рефераты бесплатно

МЕНЮ


Международное разделение труда и экономическое единство мира в ХХ веке

Международное разделение труда и экономическое единство мира в ХХ веке

СЗУО г.Москвы

экспериментальная средняя школа №1189

Экзаменационный

реферат по географии

Международное разделение труда и экономическое

единство мира в ХХ веке.

Ученика 11 ''А'' класса

Сазонова Юрия

Руководитель:

Ольга Николаевна Петунина.

Москва 1999 год.

оглавление:

1. Введение 3

2. Мировая торговля. 4

2.1 Абсолютные преимущества. 4

2.2 Относительные преимущества 5

3. Две тенденции в экономике наций и всего мира в целом. 7

3.1 Протекционизм 7

3.2 Основные причины ограничения международной торговли. 7

3.3 Свободная торговля. 8

4. Мировая экономика в ХХ веке. 9

4.1 Pax Britannica (1846-1914) . 9

4.2 Глобальная дезинтеграция (1914-1945г.) . 11

4.3 Новая глобальная интеграция мировой экономики во второй

половине ХХ века. 13

5. Международное разделение труда в конце ХХ века 15

5.1 Отличительные особенности политико-географического облика

мира в конце ХХ века. 15

5.2 Основные направления экспорта и импорта в мире. 20

5.2.1 Энергетика мира. 20

5.2.2 Черная металлургия. 22

5.2.3 Цветная металлургия. 22

5.2.4 Машиностроение. 23

5.2.5 Сельское хозяйство. 24

6. Перспективы и проблемы политико-экономического развития мира в

будущем. 25

7. Заключение 29

Список приложений. 30

Список литературы: 39

Введение.

Наша страна переживает сложный момент своей истории. Социалистический

путь развития, которым шла страна в течение семи десятилетий, несмотря на

определённые успехи, оказался в целом недостаточно эффективен. Из-за более

низкой производительности труда, нерационального использования ресурсов и

чрезвычайно огромной бюрократической системы управления хозяйством, наша

страна отстала по многим показателям от многих индустриально развитых

государств мира. Особенно это проявилось в низком жизненном уровне

населения, в неразвитости ряда отраслей промышленности, связанных, в

первую очередь, с производством товаров широкого потребления и продуктов

сельского хозяйства.

В тоже время в мире во второй половине ХХ века очень ярко проявилась

тенденция к объединению стран всего земного шара в единую торговую и

экономическую систему, или, как её ещё называют, ”систему международного

разделения труда”. Поэтому вопрос о том, чтобы наша страна не осталась в

стороне от этого процесса является очень важным и злободневным. В связи с

этим меня очень заинтересовал вопрос о мировой торговле и современной

экономической картине мира. Я поставил себе задачу рассмотреть историю

возникновения, особенности развития и механизм функционирования системы

международного разделения труда.

Мировая торговля.

Великие географические открытия ознаменовали наступление эры широких

взаимоотношений между различными народами, населяющими земной шар. Как

известно, различные районы Земли отличаются большим разнообразием

климатических и природных условий. Благодаря этому товары, которые выгодно

производить на одних территориях, невыгодно, или вообще невозможно

производить на других. Нации торгуют друг с другом по тем же причинам, что

и отдельные люди и фирмы в пределах одной страны: обе стороны надеются

получить выгоду от сделок. Они выигрывают, поскольку торговля позволяет им

обменивать вещи, которые им не нужны (избыток товаров и услуг), на то, что

им действительно необходимо. Рассмотрим это подробнее, так как это является

основой для возникновения и существования системы международного

разделения труда.

1 Абсолютные преимущества.

В зависимости от климатических условий, природных и трудовых ресурсов,

технологий различные страны специализируются на производстве отдельных

продуктов и покупают остальные необходимые им за рубежом.

Одни страны, например Заир и Южная Африка, обладают существенными

запасами полезных ископаемых. Другие государства, как, например Гондурас и

Гватемала, по своему географическому положению имеют выгодные условия для

выращивания тропических фруктов. Третьи, Швейцария и Япония,

сконцентрировали большие технические возможности и квалифицированную

рабочую силу. В каждом из названых случаев особые условия дают государству

преимущества при производстве некоторых товаров и услуг.

Абсолютные преимущества в производстве продуктов складываются, когда

одна страна может выпускать их более эффективно, чем другая. Из-за

тропических климатических условий и географического положения Коста-Рика,

например, может выращивать бананы гораздо дешевле, чем производить

компьютеры. США, наоборот, обладают достаточно высокой технологией, имеют

оборудование и обученных рабочих для производства компьютеров. В результате

США имеет абсолютное преимущество в производстве компьютеров, а Коста-Рика

- в выращивании бананов.

Специализируясь на производстве тех продуктов, для которых они имеют

абсолютное преимущества, обмениваясь избыточной продукцией друг с другом,

Коста-Рика и США получат больше и бананов, и компьютеров, чем они имели бы,

если бы пытались производить и то и другое самостоятельно.

2 Относительные преимущества.

Большинство государств не имеют абсолютных преимуществ, однако, они

участвуют в международной торговле, поскольку имеют так называемые

относительные преимущества. Об относительных преимуществах той или иной

страны говорят в том случае, когда альтернативная стоимость производства

продукта у неё ниже, чем у других государств. Под альтернативной стоимостью

понимается количество товаров и услуг, которое нужно отдать в обмен на

другие товары и услуги.

Проиллюстрируем относительные преимущества на международном уровне на

таком примере. Предположим, что страна А может произвести 12 реактивных

самолётов или 12 океанских танкеров. Страна Б равна по размерам стране А,

но, исходя из уровня технологии, она может произвести только 6 самолетов

или 3 танкера (см. таблицу №1).

|Страна А. |12 Страна Б.|

|12 | |

| |Самолёты |

|6 Самолёты | |

| |6 |

|0 Танкеры | |

|0 6 |Танкеры |

|12 |0 3 6 |

| |9 12 |

Таблица 1. Производственные возможности стран А и В.

Ясно, что страна А может производить больше как самолетов, так и

кораблей, чем страна Б. Но давайте более пристальнее взглянем на ситуацию.

Как показано в таблице, альтернативная стоимость одного самолета в

экономике страны А составляет один танкер. Другими словами, если А

предпочтет производить и самолеты, и танкеры, то она может выпускать

ежемесячно по шесть штук и того и другого или 4 одного и 8 другого (см.

таблицу № 2).

С другой стороны, эффективность страны Б в два раза ниже в производстве

самолётов, чем в строительство танкеров (см. таблицу 3).

|12 самолетов |0 танкеров |

|8 самолетов |2 танкеров |

|6 самолетов |4 танкеров |

|4 самолетов |6 танкеров |

|2 самолетов |8 танкеров |

|0 самолетов |12 танкеров |

Таблица 2. Производительность страны А.

|6 самолетов |0 танкеров |

|4 самолетов |1 танкеров |

|2 самолетов |2 танкеров |

|0 самолетов |3 танкеров |

Таблица 3. Производительность страны Б.

Страна А может создать больше кораблей и самолётов, чем Б, Однако в

пределах собственной страны Б обладает большей производительностью в

самолётостроении, поскольку она может произвести 2 воздушных лайнера за то

же времени, что и одно морское судно. Из-за разной эффективности стране А

выгоднее специализироваться на производстве кораблей, а стране Б - только

на производство самолётов. Обе они выиграют от взаимного обмена своей

продукцией. В случае А альтернативная стоимость одного самолёта равна

одному кораблю. Предположим, что страны заключили между собой договор об

обмене 2 танкеров (от А) на 3 самолёта (от Б). Если бы А предпочла

выпускать оба вида продукции, ей 3 корабля обошлись бы в 3 самолёта. Страна

Б соглашается поставить в А 3 воздушных судна взамен 2 морских.

Со своей стороны, страна Б сможет получить 2 танкера взамен 3 самолётов,

тогда как производство самостоятельно 2 кораблей обошлось бы ей в 4

самолёта.

Закон относительных преимуществ объясняет, почему страны

специализируются на производстве тех товаров и услуг, в области создания

которых, они обладают наибольшими относительными преимуществами.

Две тенденции в экономике наций и всего мира в целом.

Существование рассмотренных выше относительных и абсолютных преимуществ

приводит к двум взаимоисключающим тенденциям в экономике отдельных

государств - протекционизму и режиму свободной торговли.

1 Протекционизм.

Этот вид политики состоит в том, что государство ограничивает торговлю с

другими государствами. Осуществляется он с помощью ряда мер:

1) Вводятся тарифы - налоги на ввозимые из-за рубежа (импортные) товары.

Они делают иностранную продукцию более дорогой, чем аналогичную

отечественную, которой поэтому потребители и отдадут предпочтение.

2) Устанавливаются ограничения на количества импортируемых товаров

определенного наименования и вида - квоты. Подобно тарифам, квоты снижают

иностранную конкуренцию на внутреннем рынке.

3) Применяются экспортные субсидии, то есть выплаты, позволяющие им

продавать свою продукцию за рубежом по более низким, так называемым

демпинговым, ценам.

2 Основные причины ограничения международной торговли.

Какие аргументы могут быть выдвинуты в поддержку использования

ограничений внешней торговли? Во-первых, защита отраслей, связанных с

национальной обороной. Если в этих отраслях господствуют иностранные

конкуренты, то эти отрасли могут оказаться в сложном положении в период

войны. Во-вторых, многие страны используют протекционистские барьеры для

защиты своих еще недостаточно развитых отраслей в момент их интенсивного

роста.

Третьей причиной часто служит защита более развитых стран, таких как

США, от конкуренции более дешевой иностранной рабочей силы. Некоторые

страны имеют возможность продавать свои товары в США по более низким ценам,

потому что их рабочие получают более низкую зарплату по сравнению с

американцами. Следовательно, американские рабочие должны либо согласиться

на более низкую заработную плату, либо потерять работу. Таким образом, в

задачи правительства США входит защита американских рабочих посредством

ограничений на товары, произведенные с использованием более "дешевой"

иностранной рабочей силы.

Но с другой стороны ограничительные меры, делающие импортные товары

более дорогими и, следовательно, менее доступными, чем они могли бы быть,

снижают жизненный уровень многих людей. Поэтому всегда в любой стране есть

много сторонников свободной торговли.

3 Свободная торговля.

Одним из её первых сторонников был известный английский экономист Давид

Рикардо (1772-1823гг.) Свободная торговля (фритрейдерство) представляет

собой политику, в которой тарифы и другие барьеры на пути торговли

между нациями устраняются. Для доказательства своей точки зрения Рикардо

разработал концепцию относительных преимуществ. Он сделал вывод, что

одна страна может импортировать товары из другой, если импортер

может производить их с меньшими затратами, чем экспортер.

Неограниченный обмен продукцией между государствами полезен в той же

мере, что и свободная торговля между различными частями одной

большой страны. Она выгодна странам так же, как выгодна

специализация и обмен между различными районами. Кроме того, устраняется

возможность проявления различных ответных мер, которые, как правило,

следуют на введение протекционистских ограничений.

Еще более важным является то обстоятельство, что специализация

различных стран в выпуске различных товаров и обмен между ними

дают возможность всем странам, большим и малым, получать больше

разнообразных товаров и услуг, чем, если бы они пытались

производить все самостоятельно. Это привело к созданию системы

глобального в масштабе всего Земного шара международного разделения

труда. Начиная с середины ХIХ века, история мировой экономики

характеризуется борьбой с протекционизмом за свободу международной

торговли.

Мировая экономика в ХХ веке.

1 Pax Britannica (1846-1914).

Большинство историков датирует появление по-настоящему глобальной

экономики сороковыми годами XIX в., когда железные дороги и пароходы

снизили транспортные издержки настолько, что крупномасштабные поставки

основной части товаров на дальние расстояния стали возможны и экономически

оправданы. Первая глобальная интеграция выросла из промышленной революции,

в результате которой была создана первая в истории фабрично-заводская

индустрия. Превращение Англии в "мастерскую мира" привело к коренному

изменению ее внешнеторговой политики. Индустриализация настолько укрепила

английскую экономику, что система покровительственных пошлин потеряла

значение. По уровню промышленного развития Англия значительно превосходила

другие государства и не нуждалась в защите от их конкуренции. С ростом

финансовых ресурсов потребность в таможенных тарифах отпала. Начиная с

1846г. Великобритания отказалась от политики протекционизма - началась

эпоха "свободной торговли". По принципу ”взаимного благоприятствования” в

60-х годах XIX века. Англия заключила двусторонние договоры с Францией,

Бельгией, Италией, Австрией, Швецией, Таможенным союзом германских

государств. Ко второй половине XIX в. была создана необходимая для

глобальной экономики транспортная, информационная и финансовая

инфраструктура. С 1838г. пароходное сообщение между Европой и Америкой

стало регулярным. В 40-50-е годы началось строительство больших океанских

пароходов. В 1869г. был открыт Суэцкий канал. Уже в 1866г. можно было

отправить за рубеж телеграмму. С середины XIX в. и до начала первой мировой

войны в сфере международных экономических отношений преобладал мировой

порядок, основанный на валютно-финансовых соглашениях, базирующихся на так

называемом "золотом стандарте". В середине прошлого века Великобритания

экспортировала более 1/3 производимых ею продуктов.

На основе этих процессов бурно развивалась система международного

разделения труда. Эта система повсеместно вторгалось в старый хозяйственный

уклад, вытесняла и реформировала его. Во многих странах создавались новые

отрасли, перерабатывающие уже не местное сырье, а сырье, привозимое из

самых отдаленных областей Земного шара. Эти отрасли вырабатывали продукты,

потребляемые не только внутри данной страны, но и во всех частях света. В

этот процесс были вовлечены не только страны европейского континента, такие

как Франция, Германия, Россия и др., но и страны всех других континентов.

Интересно, что именно в это время вводится обязательная маркировка

товаров, широко известная и в наше время : "Сделано в...".

В последней четверти XIX в. наряду с вывозом товаров большое значение

приобрела новая форма международных экономических связей - вывоз капитала.

Суть этого процесса состоит в том, что фирмы одних, в первую очередь

наиболее развитых стран, вкладывают свои средства в строительство в других

странах промышленных предприятий, дорог, каналов, средств связи и тд.

Переливы капитала из страны в страну превратились в один из главных

факторов развития мирового хозяйства. Британия ежегодно вкладывала до 40%

своих сбережений в зарубежных странах. В последней трети XIX века

национальный доход Англии вырос в три раза, а доходы от вложений за рубежом

в 9 раз. Аналогичный процесс наблюдался во Франции. Вывоз капитала в

значительной степени превышал экспорт товаров. Из-за большей прибыльности

заграничных инвестиций и ценных бумаг, во Франции 1870-1914 годов темпы

вывоза капитала значительно превышали темпы роста промышленного

производства: если за этот период объём промышленного производства

увеличился в 3 раза, то экспорт капитала в 6 раз. К началу Первой мировой

войны объём вывезенного за рубеж капитала в 1,6 раз превышал общую сумму

вложений в промышленность Франции.

С 90-х годов XIX века началась эпоха интенсивного прилива иностранного

капитала в экономику России. Перед первой мировой войной около трети

акционерного капитала в России принадлежало иностранцам. В российских

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.