рефераты бесплатно

МЕНЮ


Контрольная работа: Налог на добавленную стоимость

Наиболее спорным на сегодняшний день является вопрос о тяжести налогового бремени. Налоговая система России строилась по образу и подобию налоговых систем западных стран. В некоторых случаях налоговые ставки вообще не отличаются от западных аналогов.

Проблематичен также вопрос неравномерности распределения налогов между категориями плательщиков. Практически не предусмотрена градация и соответствие уровня налоговых отчислений налогоплательщиков в зависимости от уровня их доходов. К тому же весь упор налоговой службы направлен на тех налогоплательщиков, которых легко проверить (т.е. мелких и средних предпринимателей), тогда как основная часть уходит от оплаты налогов как на законном, так и на незаконном основании.

Особенно сильные дебаты в настоящее время ведутся в связи с введением налога с продаж и единого налога на вмененный доход.

Вместо посильной поддержки развития налогоплательщиков нынешняя налоговая политика направлена на препятствование такому развитию.

Несмотря на очевидную необходимость реформирования налоговой системы ее кардинальная ломка привела бы лишь к негативным последствиям. Очевидно, что налоговые реформы будут проводиться исходя из того, что существующая система совокупности налогов, механизмов их исчисления и методов контроля не должна принципиально измениться. Уже сейчас наблюдается тенденция (хотя и не совсем удачная) к снижению налоговых ставок и снижению налогового бремени.

Направления развития налоговой системы РФ

Сегодня под налоговой реформой имеется в виду, прежде всего, укрепление налоговой системы, ее совершенствование. Для этого нужно существенно повысить качество планирования и финансирования государственных расходов, укрепить доходную базу бюджетной системы, создать необходимые механизмы контроля за эффективностью использования государственных финансовых ресурсов.

В ходе проведения в России налоговой реформы целесообразно осуществить следующие основные налоговые преобразования:

•  ослабить налоговое бремя и упростить налоговую систему, отменить низкоэффективные налоги;

•  расширить налоговую базу, отменить ряд налоговых льгот, в соответствии с принципом налоговой справедливости расширить круг плательщиков налогов и облагаемых доходов;

•  постепенно переместить налоговое бремя с организаций на физических лиц, снизить доли косвенных налогов;

•  решить проблемы налогового амнистирования, связанные со сбором налогов и контролем за соблюдением налогового законодательства;

•  построить налоговую систему, адекватную соответствующим системам развитых стран.

Ответственность за нарушения налогового законодательства

За нарушение налогового законодательства юридические и физические лица несут ответственность по основаниям и в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 107 НК РФ, если нарушение не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ. В зависимости от вида нарушения ответственность может быть административной, уголовной и дисциплинарной.

Срок исковой давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения составляет 3 года. Его течение прерывается, если до его окончания нарушитель совершит новое налоговое правонарушение. В этом случае срок давности исчисляется со дня совершения последнего.

С иском о взыскании налоговой санкции налоговые органы могут обратиться в суд не позднее трех месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срока давности).

В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

Виды налоговых правонарушений весьма многообразны (ст. 116-129 ч. I HK РФ).

2. Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость (НДС) — один из федеральных налогов, играющих значительную роль в формировании доходной части федерального бюджета и в общем экономическом развитии государства.

Будучи одним из самых важных, налог на добавленную стоимость, вместе с тем, и один из самых сложных для исчисления. Следуя классификации, его нельзя отнести к какой-либо одной категории налогов. Исходя из существующих условий взимания, НДС — смешанный, многообъектный.

В связи с тем, что бремя уплаты НДС переносится на конечных потребителей, он относится к разряду косвенных. Однако при реализации товаров (работ, услуг) внутри предприятия для нужд собственного потребления, затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения, налогообложении строительства, выполненного хозяйственным способом, и в некоторых иных случаях НДС приобретает признаки прямого налога.

Налог на добавленную стоимость, пожалуй, самый сложный налог в смысле понимания его сущности, порядка исчисления и уплаты в бюджет.

Плательщики НДС

Ими признаются организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с ТК РФ. Этот перечень является исчерпывающим.

Организации это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.

Индивидуальными предпринимателями считаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы.

Поскольку НДС может взиматься как обычный налог и как таможенный платеж, выделяют два вида налогоплательщиков:

1) налогоплательщики внутреннего НДС (взимаемого в связи с деятельностью на территории РФ) — организации и индивидуальные предприниматели;

2) налогоплательщики НДС на таможне — лица, признаваемые налогоплательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Анализ налогового законодательства свидетельствует, что юридических и физических лиц в зависимости от наличия у них обязанности по уплате внутреннего НДС можно поделить на следующие четыре группы:

•  налогоплательщики НДС — всегда имеющие статус налогоплательщика, то есть, это организации и физические лица, которые по закону обязаны уплачивать налоги;

•  лица, уплачивающие НДС, — это субъекты, будучи плательщиками НДС, обязанные его платить. Юридического определения указанных лиц не существует, это условное понятие. К ним относятся лица, обязанные уплачивать НДС в соответствии с п. 5 ст. 173 НК РФ;

•  субъекты, освобождаемые от исполнения обязанностей налогоплательщика;

•  неплательщики НДС, никогда не являющиеся плательщиками данного налога.

Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика (ст. 145 НК РФ)

В ст. 145 НК РФ закреплена льгота для плательщиков НДС в виде освобождения от его исчисления и уплаты. Право на эту льготу обусловлено размером выручки от реализации товаров (работ, услуг) в течение трех последовательных календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором налогоплательщик претендует на льготу: сумма выручки без учета НДС не должна превышать 1 млн руб. Однако даже при соблюдении этого условия льгота не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье. Кроме того, законодатель запретил применять ее к обязанностям, возникающим в связи с ввозом товаров на таможенную территорию России.

Не уплачивают НДС:

1. Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие с 1 января 2003 г. на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, за исключением случаев, когда такие организации и индивидуальные предприниматели выполняют функции налогового агента по удержанию НДС у источника выплаты (иностранных организаций) и уплаты его в бюджет;

2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый налог на вмененный доход по отдельным видам деятельности.

Освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС — право налогоплательщиков. Налоговые органы не вправе требовать от них обязательного оформления такого освобождения.

Льгота предоставляется на основании письменного заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих право на освобождение от уплаты НДС, подаваемых им в налоговый орган по месту своего учета. Форма заявления должна утверждаться ФНС РФ.

Освобождение от НДС распространяется на 12 последовательных календарных месяцев. Льгота на последующие налоговые периоды представляется на основании письменного заявления в налоговый орган и документов, подтверждающих, что сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС в течение 12-месячного срока освобождения за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала 1 млн. руб.

Например, организация, желающая получить освобождение с марта текущего года, должна не позднее 20-го марта представить в налоговый орган документы и заявление. При этом исчисленная в установленном порядке выручка от реализации товаров (работ, услуг) за декабрь, январь, февраль не должна превышать 1 млн. руб.

Решение об освобождении или отсутствии на него права налоговые органы выносят по итогам 10-дневной проверки. Согласно п. 3 ст. 145 НК РФ налогоплательщик не освобождается от исполнения обязанностей, возникающих в связи с ввозом на таможенную территорию страны товаров, подлежащих налогообложению (п. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Освобождение действует в течение срока, равного 12-ти последовательным налоговым периодам (месяцам). По его истечении налогоплательщики вправе просить о продлении освобождения.

Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) превысит допустимое ограничение (1 млн. руб.), либо если имела место реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, налогоплательщики с 1-го числа месяца, в котором допускалось такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, до окончания срока освобождения утрачивают на него право.

Выплаченная налогоплательщиком в связи с освобождением сумма НДС, подлежит восстановлению с уплатой в бюджет пеней и финансовых санкций также и в случае нарушения им порядка предоставления в налоговые органы документов на продление срока налогового освобождения.

Объекты налогообложения

Объектом налогообложения может быть любой объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате НДС.

Налоговое законодательство определило следующие операции, подлежащие налогообложению на территории РФ: реализация товаров (работ, услуг), в том числе предметов залога, и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) и имущественных прав по соглашению о предоставлении отступного или новации.

Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признаются:

а)      передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, включая обмен товарами, работами или услугами;

б)      возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу;

в)      передача права собственности на товары результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе в случаях, предусмотренных налоговым законодательством.

Реализация предметов залога включает их передачу залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства; передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.

Не признаются объектом налогообложения:

1) операции, указанные в п. 3 ст. 39 НК РФ:

•  связанные с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);

•  передача при реорганизации основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам);

•  передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью. Некоммерческая организация, реализующая это имущество сторонним организациям или физическим лицам, исчисляет и уплачивает НДС в общеустановленном порядке;

•  передача имущества, если она носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, а также по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов);

•  передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из них, а также распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;

•  передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;

•  передача физическим лицам жилых помещений в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;

•  изъятие имущества путем его конфискации и наследования, а также обращения в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами Гражданского кодекса (ГК) РФ. Операции по реализации конфискованного имущества облагаются налогом в общеустановленном порядке;

• иные операции в случаях, предусмотренных НК РФ.

2)      передача безвозмездно жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления;

3)      передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

4)выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в пределах их исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения этих работ (оказания услуг) установлена федеральным, региональным законодательством, актами органов местного самоуправления;

5)безвозмездная передача основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.

В целях исключения двойного налогообложения одних и тех же товаров в разных государствах важно определить место их реализации в целях исчисления НДС. Это определение соответствует мировой практике применения этого налога.

Операции, не подлежащие налогообложению (ст. 149 НК РФ)

В соответствии с п. 5 ст. 149 НК РФ операции, не подлежащие налогообложению, подразделяются на два вида: 1) обязательно освобождаемые от НДС (п. 1—2 ст. 149 НК РФ) и операции, от льготы по которым налогоплательщик вправе отказаться (п. 3 ст. 149 НК РФ). Этот режим освобождения применяется к реализации предметов религиозного назначения религиозными организациями в рамках религиозной деятельности, а также товаров, работ и услуг, производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов, учреждениями социальной защиты или социальной реабилитации населения.

Право самостоятельно принимать решение об освобождении перечисленных в п. 3 ст. 149 НК РФ объектов от НДС обусловлено высокой общественной значимостью этих операций либо возможностью снизить цену товара за счет отсутствия в ее составе косвенного налога. При этом запрещено выборочное освобождение от НДС, зависящее от каких-либо критериев покупателя соответствующих товаров (работ, услуг). Отказ от налогообложения возможен на срок не менее 1 года на основании представленного налогоплательщиком заявления в налоговый орган по месту регистрации.

Поскольку предприятие вправе отказаться от использования льготы на срок не менее 1 года, ему до начала очередного налогового периода целесообразно определиться, стоит отказываться от льготы или нет. Такой отказ выгоден, если сумма уплаченного поставщикам налога по экспортируемым операциям будет больше суммы налога, которую предприятию придется заплатить по товарам, реализуемым на внутреннем рынке в случае его отказа от льготы.

Согласно п. 7 ст. 149 НК РФ не освобождаются от налогообложения операции при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения и комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено законом. Иными словами, комиссионер, поверенный или агент не имеют права на льготу в части своего вознаграждения.

Однако п. 2 ст. 156 НК РФ содержит исключение из этого правила, согласно которому освобождаются от уплаты НДС посреднические услуги по реализации следующих товаров (работ, услуг):

•  услуг по сдаче на территории РФ в аренду помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в РФ;

•  медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ;

•  ритуальных услуг, работ (услуг) по изготовлению надгробных памятников и оформлению могил, а также реализации похоронных принадлежностей (по перечню, утверждаемому Правительством РФ);

•        изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном Правительством РФ.

Таким образом, в названных выше случаях от НДС освобождаются как собственники товаров (исполнители работ и услуг), так и посредники, через которых они реализуются.

Не подлежат налогообложению (освобождаются от него) также следующие операции:

1. Предоставление арендодателем в аренду на территории РФ помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в РФ, если их национальное законодательство содержит аналогичную льготу в отношении российских граждан и юридических лиц России либо эта льгота предусмотрена международными договорами;

2. Реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ, в том числе:

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.