Дипломная работа: Проблемы и пути повышения качества продукции на ОАО "Нижнекамскшина"
Перед шинной промышленностью России стоит нелегкий выбор: полностью
прекратить свое существование в ближайшие пять-десять лет или предпринять
решительные меры, чтобы выстоять в конкурентной борьбе с такими всемирно
известными компаниями, как «Мишлен», «Бриджстоун», «Гудьир», стремящимися
завоевать российский рынок.
В последнее время принято ряд мер, направленных на то, чтобы облегчить
финансовое положение ОАО «Нижнекамскшина» и дать ему свободу маневра.
В соответствии с указом президента Татарстана ОАО «Нижнекамскшина» производит
отчисления в местный бюджет, исходя из фактической стоимости выпускаемой
продукции, а не по действующим нормативам. Ожидается завершение работы над
долгосрочной программой развития нефтехимического комплекса Татарстана и есть
надежда, что в ней найдет отражение проблемы и ОАО «Нижнекамскшина».
Без тесного взаимодействия с лидерами в этой сфере проблемы повышения
качества и конкурентоспособности отечественных шин не решить. Итоги
производства шин по технологии «Пирелли» следующие: в ОАО «Нижнекамскшина»
изготовляют покрышки не только практически для всех отечественных автомобилей,
но и для многих престижных иномарок. Шины рассчитаны на очень высокую скорость.
Очень важными в отечественной шинной отрасли долго оставались зимние шины
- более сложные в изготовлении и с повышенными требованиями к качеству. Ныне
эта проблема предприятием решена: с конвейера сходят зимние шины нескольких
моделей – «Русская зима», «Кама-578», «Кама-503», «Росита», «Кама-501»,
«Кама-514», «Кама-515». Проведенное журналом «За рулем» тестирование пяти
моделей отечественных зимних покрышек показало, что шины "Кама-578" –
лучшие.
Для освоения серийного выпуска подобных шин потребуется новое
высокоточное автоматизированное оборудование:
-
агрегаты по выпуску профилированных деталей из двух и четырех
типов резины;
-
линии сборки борта шины с высоким наполнительным шнуром;
-
линии выпуска гермослоя и дублирования его с деталями каркаса и
боковин и др.
Отечественная промышленность, к сожалению, практически не выпускает
высокоточное заготовительно-сборочное оборудование для шинной отрасли, поэтому
приходится рассчитывать только на импорт – иначе производство
конкурентоспособных шин не наладить.
Сейчас основная проблема – резкое отставание подготовительных
производств. Причины таковы:
-
чрезмерный физический износ большей части агрегатов, многие из
которых работают по 20 и более лет;
-
несоответствие технических характеристик и технологических
возможностей оборудования современным рецептам исходных смесей для изготовления
шин;
-
необходимость использования для производства новейших
конкурентоспособных шин очень сложных смесей, требующих многостадийных
процессов их приготовления, причем производство именно таких сложных и
трудоемких смесей достигает ныне 50-60% от общего объема производимой резины.
Считается, что состояние основного (вулканизационного) оборудования ОАО
«Нижнекамскшина» вполне удовлетворительное: должную производительность оно
обеспечивает, поломки и аварии редки. Но все это оборудование давно устарело
морально, а четыре из пяти - устарело и физически. Работоспособность агрегатов
обеспечивается исключительно за счет самоотверженной работы механических и
ремонтных служб.
На имеющемся оборудовании нельзя повысить точность технологических
процессов, без чего конкурентоспособные шины не изготовить. Следовательно,
техническое перевооружение и основных цехов с каждым месяцем становится все
актуальнее.
Сейчас в ОАО «Нижнекамскшина» есть программа дальнейшего
совершенствования продукции. Так, в ближайшие годы их вес при тех же технико-эксплуатационных
данных уменьшится минимум на 5%, а коэффициент сцепления с мокрым покрытием
увеличится на 10-15%. Резко возрастают требования к соблюдению геометрической
формы шин, а также к их предельно допустимой неоднородности. У автомобилей,
оснащенных такими покрышками, удельный расход топлива снизится не менее чем на
3-5%.
Повышение качества продукции – это обязательное условие
конкурентоспособности предприятий комплекса.
Главной целью является постоянное улучшение качества продукции и
процессов, действующих на ОАО «Нижнекамскшина», обеспечивающее повышение ее
конкурентоспособности на внутреннем и зарубежном рынках.
Например, для того чтобы понизить дефекты к минимуму на ОАО «Нижнекамскшина», может быть предложена программа «Ноль дефектов», которая получила распространение в США. - убеждение сотрудников в важности осуществления программы и личного участия в этом каждого; - определение уровня дополнительных затрат на качество, разработку приемов мотивации качественного труда; - конкретизация методов контроля; - всеобщее обучение методам качественной работы и внедрения принципа «ноль дефектов»; - установление единого «дня размышлений» (дня качества); - разработка индивидуальных программ бездефектной работы, поощрение достигнутых результатов и т.д. Огромное значение в стратегии качества придается четкому определению ответственных лиц, а также контролю реализации программы повышения качества. Но, наиболее важным моментом, считается отношение руководства фирмы к проблеме качества. Также ОАО «Нижнекамскшина» может последовать японской программе повышения качества и управления качеством. В этой программе важным является направление внимания специалистов на предотвращение дефектов, а не обнаружение дефектов путем контроля. В ФРГ, например, незаинтересованность работников в повышении качества выпускаемой продукции рассматривается как свидетельство низкого уровня руководства предприятием. Общепринятыми принципами в управлении качеством продукции считаются, обязательное стимулирование работников, принцип предотвращения дефектов, учет отраслевой структуры производства, общего уровня технологии, степени профессиональной подготовки кадров, четкого взаимодействия сотрудников, наличия специальной группы менеджеров по качеству, в которую включают представителей основных подразделений. На ОАО «Нижнекамскшина» идет тенденция к увеличению заработной платы кадров, это очень стимулирует работников. Но если сравнивать с зарубежными предприятиями результаты неутешительные. Следуя принципам, которые распространены в ФРГ, то есть, заинтересовав работников в повышении качества шин, ОАО «Нижнекамскшина» может существенно повысить показатели качества выпускаемой продукции. ОАО «Нижнекамскшина» постоянно совершенствует политику в области качества, ставит задачи для достижения еще лучших результатов. На предприятии были исключены градации «второй сорт» и «камерные», а также предприятие начало работать по давальческой системе поставки сырья. Таким образом, для успешного приспособления крупных предприятий к требованиям быстро меняющегося рынка с учетом глобализации мировых товарных рынков, особое значение приобретают методы, позволяющие количественно оценить внутренние возможности предприятий, которые позволяли бы им противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды, обеспечивать свое экономическое развитие и конкурентные преимущества. Формирование идеологии «всеобщего качества», предполагающей всестороннее развитие систем управления качеством, постоянное улучшение всех бизнес-процессов, непрерывное совершенствование знаний в области управления качеством и их практическое применение, в будущем обязательно обеспечит реальное повышение имиджа ОАО «Нижнекамскшина», а в конечном итоге – качества жизни населения. Для того, чтобы повысить показатели качества шин ОАО «Нижнекамскшина», необходимо оценить влияние множества таких факторов, как развитие отраслевых товарных рынков, уровень внедрения новых технологий и средств труда, пропорциональность изменения цен на все виды ресурсов; уровень инфляции, уровень необходимой кооперации, экономический потенциал самих предприятий и эффективность его использования, возможности предприятий к повышению уровня самофинансирования своего развития и т.д.
Заключение
Для того чтобы конкурировать на рынке, предприятиям необходимо постоянно
совершенствовать свое конкурентное преимущество, одним из аспектов, которого
является качество. Качество — это не только критерий, но и определяющий фактор
для развития и существования многих компаний. На сегодняшний день компании
могут выбирать тот или иной путь совершенствования качества продукции или
услуги. Но прежде чем рассматривать подходы к управлению качеством необходимо
обратиться к определению этого термина. Многие из вышеприведенных факторов,
влияющих на качество, постоянно претерпевают изменения, которые в свою очередь
становятся объектом внимания эффективно функционирующих систем управления
качеством.
Важным показателем деятельности промышленных предприятий является
качество продукции. Его повышение – одна из форм конкурентной борьбы,
завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции
способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только
за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.
Сертифицированная
система качества характеризует способность предприятия стабильно выпускать
продукцию надлежащего качества и вполне может рассматриваться как один из
весомых факторов конкурентоспособности предприятия, как на внутреннем, так и на
внешнем рынке. Для отечественных предприятий, планирующих в будущем
экспортировать свою продукцию, сертификация систем качества – важнейшее
условие, определяющее возможность заключения контракта и реализации товара
цивилизованным путем и по достойным ценам. Стандартизация и сертификация еще
недостаточно выполняют свою роль катализатора качества в России. Только
каждодневная работа всего предприятия в соответствии с принципами, заложенными
в стандарты, обучение персонала и постоянное совершенствование деятельности
смогут стать залогом будущего успеха.
На сегодняшний день ОАО «Нижнекамскшина» является самым крупным
предприятием по производству шин современных типоразмеров и конструкций, как в
России, так и в странах СНГ, обладает современной технологической и доступной
сырьевой базой, имеет квалифицированный штат специалистов. ОАО «Нижнекамскшина»
ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей посредством
эффективного применения СМК, включая процессы постоянного улучшения СМК и
обеспечения соответствия требованиям потребителей и обязательным требованиям.
ОАО «Нижнекамскшина» обладает испытательной базой, достаточной для полной
и объективной оценки качества выпускаемой продукции. Внутренние лаборатории НТЦ
аттестованы ТатЦСМ лаборатория испытания шин аккредитована Госстандартом России
на техническую компетентность. Соответствие шин государственным стандартам и
международным требованиям подтверждено сертификатами соответствия в системе
«ЕЭК ООН».
На ОАО «Нижнекамскшина качество продукции обеспечивается не только
жестким выходным контролем, но контролем всех этапов создания шины, включая
этапы проектирования шины, работы с поставщиками сырья, обеспечение точности и
стабильности технологических процессов, а также хранения и отгрузки готовой
продукции.
Продукция (изделия, полуфабрикаты, детали, узлы или работы), которая по
своему качеству не соответствует установленным стандартам или техническим
условиям и не может быть использована по своему прямому назначению, считается
браком в производстве.
Анализ потерь от брака показал, что с 2005 по 2007 года потери от брака в
общем объеме производства остались неизменными, так как с каждым годом
меняются, и объем производства и потери от брака. Но если брать значения потерь
от брака в количестве, то анализ показал, что с 2005 по 2007 года идет
тенденция к уменьшению количества забракованных автошин. В 2005 и 2006 гг.
потери от брака сельскохозяйственных шин увеличились с 0,1% до 0,2 %. Это
объясняется тем, что ОАО «Нижнекамскшина» перешло к давальческой схеме поставки
сырья. К 2007 году потери от брака сельскохозяйственных шин остались
неизменными. В период с 2005 по 2007 года тенденция к увеличению, либо к
уменьшению потерь от брака не наблюдается у легковых и грузовых шин.
Проявившийся в сфере реализации или в процессе использования продукции
брак свидетельствует как о плохом его качестве, так и о качестве работы
предприятия. Он называется рекламацией.
В ОАО «Нижнекамскшина» встречаются случаи рекламации. Рекламация – это
конфликтная ситуация.
Благодаря анализу рекламаций становится ясно, в какой области необходимо
улучшать качество работы. Ведь постоянный клиент покидает компанию только в
случае, если к ней не осталось никакого доверия. А вот если покупатель, который
предъявил рекламацию, будет удовлетворен реакцией фирмы, он становится ее
клиентом, причем одним из самых лояльных.
Анализ рекламаций в общем объеме производства показал, что удельный вес
рекламации с 2005 по 2007 гг. уменьшился с 0,5 % до 0,4 %. В то же время, объем
рекламационных товаров с 2005 по 2006 гг., оставался неизменным, но в 2007 году
за счет внедрения давальческой схемы удалось сократить удельный вес рекламаций
до 0,4 %. Несмотря на то, что с каждым годом производство автошин
увеличивается, благодаря повышению их качества, уменьшается количество
рекламационных автошин.
В 2005 году объем рекламации легковых автошин составлял 340 шт (0,5%), в
2006 году составлял 292 штук (0,4%) то в общем объеме рекламаций за 2007 год
объем рекламаций легковых шин увеличился до 309 штук (0,4%).
В то же время уменьшилась рекламация грузовых автошин с 2005 по2007 гг., от
274 штук (0,7%), 272 штук (0,6%) до 194 штук (0,4%).
Таким образом, делаем вывод, что ОАО «Нижнекамскшина» проводит политику
по повышению качества своей продукции. На основании приведенных данных можно
сделать вывод, что к концу 2007 года, наибольший удельный вес рекламации в
общем объеме производства составляют сельскохозяйственные шины, а самый
наименьший удельный вес рекламаций в общем объеме производства имеют прочие
автошины. Основные причины рекламации являются следующие дефекты автошин:
расхождение стыка, отслоение протектора, механическое повреждение борта,
отслоение боковины, разрежение корда, вздутие по боковине и т.д.
Главной целью ОАО «Нижнекамскшина» является постоянное улучшение качества
продукции и процессов, действующих на предприятии, обеспечивающее повышение ее
конкурентоспособности на внутреннем и зарубежном рынках.
Основные задачами политики повышения качества продукции в ОАО
«Нижнекамскшина» являются:
-
определение приоритетов региональной, отраслевой и корпоративной
политики в области повышения качества продукции;
-
формирование оптимальных региональных и отраслевых условий
обеспечения процессов непрерывного повышения качественных параметров
выпускаемой продукции;
-
интенсификация деятельности компаний в области повышения качества
продукции и услуг; использование ими комплексного подхода к внедрению
современных международных и отечественных стандартов систем управления
качеством, экологией и охраной труда;
-
активизация научно-технического поиска в области повышения
качества продукции и услуг;
-
формирование дополнительных источников ресурсного обеспечения
реализации региональной, отраслевой и корпоративной политики в области
повышения качества.
Таким образом, формирование идеологии "всеобщего качества",
предполагающей всестороннее развитие систем управления качеством, постоянное
улучшение всех бизнес-процессов, непрерывное совершенствование знаний в области
менеджмента качества и их практическое применение, обеспечит реальное повышение
имиджа ОАО «Нижнекамскшина», а в конечном итоге – качества жизни населения.
Список использованных источников
1.
Управление
качеством: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности
«Управление качеством» / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро; Под общ. ред. И.И. Мазура. –
2-е изд. – М.: Омега-Л, 2005. – 400 с.
2.
Управление качеством:
Учеб для студ. Учреждений сред. проф. Образования / В.П. Мельников, В.П.
Смоленцев, А.Г. Схиртладзе; Под ред. В.П. Мельникова. – М.: Академия, 2005. –
347 с.
3.
Борисов А.Б. Большой энциклопедический словарь, М.: Книжный
мир,2003.-895с.
4.
Девид Бодди, "Основы управления качеством", Санкт-Петербург,
"Питер", 1999. – 307с.
5.
В.М.Мишин. Управление качеством: Учеб.пособие для вузов. – М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2000.- 303с.
6.
Экономическая взаимосвязь показателей качества и конкурентоспособности
продукции // Консультант директора. – 2007. - №21. – С.24-27.
7.
Братолюбов В.Б. Конкурентоспособность промышленной продукции средств
производства // Методы менеджмента качества. – 2007. № 10. – С.4-9.
8.
Стандартизация и управление качеством продукции: Учебник для вузов/ В.А.Швандар,
В.П.Панов, Е.М.Купряков и др.; Под ред.проф. В.А.Швандар.- М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2003.- 487с.
9.
Радкевич Я.М. Метрология, стандартизация и сертификация: Учеб. для
вузов/ Я.М. Радкевич, А.Г. Схиртладзе, Б.И.Лактионов. – М.: Высш.шк., 2004.-
767с.
10.
Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник
для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- 711с.
11.
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник.-
3-е изд.,перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2004 г. – 425 с.
12.
30лет ОАО «Нижнекамскшина» 1973-2003, под ред. Р.С.Ильясова.-М.: ОАО
«Новости»,2004.-106с.
13.
Кравченко Л.И. Анализ финансового состояния предприятия. Мн.: ПКФ «Экаунт»,
2000.- 475 с.;
14.
Методика анализа показателей эффективности производства: Учеб. пособие,
2-е изд. и перераб./ Под ред. проф. Э.А.Маркарьяна. Серия №экономика и
управление. Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2001.-208 с;
15.
Чечевицына Л.Н., Чуев И.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности :
Учебник. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая компания «Дашков и Ко»,
2003.-353 с.;
16.
Ильясов Г. Оценка финансового состояния предприятия // Экономический
анализ. – 2004. - №6. – С. 49 – 54.
17.
Экономика предприятия / В.Я Хрипач, Г.З. Суша, Г.К. Оноприенко; Под ред.
В.Я. Хрипача. – М.: Экономпресс, 2000.-464с.;
18.
Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учеб.
пособие для вузов / А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев, А.В. Малеева и др. –
М.:КНОРУС, 2007. – 672 с.
19.
Бороненкова С.А. Экономический анализ в управлении предприятием. -М.:
Финансы и статистика,2003.-224с.
20.
Ковалев В.В.,
Волкова О.Н. анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М.: ТК
Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 424 с.
21.
Журавлева В. Система менеджмента качества ОАО «Нижнекамскшина»// Каучук
и резина.-2004.-№2.-С.12-16.
22.
Сиденко А.В., Попов Г.Ю., Матвеева В.М. Статистика: Учебник. – М.:
Издательство «Дело и Сервис», 2000. – 464 с.
23.
Сырье и материалы//Мониторинг производства шин в
России.2006.-№2.-С.27-31
24.
Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник
25.
/В.И.Стражев, Л.А.Богдановская, О.Ф.Мигун и др.; Под общей ред. В.И.
26.
Стражева.-5-е изд., перераб.и доп. Мн.:Высшая школа,2003. – 480с.
27.
Ахметова Р.Система качества непрерывна, если коллеги по бизнесу
взаимодействуют ради одной цели // Нижнекамский шинник.-2006.-№12.-С.1-2.
28.
Ахметова Р. Успехи предприятия // Нижнекамский шинник. – 2004. - № 14. –
С.
29.
К@М У ОАО Нижнекамскшины большие планы // Нефтяные вести. – 2007.- № 35.
– С.3.
30.
Ильясов Р.С. Производство шин в СНГ: основные проблемы и тенденции//
Химическая техника.-2004.№7.-С.40-42.
31.
Мельник Л.А. Рынок шин стран СНГ//Хим-Курьер.2006.-№6.-С.50-67.
32.
Руководство по качеству ОАО «Нижнекамскшина» за 2005-2006 гг.
33.
Райзберг Б.А., Лазовский Л.Ш., Стародубцев Е.Б.: Современный
экономический словарь.-3-е изд., перераб. И доп.М.:ИНФРА-М,2002,480с.
34.
Глухов В.Н. Оценка технического уровня шинной промышленности//
Производство и использование эластомеров.-2005.-№2.-С.11-36.
35.
Грузинов В.П. Экономика предприятия: Учебник для вузов. 2- е изд.
перераб. и доп.М.: ЮНИТИ-ДИНА,2003.-795с.
36.
Технический анализ/ М.Кон-Спб.: Питер,2003.-288с.
37.
Александров Ю.Сырье для «двухмиллионика» уже на подходе//Нефтяные вести.
– 2007.- № 28. – С.2-4.
38.
Сырицин Л.М. Некоторые аспекты современного состояния шинной
промышленности //Сырье и материалы для резиновой промышленности.-2004.-
№4.-С.27-34.
39.
Годовой отчет 2005.
40.
Годовой отчет 2006.
41.
Годовой отчет 2007.
|