Дипломная работа: Республиканский бюджет Республики Татарстан
Макроэкономические
показатели, на основе которых сформирован проект бюджета Республики Татарстан
на 2008 год
Снижение
деловой активности в экономике республики привело к росту безработицы. На конец
2008 года в государственных учреждениях службы занятости состояло на учете 25,5
тыс. безработных граждан или 1,33% экономически активного населения
республики[10].
В декабре
2008 года коэффициент напряженности на рынке труда (отношение численности
незанятого населения, состоящего на учете в органах службы занятости, к
заявленной предприятиями и организациями потребности в работниках) составил 2,4
человека на одну заявленную вакансию (в ноябре 2008 года – 1,1 человека, в
декабре 2007 года – 1,1 человека).
Среднемесячная
начисленная заработная плата в республике в 2008 году составила
14 839,9 рублей и увеличилась к уровню 2007 года на 3 371,3
рублей или на 29,4%. Стоимость минимального потребительского бюджета за
январь-декабрь 2008 года составила 7 148 рублей.
Информация о
среднемесячной начисленной заработной плате по видам экономической деятельности
представлена на диаграмме 6.
Диаграмма 6,
Среднемесячная начисленная заработная плата в Республике Татарстан в 2008 году
(по видам экономической деятельности)
Наибольший
уровень начисленной заработной платы сложился в добывающих отраслях и в
финансовой сфере, наименьший уровень – в сельском хозяйстве. По итогам 2008
года средняя заработная плата в сельском хозяйстве на 50 рублей или 0,7%
превысила значение минимального потребительского бюджета, представляющего собой
научно обоснованный сбалансированный набор продуктов питания,
непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья
человека и обеспечения его жизнедеятельности, и являющегося нижним уровнем
благосостояния.
Согласно
республиканской целевой программе «Развитие сельского хозяйства Республики
Татарстан на 2008–2012 годы» средняя заработная плата в отрасли в 2008 году
прогнозировалась на уровне 6 500 рублей или 50,6% к уровню
среднереспубликанской заработной платы. Фактическая заработная плата в сельском
хозяйстве сложилась на уровне 7 198 рублей, превысив прогнозный
показатель, вместе с тем от среднереспубликанского показателя она составила 48,5%.
К уровню 2007
года реальные денежные доходы населения выросли на 10,6%. Рост реальных
денежных доходов населения республики в 2008 году опережал темпы роста валового
регионального продукта.
В 2008 году
возросла дифференциация населения по доходам. Соотношение доходов 10-ти
процентов наиболее и наименее обеспеченного населения составило 15,9 раза (в
2007 году данный показатель составлял 15,3 раза).
Численность
населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составила 325 тыс.
человек или 8,6% к общей численности населения и сократилась по сравнению с
2007 годом на 2 тыс. человек.
Индекс
потребительских цен в среднем за год составил 113%. Индекс потребительских цен
на продовольственные товары в декабре 2008 года к декабрю 2007 года составил
115,7%, на непродовольственные товары – 105,8%, платные услуги населению – 115,5%.
Наиболее
быстрыми темпами в 2008 году дорожали продукты питания. В частности, за год
цены на макаронные изделия выросли на 37,5%, крупу – на 26,1%, подсолнечное
масло – на 23,4%, хлеб и хлебобулочные изделия – на 20,9%.
Доходы
бюджета Республики Татарстан в 2008 году составили 114 млрд. 805 млн. рублей
[5].
По сравнению
с 2007 годом доходы бюджета Республики Татарстан в 2008 году увеличились
на 27 млрд. 515 млн. рублей или на 31,5%.
Структура
доходов бюджета в 2007, 2008 годах представлена на диаграмме 7.
По сравнению
с 2007 годом налоговые доходы бюджета в 2008 году увеличились на 16 млрд. 946 млн.
рублей или на 26,5%, при этом в общей структуре доходов их доля снизилась на 2,7%,
неналоговые доходы увеличились на 24 млн. рублей или на 0,3%, в общей структуре
доходов их доля снизилась на 8,7%. Доля безвозмездных поступлений увеличилась
по сравнению с 2007 годом на 11,5%, общий объем поступлений – на 10 млрд. 545 млн.
рублей или в 1,7 раза
Налоговые
доходы бюджета республики за 2008 год составили 80 млрд. 797 млн. рублей, что
на 1 млрд. 325 млн. рублей или на 1,7% превышает прогнозный показатель на 2008
год.
Основной
объем поступлений налоговых доходов в 2008 году администрировали Управление
Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (94,67%), Управление
Федерального казначейства по Республике Татарстан (5,32%).
Структура
налоговых доходов бюджета Республики Татарстан в 2008 году представлена на
диаграмме 8.
Диаграмма 8,
Структура налоговых доходов бюджета Республики Татарстан в 2008 году
В
2008 году поступления в бюджет республики по налогу на прибыль организаций
составили 39 млрд. 560 млн. рублей или 100,6% от прогнозного показателя.
Наибольший объем поступлений по налогу на прибыль обеспечили предприятия
отрасли добычи полезных ископаемых (42,6% от общего объема поступлений налога
на прибыль).
Поступления
по налогу на доходы физических лиц – 19 млрд. 631 млн. рублей или 103,7%.
Исполнение сверх прогнозного показателя обусловлено превышением фактической
налогооблагаемой базы в 2008 году над прогнозным объемом, примененным при планировании
НДФЛ. Структура поступлений НДФЛ в бюджет Республики Татарстан в 2008 году
характеризуется высокой долей (96,4%) поступлений от доходов, облагаемых по
налоговой ставке 13%.
Поступления
по НДФЛ от доходов, полученных в виде дивидендов от долевого участия в
деятельности организаций, составили 523 млн. рублей или 2,7% в структуре
поступлений НДФЛ.
Поступления
по НДФЛ от доходов, полученных в виде выигрышей и призов в проводимых
конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг,
процентных доходов по вкладам в банках, в виде материальной выгоды от экономии
на процентах при получении заемных (кредитных) средств, составили 106 млн.
рублей или 0,5% в структуре поступлений НДФЛ.
Поступления
по налогам на имущество составили 8 млрд. 839 млн. рублей или 101,2%, в том
числе:
– по
налогу на имущество организаций – 7 млрд. 360 млн. рублей;
– по
транспортному налогу – 1 млрд. 433 млн. рублей;
– по
налогу на игорный бизнес – 45 млн. рублей.
Поступления
по налогам на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской
Федерации (акцизы), составили 6 млрд. рублей или 103,3%. Превышение прогнозного
показателя обусловлено увеличением производства пива на 61,4% по сравнению с
плановыми показателями, а также увеличением поступлений акцизов на
нефтепродукты с единого счета Российской Федераций в связи с ростом объемов
производства нефтепродуктов.
Неналоговые
доходы бюджета республики за 2008 год составили 9 млрд. 19 млн. рублей,
что на 260 млн. рублей или на 3% превышает прогнозный показатель, утвержденный
Законом о бюджете на 2008 год.
Основной
объем поступлений по неналоговым доходам администрировали Министерство финансов
Республики Татарстан (74,5%) и Министерство земельных и имущественных отношений
Республики Татарстан (18%). Прочие администраторы доходов обеспечили 7,5%
поступлений неналоговых доходов.
Структура
неналоговых доходов представлена на диаграмме 9.
Диаграмма 9, Структура
неналоговых доходов бюджета Республики Татарстан в 2008 году
Прочие
неналоговые доходы составили 6 млрд. 18 млн. рублей или 103,6% от прогнозного
показателя на 2008 год, из них наибольший объем составляют:
– прочие
неналоговые доходы, предназначенные для жилищного строительства – 5 млрд. 277
млн. рублей или 87,7%;
– прочие
неналоговые доходы, направляемые на обеспечение безопасности дорожного движения
– 434 млн. рублей или 7,2%.
Доходы от
использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной
собственности, составили 1 млрд. 908 млн. рублей или 101%. Прогнозный
показатель превышен на 18 млн. рублей, в том числе превышены показатели
поступлений по следующим видам доходов:
– доходы
от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной
собственности – на 14 млн. рублей или 4,9%;
– дивиденды
по акциям и доходы от прочих форм участия в капитале, находящихся в
собственности Республики Татарстан – на 3 млн тыс. рублей или 0,3%;
Из общего
объема дивидендов 78% (737 000 тыс. рублей) составили поступления от
ОАО «Связьинвестнефтехим» (дивиденды по итогам 1 полугодия 2008 года). От
иных обществ поступило 203 млн. рублей, в том числе 3 млн. рублей – погашение
задолженности по дивидендам за 2005–2006 годы.
– платежи
от государственных унитарных предприятий – на 955,8 тыс. рублей или 5,7%.
Часть чистой
прибыли по итогам работы в 2007 году перечислили 15 ГУП на сумму 9 млн. рублей.
Также в
отчетном году погашена задолженность за прошлые годы в объеме 9 млн. рублей, в
том числе 6 млн. рублей задолженность, погашенная ГУП «БТИ Министерства
строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики
Татарстан».
Динамика
поступлений части прибыли ГУП в сравнении с предыдущим годом представлена на
диаграмме 10.
Объем
поступлений в отчетном году в бюджет республики части прибыли ГУП сократился на
50,8%, что в основном обусловлено ухудшением результатов финансово-хозяйственной
деятельности унитарных предприятий. Так, если в 2007 году часть прибыли
выплатило 22 унитарных предприятия (совокупный объем прибыли – 83 млн. рублей),
в 2008 году их число сократилось до 15 (совокупный объем прибыли – 27 млн.
рублей).
По данным
Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан за 2008
год число ГУП сократилось на 86 единиц и по состоянию на 01.01.2009 года
составило 214 ГУП, из них 194 – в режиме реформирования.
Поступления в
бюджет Республики Татарстан в 2008 году по группе «Безвозмездные поступления»
составили 24 млрд. 988 млн. рублей, что на 3 млрд. 225 млн. рублей или на 14,8%
выше показателя, утвержденного в Законе о бюджете на 2008 год.
Структура
безвозмездных поступлений представлена на диаграмме 11.
Диаграмма 11,
Структура безвозмездных поступлений в бюджет Республики Татарстан в 2008 году
Безвозмездные
поступления из федерального бюджета составили 21 млрд. 691 млн. рублей, что на
3 млрд. 359 млн. рублей или на 18,3% превышает показатель, утвержденный
Законом о бюджете на 2008 год.
В отчетном
году средства на исполнение переданных республике государственных полномочий в
форме субвенций поступили в объеме 2 млрд. 911 млн. рублей, превысив
утвержденный показатель на 258 млн. рублей или на 9,7%.
Ниже
утвержденного показателя на 15,2% поступили субвенции на финансовое обеспечение
переданных исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований
полномочий по составлению (изменению и дополнению) списков кандидатов в
присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации,
что обусловлено заявительным характером предоставления субвенций.
Субсидии из
федерального бюджета на софинансирование расходов поступили в объеме 16 млрд.
418 млн. рублей, превысив утвержденный показатель на 2 млрд. 465 млн. рублей
или на 17,7%.
В объемах,
значительно превышающих показатели, утвержденные Законом о бюджете на 2008 год,
поступили:
– субсидии
для обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях
жилищного строительства – на 1 млрд. 102 млн. рублей или в 13,3 раза;
– субсидии
на государственную поддержку сельского хозяйства – на 886 млн. рублей или на
13,1%;
– субсидии
на подготовку рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств
– на 241 млн. рублей или в 2,3 раза;
– субсидии
на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские
(фермерские) хозяйства – на 190 млн. рублей или в 2,1 раза;
– субсидии
на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих и
работающих в сельской местности – на 164 млн. рублей или на 31,4%;
– субсидии
на обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов – на 132 млн. рублей
или на 40,2%.
Объем
безвозмездных поступлений, не предусмотренных Законом о бюджете на 2008 год,
составил 261 млн. рублей, в том числе:
– дотации
на поощрение достижения наилучших показателей деятельности органов
исполнительной власти – 114 млн. рублей;
– субсидии
на реформирование региональных финансов – 75 млн. рублей;
– субсидии
на реформирование муниципальных финансов – 40 млн. рублей;
– межбюджетные
трансферты на премирование победителей Всероссийского конкурса на звание «Самый
благоустроенный город России» – 17 млн. рублей;
– субсидии
на развитие консультационной помощи – 13 млн. рублей.
Безвозмездные
поступления от государственной корпорации «Фонд содействия реформированию
жилищно-коммунального хозяйства» на проведение капитального ремонта
многоквартирных домов поступили в полном объеме и составили 1 млрд. 938
млн. рублей.
Социально-экономические
условия исполнения бюджета Республики Татарстан в январе-сентябре 2009 года
характеризовались следующей динамикой основных показателей развития экономики
республики[1]:
– индекс
промышленного производства в республике к аналогичному периоду прошлого года
составил 87,4% (в целом по РФ – 86,5%), в том числе наибольшее снижение
приходится по виду деятельности «Обрабатывающие производства» (индекс – 78,9%).
Динамика
показателя «Индекс промышленного производства» за 2006–2009 годы представлена
на диаграмме 12.
В
январе-сентябре 2009 года по сравнению с январем-сентябрем 2008 года
уменьшились объемы добычи нефти на 0,4%, сократилось производство машин и
оборудования – на 50,5%, автомобильного бензина – на 13,1%, шин для грузовых
автомобилей – на 29,6%, шин для легковых автомобилей – на 20,1%, бетонной смеси
– на 32,7%, строительного кирпича – на 36,1%, асфальта – на 49,9%, грузовых
автомобилей – на 61,5%, легковых автомобилей – на 83,2%.
В то же время
отмечается увеличение добычи газа природного на 0,6%, гипса – на 6,8%,
производства дизельного топлива – на 3,8%, бензина прямогонного – на 31,5%,
полиэтилена – на 31,6%, минеральных удобрений – на 23,2%, мяса – на 18,7%, круп
– на 21,5%, комбикормов – на 19,1%;
– предприятиями
республики за 9 месяцев текущего года отгружено продукции, выполнено работ и
услуг собственными силами на 611 млрд. рублей или 82,1% к аналогичному
показателю 2008 года;
– продукции сельского хозяйства в январе-сентябре 2009 года произведено
в объеме 93,4 млрд. рублей или 97,9% к аналогичному периоду 2008 года; [25]
– объем
работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», в январе-сентябре 2009
года составил 126,1 млрд. рублей или 100,4% к уровню января-сентября 2008 года.
В январе-сентябре
2009 года в Республике Татарстан предприятиями и организациями, а также
населением за счет собственных средств введено 1,5 млн. кв. метров общей
площади жилья, что на 5,6% ниже уровня января-сентября 2008 года;
– оборот
розничной торговли в январе-сентябре 2009 года составил 284,8 млрд. рублей или
97,9% в сопоставимых ценах к соответствующему периоду 2008 года, оборот оптовой
торговли сложился ниже аналогичного показателя за 2008 год на 15,2% и составил
321,5 млрд. рублей;
– в
январе-августе 2009 года сальдированный финансовый результат (прибыль минус
убыток) предприятий и организаций всех видов деятельности (кроме организаций,
занимающихся сельскохозяйственным производством) составил 79 234,3 млн.
рублей и по сравнению с аналогичным показателем прошлого года сократился на
27 338 млн. рублей или на 34,5%.
Доля
убыточных организаций в январе-августе 2009 года возросла по сравнению с тем же
периодом 2008 года на 7% и составила 30% от общего числа организаций;
– индекс
потребительских цен за январь-сентябрь 2009 года составил 110,6% к
соответствующему периоду прошлого года. С начала года цены на товары и услуги
(в% к декабрю предыдущего года) повысились на 6,9% (в среднем по Российской
Федерации – на 8,1%), в том числе на услуги – на 9,1% (по Российской Федерации
– на 11%), на продовольственные товары – на 4,2% (по Российской Федерации – на
5,8%), на непродовольственные товары – на 7,9% (по Российской Федерации – на 8,3%).
На ситуацию в
экономике республики оказывали влияние внешнеэкономические факторы, в
частности, ситуация на рынках продукции экспорта Республики Татарстан. Так,
согласно данным Минэкономразвития Российской Федерации средняя цена за баррель
нефти марки «Urals» в январе-сентябре 2009 года сложилась на уровне
56,7 долларов США, что в 1,9 раза ниже аналогичного показателя за 9
месяцев 2008 года (108 долларов за баррель) [11]
Денежные
доходы на душу населения в январе-сентябре 2009 года составили 14 926,8
рублей и увеличились в номинальном выражении по сравнению с аналогичным
периодом 2008 года на 8%. Реальные денежные доходы населения уменьшились на 2,2%
по сравнению с январем-сентябрем 2008 года.
Среднемесячная
заработная плата работающих на предприятиях и в организациях республики,
включая малое предпринимательство, за январь-август 2009 года составила
14 732,5 рублей и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2008
года на 1,8%. Реальная заработная плата за январь-август 2009 года снизилась и
составила 92% к уровню соответствующего периода 2008 года.
Суммарная
просроченная задолженность по заработной плате в целом по кругу наблюдаемых
Татарстанстатом видов экономической деятельности на 1 октября 2009 года
составила 75,5 млн. рублей и уменьшилась по сравнению с 1 сентября 2009 года на
8,5%.
Величина
минимального потребительского бюджета на члена типовой семьи в сентябре 2009
года составила 7 738 рублей и повысилась по отношению к декабрю 2008 года
на 6,3%, к соответствующему месяцу прошлого года – на 9,1%.
На конец
сентября 2009 года в государственных учреждениях службы занятости населения
состояло на учете 52,1 тыс. безработных граждан или 2,6% экономически активного
населения республики (в целом по Российской Федерации показатель составил 2,7%),
что в 2,7 раза превышает аналогичный показатель за 2008 год. Назначено пособие
45,7 тыс. безработным гражданам.
За 9 месяцев
2009 года доходы бюджета Республики Татарстан составили 80 млрд. 713 млн.
рублей или 122,5% от прогнозных показателей, утвержденных законом о бюджете на
2009 год. Утвержденный показатель на год по группе «Налоговые и неналоговые
доходы» исполнен на 91,2%, по группе «Безвозмездные поступления» превышен в 2,3
раза.
По группе
«Налоговые и неналоговые доходы» в отчетном периоде поступило 46 млрд. 829 млн.
рублей.
Структура
поступлений в бюджет Республики Татарстан по группе «Налоговые и неналоговые
доходы» представлена на диаграмме 13.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|