рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Рынок государственных ценных бумаг

Обращение казначейских обязательств допускается в ограниченной и неограниченной формах. Ограничения касаются расчетов казначейскими обязательствами с целью погашения кредиторской задолженности, права передачи КО только юридическим лицам, минимального числа индоссаментов (передаточных надписей) перед предъявлением к погашению, сроков учета и обмена на налоговые освобождения.

Особенность КО состоит в том, что это — гибридная ценная бумага, обладающая одновременно свойствами векселя, государственной ценной бумаги, налогового освобождения и средства расчета.

Также дадим характеристику облигациям внутреннего государственного валютного займа.

В целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга перед юридическими и физическими лицами 14 мая 1993 г. был осуществлен выпуск внутреннего государственного валютного облигационного займа (ОВВЗ) на общую сумму 7 млрд. 885 млн. долл. США.

Эмитентом облигаций выступает Минфин, валюта займа — доллары США. Процент по этим облигациям составляет 3% годовых. Номинал облигаций — 1 тыс., 10 тыс. и 100 тыс. долл. Они были выпущены пятью сериями со сроками погашения 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет.[11]

Неотъемлемой, частью облигации служит комплект из купонов, количество которых определяется сроком погашения облигации. Погашение облигаций по сериям осуществляется

в следующие сроки:

серия I - через год от даты выпуска, 14 мая 1994 г.;

серия II - через 3 года от даты выпуска, 14 мая 1996 г.;

серия III - через 6 лет от даты выпуска, 14 мая 1999 г.;

серия IV - через 10 лет от даты выпуска, 14 мая 2003 г.;

серия V - через 15 лет от даты выпуска, 14 мая 2008 г.

Последний купон предъявляется вместе с облигацией, подлежащей погашению.

Основным платежным агентом по выплате основного долга по облигациям и процентов по купонам является Центральный банк РФ, опирающейся на свои валютные и золотые резервы. ЦБ РФ может назначить дополнительных платежных агентов (коммерческие банки).

Облигации внутреннего валютного займа стали первыми на развивающемся рынке валютных облигаций России. Они оказались очень привлекательными для иностранного инвестора, так как уровень их доходности значительно превышал уровень доходности на зарубежных фондовых рынках.

К середине мая 1996 г. успешно погашены облигации первого и второго траншей объемом соответственно 0,226 и 1,518 млрд. долл. по номиналу. В обращении остались облигации третьего транша - объем 1,307 млрд. долл. - 14 мая 1999 г, четвертого транша - объем 2,627 долл. - 14 мая 2003 г., пятого транша - объем 2,167 млрд. долл. - 14 мая 2008 г.

Последним видом государственных ценных бумаг, рассматриваемым нами, будут золотые сертификаты.

Основным видом долговых обязательств в России, как и во всем мире, является облигация. Однако Правительство России эмитирует и другие виды долговых обязательств. Так, в 1993 г. Министерством финансов РФ были выпущены Золотые сертификаты.

Первый выпуск Золотых сертификатов находился в обращение с сентября 1993 г. по сентябрь 1994 г. Сертификат был именным, к валютным ценностям не относился, мог быть оплачен только в рублях и выпускался номиналом 10 кг золота 0,9999 пробы. Минфин гарантировал доходность по сертификатам на уровне ставки ЛИБОР (ставка межбанковских кредитов семи крупнейших лондонских банков) по доллару США плюс 3%. Объем эмиссии составил 10 тыс. ценных бумаг, т.е. 100 т золота, депонированных Минфином в Государственном российском комитете РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням.

Первичное размещение Золотых сертификатов осуществлялось Минфином через уполномоченные коммерческие банки. Для приобретения Золотых сертификатов коммерческий банк должен был подать соответствующую заявку в Минфин, перечислить необходимые средства. В первые две недели после начала размещения сертификаты продавались по номиналу, а затем с премией, определяемой Минфином.

На вторичном рынке уполномоченные коммерческие банки имели право перепродажи Золотых сертификатов юридическими физическим лицам, а также нерезидентам на договорной основе. Банки имели право дробить сертификаты и продавать их частями. Дробление сертификата не могло быть менее чем на одну сотую его номинала, т. е. 100 г золота.

Начисление и выплата процентного дохода по Золотым сертификатам производились Минфином ежеквартально в рублях исходя из цены золота на Лондонском рынке на первое число первого месяца очередного квартала по ставке 3/12 ставки ЛИБОР на указанную дату плюс 0,75%.

В целом первый выпуск Золотых сертификатов оказался не очень популярным в силу его большой номинальной стоимости, недоступной для ряда юридических лиц. Невысокая доходность этих бумаг сочеталась с их низкой ликвидностью. Реализовать находящиеся на руках сертификаты было практически невозможно. Банкам разрешалось продавать: дробные доли сертификата на фондовом рынке только путем выпуска собственных облигаций, которые, в отличие от Золотого сертификата, не являлись государственными ценными бумагами и, следовательно, не имели льгот по налогообложению.

Погашение Золотого сертификата производилось Минфином в рублях по курсу Центрального банка РФ или золотом. По желанию владельца сертификаты могли быть погашены путем обмена на другие государственные ценные бумаги Правительства РФ. Для погашения облигации золотом владелец должен был иметь специальную лицензию Центрального банка РФ на совершение операций с драгоценными металлами.

Таким образом, в данном разделе была раскрыта сущность рынка государственных ценных бумаг, дана общая характеристика государственных ценных бумаг и рассмотрены основные виды государственных ценных бумаг (облигации федерального займа, облигации государственного сберегательного займа, казначейские обязательства, облигации внутреннего государственного валютного займа и золотые сертификаты).


1.3 Доходность и ликвидность государственных ценных бумаг

Курс ценной бумаги определяется в первую очередь ее ценностью для инвестора и эмитента, т.е. покупателя и продавца. Со стороны инвесторов спрос на ценные бумаги определяют следующие характеристики:

Доходность - способность ценной бумаги приносить доход за счет дивидендов (процентов), а также дисконта. Доходность рассчитывается в процентах по отношению к вложенной в ценные бумаги сумме. [12]

- рост вложенного капитала, выражающийся в росте курсовой стоимости ценных бумаг

- надежность - подверженность ценных бумаг различным рискам

- ликвидность, которая определяется как возможность быстро и без потерь продать ценную бумагу по разумной цене.

Доходы инвестора на рынке ценных бумаг складываются из доходов двух типов:

- доходов от владения ценными бумагами - в виде промежуточных выплат их владельцам (дивидендов по акциям и процентных выплат по облигациям);

- доходов (или потерь) от операций с ценными бумагами, возникающих из-за разницы между ценой покупки и ценой продажи ценных бумаг, а также между ценой покупки и ценой погашения (для ценных бумаг с ограниченным периодом обращения) или других операций.

Необходимо помнить, что величина дохода (в отличие от доходности) - абсолютная - и потому рассчитывается в валюте, т.е. в рублях и копейках, долларах и центах и т.д.

Источником доходов от ценной бумаги являются дивиденды, выплачиваемые по простым и привилегированным акциям, а также процентные выплаты по облигациям. Всякая акция обладает номиналом, или номинальной стоимостью, выражаемой в рублях или иной валюте и определяющей долю акционера в уставном капитале. Акции без номинальной стоимости на современном мировом рынке практически (а на российском - полностью) отсутствуют. В дальнейшем мы будем обозначать номинал акции буквой N. Дивиденд по акции, выраженный в процентах по отношению к номиналу, называется ставкой дивиденда. Мы ее будем обозначать символом div. Размер дивиденда в рублях (или другой валюте) называется массой дивиденда. Причем в России под массой дивиденда обычно понимают размер дивиденда на одну акцию, а на зарубежных фондовых рынках - общий размер дивидендов, подлежащих выплате акционерам.

Величина дохода по облигации, выраженная в валюте, не имеет устойчивого названия. Иногда ее называют доходом - "доход по облигации составил 280 руб.", иногда - процентными выплатами. Купонная ставка обозначается С.

Доход от владения ценными бумагами является очень важной составляющей доходов на фондовом рынке. Чем более стабилен рынок, тем большая часть инвесторов ориентируется на этот вид дохода. Для правильного прогнозирования поведения ценной бумаги важно отслеживать и оценивать эту величину.

Ликвидность ценных бумаг - возможность превращения ценных бумаг в деньги. Ликвидные ценные бумаги образуют часть оборотного капитала владельца и могут быть легко реализованы на рынке. Доходность ценных бумаг - отношение годового дохода по ценным бумагам к её рыночной цене; норма прибыли, получаемой владельцем ценной бумаги.

С 7 сентября 1995 года в соответствии с п.9.5 новой редакции Положения об обслуживании и обращении выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций, утвержденной Приказом Банка России от 15.06.95 № 02-125, переоценка ГКО осуществляется по средневзвешенной цене.[13] С 1 сентября 1995 года при расчете доходности ГКО без учета налоговых используются следующая формула:

N 365

Доходность ГКО = (--- -1) х ----- х 100%,

P Т

где N - номинал облигации в рублях,

Р - цена облигации в рублях,

С - величина купона в рублях,

А - накопленный с начала купонного периода доход в рублях,

Т - срок до погашения облигации в днях,

t - срок до окончания текущего купонного периода в днях.

Исходя из данной формулы видим, что у ГКО нет фиксированной ставки дохода: доход по ним образуется в виде разницы между номиналом и ценой, по которой вкладчик купил облигацию. Такой доход носит название дисконтного. Иногда уровень доходности ГКО не обеспечивает положительной процентной ставки, т.е. бывает ниже уровня инфляции. Это случается, когда спрос на ГКО значительно превышает предложение. Такая ситуация ведёт к дальнейшему оттоку денег с рынка.

В октябре уровень доходности государственных ценных бумаг немного увеличился. Особенно сильно это коснулось краткосрочных и среднесрочных серий. Доходность этих выпусков тесно связана со ставками по коротким межбанковским кредитам, которые давно не опускались ниже ставки рефинансирования. Такая ситуация характерна в условиях дефицита рублевых средств. К концу октября ситуация на рынке ГКО осложнилась. Связано это было с кризисом на азиатском финансовой рынке, в связи с которым иностранные инвесторы начали активно выводить средства из ГКО и, если бы не ограничение на репатриации прибыли масштабы падения цен на ГКО могли бы быть более впечатляющими. Предполагается, что иностранные инвесторы продолжат вывод средств из ГКО.

В начале декабря резко увеличилась доходность ГКО. 1 декабря она составила 40% годовых. Однако ЦБ РФ не посчитал нужным вмешиваться в ситуацию. Кроме того массовому оттоку средств с рынка ГКО способствовало резкое повышение доходности валютных операций. Очередное увеличение доходности не повлияло на ставку рефинансирования. Она осталась на уровне 28% годовых. Но с 1 декабря произошло увеличение ломбардной ставки, по которой предоставляется большинство кредитов коммерческим банкам с 28% до 36% годовых. Ломбардная схема предоставления кредитов представляет собой выдачу кредита под залог высоколиквидных ценных бумаг. Пока доходность ГКО сокращалась, заемные ресурсы были доступны для производства. Но при значительном увеличении ее будет наблюдаться сокращение внутренних инвестиций в производство. В конце декабря 1997 года доходность на рынке ГКО снижалась благодаря возврату иностранных инвесторов. По оценке Банка России, за первую неделю декабря на рынок вернулось 700 млн. долларов средств нерезидентов. Похоже, они использовали последнюю в нынешнем году возможность для покупки пока ещё дешёвых по сравнению с бумагами других развивающихся стран российских государственных бумаг. Доходность ГКО стабилизировалась на уровне 30-31% годовых по долгосрочным бумагам, 33% годовых по среднесрочным бумагам. Этот уровень хотя и превышает ставку рефинансирования, остаётся ниже ставки ЦБ по ломбардным кредитам и не требует вмешательства денежных властей. По мнению экспертов ЦБ РФ доходность ГКО в 1998 году была на уровне 12 - 14% годовых.

Опыт работы с ГКО показывает, что данные гос. обязательства наиболее ликвидны по сравнению с любыми другими инструментами фондового рынка: на любой из ежедневных торговых сессий можно купить и продать практически любой вид обязательств, находящихся в обращении. Рынок ГКО продолжает развиваться. Основной его недостаток - элитарность, закрытость - может быть устранен путем подключения региональных площадок, а следовательно региональных дилеров и клиентов, а также расширением доступа дилеров к торговой системе.

Среднесрочные бумаги - необходимый элемент финансирования дефицита бюджета, поскольку они позволяют решить проблему рефинансирования коротких выпусков за относительно продолжительный период. Предпосылки для создания в России рынка среднесрочных ценных бумаг появились по мере экономической стабилизации, обозначившейся к лету 1995 года.

Основным видом среднесрочных бумаг в России являются облигации федерального займа (ОФЗ), выпускаемые Правительством РФ для финансирования бюджетного дефицита. Система ОФЗ базируется на следующих общих принципах:

-  применение безбумажной (электронной) технологии,

-  плавающий купонный доход,

-  среднесрочный период обращения,

-  именной характер бумаги.

Эмитент (Минфин РФ) устанавливает для каждого отдельного выпуска облигаций по согласованию с Банком России его объём, порядок расчета купонного дохода, определяемого на основе доходности по ГКО, даты размещения, погашения и выплаты купонного дохода, ограничения на владение.

Величина купонного дохода рассчитывается отдельно для каждого периода его выплаты и объявляется по первому купону не позднее, чем за 7 дней до даты начала размещения.

На доходность ценных бумаг влияет налогообложение, у ОФЗ оно имеет следующие особенности: 1. Купонный доход в виде процента к номинальной стоимости по ОФЗ с переменным купонным доходом (далее: облигации) не облагается налогом на прибыль у юридических лиц и подоходным налогом у физических лиц,

2. При обращении облигаций образуется накопленный купонный доход - часть купонного дохода в виде процента к номинальной стоимости облигации, рассчитываемого пропорционально количеству дней, прошедших от даты выпуска облигаций или даты выплаты предшествующего купонного дохода, включаемый в цену сделки.[14]

Формула доходности по ОФЗ:

D=([H+C /(1-T)] : [P+A /(1-T)] - 1) х 365/t х 100%,

где N - номинал облигации в рублях, C - купон в рублях, D - доход,

T - купонный период в днях, P - цена ОФЗ без учета накопленного дохода

A - накопленный доход, t - срок до выплаты купонов в днях

Величина купона в рублях - С- вычисляется по формуле:

С=(R/100) x (T/365) x T,

где R - купонная ставка в % годовых, T - купонный период.

Величина накопленного дохода - А - вычисляется по формуле:

А=(С/Т) х (Т-t).

В конце декабря 1997 года доходность на рынке ОФЗ понемногу снизилась, стабилизировалась на уровне 29-30% годовых.

Облигации Государственных Сберегательных Займов (ОГСЗ) выпускаются Правительством РФ для покрытия дефицита бюджета. ОГСЗ предоставляет право на получение дохода выше уровня доходности по другим видам государственных ценных бумаг. Первый выпуск ОГСЗ с 27 сентября 1995 года обеспечил доход в размере 102,72% годовых.

При обращении ОГСЗ налоговые льготы распространяются на часть суммы накопленного купонного дохода, рассчитываемого как разницу между накопленным купонным доходом и доходом, уплаченным при приобретении.

Первые торговые сессии на Российской бирже показали устойчивый рост спроса на ОГСЗ. Новый финансовый инструмент, появившийся на государственном рынке ценных бумаг, решит вопрос о сохранении средств средних и мелких инвесторов в условиях инфляции и экономической нестабильности.

Государство получает возможность заимствовать временно свободные денежные средства физических лиц на длительный срок.

В конце декабря 1997 года инвестиционная привлекательность и ликвидность рынка ОГСЗ опять упали до минимального уровня. Реальных сделок осуществляется мало. Участники рынка настроены на продажу облигаций. Причина снижения интереса - недавнее падение доходности ОГСЗ ниже уровня ГКО с аналогичным сроком погашения.

Казначейские обязательства (КО), выпуск которых начался с 1995 года, позволил частично решить проблемы финансирования ряда программ, предусмотренных в федеральном бюджете. На сегодняшний день с помощью КО проводится бюджетное финансирование учреждений МВД, ВПК, энергетики и сельского хозяйства. Выпускаются КО в безбумажном режиме в виде записи на счетах "депо" в уполномоченных Минфином РФ депозитариях.

Перспективы рынка КО проблематичны, т.к. КО стимулирует инфляцию. Увеличивая объём эмиссии КО, государство подрывает доходную часть бюджета т.к. не менее 65-70% от выпущенных КО в течение одного месяца обращения возвращаются в бюджет в виде налоговых освобождений. Суть казначейских налоговых освобождений заключается в том, что государство погашает часть своих долгов перед предприятиями путём зачета (не взимания) платежей в Федеральный бюджет. Погашение и обмен на налоговое освобождение происходит по текущему курсу КО, который рассчитывается по формуле:

Tk = H + H x (t x P/100) / 360,


где Tk - текущий курс КО, H - номинал, t - срок обращения,

P - ставка процентного дохода по КО.

Тот факт, что КО может быть досрочно обменено на налоговое освобождение, делает рынок этих обязательств достаточно оживленным. КО, как и ГКО, являются наиболее ликвидными обязательствами Российского Правительства, обращающимися на внутреннем рынке. Льготы по налогам распространяются только на доход, выплачиваемый государством.

Золотые сертификаты, выпущенные Минфином РФ в 1993г. сроком на 1 год, были размещены в 1994 году. Гарантированная доходность по сертификату начисляется ежеквартально. На золотой сертификат распространяются налоговые льготы. Золотой сертификат является низко доходной ценной бумагой т.к. размещена лишь незначительная часть эмиссии и вторичный рынок практически отсутствовал.

Выпуск ценных бумаг субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления - наиболее неразработанный с законодательной точки зрения вопрос.[15] В соответствии с Законом о Госдолге, эти бумаги не включаются в государственный внутренний долг, и федеральное Правительство не несет по ним ответственности. Займы не оказывают влияния на развитие региональных рынков ценных бумаг. Они выпускаются под реализацию одного проекта (как правило, жилищного), эмитенты не распространяют информацию об эмиссии и препятствуют участию в займе инвесторов из других регионов. Не решен вопрос налогообложения таких бумаг. Решения Комиссии по ценным бумагам о придании этим бумагам статуса государственных и освобождении от налогообложения соответствующего дохода не может быть признано легитимным, т.к. вопросы налогообложения относятся к компетенции законодательной власти. Данные условия не способствуют развитию и активизации столь важного сегмента фондового рынка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.