Дипломная работа: Пенсионные фонды в России
Сегодня
системы пенсионного обеспечения, действующие в большинстве стран более 40 лет,
достигли своей зрелости. Это означает, что большинство работающих охвачены
пенсионными фондами и имеют право на получение пособий в полном размере,
население состарилось, доля лиц, делающих взносы в рамках пенсионного
обеспечения, уменьшается. По многим пенсионным фондам характерен дефицит по
текущим платежам, и, по некоторым оценкам, накопившаяся задолженность системы
социального обеспечения составляет от 100 до 250% ВВП той или иной страны.
Эти
тенденции поставили вопрос о финансовой состоятельности и эффективности, сложившихся
в пенсионных фондах. Финансовый стресс, который испытывают эти фонды, таят в
себе серьезные макроэкономические и структурные угрозы. Не последнее место
среди экономических, финансовых и социальных последствий старения населения
занимают политические аспекты - пенсионеры составляют значительную часть
электората, доля работающего населения снижается, а политическая сила пожилых
отношений возрастает. Поэтому, начиная с 80-х годов, реформы в пенсионных системах
мира стали объективной необходимостью [20,с.65].
В
настоящее время существующая государственная (накопительная) пенсионная программа
в пенсионных фондах России формируется на солидарной основе, как и программы
государственных пенсий во многих других странах мира. Стандартная распределительная
(солидарная) пенсионная система основана на налогообложении фонда заработной платы
работающих и выплаты пособий пенсионерам из этих средств. Величина пенсионного
пособия индивида является функцией заработной платы и трудового стажа, однако
без тесной увязки величины заработной платы и пенсий, то есть система в
пенсионных фондах предусматривает пособия, которые не увязываются с объемом
взносов. Уровень взносов в государственные пенсионные фонды колеблется от 5% в
Канаде до 27% в США. В некоторых других странах (США, Япония, Германия и Канада)
эти взносы платят поровну работники и предприниматели, в других (Франция,
Италия, Швеция) работодатели берут на себя большую часть бремени. В большинстве
государственных пенсионных системах стран мира (кроме Италии) ограничивается
заработок, с которого делают взносы [17,с.77].
Третьим
элементом пенсионных фондов разных стран являются личные добровольные
пенсионные планы. Они функционируют на основе полного финансирования и
предусматривают четко определенные взносы в негосударственные пенсионные фонды,
работники и пенсионеры сами несут инвестиционные риски по своим сбережениям.
Все
пенсионные системы развитых стран представляют собой сочетание названных трех
схем в различных пропорциях (см. таблицу 3.1.1).
Фактически
многие развитые страны пришли к пенсионной системе, сочетающей управляемые
государством пенсионные фонды с находящимися в частном управлении пенсионными
фондами по месту работы и личными сберегательными пенсионными счетами в
пенсионных фондах для удовлетворения потребностей групп населения со средними и
более высокими доходами. Однако решающая роль в обеспечении доходов пенсионеров
принадлежит государственным пенсионным фондам.
В начале
90-х годов под эгидой Всемирного банка было предпринято первое глобальное
комплексное исследование проблем старения населения и пенсионного обеспечения. В
итоговом докладе «Предупреждение кризиса старения: политика защиты престарелых и
содействия экономическому росту» (1994 года) содержится оценка функционирующих
схем пенсионных фондов мира и перспектив их развития с точки зрения
определенной системы критериев, разработаны концептуальные подходы к
пенсионному реформированию, обобщены практические действия отдельных странах в
этой области.
При
анализе деятельности пенсионных фондов зарубежных государств очевиден вывод,
что интересы финансового обеспечения лиц пенсионного возраста и экономического
роста наилучшим образом обеспечиваются, если развиваются три пенсионные
системы:
1)
управляемая государством распределительная система, предусматривающая
обязательное участие и преследующая ограниченную цель сокращения нищеты среди
престарелых;
2)
находящаяся в частном управлении обязательная накопительная система;
3)добровольная
накопительная система.
Таблица
3.1.1 Пенсионные системы некоторых зарубежных стран
страна |
Финансирование |
Возраст выхода на пенсию (муж/жен) |
Период уплаты страховых взносов |
За какой период учитываются доходы
для начисления пенсии |
Максимальный коэффициент замещения |
Индексация пособий |
США |
Частично накопительная |
65/66 |
35 |
Весь трудовой период |
41,0 |
По индексу потребительских цен |
Япония |
Частично накопительная |
60/55 |
40 |
Весь трудовой период |
30 |
Чистая з/п |
Германия |
Распределительная |
65/65 |
40 |
Весь трудовой период |
60 |
Чистая з/п |
Франция |
Распределительная |
60/60 |
38 |
Наиболее выгодные 12 лет |
50 |
По индексу потребительских цен/
брутто з/п |
Италия |
Распределительная |
62/57 |
40 |
Последние 5 лет |
80 |
В соответствии с индексом
потребительских цен |
Великобритания |
Распределительная |
65/60 |
50 |
Весь трудовой период |
20 |
В соответствии с индексом
потребительских цен |
Канада |
Распределительная |
65/65 |
40 |
Весь трудовой период |
25 |
В соответствии с индексом
потребительских цен |
Швеция |
Частично накопительная |
65/65 |
30 |
Наиболее выгодные 15 лет |
60 |
В соответствии с индексом
потребительских цен |
Тем
самым происходит разделение трех основных функций систем финансового
обеспечения лиц пенсионного возраста - перераспределение доходов, накопление
средств и страхование. Первая система в данном случае выполняет функцию
перераспределения доходов, а вторая и третья -накопление средств и все три
обеспечивают совместное страхование от многих факторов риска в преклонном
возрасте. В настоящее время большинство пенсионных систем развитых государств
сочетают в себе все три функции и в одном государственном пенсионном фонде [24,с.32].
Были
предложены и конкретные пути перехода к многоуровневой пенсионной системе для
различных стран. В частности, для стран с крупномасштабными государственными
накопительными программами, обеспечивающими крупномасштабный охват и относительно
старым населением (к ним относятся все развитые страны, Россия, государства СНГ
и Центральной и Восточной Европы), первый шаг должен состоять в проведении
реформ государственного пенсионного плана путем повышения возраста выхода на
пенсию, ужесточением условий выхода на пенсию в более раннем возрасте и поощрение
более позднего выхода, снижение условий пособий и взносов и т.д. Эти реформы
сейчас широко осуществляются во всех развитых странах.
Второй
шаг предусматривает создание второго обязательного накопительного плана,
который можно осуществить путем постепенного ограничения масштабов государственного
плана наряду с перераспределением взносов в пользу второго обязательного плана
или путем сохранения государственных пособий на относительно постоянном уровне,
однако при повышении норм взносов и их перераспределении во второй план. Ряд
стран ОЭСР приступили к такому поэтапному переходу с теми или иными
особенностями. В наибольшей мере рекомендации Всемирного банка учтены в
концепциях пенсионных систем Венгрии, Латвии и Казахстана. Близкая схема была
предложена и в правительственной концепции в России в середине 1997 года. В ее
основе лежала идея о поэтапном, через возрастные группы населения, переводе
трудовых пенсий в обязательные частные накопления и замена социальной пенсии на
социальную помощь нуждающимся, признание накопившихся платежей в рамках старой
системы и обязательств по выплате при одновременном создании совершенно новой
системы (по такому пути пошли Чили и ряд других государств Латинской Америки) [55,с.36]
.
Общей
для всех развитых государств тенденцией следует считать усиление внимания к негосударственным
накопительным фондам, постепенное внедрение их в комплексную систему
пенсионного страхования. Ранее процесс возникновения накопительных фондов
происходил бессистемно, можно сказать случайно. Роль лидеров в разработке
пенсионных программ взяли на себя фирмы, оставив правительству регулирующую
роль. Сегодня регулируемый государством и финансируемый работодателями и
частными лицами накопительный пенсионный план начинает играть все более важную
роль.
Эти
планы становятся частью договора о причитающемся работнику наборе
вознаграждений и пособий, который регулирует отношения между работодателем и
его рабочей силой. Такие системы обеспечивают поддержку доходов пенсионеров,
позволяют предприятиям создавать эффективные программы управления людскими
ресурсами. Вне зависимости от того, какую степень ответственности в
негосударственных пенсионных фондах берет на себя государство, задача
правительства - создание институциональных основ и регулирование этих схем.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|