |
|связано с обработкой скотоводч. продуктов: выделка сукна, изготовление|
|одежды, бурок и т.п. Черкесское сукно особенно высоко ценилось у |
|соседних народов. На Ю. Чер-кесии была развита обработка дерева. |
|Широко распространено было кузнечное ремесло, оружейное дело. Ч. были |
|объединены в независимые сел. общины, имевшие свои органы |
|самоуправления (в осн. - из зажиточных общинников). Их члены были |
|связаны круговой порукой, пользовались общими земельными и пастбищными|
|угодьями, правом голоса на нар. собраниях. Сохранялись патрилипейныс |
|родств. группы (члены к-рых иногда образовывали особые кварталы в |
|селениях), обычаи кровной мести, гостеприимства, куначества. Большая |
|патриархальная семья, включавшая неск. поколений и насчитывавшая до |
|100 чел., преобладала до 18 в. Семейные общины частично начали |
|возрождаться в кон. 19 в. Брак был строго экзогамным. Брачные запреты |
|распространялись па всех родственников по обеим линиям, на потомков |
|людей, находившихся в молочном родстве. Бытовали левират и сорорат, |
|аталычество, фиктивное родство. Браки заключались через уплату калыма.|
|Возникновение большей части совр. аулов Черкесии датируется 2-й пол. |
|19 в. В 19 - нач. 20 вв. было основано 12 аулов, в 20-х гг. 20 в.- 5. |
|Усадьба обносилась оградой. Жилые помещения строились обычно фасадом |
|на юг. Жилище имело плетёные стены на столбовом каркасе, обмазанные |
|глиной, двух- или четырёхскатную крышу из плетня, покрытую соломой, |
|глинобитный пол. Состояло из одной или неск. комнат (по числу в семье |
|супружеских пар), примыкающих в ряд друг к другу, двери каждой комнаты|
|выходили во двор. Кунацкой служила одна из комнат или отд. постройка. |
|У стены между дверью и окном устраивали открытый очаг с плетёным |
|дымарём, внутри к-рого устанавливали перекладину для подвешивания |
|котла. Хоз. постройки также делались из плетня, часто имели круглую |
|или овальную форму. Совр. Ч. возводят квадратные многокомнатные дома. |
|Традиц. муж. костюм - черкеска, беш-мет, штаны, меховая шапка с |
|суконной тульёй, бурка, наборный пояс, на ногах -чувяки, ноговицы, у |
|богатых - красные сафьянные сапоги, шитые золотом. Сейчас только |
|некоторые имеют полный комплект нац. костюма и появляются в нём по |
|праздникам. Жен. одежда в самом полном варианте сложилась в 19 в. |
|Платье имело разрез от пояса до полу. Нарядное платье шилось из шёлка |
|или бархата, украшалось галуном и вышивкой. Платье красного цвета |
|разрешалось носить только знатным женщинам. Платье подпоясывали |
|серебряным поясом. Сверху надевали вышитый кафтанчик из тёмно-красной |
|или чёрной материи, украшали золотым и серебряным галуном, серебряными|
|застёжками. Обувь, сделанная из кожи, вышивалась серебром. Головной |
|убор черкешенки зависел от её возраста и семейного положения: девочки |
|ходили в платках или с непокрытой головой, взрослые девушки и молодые |
|женщины (до рождения первого ребёнка) носили "золотую шапочку" с |
|высоким твёрдым околышем, украшенным галуном и вышивкой, и верхом из |
|сукна или бархата; поверх накидывался тонкий шелковый платок; после |
|рождения ребёнка женщина совершенно закрывала волосы тёмным платком |
|(концы его пропускались сзади под косами и завязывались на темени |
|особым узлом) и шалью. Совр. черкешенки носят нац. платья только по |
|праздникам. |
|Летом питаются преим. молочными продуктами и овощами, зимой и весной |
|преобладают мучные и мясные блюда. Наиболее популярен слоёный хлеб из |
|пресного теста, к-рый употребляют с калмыцким чаем (зелёным с солью и |
|сливками). Выпекали также дрожжевой хлеб. Широко употребляются |
|кукурузная мука и крупа. Излюбленным блюдом остаётся курица или |
|индюшка с соусом, заправленным толчёным чесноком и красным перцем. |
|Мясо водоплавающих птиц употребляют только жареным. Баранину и |
|говядину едят варёными, обычно с приправой из кислого молока с |
|толчёным чесноком и солью. После варёного мяса обязательно подают |
|бульон, после жареного - кислое молоко. Из просяной и кукурузной муки |
|с мёдом к свадьбе и по большим праздникам готовят бузу. По праздникам |
|делают халву (из поджаренной пшённой или пшеничной муки в сиропе), |
|пекут пирожки. В фольклоре центральное место занимают сказания на |
|общеадыгские сюжеты, нартский эпос. Развито искусство сказителей и |
|исполнителей песен (джегуаки). Распространены песни-плачи, трудовые и |
|шуточные песни. Традиц. муз. инструменты - скрипка, бжамей (свирель), |
|пхарчач (ударный инструмент), разл. бубны, на к-рых играли руками и |
|палочками. В кон. 18 в. у русских была заимствована гармоника, на ней |
|играют гл. обр. женщины, на остальных инструментах - мужчины. В 14-15 |
|вв. Ч. считались христианами. Христианство проникло сюда из Византии и|
|Грузии в 10-12 вв. В 14 в. сюда стал проникать ислам. Окончательно |
|исламизированы Ч. к 18 в., но следы христианства сохранялись в |
|Черкесии вплоть до 20 в. Ч. поклонялись мн. древним божествам - богу |
|плодородия Тхагаледжу, покровителю охоты Мазытхе, пчеловодства - |
|Мериссе, кр. рог. скота - Ахину, коз и овец - Ямшу, верховой езды |
|-Зейк1уэтхэ, богу молнии и грома Шиблэ, металла и кузнецов - Тлепшу. |
|АБАЗИНЫ, абаза (самоназв.), народ в России, в Карачаево-Черкесии и на |
|В. Адыгеи. Числ. 33,0 тыс. чел., в т.ч. в Карачаево-Черкесии 27,5 тыс.|
|чел. Живут также в Турции, Сирии, Иордании, Ливане (ок. 10 тыс. чел.).|
|Общая числ. ок. 44 тыс. чел. Язык абазинский абх.-адыг. группы |
|северокавказ. семьи, имеет два диалекта: тапантский (лежит в осн. лит.|
|яз.) и ашхарский. Распространены кабардино-черкесский, рус. яз. |
|Письменность на рус. графич. основе. Верующие - мусульмане-сунниты. |
|А.- коренные жители Кавказа. Их предки были сев. соседями абхазов и, |
|по-видимому, уже в 1-м тыс. н.э. частично ими ассимилированы. В 14-17 |
|вв. А., жившие по черноморскому побережью между рр. Туапсе и Бзыбь, |
|переселились на Сев. Кавказ, где осели по соседству с адыгски-ми |
|племенами. В дальнейшем значит. часть А. была ассимилирована адыгами, |
|другая испытала их сильное культурное влияние. К сер. 19 в. традиц. |
|занятия, быт и нар. творчество А. мало отличались от адыгских, вместе |
|с тем нек-рые черты традиц. культуры А. сближают их с абхазами |
|(развитое садоводство и пчеловодство, особенности фольклора и |
|орнаментики и др.). В 1860-х гг. рос. пр-вом было осуществлено |
|переселение А. на равнину. До переселения гл. отраслью х-ва было |
|отгонное скотоводство (гл. обр. мелкий, а также кр. рог. скот, лошади;|
|коневодство - престижное занятие), со 2-й пол. 19 в. стало преобладать|
|земледелие (просо, ячмень, кукуруза; садоводство, овощеводство). Дом. |
|промыслы и ремёсла: обработка шерсти (изготовление сукна, войлоков - |
|гладких и узорных, бурок, войлочных шляп, ноговиц, поясов, попон и |
|т.д.), выделка шкур и кож, деревообработка, кузнечество. Традиц. |
|социальная организация - сел. общины, большие и малые семьи, |
|патронимии. Традиц. аулы делились на патронимич. кварталы, на равнине |
|- скученные, в горах гнездового типа. Древнейшее жилище - круглое, |
|плетёное, распространены были также прямоугольные одно- и |
|многокамерные дома из плетня; в кон. 19 в. стал применяться саман. Со |
|2-й пол. 19 в. появились кирпичные и дерев. рубленые дома под железной|
|или черепичной крышей. Традиц. усадьба включала один или неск. жилых |
|домов, в т.ч. помещение для гостей - кунацкую, и, в отдалении от них, |
|комплекс хоз. построек. Традиц. одежда общекавк. типа. Основу традиц. |
|кухни составляют растит., молочные и мясные продукты. Излюбленное |
|блюдо - белый соус с курятиной, заправленный чесноком и пряностями. |
|Пили слабоалкогольный напиток (буза). Характерны обычаи и обряды, |
|связанные с годичным циклом. Сохраняется фольклор: нартский эпос, |
|разл. жанры сказок, песен. Особенности традиц.-бытовой культуры более |
|всего сохраняются в пище, семейной и др. обрядности, этикете, нар. |
|творчестве. Продолжается ассимиляция А., в т.ч. за счёт частых |
|смешанных браков с черкесами; в то же время усиливается Движение за |
|культурное возрождение и нац. автономию |
|Осетия |
|ОСЕТИНЫ, ирон, дигорон [самоназв.; сохранились также этнонимы туалаг |
|(двалы, группа О. Наро-Мамисонского региона) и хусайраг (хусары, |
|группа О. в Юж. Осетии)], народ в Рос. Федерации (осн. нас. Сев. |
|Осетии, числ. ок. 335 тыс. чел.) и Грузии (осн. нас. Юж. Осетии, числ.|
|65 тыс. чел.); живут также в Кабардино-Балкарии (10 тыс. чел.), в |
|Карачаево-Чсркесии (4 тыс. чел.). Числ. в России 402 тыс. чел. Осн. |
|субэтнич. группы: иронцы и дигорцы (на 3. Сев. Осетии). Говорят на |
|осетинском яз. иранской группы индоевроп. семьи. Имеет 2 диалекта: |
|иронский (лёг в основу литературного языка) и дигорский. Письменность |
|(с 19 в.) на основе рус. алфавита. Верующие - православные, есть |
|мусульмане-сунниты. Впервые в исторических источниках как дигоры |
|(ашдигоры) упоминаются в "Армянской географии" (7 в.). В этом же |
|источнике названы двалы. Груз. историк Леонтий Мровели (11 в.) |
|указывает на значение "Большой двальской дороги", проходившей из |
|Грузии через терр. двалов на Сев. Кавказ. О.- один из древних народов |
|Кавказа. Уже со времён скиф. походов в Переднюю Азию они именуются в |
|груз. хронике овсами (осами, отсюда рус. назв. осетины). Сваны |
|называли их савиар, мегрелы - опсами, абхазы - ауапс, чеченцы и ингуши|
|- ири, балкарцы и карачаевцы -дюгер, кабардинцы - къущхьэ. |
|Формирование осет. народа связано с аборигенным населением Сев. |
|Кавказа (создателями кобаиской культуры) и с пришлыми ирано-язычными |
|народами - скифами, сарматами и особенно аланами (с 1 в. н.э.). В |
|результате оседания последних на Центр. Кавказе коренное население |
|восприняло их язык и многие черты культуры. Сложившийся здесь мощный |
|союз аланов (осы - в грузинских и ясы, сони -в рус. ср.-век. |
|источниках) положил начало образованию осет. народности. В 13 в. |
|аланское государство было разгромлено монголо-татарами, аланы |
|оттеснены с плодородных равнин к Ю., в горные ущелья Центр. Кавказа. |
|На его сев. склонах образовались 4 крупных "общества", восходящих к |
|плем. делению (Дигорское, Алагирское, Куртатинское, Тагаурское), на |
|южных - множество более мелких "обществ", находившихся в зависимости |
|от груз. князей. Немало Осетин-алан ушло в Монголию и особенно в |
|страны Вост. Европы (в Венгрии осела крупная компактная группа |
|потомков алан, к-рая именует себя ясами, но утратила родной язык). Уже|
|с 40-х гг. 18 в. складывались рус.-осет. отношения. Рус. пр-вом была |
|создана "Осет. духовная комиссия". Члены комиссии организовали осет. |
|посольство в Петербурге (1749-52), способствовали переселению О. в |
|Моздок и моздокские степи для поселения и освоения новых земель. О., |
|испытывая острую нужду в земле, неоднократно обращались через комиссию|
|с просьбой к рус. правительству о переселении их в предгорные р-ны |
|Сев. Кавказа. В 1774 Осетия "добровольно" вошла в состав России. |
|Усилилась консолидация осетинской народности. В кон. 18-19 вв. |
|началось переселение части О. с гор на равнины. Земли, переданные О. |
|рос. правительством, закреплялись в основном за осет. знатью. После |
|1917 происходит массовое переселение О. на равнину. 20 апр. 1922 была |
|образована Юго-Осет. АО в составе Груз. ССР, в 1924 - Сев.-Осет. АО, |
|к-рая 5 дек. 1936 была преобразована в Сев.-Осет. АССР в составе |
|РСФСР. В 1990 Верх. Совет респ. принял Декларацию о гос. суверенитете |
|Респ. Сев. Осетия. На равнине осн. традиц. занятие - земледелие |
|(пшеница, кукуруза, просо, ячмень и др.). В горах наряду с земледелием|
|было развито скотоводство (овцы, козы, кр. рог. скот). Традиц. система|
|земледелия на равнине - трёхполье. Гл. орудие в горах - рало с |
|железным сошником, упряжкой с парой быков, на равнине -тяжёлый плуг, в|
|упряжке к-рого было 8-10 волов. Скот-во было важнейшим занятием, |
|обеспечивавшим О. продуктами питания, сырьём, тягловой силой. |
|Преобладало овцеводство и козоводство, на равнине - крупный рогатый |
|скот, лошади. Были развиты домашние промыслы, ремёсла - произ-во |
|сукна, овчины, мебели, посуды, резьба по дереву и камню, кузнечное, |
|ювелирное, вышивка и др. Традиц. поселения в горах (кау) - небольшие, |
|кучевой или рядовой планировки, на равнинах - более крупные, уличной |
|планировки. Осн. строит, материал -камень, в лесистых ущельях - |
|дерево. Дома одно- или двухэтажные, первый этаж для скота, крыши |
|плоские, земляные. Внутри стены обмазывались глиной, с появлением печи|
|с дымоходом белились. Пол земляной. Окна небольшие, четырёхугольные. |
|Дома были многокомнатными, рассчитанными на большую семью. Столовая, |
|совмещённая с кухней, имела открытый очаг с надочажной цепью |
|(считались священными, как и центр, опорный столб, поддерживающий |
|перекрытие) и делилась на мужскую и женскую половины. Для гостей |
|устраивалась кунацкая комната. |
|Осетинское общество делилось на несколько социальных групп. |
|Сохранились кровная месть, распространяющаяся на близких и дальних |
|родственников. Она возникает из-за земли, оскорбления чести, похищения|
|женщин и т.д. Примерение завершается выплатой скота, ценных вещей |
|(оружия, пивоваренного котла и пр.) и устройством "кровного стола" для|
|угощения сторон потерпевших. Обычаи гостеприимства, куначества, |
|побратимства, взаимопомощи, аталы-чества мало отличались от |
|аналогичных у других народов Сев. Кавказа. Пережитки родового строя |
|проявлялись в делении на патронимии - малая (мыгкаг) и большая |
|(осрвадослтое). Большие семьи сохранялись даже в первые годы сов. |
|власти. Все вопросы решались на семейном совете. Права главы семьи |
|были ограничены. Обычно главой был старший по возрасту. Обязанности |
|между женщинами распределяла его жена или старшая женщина. Осн. семьёй|
|была малая семья. В ней господствовали патриархальные устои: |
|безусловное подчинение младшего старшему, бесправие женщины. Вместе с |
|тем сохранилось немало элементов матриархата. Особым уважением |
|пользовалась пожилая женщина. Старшая женщина была распорядительницей |
|на семейных и обществ, торжествах. Большинство О. исповедовало |
|православие, проникавшее в 6-7 вв. из Византии, позже из Грузии, с 18 |
|в. из России, меньшинство - ислам (воспринятый в 17-18 вв. от |
|кабардинцев); сохранялись языч. верования и обряды. Среди |
|разнообразных жанров фольклора выделяются эпос о нартах, героич. |
|песни, предания, плачи. Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. формируется осет.|
|интеллигенция. В 1798 издана первая книга па осет. яз. ("Краткий |
|катехизис"). В 40-х гг. 19 в. рус. филологом и этнографом А.М. |
|Шег-реном составлены осет. грамматика и осет. практический алфавит на |
|рус. основе. На нем стала выходить духовная и светская лит-ра, |
|фольклорные тексты, школьные учебники, а также издана "Осет. лира" |
|("Ирон фандыр"). До сер. 1910-х гг. в Осетии имелось более 200 нач. и |
|ср. школ, значит, число нац. интеллигенции, развивалась худ. лит-ра, |
|появилась драматургия, проза. В дальнейшем получили развитие |
|образование, культура, искусство, здравоохранение, наука, созданы |
|проф. театры, гос. ансамбли, худ. коллективы. |
|Адыгея |
|АДЫГЕЙЦЫ, адыгэ (самоназв.), народ в России (122,9 тыс. чел.), |
|коренное нас. Адыгеи (95,4 тыс. чел.). Живут также в соседних р-нах |
|Краснодарского края (20,8 тыс. чел.). Часть живёт в Турции (5 тыс. |
|чел.) и странах Бл. Востока. До 20 в. существовали субэтнич. группы: |
|абад-зехи, бесленеевцы, бжедуги, жанеевцы, егерухаевцы, мамхеги, |
|махошевцы, нату-хайцы, темиргоевцы, хатукаевцы, шапсуги, хакучи. |
|Говорят на адыгейском яз. абхазо-адыгской гр. северокавказ. семьи, |
|диалекты: темиргоевский (лежит в осн. лит. яз.), абадзехский, |
|бжедугский, шапсугский. Распространён рус. яз. Письмен-нность на рус. |
|графич. основе. Верующие - мусульмане-сунниты. А., как и др. адыги - |
|кабардинцы и черкесы, - потомки автохтонного нас. Сев.-Зап. Кавказа. |
|После терр. обособления в 13-14 вв. кабардинцев этнич. процессы среди |
|ост. нас. привели к формированию совр. А. Социальное развитие А. |
|протекало неравномерно. Шапсугам, на-тухайцам и абадзехам (т.н. |
|демократич. племена) удавалось ограничивать права своего дворянства, |
|они управлялись выборными старшинами. Т.н. аристократические племена |
|(бжедуги, темиргоевцы, хатукаевцы и др.) управлялись князьями. С |
|1820-х гг. царское пр-во начало планомерное завоевание Адыгеи. Подъём |
|освободит. движения в годы Кавказской войны стимулировал исламизацию |
|А., сопровождался внутр. самоорганизацией А., складывались основы |
|военно-гос. союза всех групп А. Последние очаги сопротивления А. были |
|подавлены царскими войсками в 1864. Неск. сот тысяч А. в 1860-е гг. |
|были депортированы и рассеялись по странам Бл. Востока, меньшая .часть|
|А. переселилась в равнинные р-ны. В 1922 обр. Адыгейская авт. обл., с |
|1937 в составе Краснодарского края, с 1991 - Респ. Адыгея. Традиц. |
|занятия - пашенное земледелие (просо, ячмень, с 19 в. осн. культуры - |
|кукуруза и пшеница), садоводство, виноградарство, скотоводство (кр. и |
|мелкий рог. скот, коневодство). Дом. промыслы - плетение, ткачество, |
|бурочное и кожевенное произ-во, резьба по камню и дереву, золотое и |
|серебряное шитьё. Традиц. поселения состояли из отд. хуторов-усадеб, |
|делились на патронимич. части, на равнине - улично-квартальной |
|планировки. Традиц. жилище турлучное, однокамерное, к к-рому |
|пристраивали дополнит. изолир. помещения с отд. входом для женатых |
|сыновей. Одежда общесеверокавказского типа, у мужчин - нательная |
|рубаха, бешмет, черкеска, ременный пояс с серебряным набором, штаны, |
|войлочная бурка, папаха, башлык, узкие войлочные или кожаные ноговицы;|
|у женщин - шаровары, ниж. рубаха, облегающий кафтанчик, длинное |
|распашное платье с серебряным поясом и длинными нарукавными |
|лопастями-подвесками, высокая шапочка, обшитая серебряным или золотым |
|галуном, платок. В пище используются зерновые, мясные, молочные |
|продукты, широко употребляются овощи. В нач. 20 в. при преобладании |
|малых семей сохранялись болыпесемейные общины (до неск. дес. чел.). |
|Семейно-быто-вой уклад определялся патриархальными обычаями и нормами.|
|Однако в целом положение женщины было достаточно высоким. Было |
|распространено аталыче-ство. Для традиц. верований характерен |
|разветвлённый пантеон, почитание деревьев, рощ, лесов и т.д. Фольклор |
|включает нартский эпос, разнообразные песни - героические, лирич-, |
|бытовые и др., танцы. |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|