рефераты бесплатно

МЕНЮ


Мариупольский торговый порт

(Донецка, Днепропетровска, Луганска, Запорожская). Выделяются также

Киевская (включая г. Киев), Харьковские, Одесская, Львовская и прочие

области, где основной объем промышленного производства территориально

сосредоточенный в областных центрах.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) состоит из группы областей

промышленного производства, которые специализируется на добыче, обогащении,

переработке и потреблении твердого минерального, редкого и газового

топлива, производстве, передачи и использовании электроэнергии и тепла.

Структура ТЭК Украины формируется с учетом топливно-энергетического

баланса, который сложился, и отображает территориальную специфику добычи

(производства) и потребления топливных и энергетических ресурсов.

Топливная промышленность республики состоит из каменноугольной, нефте-

и газодобычи, торфяной и нефтеперерабатывающей областей.

Угольная промышленность представлена добычей каменного и бурого угля.

Угольные шахты сосредоточиваются преимущественно в центральной и северных

частях Донецкой и южной части Луганской областей.

Нефтяная промышленность Украины характеризуется низкими показателями,

хотя потенциальные возможности ее добычи могут быть большими.

Ныне первое место из добычи нефти принадлежит Левобережной части

Украины, где работают нефтегазовые управления в Черниговской, Сумской и

Полтавской области. Здесь добывают свыше половины нефти в Украине. Второе

место занимает Прикарпатская область, где работают нефтегазодобывающие

управления - Бориславнефтегаз и Долинонефтегаз. Пока что маштабы добычи

нефти небольшие из-за недостатка средств и недостаточные поисковые работы.

Нефтеперерабатывающая промышленность Украины представленная

Лесечанским, Кременчугским, Херсонским, Бердянским, Дрогобицким и Львовским

нефтеперерабатывающими заводами.

Газовая промышленность - наиболее молодая область топливной

промышленности Украины.

Основные залежи естественного газа расположенны в Харьковской, ,

Полтавской, Днепропетровской и Черниговской областях.

Торфяная промышленность является одной из древнейших областей

топливной промышленности. Основные месторождения торфа сосредоточенны в

Сумских, Черниговских, Житомирской, Ровенской и Львовской областях. Добыча

его небольшая.

Электроэнергетика является составной частью ТЭК. Она влияет не только

на развитие народного хозяйства, а и на территориальную организацию

продуктивных сил.

Все электростанции Украины разделяют на четырех вида. В основу

деления положен признак используемого ресурса:

· тепловые электростанции, которые работают на твердом, редком и

газообразном топливе· гидравлические, что используют соответствующие

гидроресурсы и делятся на гидроэлектростанции, гидростимуляционные и

приливные;

· атомные, которые в виде топлива используют обогащенный уран или

другие радиоактивные элементы;

Металлургическая промышленность служит основой развития машиностроения,

металлообработки и строительства. Современная черная металлургия держит

одно из видных мест в народном хозяйстве страны и является материальной

базой всего комплекса трудной индустрии Украины.

Черная металлургия влияет на развитие всех областей народного хозяйства

Украины как главнейший потребитель топлива и электроэнергии, воды. В состав

черной металлургии входит добыча, обогащение и агломерация железных,

марганцевых и хромированных руд; производство чугуна, доменных

ферросплавов, стали и проката, электроферосплавов, металлов промышленного

значения, вторичная переработка черных металлов и коксование угля, добыча

вспомогательных материалов.

Цветная металлургия включает добычу, обогащение, металлургическую

переработку цветных руд, драгоценных и редчайших металлов, в том числе

производство сплавов, прокат цветных металлов, переработку вторичного сырья

и добыча цветного камня.

В структуре производства цветных металлов Украины ведущее место сядет

алюминиевая промышленность, которая состоит из производства глинозема и

алюминия. Основной алюминиевой рудой являются бокситы, запасы которых в

Украине небольшие. В Украине есть значительные запасы нефелиновых пород,

которые могут быть сырьевой базой большой алюминиевой промышленности.

Машиностроительный комплекс охватывает два десятка специализированных

областей. К нему относятся практически все области машиностроения (кроме

часовой). Он служит основой трудной индустрии и играет решающую роль в

создании материально-технической базы.

Химико - лесной комплекс охватывает области промышленности, которые

производят сырье и конструкционные материалы. К ним прежде всего

принадлежит химическая и лесная промышленность, которые обеспечивают

народное хозяйство минеральными удобрениями, содой, фабрами, горюче-

смазочными продуктами, пластмассами, синтетическими волокнами,

пиломатериалами, бумагой, целлюлозой и многими вторыми видами сырья и

материалов.

Украина имеет мощную сырьевую базу для развития химической промышленности.

Химическая промышленность наиболее развита в Донбассе, Приднепровье и

Прикарпатье.

Нефтеперерабатывающая промышленность сосредоточена в районах добычи нефти,

в портовых огородах Украины, в Донбассе, Приднепровье, Прикарпатье и

центральной части Украины. Это нефтеперерабатывающие предприятия Одессы,

Херсона, Бердянска, Кременчуга, Лисичанска, Запорожья, Винницы, Дрогобыча,

Борисслава, Надворной и Львова.

Составными частями лесного комплекса Украины является лесохозяйственный,

деревообрабатывающий, целлюлозно-бумажный, лесохимический подкомплексы.

Лес в Украине заготовляется в основном в Ивано-Франковских, Закарпатских,

Волынских, Житомирской, Киевской и Черниговской областях.

Промышленность строительных материалов - комплекс областей в составе

трудной промышленности, которые изготовляют материалы, детали, и

конструкции для всех видов строительства.

В легкой промышленности наибольшей подгруппою является текстильная, к

которой относится первичная обработка текстильного сырья, хлопчатобумажных,

льняных, шерстяных, шелковых, нетканых материалов, конопле-джутовая,

текстильно-галантерейная, трикотажная подгруппы.

Основные проблемы и перспективы развития народнохозяйственного комплекса

Украины

Сложный период переживает ныне наша страна. Экономика всего народного

хозяйства, находятся в кризисном состоянии. Большая ответственность лежит

на группе экономистов страны, которая должны осуществлять реформирование

существующего экономического механизма в направлении рыночного развития.

При этом по объективной причине самим экономистам в ходе реформ следует

перевооружаться, так как в рыночной экономике существует свой аппарат,

отличный от аппарата периода административно-командной системы управления.

Нужно овладеть и пользоваться теорией спроса и предложения, предельной

полезности, концепцией цены производства, законами конкуренции, маркетинга,

инфляции, биржевой торговли, процессами опционов, спекуляции, кривыми

Филипса и Лафера, объединение свободного рынка и элементов государственного

регулирования и т.д.

Краткий обзор перспективы развития портов Украины.

Украина обладает мощным портовым потенциалом. На побережье Черного и

Азовского морей находится 18 морских торговых портов (Ренийский,

Измаильский, Усть-Дунайский, Белгород-Днестровский, Ильичевский, Одесский,

Южный, Николаевский, Октябрьский, Херсонский, Скадовский, Евпаторийский,

Севастопольский, Ялтинский, Феодосийский, Керченский, Бердянский,

Мариупольский) и 12 портпунктов, не считая значительного числа портов и

пристаней, принадлежащих предприятиям, не подведомственным Министерству

транспорта Украины, – рыбакам (4 морских рыбных порта), металлургам,

судостроителям, нефтегазодобытчикам.

По данным института Черноморниипроект, десятки лет готовящего всю

техническую документацию по строительству, реконструкции, развитию портов

Черноморско-Азовского бассейна, общая протяженность причального фронта

основных 18 морских торговых портов превышает 38 км. Из них 11 км

предназначены для навалочных и насыпных грузов, около 15 км – для всех

видов генеральных грузов, 4,5 км – для пассажирских операций, 1,5 км – для

наливных грузов и 4 км – для вспомогательных операций.

Причальный фронт и территорию портов обслуживают около 600 портальных

кранов, около 1500 погрузчиков различных типов, 400 единиц других типов

портовой механизации. Порты имеют более 500 тысяч кв. метров крытых складов

и более 2 млн кв. метров открытых складских площадей.

Наиболее значительными из морских торговых портов Украины являются

расположенные неподалеку друг от друга (в северо-западной части Черного

моря) Одесский, Ильичевский и Южный порты. На их долю суммарно приходится

около 70% всего грузооборота украинских морских портов. Эти порты имеют

наилучшие морские подходы (осадка принимаемых судов от 11,5 до 14 метров),

в то время как другие в состоянии принимать суда со значительно меньшей

осадкой.

В Одесском и Ильичевском торговых портах находятся и крупнейшие в Украине

контейнерные терминалы.

В устьевой части крупнейших украинских рек Днепра и Южного Буга расположена

другая группа морских портов – Николаевский, Херсонский, Октябрьский,

Днепро-Бугский (порт глиноземного завода), работающих как с навалочными,

так и с генеральными грузами.

На берегах Крымского полуострова расположены морские Евпаторийский,

Севастопольский, Ялтинский, Феодосийский, Керченский торговые порты. Они

предназначены, прежде всего, для обслуживания транспортных потребностей

самого Крыма. Такие порты, как Ялтинский и Севастопольский, являются весьма

перспективными для развития пассажирских, круизных перевозок.

Феодосийскийторговый порт занимает второе место в Украине по перевалке

нефти и нефтепродуктов.

На северном побережье Азовского моря расположены Бердянский и Мариупольский

морские торговые порты, для которых характерна близость к наиболее

промышленно-развитым районам Украины – Донбассу и Приднепровью. Экспорт

металла и другой продукции этих регионов и обеспечивает основную загрузку

портов.

Украина имеет также три морских торговых порта в низовьях Дуная –

Ренийский, Измаильский и Усть-Дунайский. Через эти порты проходили

значительные грузопотоки в направлении придунайских стран. Но эти порты в

последние годы оказались в числе наиболее пострадавших предприятий: вначале

– от эмбарго ООН на торговлю с Югославией (в 1992–1995 годах), потом – от

прекращения сквозного судоходства по реке в 1999 году из-за разрушения

югославских мостов на Дунае.

Строились украинские морские торговые порты для нужд огромной страны –

Советского Союза – и перерабатывали в 1990 году более 120 млн тонн грузов.

Распад СССР, разрыв экономических и хозяйственных связей между возникшими

новыми государствами, экономический кризис в этих странах привели к резкому

сокращению грузооборота в украинских портах. Пик падения грузооборота

пришелся на 1996 год, когда было переработано всего 51 млн тонн.

В то время, как спад в экономике Украины продолжался (стабилизация

наметилась лишь в 2000 году), грузооборот в украинских морских торговых

портах с 1997 года начал неуклонно расти. В 1999 году он достиг 80,85 млн

тонн (в 1997 – рост на 12,2%, в 1998 – на 12,7%, в 1999 – на 16,8%, в

первой половине 2000 года – на 1,2%).

Сегодня морские порты Украины являются одними из наиболее благополучных в

экономическом отношении предприятий страны. В 1999 году прибыль портов от

погрузочно-разгрузочных работ достигла 408 млн гривен. Вместе с тем морские

порты имеют огромный резерв мощностей.

Украина пока не может обеспечить существенный рост объемов своей внешней

торговли. Свои надежды морские торговые порты возлагают на рост транзита,

чему способствует очень выгодное расположение Украины прежде всего для

грузопотоков из таких стран, как Россия, Белоруссия, Казахстан.

Определенные надежды связываются и с планами транзита каспийской нефти в

Европу через грузинские и украинские морские порты.

В 1999 году в структуре грузопереработки украинских морских торговых портов

доля экспорта составляла 50,8%, доля транзита –42,4%, импорта – 2,9%, доля

внутренних перевозок – 3,9%.

В структуре экспорта значительное место занимают металлы (48,1%), зерновые

(12,4%), нефть и нефтепродукты (9,2%), химические грузы и минеральные

удобрения (8,7%), строительные материалы (4,3%), руда (3,3%).

В транзите доминирует нефть и нефтепродукты (50,4%). Велика также доля

минеральных удобрений (10,8%), металлов (10,6%), угля (7,1%), наливных

химических грузов (5%).

В 1999 году в украинских морских портах было переработано 97 тысяч ТЕU.

Все 18 основных морских торговых портов Украины являются государственными

предприятиями. Этот их статус закреплен в Кодексе торгового мореплавания

Украины. Морские порты обладают большой самостоятельностью. В соответствии

с законом Украины о государственных предприятиях- государственные органы не

имеют права вмешиваться в их хозяйственную деятельность. Основным рычагом

влияния на политику портов со стороны Государственного департамента

морского и речного транспорта Украины и Министерства транспорта Украины

являются контракты с начальниками портов, которые заключает министерство.

В разработанной «Программе стабилизации и развития морского и речного

транспорта Украины до 2005 года» предусмотрена возможность реформирования

управления государственных портов (создание в портах государственных

морских администраций с передачей производственной и коммерческой

деятельности на территории портов в руки частных, смешанных компаний). В

Одесском морском порту с 1995 года начался эксперимент по организации

предприятий совместной деятельности с привлечением смешанных компаний. И

сегодня почти всю грузопереработку в порту осуществляют 7 таких

предприятий.

Другие порты тоже начинают привлекать иностранных и частных инвесторов для

создания специализированных комплексов по переработке грузов. Так был

построен и сегодня расширяется комплекс по переработке зерна в Ильичевском

морском торговом порту, построен комплекс по переработке минеральных

удобрений в Николаевском порту и т. д.

Помимо морских торговых портов, Украина также располагает 4 морскими

рыбными портами (Ильичевским, Севастопольским, Керченским и Мариупольским),

находящимися в ведомстве Государственного комитета рыбного хозяйства. Из

этих четырех портов один – Ильичевский – акционирован, остальные являются

государственными предприятиями. В связи с резким сокращением поступления

рыбной продукции в Украину морские рыбные порты почти полностью

переключились на переработку тех же грузов, что и торговые порты.

Переработкой грузов активно стали также заниматься многие судостроительные,

судоремонтные заводы, испытывающие нехватку заказов на свою основную

работу.

Что же касается таких морских портов, как «Азовсталь» и Днепро-Бугский, то

они фактически являются перевалочными комплексами крупных заводов:

соответственно комбината «Азовсталь» и Николаевского глиноземного завода.

По территории Украины протекает третья по величине река Европы – Днепр, что

еще издревне обусловило развитие здесь речного судоходства. На берегах

Днепра и Южного Буга расположено большое число речных портов и пристаней.

Десять крупнейших украинских речных портов (Черниговский, Киевский,

Черкасский, Днепродзержинский, Днепропетровский, Запорожский, Никопольский,

Новокаховский, Херсонский речной, Николаевский речной) в годы СССР

перерабатывали до 100 млн тонн грузов, прежде всего минерально-строительных

материалов. Однако последовавший за распадом Союза кризис экономики,

сокращение строительства, уход речного флота в поисках заработка на Дунай

привели к резкому сокращению грузопереработки в речных портах, поставив

некоторые из них на грань выживания. Если в Киевском речном порту,

например, в прежние годы перерабатывалось свыше 30 млн тонн грузов, то в

1999 году – 2 млн тонн.

Всего в 1999 году в речных портах было переработано 7,2 млн тонн. Еще в

1992 году украинские речные порты были акционированы. Уже в 2000 году три

порта из их числа – Запорожский, Херсонский речной и Николаевский речной –

были включены в состав АО «Укрречфлот», являвшегося владельцем

значительного пакета акций этих портов.

Большое число частных, смешанных экспедиторских, агентских, брокерских,

сюрвейерских, консалтинговых, крюинговых компаний обслуживает клиентов в

портах Украины.

Характеристика Мариупольского торгового порта

Экономика всех стран зависит от торговли, а торговля зависит от эффективной

работы транспорта.

Порт - это "ворота" на пути к национальной экономике, представляющие собой

деятельное, развитое предприятие, способное удовлетворить торговлю, быть

конкурентоспособным и обеспечить такие виды услуг, которые от него хотят

получить партнеры.

Мариупольский порт располагает необходимыми для этого условиями.

Это наличие достаточных глубин, высокая оснащенность порта перегрузочной

техникой, близость к индустриальным центрам Украины и России, хороший

доступ по рекам в глубь суши, развитая железнодорожная сеть, хорошая связь,

почта, телеграф, воздушное сообщение, опытные агенты и экспедиторы.

Мариупольский морской торговый порт - один из старейших портов Украины -

был открыт в 1889 году. Это порт с давними хорошими традициями и богатейшим

опытом работы.

Сегодня Мариупольский порт входит в тройку крупнейших портов Украины.

Мощности порта позволяют перерабатывать свыше 12 млн. тонн грузов в год. У

причалов принимаются суда длиной до 240м., с осадкой 8м.

Это наиболее крупный и развитый порт Азовского моря.

Выгодное положение порта определяется тем, что он находится в узле

транспортных коридоров, расположен в центре крупнейшего индустриального

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.