рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Понятие и предмет налогового права

Первичным элементом системы является норма налогового права, которая представляет собой установленное государством (муниципальным образованием) общеобязательное правило поведения в процессе установления и взимания налогов (сборов), обеспеченное мерами государственного принуждения.

1.5 Налоговое право как отрасль науки

В настоящее время в литературе наука налогового права рассматривается в качестве составной части науки финансового права. В то же время большинством авторов отмечается особая роль налогового права в свете продолжающихся в Российской Федерации экономических преобразований и указывается, что налоговое право получило особое развитие именно в условиях перехода к рыночным отношениям. Наука налогового права сравнительно молода - ее развитие в России началось примерно с первой половины XIX в., когда появились первые научные труды по проблемам правового регулирования податного дела и податной политики и учреждены были кафедры государственных податей в Петербургском и Московском императорских университетах (ныне - Санкт-Петербургский государственный университет и Московский государственный университет им.М. Ломоносова).

Что же представляет собой наука налогового права и в чем ее отличие от налогового права как составной части российского права (подотрасли финансового права)? Еще Аристотель писал, что наука имеет "дело с тем или другим специальным бытием, и, отводя себе какую-нибудь (отдельную) область, она занимается этой областью". Такой "областью" науки налогового права является изучение: во-первых, норм налогового права, их развития, и выработки рекомендаций по совершенствованию законодательства; во-вторых, общественных отношений, возникающих в процессе функционирования и развития налоговой системы России, в том числе в процессе установления введения и взимания налогов и сборов, налогового контроля, а также защиты прав и законных интересов участников налоговых правоотношений.

Если налоговое право как составная часть российского права представляет собой систему правовых норм, то наука налогового права - это выстроенная в определенную систему, постоянно развивающаяся информационная база знаний о данной области права, которые излагаются и материализуются в научных статьях, монографиях, справочных и энциклопедических изданиях, учебных пособиях и учебниках по налоговому праву.

Кроме того, следует отметить, что, как и любое иное системное явление, наука налогового права представляет собой совокупность неких составляющих элементов, образующих ее состав.

Ведя речь о составе науки налогового права, следует учитывать, что вопрос состава той или иной юридической науки на протяжении многих лет находится в центре внимания ученых-правоведов. Например, для определения существа понятия "состав науки" О.А. Красавчиков использовал сравнение со зданием, употребляя выражение "здание науки". М.М. Шпилевский писал, что при исследовании сути какой-либо науки не следует ограничиваться только определением ее предмета, ибо рассмотрению должны подлежать "все элементы этой науки во всей их совокупности, т.е. предмет, метод, система". В свою очередь, С.С. Алексеев определяет состав науки как совокупность частей, из которых складывается ее содержание. Г.А. Тосунян выделяет в качестве элементов состава науки предмет, методологию, систему науки, библиографию науки. Полнее всего (причем применительно к различным областям юридической науки) этот вопрос исследует К.С. Вельский. По его мнению, "к средствам, образующим состав науки..., относятся: предмет науки, методология науки, система науки, научная терминология и категории науки, отраслевая библиография, история науки".

Нормативную и эмпирическую базу науки налогового права составляет акты законодательства о налогах и сборах (налоговое законодательство), а также правоприменительная и судебной практика в этой сфере.

В свою очередь, методология науки налогового права включает методы, которые используются наукой для познания предмета и достижения целей проводимых исследований. К таким методам, в частности, относятся:

специально-юридический метод - заключается в описании и анализе норм и правоотношений, их объяснении, толковании и классификации;

сравнительно-правовой метод - основывается на сопоставлении правовых институтов, принадлежащих правовым системам различных стран;

конкретно-социологический метод включает такие приемы, как личное наблюдение за деятельностью налоговых органов, проведение социологических исследований;

сравнительно-исторический метод, который предполагает историческое ретроспективное исследование, направленное на выявление истоков сегодняшних правовых проблем, выявление закономерностей правовой эволюции тех или иных правовых институтов, органов, видов налогов;

метод живого познания - предполагает личное участие исследователя в интересующих его правоотношениях.

Кроме того, наука налогового права использует также системный, статистический методы, а также анализ, синтез, аналогию, обобщение, моделирование.

Библиография науки налогового права представляет собой совокупность научных трудов и специальной литературы по проблемам налогового права.

Таким образом, наука налогового права может рассматриваться в качестве системы категорий, выводов и суждений о правовых и экономико-правовых явлениях, составляющих ее предмет, и представляет собой определенную совокупность структурированных соответствующим образом и материально закрепленных знаний, теоретических положений и выводов о содержании, роли и значении, а также развитии налогового права как составной части российского права.

В свою очередь, предметом науки налогового права являются общественные отношения, которые возникают в процессе налогообложения, в том числе в процессе функционирования и развития налоговой системы России, установления, введения и взимания налогов и сборов, налогового контроля, а также защиты прав и законных интересов участников налоговых правоотношений. Таким образом, наука налогового права исследует закономерности и тенденции развития налогового права, как составной части российского права (подотрасли финансового права).

В предмете науки налогового права можно, например, выделить следующие составляющие (части):

налогово-правовые категории;

нормы налогового права (причем, как действующие, так и отмененные);

принципы налогового права;

методы налогового права;

источники налогового права;

анализ правоприменительной и правотворческой (законодательной) практики;

история развития налогообложения в России и его нормативно-правового регулирования;

вопросы унификации, например, налогового и гражданского, налогового и банковского, налогового и бюджетного законодательства;

понятийный аппарат, раскрывающий специальную терминологию, используемую в налоговом праве;

научные практические рекомендации, направленные на совершенствование налогово-правовых норм, правоприменительной практики и используемых научных категорий.

Наука налогового права, также как, например, и науки финансового права, в целом, выполняет следующие функции:

общетеоретическую;

аналитическую;

критическую;

конструктивную;

воспитательную.

При этом общетеоретическая функция науки налогового права заключается в ее назначении способствовать развитию юридической науки и науки об обществе, государстве и экономике вообще (например, способствовать развитию науки государственного управления, налоговедения и т.д.).

В свою очередь, аналитическая функция науки налогового права состоит в классификации и систематизации действующих правовых норм.

Значение критической функции науки налогового права заключается в первую очередь в выявлении недостатков действующего законодательства и пробелов позитивного права в сфере налогообложения, установлении несоответствий правовых норм реалиям экономической действительности, задачам государственного регулирования экономики и интересам государства в целом. Поэтому, в широком смысле, эта функция направлена на повышение эффективности норм действующего законодательства.

Конструктивная функция науки налогового права способствует образованию новых норм и правовых институтов.

Наконец, воспитательная функция науки налогового права способствует повышению уровня правосознания участников налоговых правоотношений ("налогового правосознания"), понимания ими необходимости реализации норм налогового права, нетерпимости к их нарушениям, искоренению сложившегося стереотипа о налоге как общественном зле.

Таким образом, указанные функции налогового права взаимозависимы и как бы вытекают одна из другой.

Естественно, наука налогового права развивается не в вакууме, а в рамках единой системы юридических наук, поэтому она тесно взаимосвязана и активно использует передовые научные достижения теории права и государства, банковского, административного, бюджетного, конституционного, гражданского, предпринимательского права и др. В свою очередь, налогово-правовые исследования способствуют развитию наук финансового, конституционного, банковского права.

Кроме того, поскольку налоги и налогообложение по своей сути являются дуалистическими, экономико-правовыми явлениями, наука налогового права тесно взаимодействует с экономической и финансовой наукой (с ее частью, именуемой налоговедением).

Предметная область исследования налогового права и налоговедения пересекаются. Налоговедение - это наука о природе, принципах и правовой практике организации и функционирования системы налоговых отношений (налоговой системы страны). Предметом налоговедения является методология налогообложения как процесса движения от налоговой теории к конкретному порядку исчисления и взимания налоговых платежей в пространстве и во времени.

Налоговое право также изучает налогообложение как сложный процесс установления, введения и уплаты налогов и сборов, налогового контроля, защиты прав и законных интересов субъектов налогообложения (защиты прав налогоплательщиков и бюджетных (имущественных) интересов государства), но с точки зрения юридической, а не экономической науки.

1.6 Налоговое право как учебная дисциплина

Налоговое право как учебная дисциплина представляет собой предмет преподавания в высшей школе. "Учебный предмет (учебная дисциплина), - записано в Большом энциклопедическом словаре, - это система знаний, умений и навыков, отобранных из определенной отрасли науки... для изучения в учебном заведении". С помощью этой учебной дисциплины будущие специалисты (студенты соответствующих учебных заведений) получают необходимые знания о налоговом праве.

Поэтому, как отмечает Г.А. Тосунян, внутренняя система науки и соответствующая учебная дисциплина строятся с учетом внутренней системы соответствующей отрасли права. Это означает, что правовым институтам и нормам внутри отрасли права соответствуют темы и разделы в науке и учебной дисциплине. Но полного тождества между системой науки, скажем, налогового права, и одноименной учебной дисциплиной быть не может и не должно.

В чем же состоит основное отличие налогового права как науки и налогового права как учебной дисциплины?

Наука налогового права, помимо всего, включает в себя и соответствующие, еще не доказанные теоретические гипотезы, предположения, многие из которых могут оказаться (и оказываются) ошибочными. Естественно, в учебном процессе они не используются (могут лишь упоминаться). Кроме того, в учебном курсе не освещаются устаревшие и оказавшиеся за пределами законодательства и правоприменительной практики положения.

Преподавание вопросов налогового права имеет в России прочные исторические корни. Изучение податного дела и права государственных податей являлось исторически являлось одним из центральных курсов подготовки дореволюционных юристов и финансистов. Например, в Московском императорском университете (ныне - Московский государственный университет им.М. Ломоносова) кафедра государственных податей была учреждена еще в 1839 г.

В настоящее время в Российской Федерации налоговое право изучается студентами юридической и финансовых (экономических) специальностей.

В юридических высших учебных заведениях (на юридических факультетах вузов) основные категории налогового права традиционно изучаются в рамках курса "Финансовое право", который предусмотрен в государственным стандарте высшего образования по специальности "Юриспруденция" в качестве обязательной дисциплины и включен в его федеральный компонент.

Однако место и роль налогов и налогового права в развитии общественных отношений в России, а также потребности в подготовке специалистов, способных эффективно исполнять свои профессиональные обязанности в новых экономических условиях, вызвали необходимость создания и отдельного изучения в вузах учебной дисциплины "Налоговое право". Поэтому на юридических факультетах большинства ведущих учебных заведений России, взявших курс на современное качественное высшее образование, помимо дисциплины "Финансовое право" в качестве вузовского компонента учебного плана преподается учебная дисциплина "Налоговое право".

Кроме того, в академических вузах, например, в Академическом правовом университете при Институте государства и права Российской Академии наук введена налогово-правовая специализация выпускников и помимо курса налогового права преподаются такие специальные учебные курсы, как "Защита прав налогоплательщиков", "Соотношение налогового и гражданского законодательства", "Взаимосвязь налогового, валютного и банковского законодательства" и др.

Целесообразность и необходимость такого подхода очевидна в свете продолжающейся налоговой реформы, бурного развития налогового законодательства, а значит - постоянного усложнения правовых задач, которые в таких условиях встают как перед молодыми выпускниками юридических вузов (юридических факультетов вузов), так и перед юристами старшего поколения. Поэтому оправданно то особое внимание, которое уделяется вопросам преподавания налогового права в учебных заведениях системы повышения квалификации.


Глава 2. Принципы и источники налогового права

2.1 Принципы (основные начала) налогового права

К числу принципов или основных начал налогового права, согласно ст.3 НК РФ, относятся:

всеобщность налогообложения;

податное равенство;

экономическая обоснованность налогов и сборов;

определенность налогов и сборов;

конституционность налогообложения;

законность установления налогов и сборов.

Всеобщность налогообложения означает, что каждое без исключения лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Податное равенство предполагает одинаковые для всех условия налогообложения. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Экономическая обоснованность как принцип требует, чтобы налоги и сборы имели экономическое основание и не являлись произвольными.

Определенность требует при установлении налогов точно определять все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. При этом все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны толковаться в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Конституционность означает, что при налогообложении должны учитываться положения конституционного закона. В частности, недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами, своих конституционных прав, а также нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, в том числе прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах ее территории товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Законность установления подразумевает, что федеральные налоги и сборы должны устанавливаться, изменяться или отменяться только Налоговым кодексом РФ, а региональные и местные - соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах опять-таки в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

2.2 Источники (формы) налогового права

Источниками или формами налогового права являются нормативные правовые акты: законы и указы, а также подзаконные акты органов исполнительной власти, в которых содержатся нормы, регулирующие налоговые отношения. Основу источников налогового права составляют акты законодательства о налогах и сборах, к числу которых, согласно ст.1 НК РФ, относятся Налоговый кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы.

Первая часть Налогового кодекса РФ как основной источник налогового права включает семь разделов, двадцать глав и более ста сорока статей. Данный кодифицированный законодательный акт устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов;

права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

формы и методы налогового контроля;

ответственность за совершение налоговых правонарушений;

порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Введение в действие первой части Налогового кодекса РФ определено Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

Кроме того, законодательство о налогах и сборах включает также законы о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты органов местного самоуправления, принимаемые их представительными органами.

Правительство Российской Федерации как высший исполнительный орган государственный власти вправе издавать постановления по вопросам налогообложения лишь в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. В частности Правительством РФ, предусмотрено издание нормативно-правовых актов определяющих:

порядок списания безнадежных недоимок по федеральным налогам и сборам (п.1 ст.59 НК РФ);

перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер (п.2 ст.64 НК РФ);

порядок ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков (п.8 ст.84 НК РФ);

порядок и размеры выплат, причитающихся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым (п.4 ст.131 НК РФ).

Иные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях также издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (п.1 ст.4 НК РФ).

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.