Дипломная работа: Понятие, экономическая сущность и виды косвенных налогов
¨
личные, которые уплачиваются с реально
полученного дохода и учитывают фактическую платежеспособность плательщика. В
мировой практике налогообложения они представлены следующими видами: подоходный
налог с населения, имущественный налог, подушный налог, налог с наследства и
дарений, налог на прибыль с корпораций, налог на сверхприбыль, налог на прирост
капитала и др.[1, с.32].
2. Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги,
устанавливаемые в виде надбавок к цене или тарифу и взимаемые в процессе
потребления товаров и услуг.
К косвенным налогам относят:
o акцизы, которые в настоящее время делятся на индивидуальные
(обложение по сырью, по полуфабрикатам, по готовой продукции, по мощности
оборудования) и универсальные (обложение по всем товарам). Универсальные
косвенные налоги часто называют налогами с оборота; они делятся на однократные,
многократные и налог на добавленную стоимость.
o государственные фискальные монополии, которые делятся на
полные и частичные, представляющие полную или частичную монополию государства
на производство и продажу некоторых товаров (спиртные напитки, табачные
изделия, соль, спички, пиво). Основная цель: увеличение доходов государственного
бюджета [1, с.33].
o таможенные пошлины, которыми облагаются все товары и услуги
при совершении экспортно-импортных операций, имеют сложную структуру и
классифицируются по основным признакам:
·
по происхождению – внутренние,
транзитные, экспортные (вывозные) и импортные (ввозные);
·
по целям – фискальные, протекционные,
сверхпротекционные, уравнительные, антидемпинговые, дискриминационные,
преференциальные и статистические;
·
по характеру взимания (ставкам) –
специфические, адвалорные (взимаемые в процентном отношении к таможенной
стоимости товара) и кумулятивные (смешанные) таможенные пошлины;
·
по характеру отношений – конвенционные
(платежи по международному договору, устанавливающему принципы таможенного
режима присоединившихся к конвенции стран с общими правилами осуществления
таможенного контроля и взимания таможенных пошлин) и автономные (вид
таможенного тарифа, который устанавливается правительством страны в
законодательном порядке; для него характерны более высокие ставки в отличие от
договорного тарифа).
Таможенные пошлины бывают
возвратные (сумма ввозных таможенных пошлин, подлежащая возврату при вывозе
продукции, полученной в результате переработки ввезенного товара; применяется
как способ повышения конкурентоспособности) и дифференциальные (вид пошлины,
предусматривающий различные ставки на один и тот же товар, например,
импортируемый из разных стран) [1, c.34].
По уровню органов управления
налоги классифицируются следующим образом:
1. В унитарных (единых) государствах бюджетная система
состоит, как правило, из двух звеньев – республиканского и местных бюджетов.
Соответственно существуют республиканские (государственные) налоги, устанавливаемые
верховной властью (они взимаются на основе государственного законодательства и
поступают в госбюджет), и местные налоги (взимаются местными органами
самоуправления на соответствующей территории и поступают в местные бюджеты).
Такая бюджетная система функционирует в Республике Беларусь, Франции, Италии,
Японии, где имеются центральный и местные бюджеты.
2. В федеративных государствах бюджетная система состоит из
трех основных звеньев. В США, например, есть федеральный бюджет, бюджеты штатов
(членов федерации) и местные бюджеты. Аналогичная бюджетная система в Германии,
где членами федерации являются земли, имеющие свои бюджеты. В России также
трехзвенное бюджетное устройство: федеральный бюджет, региональные
(территориальные бюджеты субъектов федерации) и местные бюджеты. Соответственно
и налоги в федеральном государстве делятся на федеральные, налоги субъектов
федерации, местные налоги [5, c.54].
По целевой направленности введения
налогов различают:
-
общие (абстрактные) налоги,
предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;
-
целевые (специальные) налоги, которые
вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов.
Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.
В зависимости от
субъекта-налогоплательщика выделяют:
¨ налоги,
взимаемые с физических лиц;
¨ налоги,
взимаемые с юридических лиц (предприятий и организаций);
¨ смежные
налоги (уплачивают и физические, и юридические лица) [9, c.35].
По уровню распределения в бюджете
различают:
· закрепленные налоги, которые на длительный срок закреплены
как доходный источник конкретного бюджета;
· регулирующие налоги, которые используются для
сбалансирования бюджетов в текущем году. Размеры распределения устанавливаются
ежегодно.
По порядку введения налоги могут
быть:
- общеобязательными, взимаемыми на всей территории страны
независимо от бюджета, в который они поступают;
- факультативными, предусмотренными основами налоговой
системы, но их введение и взимание являются компетенцией органов местного
самоуправления.
От уровня производства можно
выделить две группы налогов:
· фиксированные, т.е. непосредственно не зависящие от уровня
производства, продаж и других экономических показателей, связанных с деловой
активностью (например, налоги на имущество, земельный налог). Такие налоги
можно назвать условно-постоянными. Эти налоги являются структурообразующими,
т.е. поощряют приток капиталов из менее эффективных областей применения в более
эффективные, причем направление потоков определяется потребностями рынка и не
требует бюрократического регулирования.
· условно-переменные (перераспределительные) – напрямую
связаны с деловой активностью налогоплательщика. К таким налогам относятся НДС,
акцизы. Эти налоги не влияют на сложившуюся структуру капитала и поэтому
являются стабилизирующими [1, c.35].
Исходя из стимулирующей функции
налогов, их можно подразделить на:
-
налоги, регулирующие ценообразование, к
которым относятся НДС и акцизы, обеспечивающие регулирование экономики на
макроуровне. Они должны быть только государственными, т.е. вводиться законами.
Местные органы власти, вводя свои налоги и сборы, не должны нарушать
установленный в государстве порядок ценообразования.
-
воздействующие на издержки производства
– налоги, включаемые в себестоимость продукции. Это чрезвычайный налог,
экологический налог, платежи в дорожные фонды, обязательные отчисления в
республиканские и муниципальные внебюджетные фонды.
-
регулирующие занятость населения –
подоходный налог, отчисления в государственный Фонд социальной защиты
населения [22, c.75].
В зависимости от характера ставок
налоги можно подразделить на:
- пропорциональные (ставка которых остается неизменной при
увеличении или уменьшении дохода налогоплательщика);
- регрессивные (ставка которых уменьшается по мере увеличения
дохода налогоплательщика);
§ прогрессивные (ставка которых возрастает по мере увеличения
дохода налогоплательщика и уменьшается по мере его сокращения) [21, с.17].
По источникам средств для уплаты
различают налоги, относимые на:
·
себестоимость продукции – земельный
налог, экологический налог;
·
финансовые результаты – налог на
имущество, в том числе балансовую прибыль – налог на прибыль, чистую прибыль –
некоторые местные налоги, платежи за превышение лимитов выброса в атмосферу
загрязняющих веществ.
По срокам уплаты налоги делятся
на:
·
срочные;
·
периодично-календарные, которые в свою
очередь подразделяются на: декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые,
годовые [21, c.18].
Таким образом, в первой главе было
установлено, что налоги – императивные денежные отношения без предоставления
субъекту налога какого-либо эквивалента, в процессе которых образуется
бюджетный фонд. Обладают признаками: императивность, смена формы собственности,
безвозвратность и безвозмездность, и взимаются на правовой основе по юридически
закрепленным правилам. Имеют свою структуру, функции и разбиваются на группы по
классификационным признакам.
Налоги – это ещё и обязательные
платежи, которые люди должны уплачивать. Если бы налогов не существовало, то и
государство тоже не смогло бы существовать, поскольку они – главный метод
мобилизации доходов в условиях частной собственности и рыночных отношений.
ГЛАВА
2. Косвенные налоги в их роль в налоговой системе
Республике Беларусь
Развитие и совершенствование
налоговых отношений привело к появлению разнообразных налоговых форм и видов
налогов, имеющих собственное функциональное назначение и отличия в воздействии
на экономические процессы. Наиболее распространенной классификацией налогов
является их разделение на прямые и косвенные.
В теории налогообложения
существуют различные подходы к делению на прямые и косвенные и определению их
признаков. Наиболее распространенная концепция определяет косвенные налоги как
налоги, включаемые в цену товаров, работ и услуг, увеличивающие их размеры и в
конечном итоге уменьшающие доходы плательщиков. Такие налоги фактически платят
потребители, а налогоплательщики лишь перечисляют их налоговым органам.
Государство в данном случае косвенно взимает налог с потребителя.
Косвенные налоги имеют ряд
преимуществ и недостатков.
Преимущества:
1)
Косвенные налоги являются наиболее
выгодными для государства, так как они не зависят от финансовых результатов
деятельности предприятий.
2)
Косвенные налоги, включаемые в цену
товара, платятся незаметно для потребителя. Здесь утрачивается непосредственная
связь между платежом налога и осознанием этого платежа.
3)
Косвенные налоги, входя в цену товаров,
не могут сопровождаться недоимками, как это происходит с прямыми налогами: факт
приобретения товара, по сути, представляет факт уплаты косвенного налога.
Недостатки:
1) Обратная пропорциональность платежеспособности потребителей
– регрессивный характер обложения.
2) Существенные расходы по контролю над налогообложением.
3) Противоречие фискального характера косвенных налогов
интересам экономического развития.
Согласно статье 6 Налогового
кодекса Республики Беларусь к косвенным налогам отнесены налог на добавленную
стоимость и акцизы [9, c. 71].
В статье 43 Закона РБ
"О бюджете Республики Беларусь на 2008 год" [14] установлено, что в 2008 году
следующую очередность включения в отпускные цены (тарифы) на товары (работы, услуги) сумм налогов и сборов,
уплачиваемых в соответствии с законодательными актами РБ, из выручки от
реализации товаров (работ, услуг) имеют:
Ø
налог на добавленную стоимость.
Ø акцизы (для подакцизных товаров);
Ø сбор в республиканский фонд поддержки производителей
сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налог с
пользователей автомобильных дорог.
2.1 Налог на добавленную
стоимость
Впервые методика взимания налога
на добавленную стоимость (НДС) была разработана в 1954 г. во Франции
экономистом П. Лоре, а с 1956 г. НДС стали применять многие страны мира.
Налог на добавленную стоимость
считается одним из самых важных и сложных налогов, входящих в налоговую систему
РБ. НДС относится к группе косвенных налогов и включается в отпускную цену
товаров, работ и услуг. НДС представляет собой изъятие в бюджет части прироста
вновь созданной стоимости, возникающей на всех стадиях производства и
реализации. [9, с.71;]. В 2008 году доход налога на добавленную стоимость в
республиканский бюджет составил 7 225 955 110,0 (тыс. руб.) [14].
Налог регулируется Законом РБ «О
налоге на добавленную стоимость» [16] от 19 декабря 1991 г. № 1319-XII в редакции
последующих изменений и дополнений.
К преимуществам НДС относят:
¨ высокую продуктивность и доходность. НДС охватывает широкий
диапазон товаров и услуг. Повышение ставок налога способно оперативно обеспечивать
бюджету дополнительные доходы;
¨ эффективность воздействия на интересы налогоплательщиков.
Меняя ставки НДС, государство регулирует перепроизводство товаров, потребительский
спрос, стимулирует концентрацию капитала и экономический рост в целом [21,
c.32-33].
Плательщики:
1)
организации (юридические лица РБ, иностранные
и международные организации, простые товарищества, хозяйственные группы)
определенные в пункте 2 статьи 13 Общей части Налогового кодекса Республики
Беларусь (далее – организации);
2)
филиалы, представительства и другие
структурные подразделения юридических лиц, имеющие обособленный баланс и
расчетный (текущий) счет;
3)
организации и физические лица, признаваемые
плательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РБ,
определяемые в соответствии с таможенным законодательством РБ;
4)
индивидуальные предприниматели.
Индивидуальные предприниматели
плательщиками налога при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
·
если обороты по реализации товаров
(работ, услуг) за три предшествующих последовательных календарных месяца
превысили в совокупности 40 000 евро по курсу, установленному Национальным
банком Республики Беларусь на последнее число из таких месяцев;
·
если индивидуальные предприниматели
осуществляют выделение налога в расчетных и первичных учетных документах,
применяемых при реализации товаров (работ, услуг) организациям и индивидуальным
предпринимателям – плательщикам налога.
Индивидуальные предприниматели
имеют право уплачивать налог в порядке, предусмотренном законодательством,
независимо от возникновения перечисленных выше обстоятельств; они признаются
плательщиками налога в течение 12 календарных месяцев подряд, начиная с месяца
возникновения обязательств по исчислению и уплате налога [1, c.237-238].
Объекты налогообложения:
1.
обороты по реализации товаров (работ, услуг),
имущественных прав на территории РБ, включая:
¨
использование в качестве основных
средств товаров (работ, услуг) собственного производства, а также объектов
(этапов) завершенного капстроительства [12];
¨
обороты по реализации товаров (работ,
услуг), имущественных прав, реализуемых своим работникам;
¨
обороты по обмену товарами (работами,
услугами), имущественными правами;
¨
обороты по безвозмездной передаче
товаров (работ, услуг), имущественных прав.
¨
передача товаров (результатов
выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав по соглашению о
предоставлении отступного, а также предмета залога залогодателем
залогодержателю (кредитору) при неисполнении обеспеченного залогом
обязательства в случаях, предусмотренных законодательством РБ;
¨
передача лизингодателем объекта лизинга
лизингополучателю;
¨
передача арендодателем объекта аренды
арендатору [1, с.239];
¨
недостача, хищение и порча товаров;
продажа, обмен и прочее выбытие товаров сверх норм естественной убыли, прочее
выбытие основных средств и нематериальных активов, неустановленного
оборудования и объектов незавершенного капитального строительства; оборота по
реализации услуг по изготовлению товаров из давальческого сырья.
2.
обороты по реализации товаров (работ, услуг)
за пределы РБ;
3.
товары, ввозимые на таможенную территорию РБ
(за исключением товаров, освобождаемых от налогообложения при ввозе на
таможенную территорию РБ) [21, c.35];
При реализации товаров объектом
налогообложения являются обороты по реализации всех товаров как собственного
производства, так и приобретенных на стороне.
При реализации работ объектом
налогообложения являются объемы выполненных строительно-монтажных, ремонтных,
научно-исследовательных, опытно-конструкторских, технологических,
проектно-изыскательных, реставрационных и других работ.
При реализации услуг объектом
налогообложения являются обороты по оказанию услуг [21, c.36].
Не подлежат налогообложению:
Ø обороты по реализации на территории РБ товаров (работ,
услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и
приравненными к ним представительствами или для личного пользования
дипломатического и (или) административно-технического персонала этих
представительств, включая проживающих вместе с ними членов семей;
Ø обороты по первичному размещению ценных бумаг эмитентами,
осуществляемые в соответствии с законодательством РБ, кроме их размещения по
ценам, превышающим номинальную стоимость;
Ø перечисляемые в доход бюджета средства от продажи в
процессе приватизации имущества, находящегося в собственности РБ, и
административно-территориальных единиц, и суммы арендной платы от сдачи в
аренду предприятий, находящихся в государственной собственности [9,
c.78-79].
Освобождаются от налогообложения
обороты по реализации товаров (работ, услуг) на территории РБ:
Ø лекарственных средств, а также медицинской техники,
приборов и оборудования, изделий медицинского (ветеринарного) назначения, в том
числе ввезенных из-за пределов РБ;
Ø медицинских (ветеринарных) услуг, определенных Президентом
РБ;
Ø услуг по уходу за больными, инвалидами, престарелыми;
Ø услуг в сфере образования;
Ø услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях;
Ø услуг в сфере культуры и искусства;
Ø ритуальных услуг;
Ø жилищно-коммунальных услуг;
Ø всех видов работ по строительству и ремонту жилищного
фонда;
Ø реконструкции и реставрации историко-культурных ценностей;
Ø платных услуг, оказываемых объединением "Охрана";
Ø услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским
транспортом (кроме такси), а также речным, железнодорожным и автомобильным
транспортом в пригородном сообщении;
Ø других услуг, указанных в инструкции о порядке исчисления и
уплаты НДС [21, c.38].
Налоговая база:
Налоговая база (облагаемый оборот)
определяется в зависимости от предусмотренных учетной политикой особенностей
реализации произведенных или приобретенных товаров, работ и услуг.
При определении налоговой базы
оборот от реализации объектов определяется исходя из всех поступлений
плательщика, полученных им в денежной, натуральной и иных формах. Если
реализация происходила в иностранной валюте, то оборот пересчитывается в
белорусские рубли по курсу Национального банка РБ на момент фактической
реализации.
Моментом фактической реализации
являются:
§ день зачисления денежных средств покупателя на счет
налогоплательщика, но не позднее 60 дней со дня отгрузки;
§ либо день отгрузки товара, выполнение работ и предъявление
покупателю расчетных документов.
Моментом отгрузки товаров
признается день их отпуска со склада.
Моментом выполнения работ
(оказания услуг) признается день передачи выполненных работ (оказания услуг) в
соответствии с оформленными документами (приемо-сдаточные акты и др.) [21,
c.36].
Налоговые ставки:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|