Народы Северного Кавказа
|овчинная шуба с ложными рукавами, овчинная папаха; у женщин - |
|туникообразиое чёрное платье-рубаха, штаны до пят, тёмное покрывало, |
|чёрный кожаный чепец-иакосник чухто, красный кушак, овчинная шуба и |
|куртка, кожаные, войлочные и вязаные сапожки. Обильны серебряные и |
|медные украшения. Мужчины до 40 лет брили голову, оставляя усы и |
|бороду. Пища: пресный хлеб (лепешки), варёные бобы, каши из муки, |
|хинкал с мясом или молоком, пироги, молоко, масло, творог, мясо |
|(жареное, варёное, вяленое). Б. были организованы в общицы-джа-мааты. |
|Преобладает малая двухпоколенная (иногда трёхпоколенная) семья, в нач.|
|20 в. встречались неразделённые семьи. Прочны родств. тухумные связи. |
|Предпочтительны кузенные браки. Богат песенный (преим. на аварск., а |
|также багулальск. яз.) и танц. фольклор, сохраняются пословицы, |
|поговорки, предания, сказки. Из календарных особ. характерен праздник |
|первой борозды. Сохранились остатки традиц. верований - вера в духов |
|природных объектов, культы святых, предков, светил, элементы магии. |
|Осн. мифологич. персонажи - джинны, дракон-аждаха и др. |
|БЕЖТИНЦЫ, бежтины (самоназв.), хьванал (аварск., "лошадники"), ка-пуча|
|(груз.), народ в России (8 тыс. чел.). Относятся к цезским народам, |
|коренное нас. Зап. Дагестана. Живут также в Грузии (1 тыс. чел.). |
|Общая числ. 9 тыс. чел. Говорят на бежтинском яз. Распространены |
|аварский, рус., груз., цезский, гунзибский, гинухскийяз. Письменность |
|на аварск. яз. на осп. рус. графики. Верующие - мусульмане-сунниты. На|
|своей этнич. терр. живут со 2-й пол. 1-го тыс. до н.э. Капучинцы |
|("земля Кафучи") упоминаются в араб. географич. соч. 10 в. Входили в |
|состав военно-поли-тич. союза Дидо, с 15 в.- в Андухо-Капу-чинский |
|союз конфедерации Антль-Ратль. С 18 в. союз распался на Анцух-ский и |
|Капучинский союзы сел. общий, в последнем были объединены Б. и |
|гунзиб-цы. Поддерживали тесные экон. и воен-но-политич. связи с |
|Грузией, с 16-17 вв. в Грузии живёт часть Б. После присоединения |
|Дагестана к России (1813) приняли участие в освободит, борьбе горцев |
|Дагестана и Чечни под рук. Шамиля. В 1921 вошли в состав Дагест, АССР,|
|с 1991 -Респ. Дагестан. В сов. время часть Б. переселилась на |
|Кумыкскую плоскость, между Тереком и Сулаком. Осн. традиц. занятия - |
|отгонное животноводство (гл. обр. овцеводство, также кр. рог. скот, |
|козы, лошади) и пашенное земледелие (ячмень, рожь, пшеница, полба, |
|овёс, бобовые, чеснок, табак). В сов. период увеличились площади под |
|зерновыми, получили развитие садоводство, овощеводство (гл. обр. на |
|Кумыкской плоскости). Семья преим. малая, до 30-40-х гг. 20 в. |
|бытовали формы неразделённой семьи. Сохраняется опр. значение |
|патриарх. кровнородств. объединений - ту-хумов. Б. были организованы в|
|об-щины-джамааты. Сохраняются традиции семейной, похоронно-поминальной|
|обрядности, обычаи почитания старших, родств. и соседок, взаимопомощи,|
|гостеприимства, куначества. Поселения двух типов - селение и хутор (до|
|40-50-х гг. 20 в.). Планировка ступенчато-кучевая и разбросанная, |
|подступы охранялись многоярусными боевыми башнями. Традиц. жилище - |
|пря-моуг., каменное 2-3-этажное, многокамерное, крыши плоские, у |
|отдельно стоящих построек двускатные. Традиц. открытые лоджии |
|вытеснены крытыми галереями. Муж. традиц. одежда: штаны, рубаха, |
|бешмет, черкеска, куртка, бурка, овчинные шубы и папахи, вязаные |
|шерст. сапоги, кожаная, войлочная обувь на дерев. подошве. До 2-й пол.|
|19 в. носили на поясе кинжал и нож. Голову брили, оставляя усы и |
|бороду. Жен. одежда: разл. платья-рубахи, платья, длинные штаны, |
|матерчатый пояс-повязка, чепец-накос-иик чухту, платки, шали, |
|разнообр. серебряные украшения. Обувь такая же, как у мужчин. Традиц. |
|пища мучная и мясо-молочная: разл. хинкалы, лепёшки, пресный и кислый |
|хлеб, тесто из толокна, каши, похлёбки, варёное мясо, сыр, пироги. |
|Отмечаются мусульм, и календарные праздники, характерны увеселит, |
|собрания, проводившиеся по половозрастному принципу. Пословицы, |
|поговорки, песни, баллады, сказки, плачи, колыбельные и т.д. |
|передаются на аварск. и бежтинск. яз. |
|Ботлихцы, буйхади (самоназвание) коренное население Западного |
|Дагестана в России Численность около 6 тыс. человек. Относятся к |
|андийским народам. Говорят на ботлихском языке. Распространнены |
|аварский, чеченский, русский языки Письменность на основе русской |
|кириллицы. В прошлом пользовались аджамской (араб.) письменностью. |
|Верующие - мусульмане-сунниты. Предположительно, с 1-го тыс. н.э. Б. |
|входили в состав политич. объединения Дидо в Зап. Дагестане (распалось|
|в 14-15 вв.), куда входили этносы андо-цезской (дидойской) языковой |
|группы. Исламизированы Б. в 16 в. К 14-15 вв. относят образование |
|союза сел. общин Технуцал на терр. нынешнего Бот-лихского р-на. С 16 |
|в. Б. попадают под влияние Авар. ханства. В 20-50-х гг. 19 в. Б. |
|активно участвовали в нац.-осво- бодительной борьбе горцев Дагестана и|
|Чечни. В 1921 вошли в состав Дагест. АССР, с 1991 - Респ. Дагестан. |
|Традиц. занятия Б.- садоводство с искусственным орошением (абрикосы, |
|персики, сливы, груши, яблоки, грецкий орех), виноградарство, |
|незначительное террасное пашенное земледелие (пшеница, рожь, ячмень, |
|овёс, просо; из технических культур - конопля, лён) и игравшее |
|вспомогат. роль жив-во - мелкий рог. (овцы, козы) и кр. рог. скот, в |
|небольшом числе лошади, ослы. Сады имели искусственное орошение. Были |
|распространены шерстяное прядение и ткачество, валяние шерсти, |
|обработка кожи, шитьё папах и обуви. Б. вели оживлённую торговлю с |
|Закавказьем и Сев. Кавказом, в основном фруктами. Селения компактные, |
|тесно застроенные, с кривыми улицами, встречаются улицы, проходящие |
|под домами. Селения разделены на кварталы по терр. принципу. Жители |
|делились на 7-8 тухумов (родств. группы). На самых высоких местах |
|ставились сторожевые башни "шеба" (в количестве 6-8). Жилища - |
|четырёхугольной, прямоугольной и Г-образной формы. Наиболее распростр.|
|типы -двухэтажные одно-, двух-, трёхкамерные каменные, с плоской |
|земляной крышей, с жилыми комнатами на втором этаже и помещением для |
|скота и хоз. инвентаря (внизу). Часто второй этаж имеет по фасаду |
|галерею на столбиках. Дерев- конструкции украшали резьбой. В кладке |
|стен встречаются плоские камни с геометрич. орнаментом, с изображением|
|животных, крестами. Нац. одежда общедаг. типа. Характерен женский |
|головной убор - "рогатая чухта". В комплект муж. костюма входи ли |
|рубаха туникообразпого покроя, штаны, бешмет, черкеска, овчинные шубы,|
|бурка, папаха. Обувь из сыромятной кожи, войлока, деревянная, кожаная.|
|Женщины носили нательную рубаху, штаны, платье в талию, головной убор |
|(к1ашт1а), платки с кистями и без них. Традиц. пища - блюда из |
|продуктов земледелия и животноводства, фрукты, орехи, овощи, |
|дикорастущие травы. Популярные блюда - хинкал, пироги с творожной |
|начинкой. Жанры традиц. фольклора разнообразны: сказки, легенды, |
|исторические и эт-погенетические предания, мифы, волшебные сказки, |
|бытовые рассказы, короткие сказки-шутки, песни, пословицы, поговорки, |
|загадки, детский фольклор, музыкальный фольклор. Фольклор Б. двуязычен|
|(на ботлихском и на авар. яз.). |
|ГИНУХЦЫ, генухцы, гьинози, гьенозе (самоназв.), народ в России. Числ. |
|0,6 тыс. чел. Относятся к цезским народам, коренное нас. Зап. |
|Дагестана. Говорят на гинухском яз. Распространены также аварский, |
|рус., гунзибский, бсжтинский, цезский и грузинский яз. Письменность на|
|аварск. яз. на осн. русской графики. Верующие - мусульмане-сунниты. В |
|раннем средневековье подвергались христианизации. В 15 - 2-й пол. 18 |
|вв. были исламизированы. После присоединения Дагестана к России (1813)|
|приняли участие в освободит, борьбе горцев Дагестана и Чечни под рук. |
|Шамиля. Приняли активное участие в антиколониальном восстании горцев |
|1877. После его подавления многие переселились в Турцию, Иран. С 1921 |
|в составе Дагестанской АССР, с 1991 - Респ. Дагестан. В 1947 Г. |
|насчитывалось 244 чел. В 1944 Г. принудительно были переселены на |
|терр. чеченцев; в 1957 вернулись на свою терр. Осн. традиц. занятие - |
|скотоводство, гл. обр. овцеводство. Разводили коров, коз; занимались |
|коневодством. На небольших участках террасного типа выращивали ячмень,|
|рожь, пшеницу, просо, овёс. Разводили пчёл, занимались охотой. Дом. |
|ремёсла: выделка шерстяного сукна, паласов, мешков, перемётных сум, |
|вязаной обуви и носков, войлока; кузнечное; изготовление деревянных |
|орудий труда и утвари. Половозрастное разделение труда жёстко |
|регламентировалось. Была развита торговля, в основном меновая. Осн. |
|занятия в наши дни: отгонное скотоводство (гл. обр. овцеводство) и |
|полеводство, овощеводство, садоводство в местах переселения. Основа |
|традиц. соц. организации - община (джамаат) скотоводов-воинов. |
|Сохранялась роль патриарх, кровнородств. объединений - тухумов. |
|Преобладала малая семья; сохранялись формы неразделённой семьи. Поныне|
|сохраняются традиции семейной обрядности, обычаи почитания старших, |
|родств. и соседской взаимопомощи, тухумной солидарности, |
|гостеприимства, куначества. Жилища прямоугольные в плане, каменные, |
|гл. обр. двухэтажные, с хлевом на нервом и жильём на втором этаже. |
|Крыши двух типов: двускатные, крытые дранкой, и плоские, земляные. |
|Второй этаж с фасада часто предваряется галереей; местами сохранились |
|открытые лоджии. Муж. традиц. одежда: туникообразная рубаха, штаны, |
|бешмет, черкеска, бурка, разл. овчинные шубы, овчинная папаха, вязаные|
|шерстяные сапоги с узорным цветным орнаментом, низкая сыромятная |
|обувь, туфли на твёрдой подошве, сапоги из лайки, войлочная обувь, |
|башмаки, ноговицы, со 2-й пол. 19 в. сапоги с каблуком русского |
|образца. Носили ремень с серебряными украшениями; кинжал в кожаных |
|(реже - в серебряных) ножнах. Жен. традиц. одежда: туникообразные |
|платья-рубахи, отрезные распашные платья; штаны с узкими штанинами до |
|щиколоток; чепец-накосник чухту; шерстяные и шёлковые платки, тёплые |
|шерстяные шали; матерчатый пояс-повязка. Обувь та же, что и у мужчин |
|(кроме лайковых и кожаных сапог). Украшения серебряные с драгоценными |
|камнями. Пища в осн. мучная и мясо-молочная. Осн. блюда - хинкалы, |
|толокняное тесто, лепёшки, хлеб, каши, пироги с сыром, травой, мясом, |
|вареники, молочные и мясные похлёбки. Устное нар. творчество |
|(пословицы, поговорки, загадки, притчи, анекдоты, песни, баллады, |
|сказки) на аварском и гинухском яз. Развита нар. медицина. Сохранились|
|традиц. представления, связанные с магией, культом предков, анимизмом,|
|тотемизмом и др., верой в чертей, джиннов, хозяев леса, гор, реки, |
|рощи, озера и т.д. |
|ГОДОБЕРИНЦЫ, гъибдиди (самоназв.), народ в России. Числ. ок. 3 тыс. |
|чел. Относятся к андийским народам, коренное нас. Зап. Дагестана. |
|Говорят на годоберинском яз., имеющем диалекты. Распространены авар., |
|рус. яз. Письменность на авар. яз. на осп. рус. графики. Верующие - |
|мусульмане-сунниты. К кон. 14 в. часть Г. исповедовала христианство, |
|часть - традиц. верования. Исламизиропаны Г. в 16 в. Распространение |
|ислама, а затем и арабской письменности способствовали ускорению |
|культурного развития Г. После присоединения Дагестана к России (1813) |
|приняли участие в освободительной борьбе горцев Дагестана и Чечни под |
|рук. Шамиля. В 1921 вошли в состав Дагестанской АССР, с 1991 -Респ. |
|Дагестан. По переписи 1897 Г. насчитывалось 1172 чел., 1926 - 1512. В |
|февр. 1944 жители с. Зибирхали были переселены в Чечено-Ингушетию, в |
|1957 в Дагестан на равнину в Хасавюртовский р-н, с. Терочное. Традиц. |
|занятия Г.- пашенное земледелие (пшеница, ячмень, просо, позже |
|кукуруза) и скотоводство. Важное место занимали садоводство, |
|виноградарство, охота и пчеловодство. Домашняя промышленность и |
|ремёсла: ткачество, обработка кожи, шерсти, металла, дерева, камня, |
|производство войлока. Осн. совр. занятия - земледелие, скотоводство, |
|садоводство, подсобное - пчеловодство. Мн. Г. живут в городах, заняты |
|в пром-сти. Традиц. поселения на холмах, улицы довольно широкие, |
|неправильно расположенные. Центр селения - мечеть и годе-кан, где |
|мужчины проводили свободное время. Подступы охранялись сторожевыми и |
|боевыми башнями. Поселения возникали как территориально-тухумные, с |
|16-17 вв. имели чисто терр. характер. Традиц. жилище из камня, дерева |
|(в последнее время - также из самана), чаще одноэтажное, квадратное в |
|плане, каркас-но-столбовое; ныне дома совр. типа. Традиц. одежда |
|сходна с одеждой бот-лихцсв. В основе муж. костюма - тунико-образная |
|рубаха, штаны, бсшмет, черкеска, папаха, овчинные шубы разнообразной |
|формы, бурка. Носили пояса, газыри и кинжалы. Традиц. обувь нескольких|
|типов, из сыромяти, сафьяна, войлока и т.д. В комплекс жен. одежды |
|входили платье-рубаха, платье в талию, штаны, головной убор (украшался|
|серебряными монетами, нашивными кольцами), платок и кожаные с |
|войлочным голенищем сапоги с загнутым носком. В традиц. пище |
|преобладают молочные продукты (сыр, творог, кислое молоко, сыворотка),|
|распространены блюда из мясных продуктов (колбаса, нутряной жир, |
|курдюк), из муки, растительные и овощные (тыква); наиболее |
|распространённое - хинкал с мясом и без него, с приправой. В основе |
|традиц. социальной орг-ции -сел. община, большое значение имели |
|патриарх, кровнородств. объединения -тухумы. Семья малая, счёт родства|
|ведётся но отцовской и по материнской линиям. Широко распространена |
|родств. и соседская взаимопомощь. Похорон-но-помипальпая обрядность |
|сочетает элементы домусульм. и мусульм. обрядов. Жанры фольклора |
|разнообразны -предания, легенды, сказки, песни, пословицы, поговорки и|
|т.п., нек-рые двуязычны (передаются также на аварск. яз.). Популярны |
|легенды и предания о первых поселенцах, о местных героях, о |
|происхождении тех или иных тухумов. Развита нар. медицина. Сохраняются|
|домусульм. анимистич. представления (вера в духов, культы предков, |
|деревьев и т.п.). |
|ГОРСКИЕ ЕВРЕИ, джухур (само-назв.), этнолингвистич. группа евреев в |
|России (11,3 тыс. чел., в т.ч. в Дагестане 3,6 тыс. чел., |
|Кабардино-Балкарии -3,2 тыс. чел., Чечне и Ингушетии -2,6 тыс. чел.). |
|Живут также в Азербайджане - 5,5 тыс. чел. Общая числ. в пределах быв.|
|СССР - 18,5 тыс. чел. Язык - татский иранской группы индоевроп. семьи.|
|Распространены аварский, кумыкский, азербайджанский, рус. языки. |
|Письменность на осн. рус. алфавита. Верующие - иудаисты. Судя по |
|языковым и косвенным исто-рич. данным, община Г.е. формировалась в |
|7-13 вв. в ходе иммиграции евреев из Сев. Ирана, а также, возможно, из|
|близлежащих р-пов Византийской им |
|Ингушетия. Чечня. |
|ИНГУШИ, галгаи (самоназв.), народ в России (215,1 тыс. чел.), в т.ч. в|
|Ингушетии и Чечне (163,8 тыс.), в Сев. Осетии (32,8 тыс.) и др. Более |
|мелкие группы живут в Казахстане (20 тыс. чел.), Ср. Азии, а также на |
|Бл. Востоке. Общая числ. более 237 тыс. чел. Вместе с чеченцами (общее|
|самоназв. вайнах) относятся к коренному нас. Сев. Кавказа. Говорят на |
|ингуш, яз. нахско-даг. группы северо-кавк. семьи. Распространён также |
|рус. яз. Верующие - мусульмане-сунниты. В горах И. жили отд. |
|обществами: Галгаевское (отсюда самоназв. И.), Цоринское, |
|Джейраховское и Мецхальскос. Переселение на равнину начинается в 16-17|
|вв. Одним из гл. направлений ингушской миграции с гор являлись |
|Тар-ская долина и др. земли по р. Камбилеевке. Здесь не позднее кон. |
|17 в. расположилось с. Онгушт (отсюда назв. И.), ныне с. Тарскос |
|Пригородного р-на Сев. Осетии. Особенно интенсивным стал миграционный |
|процесс в 19 в. В 1810 Ингушетия вошла в состав России. В 1817 местное|
|население было переселено из большей части Сунженского р-на в Назрань.|
|В 1924 в составе РСФСР была выделена Ингушская АО, в г. Владикавказе |
|размещался ее административный центр, в 1934 она объединена с |
|Чеченской АО в Чечено-Ингушскую АО, в 1936 преобразованную в АССР. В |
|1944 И. вместе с чеченцами были насильственно депортированы в Ср. Азию|
|и Казахстан, республика упразднена. В 1957 Чечено-Ингушская АССР |
|восстановлена, народ вернулся на свою терр., при этом Пригородный р-н,|
|составляющий около половины терр. плоскостной Ингушетии, остался в |
|составе Сев.-Осетинской Республики, что служит источником конфликта И.|
|с осетинами, занявшими там дома и земли. Принятие в апр. 1991 закона |
|"О реабилитации репрессированных народов" и самопровозглашение |
|независимости Чечни в нояб. 1991 вызвали движение за создание |
|самостоят. Ингушской респ. (обр. в 1992 в составе Рос. Федерации). В |
|результате вооруж. конфликта в Сев. Осетии и войны в Чечне в Ингушетию|
|въехало ок. 100 тыс. И. В хоз-ве нас. горной Ингушетии ведущее место |
|занимало альпийское скотоводство (овцы, коровы, лошади, волы), |
|сочетавшееся с земледелием (ячмень, овёс, пшеница), нущелий. Были |
|распространены жилые, полубоевые (высота 8-10 м) и боевые (12-16 м) |
|башенные постройки. Известны боевые башни в пять и реже шесть этажей |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|