рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Юридические лица в гражданском праве России и Монголии: сравнительно-правовой анализ

Учитывая многообразие правовых проблем связанных с применением и толкованием законов, регулирующих вопросы создания и деятельности компаний и других видов хозяйственных единиц и отсутствие нормативных актов, регулирующих структуру и деятельность органов управления компаний автор считает целесообразным условно объединить проблемы совершенствования правового регулирования управления компаниями по группам.

Первой группе могут быть отнесены проблемы, связанные с совершенствованием законодательства о коммерческих юридических лицах и правовой природой отдельных видов юридических лиц.

Так важной проблемой является совершенствование законодательства о коммерческих юридических лицах.

Как было изложено во главе 2 данной работы согласно ст. 32 ГК Монголии товарищества и компании являются коммерческими юридическими лицами, преследующими извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

При этом следует отметить, что новый Гражданский кодекс Монголии не содержит определение закрытой или открытой компании. Он содержит только определение компании.

В отличие от ГК Монголии зарубежное законодательтсво не ограничивает перечень постоянных профессиональных участников оборота только компаниями и товариществами. Например, по российскому законодательству к коммерческим организациям относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия.[258] Но в каких иных организационно-правовых формах, кроме названных, коммерческие организации создаваться не могут (п. 2 ст. 50 ГК РФ).

Таким образом, российский законодатель относит производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия к категории коммерческих организаций.

ГК Монголии содержит только одну классификацию юридических лиц и делит их на коммерческие и некоммерческие.

В отличие от ГК Монголии зарубежное законодательство содержит другие классификации например, ГК РФ дает две классификации юридических лиц. Кроме деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации ГК РФ в качестве основания классификации приводит соотношение в правах учредителей (участников) и непосредственного юридического лица.[259] Следовательно представляется целесообразным внести соответствующие изменения в ГК Монголии, чтобы юридические лица разделились на группы в зависимости от прав учредителей (участников) юридического лица на его имущество.[260]

Являясь коммерческой организацией компания является юридическим лицом в котором имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное им в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности. Однако, ГК Монголии не содержит положений, определяющих данную характерную черту компании. А также вследствие отсутствия законодательной традиции в сфере корпоративного права не проводилось исследование по правовым природам отдельных видов юридических лиц в том числе товариществ и компаний.

Во многих странах акционерое общество относится к объединению капиталов. А товарищество представляет собой объединение лиц, которому соответственна солидарная ответственность участников по обязательствам соответствующего юридического лица.[261] В отличие от этого монгольские исследователи не проводят такую классификацию юридических лиц. Кроме этого, до сих пор не исследованы некоторые вопросы правового положения товариществ как количество голосов, которым может обладать каждый участник.

В связи с тем, что существует необходимость проводить критический анализ законодательства о юридических лицах в целях его совершенствования, представляется целесообразным изучать практику зарубежных акционерных обществ (особенно стран с переходной экономикой, принадлежащих к континентальной системе права).

Обобщая вышесказанное следует отметить, что в целях совершенствования законодательства о коммерческих юридических лицах необходимо внести соответствующие положения в ГК Монголии, содержащиеся понятие и характерные черты и виды таких коммерческих организаций как производственные кооперативы, компании и товарищества.

Вторую группу проблем составляют вопросы, возникающие в процессе применения закона «О компаниях». Эти проблемы обусловлены в значительной степени несовершенством положений названного закона.

Важным представляется определение компании и ее характерных черт как коммерческая организация. Поскольку, новый Гражданский кодекс Монголии и закон «О компаниях» не дают единого определения «компания», охватывающего характерные черты компании как коммерческая организация. Следовательно целесообразно определить компанию как коммерческую организацию, собственный капитал который разделен на определенное количество акций и внести соответствующие изменения в ГК Монголии и закон «О компаниях».

Актуальным представляется разделение компаний с ограниченной ответственностью и акционерных компаний.

Как изложено в первой главе данной работы, схема управления компании предусмотренная в законе «О компаниях» существенно отличается от системы управления акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью принятой в европейских странах. В первую очередь, это связано с делением монгольских компаний на открытые и закрытые.

У нас такое деление было впервые введено законом «О компаниях» на принятие которого оказало большое влияние корпоравитное право США. По этой причине в монгольском законодательстве появилось чуждое континентальному праву понятие закрытой компании или компании с ограниченной ответственностью хотя американская система не знает деления корпораций на самостоятельные организационно-правовые формы. По моему мнению американский термин «corporation» был ошибочно переведен[262], а конструкция закрытых компаний, воспроизводящая категорию closed corporation была воспринята нашим законодательством.

Так вследствие заимствования зарубежного законодательства на практике разделение компаний с ограниченной ответственностью и акционерных компаний крайне затруднено. По этой причине представляется, что в законе «О компаниях» необходимо более четко дифференцировать положения о компаниях с ограниченной ответственностью и несколько упростить утвержденную в нем структуру управления.

Для этого рекомендуем законодательно закрепить, какое количество акционеров должно быть в компании с ограниченной ответственностью для создания в ней совета представительного управления, а также четко определить предельно допустимое количество акционеров для данного вида компаний и установить жесткие требования (подобные требованиям, предусмотренным в российском акционером законодательстве) по преобразованию компании с ограниченной ответственностью в акционерную при нарушении данной нормы. Соответствующие изменения следует внести в закон «О компаниях» в целях совершенствования положений о компаниях с ограниченной ответственностью.

А также правовое регулирование дочерных и независимых компаний является одной из актуальных проблем совершенствования законодательства о компаниях. В этой связи следует внести в ГК Монголии и закон «О компаниях» предписания, предусматривающие такие признаки дочерней компании как преобладающее участие материнской компании в уставном капитале, наличие договора об управлении или ином участии в компании, предоставляющем возможность давать компании обязательные для исполнения указания и иная возможность определять решения, принимаемые компанией. Кроме этого, следует внести в закон «О компаниях» новые положения, касающиеся субсидиарной ответствености материнской компании.

Третью группу проблем составляют вопросы, связанные с совершенствованием правового регулирования органов управления компании. С этой целью в закон «О компаниях» следует внести ряд поправок, касающихся собрания акционеров компании, в том числе уточнить правила проведения собраний акционеров.

Важным представляется уточнение порядка созыва внеочередных собраний акционеров, повестка дня которых предусматривает переизбрание совета представительного управления. В случаях, когда такое переизбрание должно осуществляться кумулятивным голосованием, необходимо установить порядок, дающий возможность всем акционерам предложить свои кандидатуры в новые исполнительные органы. Закон «О компаниях» не предусматривает такую возможность и тем самым позволяет лицу, созывающему внеочередное собрание во многих случаях провести в совет представительного управления своих кандидатов. Поэтому законодательство должно содержать нормы, исключающие возможность подобных негативных фактов.

Представляется актуальным рассмотрение формирования счетной комиссии компании и формирования совета представительного управления. В соответствии с п. 1 ст. 68 закона «О компаниях» в акционерной компании счетная комиссия назначается советом представительного управления. Однако, собрание акционеров может решать вопрос о передаче обязанностей счетной комиссии третьему лицу. Очевидно, такая норма не направлена на защиту интересов акционеров так как совет представительного управления назначая членов счетной комиссии может выдвинуть в ее состав «удобных» ему людей. Поэтому в акционерной компании выполнение обязанности счетной комиссии может быть возложено на регистратора компании, т.е. лицо, которое по договору с эмитентом осуществляет ведение реестра владельцев ценных бумаг компании. При этом иные регистраторы не могут исполнять функции счетной комиссии.

Закон «О компаниях» не устанавливает определенный срок, на которой избирается счетная комиссия советом представительного управления.

Данное несовершенство закона способствует усилению влияния совета представительного управления компании. Кроме того, совет представительного управления может отказаться акционеру в внесении кандидатур в список для голосования поскольку право акционера выдвигать кандидатуру в состав счетной комиссии законом не предусматривается. Это позволяет совету представительного управления блокировать формирование счетной комиссии, способной обеспечить объективный подсчет голосов поскольку на практике счетная комиссия в большинстве случаев формируется из числа работников компании.

Срок, на который избирается счетная комиссия, мог бы устанавливаться уставом или внутренним документом компании, утвержденным собранием акционеров. При этом любой акционер или группа акционеров, владеющие определенным количеством голосующих акций могли бы вносить свои предложения по кандидатурам членов счетной комиссии в том же порядке, что и по кандидатурам в совет представительного управления.

В настоящее время государственные органы и учреждения при формировании компании с участием госудрственной собственности выдвигают кандидатами в совет представительного управления своих сотрудников. По этой причине вопрос о формировании состава совета представительного управления имеет большое значение для государственных органов и органов местного самоуправления, обладающих большим количеством пакетов акций.

Представляется, что уставом или иным внутренним документом компании, утвержденным собранием акционеров, могло бы быть закреплено положение, регламентирующее случай и порядок замены представителей акционеров-юридических лиц в совете представительного управления.

В Монголии до сих пор в нормативном порядке не решены некоторые вопросы, связанные с порядком созыва и проведения собраний акционеров. Например, вопрос о способе подтверждения волеизъявления акционера, т.е. о гарантиях подлинности остается не решенным. Поэтому в настоящее время каждая компания решает эти вопросы по своему.

Как показывает зарубежный опыт, например, в России по Положениям о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров предложения в повестку дня собрания акционеров и предложения о выдвижении кандидатов в органы управления и иные органы общества могут быть представлены путем направления почтовой связью по официальному адресу органа акционерного общества, вручения под роспись должностных лиц общества и направления иным способом в том числе электрической связью.[263] Эти способы предусмотрены для направления требования созыва внеочередного собрания акционеров общества.

Таким образом, с целью уточнения правила проведения собрания акционеров органы государственной власти Монголии должны принять соответствующее положение о дополнительных требованиях к порядку созыва и проведения собрания акционеров, в которых предусмотрены способы подтверждения волеизъявления акционера для направления им предложений или требований в органы управления компании.

Весьма актуальной проблемой законодательства о компаниях является правовое положение совета представительного управления компании. Как было изложено в параграфе 2.2. главы III настоящей работы, закон «О компаниях» оставляет без должного внимания некоторые вопросы организации работы совета представительного управления.

Поэтому необходимо разработать кодекс корпоративного поведения, регламентирующий задачи совета представительного управления. А также необходимо предусматривать в нем жесткие правила о требованиях, предъявляемых к члену совета представительного управления, аналогичные требованиям предусмотренные в кодекс корпоративного поведения РФ.[264]

Закон «О компаниях» не регламентирует некоторые вопросы, связанные с правовым положением председателя совета и организацией работы совета представительного управления. Как показывает зарубежный опыт, полномочия председателя совета директоров обычно определяются общим собранием акционеров. Они различны у разных компаний и зависят от структуры общества, ее размеров, наличия дочерних компаний в стране и за рубежом и др. причин.

В крупных компаниях председатель совета может быть полностью освобожден от оперативно-хозяйственной работы. Это так называемый неисполнительный председатель. В этом случае он все свое внимание направляет на совершенствование работы совета директоров, цели и задачи которого изложены в предыдущем разделе.

Закон «О компаниях» не регламентирует вопросы, связанные с формализацией отношений между председателем совета представительного управления и компанией.

Как правило, председатель совета работает полный рабочий день. Однако нередки случаи, когда председатель совета работает в обществе только часть рабочего времени. Это характерно для дочерних предприятий, обязанности председателя совета директоров зачастую исполняет председатель совета директоров холдинговой компании.

Как отмечалось, каждый директор общества является доверенным лицом акционеров. В этой связи можно считать, что председатель совета директоров является главным доверенным лицом акционеров, поэтому не случайно он обычно председательствует на общем собрании акционеров.[265] Помимо руководства советом директоров, председатель совета является главным связующим звеном между компанией и ее акционерами. Он поддерживает регулярные контакты с ведущими акционерными, информирует их о положении в обществе, согласовывает кандидатуры на выдвижение на пост директора и управляющего директора общества и т.д.

Главными задачами председателя совета директоров являются обеспечение высокой эффективности работы совета, подбор талантливых кандидатов на должности директоров и выработка оптимальной структуры совета директоров.

Поэтому возникает необходимость разработать нормативные документы, регламентирующие права и обязанности, а также главные задачи председателя совета представительного управления компании.

Закон «О компаниях» не регулирует вопрос о секретаре компании. Однако, данный закон применяет термин «секретарь совета представительного управления». Согласно закону «О компаниях» секретарь совета представительного управления лично отвечает за внутриорганизационную деятельность совета представительного управления и делопроизводство.[266]

Как показывает зарубежный опыт, секретарь общества является должностным лицом. Институт секретаря компании впервые был введен законом о компаниях Англии 1948 года. На практике это означает, что, в отличие от простых служащих общества, ее секретарь несет уголовную и иную ответственность за невыполнение или не надлежащее выполнение компанией требований закона.

Закон о компаниях 1985 года устанавливает, что каждая компания должна иметь своего секретаря.[267]

Секретарь может быть назначен собранием акционеров или советом директоров. В настоящее время общепринятой практикой является назначение секретаря общества советом директоров на основе полномочий, данных ему уставом. Решение протоколируется. Заполняется соответствующая форма и направляется в реестр компаний. Компания должна вести реестр секретарей. Только сам секретарь может выполнять свои обязанности. Закон разрешает выполнять эти функции его помощнику или заместителю только в том случае, если секретарь еще не назначен или он не в состоянии выполнять свои обязанности. Допускается назначение на эту должность двух или более лиц, но это – исключение из правила.

Секретарь общества может являться ее директором, но это отнюдь не обязательно. Традиционно на секретаря возлагалось выполнение административных функций.[268] Это совсем не означает ограничение полномочий чисто внутренними вопросами. Секретарь также представляет компанию во взаимоотношениях с третьими лицами. Он имеет право заключать от имени общества договоры без специальных полномочий. Здесь его полномочия уравниваются с правами директоров. Обычно такие договоры не связаны непосредственно с основной деятельностью общества, а являются вспомогательными. Например, закупка для офиса мебели, оргтехники и т.д.

Однако, главной обязанностью секретаря общества является обеспечение выполнения обществом требований законодательтства о компаниях.

А также обязанностью секретаря является ведение необходимых реестров и книг, в частности, реестра участников общества, реестра обременений, книг протоколов собраний акционеров и совета директоров, реестра директоров и секретарей, реестра сделок между компаниями и директорами, договоров найма между компанией и директорами. Секретарь регистрирует также все случаи скрепления печатью каких-либо документов.

На хранение у секретаря общества находятся оригиналы свидетельств об инкорпорации, о смене наименования и т.п.

Секертарь следит за тем, чтобы бланки писем, счетов, извещений, векселей, а в некоторых случаях – чеков и других платежных документов содержали правильное наименование общества и другие необходимые данные.

Секретарь определяет общие положения ведения делопроизводства в обществе.

Секретарь осуществляет либо организует работу по нормальному функционированию юридического лица, извещает акционеров, директоров о предстоящих собраниях, ведет соответствующие протоколы, готовит проекты резолюций, вносит соответствующие записи в книги и реестры.

В небольших и средних компаниях секретарь заключает договоры найма, рассчитывает заработную плату, организует медцинское страхование работников общества, осуществляет платежи органам социального страхования и обеспечения, иными словами, занимается всеми кадровыми вопросами. Одновременно он ведет учет имущества общества и его страхование, а также страхование ответственности общества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.