Учебное пособие: Налоговые органы Российской Федерации
Учебное пособие: Налоговые органы Российской Федерации
Содержание
Содержание. 1
1.
Налоговые органы Российской Федерации. 2
1.1. Налоговый Кодекс Российской Федерации о
системе налоговых органов России, их правах, обязанностях и ответственности. 2
1.2. Функции, полномочия и права Федеральной
налоговой службы России. Положение о ФНС России. 15
1.3. Функции, полномочия и права Управления
Федеральной налоговой службы России по субъекту Российской Федерации. 28
1.4. Инспекция ФНС России как основное звено
системы налоговых органов. Районные, межрегиональные
и межрайонные инспекции, обычные и специализированные инспекции. Функции,
полномочия и права инспекций Федеральной налоговой службы России. 35
1. Налоговые органы Российской
Федерации.
1.1. Налоговый Кодекс Российской
Федерации о системе налоговых
органов России, их
правах, обязанностях и ответственности.
Статьей
9 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) к налоговым
органам отнесены федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по
контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС), и его территориальные
органы.
В
соответствии со статьей 30 НК РФ налоговые органы составляют единую
централизованную систему контроля за:
-
соблюдением
законодательства о налогах и сборах,
-
правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет
налогов и сборов,
-
в
случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за
правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в
соответствующий бюджет иных обязательных платежей.
В
указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти,
уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его
территориальные органы.
До
весны 2004 года налоговыми органами в Российской Федерации являлись
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения в
Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. №
314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам было преобразовано в
Федеральную налоговую службу. При этом, функции МНС России по принятию
нормативных правовых актов в его сфере деятельности и по ведению
разъяснительной работы по законодательству Российской Федерации о налогах и
сборах были переданы Министерству финансов Российской Федерации.
Дата
преобразования МНС России в ФНС России тем же Указом президента была приурочена
к вступлению в силу федеральных законов, в которых был бы зафиксирован
измененный статус налоговых органов. Это объясняется необходимостью сохранить
преемственность в налоговой работе и обеспечить непрерывность налогового
контроля и сбора налогов. Соответствующие изменения были внесены в первую часть
Налогового кодекса РФ Федеральным законом от 29.06.2004 г. № 58-ФЗ, вступившим
в силу с 1 августа 2004 г. Именно по состоянию на эту дату МНС России было
преобразовано в ФНС России.
Распоряжением
Правительства РФ № 1024р от 30 июля 2004 г. Федеральной налоговой службе России
были подчинены управления по субъектам Российской Федерации, межрегиональные
инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления,
инспекции межрайонного уровня преобразованного МНС России и территориальные
органы упраздненной Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и
банкротству.
Органы
власти и управления Российской Федерации включают в себя три основных уровня –
федеральный уровень, уровень субъектов федерации и местный уровень. В настоящее
время также практически сформировался четвертый уровень – уровень федерального
округа.
В
соответствии с этой схемой строится и система налоговых органов. На федеральном
уровне функционирует Федеральная налоговая служба России (центральный аппарат, 8
межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, межрегиональная
инспекция ФНС России по централизованной обработке данных, ГНИВЦ, ряд
государственных унитарных предприятий ФНС России). На уровне федеральных
округов создано 7 межрегиональных инспекций ФНС России. На уровне субъектов
федерации созданы Управления ФНС России; на местном уровне – инспекции ФНС по
районам, районам в городах и городам без районного деления. В состав Управлений
ФНС России могут входить межрайонные инспекции.
Налоговые
органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с
законодательством Российской Федерации. Налоговые органы осуществляют свои
функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти,
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством
реализации полномочий, предусмотренных НК РФ и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации.
Налоговый
кодекс Российской Федерации устанавливает права и обязанности налоговых
органов, относящиеся ко всей системе ФНС России. Однако, в реальной жизни, эти
права и обязанности распределены между уровнями налоговой системы неравномерно.
Часть из них относится к аппаратам управления налоговой системой (ФНС и
Управления ФНС). Другая часть больше свойственна инспекциям ФНС.
В
соответствии со статьей 31 НК РФ, налоговые органы имеют право:
1.
Требовать
в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика,
плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным
государственными органами и органами местного самоуправления, служащие
основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов,
а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность
уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов. Порядок истребования документов
у налогоплательщиков и налоговых агентов установлен статьями 93 и 93.1 НК РФ.
2.
Проводить
налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ. Порядок проведения и
оформления результатов налоговых проверок установлен статьями 87 – 89 и 99 -
1011 НК РФ.
3.
Производить
выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента
при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания
полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.
Порядок проведения выемки регламентирован статьей 94 НК РФ.
4.
Вызывать
на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков,
плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой
(удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой
проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства
о налогах и сборах.
5.
Приостанавливать
операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в
банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или
налогового агента в порядке, предусмотренном НК РФ. Порядок приостановления
операций по счетам плательщиков установлен статьей 76 НК РФ, а ареста имущества
– статьей 77 НК РФ.
6.
В
порядке, предусмотренном статьей 92 НК РФ, осматривать любые используемые
налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов
налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские,
торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего
налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества
налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов
Российской Федерации.
7.
Определять
суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему
Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о
налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в
случаях:
-
отказа
налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру
производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий,
используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с
содержанием объектов налогообложения,
-
непредставления
в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов
документов, отсутствия учета доходов и расходов,
-
учета
объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка,
приведшего к невозможности исчислить налоги.
8.
Требовать
от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их
представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и
сборах и контролировать выполнение указанных требований.
9.
Взыскивать
недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном НК РФ. Порядок
взыскания налогов и пеня установлен статьями 46 – 48 НК РФ.
10.
Требовать
от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика,
плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм
налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему
Российской Федерации. Ответственность банков за нарушения законодательства о
налогах и сборах установлена статьями 132 – 136 НК РФ.
11.
Привлекать
для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков в
соответствии со статьями 95, 96, 97 НК РФ.
12.
Вызывать
в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо
обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля. Участие
свидетеля в делах о налоговых правонарушениях установлено статьей 90 НК РФ.
13.
Заявлять
ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных
юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных
видов деятельности.
14.
Предъявлять
в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:
-
о
взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях,
предусмотренных НК РФ;
-
о
возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию
вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета
налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении
операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом
недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика в порядке,
предусмотренном НК РФ;
-
о
досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;
-
в
иных случаях, предусмотренных НК РФ (В частности, пунктом 1 статьи 48 НК РФ
установлено право налоговых органов обращаться в суд в случае неисполнения
налогоплательщиком – физическим лицом в установленный срок обязанности по
уплате налога. В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ, взыскание налога с
организации не может быть произведено в бесспорном порядке, если обязанность по
уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации
сделок налогоплательщика с третьими лицами или юридической квалификации статуса
и характера деятельности налогоплательщика – эта норма предполагает судебный
порядок взыскания налога.).
Налоговые
органы осуществляют также другие права, предусмотренные НК РФ.
Вышестоящие
налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых
органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и
сборах.
В
соответствии с Налоговым кодексом РФ (статья 32), налоговые органы обязаны:
1.
Соблюдать
законодательство о налогах и сборах.
2.
Осуществлять
контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в
соответствии с ним нормативных правовых актов. Понятие и общие правила
налогового контроля приведены в статьях 82 – 105 НК РФ.
3.
Вести
в установленном порядке учет организаций и физических лиц.
4.
Бесплатно
информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков
сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о
налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах,
порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях
налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях
налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых
деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.
5.
Руководствоваться
письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по
вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
6.
Сообщать
налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке
на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов
Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и
сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов
сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для
заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в
бюджетную систему Российской Федерации.
7.
Принимать
решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту
сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и
штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения
соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для
исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных
налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном статьями 78 и 79 НК
РФ.
8.
Соблюдать
налоговую тайну, определение которой дано в статье 102 НК РФ, и обеспечивать ее
сохранение.
9.
Направлять
налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой
проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ,
налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора. Порядок
отправки этих документов регламентирован соответственно пунктом 4 статьи 100,
пунктом 5 статьи 101, 52 и статьями 69 – 70 НК РФ.
10.
Представлять
налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу
справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и
штрафам на основании данных налогового органа. Запрашиваемая справка
представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган
соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или
налогового агента.
11.
Осуществлять
по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента
совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов.
12.
По
заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать
копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика,
плательщика сбора или налогового агента.
Налоговые
органы несут также другие обязанности, предусмотренные НК РФ и иными
федеральными законами.
Если
в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате
налога (сбора) налогоплательщик (плательщик сбора) полностью не погасил
указанную в данном требовании недоимку, размеры которой позволяют предполагать
факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки
преступления, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления
указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения
вопроса о возбуждении уголовного дела.
Должностные
лица налоговых органов в соответствии со статьей 33 НК РФ, обязаны:
-
действовать
в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами;
-
реализовывать
в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;
-
корректно
и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным
участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не
унижать их честь и достоинство.
В
соответствии со статьей 35 НК РФ, налоговые органы несут ответственность за
убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий
(решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или
бездействия должностных лиц и других работников налоговых органов при
исполнении ими служебных обязанностей. Причиненные налогоплательщикам убытки
возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном НК РФ и
иными федеральными законами. В частности, статьей 78 НК РФ при несвоевременном
возврате налогоплательщику излишне уплаченного им налога (более, чем через
месяц после подачи им заявления о возврате), налоговые органы должны уплатить
ему проценты по ставке рефинансирования Центрального банка России за все дни
просрочки платежа. В том случае, если налоговым органом был неправомерно
взыскан налог, то в соответствии со статьей 79 НК РФ, проценты будут уплачиваться
за весь период времени со дня, следующего за днем взыскания, по день
фактического возврата.
За
неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники налоговых
органов несут ответственность в соответствии с законодательством Российской
Федерации. В зависимости от характера деяния и наличия вины эта ответственность
может быть дисциплинарной, административной или уголовной.
Как
было отмечено выше, в связи с преобразованием МНС России в ФНС России часть
функций, выполнявшихся Министерством, перешла к Минфину России. В связи с этим
возникла необходимость включения в первую часть Налогового кодекса РФ статьи,
регламентирующей полномочия финансовых органов в области налогов и сборов.
Федеральным законом от 29.06.2004 № 58-ФЗ в Налоговый кодекс РФ была включена
статья 34.2, которой установлено, что Министерство финансов Российской
Федерации:
-
дает
письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым
агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах
и сборах,
-
утверждает
формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для
налогоплательщиков, налоговых агентов, а также порядок их заполнения.
Финансовые
органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают
письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам
применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о
налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о
местных налогах и сборах.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|