Дипломная работа: Совершенствование управления муниципальной собственностью
В состав муниципальной собственности,
как правило, входят предприятия жилищно-коммунального комплекса, учреждения образования,
здравоохранения, культуры, спорта, жилой фонд и нежилые помещения. В настоящее время
той или иной муниципальной собственностью обладает около 92% муниципальных образований.
Муниципальные предприятия имеются у 40% муниципальных образований; муниципальные
учреждения образования — у 72%; муниципальные учреждения здравоохранения — у 65%,
муниципальные учреждения культуры и спорта — у 65%, муниципальный жилой фонд и нежилые
помещения — у 70% муниципальных образований. Процесс формирования муниципальной
собственности во многом зависит от решения проблемы разграничения собственности
между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями. В соответствии
с приложением №3 к названному постановлению в состав муниципальной собственности
подлежали передаче объекты государства, расположенные на территории городских и
районных Советов (жилищный и нежилой фонды, жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные
предприятия, объекты инженерной инфраструктуры и т.д.). Это была первая попытка
разграничить собственность муниципалитетов и собственности РФ и ее субъектов. В
состав муниципальной собственности также передавались объекты, находившиеся в собственности
субъектов Российской Федерации и расположенные на территории соответствующих городов.
К ним относились предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового
обслуживания населения; учреждения и объекты здравоохранения, народного образования,
культуры и спорта; оптово-складские мощности. Помимо этого в муниципальную собственность
должны были быть переданы предприятия розничной торговли, общественного питания
и бытового обслуживания, находившиеся в ведении министерств и ведомств.
В ряде
субъектов Российской Федерации вопросы, связанные с формированием законодательной
базы о муниципальной собственности, решены. В них приняты специальные законы о муниципальной
собственности. Так, в Красноярском крае принят Закон от 26.09.96 г. «О порядке безвозмездной
передачи объектов краевой государственной собственности в муниципальную и приема
муниципальной собственности в краевую государственную». В Московской области принят
Закон «Об общих принципах формирования, управления и распоряжения муниципальной
собственностью Московской области».
Право
муниципальной собственности возникает из оснований, предусмотренных законами и иными
правовыми актами. Можно выделить административные и гражданско-правовые способы.
Административный порядок предполагает волю одной стороны - государства и реализуется
при издании акта органа государственной власти. Более отвечают интересам местного
самоуправления способ перехода прав на объекты собственности гражданско-правовые
договоры и сделки. Муниципальное образование вправе заключать их с другими субъектами
гражданских прав. В этом случае учитывается воля обеих сторон, что ставит органы
местного самоуправления в равное положение с контрагентом. Способами формирования
муниципальной собственности являются те же способы, что предусмотрены действующим
законодательством и для других субъектов гражданских прав, кроме тех способов, о
которых говорилось выше плюс некоторые специфические для данного вида собственности
способы. В качестве иллюстрации можно привести Закон Московской области «Об общих
принципах формирования, управления и распоряжения муниципальной собственностью в
Московской области». В нем закрепляются следующие способы формирования муниципальной
собственности:
1)
путем взимания налогов
и иных обязательных платежей, подлежащих зачислению в местный бюджет, внебюджетные
фонды и валютный фонд;
2) путем приобретения имущества на основании
договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки, предусмотренной действующим
законодательством РФ;
3)
при разграничении
государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность,
государственную собственность субъектов федерации и муниципальную собственность
в порядке, установленном законодательством РФ и Московской области;
4)
при передаче объектов
федеральной собственности в муниципальную собственность в порядке, устанавливаемом
федеральным законом;
5) при передаче объектов государственной
собственности Московской области в муниципальную собственность в порядке, установленном
настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии
с настоящим Законом;
6) при разграничении муниципальной собственности
в случае, если в границах территории одного муниципального образования имеются другие
муниципальные образования;
7)
при объединении, преобразовании
или упразднении муниципальных образований;
8)
путем получения продукции,
плодов, доходов в результате использования муниципальной собственности;
9) по иным основаниям, предусмотренным действующим
законодательством.
Трактовка собственности как абсолютного права имела в научной литературе и другой аспект. Некоторые западные авторы, в частности, известные французские цивилисты Обри и Ро, утверждали, что собственность есть абсолютное господство лица над вещью, т.е. это отношение лица к вещи: «Вещные права являются теми, которые создают непосредственную и прямую связь между вещью и лицом» - писали они. Однако большинство юристов считали и считают до сих пор, что собственность представляет собой отношения между людьми, где праву собственника вещи противостоит обязанность всех и каждого воздерживаться от воздействия на вещь.
1.2 Система управления муниципальной собственностью
Управление муниципальной собственностью представляет
собой деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления по владению,
пользованию и распоряжению объектами муниципальной собственности в целях максимального
обеспечения социально значимыми услугами населения муниципального образования и
осуществляемая в форме принятия нормативно-правовых актов, организации их осуществления
и контроля за их исполнением.
Исследование мирового опыта
муниципального управления показывает, что многообразие муниципальных систем обусловлено
особенностями исторического, регионального и политического характера различных стран.
Изучение этих особенностей является важным при анализе различных моделей управления
собственностью на уровне местных образований с целью выбора наиболее приемлемых
вариантов для создания разнообразных муниципальных систем в России.
Формирование и управление
собственностью как муниципальным объектом на местном уровне дает представление о
становлении и развитии необходимых составных элементов действующей в настоящий момент
экономической категории «муниципальной собственности». Невозможно говорить о содержании
и значимости норм самостоятельного функционирования муниципалитетов без глубинного
исследования мирового опыта. Один из крупнейших американских исследователей проблем
управления и регулирования муниципальными образованиями В.Остром отмечал, что человечество
может учиться «развивать способности к самоуправлению двояко, на жестком опыте истории
и на опыте друг друга». Для населения нашей страны это утверждение приобретает особый
смысл, так как в развитии теории и практики управления муниципальной собственностью
Россия утратила подобный исторический опыт на этапе социалистических преобразований.
С возрождением муниципальной формы собственности важно изучить накопленный опыт
России в дореволюционном периоде, а также этапы становления муниципальной собственности
и развитие методов управления ею в других странах.
Одним из древнейших институтов
управления муниципальной собственностью, выполняющих функцию регулирования отношений
на уровне местного сообщества, стала политика примирительного общинного хозяйствования.
Принципы этой политики сформировались и существовали наряду с религиозными, моральными
и брачно-семейными нормами.
Возникновение общинного хозяйствования
обусловлено потребностью общества в создании сбалансированных отношений на местном
уровне, а также в определении норм организации и деятельности институтов управления
муниципальным и местным хозяйством. Особенно распространенными субъектами управления
общинным хозяйством в IХ-Х вв. были сельские общины. Главным органом управления
в них было собрание старейшин двора, которое выступало в качестве института управления
собственностью общин, и определяло нормы взаимоотношений ее членов. Однако развитие
сельских общин — это только одно из направлений в развитии управления подобной собственностью.
В результате развития экономических
связей и укрупнения территориальных образований в Х-ХI вв. начался процесс создания
городов, повлекший за собой выделение муниципальной собственности, что предопределило
формирование городского населения, а также института общественной собственности
и необходимость владения, управления и распоряжения этой формой собственности. Предпосылкой
к зарождению муниципальной собственности стали экономические процессы, связанные
с разделением и кооперацией труда, а также урбанизацией, то есть повышением роли
городов в развитии общества.
Обращение к историческому
опыту управления муниципальными образованиями в большинстве европейских стран показывает,
что основные принципы этого управления возникли на основе законодательных актов,
то есть благодаря пожалованию «хартии вольностей». Например, Германии, в начале
Х в., император Генрих V подписал указ, который содержал свод правил для жителей
города Шпейера. В этой «хартии вольностей» были отражены все моменты по формированию
отношений в данном городе: «Наши горожане свободны от всякой торговой пошлины, какая
до сих пор взималась в городе, также ничего не будет взиматься с тех, кто привозит
собственное имущество на собственных или арендованных кораблях». В истории того
времени жестко прослеживается связь имущественной основы с религиозными убеждениями.
Принятие хартий сопровождалось религиозными клятвами, основанными на обязательствах
соблюдать экономические, финансовые и правовые нормы города. Например, «хартия Лондона,
пожалованная Генрихом I в 1129 г., навечно установила за горожанами право избирать
должностных лиц города». В тот период времени Лондон назывался коммуной и управлялся
мэром. Данная хартия содержала положение об освобождении жителей города и их собственности
от дорожных сборов, пошлин за проезд, а также от всех прочих сборов в пользу государства
во всей Англии и в морских портах. Горожане получили право выбирать по своему усмотрению
совет города для осуществления управления городом и его собственностью. В тех европейских
странах, где основу управления муниципальными образованиями составляли пожалованные
правителями хартии (Англия, Франция, Скандинавия), положение горожан определялось
следующими «нормами:
-
принятие присяги городу;
- взаимопомощь и взаимовыручка;
-
город обязуется защищать права человека,
присягнувшего ему, отстаивать его права собственности и имущественные интересы;
-
город охраняет права купцов, приехавших
на рынок города;
-
горожане не имеют право давать кредит
врагам города и общаться с ними без разрешения главного должностного лица;
-
орган управления городом и его собственностью
выбирается горожанами;
-
судьи присягают судить справедливо,
все остальные обязаны признавать и исполнять их решения;
-
любой человек, мирно проживший в городе
год и один день, получает свободу и не может быть затребован своим прежним хозяином.»
Система управления муниципальным
образованием включала в себя исполнительные функции, осуществлявшиеся выбранными
представителями, и законодательные функции, выполнявшиеся общим собранием горожан,
для решения экономических, социальных и политических проблем муниципалитетов. Эта
система управления муниципальным образованием и его собственностью, а также структура
деятельности его органов и должностных лиц определялись следующими принципами:
— разграничение полномочий
представительной и исполнительной власти;
— выборность должностных лиц
в органы муниципального управления;
— публикация и систематизация экономических, социальных, политических
законов и нормативных актов;
— экономическая и политическая ограниченность полномочий местных
сообществ относительно более крупных образований;
— ограничение прерогатив государственной власти при отставании позиций
муниципальных образований.
Этот период характеризуется
тем, что экономическую основу муниципальных отношений составляет функционирование
корпоративного, интегрированного, взаимосвязанного сообщества, обеспеченного коллективностью
отношений через механизмы взаимопомощи и совместной хозяйственной деятельности.
Но в механизмах муниципального управления имелись ограничения по возможному участию
населения в местном управлении по признакам сословности, территориальной принадлежности,
имущественного ценза. Нормативное регулирование управления муниципальными образованиями
осуществлялось источниками разнообразными как по происхождению, так и по форме и
содержанию.
В становлении муниципальной
собственности важнейшим этапом является Великая французская революция ХVIII в.,
которая провозгласила принцип разделения власти и в числе управляющей силы выделила
коммунальную власть. Подобная идея муниципальной власти, как особого института управления,
«сформулирована в 1790 г. в докладе Алена Турэ на национальном собрании Франции
в ходе обсуждения реформы управления муниципальной собственностью». Трактовалась
эта идея, прежде всего, исходя из природы городской собственности, характера управления
ею, а также компетенции и полномочий муниципальной власти. Сторонники создания самостоятельных
органов местного управления исходили из понимания «городской общины как свободной
в решении местных дел по собственному усмотрению, без вмешательства государства,
отстаивали права городов на самоуправление, утверждая, что это является естественным
и не отчуждаемым правом. Противники теории свободной городской общины делали акцент
на том, что управление муниципальным образованием в значительной степени формируется
государством, и осуществляет, прежде всего, те функции, которые ему передаются теми
или иными органами государственной власти». Такое неоднозначное понимание природы
муниципальной собственности и управления ею оказало безусловное воздействие на характер
реализации революционных воззваний Франции. Были созданы представительные органы
местного управления - муниципальные собрания и исполнительно-распорядительные муниципальные администрации. Эти органы управления
в городах были включены в состав исполнительных органов государственной власти в
качестве низовых звеньев, как учреждения, ответственные за осуществление исполнительной
деятельности и использование собственности перед населением муниципалитетов и перед
правительством страны. Таким образом, весь круг экономических и социальных проблем
муниципальных образований в XV-XVI вв. в
ряде стран Европы был возложен на администрации городов.
Следующим историческим этапом экономико-политических преобразований
на пути становления развития муниципальной собственности был этап усиления тенденции
централизации государственной власти и соответственно ограничения местного самоуправления.
Например, в Германии действие этой тенденции усилилось попытками преодолеть раздробленность,
обеспечить проведение единых принципов управления в государстве. Такой «Всеобщий
Прусский уклад» (1794 г) предусматривал включение муниципальных образований «в единую
государственно-экономическую, правовую систему, которая должна была объединить принципы
государственного регулирования и традиции общественного уклада». В результате этого
города оказались лишенными всякой самостоятельности и попали под жесткую опеку государства.
Даже право назначать должностных лиц в городах и сельских общинах, утверждение всех
сделок о купле-продаже муниципальной собственности и заключение арендных договоров
по использованию собственности муниципалитетов происходило по указанию государственных
властей.
Основные успехи в становлении
муниципальной собственности и развитии муниципального управления были достигнуты
в XIX в. Первый опыт реформирования на этом этапе был отмечен в Пруссии, так как
к началу того века эта страна находилась в экономическом упадке, который был обусловлен,
в основном, неэффективной системой управления городской собственностью и местным
хозяйством в целом. Реформа местного управления в Пруссии опиралась на опыт французских
и бельгийских экономистов в области муниципальных исследований, в ней были сформулированы
основные положения общественной теории самоуправления. Экономический смысл данной
общественной теории заключался в следующем: государство должно признавать свободу
муниципальных образований и предоставить им возможность самим управлять своими делами,
но основная идея состоит в том, что муниципальная собственность, относясь к общественной,
в то же время не является государственной формой собственности, и из этого, возможно,
делать вывод, что и управление муниципальными образованиями носит негосударственный
характер управления, следовательно, на местное управление возлагается осуществление
хозяйственных функций. Экономическое содержание данной теории позволило подвергнуть критике практику
управления государственными чиновниками муниципальным имуществом и городским хозяйством.
Научно обосновывалась необходимость ограничения вмешательства центральных органов
власти в повседневную жизнь городских образований и возможность передачи им основных
полномочий по управлению местным хозяйством муниципальным органам.
Генезис
муниципальной собственности и системы управления городскими хозяйствами отмечен
этапностью социально-экономических преобразований, этот процесс отмечен
при изучении мирового исторического опыта. Особое место в становлении муниципальных
отношений отводится Германии, именно эта страна внесла значительный вклад в экономическое
развитие и формирование платформы для последующего укрепления основ муниципального
управления. В Пруссии в 1808 г. был опубликован новый городской устав, основное
содержание которого можно отразить в следующих положениях:
- осуществление децентрализации власти и формирование органов
местного управления;
- предоставление возможности участия в местном самоуправлении
только собственникам недвижимости в установленных размерах;
- включение в систему управления городом различных структур:
городского совета, представительного органа, осуществляющего функции по защите интересов
горожан; магистрат, орган исполнительной власти; бургомистра, выполняющего функции
председателя городского совета и магистрата;
- передача некоторых государственных функций и поручений в
ведение муниципалитетов;
- сохранение функций
государственного контроля и надзора в отношении использования и управления муниципальной
собственностью и в целом системой местного хозяйства в рамках городских образований
(при этом деятельность муниципалитетов не должна была противоречить экономической
политике государства).
Основной
заслугой реформаторских преобразований в Германии в тот период было следующее: община
стала рассматриваться как основной субъект управления в рамках территориального
образования, под объектом самоуправления понималось не население, а его собственность,
то есть имущественное владение населения и общины в целом.
Основное
внимание в организации муниципального управления Германия уделила выявлению экономической
сущности муниципальных образований и определению внешних условий пропорционального
сосуществования подобных образований в рамках единого экономического пространства
государства. На основе изученных экономических взаимосвязей, были определены полномочия
муниципального управления, права и обязанности его органов и должностных лиц. Таким образом, в наиболее общем виде сформировалась германская
система муниципальной собственности и управления муниципальными образованиями. Дальнейшее
развитие местного управления в Германии в значительной степени было обусловлено
решением задачи объединения германских земель и проходило в условиях противоборства
двух муниципальных концепций - общественной теории
управления муниципальной собственностью и государственной теории управления муниципальными
образованиями. Создание Германской империи в 1871 г. позволило начать унификацию
муниципальных систем, то есть проводить рациональное сокращение числа объектов одинакового
функционального назначения, так как на территории этой страны к тому времени действовали
примерно 70 типов различных городских и сельских образований.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|