рефераты бесплатно

МЕНЮ


Мариупольский торговый порт

содержится 15—20 млрд т углеводородного сырья, что на порядок больше, чем

совокупные ресурсы нефти и газа. Сланцы могли бы стать значительным

источником нефтепродуктов, но при этом необходимо решить проблемы их

комплексного использования и сохранения живописных ландшафтов Карпат.

Полезные ископаемые можно районировать, то есть выделять их

территориальные различия. Самыми распространенными являются два вида этого

районирования — геологическое и экономико-географическое.

В геологическом районировании выделяют провинции, области, районы

полезных ископаемых и отдельные рудные поля. Все они обладают

отличительными свойствами.

Провинция полезных ископаемых — это большой участок земной коры,

охватывающий значительную часть тектонического региона — платформы

(например, Русской) или геосинклинального пояса (например, пояса новой,

альпийской складчатости).

Область — это часть провинции, которая охватывает тектонические структуры

более низкого порядка — антиклинориев, синклинориев и др. (например, горных

Карпат). Здесь выделяются пояса и бассейны полезных ископаемых в

зависимости от формы простирания (например, Карпатский пояс и Львовско-

Волынский бассейн).

Район полезных ископаемых — это часть области, характеризующейся

специфическими особенностями их сосредоточения в пределах пояса или

бассейна.

Наконец, рудное поле представляет собой группу месторождений, которые

объединены общим происхождением в одной геологической структуре. Площадь

рудного поля сравнительно невелика — от нескольких до десятков квадратных

километров. Поля состоят из месторождений, а они, в свою очередь, из тел

или участков.

Согласно экономико-географическому районированию полезных ископаемых

выделяются различные формы их территориального сосредоточения — кусты,

районы и зоны *.

Куст — это сочетание двух или нескольких месторождений на относительно

небольшой территории (приблизительно до 1 тыс. км2). Для него характерна

высокая территориальная сосредоточенность полезных ископаемых.

Район — это сосредоточение нескольких месторождений на значительной

территории с площадью свыше 3— 5 тыс. км2. В его составе отдельные, но не

обособленные, месторождения и кусты. Наиболее часто выделяются простой,

кустовой и смешанный виды районов в зависимости от особенностей

концентрации месторождений, которая объединяет их районы, кусты и отдельные

месторождения.

В зависимости от качественной специфики месторождений выделяются поли-и

Зона — это территориальная форма геопространственного сосредоточения

полезных ископаемых монокомпонентные кусты, районы и зоны. В качестве

примера можно назвать Львовско-Волынский монокомпонентный район (залежи

каменного угля). Прикарпатскую поликомпонентную зону (нефть, газ, озокерит,

калийная и поваренная соли, самородная сера, минеральные воды и др.),

Коростенский монокомпонентный куст (граниты).

Украина принадлежит к государствам со средней обеспеченностью ископаемыми

ресурсами. Обеспеченность некоторыми из них в несколько раз превышает

потребности (самородная сера, ртуть, графит, бром, каолин), другими — в

1,4— 1,0 раза (железные, марганцевые и титановые руды, поваренная соль,

кварцевое сырье). Об этом свидетельствует табл. 1. Таким образом, Украина

плохо обеспечена топливно-энергетическими ресурсами, особенно нефтью и

природным газом, рудами цветных металлов (алюминиевым, медным и свинцово-

цинковым сырьем), некоторыми видами химического сырья, особенно агроруд

(апатиты, фосфориты, калийные соли). В то же время обеспеченность многими

металлическими рудами — железными, марганцевыми, титановыми и сырьем для

изготовления строительных материалов (цементное сырье, строительный камень,

огнеупорные глины) высокая.

Вследствие этого Украина представляет собой одну из составных частей

международного разделения труда по топливу и сырью. Она массово

экспортирует самородную серу, поваренную соль, бесхлорные калийные

удобрения, графит, ртуть, каолин, высококачественное флюсовое (для выплавки

черных металлов) сырье, кварцевые пески, природный облицовочный и

строительный камень (особенно гранит, лабрадорит, базальт).

По данным НАН Украины, важными источниками поступления иностранной валюты

являются также продукты: железные руды (80—85 млн т в год), концентрат

марганца к его ферросплавы.

Украина стала импортером нефти и природного газа. В частности, в 1990 г. по

межреспубликанским связям сюда было завезено, главным образом из России,

более 54 млн. т нефти и 90 млрд. м3 газа. Теперь объемы этого импорта

сократились прежде всего в связи с переходом на мировые закупочные цены.

Зачастую вследствие зависимости Украины по энергоносителям Россия прибегает

к политическому шантажу (в частности, это имело место при соглашениях о

судьбе Черноморского военного флота, при ядерном разоружении и т. п.).

Поэтому Украине важно находить нефте- и газопоставщиков также и среди

других стран (Ближний и Средний Восток, Туркмения,

Азербайджан, Норвегия и др.).

Водные ресурсы.

Благодаря своим уникальным физическим и химическим свойствам вода широко

используется во всех отраслях производственной и непроизводственной сфер.

Наибольшую ценность имеют чисгые пресные воды, дефицит которых в Украине

все ощутимее. Водные ресурсы республики составляют поверхностные (реки,

озера, водохранилища, пруды) и подземные воды (рис. 4).

Основным элементом обогащения водного баланса Украины являются

атмосферные осадки, общий объем которых, по разным оценкам, составляет

366—377 км3. Из-за значительных затрат на испарение (свыше 80 % водного

баланса) на поверхностный местный сток в средний по обводненности год

приходится только около 50 км3. Водные ресурсы пополняются за счет

транзитного стока Дуная (вдвое больше, чем сток вcex рек Украины), Днепра,

Северского Донца и суммарно составляют почти 210 км3. Часть поверхностного

стока (Тиса, Прут, Западный Буг и др.) общим объемом 14 км3 выходит зa

пределы Украины.

Хотя самый большой объем стока приходится на Дунай, главную роль в

водообеспечении хозяйства Украины играют реки бассейна Днепра, который

охватывает 2/3 территории нашего государства. Сток Днепра возле Киева

составляет приблизительно 44 км3, возле Днепропетровска — 53,4 км3, а

дальше несколько уменьшается в связи с большим испарением с поверхности

Каховского водохранилища. Объем стока других рек значительно меньше:

Днестра — 8,7 км3, Тисы — 6,3 км3, Северского Донца — 5,0 км3, Южного Буга

— 3,4 км3.

Из трех тысяч озер Украины только 30 (1 %) имеют площадь более 10 км2.

Большинство пресных озер размещены на. Полесье (самое большое Свитязь—24,2

км2), закрытых солоноватых и соленых озер и лиманов — на побережьях Черного

и Азовского морей (Сасык (Кундук) — 210 км2, Тилигульский лиман — 160—170

км2, Ялпуг — 149 км2). Ресурсы пресных озерных вод составляют 2,3 км3,

солоноватых и соленых — 8,6 км3. Значительно пополняются ресурсы

поверхностных вод за счет строительства водохранилищ (в 1990 г. около 1100

общим объемом свыше 55 км3) и прудов (более 20 тыс., объемом 3 км3).

Большой каскад водохранилищ создан на Днепре, где их построено шесть

объемом 43,8 км3: Каховское (площадь — 2255 км2, объем 18,2 км3),

Кременчугское (2250 км2, объем — 13,5 км3). Киевское (922 км2, 3,73 км3),

Днепровское (Запорожское) (410 км2, 3,3 км3), Каневское (675 км2, 2,62

км3), Днепродзержинское (567 км2, 2,45 км3).

Наряду с определенным удобством создание этих водохранилищ имело ряд

негативных последствий: потеря 10 % стока Днепра на испаряемость и

инфильтрацию, замедление водообмена и самоочистки вод, затопление и

подтапливание огромных массивов плодородных почв.

Более эффективным является создание небольших водохранилищ или их каскадов

в Карпатах, на Подольской и Приднепровской возвышенностях, где при

минимальных площадях затопленных земель можно достичь больших объемов

скопления вод. Так, Днестровское водохранилище площадью 142 км2 имеет объем

3,0 км3.

Запасы более чистых в сравнении с поверхностными подземных вод превышают

20 км3, но для того, чтобы не истощать их вековые запасы, которые

пополняются довольно медленно, в год целесообразно использовать не более

5—6 км3 подземных вод. Большие ресурсы подземных вод сконцентрированы в

северных и западных областях Украины, а также в пределах Днепровско-

Донецкого артезианского бассейна.

В целом по запасам водных ресурсов из расчета на единицу площади и на

одного жителя Украина занимает одно из последних мест в в Европе, да и на

территории республики они распределяются очень неравномерно. Лучше всего

обеспечены водными ресурсами Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская

области, хуже всего — южные области Украины. На юге и востоке республики

проблемы водоснабжения решаются за счет использования транзитного стока,

однако это требует огромных средств на строительство каналов и

водопроводов, предварительную очистку и перебрасывание воды.

Моря, омывающие территорию Украины, конечно, можно рассматривать как

альтернативный источник водных ресурсов, но поскольку эти воды требуют

опреснения, а следовательно, значительных затрат средств и энергии, в

ближайшие годы использование их маловероятно. Большое значение Черного и

Азовского морей, длина береговой полосы которых почти 2 тыс. км, состоит в

том, что они дают выход Украине через проливы Босфор и Дарданеллы и

Средиземное море в Мировой океан. В связи с обеднением видового и

количественного состава сильно уменьшились рыбные ресурсы этих морей, хотя

в свое время Азовское море благодаря незначительной глубине, хорошему

прогреванию и смешиванию воды было наиболее рыбопродуктивным морем в мире.

Из-за повышения солености морей (Черного с 16—18 % до 18—20 %, Азовского с

11—12 % до 14 %) здесь исчезла ценная осетровая рыба. Поэтому следует

предпринять необходимые меры по уменьшению выбросов сточных вод, солености

этих морей и создать ряд рыборазводных заводов, чтобы восстановить рыбные

ресурсы морей. Кроме того, практически все Азовское море и северо-западная

часть Черного (особенно Каркинитский залив) пригодны для широкого развития

аквакультуры.

Особенностью Черного моря является наличие в нем, начиная со 150 м,

растворимого сероводорода, который глубже 200 м полностью вытесняет

кислород и делает море практически биологически мертвым. Однако уже сейчас

имеется возможность использования больших ресурсов сероводорода.

Важное значение для Украины имеют и рекреационные ресурсы этих морей.

Анализ работы транспортной системы Украины.

Краткий анализ работы транспортной системы Украины.

Уровень развития транспортной системы государства — один из важнейших

признаков ее технологического прогресса и цивилизованности. Потребность в

высокоразвитой транспортной системе еще более усиливается при интеграции в

европейскую и мировую экономику, транспортная система становится базисом

для эффективного вхождения Украины в мировое сообщество и занятия в нем

места, отвечающего уровню высокоразвитого государства.

Объективные условия трансформационных процессов в развитии Украины

обусловливают ее нацеленность на вхождение в мировую экономическую систему

и прежде всего — на экономическую интеграцию с ведущими западноевропейскими

государствами. Этот процесс, безусловно, приведет к росту товарообменных

операций между сотрудничающими странами. Кроме того, геостратегическое

расположение Украины позволяет ей быть выгодным мостом для транзитных

перевозок товаров и пассажиров между государствами Европы, Азии и Ближнего

Востока. Одной из определяющих систем, обеспечивающих грузовые и

пассажирские перевозки на территории Украины, является транспортная

система, к которой в рыночных условиях предъявляются высокие требования в

отношении качества, регулярности и надежности транспортных связей,

сохранности грузов и безопасности перевозки пассажиров, сроков и стоимости

доставки. В соответствии с этим состояние транспортных коммуникаций Украины

должно отвечать требованиям европейской интеграции.

Характеристика различных видов транспорта.

Железнодорожный транспорт

Железнодорожный транспорт является наиболее развитым в Украине (см.

табл.1), по общей длине путей он занимает четвертое место в мире (после

США, России и Канады). По грузообороту он выполняет основные объемы

перевозок — 40--.60 % (даже в год наибольшего спада— 1997 г. — свыше 40 %),

а по пассажирообороту является неоспоримым лидером — на него приходится

порядка 50—70 % общего объема перевозок. При большой разветвленности

путевой сети, большая половина которой — путевая сеть предприятий и

организаций, значительный процент составляют электрифицированные участки

(около 40 %), двух- и многопутевые участки (почти треть общей длины).

Железные дороги являются наиболее рентабельным видом транспорта для

перевозок вагонных партий грузов навалом - каменного угля, руды, песка,

сельскохозяйственной и лесной продукции - на дальние расстояния.

Наряду с этим, железнодорожный транспорт имеет высокую долю

изношенности основных фондов (по некоторым их главным видам-— 80— 90 %),

преобладающая часть путей смонтирована на деревянных шпалах, из которых

15—17 % непригодны для дальнейшего использования. Значительную часть

инфраструктурных объектов железной дороги необходимо признать устаревшими и

не отвечающими современным требованиям по выполнению своих основных

функций. Прежде всего, это касается железнодорожных вокзалов, станций,

гостиниц, средств связи и управления движением поездов. Технико-

экономические и эксплуатационные характеристики железной дороги снижаются

также из-за того, что ширина колеи отличается от западноевропейской, что

особенно отрицательно отражается на заграничных и транзитных перевозках.

Это требует содержания на западных границах страны 14 специально

оборудованных станций,

11 станций, где осуществляется перегрузка импортных грузов, и 8 пунктов

перестановки вагонов на тележки западноевропейской колеи.

Структура и производственные мощности связанных с данной отраслью

предприятий, перешедших под юрисдикцию Украины после распада СССР, которые

должны поддерживать эффективное функционирование железной дороги, не

обеспечивают ее пропорционального и гармоничного развития в перспективе. По

графикам 1 и 2 (см. приложение) видно, что объем перевозок грузов

железнодорожным транспортом по сравнению с 1985 годом значительно

уменьшился, однако за период 1996-1997г. отмечено снижение темпов

сокращений перевозок; что касается перевозок пассажиров, то темп сокращений

объема перевозок, за тот же период, увеличился, что, в большой, мере

вызвано повышением железнодорожных тарифов. В качестве мер по повышению

эффективности железнодорожного транспорта необходимы реконструкция и

переоснащение, частичное перепрофилирование, постепенное свертывание

избыточных и строительство новых мощностей.

С вхождением Украины в европейское экономическое пространство, с

увеличением в связи с этим объемов грузовых и пассажирских перевозок,

значение железнодорожного транспорта возрастает.

Роль железнодорожного транспорта в системе транспортных коммуникаций

Украины усиливается и тем, что через территорию государства пролегают

основные транспортные трансевропейские коридоры: Восток — Запад, Балтика —

Черное море. В частности, трансевропейская железнодорожная магистраль Е-30,

берущая начало в Берлине, пересекает Украину по маршруту Мостиска — Львов --

Киев и идет дальше до Москвы. Она же на территории Польши пересекается со

скоростными магистралями Е-59 и Е-65 и создает возможность скоростного

железнодорожного сообщения почти между всеми государствами Европы.

Автомобильный транспорт

Автомобильный транспорт занимает значительное место в пассажирских и

грузовых перевозках. Так, по объему перевозок грузов он стабильно

превосходит железнодорожный транспорт в 4,5—5 раз, а по объему перевозок

пассажиров — в 5—6 раз. Автобусным транспортом перевозится практически

столько же пассажиров, сколько всеми другими видами транспорта

(троллейбусным, трамвайным, железнодорожным, метрополитенным, таксомоторным

легковым, морским, речным, авиационным) вместе взятыми. Общая длина дорог и

улиц с твердым покрытием, включая длину улиц-набережных в городах и

поселках городского типа, превышает четверть миллиона километров.

Автомобильный транспорт доминирует в грузовых перевозках на короткие

расстояния (среднее расстояние перевозки 1 т грузов —• около 20 км), от

двери — к двери, обеспечивая при этом практически полную гарантию

сохранности груза, срочность и надежность перевозок. Многочисленные

автотранспортные предприятия имеют довольно полно укомплектованную

производственную базу и разветвленную сеть инфраструктурных объектов:

автовокзалов, автостанций, транспортно-экспедиционных предприятий,

терминалов и т. п.

Вместе с тем, автомобильные дороги Украины не отвечают европейским

стандартам по многим показателям, в частности таким как: скорость

передвижения, нагрузка на ось, обеспеченность современными дорожными

знаками и разметкой, необходимым количеством пунктов технической и

медицинской помощи, питания и отдыха, заправки топливом и смазочным маслом,

телефонной связи и др. Практически отсутствуют дороги 1 категории с

многорядным движением на высоких скоростях. Значительного улучшения требует

материально-техническая база организаций, осуществляющих развитие и

обслуживание автомобильной транспортной сети.

Территория Украины, особенно в ее западной части, находится на

перекрестке транспортных коридоров, соединяющих страны Юго-Восточной и

Северо-Западной Европы, поэтому с дальнейшим развитием рыночных отношений,

со становлением многочисленных предпринимательских структур следует ожидать

значительного повышения роли автотранспорта в оперативных, гарантированных

и безопасных в отношении сохранности грузов перевозках.

Морской транспорт

Морскому транспорту принадлежит третье место по грузообороту после

трубопроводного и железнодорожного транспорта, однако, по количеству

отправленных грузов он занимает незначительное место (около 1 %), как и

речной транспорт. Доминирующие объемы перевозок осуществляются в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.