Дипломная работа: Повышение эффективности маркетинговой деятельности компании (на примере ТОО "Гелиос")
Социологические методы оценки
эффективности маркетинга нацелены на использование инструментов прикладной
социологии – разработку программы социологического исследования и, в
соответствии с ней, проведение самого исследования. На применение инструментов
прикладной социологии также ориентирована оценка эффективности маркетинговых
коммуникаций (эффективности рекламы, стимулирования сбыта, связей с
общественностью, личных продаж, прямого маркетинга).
Балльные методы оценки эффективности
маркетинга "вычленяют" его эффективность по каждому мероприятию на
соблюдение перечня критериев соответствия структур и процессов концепции
маркетинга с выставлением определенных баллов по каждому критерию.
В настоящее время появляется все
большее число информационных методов оценки эффективности маркетинга, которые
наиболее широко рассмотрены в сети Internet. Суть данных методов заключается в
том, что для оценки эффективности маркетинга используются программы Sales
Expert 2, Success и др.
Также предоставляется возможность
вести анализ маркетинговых акций и мероприятий – рассылок, публикаций, рекламы,
семинаров, любых других воздействий на клиентов.
Таким образом, составление методики
проведения оценки эффективности маркетинговой деятельности предприятия
сводиться к постановке задач исследования в котором данные методики будут
использоваться, для чего необходимо определить задачи исследования, что
позволят сузить круг объектов исследования и как следствие уменьшить затраты на
проведение исследование.
II.
Оценка маркетинговой деятельности АФ ТОО «Гелиос»
2.1 Анализ рынка сбыта нефтепродуктов города
Алматы и Алматинской области
В настоящее время в Республике
Казахстан ассортимент ГСМ насчитывает более одного десятка ниаименований. Все
ГСМ можно разделить на 2 основные части: бензины и дизельное топливо.
В настоящее время в республике наблюдается некоторое
уменьшение объема производства ГСМ (рис.1). В то же время среднемесячная цифра
потребления ГСМ автолюбителями постоянно увеличивается, что вкупе с уменьшением
уровня производства зачастую приводит к увеличению спроса на топливо и соответственно
увеличению его стоимости.
Рисунок 1. Динамика производства и
среднемесячного потребеления ГСМ в Республике Казахстан в период с 31.12.2004
по 31.12.2008гг.
Также в последние годы резко
изменилась структура производства. Если до 2001 г. в Республике Казахстан
производством ГСМ занимались всего 4 крупных игрока, то в настоящее время их
насчитывается порядка 10. Примерно 58% всего объема ГСМ в республике вырабатывается на предприятиях, входящих в состав АО
«КазМунайГаз».
Снижение производства происходит
практически по всем группам ассортимента ГСМ, кромедизельного топлива. На
региональном уровне падение производства происходит неравномерно.
Реализацией ГСМ в городе Алматы и
алматинской области занимается порядка 50 реализаторов, из них около 10
являются непосредственными производителями ГСМ.
По данным Агентства РК по статистике,
в последние годы на казахстанском рынке усиливается конкуренция со стороны ГСМ
изделий российского производства.[34] Низкое содержание
парафина в ГСМ, широкий ассортимент и более низкие цены делают их
привлекательными в глазах потребителей, иногда несмотря на качество продукта.
Тем не менее, тенденция потребительского спроса последних лет, основанная на
традициях и высоком качестве ГСМ произведенного в Казахстане, направлена на
рост предпочтений отечественных ГСМ.
Поэтому для того чтобы спокойно
чувствовать себя на рынке, необходимо еженедельно анализировать ситуацию,
прогнозировать ее и стремиться удовлетворять новые желания потребителей.
ТОО «Гелиос», по оценкам аналитиков
Агентства РК по статистике, является одним из наиболее динамично развивающихся
предприятий, что приводит к укреплению позиций на рынке. За 2004-2009 гг. доля
его в общеказахстанском объеме реализации ГСМ выросла с 21,2% до 34,5% и
практически сравнялась с долей АО «КазМунайГаз» – 44,12%.[35]
Выбор каналов распределения продукции
является очень сложным управленческим решением, так как выбранные каналы влияют
на все другие аспекты маркетинга. В условиях рынка результаты хозяйственной
деятельности предприятия во многом зависят от правильного выбора каналов
распределения товаров, форм и методов сбыта, от широты ассортимента, качества и
многообразия услуг, связанных с реализацией продукции.
Сейчас в РК существует большое
количество предприятий, специализирующихся на продаже ГСМ.
За последние 3-5 лет на рынке ГСМ
резко обострилась конкуренция, что обусловлено, прежде всего, расширением
экспансии иностранных компаний, многие из которых сделали значительные
инвестиции на территории Казахстана.
На 2008 год потребление ГСМ составляло в среднем 110,5
литров/месяц, за первое полугодие 2009 года показатели производства ГСМ составили
671 млн.л, а средний показатель 108,2 л./автолюбителя. Следовательно, есть
возможность увеличения объема сбыта.
Анализ показывает, что в 2008г. по
сравнению с 2007г. ситуация с уровнем потребления ГСМ в РК изменилась в сторону
увеличения спроса, но объемы производства ГСМ в сравнении с 2007 годом
несколько выросли, но данное увеличение не привело к значительным изменениям на
рынке. Это обусловлено, прежде всего, продолжающимся в настоящее время
финансовым кризисом. В настоящее время, за прошедшее полугодие 2009 года
наблюдается ситуация схожая с ситуацией на рынке ГСМ в 2008 году. Таким
образом, можно сделать вывод, что рынок ГСМ входит в новую фазу развития.
В Алмате и Алматинской
области у ТОО «Гелиос» 65 автозаправочных станций, 61 из них оснащена автомойками,
мини-маркетами и пунктами замены масла (ПЗМ).
Анализ основных рынков сбыта ГСМ ТОО «Гелиос»
показывает, что основным рынком является рынок ГСМ Алматинской области, хотя и
существует небольшая доля сбыта на рынках ГСМ других областей республики.
В табл. 2 отражена география реализации продукции ТОО
«Гелиос».
Таблица 2 Отгрузка продукции ТОО «Гелиос» по областям
Республики Казахстан в 2005-2008гг. (тн.)[36]
Регионы |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Акмолинская область
Актюбинская область
Алматинская область
Атырауская область
Восточно-Казахстанская область
Жамбылская область
Западно-Казахстанская область
Карагандинская область
Костанайская область
Кустанайская область
Кызылординская область
Мангистауская область
Павлодарская область
Северо-Казахстанская область
Южно-Казахстанская область
|
1634
685.5
1978.7
163.2
39
121.1
21.3
187.5
72
37.5
27.5
28.1
118
2.5
27.6
|
1524.9
527.1
1654.3
394.4
28
59.1
42.6
48.4
136.5
101.8
20.2
17.6
31.8
1.8
14
|
2365
651.4
1197.7
568.1
41.3
59
39.3
34.1
269.1
74.6
0.3
60.5
42.3
17.1
5.6
|
2500
700
1500
800
50
100
40
50
300
100
20
80
50
20
15
|
Таблица 3 Емкость рынка ГСМ крупнейших городов РК и
доля ТОО «Гелиос» на данном рынке[37]
Регион |
Доля ТОО «Гелиос», тн. |
Емкость рынка, тн. |
Доля ТОО «Гелиос» ,% |
Астана |
6010 |
193252,9 |
3,11 |
Алматы |
2500 |
5966,95 |
38,71 |
Караганда |
40 |
24366,2 |
0,16 |
Шымкент |
50 |
3644,35 |
1,37 |
Атырау |
100 |
9041,3 |
1,11 |
Павлодар |
300 |
4985,25 |
6,02 |
Семей |
20 |
7621,05 |
0,26 |
Как видно из табл. 3, наиболее перспективный рынок
сбыта продукции ТОО «Гелиос» обладает достаточной емкостью, причем наибольшей
емкостью обладает Алматы и область - 38,71%, Павлодар - 6,02% и Астана и
Акмолинская область - 3,11%.
На
сегодняшний день ТОО «Гелиос» подвержено значительной конкуренции со стороны
производителей на рынке ГСМ. Продукция нефтеперерабатывающих предприятий
достаточно разнообразна, но существуют определенные ассортиментные группы. Это
газ (природный), бензин марки АИ-80, бензин марки АИ-93, бензин марки АИ-96,
бензин марки АИ-98, дизельное топливо (Дт). Целесообразно проводить
конкурентный анализ по выделенным выше ассортиментным группам.
Определим
все предприятия данного сектора, которые можно отнести к кругу реальных или
потенциальных конкурентов:
1.
АО «КазМунайГаз»;
2. ТОО «Royal Petrol»;
3. ТОО «Sinooil».
Для проведения анализа
конкурентоспособности необходимо определить:
а) качество выпускаемой продукции;
б) каналы сбыта;
в) цена;
г) условия оплаты.[38]
Для оценки горючих качеств конкурирующей продукции
использовался экспертный метод оценки.
Таблица 4 Балльная оценка горючих качеств схожих марок
конкурирующих предприятий (по пятибалльной системе)[39]
Наименование продукции |
ТОО «Гелиос» |
АО «КазМунайГаз» |
ТОО
«Royal Petrol» |
ТОО «Sinooil» |
Газ |
4 |
4 |
3 |
3 |
АИ-80 |
4 |
5 |
4 |
4 |
АИ-93 |
5 |
4 |
3 |
5 |
АИ-96 |
4 |
- |
5 |
3 |
АИ-98 |
5 |
3 |
4 |
- |
Дт |
4 |
4 |
3 |
4 |
Далее проведем анализ
конкурентоспособности продукции ТОО «Гелиос» (табл. 6-10).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|