Дипломная работа: Понятие и предмет налогового права
Первичным элементом системы
является норма налогового права, которая представляет собой установленное
государством (муниципальным образованием) общеобязательное правило поведения в
процессе установления и взимания налогов (сборов), обеспеченное мерами
государственного принуждения.
В настоящее время в литературе
наука налогового права рассматривается в качестве составной части науки
финансового права. В то же время большинством авторов отмечается особая роль
налогового права в свете продолжающихся в Российской Федерации экономических
преобразований и указывается, что налоговое право получило особое развитие
именно в условиях перехода к рыночным отношениям. Наука налогового права
сравнительно молода - ее развитие в России началось примерно с первой половины XIX в., когда появились первые научные труды по проблемам
правового регулирования податного дела и податной политики и учреждены были
кафедры государственных податей в Петербургском и Московском императорских
университетах (ныне - Санкт-Петербургский государственный университет и
Московский государственный университет им.М. Ломоносова).
Что же представляет собой наука
налогового права и в чем ее отличие от налогового права как составной части
российского права (подотрасли финансового права)? Еще Аристотель писал, что
наука имеет "дело с тем или другим специальным бытием, и, отводя себе
какую-нибудь (отдельную) область, она занимается этой областью". Такой
"областью" науки налогового права является изучение: во-первых, норм
налогового права, их развития, и выработки рекомендаций по совершенствованию
законодательства; во-вторых, общественных отношений, возникающих в процессе
функционирования и развития налоговой системы России, в том числе в процессе установления
введения и взимания налогов и сборов, налогового контроля, а также защиты прав
и законных интересов участников налоговых правоотношений.
Если налоговое право как
составная часть российского права представляет собой систему правовых норм, то
наука налогового права - это выстроенная в определенную систему, постоянно
развивающаяся информационная база знаний о данной области права, которые
излагаются и материализуются в научных статьях, монографиях, справочных и
энциклопедических изданиях, учебных пособиях и учебниках по налоговому праву.
Кроме того, следует отметить,
что, как и любое иное системное явление, наука налогового права представляет
собой совокупность неких составляющих элементов, образующих ее состав.
Ведя речь о составе науки
налогового права, следует учитывать, что вопрос состава той или иной
юридической науки на протяжении многих лет находится в центре внимания
ученых-правоведов. Например, для определения существа понятия "состав
науки" О.А. Красавчиков использовал сравнение со зданием, употребляя
выражение "здание науки". М.М. Шпилевский писал, что при исследовании
сути какой-либо науки не следует ограничиваться только определением ее
предмета, ибо рассмотрению должны подлежать "все элементы этой науки во
всей их совокупности, т.е. предмет, метод, система". В свою очередь, С.С. Алексеев
определяет состав науки как совокупность частей, из которых складывается ее
содержание. Г.А. Тосунян выделяет в качестве элементов состава науки предмет,
методологию, систему науки, библиографию науки. Полнее всего (причем
применительно к различным областям юридической науки) этот вопрос исследует К.С.
Вельский. По его мнению, "к средствам, образующим состав науки...,
относятся: предмет науки, методология науки, система науки, научная
терминология и категории науки, отраслевая библиография, история науки".
Нормативную и эмпирическую базу
науки налогового права составляет акты законодательства о налогах и сборах (налоговое
законодательство), а также правоприменительная и судебной практика в этой
сфере.
В свою очередь, методология
науки налогового права включает методы, которые используются наукой для
познания предмета и достижения целей проводимых исследований. К таким методам,
в частности, относятся:
специально-юридический метод -
заключается в описании и анализе норм и правоотношений, их объяснении,
толковании и классификации;
сравнительно-правовой метод -
основывается на сопоставлении правовых институтов, принадлежащих правовым
системам различных стран;
конкретно-социологический метод
включает такие приемы, как личное наблюдение за деятельностью налоговых
органов, проведение социологических исследований;
сравнительно-исторический метод,
который предполагает историческое ретроспективное исследование, направленное на
выявление истоков сегодняшних правовых проблем, выявление закономерностей
правовой эволюции тех или иных правовых институтов, органов, видов налогов;
метод живого познания -
предполагает личное участие исследователя в интересующих его правоотношениях.
Кроме того, наука налогового
права использует также системный, статистический методы, а также анализ,
синтез, аналогию, обобщение, моделирование.
Библиография науки налогового
права представляет собой совокупность научных трудов и специальной литературы
по проблемам налогового права.
Таким образом, наука налогового
права может рассматриваться в качестве системы категорий, выводов и суждений о
правовых и экономико-правовых явлениях, составляющих ее предмет, и представляет
собой определенную совокупность структурированных соответствующим образом и
материально закрепленных знаний, теоретических положений и выводов о
содержании, роли и значении, а также развитии налогового права как составной
части российского права.
В свою очередь, предметом науки
налогового права являются общественные отношения, которые возникают в процессе
налогообложения, в том числе в процессе функционирования и развития налоговой
системы России, установления, введения и взимания налогов и сборов, налогового
контроля, а также защиты прав и законных интересов участников налоговых
правоотношений. Таким образом, наука налогового права исследует закономерности
и тенденции развития налогового права, как составной части российского права (подотрасли
финансового права).
В предмете науки налогового
права можно, например, выделить следующие составляющие (части):
налогово-правовые категории;
нормы налогового права (причем,
как действующие, так и отмененные);
принципы налогового права;
методы налогового права;
источники налогового права;
анализ правоприменительной и
правотворческой (законодательной) практики;
история развития налогообложения
в России и его нормативно-правового регулирования;
вопросы унификации, например,
налогового и гражданского, налогового и банковского, налогового и бюджетного
законодательства;
понятийный аппарат, раскрывающий
специальную терминологию, используемую в налоговом праве;
научные практические
рекомендации, направленные на совершенствование налогово-правовых норм,
правоприменительной практики и используемых научных категорий.
Наука налогового права, также
как, например, и науки финансового права, в целом, выполняет следующие функции:
общетеоретическую;
аналитическую;
критическую;
конструктивную;
воспитательную.
При этом общетеоретическая
функция науки налогового права заключается в ее назначении способствовать
развитию юридической науки и науки об обществе, государстве и экономике вообще
(например, способствовать развитию науки государственного управления,
налоговедения и т.д.).
В свою очередь, аналитическая
функция науки налогового права состоит в классификации и систематизации
действующих правовых норм.
Значение критической функции
науки налогового права заключается в первую очередь в выявлении недостатков
действующего законодательства и пробелов позитивного права в сфере
налогообложения, установлении несоответствий правовых норм реалиям
экономической действительности, задачам государственного регулирования
экономики и интересам государства в целом. Поэтому, в широком смысле, эта
функция направлена на повышение эффективности норм действующего
законодательства.
Конструктивная функция науки
налогового права способствует образованию новых норм и правовых институтов.
Наконец, воспитательная функция
науки налогового права способствует повышению уровня правосознания участников
налоговых правоотношений ("налогового правосознания"), понимания ими
необходимости реализации норм налогового права, нетерпимости к их нарушениям,
искоренению сложившегося стереотипа о налоге как общественном зле.
Таким образом, указанные функции
налогового права взаимозависимы и как бы вытекают одна из другой.
Естественно, наука налогового
права развивается не в вакууме, а в рамках единой системы юридических наук,
поэтому она тесно взаимосвязана и активно использует передовые научные
достижения теории права и государства, банковского, административного, бюджетного,
конституционного, гражданского, предпринимательского права и др. В свою
очередь, налогово-правовые исследования способствуют развитию наук финансового,
конституционного, банковского права.
Кроме того, поскольку налоги и
налогообложение по своей сути являются дуалистическими, экономико-правовыми
явлениями, наука налогового права тесно взаимодействует с экономической и
финансовой наукой (с ее частью, именуемой налоговедением).
Предметная область исследования
налогового права и налоговедения пересекаются. Налоговедение - это наука о
природе, принципах и правовой практике организации и функционирования системы
налоговых отношений (налоговой системы страны). Предметом налоговедения
является методология налогообложения как процесса движения от налоговой теории
к конкретному порядку исчисления и взимания налоговых платежей в пространстве и
во времени.
Налоговое право также изучает
налогообложение как сложный процесс установления, введения и уплаты налогов и
сборов, налогового контроля, защиты прав и законных интересов субъектов
налогообложения (защиты прав налогоплательщиков и бюджетных (имущественных)
интересов государства), но с точки зрения юридической, а не экономической
науки.
Налоговое право как учебная
дисциплина представляет собой предмет преподавания в высшей школе. "Учебный
предмет (учебная дисциплина), - записано в Большом энциклопедическом словаре, -
это система знаний, умений и навыков, отобранных из определенной отрасли
науки... для изучения в учебном заведении". С помощью этой учебной
дисциплины будущие специалисты (студенты соответствующих учебных заведений)
получают необходимые знания о налоговом праве.
Поэтому, как отмечает Г.А. Тосунян,
внутренняя система науки и соответствующая учебная дисциплина строятся с учетом
внутренней системы соответствующей отрасли права. Это означает, что правовым
институтам и нормам внутри отрасли права соответствуют темы и разделы в науке и
учебной дисциплине. Но полного тождества между системой науки, скажем,
налогового права, и одноименной учебной дисциплиной быть не может и не должно.
В чем же состоит основное
отличие налогового права как науки и налогового права как учебной дисциплины?
Наука налогового права, помимо
всего, включает в себя и соответствующие, еще не доказанные теоретические
гипотезы, предположения, многие из которых могут оказаться (и оказываются)
ошибочными. Естественно, в учебном процессе они не используются (могут лишь
упоминаться). Кроме того, в учебном курсе не освещаются устаревшие и
оказавшиеся за пределами законодательства и правоприменительной практики
положения.
Преподавание вопросов налогового
права имеет в России прочные исторические корни. Изучение податного дела и
права государственных податей являлось исторически являлось одним из
центральных курсов подготовки дореволюционных юристов и финансистов. Например,
в Московском императорском университете (ныне - Московский государственный
университет им.М. Ломоносова) кафедра государственных податей была учреждена
еще в 1839 г.
В настоящее время в Российской
Федерации налоговое право изучается студентами юридической и финансовых (экономических)
специальностей.
В юридических высших учебных
заведениях (на юридических факультетах вузов) основные категории налогового
права традиционно изучаются в рамках курса "Финансовое право", который
предусмотрен в государственным стандарте высшего образования по специальности
"Юриспруденция" в качестве обязательной дисциплины и включен в его
федеральный компонент.
Однако место и роль налогов и налогового
права в развитии общественных отношений в России, а также потребности в
подготовке специалистов, способных эффективно исполнять свои профессиональные
обязанности в новых экономических условиях, вызвали необходимость создания и
отдельного изучения в вузах учебной дисциплины "Налоговое право". Поэтому
на юридических факультетах большинства ведущих учебных заведений России,
взявших курс на современное качественное высшее образование, помимо дисциплины
"Финансовое право" в качестве вузовского компонента учебного плана
преподается учебная дисциплина "Налоговое право".
Кроме того, в академических
вузах, например, в Академическом правовом университете при Институте
государства и права Российской Академии наук введена налогово-правовая
специализация выпускников и помимо курса налогового права преподаются такие
специальные учебные курсы, как "Защита прав налогоплательщиков",
"Соотношение налогового и гражданского законодательства", "Взаимосвязь
налогового, валютного и банковского законодательства" и др.
Целесообразность и необходимость
такого подхода очевидна в свете продолжающейся налоговой реформы, бурного
развития налогового законодательства, а значит - постоянного усложнения
правовых задач, которые в таких условиях встают как перед молодыми выпускниками
юридических вузов (юридических факультетов вузов), так и перед юристами
старшего поколения. Поэтому оправданно то особое внимание, которое уделяется
вопросам преподавания налогового права в учебных заведениях системы повышения
квалификации.
К числу принципов или основных
начал налогового права, согласно ст.3 НК РФ, относятся:
всеобщность налогообложения;
податное равенство;
экономическая обоснованность
налогов и сборов;
определенность налогов и сборов;
конституционность
налогообложения;
законность установления налогов
и сборов.
Всеобщность налогообложения
означает, что каждое без исключения лицо должно уплачивать законно
установленные налоги и сборы.
Податное равенство предполагает
одинаковые для всех условия налогообложения. Не допускается устанавливать
дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от
формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения
капитала.
Экономическая обоснованность как
принцип требует, чтобы налоги и сборы имели экономическое основание и не
являлись произвольными.
Определенность требует при
установлении налогов точно определять все элементы налогообложения. Акты
законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом,
чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он
должен платить. При этом все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов
законодательства о налогах и сборах должны толковаться в пользу
налогоплательщика (плательщика сборов).
Конституционность означает, что
при налогообложении должны учитываться положения конституционного закона. В
частности, недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами,
своих конституционных прав, а также нарушающие единое экономическое
пространство Российской Федерации, в том числе прямо или косвенно
ограничивающие свободное перемещение в пределах ее территории товаров (работ,
услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать
препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и
организаций.
Законность установления
подразумевает, что федеральные налоги и сборы должны устанавливаться, изменяться
или отменяться только Налоговым кодексом РФ, а региональные и местные -
соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми
актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах
опять-таки в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Источниками или формами
налогового права являются нормативные правовые акты: законы и указы, а также
подзаконные акты органов исполнительной власти, в которых содержатся нормы,
регулирующие налоговые отношения. Основу источников налогового права составляют
акты законодательства о налогах и сборах, к числу которых, согласно ст.1 НК РФ,
относятся Налоговый кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные
законы.
Первая часть Налогового кодекса
РФ как основной источник налогового права включает семь разделов, двадцать глав
и более ста сорока статей. Данный кодифицированный законодательный акт
устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также
общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:
виды налогов и сборов, взимаемых
в Российской Федерации;
основания возникновения (изменения,
прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
принципы установления, введения
в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов
Российской Федерации и местных налогов и сборов;
права и обязанности
налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений,
регулируемых законодательством о налогах и сборах;
формы и методы налогового
контроля;
ответственность за совершение
налоговых правонарушений;
порядок обжалования актов
налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Введение в действие первой части
Налогового кодекса РФ определено Федеральным законом от 31 июля 1998 г. №
147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской
Федерации".
Кроме того, законодательство о
налогах и сборах включает также законы о налогах и сборах субъектов Российской
Федерации и нормативные правовые акты органов местного самоуправления,
принимаемые их представительными органами.
Правительство Российской
Федерации как высший исполнительный орган государственный власти вправе
издавать постановления по вопросам налогообложения лишь в случаях,
предусмотренных законодательством о налогах и сборах. В частности
Правительством РФ, предусмотрено издание нормативно-правовых актов
определяющих:
порядок списания безнадежных
недоимок по федеральным налогам и сборам (п.1 ст.59 НК РФ);
перечень отраслей и видов
деятельности, имеющих сезонный характер (п.2 ст.64 НК РФ);
порядок ведения Единого
государственного реестра налогоплательщиков (п.8 ст.84 НК РФ);
порядок и размеры выплат,
причитающихся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым (п.4
ст.131 НК РФ).
Иные органы исполнительной
власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного
самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных
законодательством о налогах и сборах случаях также издают нормативные правовые
акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут
изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (п.1 ст.4 НК РФ).
Страницы: 1, 2, 3, 4
|