Мариупольский торговый порт
содержится 15—20 млрд т углеводородного сырья, что на порядок больше, чем
совокупные ресурсы нефти и газа. Сланцы могли бы стать значительным
источником нефтепродуктов, но при этом необходимо решить проблемы их
комплексного использования и сохранения живописных ландшафтов Карпат.
Полезные ископаемые можно районировать, то есть выделять их
территориальные различия. Самыми распространенными являются два вида этого
районирования — геологическое и экономико-географическое.
В геологическом районировании выделяют провинции, области, районы
полезных ископаемых и отдельные рудные поля. Все они обладают
отличительными свойствами.
Провинция полезных ископаемых — это большой участок земной коры,
охватывающий значительную часть тектонического региона — платформы
(например, Русской) или геосинклинального пояса (например, пояса новой,
альпийской складчатости).
Область — это часть провинции, которая охватывает тектонические структуры
более низкого порядка — антиклинориев, синклинориев и др. (например, горных
Карпат). Здесь выделяются пояса и бассейны полезных ископаемых в
зависимости от формы простирания (например, Карпатский пояс и Львовско-
Волынский бассейн).
Район полезных ископаемых — это часть области, характеризующейся
специфическими особенностями их сосредоточения в пределах пояса или
бассейна.
Наконец, рудное поле представляет собой группу месторождений, которые
объединены общим происхождением в одной геологической структуре. Площадь
рудного поля сравнительно невелика — от нескольких до десятков квадратных
километров. Поля состоят из месторождений, а они, в свою очередь, из тел
или участков.
Согласно экономико-географическому районированию полезных ископаемых
выделяются различные формы их территориального сосредоточения — кусты,
районы и зоны *.
Куст — это сочетание двух или нескольких месторождений на относительно
небольшой территории (приблизительно до 1 тыс. км2). Для него характерна
высокая территориальная сосредоточенность полезных ископаемых.
Район — это сосредоточение нескольких месторождений на значительной
территории с площадью свыше 3— 5 тыс. км2. В его составе отдельные, но не
обособленные, месторождения и кусты. Наиболее часто выделяются простой,
кустовой и смешанный виды районов в зависимости от особенностей
концентрации месторождений, которая объединяет их районы, кусты и отдельные
месторождения.
В зависимости от качественной специфики месторождений выделяются поли-и
Зона — это территориальная форма геопространственного сосредоточения
полезных ископаемых монокомпонентные кусты, районы и зоны. В качестве
примера можно назвать Львовско-Волынский монокомпонентный район (залежи
каменного угля). Прикарпатскую поликомпонентную зону (нефть, газ, озокерит,
калийная и поваренная соли, самородная сера, минеральные воды и др.),
Коростенский монокомпонентный куст (граниты).
Украина принадлежит к государствам со средней обеспеченностью ископаемыми
ресурсами. Обеспеченность некоторыми из них в несколько раз превышает
потребности (самородная сера, ртуть, графит, бром, каолин), другими — в
1,4— 1,0 раза (железные, марганцевые и титановые руды, поваренная соль,
кварцевое сырье). Об этом свидетельствует табл. 1. Таким образом, Украина
плохо обеспечена топливно-энергетическими ресурсами, особенно нефтью и
природным газом, рудами цветных металлов (алюминиевым, медным и свинцово-
цинковым сырьем), некоторыми видами химического сырья, особенно агроруд
(апатиты, фосфориты, калийные соли). В то же время обеспеченность многими
металлическими рудами — железными, марганцевыми, титановыми и сырьем для
изготовления строительных материалов (цементное сырье, строительный камень,
огнеупорные глины) высокая.
Вследствие этого Украина представляет собой одну из составных частей
международного разделения труда по топливу и сырью. Она массово
экспортирует самородную серу, поваренную соль, бесхлорные калийные
удобрения, графит, ртуть, каолин, высококачественное флюсовое (для выплавки
черных металлов) сырье, кварцевые пески, природный облицовочный и
строительный камень (особенно гранит, лабрадорит, базальт).
По данным НАН Украины, важными источниками поступления иностранной валюты
являются также продукты: железные руды (80—85 млн т в год), концентрат
марганца к его ферросплавы.
Украина стала импортером нефти и природного газа. В частности, в 1990 г. по
межреспубликанским связям сюда было завезено, главным образом из России,
более 54 млн. т нефти и 90 млрд. м3 газа. Теперь объемы этого импорта
сократились прежде всего в связи с переходом на мировые закупочные цены.
Зачастую вследствие зависимости Украины по энергоносителям Россия прибегает
к политическому шантажу (в частности, это имело место при соглашениях о
судьбе Черноморского военного флота, при ядерном разоружении и т. п.).
Поэтому Украине важно находить нефте- и газопоставщиков также и среди
других стран (Ближний и Средний Восток, Туркмения,
Азербайджан, Норвегия и др.).
Водные ресурсы.
Благодаря своим уникальным физическим и химическим свойствам вода широко
используется во всех отраслях производственной и непроизводственной сфер.
Наибольшую ценность имеют чисгые пресные воды, дефицит которых в Украине
все ощутимее. Водные ресурсы республики составляют поверхностные (реки,
озера, водохранилища, пруды) и подземные воды (рис. 4).
Основным элементом обогащения водного баланса Украины являются
атмосферные осадки, общий объем которых, по разным оценкам, составляет
366—377 км3. Из-за значительных затрат на испарение (свыше 80 % водного
баланса) на поверхностный местный сток в средний по обводненности год
приходится только около 50 км3. Водные ресурсы пополняются за счет
транзитного стока Дуная (вдвое больше, чем сток вcex рек Украины), Днепра,
Северского Донца и суммарно составляют почти 210 км3. Часть поверхностного
стока (Тиса, Прут, Западный Буг и др.) общим объемом 14 км3 выходит зa
пределы Украины.
Хотя самый большой объем стока приходится на Дунай, главную роль в
водообеспечении хозяйства Украины играют реки бассейна Днепра, который
охватывает 2/3 территории нашего государства. Сток Днепра возле Киева
составляет приблизительно 44 км3, возле Днепропетровска — 53,4 км3, а
дальше несколько уменьшается в связи с большим испарением с поверхности
Каховского водохранилища. Объем стока других рек значительно меньше:
Днестра — 8,7 км3, Тисы — 6,3 км3, Северского Донца — 5,0 км3, Южного Буга
— 3,4 км3.
Из трех тысяч озер Украины только 30 (1 %) имеют площадь более 10 км2.
Большинство пресных озер размещены на. Полесье (самое большое Свитязь—24,2
км2), закрытых солоноватых и соленых озер и лиманов — на побережьях Черного
и Азовского морей (Сасык (Кундук) — 210 км2, Тилигульский лиман — 160—170
км2, Ялпуг — 149 км2). Ресурсы пресных озерных вод составляют 2,3 км3,
солоноватых и соленых — 8,6 км3. Значительно пополняются ресурсы
поверхностных вод за счет строительства водохранилищ (в 1990 г. около 1100
общим объемом свыше 55 км3) и прудов (более 20 тыс., объемом 3 км3).
Большой каскад водохранилищ создан на Днепре, где их построено шесть
объемом 43,8 км3: Каховское (площадь — 2255 км2, объем 18,2 км3),
Кременчугское (2250 км2, объем — 13,5 км3). Киевское (922 км2, 3,73 км3),
Днепровское (Запорожское) (410 км2, 3,3 км3), Каневское (675 км2, 2,62
км3), Днепродзержинское (567 км2, 2,45 км3).
Наряду с определенным удобством создание этих водохранилищ имело ряд
негативных последствий: потеря 10 % стока Днепра на испаряемость и
инфильтрацию, замедление водообмена и самоочистки вод, затопление и
подтапливание огромных массивов плодородных почв.
Более эффективным является создание небольших водохранилищ или их каскадов
в Карпатах, на Подольской и Приднепровской возвышенностях, где при
минимальных площадях затопленных земель можно достичь больших объемов
скопления вод. Так, Днестровское водохранилище площадью 142 км2 имеет объем
3,0 км3.
Запасы более чистых в сравнении с поверхностными подземных вод превышают
20 км3, но для того, чтобы не истощать их вековые запасы, которые
пополняются довольно медленно, в год целесообразно использовать не более
5—6 км3 подземных вод. Большие ресурсы подземных вод сконцентрированы в
северных и западных областях Украины, а также в пределах Днепровско-
Донецкого артезианского бассейна.
В целом по запасам водных ресурсов из расчета на единицу площади и на
одного жителя Украина занимает одно из последних мест в в Европе, да и на
территории республики они распределяются очень неравномерно. Лучше всего
обеспечены водными ресурсами Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская
области, хуже всего — южные области Украины. На юге и востоке республики
проблемы водоснабжения решаются за счет использования транзитного стока,
однако это требует огромных средств на строительство каналов и
водопроводов, предварительную очистку и перебрасывание воды.
Моря, омывающие территорию Украины, конечно, можно рассматривать как
альтернативный источник водных ресурсов, но поскольку эти воды требуют
опреснения, а следовательно, значительных затрат средств и энергии, в
ближайшие годы использование их маловероятно. Большое значение Черного и
Азовского морей, длина береговой полосы которых почти 2 тыс. км, состоит в
том, что они дают выход Украине через проливы Босфор и Дарданеллы и
Средиземное море в Мировой океан. В связи с обеднением видового и
количественного состава сильно уменьшились рыбные ресурсы этих морей, хотя
в свое время Азовское море благодаря незначительной глубине, хорошему
прогреванию и смешиванию воды было наиболее рыбопродуктивным морем в мире.
Из-за повышения солености морей (Черного с 16—18 % до 18—20 %, Азовского с
11—12 % до 14 %) здесь исчезла ценная осетровая рыба. Поэтому следует
предпринять необходимые меры по уменьшению выбросов сточных вод, солености
этих морей и создать ряд рыборазводных заводов, чтобы восстановить рыбные
ресурсы морей. Кроме того, практически все Азовское море и северо-западная
часть Черного (особенно Каркинитский залив) пригодны для широкого развития
аквакультуры.
Особенностью Черного моря является наличие в нем, начиная со 150 м,
растворимого сероводорода, который глубже 200 м полностью вытесняет
кислород и делает море практически биологически мертвым. Однако уже сейчас
имеется возможность использования больших ресурсов сероводорода.
Важное значение для Украины имеют и рекреационные ресурсы этих морей.
Анализ работы транспортной системы Украины.
Краткий анализ работы транспортной системы Украины.
Уровень развития транспортной системы государства — один из важнейших
признаков ее технологического прогресса и цивилизованности. Потребность в
высокоразвитой транспортной системе еще более усиливается при интеграции в
европейскую и мировую экономику, транспортная система становится базисом
для эффективного вхождения Украины в мировое сообщество и занятия в нем
места, отвечающего уровню высокоразвитого государства.
Объективные условия трансформационных процессов в развитии Украины
обусловливают ее нацеленность на вхождение в мировую экономическую систему
и прежде всего — на экономическую интеграцию с ведущими западноевропейскими
государствами. Этот процесс, безусловно, приведет к росту товарообменных
операций между сотрудничающими странами. Кроме того, геостратегическое
расположение Украины позволяет ей быть выгодным мостом для транзитных
перевозок товаров и пассажиров между государствами Европы, Азии и Ближнего
Востока. Одной из определяющих систем, обеспечивающих грузовые и
пассажирские перевозки на территории Украины, является транспортная
система, к которой в рыночных условиях предъявляются высокие требования в
отношении качества, регулярности и надежности транспортных связей,
сохранности грузов и безопасности перевозки пассажиров, сроков и стоимости
доставки. В соответствии с этим состояние транспортных коммуникаций Украины
должно отвечать требованиям европейской интеграции.
Характеристика различных видов транспорта.
Железнодорожный транспорт
Железнодорожный транспорт является наиболее развитым в Украине (см.
табл.1), по общей длине путей он занимает четвертое место в мире (после
США, России и Канады). По грузообороту он выполняет основные объемы
перевозок — 40--.60 % (даже в год наибольшего спада— 1997 г. — свыше 40 %),
а по пассажирообороту является неоспоримым лидером — на него приходится
порядка 50—70 % общего объема перевозок. При большой разветвленности
путевой сети, большая половина которой — путевая сеть предприятий и
организаций, значительный процент составляют электрифицированные участки
(около 40 %), двух- и многопутевые участки (почти треть общей длины).
Железные дороги являются наиболее рентабельным видом транспорта для
перевозок вагонных партий грузов навалом - каменного угля, руды, песка,
сельскохозяйственной и лесной продукции - на дальние расстояния.
Наряду с этим, железнодорожный транспорт имеет высокую долю
изношенности основных фондов (по некоторым их главным видам-— 80— 90 %),
преобладающая часть путей смонтирована на деревянных шпалах, из которых
15—17 % непригодны для дальнейшего использования. Значительную часть
инфраструктурных объектов железной дороги необходимо признать устаревшими и
не отвечающими современным требованиям по выполнению своих основных
функций. Прежде всего, это касается железнодорожных вокзалов, станций,
гостиниц, средств связи и управления движением поездов. Технико-
экономические и эксплуатационные характеристики железной дороги снижаются
также из-за того, что ширина колеи отличается от западноевропейской, что
особенно отрицательно отражается на заграничных и транзитных перевозках.
Это требует содержания на западных границах страны 14 специально
оборудованных станций,
11 станций, где осуществляется перегрузка импортных грузов, и 8 пунктов
перестановки вагонов на тележки западноевропейской колеи.
Структура и производственные мощности связанных с данной отраслью
предприятий, перешедших под юрисдикцию Украины после распада СССР, которые
должны поддерживать эффективное функционирование железной дороги, не
обеспечивают ее пропорционального и гармоничного развития в перспективе. По
графикам 1 и 2 (см. приложение) видно, что объем перевозок грузов
железнодорожным транспортом по сравнению с 1985 годом значительно
уменьшился, однако за период 1996-1997г. отмечено снижение темпов
сокращений перевозок; что касается перевозок пассажиров, то темп сокращений
объема перевозок, за тот же период, увеличился, что, в большой, мере
вызвано повышением железнодорожных тарифов. В качестве мер по повышению
эффективности железнодорожного транспорта необходимы реконструкция и
переоснащение, частичное перепрофилирование, постепенное свертывание
избыточных и строительство новых мощностей.
С вхождением Украины в европейское экономическое пространство, с
увеличением в связи с этим объемов грузовых и пассажирских перевозок,
значение железнодорожного транспорта возрастает.
Роль железнодорожного транспорта в системе транспортных коммуникаций
Украины усиливается и тем, что через территорию государства пролегают
основные транспортные трансевропейские коридоры: Восток — Запад, Балтика —
Черное море. В частности, трансевропейская железнодорожная магистраль Е-30,
берущая начало в Берлине, пересекает Украину по маршруту Мостиска — Львов --
Киев и идет дальше до Москвы. Она же на территории Польши пересекается со
скоростными магистралями Е-59 и Е-65 и создает возможность скоростного
железнодорожного сообщения почти между всеми государствами Европы.
Автомобильный транспорт
Автомобильный транспорт занимает значительное место в пассажирских и
грузовых перевозках. Так, по объему перевозок грузов он стабильно
превосходит железнодорожный транспорт в 4,5—5 раз, а по объему перевозок
пассажиров — в 5—6 раз. Автобусным транспортом перевозится практически
столько же пассажиров, сколько всеми другими видами транспорта
(троллейбусным, трамвайным, железнодорожным, метрополитенным, таксомоторным
легковым, морским, речным, авиационным) вместе взятыми. Общая длина дорог и
улиц с твердым покрытием, включая длину улиц-набережных в городах и
поселках городского типа, превышает четверть миллиона километров.
Автомобильный транспорт доминирует в грузовых перевозках на короткие
расстояния (среднее расстояние перевозки 1 т грузов —• около 20 км), от
двери — к двери, обеспечивая при этом практически полную гарантию
сохранности груза, срочность и надежность перевозок. Многочисленные
автотранспортные предприятия имеют довольно полно укомплектованную
производственную базу и разветвленную сеть инфраструктурных объектов:
автовокзалов, автостанций, транспортно-экспедиционных предприятий,
терминалов и т. п.
Вместе с тем, автомобильные дороги Украины не отвечают европейским
стандартам по многим показателям, в частности таким как: скорость
передвижения, нагрузка на ось, обеспеченность современными дорожными
знаками и разметкой, необходимым количеством пунктов технической и
медицинской помощи, питания и отдыха, заправки топливом и смазочным маслом,
телефонной связи и др. Практически отсутствуют дороги 1 категории с
многорядным движением на высоких скоростях. Значительного улучшения требует
материально-техническая база организаций, осуществляющих развитие и
обслуживание автомобильной транспортной сети.
Территория Украины, особенно в ее западной части, находится на
перекрестке транспортных коридоров, соединяющих страны Юго-Восточной и
Северо-Западной Европы, поэтому с дальнейшим развитием рыночных отношений,
со становлением многочисленных предпринимательских структур следует ожидать
значительного повышения роли автотранспорта в оперативных, гарантированных
и безопасных в отношении сохранности грузов перевозках.
Морской транспорт
Морскому транспорту принадлежит третье место по грузообороту после
трубопроводного и железнодорожного транспорта, однако, по количеству
отправленных грузов он занимает незначительное место (около 1 %), как и
речной транспорт. Доминирующие объемы перевозок осуществляются в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|