Дипломная работа: Понятие, экономическая сущность и виды косвенных налогов
¨ организации бытового обслуживания – в части выручки от
реализации бытовых услуг комплексными приемными пунктами, расположенными в
сельской местности;
¨ лечебно-производственные мастерские при психиатрических,
психоневрологических и противотуберкулезных больницах и диспансерах;
¨ организации потребительской кооперации;
¨ организации, осуществляющие научную деятельность, – в части
выручки от реализации научно-конструкторских и опытно-технологических работ,
выполненных за счет средств республиканского либо местных бюджетов;
¨ организации – в части выручки от реализации
санаторно-курортных путевок, а также путевок в оздоровительные учреждения РБ;
¨ органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям – в части
выручки от оказания платных услуг по обслуживанию организаций пожарными
аварийно-спасательными подразделениями;
¨ организации, финансируемые из бюджета в части средств,
выделяемых из республиканского и местных бюджетов;
¨ государственные высшие учебные заведения и высшие учебные
заведения потребительской кооперации – в части средств, полученных от оказания
образовательных услуг;
¨ подразделения Департамента охраны Министерства внутренних
дел РБ и организации, находящиеся в его ведении, – в части оказания охранных
(платных) услуг организациям, финансируемым из бюджета, и физическим лицам;
¨ производители сельскохозяйственной продукции, перешедшие на
уплату единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции;
¨ организации, применяющие упрощенную систему
налогообложения, в соответствии с Законом РБ от 31 декабря 1997г. "Об
упрощенной системе налогообложения для субъектов малого
предпринимательства";
¨ Национальный банк РБ и его обособленные подразделения в
соответствии со ст. 42 Банковского кодекса Республики Беларусь [21, с.68].
Порядок исчисления целевых платежей:
С учетом особенностей деятельности
отдельных юридических лиц исчисление республиканских целевых платежей
производится:
§ организациями, имеющими внутренние обороты, – без учета
этих оборотов;
§ организациями общественного питания – от валового дохода,
без учета доходов собственного производства;
§ организациями бытового обслуживания населения,
обособленными подразделениями юридических лиц, оказывающими бытовые услуги
населению, – от объема реализации товаров (работ, услуг), без учета стоимости
оплаченных населением материалов и запасных частей;
§ организациями жилищно-коммунального хозяйства и
эксплуатационными организациями – от выручки, полученной за оказанные
жилищно-коммунальные и эксплуатационные услуги, без учета доходов от платы
населения за пользование (техническое обслуживание) жилыми помещениями и
коммунальными услугами, а также платы за общежитие;
§ белорусскими организациями, осуществляющими
предпринимательскую деятельность за пределами республики и зарегистрированными
в качестве налогоплательщиков иностранных государств, – без учета средств,
полученных от осуществления предпринимательской деятельности за пределами РБ.
Суммы целевых платежей учитываются
при формировании отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги) в порядке,
установленном законодательством [21, с.68].
Сроки уплаты целевых платежей:
Плательщики целевых платежей не
позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют налоговым
органам по месту постановки на учет налоговую декларацию.
Расчет целевого сбора производится
налогоплательщиками ежемесячно, нарастающим итогом с начала года.
Уплата платежей производится
плательщиками ежемесячно не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным.
Если сумма целевых платежей,
подлежащая уплате по итогам месяца, предшествующему отчетному, составила 500 и
более базовых величин, установленных законодательством (принимается размер
базовой величины, действующей на 1-е число месяца, следующего за отчетным),
целевые платежи за отчетный месяц уплачиваются в следующие сроки:
а) не позднее 10-го числа т.м. (месяца, следующего за
отчетным) вносится 1/3 часть суммы целевых платежей, подлежащая уплате по
налоговой декларации за месяц, предшествующий отчетному;
б) не позднее 22-гочисла т.м. (месяца, следующего за отчетным)
уплачивается сумма целевых платежей по налоговой декларации за отчетный месяц,
с учетом суммы, внесенной 10-го числа [1, с.270-271].
Плательщики несут ответственность
за правильность исчисления и своевременность уплаты целевых сборов в
соответствии с законодательством РБ. Контроль за правильностью исчисления и
своевременностью уплаты целевых платежей осуществляется налоговыми органами
[21, с.72].
Таким образом, во второй главе
было установлено, что косвенные налоги – это налоги, включаемые в отпускную
цену товаров, работ и услуг, которые платят потребители, а налогоплательщики лишь
перечисляют их налоговым органам. Имеют ряд преимуществ и недостатков. В
косвенные налоги включают: налог на добавленную стоимость, акциз, целевые
платежи, у каждого из которых имеются свои плательщики, объекты обложения,
налоговая база, налоговый период, налоговые ставки, порядок исчисления и сроки
уплаты.
Косвенные налоги в отличие от
прямых являются наиболее выгодными как для государства, так как не зависят от
финансовых результатов деятельности предприятий, так и для покупателей –
платятся незаметно, включаясь в цену товаров.
ГЛАВА 3. Совершенствование
системы косвенных налогов в
Республике Беларусь
Налоговая система Республики
Беларусь прошла сложный путь становления и трансформации, начатый от момента
провозглашения независимости Беларуси. Однако будет неправомерным сказать, что
сегодня налоговая система Республики Беларусь стала статичной структурой. Более
того, на текущий момент в налоговой сфере Республики Беларусь полным ходом идут
трансформационные процессы, направленные как на совершенствование налоговой
системы, так и на коренное реформирование налоговых отношений в нашей стране. В
трансформационный период в бюджетно-налоговой сфере необходимо:
1) выработать принципы новой
фискальной политики, соответствующей задачам развития переходной экономики;
2) сформировать новую
бюджетно-налоговую систему, которая бы соответствовала становлению
экономической системе рыночного типа;
3) освоить технологию современной
бюджетно-налоговой политики.
Обратим внимание на то, что
предстоит создать полноценную систему управления государственными активами и
пассивами, обеспечить прозрачность и высокую эффективность бюджетного процесса.
Есть резон своевременно преодолевать внутренние противоречия и в самой
налоговой системе. При планировании государственных расходов необходимо
освобождаться от не оправдавших себя традиций патернализма, доставшихся по
наследству из административного периода.
Что касается выработки принципов
современной фискальной политики и освоения новой бюджетно-налоговой технологии,
то здесь не обойтись без заимствования передового опыта, накопленного развитыми
странами мира.
Впрочем, нет сомнений и в том, что
в переходный период фискальная политика в максимальной степени должна быть
направлена на решение стратегических задач социально-экономического развития.
Фискальная политика призвана
оказывать позитивное воздействие на темпы экономического роста, способствовать
преодолению официальной и скрытой безработицы, сокращению «теневого сектора»
национальной экономики, не допускать чрезмерного возрастания государственного
долга и дефицита бюджета, повышать эффективность государственных расходов и на
приемлемом уровне сдерживать инфляцию.
В последние годы удельный вес
доходов консолидированного бюджета в ВВП сложился на уровне 42-45%. В
переходный период реструктуризация доходной части бюджета обнаруживается в том,
что изменяется соотношение налоговых и неналоговых поступлений в пользу
налогов. Т. е. основная масса доходов бюджета формируется за счет налоговых
поступлений (90-94%). В итоге налоговая нагрузка на общенациональном уровне
колеблется в пределах 38-40% от ВВП (здесь и далее статистический материал
приводится согласно источнику «Вся Беларусь» [21]).
Обратим внимание на то, что среди
налоговых поступлений в бюджет доминируют косвенные налоги (свыше 50%); это —
НДС, акцизы, налог на продажу, таможенные пошлины. Среди прямых налогов 40-42%
составляет подоходный налог на физических лиц. Все это свидетельствует о низком
уровне развития национальной системы налогообложения.
По итогам работы
за 2006 г. уровень централизации (отношение всех доходов государства,
аккумулируемых в рамках бюджета, к валовому внутреннему продукту)
составил 48,3% и по сравнению с 2005 г. существенно
не изменился.
Величина налоговой нагрузки
на экономику, характеризующая долю налогов и платежей в целевые
бюджетные фонды, в ВВП с учетом отчислений в Фонд социальной
защиты населения, составила, по оценке налоговых органов, 42,8%
и по сравнению с 2005 г. снизилась на 0,9 процентных
пункта (далее — п.п.). В указанном показателе контролируемые
налоговой службой поступления занимают 30% в ВВП, отчисления в ФСЗН —
11,7%, налоговые платежи, взимаемые таможенными органами, — 1,1%. Заметим,
что с учетом регистрационных и лицензионных сборов, госпошлин,
налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности, отчислений
в ФСЗН в 2006 г. налоговая нагрузка достигла 45,7%, а без учета
ФСЗН — 34%. При этом уровень централизации средств с учетом
отчислений в ФСЗН в прошлом году составил 48,3% к ВВП —
на 0,1% меньше, чем годом ранее.
В общей сумме налогов 57,1%
приходится на долю косвенных, поступления которых увеличились
по сравнению с 2005 г. в сопоставимых ценах на 5,5%. Их
удельный вес в ВВП составил 17,8% и сократился на 1,1 п.п., что
обусловлено опережающей динамикой ВВП (темп роста — 109,9%).
В структуре косвенных налогов
лидирует НДС (52,3%), платежи из выручки занимают 20,9%, акцизы —
20,1%, налог с продаж — 2,6, прочие — 4,1. При этом сумма НДС
увеличилась на 12,5%, а его доля в ВВП соответствует уровню
2005 г. — 9,3%. Платежи, исчисленные из выручки, уменьшились
на 13,9%, а их удельный вес — на 1,1 п.п. и составил
3,7%. Такая динамика явилась следствием сокращения совокупной налоговой ставки
указанных платежей с 3,9 до 3%. Кроме того, сказалась отмена
с прошлого года налогов с продаж автомобильного топлива
и на приобретение бензина и дизтоплива. Увеличение
в среднем в 2,5 раза ставки акцизов на автомобильное топливо позволило
обеспечить рост поступлений акцизов на 86,7%. При этом их удельный вес
вырос на 1,5 п.п. и составил 3,6% в ВВП.
По остальным видам косвенных
налогов прослеживалась положительная динамика поступлений в бюджет,
а их доля в ВВП не изменилась по сравнению
с 2005 г.
На долю прямых налогов
приходится 29,8%. Их поступления увеличились по сравнению
с 2005 г. на 10%, однако их удельный вес в ВВП сократился
на 0,3 п.п. и составил 9,2%.
Интересно, что темпы роста
некоторых прямых налогов опережают темпы роста источников их уплаты. Так,
поступления по налогу на прибыль увеличились на 19,2%,
а доля этого налога в ВВП выросла на 0,3 п.п. и составила
4%. В то же время прирост прибыли от реализации продукции организаций
в целом по республике составил более чем 15%. Поступления подоходного
налога увеличились на 18,9%. Удельный вес налога возрос на 0,1 п.п.
и составил 3,1% в ВВП. В то же время рост реальных денежных
доходов населения в целом по республике составил 17,5%.
Доля налога на недвижимость
в ВВП к концу прошлого года составила 1,1% (темп роста —
100,3%). Поступления единого налога с индивидуальных предпринимателей
снизились на 15,1%, а их удельный вес в ВВП — на 0,1
п.п. и составил 0,3%. Такая отрицательная динамика, по мнению МНС,
обусловлена снижением ставок единого налога в среднем на 25%,
а также перечнем видов деятельности, по которым он уплачивается.
Существенно —
на 48,3% — снизились поступления по налогу на доходы.
Причиной тому стал перевод в 2006 г. банков — основных
плательщиков этого налога — на общеустановленный порядок
налогообложения прибыли. По большинству смешанных налогов, доля которых
в общей сумме платежей в бюджет достигает 13,1%, обеспечена
положительная динамика поступлений. В целом темп роста здесь составил
122,2%. Удельный вес налогов относительно 2005 г. увеличился на 0,4
п.п. и составил 4,1% в ВВП. Преимущественно это обусловлено ростом
отчислений в инновационные фонды (темп роста — 138%), которые
в структуре смешанных налогов занимают почти 50%. Доля отчислений
в инновационные фонды в ВВП по сравнению с 2005 г.
увеличилась на 0,4 п.п. и составила 2%. Кроме того, увеличение
зарплаты в целом по республике на 16,4% способствовало росту
поступлений единого платежа от фонда заработной платы на 13,3%.
В результате удельный вес данного источника возрос на 0,1 п.п.
и составил 0,9%. Но поскольку этот платеж с 1 января отменен,
МНС прогнозирует в 2007 г. снижение величины налоговой нагрузки
на экономику без учета отчислений в ФСЗН до уровня 30% к ВВП.
Тем временем планом действий
правительства и Нацбанка по достижению параметров прогноза
социально-экономического развития, бюджета и основных направлений
денежно-кредитной политики на 2007 г., утвержденных постановлением
Совмина и Нацбанка от 26.01.2007 № 96/1, предусмотрены
и другие меры по дальнейшему снижению налоговой нагрузки. Так,
в Министерстве финансов сообщили Интерфаксу, что при подготовке проекта
бюджета на 2008 г. будет рассмотрена возможность снижения ставок
оборотных налогов и исключение из объекта обложения налогом
на недвижимость активной части основных производственных фондов. Могут
измениться порядок исчисления налога на прибыль, экологического налога
и НДС, а также шкала ставок подоходного налога. Не исключает
Минфин и отмену местных целевых сборов, уплачиваемых из чистой
прибыли, установление единой ставки местного налога с продаж
в розничной торговле. Будет также рассматриваться возможность отмены
местных сборов с пользователей с переводом уплаты этих платежей
на уровень гражданских либо административных правоотношений. Пока же совокупная
налоговая нагрузка (доходы консолидированного бюджета) в 2007 г.,
по оценке Минфина, составит 43,9% ВВП.
Таким образом, подытожив материал
третьей главы, отметим, что в трансформационный период в бюджетно-налоговой
сфере необходимо: 1) выработать принципы новой фискальной политики,
соответствующей задачам развития переходной экономики; 2) сформировать новую
бюджетно-налоговую систему, которая бы соответствовала становлению
экономической системе рыночного типа; 3) освоить технологию современной бюджетно-налоговой
политики.
Что касается выработки принципов
современной фискальной политики и освоения новой бюджетно-налоговой технологии,
то здесь не обойтись без заимствования передового опыта, накопленного развитыми
странами мира. Впрочем, нет сомнений и в том, что в переходный период
фискальная политика в максимальной степени должна быть направлена на решение
стратегических задач социально-экономического развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного исследования
темы были сформулированы следующие теоретические выводы и сделаны следующие
предложения.
1. Налоги – императивные денежные отношения без предоставления
субъекту налога какого-либо эквивалента, в процессе которых образуется бюджетный
фонд. Обладают признаками: императивность, смена формы собственности,
безвозвратность и безвозмездность, и взимаются на правовой основе по юридически
закрепленным правилам. Имеют свою структуру, функции и разбиваются на группы по
классификационным признакам.
Налоги – это ещё и обязательные
платежи, которые люди должны уплачивать. Если бы налогов не существовало, то и
государство тоже не смогло бы существовать, поскольку они – главный метод
мобилизации доходов в условиях частной собственности и рыночных отношений.
2. Косвенные налоги – это налоги, включаемые в отпускную цену
товаров, работ и услуг, которые платят потребители, а налогоплательщики лишь
перечисляют их налоговым органам. Имеют ряд преимуществ и недостатков. В
косвенные налоги включают: налог на добавленную стоимость, акциз, целевые
платежи, у каждого из которых имеются свои плательщики, объекты обложения,
налоговая база, налоговый период, налоговые ставки, порядок исчисления и сроки
уплаты.
Косвенные налоги в отличие от
прямых являются наиболее выгодными как для государства, так как не зависят от
финансовых результатов деятельности предприятий, так и для покупателя –
платятся незаметно, включаясь в цену товаров.
3. В трансформационный период
в бюджетно-налоговой сфере необходимо: 1) выработать принципы новой фискальной
политики, соответствующей задачам развития переходной экономики; 2)
сформировать новую бюджетно-налоговую систему, которая бы соответствовала
становлению экономической системе рыночного типа; 3) освоить технологию
современной бюджетно-налоговой политики.
Что касается выработки принципов
современной фискальной политики и освоения новой бюджетно-налоговой технологии,
то здесь не обойтись без заимствования передового опыта, накопленного развитыми
странами мира. Впрочем, нет сомнений и в том, что в переходный период
фискальная политика в максимальной степени должна быть направлена на решение
стратегических задач социально-экономического развития.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
1.
Адаменкова, С.И. Налоги и их применение
в финансово-экономических расчетах, ценообразовании: (теория, практика) / С.И. Адаменкова,
О.С. Евменчик; под ред. С.И. Адаменковой. – 3-е изд., доп. и перераб. – Минск:
Элайда, 2005. – 568с.
2.
Белорусский портал tut.by.
[Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: http:// www.search.tut.by./status. Дата
доступа: 25.01.2008г.
3.
Белорусское законодательство.
[Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: http:// www.lawbelarus.com/repub. -- Дата
доступа: 24.01.2008г.
4.
Василевская, Т.И. Налоги Беларуси:
теория, методика и практика / Т.И. Василевская, В.А. Стасенко; под ред. Т.И.
Василевской. – Минск: 2001. – 198с.
5.
Заяц, Н.Е. Теория налогов: учеб. / Н.Е.
Заяц. – Минск: БГЭУ, 2002. – 220с.
6.
Конституция Республики Беларусь 1994
года (с изменениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г.
и 17 октября 2004г.). – Минск: Амалфея, 2007. – 48с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|