рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Понятие и предмет налогового права

Дипломная работа: Понятие и предмет налогового права

Содержание

Введение

Глава 1. Место и роль налогового права в системе российского права

1.1 Понятие и предмет налогового права

1.2 Метод налогового права

1.3 Место и роль налогового права в системе российского права

1.4 Система налогового права

1.5 Налоговое право как отрасль науки

1.6 Налоговое право как учебная дисциплина

Глава 2. Принципы и источники налогового права

2.1 Принципы (основные начала) налогового права

2.2 Источники (формы) налогового права

Глава 3. Дополнительные источники налогового права

3.1 Подзаконные нормативные правовые акты

3.2 Решения органов конституционной юстиции

Глава 4. Налоговые теории

4.1 Налоговые теории XVII-XIX вв. Классическая теория

4.2 Научные концепции налогообложения XX века. Кейнсианство и неоклассицизм

Заключение

Список литературы


Введение

Основные положения о налогах закреплены в Конституции. В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, "каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положения налогоплательщиков, обратной силы не имеют". Понятие налога содержится и в Налоговом Кодексе, где указывается что налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежавших им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности, государства и муниципальных образований.

Налоговое право представляет собой отрасль правовой системы, которая регулирует общественные отношения в сфере налогообложения, то есть отношения в связи с осуществлением сбора налогов и иных обязательных платежей, организацией и функционированием системы органов налогового регулирования и налогового контроля на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления.

В данной работе мы рассмотрим основные налоговые теории, которые разъясняют сущность налогообложения и выделяют его принципы.

Существуют различные взгляды на проблему периодизации развития научной теории налогообложения. Так, О.Н. Горбунова выделяет три основных периода в развитии налогообложения, каждый из которых характеризуется своими признаками и особенностями.

Первый период характеризуется становлением налогообложения в древнем мире и в средние века. Она отмечает, что возникновение налогов происходит одновременно с появлением первых государств, когда действуют товарно-денежные отношения, формируется государственный аппарат управления и принуждения, на содержание которого требуются средства. В средние века в европейских государствах отсутствовали развитые налоговые системы, налоги имели разовый характер. Развитие государственности диктовало объективную необходимость усиления государственного аппарата, что обусловило возникновение налоговых систем, пришедших на смену разовым, бессистемным платежам.

В конце XVII - начале XVIII веков наступает второй период развития налогообложения, когда налоги становились ведущим источником доходной части бюджета. Демократические преобразования в европейских государствах того времени наложили отпечаток и на порядок установления и взимания налогов. Тогда и начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой стал Адам Смит - основатель классической школы. В своей работе "Исследования о природе и причинах богатства народов" он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, указал их место в финансовой системе государства. Он обосновал вывод о том, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.

Наконец, третий период, отмечаемый О.Н. Горбуновой, начинается с начала XX века и характеризуется дальнейшим совершенствованием налоговых систем. Здесь появляются такие научные течения как кейнсианство, основоположником которого стал Джон Кейнс, и неоклассицизм с Альфредом Маршаллом, Милтоном Фридменом и их последователями. Современные ученые полагают, что до сих пор не создано идеальной налоговой системы. Многочисленные налоговые реформы в большинстве стран свидетельствуют о дальнейшем процессе развития налогов и налоговых систем в целом.

Автор данной работы предлагает проследить, как развивалась научная теория налогообложения. Для осуществления этой цели наиболее удобной представляется периодизация, предложенная О.Н. Горбуновой. Для удобства изложения можно объединить первые два периода, выделяемые О.Н. Горбуновой в первой главе нашей работы - Налоговые теории XVII-XIX вв. Классическая школа. А третий период, соответственно, - во второй главе - Научные концепции налогообложения XX века. Кейнсианство и неоклассицизм.

Из названия глав можно определить и задачи автора - это исследование научных концепций начиная с XVII века, подробнее остановимся на теории Адама Смита (классическая школа), поскольку принципы выведенные им легли в основу современного налогообложения. А так же рассмотрим развитие теории налогообложения c XX века - где основными школами были неоклассическая и кейнсианство.

Для решения поставленных задач автор пользовался главным образом трудом М. Блауга "Экономическая мысль в ретроспективе", где освящены основные взгляды представителей различных направлений, С.А. Бартенева "Экономические теории и школы", Я.С. Ядгарова "История экономических учений" и прочие. Из учебных пособие особенно хотелось бы выделить "Налоги и налоговое право" под редакцией А.В. Брызгалина, а так же "Основы налогового права" под редакцией С.Г. Пепеляева. В целом, литературы посвященной научным взглядам классической школы достаточно много, в то время как поиск материала о неоклассической школе вызвал некоторые трудности.

Целью данной работы является изучение основных теорий и положений налогового права как в России, так и за рубежом.

Объектом изучения являются фундаментальные положения налогового права, такие как налогообложение, налоговое право как отрасль науки и принципы налогового права.

Актуальность темы обоснована тем, что на современном этапе собираемость налогов в России является очень важным моментом для экономики страны в целом.

Задачи работы:

1. Исследовать место и роль налогового права в системе российского права.

2. Проследить этапы развития налоговых теорий.


Глава 1. Место и роль налогового права в системе российского права

Налоговое право Российской Федерации рассматривается, как правило, с трех точек зрения: как отрасль (подотрасль) российского права, как отрасль юридической науки и как учебная дисциплина.

1.1 Понятие и предмет налогового права

Эффективное финансовое обеспечение деятельности государства, с одной стороны, является важной составляющей его государственного суверенитета, с другой гарантирует выполнение государством и его органами необходимых для поддержания такого суверенитета публичных социальных, политических, организационных и иных функций. Финансовое обеспечение государства осуществляется за счет различных видов государственных доходов. На сегодняшний день в демократических государствах с экономиками рыночного типа главным видом таких государственных доходов являются налоги и сборы, собираемые в бюджеты всех уровней в процессе налогообложения.

В Российской Федерации отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, традиционно регулируются соответствующей отраслью права - финансовым правом. Под предметом финансового права, как правило, понимаются общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач.

В свою очередь, налоговое право - это отрасль системы права Российской Федерации, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения.

Указанные общественные отношения, которые иначе могут быть также названы налоговыми правоотношениями, и составляют предмет налогового права. При этом такие общественные отношения в сфере налогообложения (налоговые правоотношения), охватывают разнообразные сферы государственных, имущественных, властно-распорядительных отношений и имеют сложносоставной характер. Поэтому система таких отношений, являющихся предметом налогового права, представляет собой совокупность следующих общественных отношений:

властных отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации;

правовых отношений, возникающих в процессе исполнения соответствующими лицами своих налоговых обязанностей по исчислению и уплате налогов или сборов;

правовых отношений, возникающих в процессе налогового контроля и контроля за соблюдением налогового законодательства;

правовых отношений, возникающих в процессе защиты прав и законных интересов участников налоговых правоотношений (налогоплательщиков, налоговых органов, государства и др.), т.е. в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также в процессе налоговых споров;

правовых отношений, возникающих в процессе привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Участниками, составляющими предмет правового регулирования налогового права общественных отношений в сфере налогообложения, выступают физические и юридические лица, в том числе:

налогоплательщики (плательщики сборов), налоговые агенты, налоговые органы (ФНС РФ), финансовые органы (Минфин РФ), таможенные органы (ГТК РФ), сборщики налогов и сборов (например, по земельному налогу - органы местного самоуправления в сельской местности), органы внебюджетных фондов (это основные участники налоговых правоотношений), а также

органы, осуществляющие регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей, места жительства физического лица, актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним (регистраторы), органы опеки и попечительства, социальные учреждения, процессуальные лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля (эксперты, специалисты, переводчики, понятые, свидетели) и кредитные организации (банки).

Объектом налогового права является аналитическое исследование общественных отношений в сфере налогообложения.

Финансовое обеспечение бюджетов всех уровней - федерального, субъектов Федерации, местного - осуществляется за счет разных видов государственных доходов.

Основным видом государственных доходов, как известно, являются налоги, поскольку именно они дают наибольшую часть поступлений денежных средств в государственную казну. Налоги являются основным источником доходной части бюджетов во всех странах рыночной экономики. Одновременно они выступают в качестве рычагов государственного воздействия на экономику.

Основные положения о налогах в Российской Федерации закреплены в ее Конституции. В соответствии со ст.57 Конституции РФ, "каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют".

Налог - это обязательный безвозмездный платеж (взнос), установленный законодательством и осуществляемый плательщиком в определенном размере и в определенный срок. Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются а нем. Этим налоги отличаются от всевозможных сборов, которые в обязательном порядке уплачиваются плательщиками в бюджет соответствующего уровня, но при этом должны использоваться только на те цели, ради которых они взимались. Госпошлина в отличие от налога - это плата за оказанные плательщику какие-либо слуги, поэтому необходима соразмерность между стоимостью услуги и платой за нее. Все налоги, сборы, пошлины и другие плательщики питают бюджетную систему Российской Федерации. Кроме того существуют государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счет целевых отчислений. Источником этих отчислений является произведенный валовый внутренний продукт, за счет которого на стадии образования первичных доходов формируется соответствующая часть платежей во внебюджетные фонды социального назначения по тарифам страховых резервов, привязанных к оплате труда и включаемых в себестоимостъ продукции. Размеры отчислений составляют: в пенсионный фонд - 2,8% (кроме того, 1% уплачивается работником из его за-11-работ ной платы); в фонд социального страхования - 5,4%; в фонд занятости населения - 1,5%; в фонды обязательного медицинского страхования - 3,6% (0,2% в федеральный и 3,4% - в региональные фонды).

В Законе РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27 декабря 1991 г. не проводится четкой грани между налогами и другими платежами (сборами, госпошлиной и др.), взимаемыми в обязательном порядке в бюджет или во внебюджетные фонды на условиях, определяемых законодательными актами. В соответствии с этим Законом совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему, основы которой в России и были законодательно оформлены в 1991 г.

В настоящее время налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенных в налоге стимулирующего и регулирующего начал. Изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса, который осуществляют основные участники производства ВВП, и составляет сущность налога. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан по поводу формирования государственных финансов. Принятые нормативные акты по налогообложению охватывают все сферы коммерческой и некоммерческой деятельности как юридических, так и физических лиц (налогоплательщиков) на территории страны.

Налоги подразделяются на прямые и косвенные. К числу прямых относятся: подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которым служат основанием для обложения. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (налог на добавленную стоимость (НДС), таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами и др.).

1.2 Метод налогового права

Основными методами налогового права выступают:

публично-правовой метод (в литературе этот метод именуется как императивный метод, административно-правовой метод, метод власти и подчинения, метод субординации, авторитарный метод и т.д.);

гражданско-правовой метод (в литературе этот метод именуется как диспозитивный метод, метод диспозитивного регулирования, метод координации, метод автономии и т.д.).

Так как отношения, регулируемые налоговым правом по большей части относятся к сфере публичного права, императивный метод правового регулирования применяется в налоговом праве более часто. Диспозитивный метод используется, например, при регулировании отношений по заключению договоров о предоставлении налогового кредита и инвестиционного налогового кредита.

Кроме того, следует помнить, что в отраслях права, в зависимости от характера регулируемых отношений и иных социальных, политических и экономических факторов, эти указанные выше методы выступают в различных вариациях и сочетаниях.


1.3 Место и роль налогового права в системе российского права

Еще одним важным теоретическим вопросом, имеющим большое практическое значение, является вопрос о месте налогового права в системе российского права.

В научных трудах, издававшихся в советский период, а также в первой половине 90-х гг. XX в., не только налоговое право, но и весь блок норм, предназначенных для правового регулирования государственных доходов, именовался институтом финансового права. В современной литературе этот факт объясняется, как правило, отсутствием необходимой четкости в понятии правового института применительно, в частности, к финансовому праву.

В 1990-1995 гг. отдельные исследователи (например, - В.В. Гуреев, Е. Покачалова) определяли налоговое право как "институт финансового права", "институт финансового права - ... крупный раздел финансового права с перспективой дальнейшего развития".

Затем, в 1997 г., Н.И. Химичева отмечает, что "в результате бурного развития налогового права, оно стало характеризоваться по отношению к финансовому праву Российской Федерации как его подотрасль".

Таким образом, в последние годы в юридической науке сформировалось мнение, в соответствии с которым налоговое право принято рассматривать в качестве крупного подразделения (подотрасли) финансового права. При этом отмечается, что налоговое право тесно связано с нормами бюджетного права.

Определяя налоговое право в качестве подотрасли финансового права, тем не менее, следует отметить, что:

во-первых, налоговое право имеет свои специфические черты предмета и метода;

во-вторых, налоговое право, регулируя особый вид финансовых отношений, использует как метод регулирования финансового права, так и свой собственный метод;

в-третьих, этот собственный метод налогового права носит комплексный характер.

Кроме того, необходимо отметить, что взгляд на налоговое право как подотрасль финансового не является единственно возможным. Например, уже в 1995 г. Ю.А. Тихомиров указывал, что "в перспективе на базе массива законодательства и подзаконных актов сложится налоговое право как самостоятельная отрасль". С этой позицией согласен и В.И. Гойман: "По опыту зарубежных стран можно предположить, что произойдет отпочкование налогового права из состава финансового (в США, к примеру, это наиболее крупная отрасль права)".

Таким образом, под определенным углом зрения налоговое право может рассматриваться и как самостоятельно формирующаяся отрасль права, в настоящее время находящаяся на стадии выделения из финансового права.

1.4 Система налогового права

Условно все нормы налогового права можно разделить на две части - общую и особенную. Нормы общей части определяют основные понятия и термины, используемые в налоговом законодательстве, его основные начала (принципы), общие условия установления налогов и сборов. К их числу, например, относятся нормы-принципы, содержащиеся в ст.57 Конституции РФ. В соответствии с ней каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, а законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Нормы общей части непосредственно конкретизируются в нормах особенной части. В первую очередь к ним относятся те, которые детально регламентируют порядок исчисления и уплаты налогов и сборов.

В системе налогового права также объективно сложились обособленные совокупности взаимосвязанных юридических норм, регулирующих небольшие группы видовых родственных отношений, именуемые институтами. К их числу можно отнести институт налоговой обязанности, институт представительства в налоговых отношениях, институт налогового контроля, институт налоговой тайны, институт ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах.

Система налогового права содержит и такие структурные элементы как субинституты, являющиеся в свою очередь составными частями институтов. Группы норм регулирующих в частности отношения по изменению сроков уплаты налогов и сборов, обеспечению исполнения налоговых обязанностей, зачету и возврату излишне уплаченных или взысканных сумм, осуществлению проверок, привлечению к ответственности нарушителей налогового законодательства следует рассматривать как субинституты.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.