Дипломная работа: Юридические лица в гражданском праве России и Монголии: сравнительно-правовой анализ
Дипломная работа: Юридические лица в гражданском праве России и Монголии: сравнительно-правовой анализ
Юридические лица в
гражданском праве России и Монголии: сравнительно-правовой анализ
Введение
До 1950 годов
монгольские граждане занимались частным предпринимательством и имели право
создавать кооперативы. Но в 1958 году законом было запрещено частное
предпринимательство. Вследствие этого гражданские кодексы Монголии не
регулировали вопросы создания и деятельность частных коммерческих структур.
Однако, на
рубеже 80-х и 90-х годов прошлого века когда начался переход к рыночным
отношениям в Монголии возникла необходимость создать новое законодательство,
посвященное частному предпринимательству. Особенно остро эта проблема встала в
отношении законодательства о компаниях, так как переход к рыночным отношениям
потребовал разработки новых правовых актов, регулирующих вопросов создания,
регистрации и ликвидации частных коммерческих структур.
Первым
источником юридического регулирования вопросов создания и деятельности частных
коммерческих структур в Монголии являлся закон «Об иностранных инвестициях»
МНР, принятый в марте 1990 года, который ввел в монгольское гражданское право
новый вид юридических лиц – совместное предприятие или организация с
иностранными инвестициями. Принятие данного закона явилось значительным шагом
вперед развитии монгольского законодательства. В первые в правовой практике
была допущена возможность принадлежности доли участия в монгольском предприятии
иностранному лицу. Однако, наряду с хозяйственными единицами с иностранными
инвестициями стали появляться хозяйственные единицы, создаваемые монгольскими
гражданами и юридическими лицами так как создание хозяйственных единиц со
участием частного капитала стало объективно необходимым для развития новой хозяйственной
практики.
Таким
правовым документом, задавшим направление развития регулирования вопросов
создания и деятельности юридических лиц стал закон «О хозяйственных единицах»
МНР от 17 января 1991 года. Данный закон определял порядок создания, регистрации,
реорганизации, ликвидации, структуру управления хозяйственных единиц, права и
обязанности их членов.
Так как
принятие закона «Об иностранных инвестициях» от 15 марта 1990 года и закона «О
хозяйственных единицах» от 17 мая 1991 года явилось значительным шагом вперед
развитии монгольского законодательства о коммерческих юридических лицах, и
принятие таких актов было обусловлено социально-экономическими изменениями,
которые произошли в Монголии в начале 1990 годов. В отличие от европейских
стран с переходной экономикой в Монголии отсутствовала законодательная традиция
в сфере корпоративного права. По этой причине при принятии первых актов
законодательства о компаниях Монголия заимствовала соответствующие положения
законодательства Венгрии и других стран.
С начала 1990 годов в Монголии происходили большие изменения в
законодательстве о коммерческих юридических лицах, которые существенно
преобразовали систему юридических лиц, их органов и характер деятельности этих
органов. В первую очередь, все эти
изменения в гражданском законодательстве Монголии произошли под влиянием
развития гражданского законодательства Российской Федерации и других бывших
социалистических стран. Например, в Монголии, институты компаний и товариществ
вырабатывались под влиянием становления современного акционерного
законодательства Венгрии и других стран. В результате этих изменений под
влиянием акционерного законодательства других стран постепенно
формировалось новое законодательство о компаниях как новая подотрасль
гражданского законодательства.
Таким образом с принятием закона
Монголии «О хозяйственных единицах» 1991 года возникла необходимость развивать
и совершенствовать законодательство, регулирующее порядок создания и управления
такими новыми для Монголии организационно-правовыми формами хозяйствующих
субъектов как акционерные компании и компании с ограниченной ответственностью,
так как процесс становления акционерной формы и создания первых акционерных компаний в
Монголии, по времени совпало с не менее активным процессом приватизации
государственных предприятий и совхозов.
Так за последние пятнадцать лет в результате приватизации на базе
значительного количества государственных предприятий и совхозов были созданы
частные компании, товарищества, кооперативы и хозяйственные единицы с иностранными
инвестициями как новая форма хозяйствования. Наряду с преобладающей ролью приватизации в формировании частного
сектора, реформирование существующих предприятий и создание новых частных
предприятий также сыграло немаловажную роль. Если в 1990 году доля частного
сектора в ВВП составляла лишь 5 процентов, то к 2003 году этот показатель
составил уже 80 процентов. В силу этого в течение
последних пятнадцати лет в нормативных актах, регулирующих все возможные
вопросы, связанные с хозяйственными единицами и законах неоднократно вносились
изменения, а некоторые даже отменялись.
В настоящее
время хозяйственные единицы частного сектора играют огромную роль в экономике
страны и рост ВВП в основном обеспечивается за счёт частного сектора и
растёт число занятых в частном секторе. По данным единого государственного реестра
хозяйственных единиц всех форм собственности на 01 января 2001 года в стране
было зарегистрировано 9282 компании, 2776 товариществ. А также по данным
Агентства по иностранным инвестициям и внешней торговле Монголии на 01 июля
2000 года в стране было зарегистрировано 1430 совместных компаний или
хозяйственных единиц с иностранными инвестициями. При этом, число компаний, товариществ и совместных
компаний продолжает
увеличиваться.
Однако,
как отмечают исследователи (Б. Дашням, В.Н. Самаруха и другие) в настоящее время
большинство хозяйственных единиц Монголии находятся в кризисном состоянии. Это
вызвано неэффективной приватизацией, кризисом оборотного капитала, чрезмерной
открытостью рынка страны. В месте с тем эффективность деятельности многих
компаний является низкой, что негативно сказывается на рентабельность
монгольских компаний и хозяйственных единиц. Так как во многом эффективность
деятельности компаний зависит от решения проблем в модели управления ими.
Следовательно, проблемы правового регулирования корпоративного управления
ставятся остро и привлекают интересы исследователей и специалистов. С другой
стороны в настоящее время у нас не проводится научное исследование по вопросам
корпоративного управления компаниями, которые являются одной из актуальных
проблем гражданского права Монголии.
Таким
образом, практика
деятельности существующих компаний и других видов хозяйственных единиц требует
детального правового регулирования новых организационно-правовых форм
коммерческих структур и вызывает необходимость разработки путей
совершенствования действующего законодательства о компаниях и правовых проблем
корпоративного управления компаниями как на теоретическом, так и на
законодательном уровне.
Поэтому
правовой статус компании и правовые проблемы корпоративного управления
компаниями в настоящее время актуальны и являются темой дипломной работы.
Объект
дипломной работы – правовой статус компании и правовое регулирование управления
компаниями.
Предметом
настоящего научного исследования являются история становления и развития
законодательства о компаниях в Монголии, действующее законодательство,
регулирующее правовой статус компании и ее органов управления, практика его применения и
юридические вопросы совершенствования правового регулирования корпоративного
управления компаниями.
Цель
настоящего исследования состоит в комплексном анализе содержания правовых норм,
регулирующих создание, реорганизацию, ликвидацию и деятельность компании и
других видов юридических лиц, а также разработка практических рекомендаций,
направленных на дальнейшее совершенствование правового регулирования управления
компаниями.
Поставленная
цель определила Задачи, которые могут быть сформулированы следующим
образом:
1.
рассмотрение вопросов о становлении и развитии законодательства о
компаниях в Монголии;
2.
анализ и выявление элементов действующего законодательства о
компаниях несоответствующих потребностям развития экономики и общества;
3.
рассмотрение схемы управления компаниями и совершенствование
механизма управления компаниями;
4.
разработка рекомендаций по совершенствованию законодательства о
компаниях и правового регулирования корпоративного управления компаниями.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу
диссертационного исследования составляет диалектический метод познания. Автором
были использованы логический, сравнительно-правовой, исторические методы. Для выяснения
статуса компании широко применялся метод анализа существующих точек зрения.
Теоретическую
основу
образуют научные положения в области науковедения, гражданского права,
гражданского процесса, римского права, международного частного права, экономики
и истории, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных учёных и цивилистов
таких как Д. Дугэржава, Т. Мунхжаргала, Т. Мэндсайхана, Б. Чимэда,
Ц. Цолмона, Л. Болор-Эрдэнэ, Д. Болдбаатара, Ж. Ядамсүрэна,
С.Н. Братуся, В.П. Грибанова, Р. Давида, В.В. Долинской, С.Э. Жилинского,
К. Жоффе-Спинози, И.В. Зыковы, М.Г. Ионцева, О.С. Иоффе, А.И. Каминки,
Т.В. Кашанины, М.И. Кулагина, О.А. Красавчикова, В.Л Слесарева, Ж.Х. Клауса,
Д.В. Ломакина, М.Н. Марченко, С.Д. Могилевского, В.П. Мозолина,
П. Степанова, Е.А. Суханова, И.Т. Тарасова, А.В. Терехина, Е. Торкановского,
В.В. Зайцева, Г.Ф. Шершеневича,
И. Щиткины, В.Ф. Яковлева, Kenneth R. Simmons, Denis Tallon, Chеryl
W. Cray, Peter Janachkov, Daniel F. Visoiv и других.
Информационная
основа включает нормативные акты Монголии, акционерное законодательство
зарубежных государств (США, Англия, Российская Федерация, РСФСР, СССР и страны с
переходной экономикой), регулирующее или регулировавшее управление акционерным обществом
либо связанные с этим отношения. Важными источниками информации при изучении
исследуемых вопросов служат статистические сборники, информационные
справочники, другие материалы аналитического характера, помогающие получить
наиболее полную и объективную информацию о роли и удельном весе частных
коммерческих структур в экономике Монголии и развитии акционерных компаний в
Монголии.
Исследование
практики применения законодательства о компаниях основывается в основном на
трудах исследователей поскольку в настоящее время не проводится исследование по
вопросам судебной и арбитражной практики в области корпоративного права.
Структура
дипломной работы обусловлена предметом исследования, его целями и задачами.
Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения,
списка библиографических источников.
1. История
возникновения и развития компаний, становления законодательства о компаниях в
Монголии
Настоящая
глава посвящена вопросам о становлении акционерной формы хозяйствования и
формировании национального законодательства о компаниях в Монголии. А также
рассматривается система нормативных актов действующего законодательства о
компаниях Монголии.
1.1
История становления акционерной формы хозяйствования в Монголии
Исследователи
приводят разные данные относительно того, когда первые акционерные общества
возникли в Монголии. По мнению одних ученых в начале XX века акционерные
общества других стран осуществляли свою деятельность в Монголии, и они были
одной из форм иностранных инвестиций в Монголии[1].
После победы
народной революции в июле 1921 года акционерные общества продолжали свое
существование до момента, когда имущество иностранных инвесторов не
национализировалось. Однако в тот
период не было законодательство, посвященное частному предпринимательству и
иностранным инвестициям хотя на монгольском рынке иностранный капитал
господствовал до 1930 годов.[2] Монголия была
страна с кочевым хозяйством и небыла развита промышленность. По этой причине в
Монголии доминировало малое предпринимательство, направленное на удовлетворение
личных потребностей граждан.[3]
С
начала 1920 годов в Монголии начали развиваться промышленность и сельское
хозяйство и были приняты акты гражданского законодательства, направленные на
регулирование хозяйственной деятельности. Этот процесс выражался в создании и
постепенном развитии национальной промышленности, механизированного транспорта
и связи, и в образовании новой хозяйственной единицы в сельском хозяйстве в
виде госхозов, конно-сенокосных станций и простейших форм производственной
кооперации. С развитием государственного сектора экономики страны произошли
кардинальные изменения в структуре государтвенного бюджета. Государственные и
кооперативные организации начали давать основную часть дохода госбюджета уже к
1940 году.
С
1941 года МНР перешла к планированию народного хозяйства в масштабе всей
страны, а с 1948 года к осуществлению пятилетних планов.[4]
Однако несмотря на переход к планированию до 1950 годов монгольские граждане занимались
частным предпринимательством и имели право создавать кооперативы.[5]
Но в 1958 году законом было запрещено частное предпринимательство.[6]
Следовательно акты гражданского законодательства Монголии не знали институты компаний и
товарищества и не регулировали вопросы создания деятельности частных
коммерческих структур.
Так последующие гражданские
кодексы 1952 и 1963 годов не упоминали термин «акционерное общество» или «компания».[7]
Таким образом до 1990 годов в МНР согласно ст. 19 ГК 1963 года юридическими лицами
являлись следующие виды социалистических организаций, который был репетицией норм гражданского
кодекса РСФСР 1963 года:
а)
государственные предприятия и иные государственные организации, состоящие на
хозяйственном расчете имеющие закрепление за ними основные и оборотные средства
и самостоятельный баланс;
б) учреждения
и иные государственные организации, состоящие на государственном бюджете и имеющие
самостоятельную смету, руководители которых пользовались правами распорядителей
кредитов (за изъятиями, установленными законами);
в)
сельскохозяйственные объединения, артели промышленной кооперации и их союзы и
другие кооперативные и общественные организации, а в случаях предусмотренных
законом или уставом этих организаций, также их предприятия и учреждения,
имеющие самостоятельную смету и самостоятельный баланс;
г)
государственно-кооперативные организации[8].
В
начале 90-х годов Монголия имела торгово-экономические отношения с 30 странами
мира. Следовательно распад СССР и СЭВ привел к прекращению помощи и кредитов,
которые оказывались нашей стране и нанес сильный удар экономике Монголии. Эти
факторы явились важнейшими предпосылками эволюционного перехода к рыночным
экономическим отношениям.
Так
на рубеже 80-х и 90-х годов прошлого века начался переход к рыночным отношениям
в Монголии и важнейшей целью переходного периода в рыночную экономику являлась
приватизация государственной собственности и государственных предприятий и
организаций. В результате изменения форм собственности и приватизации возникли
новые организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов как частные
предприниматели, товарищество, компании и другие виды коммерческих структур и
были приняты первые акты законодательства о компаниях в Монголии.
Поэтому
другие
следователи утверждают, что в Монголии первые компании были созданы путем
акционирования государственных предприятий и совхозов в 1991 году и связывают
возникновение акционерных компаний с принятием закона Монголии «О хозяйственных
единицах» 1991 года[9]. Они считают, что
процесс приватизации государственной собственности был тем началом, которое
повлекло за собой процесс возникновения акционерных компаний [10].
Действительно
за последние пятнадцать лет в результате приватизации было создано 778
акционерных компаний и 430 компаний с ограниченной ответственностью и 248 акционерных
компаний с участием государственных капиталовложений[11].
Таким образом,
за последние пятнадцать лет на базе государственных предприятий и совхозов были созданы
частные компании, товарищества, кооперативы и хозяйственные единицы с
иностранными инвестициями как новая форма хозяйствования. Эти новые
хозяйствующие субъекты возникли в результате изменения форм собственности и
приватизации государственных предприятий и совхозов, которые существенно
преобразовали систему юридических лиц, их органов, характер деятельности этих
органов.
Так с
начала 1990 годов в Монголии происходили большие изменения в законодательстве о
коммерческих юридических лицах поскольку переход к рыночным отношениям
потребовал разработки новых правовых актов, регулирующих вопросов создания,
регистрации и ликвидации частных коммерческих структур.
В первую
очередь, все эти изменения в гражданском законодательстве Монголии произошли
под влиянием развития гражданского законодательства Российской Федерации и
других бывших социалистических стран. Например, в Монголии, институты компании
и товарищества вырабатывались под влиянием становления современного
акционерного законодательства Венгрии и других стран.[12] В результате
этих изменений под влиянием акционерного законодательства других стран
постепенно произошло становление нового законодательства о компаниях в
Монголии.
Так
как прежде чем перейти к вопросу о становлении законодательства о юридических лицах новых для хозяйственной
практики Монголии кратко рассмотрим вопрос о становлении современного
акционерного законодательства в бывших социалистических странах, которое стало основным правовым базисом для формирования монгольского законодательства о компаниях и значительно повлияло на процесс законотворчества по вопросам
юридических лиц.
В 1980 годах
большинство бывших социалистических стран приняло законодательные акты, определяющие
правовые основы и условия акционирования государственных и муниципальных
предприятий. Особое место среди таких нормативных актов занимали нормы,
регламентирующие правовой статус юридических лиц, порядок их организации и
деятельности. Как исследователи отмечают, все эти изменения в гражданском
законодательстве бывших социалистических стран произошли под влиянием
достижений западных правовых систем, поскольку большинство стран, которые
переняли акционерную форму не выработали ее самостоятельно.[13] При этом следует
отметить, что большинство из этих стран не прямо заимствовало акционерное
законодательство ведущих стран мира, поскольку до второй мировой войны они
имели собственные акционерные законодательства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
|