рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Юридические лица в гражданском праве России и Монголии: сравнительно-правовой анализ

Дипломная работа: Юридические лица в гражданском праве России и Монголии: сравнительно-правовой анализ


Юридические лица в гражданском праве России и Монголии: сравнительно-правовой анализ


Введение

До 1950 годов монгольские граждане занимались частным предпринимательством и имели право создавать кооперативы. Но в 1958 году законом было запрещено частное предпринимательство. Вследствие этого гражданские кодексы Монголии не регулировали вопросы создания и деятельность частных коммерческих структур.

Однако, на рубеже 80-х и 90-х годов прошлого века когда начался переход к рыночным отношениям в Монголии возникла необходимость создать новое законодательство, посвященное частному предпринимательству. Особенно остро эта проблема встала в отношении законодательства о компаниях, так как переход к рыночным отношениям потребовал разработки новых правовых актов, регулирующих вопросов создания, регистрации и ликвидации частных коммерческих структур.

Первым источником юридического регулирования вопросов создания и деятельности частных коммерческих структур в Монголии являлся закон «Об иностранных инвестициях» МНР, принятый в марте 1990 года, который ввел в монгольское гражданское право новый вид юридических лиц – совместное предприятие или организация с иностранными инвестициями. Принятие данного закона явилось значительным шагом вперед развитии монгольского законодательства. В первые в правовой практике была допущена возможность принадлежности доли участия в монгольском предприятии иностранному лицу. Однако, наряду с хозяйственными единицами с иностранными инвестициями стали появляться хозяйственные единицы, создаваемые монгольскими гражданами и юридическими лицами так как создание хозяйственных единиц со участием частного капитала стало объективно необходимым для развития новой хозяйственной практики.

Таким правовым документом, задавшим направление развития регулирования вопросов создания и деятельности юридических лиц стал закон «О хозяйственных единицах» МНР от 17 января 1991 года. Данный закон определял порядок создания, регистрации, реорганизации, ликвидации, структуру управления хозяйственных единиц, права и обязанности их членов.

Так как принятие закона «Об иностранных инвестициях» от 15 марта 1990 года и закона «О хозяйственных единицах» от 17 мая 1991 года явилось значительным шагом вперед развитии монгольского законодательства о коммерческих юридических лицах, и принятие таких актов было обусловлено социально-экономическими изменениями, которые произошли в Монголии в начале 1990 годов. В отличие от европейских стран с переходной экономикой в Монголии отсутствовала законодательная традиция в сфере корпоративного права. По этой причине при принятии первых актов законодательства о компаниях Монголия заимствовала соответствующие положения законодательства Венгрии и других стран.

С начала 1990 годов в Монголии происходили большие изменения в законодательстве о коммерческих юридических лицах, которые существенно преобразовали систему юридических лиц, их органов и характер деятельности этих органов. В первую очередь, все эти изменения в гражданском законодательстве Монголии произошли под влиянием развития гражданского законодательства Российской Федерации и других бывших социалистических стран. Например, в Монголии, институты компаний и товариществ вырабатывались под влиянием становления современного акционерного законодательства Венгрии и других стран. В результате этих изменений под влиянием акционерного законодательства других стран постепенно формировалось новое законодательство о компаниях как новая подотрасль гражданского законодательства.

Таким образом с принятием закона Монголии «О хозяйственных единицах» 1991 года возникла необходимость развивать и совершенствовать законодательство, регулирующее порядок создания и управления такими новыми для Монголии организационно-правовыми формами хозяйствующих субъектов как акционерные компании и компании с ограниченной ответственностью, так как процесс становления акционерной формы и создания первых акционерных компаний в Монголии, по времени совпало с не менее активным процессом приватизации государственных предприятий и совхозов.

Так за последние пятнадцать лет в результате приватизации на базе значительного количества государственных предприятий и совхозов были созданы частные компании, товарищества, кооперативы и хозяйственные единицы с иностранными инвестициями как новая форма хозяйствования. Наряду с преобладающей ролью приватизации в формировании частного сектора, реформирование существующих предприятий и создание новых частных предприятий также сыграло немаловажную роль. Если в 1990 году доля частного сектора в ВВП составляла лишь 5 процентов, то к 2003 году этот показатель составил уже 80 процентов. В силу этого в течение последних пятнадцати лет в нормативных актах, регулирующих все возможные вопросы, связанные с хозяйственными единицами и законах неоднократно вносились изменения, а некоторые даже отменялись.

В настоящее время хозяйственные единицы частного сектора играют огромную роль в экономике страны и рост ВВП в основном обеспечивается за счёт частного сектора и растёт число занятых в частном секторе. По данным единого государственного реестра хозяйственных единиц всех форм собственности на 01 января 2001 года в стране было зарегистрировано 9282 компании, 2776 товариществ. А также по данным Агентства по иностранным инвестициям и внешней торговле Монголии на 01 июля 2000 года в стране было зарегистрировано 1430 совместных компаний или хозяйственных единиц с иностранными инвестициями. При этом, число компаний, товариществ и совместных компаний продолжает увеличиваться.

Однако, как отмечают исследователи (Б. Дашням, В.Н. Самаруха и другие) в настоящее время большинство хозяйственных единиц Монголии находятся в кризисном состоянии. Это вызвано неэффективной приватизацией, кризисом оборотного капитала, чрезмерной открытостью рынка страны. В месте с тем эффективность деятельности многих компаний является низкой, что негативно сказывается на рентабельность монгольских компаний и хозяйственных единиц. Так как во многом эффективность деятельности компаний зависит от решения проблем в модели управления ими. Следовательно, проблемы правового регулирования корпоративного управления ставятся остро и привлекают интересы исследователей и специалистов. С другой стороны в настоящее время у нас не проводится научное исследование по вопросам корпоративного управления компаниями, которые являются одной из актуальных проблем гражданского права Монголии.

Таким образом, практика деятельности существующих компаний и других видов хозяйственных единиц требует детального правового регулирования новых организационно-правовых форм коммерческих структур и вызывает необходимость разработки путей совершенствования действующего законодательства о компаниях и правовых проблем корпоративного управления компаниями как на теоретическом, так и на законодательном уровне.

Поэтому правовой статус компании и правовые проблемы корпоративного управления компаниями в настоящее время актуальны и являются темой дипломной работы.

Объект дипломной работы – правовой статус компании и правовое регулирование управления компаниями.

Предметом настоящего научного исследования являются история становления и развития законодательства о компаниях в Монголии, действующее законодательство, регулирующее правовой статус компании и ее органов управления, практика его применения и юридические вопросы совершенствования правового регулирования корпоративного управления компаниями.

Цель настоящего исследования состоит в комплексном анализе содержания правовых норм, регулирующих создание, реорганизацию, ликвидацию и деятельность компании и других видов юридических лиц, а также разработка практических рекомендаций, направленных на дальнейшее совершенствование правового регулирования управления компаниями.

Поставленная цель определила Задачи, которые могут быть сформулированы следующим образом:

1.         рассмотрение вопросов о становлении и развитии законодательства о компаниях в Монголии;

2.         анализ и выявление элементов действующего законодательства о компаниях несоответствующих потребностям развития экономики и общества;

3.         рассмотрение схемы управления компаниями и совершенствование механизма управления компаниями;

4.         разработка рекомендаций по совершенствованию законодательства о компаниях и правового регулирования корпоративного управления компаниями.

Методологическая основа исследования. Методологическую основу диссертационного исследования составляет диалектический метод познания. Автором были использованы логический, сравнительно-правовой, исторические методы. Для выяснения статуса компании широко применялся метод анализа существующих точек зрения.

Теоретическую основу образуют научные положения в области науковедения, гражданского права, гражданского процесса, римского права, международного частного права, экономики и истории, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных учёных и цивилистов таких как Д. Дугэржава, Т. Мунхжаргала, Т. Мэндсайхана, Б. Чимэда, Ц. Цолмона, Л. Болор-Эрдэнэ, Д. Болдбаатара, Ж. Ядамсүрэна, С.Н. Братуся, В.П. Грибанова, Р. Давида, В.В. Долинской, С.Э. Жилинского, К. Жоффе-Спинози, И.В. Зыковы, М.Г. Ионцева, О.С. Иоффе, А.И. Каминки, Т.В. Кашанины, М.И. Кулагина, О.А. Красавчикова, В.Л Слесарева, Ж.Х. Клауса, Д.В. Ломакина, М.Н. Марченко, С.Д. Могилевского, В.П. Мозолина, П. Степанова, Е.А. Суханова, И.Т. Тарасова, А.В. Терехина, Е. Торкановского, В.В. Зайцева, Г.Ф. Шершеневича, И. Щиткины, В.Ф. Яковлева, Kenneth R. Simmons, Denis Tallon, Chеryl W. Cray, Peter Janachkov, Daniel F. Visoiv и других.

Информационная основа включает нормативные акты Монголии, акционерное законодательство зарубежных государств (США, Англия, Российская Федерация, РСФСР, СССР и страны с переходной экономикой), регулирующее или регулировавшее управление акционерным обществом либо связанные с этим отношения. Важными источниками информации при изучении исследуемых вопросов служат статистические сборники, информационные справочники, другие материалы аналитического характера, помогающие получить наиболее полную и объективную информацию о роли и удельном весе частных коммерческих структур в экономике Монголии и развитии акционерных компаний в Монголии.

Исследование практики применения законодательства о компаниях основывается в основном на трудах исследователей поскольку в настоящее время не проводится исследование по вопросам судебной и арбитражной практики в области корпоративного права.

Структура дипломной работы обусловлена предметом исследования, его целями и задачами. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения, списка библиографических источников.


1. История возникновения и развития компаний, становления законодательства о компаниях в Монголии

Настоящая глава посвящена вопросам о становлении акционерной формы хозяйствования и формировании национального законодательства о компаниях в Монголии. А также рассматривается система нормативных актов действующего законодательства о компаниях Монголии.

1.1 История становления акционерной формы хозяйствования в Монголии

Исследователи приводят разные данные относительно того, когда первые акционерные общества возникли в Монголии. По мнению одних ученых в начале XX века акционерные общества других стран осуществляли свою деятельность в Монголии, и они были одной из форм иностранных инвестиций в Монголии[1].

После победы народной революции в июле 1921 года акционерные общества продолжали свое существование до момента, когда имущество иностранных инвесторов не национализировалось. Однако в тот период не было законодательство, посвященное частному предпринимательству и иностранным инвестициям хотя на монгольском рынке иностранный капитал господствовал до 1930 годов.[2] Монголия была страна с кочевым хозяйством и небыла развита промышленность. По этой причине в Монголии доминировало малое предпринимательство, направленное на удовлетворение личных потребностей граждан.[3]

С начала 1920 годов в Монголии начали развиваться промышленность и сельское хозяйство и были приняты акты гражданского законодательства, направленные на регулирование хозяйственной деятельности. Этот процесс выражался в создании и постепенном развитии национальной промышленности, механизированного транспорта и связи, и в образовании новой хозяйственной единицы в сельском хозяйстве в виде госхозов, конно-сенокосных станций и простейших форм производственной кооперации. С развитием государственного сектора экономики страны произошли кардинальные изменения в структуре государтвенного бюджета. Государственные и кооперативные организации начали давать основную часть дохода госбюджета уже к 1940 году.

С 1941 года МНР перешла к планированию народного хозяйства в масштабе всей страны, а с 1948 года к осуществлению пятилетних планов.[4] Однако несмотря на переход к планированию до 1950 годов монгольские граждане занимались частным предпринимательством и имели право создавать кооперативы.[5] Но в 1958 году законом было запрещено частное предпринимательство.[6] Следовательно акты гражданского законодательства Монголии не знали институты компаний и товарищества и не регулировали вопросы создания деятельности частных коммерческих структур.

Так последующие гражданские кодексы 1952 и 1963 годов не упоминали термин «акционерное общество» или «компания».[7] Таким образом до 1990 годов в МНР согласно ст. 19 ГК 1963 года юридическими лицами являлись следующие виды социалистических организаций, который был репетицией норм гражданского кодекса РСФСР 1963 года:

а) государственные предприятия и иные государственные организации, состоящие на хозяйственном расчете имеющие закрепление за ними основные и оборотные средства и самостоятельный баланс;

б) учреждения и иные государственные организации, состоящие на государственном бюджете и имеющие самостоятельную смету, руководители которых пользовались правами распорядителей кредитов (за изъятиями, установленными законами);

в) сельскохозяйственные объединения, артели промышленной кооперации и их союзы и другие кооперативные и общественные организации, а в случаях предусмотренных законом или уставом этих организаций, также их предприятия и учреждения, имеющие самостоятельную смету и самостоятельный баланс;

г) государственно-кооперативные организации[8].

В начале 90-х годов Монголия имела торгово-экономические отношения с 30 странами мира. Следовательно распад СССР и СЭВ привел к прекращению помощи и кредитов, которые оказывались нашей стране и нанес сильный удар экономике Монголии. Эти факторы явились важнейшими предпосылками эволюционного перехода к рыночным экономическим отношениям.

Так на рубеже 80-х и 90-х годов прошлого века начался переход к рыночным отношениям в Монголии и важнейшей целью переходного периода в рыночную экономику являлась приватизация государственной собственности и государственных предприятий и организаций. В результате изменения форм собственности и приватизации возникли новые организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов как частные предприниматели, товарищество, компании и другие виды коммерческих структур и были приняты первые акты законодательства о компаниях в Монголии.

Поэтому другие следователи утверждают, что в Монголии первые компании были созданы путем акционирования государственных предприятий и совхозов в 1991 году и связывают возникновение акционерных компаний с принятием закона Монголии «О хозяйственных единицах» 1991 года[9]. Они считают, что процесс приватизации государственной собственности был тем началом, которое повлекло за собой процесс возникновения акционерных компаний [10].

Действительно за последние пятнадцать лет в результате приватизации было создано 778 акционерных компаний и 430 компаний с ограниченной ответственностью и 248 акционерных компаний с участием государственных капиталовложений[11].

Таким образом, за последние пятнадцать лет на базе государственных предприятий и совхозов были созданы частные компании, товарищества, кооперативы и хозяйственные единицы с иностранными инвестициями как новая форма хозяйствования. Эти новые хозяйствующие субъекты возникли в результате изменения форм собственности и приватизации государственных предприятий и совхозов, которые существенно преобразовали систему юридических лиц, их органов, характер деятельности этих органов.

Так с начала 1990 годов в Монголии происходили большие изменения в законодательстве о коммерческих юридических лицах поскольку переход к рыночным отношениям потребовал разработки новых правовых актов, регулирующих вопросов создания, регистрации и ликвидации частных коммерческих структур.

В первую очередь, все эти изменения в гражданском законодательстве Монголии произошли под влиянием развития гражданского законодательства Российской Федерации и других бывших социалистических стран. Например, в Монголии, институты компании и товарищества вырабатывались под влиянием становления современного акционерного законодательства Венгрии и других стран.[12] В результате этих изменений под влиянием акционерного законодательства других стран постепенно произошло становление нового законодательства о компаниях в Монголии.

Так как прежде чем перейти к вопросу о становлении законодательства о юридических лицах новых для хозяйственной практики Монголии кратко рассмотрим вопрос о становлении современного акционерного законодательства в бывших социалистических странах, которое стало основным правовым базисом для формирования монгольского законодательства о компаниях и значительно повлияло на процесс законотворчества по вопросам юридических лиц.

В 1980 годах большинство бывших социалистических стран приняло законодательные акты, определяющие правовые основы и условия акционирования государственных и муниципальных предприятий. Особое место среди таких нормативных актов занимали нормы, регламентирующие правовой статус юридических лиц, порядок их организации и деятельности. Как исследователи отмечают, все эти изменения в гражданском законодательстве бывших социалистических стран произошли под влиянием достижений западных правовых систем, поскольку большинство стран, которые переняли акционерную форму не выработали ее самостоятельно.[13] При этом следует отметить, что большинство из этих стран не прямо заимствовало акционерное законодательство ведущих стран мира, поскольку до второй мировой войны они имели собственные акционерные законодательства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.