Международное разделение труда и экономическое единство мира в ХХ веке
коммерческих банках доля иностранного капитала составляла 30% - 40%.
Благодаря деятельности международных фирм Россия стала частью системы
международного разделения труда. "Зингер" производил в России швейные
машины, равно как и в Канаде, Шотландии и Австрии, "Сименс" и "Эрикссон" -
телефонные аппараты, работали металлические заводы Гужона и Бромлея и т.д.
На французские деньги были построены Транссибирская железнодорожная
магистраль, питерский, киевский, одесский трамваи и т.п.
Это время было эпохой бурного развития Соединенных Штатов Америки. США в
значительной степени "строились" на иностранные деньги. Целые отрасли
экономики США находились под контролем иностранного капитала: например,
немцам принадлежала практически вся фармацевтическая промышленность.
Происходящие процессы привели к созданию крупных международных
монополистических групп и объединений. Но в то же время эти же процессы
приводили и к соперничеству различных монополистических союзов и стран, к
конкурентной борьбе за сферы влияния, за рынки сбыта. Тем более важно было
то, что существование системы широких связей между различными странами
приводило к тому, что любой конфликт где-либо на планете неминуемо должен
был перерасти в конфликт мирового масштаба, в мировую войну. Это и
произошло в 1914 году - началась Первая мировая война, вызвавшая
радикальные изменения в мире и полностью изменившая и политическую, и
экономическую карту Земного шара. Мир вошел в эпоху глобальной
дезинтеграции.
2 Глобальная дезинтеграция (1914-1945г.).
В августе 1914 года началась Первая мировая война. Непосредственной
причиной этого послужили противоречия между Австрией-Венгрией и Сербией по
вопросу национальных прав сербского народа. 28 июня 1914 года в сербском
городе Сараево был убит местным националистом эрцгерцог Франц-Фердинанд.
После этого Австро-Венгрия объявила войну Сербии. Вслед за этим мир
раскололся на два огромных враждующих лагеря: с одной стороны Германия,
Австро-Венгрия и Турция, а с другой Россия, вся Британская империя,
Франция, Италия.
С началом военных действий и с введением ограничений, свойственных
военному времени, начался развал системы свободной торговли. Так август
1914-го положил начало новой эпохе - глобальной дезинтеграции. Сразу же
резко выросли размеры импортных пошлин. В Канаде они выросли вдвое, в
Великобритании - в полтора раза. В 1915 году Великобританией был введён
33.3%-ный тариф на ввозимые в страну автомобили. Торговля между странами,
входящими в противоположенные блоки, была практически прекращена. Усилились
тенденции к созданию замкнутых национальных экономик. Прекращение импорта
чилийской селитры в Германию обусловило создание в ней новой отрасли -
промышленности связанного азота. Тогда же были предприняты первые попытки
по организации производства искусственного каучука. Если в довоенное время
на мировом угольном рынке господствовала Великобритания, то за время
прошедшее с начала войны, ряд стран, таких как Индия, Южная Африка,
Австралия наладили разработку каменного угля в собственных месторождениях.
По итогам войны Германия потеряла вложенные за границей капиталы, Франция
утратила роль международного ростовщика: половина её заграничных инвестиций
была утеряна в связи с революцией в России. Часть зарубежных предприятий, в
которые были вложены французские деньги, продали для оплаты военных долгов.
Восстановление международной торговли в послевоенные годы затруднялось
усилившимся протекционизмом и нестабильностью мировой валютной системы: на
всём протяжении 20-х годов таможенные тарифы росли. Торговля в Европе после
войны уменьшилась в несколько раз. США, достигнув к 1913 году такого же
доминирующего положения, что и Великобритания к началу “эры свободной
торговли”, провели снижение импортных пошлин до самого низкого в истории
страны уровня. Однако "фритрейдерство " не возродилось. Кризис 1920-1921
годов заставил вернуться к прежней практике протекционизма. К концу 20-х
годов уровень международной торговли на четверть, а зарубежного
инвестирования в 3 раза был ниже, чем перед войной.
С окончанием эпохи открытых границ завершились беспрецедентные по
масштабам глобальные миграции рабочей силы - главным образом из Европы в
Северную Америку. За 1870-1914 годы в США въехало около 30 миллионов
человек. После Первой мировой войны США резко ограничили приток
переселенцев, введя иммиграционные квоты.
Кризис 1929 года и Великая депрессия нанесли сокрушительный удар по
системе международного разделения труда. Летом 1930 года США резко повысили
уровень импортных пошлин - в среднем с 38% до 60%. Их примеру последовали
практически все участники мировой торговли. С начала 30-х годов во внешней
торговле получили распространение нетарифные барьеры. Откровенно
изоляционистский характер носили рекламные кампании под лозунгами
"Покупайте только английское!", " Покупайте только французское!", "
Покупайте только американское!". Между 1929 и 1932 годами международная
торговля сократилась более чем на 40%, в то время как мировое производство
- только на 20%. К 1938 году степень вовлечённости индустриально развитых
стран в систему международного разделения труда понизилась более чем вдвое
по сравнению с 1913 годом.
Желание преодолеть протекционистские барьеры побудило Японию, Италию,
Германию к территориальным и колониальным захватам, что вызвало начало
новой мировой войны (1939-1945гг.). Широкомасштабные и кровопролитные
военные действия почти полностью прервали какие-либо международные торговые
отношения. Война окончилась поражением выше перечисленных стран. После
установления мира начался новый этап развития международного разделения
труда.
3 Новая глобальная интеграция мировой экономики
во второй половине ХХ века.
После второй мировой войны многое пришлось начинать с начала. Процесс
восстановления системы международного разделения труда занял десятилетия.
Так степень вовлеченности развитых стран в международное разделение труда
составило в 1950 году лишь 60% от уровня 1913 года. Обороты внешней
торговли вернулись на докризисный уровень лишь к 60-ым годам.
Новому росту глобальной интеграции помогла новая промышленная революция,
развернувшаяся на Земном шаре во второй половине ХХ века. Она породила
такие отрасли как автомобилестроение, нефтедобыча и нефтепереработка,
точное машиностроение, которые стали движущей силой новой системы
международного разделения труда. В конце ХХ века сырая нефть и
нефтепродукты, автомобили и точная электроника - три важнейшие товарные
группы в мировой торговле, на которые приходится около половины мирового
экспорта.
Основы новой системы международной торговли были заложены ещё на
Бреттонвудской конференции в 1944 году. В 1947 году 23 странами было
подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), направленное
на снижение таможенных пошлин и других барьеров.
Наиболее известным из всех таможенных союзов является Европейское
сообщество (ЕС), или Общий рынок. ЕС было создано в 1957 году, когда
Франция, Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург подписали так
называемый Римский договор. Затем к соглашению присоединились Дания,
Ирландия, Великобритания, Греция, Испания, Португалия, Швеция, Финляндия и
Австрия. Всего на данный момент (1998 год) в договоре участвуют 15 стран.
В странах с развитой экономикой к 1998 году таможенные пошлины на
промышленные товары снизились до 4%. Во второй половине ХХ века внешняя
торговля росла значительно быстрее, чем материальное производство. За 45
лет объёмы производства выросли в 5,5 раза, а объёмы мировой торговли - в
14 раз.
Главным показателем вовлеченности страны в систему международного раз
деления труда является "процент вывоза". "Процент вывоза" - это отношение
вывоза продукта страны к собственному производству. Динамика этого
показателя по группе промышленно развитых стран показана в таблице №4.
|Год |Развитые |США |Западная |Япония |
| |страны | |Европа | |
|1890 |11,7 |6,7 |14,9 |5,1 |
|1913 |12,9 |6,4 |18,3 |12,6 |
|1929 |9,8 |5,0 |14,5 |13,6 |
|1938 |6,2 |3,7 |7,1 |13,0 |
|1950 |7,8 |3,8 |13,4 |6,8 |
|1953 |8,4 |4,3 |13,4 |7,5 |
|1960 |8,6 |3,8 |14,8 |8,9 |
|1970 |10,2 |4,0 |17,4 |9,7 |
|1975 |14,1 |6,6 |21,3 |11,0 |
|1980 |15,5 |7,7 |22,7 |11,8 |
|1990 |14,6 |7,2 |23,0 |9,6 |
|1992 |14,3 |7,5 |21,7 |8,8 |
|1995 |14,7 |7,9 |23,9 |8,4 |
Таблица 4. Экспортная квота экономики (1890-1995гг.)
(доля товарного экспорта в ВВП, %).
В 70-е годы степень вовлечённости стран мира в международное разделение
труда резко возросла, сравнялась с уровнем, существовавшем до первой
мировой войны, и превзошла его. В 1970 году страны Западной Европы
улучшили показатель 1913 года по доле товарного экспорта в ВВП (валовой
внутренний продукт).
Описанные процессы в экономике, гигантский прогресс в научно-технической
области определили политико-географический облик мира накануне XXI века.
Международное разделение труда в конце ХХ века
1 Отличительные особенности политико-географического
облика мира в конце ХХ века.
Новый этап в развитии мирового хозяйства характеризуется рядом
особенностей, имеющих глобальный характер.
1). Второй половине ХХ века характерен рост числа независимых
государств. Общее число государств увеличилось с 57 до 193. Мир становится
более сложным и многогранным как в политическом, так и в экономическом
отношении. Происходит окончательный распад колониальной системы, что
означало исчезновение элементов старых интеграционных систем. Кроме этого
произошёл распад одного из крупнейших государственных образований в мировой
истории - СССР.
В тоже время происходит процесс глобальной политической интеграции
народов всего мира. Свидетельством этого процесса является образование, и
успешное функционирование ряда мировых организаций, таких как ООН, ЮНЕСКО,
МВФ, Европейский парламент и тд. .
2). Большая роль в процессе международной интеграции принадлежит
транснациональным корпорациям (ТНК). Их хозяйственная деятельность
приобрела глобальный характер, как по географии, так и по масштабам
производства и торговли. Общее число ТНК в мире превышает несколько тысяч.
Наиболее крупными из них являются, например, Шелл, Кока-кола, Форд, Даймлер-
Бенц, Адидас, Сони, Самсунг и другие. Их продукция продаётся, без
преувеличения, во всех странах мира.
3). Расширению мирового рынка способствовало бурное развитие транспорта
(железнодорожного, авиационного, морского), широких межконтинентальных
связей.
Транспорт - это одна из важнейших отраслей экономики любой страны. В
эпоху научно-технической революции увеличились скорости, выросла
грузоподъёмность всех видов транспорта, и мир стал как бы доступнее. По дну
морей протянулись газо- и нефтепроводы, а по дну океанов - кабельные линии
(средство доставки информации). Изменения в транспортной сети мира с
середины ХХ века показаны в таблице №5.
|Виды путей сообщения |1950 г. |1970 г. |1990 г. |
|Железные дороги |1320 |1340 |1210 |
|Автодороги |15540 |19700 |23600 |
|Судоходные реки |560 |525 |544 |
|и каналы | | | |
|Нефте- и |175 |395 |600 |
|продуктопроводы | | | |
|Магистральные |186 |545 |900 |
|газопроводы | | | |
|Воздушные пути |3300 |5510 |7900 |
Таблица 5. Мировая транспортная сеть (тыс. км.).
Почти 80% перевозок между странами обеспечивает морской транспорт,
реализуя возможности международного разделения труда. В числе стран -
лидеров мирового торгового флота (по тоннажу) - Либерия, Панама, Япония,
Греция, США, Китай, Россия. Многие страны переводят сотни крупных судов под
”удобные” флаги развивающихся стран (Панама, Либерия) в связи со
стремлением снизить издержки и увеличить прибыли (используют дешёвую
рабочую силу развивающихся стран, налоговые льготы и т.п.). К крупнейшим
портам мира относятся: Роттердам (Голландия), Новый Орлеан, Нью-Йорк (США),
Нагоя, Иокогама (Япония), Сингапур, Гонконг и др..
Для многих стран мира большую роль играет речной транспорт. Он
обслуживает преимущественно внутренние потребности государств, но
осуществляет и международные перевозки.
Основу сухопутного транспорта составляют железнодорожный, трубопроводный
и автомобильный виды транспорта. Соотношение видов транспорта в грузовых и
пассажирских перевозках различно в разных странах мира.
Роль железнодорожного транспорта постепенно уменьшается, хотя всё равно
остаётся огромной. Крупнейшую протяжённость имеют железнодорожные сети США
(240 тыс. км.), России (86 тыс. км.), Индии (61 тыс. км.) и Китая (53 тыс.
км.).
Автомобильный транспорт развивается очень динамично. Он играет ведущую
роль в перевозках пассажиров, а также грузов на короткие и средние
расстояния. В настоящее время мировой автомобильный парк насчитывает 0,5
млрд. автомобилей (80% в развитых странах).
Трубопроводный транспорт относится к числу новых видов средств
сообщения, интенсивно развивающихся в настоящее время. Развитее энергетики
стимулировало расширение сети нефтепроводов и газопроводов. Появились
продуктопроводы, по которым транспортируется уголь и железная руда.
Крупнейшие трубопроводы расположены в России (газопровод ”Дружба” - 5,5
тыс. км. и нефтепровод Уренгой - 4,5 тыс. км.), в Канаде (нефтепроводы
Редуотер - Порт-Кредит (4,8 тыс. км.) и Эдмонтон - Монреаль(3,2 тыс. км.))
и в США (продуктопровод Хьюстон - Нью-Йорк (2,5 тыс. км.)). Себестоимость
транспортировки по трубопроводам втрое ниже, чем по железным дорогам. Этот
вид транспорта обеспечивает стабильность, надежность перевозок, меньшее
загрязнение окружающей среды.
Воздушный транспорт - это вид наиболее скоростного, но дорогостоящего
транспорта играет важную роль в международных пассажирских перевозках.
В международных сообщениях участвуют свыше 1 тыс. аэропортов. Крупнейшие
агломерации мира имеют сразу несколько аэровокзалов - Нью-Йорк, Лондон,
Париж, Москва, Токио. Крупнейший воздушный парк (самолётный)
сконцентрирован в США, России, Канаде, Франции, Австрии и в ФРГ.
4). Гигантское значение имеет глобальное информационное объединение
мира. Во второй половине ХХ века широкое развитие получили такие новые виды
связи как спутниковая и кабельная. Благодаря им появилось возможность
быстрой и чёткой передачи информации в любые уголки земного шара.
Величайшим достижением человека в конце ХХ века явилось создание сети
Интернет, бурно развивающейся и растущей на наших глазах. Благодаря
появлению совершенных персональных компьютеров эта всемирная сеть связывает
не только государства, различные организации, но и отдельных граждан разных
стран. Она включилась и в систему всемирной торговли. Уже организовано
проведение многих торгово-финансовых операций непосредственно по сети
Интернет.
5). Научно-техническая революция привела к тому, что экономика мира
начала и конца ХХ века сильно отличаются по своему характеру. Это
отражается в том, что если экономика начала века была ”индустриальная”, то
нынешняя - ”постиндустриальная ”. Это отражается, в частности, на составе
рабочей силы в разных странах. Так, например, после 50-х годов в США
численность ”белых воротничков” превысила численность заводских рабочих,
что ознаменовало рождение первой в мире ”сервисной экономики”. К началу 70-
х годов сфера услуг стала ведущим сектором в экономике всех развитых стран.
6). Для конца века свойственно возникновение новой, высшей ступени
международного разделения труда - всемирной экономической интеграции. Она
представляет собой процесс развития глубоких и устойчивых взаимосвязей
групп стран, основанный на проведении ими согласованной межгосударственной
экономики и политики. Это проявилось в создании ряда международных
объединений.
Европейский Союз - экономическая группировка 15 западноевропейских
стран. 1 ноября 1993 года вступил в силу Маастрихтский договор. Его суть -
максимальная интеграция стран-участниц и превращение ЕЭС в Европейский Союз
(функции которого шире сферы экономики). Главные направления деятельности:
- постепенный переход от уже созданного единого рынка к полному
валютному экономическому союзу (в 1998 году была введена новая европейская
волюта ”евро”).
- проведение единой внешней политики
- решение совместными усилиями общих внутренних проблем
Страницы: 1, 2, 3
|