Шпаргалка: Бюджетный учет и отчетность
Шпаргалка: Бюджетный учет и отчетность
Тема
1:.
БУ,
его место в системе хоз. учета. Роль и значение БУ в условиях перехода к рынку.
Органы,
занимающиеся учетом исполнения б-та (любого б-та).
Объекты
БУ.
(1)
БУ, его место в системе хоз. учета. Роль и значение БУ в условиях перехода к
рынку.
БУ
явл. особой подсистемой хоз. учета и играет очень важную роль в управлении
эк-кой.
Назначение
любой системы учета – получить необходимую информацию о той или иной единице
эк. – управлять хоз. процессами.
3
основных. вида учета в единой системе хоз. учета:
оперативный
бухгалтерский
статистический.
БУ
как подсистема хозяйственного учета включает все 3 этих элемента.
БУ
– система сбора, регистрации и обобщения информации о ходе исполнения бюджетов
всех уровней. Т.е. БУ охватывает все операции, связанные с исполнением бюджета.
БУ вкл. блоки:
1
– Блок связан с учетом исполнения бюджета в ОФК – это уровень ФБ.
2
– Учет исполнения др. уровней бюджетной системы в фин. органах,
3
– Учет исполнения смет расходов либо смет доходов и расходов в бюджетных
орг/ях,
4
– Учет кассового исполнения бюджета,
5
– Оперативный учет налогов и доходов в налоговых органах.
Оператив.
учет – в любом учете необх. для текущего наблюдения и контроля за хоз.
операциями в ходе их непосредств. исполнения в конкрет. момент времени:
в
нал. органах – в области доходов,
банки
при кассовом исполнении б-та.
Налог.
органы фиксируют инф. (при ОУ доходов):
в
разрезе отд. видов доходов,
в
разрезе отд. плательщиков
Сущность:
инф. о том, как отд. плат-ки рассчит-ся с б-том.
Инф.
накапливается в оперативных сводках и отчетах, кот. предост-ся н. органами.
Бухучет
– исп-ся для сплошного непрерывного и системного отражения дох., расх. б-та,
источников фин-ия бюдж. дефицита.
Отличит.
особ-ть:
базир-ся
на надлежаще оформленных первич. док-тах,
вся
инф., поступающая из первич. док-в, отраж-ся на счетах бухучета,
составление
бух. отчетности о ходе исполнения б-та (кварт. и годовая отчет-ть).
Позволяет
определить, пр. всего, рез-ты исполнения б-та – дефицит или профицит.
Бухучетом
заним-ся:
Казначейство,
фин.
органы,
банки,
сами
бюдж. орг/ии, либо централизованные бухгалтерии при их органах управления.
Стат.
учет - предусматривает сбор определенных нат. и ден. пок-лей, хар-щих динамику,
объемы и структуры дох. и расх. б-та; сетевые пок-ли – пок-ли штата и
контингента.
Т.о.,
связ. не только с пок. в ден. форме, но и в нат.
Эти
пок-ли нужны для контроля за ходом исполнения б-та и корректировкой плановых
бюджетных назначений.
Стат.
инф. – основа для бюдж. планирования на след. год.
Инф.
стат. учета отраж-ся в стат. отчет-ти. Эта отчет-ть предст-ся органами стат-ки
и это важ. часть отчет-ти, предост-мой фин. органам.
Стат.
отчет-ть: * отраж-ся инф. стат. учета,
*
для изучения массовых эк. и соц. явлений.
Вывод:
БУ осущ-ся при использовании всех 3-х видов учета, кажд. вид учета предст-ет
опред. сторону процесса исполнения б-та, кажд. вид чета обладает опред.
специфич. приемами и методами. Но их всех роднит цель – осущ-ть контроль за
ходом исполнения б-тов всех уровней.
Роль
БУ:
На
1-ой стадии б. процесса – бюдж. планирования – регистры БУ и отчет-ти позволяют
планировать бюдж. показатели на след. год,
Позволяет
регулировать процесс исполнения б-та. Осн. задача: выполнить бюдж. назначения
по доходам и по расходам. Для этого БУ поставляет инф. о ходе недовыполнения
доход. части Þ
корректировка по расходам.
Контроль
за ходом исполнения б-та. Вскрываются нарушения хоз. дисциплины,
неиспользование ср-в по целевому назначению Þ заставить п/я вернуть исп-ные не по цел. назнач. ср-ва.
Контрольные действия могут предупредить возможность хищений и злоупотреблений.
Но у нас сейч. нет механизма персональной ответ-ти должностных лиц за нерац.
исп-ие бюджетных ср-в.
В
усл. перехода к рынку роль БУ растет в связи с принятием з-на «О б.у.» 21.11.96
№129-ФЗ (обр. вним. на права и ответ-ть глав. бух. и рук-ля орг/ии).
(2)
Органы, занимающиеся учетом исполнения б-та (любого б-та).
Минфин
и фин. органы на местах.
Органы
фед. Казначейства:
Глав.
управление Казначейства,
Террит.
органы Казнач.
Мин-во
РФ по налогам и сборам и налог. органы на местах, кот. представлены ГНИ на
местах,
Органы
кассового исполнения (ЦБ, РКЦ и уполномоченные ком. банки).
Мин-ва,
ведомства и отдельные бюджетные орг/ии, занимающиеся исполнением б-та
(Минобраз., здравоохр-ия. соц. р. и т.д.)
*1)
Минфин – ФК (ГУФК явл. стр. подразд-ем Минфина) В МФ непосредств. БУ заним-ся
только ГУФК.
Функции
ГУФК (2 блока):
I) Методологич.
рук-во орг-ей БУ на терр. РФ.
(инструкция
по исполнению б-тов 78 г.)
Заключ-ся
в:
разработке
инструкций и метод. указаний по исполнению б-тов всех уровней.,
метод.
указ. по состав. отчет-ти бюджетов всех уровней.,
по
разработке документооборота и т.д.
Сегодня
есть:
инстр-ии
по исполнению ФБ – не существует (было 5-6 вариантов)
Бывшая
центр. бухгалтерия по бюджету при Минфине разработала:
инструкция
по исполнению рег. и мест. б-тов 1978 г.,
инстр.
об исполнении смет расходов бюдж. орг-ий,
с
01.01.98 г. сущ-ет новый план счетов в банке.
ГУФК
подготовила проект по исполнению б-тов всех уровней.
II) Учет
исполнения ФБ.
Фин.
органы на местах сегодня сами заним-ся учетом испол-ия б-тов. Внутри их есть спец.
бухгалтерии по б-ту.
*2)
Террит. органы ФК осущ.:
I) учет операций
по исполнению ФБ в терр-ях и на местах,
ведут
учет доходов, поступающих в ФБ,
учет
фин-ия расходов, бюдж. ссуд, взаим. расчетов,
определяют
рез-ты исполнения ФБ.
II) обобщают
инф. о ходе исполнения б-тов нижестоящих уровней Þ составляют консолид. б-т РФ, кот. предст-ся и в Прав-во и
в ГД.
Отчет
об исполнении ФБ – утверждается ГД.
Отчет
об исполнении Конс. б-та – не утв. ГД.
*3)
Мин-во осущ. методологич. рук-во по ведению операт. бухучета в нал. органах:
разработка
инстр-ии и методологич. указаний по ведению операт. бух. учета в ГНИ.
Операт.
учет предполагает:
учет
начисл. сумм,
учет
поступивших доходов,
учет
возвратов,
учет
недоимки и пени.
В
разрезе: * отд. плат-ков
*
отд. видов доходов.
Инф.
из лицевых счетов плат-ков ежемесячно оформляется в отчет-ти (представл-ся в
вышестоящ. нал. орган и фин. орган – для сопоставления).
*4)
Эти органы заним-ся учетом кассового исп-ия б-та, т.е. ведут учет касс. доходов
и касс. расходов и составляют отчетность о касс. исполнении б-тов. Эта отчет-ть
идет в ЦБ,
Рег-ся
ЦБ по согласованию с МФ.
*5)
Осущ. учет исп-ия своих смет расходов или смет расх. и дох. При этом учит-ся
ден. ср-ва орг/ий, бюдж. ассигнования, расчеты, фин-ия и др.
БУ
могут заниматься и централизованные бухгалтерии, созданные при администрациях,
мин-вах (по отраслевому признаку). При этом отчет-ть составл-ся
централизованно.
(3)
Объекты БУ.
доходы
б-та,
расходы
б-та.
источники
фин-ия б-го дефицита, внутр. и внеш. гос. долги (РФ и субъектов).
Процесс
исполнения б-та можно разделить на след. стадии:
в
области дох. – это начисление дох. их поступление в б-т,
в
области расх. – 1) финансирование – т.е. выдача ср-в из б-та расп-лем бюджетных
асс.; 2) расходование бюджетных ср-в этими распорядителями.
!
финансирование ¹
расходованию!
Доходы: |
начисленные
кассовые
|
Расходы: |
кассовые
фактические
|
Начисленные
дох. – некоторые виды дох., кот. до их поступл. в б-т д.б. начислены НИ. По юр.
лицам начисление не производится. По физ. лицам – по ряду налогов начисления:
подох.
налог (с тех. кто обяз. предост. нал. деклар.)
земел.
налог,
на
имущ.,
на
имущ., переходящее в порядке наслед-ия и дарения.
Причины
начисления – сложность самост-го исчисл-ия.
Начисл.
предст. соб. выписку платеж. извещения для кажд. н/пл-ка и направление по почте
физ. лицу по адресу его регистрации в НО.
Начисленные
дох. подлежат только оператив. учету в НО.
Т.о.,
начисл. дох. не свидет. о фактич. поступлении нал. в б-т.
Кассовые
дох. – дох., фактич. поступившие на счета соотв-щих б-тов, открытых в учр-ях
банков, занимающихся кассовым исполнением б-та.
Показывают
степень выполнения плана по дох. б-та как в общей сумме, так и в разрезе отд.
видов дох.
Инф.
о кассовых дох. фин. орган получает от банков, и такую инф. получают нал.
органы от банков.
Банки |
(выписка,
первич. док.)
®
|
Нал.
орг. |
те
же докум.
®
|
фин.
орг. |
Т.о.,
нал. органы ведут учет и начисленных и кассовых доходов, а фин. органы осущ-ют
бухучет только кассовых доходов.
Кассовые
расх. б-та – ден. ср-ва, выданные наличными и перечисленные по платеж.
поручениям со счетов б-та на счета распорядителей бюджетных ассигнований.
Текущ.
счета б-та |
касс.
расх.
®
|
Тек.
сч. расп. асс. |
Фактич.
расх. – действит. затраты распорядителей асс., произведенные за счет ср-в б-та
в соотв. со сметой, а также некот. начисленные, но не произведенные расх.
Примером исключений явл. начисление з/пл. и стипендий.
Фактич.
расх. дают возмож. определить ст-ть содержания 1-го реб. в дет. саду, 1-го
студ. с вузе и т.д.
!
Эта инф. особ. необх. для последующ. б-го планирования.
Вывод:
фин. органы учет фактич. расх. не ведут. Факт. расх. учит. сами расп-ли
бюджетных асс., но это не означ.. что фин. органы не имеют инф. о фактич. расх.
(получают от расп-ля отчеты о исполнении сметы расх.)
3-им
объектом БУ явл. источники фин-ия б-го деф. Учет ведется в разрезе видов (по
БКл.)
гос.
ц.б.
займы,
получ. от ЦБ,
от
прав-ва ин. гос-в,
от
др. уровней бюдж. системы или гос. ВбФ,
изменение
зол-валют. резервов Прав-вом,
изменение
остатков ср-в на счетах б-та.
4-ый
объект – гос-ный внешний долг РФ и гос. внутренний долги РФ и субъектов РФ.
Учит-ся в разрезе отд. его видов (по БКл.).
внутр.
долг, принятый от СССР,
задолж.
Прав-ва РФ по кредитам, получ. от ЦБ,
отд.
виды долга по ГКО, ОФЗ и др.
и
т.д.
Учет
дох. и расх. дефицита и долгов основ-ся на подразд-ях БКл., кот. в наст. вр.
представлена подзакон. актом Минфина РФ.
Роль
БКл. в учете:
1)
БКл явл. основой аналитич. учета дох., расх., источников фин-ия деф. и видов
различ. долгов.
Аналитич.
учет дох. ведется в разрезе отд. видов дох. и их источников.
Ан.
учет расх. предполагает учет фин-ий и расходов и ведется в разрезе
распорядителей бюджетных асс.
Ан.
учет источников фин-ия ведется по видам этих ист-ков.
Ан.
учет долгов – по видам этих долгов.
2)
БКл явл. основой учета исполнения смет расх. в самих бюджетных орг/ях (речь
идет об эк. классиф. расх.)
3)
БКл необх. для составления отчетов об исполнении б-тов всех уровней либо/и
отчетов об исполнении смет расходов. Последний явл. основанием для учета
кассовых расходов б-та и, соответственно, определение рез-тов исполнения
соотв-х б-тов.
БКл
позволяет свести все отчеты об исполнении всех б-тов (на рег., мест. уровнях) в
отчет об исполнении консолид. б-та РФ.
Тема:ОРГ-ИЯ
УЧЕТА ИСПОЛНЕНИЯ Б-ТА В ФИН. ОРГАНАХ.
Задачи
и орг/ия учета исполнения б-та в фин. органах.
Бух.
документы и учетные регистры порядок их составления, проверки и обработки.
Баланс
и план счетов по учету исполнения рег. и мест. б-тов.
ФБ
– ОФК
БСФ
- ф/о
МБ
- ф/о
ОФК
не подчин-ся ф/о Þ
самостоят. структура.
(1)
Задачи и орг/ия учета исполнения б-та в фин. органах.
Задачи:
1)
Обеспечение органов исполнит. власти адекватной инф. об исполнении расх. и дох.
части б-тов. Если есть дефицит – об источниках.
Эта
инф. нужна для текущего контроля и управления процессом исполнения б-тов. В
этих целях ф/о ведет учет исполнения дох., бюджетных ассигнований, фин-ия
расходов как в целом, так и отд. распорядителей.
Ф/о
ведет учет бюджетных ссуд, взаимных ссуд м/у б-ми и определяет рез-т расчетов
м/у б-ми.
2)
Ф/о осущ. контроль за правильностью зачисления банками в свои собственные б-ты
ср-в в порядке отчисления от регулирующих налогов и доходов. Для этого банки
заним-ся кассовым исполнением б-та, предост-ют ф/о ежемес. отчет-ть об остатках
ср-в на текущих счетах самих б-тов и на тек. счетах расп-лей асс.
3)
Ф/о осущ-ют инструктаж и контроль по вопросам орг/ии порядка и методики ведения
бухучета и составления отчет-ти а) в нижестоящ. ф/о и б) у распорядителей
бюджетных асс.
4)
Анализ представляемой отчет-ти снизу вверх.
5)
Работники бухгалтерии фин. органов совместно с работниками других отделов
участвуют в проведении ревизий, проверок исполнения смет расх. в соотв-х
бюджетных орг/ях.
(Все
бюдж. орг/ии д.б. проверены не менее 1 раза в 2 года).
Учет
исполнения б-тов всех уровней ведется в соотв. с действ. зак-вом.
Закон
только 1 в обл. учета («О б.у.»)
+
все норм. акты в обл. б-та, б-го проц., устр-ва и т.д.
+
постановления Прав-ва,
+
инструкции по исполнению б-тов,
+
др. док. Минфина.
В
этих инструкциях опред-ся:
порядок
учета,
формы
первич. документов,
док-оборот,
план
счетов исп-ия б-та и корреспонденция,
порядок
сост-ия баланса,
порядок
сост-ия и предст-ия отчетов.
Во
всех ф/о обязат-но создается бухгалтерия по б-ту, возглавл-ая Глав. бух. Он
руководст-ся законом по б.у. и всеми указ. выше норм. актами.
Главбух.
орг-ет учет исп-ия б-та. Для осущ-ия возложенных на него ф-ций ему должны
своевременно передаваться все необх. для учета и контроля док-ты. Þ распоряжения Главбуха явл. обязательными
для всех работников ф/о.
(3)
Баланс и план счетов по учету исполнения рег. и мест. б-тов.
Баланс
явл. заключит. этапом сост-ия б-та.
Сост-ся
для того, чтобы определить состояние исполнения б-та на опред. дату. Сост-ся на
1 число след-го за отчетным месяца, квартала или года.
Бух.
Б – метод отражения ср-в б-та по их видам, размещению и использованию и источников
их образования в ден. оценке на опред. дату.
Схема
формы баланса фин./о по исполнению б-та (рег. и мест.)
Актив
(разделы) |
Пассив
(разделы) |
Ден.
ср-ва
Расходы
Ссуды
выданные
Расчеты
Ср-ва
переданные
|
Доходы
Ссуды
полученные
Расчеты
Ср-ва
полученные
Результаты
(исп-ия б-та)
|
|
6.
Забаланс. счета |
Актив:
Ден.
ср-ва – показ-ся наличие ден. ср-в на счетах рег. и мест. б-тов в банках, а +
наличие ден. ср-в на тек. счетах распорядителей асс.
Расходы
– только кассовые расх. по б-ту (фактич. расх. нах. отраж. в балансах самих
бюджетных орг/й).
Ссуды
выданные – задолж-ть по ссудам выданным нижестоящим б-там.
Расчеты
– для учета операций по взаимным расчетам м/у б-ми. В активе – дебит.
задолженность.
Ср-ва
переданные – ср-ва переданные в порядке взаимных расчетов.
Пассив:
Доходы
– все дох., поступающие в б-ты, как выясненные (т.е. по кот. опр-но подразд-е
БКл), так и невыясненные.
Ссуды
полученные – задолж-ть по ссудам, получ-м из вышестоящ. б-та.
Расчеты
– кред. задолж-ть, возник-щая в проц. взаим. расчетов.
Ср-ва
полученные – ср-ва, получ-е из любого б-та (т.е. с кем возникли взаиморасчеты).
Результаты
(исп-ия б-та) – рез-ты исполнения б-та за тек. год (опр-ся 1 раз в году).
Всегда
им. кред. остаток – превышение дох. над расх.
Т.о.,
в А и П ББ показ-ся одни и те же ср-ва б-та, но с 2-х сторон – в А сами ср-ва,
а в П – источники образ-ия.
(2)
Бух. документы и учетные регистры порядок их составления, проверки и обработки.
(замена)
Все
операции по учету исполнения бюджета д.б. оформлены соответствующими бух.
документами, кот. подтверждают в письменной форме факт совершения операции по
исполнению бюджета. В фин. органах примен-ся след. бух. документы:
распоряжение
фин. органа о совершении различ. операций по исполнению бюджета:
годовая
роспись бюджета с поквартальной разбивкой,
справка-уведомление
об изменении сметных назначений (от фин. органа ® к глав. распорядителю),
справка
о дохода, поступивших на текущий счет бюджета,
распоряжение
на перечисление средств с текущего счета бюджета (его составляют работники
бюджетного отдела и передают в бухгалтерию для оформления платежн. поручений на
перечисление средств распорядителям ассигнований),
платежное
поручение,
заключение
о возврате доходов из бюджета (составляется ГНИ).
Документы,
поступающие из вышестоящ. фин. органа - уведомление о взаимн. расчетах. Оно
составл-ся когда передается объект финансирования с 1-го бюджета в другой.
Документы,
поступающие из банков - выписки банков о движении средств на счетах бюджета с
приложением документов, подтверждающих поступление в бюджет доходов (платеж.
поручения н/пл-ков, уведомление о взносе доходов наличными, талоны почтовых
переводов и др.). Кр. того, здесь отчеты банков по касс. исполнению бюджета,
отчеты банков об остатках средств на текущ. счетах бюджета.
Документы,
поступающие от распорядителей ассигнований - мес. и год. отчетность об
исполнении смет.
Бух.
документы по перечислению ден. средств, расчетн. и кредитного характера
подписываются руководителем фин. органа и главбухом (или его заместителем).
Соответствующая подпись д.б. в карточке банк. подписей. Без этих подписей бух.
документы не действительны.
Поступивш.
в бухгалтерию документы проверяются как по форме (наличие всех реквиз. и
подписей), так и по содержанию (законность операций, отсутствие арифм. ошибок и
т.д.), после чего эти документы приминаются к учету.
Принятые
к учету документы оформляются общим мемориал. ордером (форма 274) по всем операциям за день мемор. ордера,
затем регистрируются в книге «журнал - главная» (форма 1Ф).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|