Дипломная работа: Пенсионные фонды в России
Таблица 2.1.1 Структура
доходов бюджета Пенсионного фонда России в 2005-2007 годах
В структуре доходов ПФР
значительный удельный вес занимают средства единого социального налога (ЕСН),
поступающие из федерального бюджета. По сравнению с 2005 годом удельный вес ЕСН
в 2007 году вырос с 28,1% до 32,12%.
Ежегодное увеличение доли
средств федерального бюджета в финансировании пенсионной системы свидетельствует
об усиливающейся тенденции ее отхода от страховых принципов. В целях решения
данной проблемы Геннадий Батанов, глава Пенсионного фонда Российской Федерации
, предлагает собираемый сейчас в федеральный бюджет ЕСН по ставке 6% от фонда
оплаты труда отменить. Размер отчисляемых в Фонд пенсионных страховых взносов,
соответственно, должен быть увеличен с 14 до 20%. Базовую же часть пенсии, на
которую сейчас расходуется ЕСН, по мнению Геннадия Батанова, следует признать
пособием и финансировать из общих расходов бюджета. Другими словами, Пенсионный
фонд предлагает передать ему поступления от ЕСН (368 млрд. рублей в 2007 году),
которые сейчас достаются федеральному бюджету [71].
В таблице Таблица 2.1.2
показана динамика доходов бюджета Пенсионного фонда России в 2005-2007 годах, по
которой видно, что рост доходов за 2006 год по сравнению с предыдущим составил
128%, а на 2007 год увеличение составило 151,3%
Таблица 2.1.2 Динамика
доходов бюджета Пенсионного фонда России
в 2005-2007 годах
Наименование дохода |
2005 |
2006 |
2007 |
млн. руб. |
млн. руб. |
измен.,% |
млн. руб. |
измен.,% |
Всего доходов, в том числе
Страховые взносы на обязательное
пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в ПФР:
- на выплату страховой части
трудовой пенсии
- на выплату накопительной части
трудовой пенсии
Недоимка, пени, иные финансовые
санкции по взносам в ПФР
Средства единого социального
налога, поступающие из федерального бюджета
Доходы, полученные от размещения
временно свободных средств ПФР
Субвенции федерального бюджета, передаваемые
ПФР
Прочие поступления в ПФР
|
1229783
668442
583669
84773
13031
345982
10780
191548
-
|
1566399
720619
621070
99549
5781
485994
6611
347294
100
|
127,4
108
106,4
117,4
44,37
140,5
61,3
181,3
-
|
1860112
869780
757600
112180
496
597444
7527
384795
70
|
151,3
130
130
132
4
173
70
201
-
|
Анализ структуры расходов
бюджета Пенсионного фонда России показывает, что наибольший удельный вес
занимают расходы по обязательному пенсионному страхованию – более 90 % (Таблица
2.1.3). Среди них преобладают расходы на выплату страховой и базовой частей
трудовой пенсии. Удельный вес расходов направляемых на выплату страховой части
трудовой пенсии составил в 2005 году – 51,9% , а на 2007 год составил 53%.
Таблица 2.1.3 Структура
расходов бюджета Пенсионного Фонда России в 2005-2007 годах
Наименование расхода |
2005 |
2006 |
2007 |
млн. руб. |
уд. вес
%
|
млн. руб. |
уд. вес
%
|
млн. руб. |
уд. вес
%
|
Всего, в том числе
Расходы ПФР по обязательному
пенсионному страхованию, из них:
-выплата базовой части трудовой
пенсии
-выплата страховой части трудовой пенсии
-выплата пенсий гражданам, выехавшим
на постоянное жительство за пределы РФ
Выплата пенсий по государственному
пенсионному обеспечению
Административно-управленческие и
прочие расходы
|
1176
192
1060700
450
238
609 899
563
75 065
|
100
90,2
38,3
51,9
0,05
6,4
3,4
|
1294836
1166753
485 543
680 274
936
87 804
|
100
90
37,5
52,5
0,08
6,8
3
|
1500560
1356954
559 343
796 445
1166
99 848
43 892
|
100
90,4
37,3
53
0,08
6,7
3
|
Динамика
расходов бюджета ПФР отражает стремительную тенденцию к росту его показателей.
Так, если расходы в 2005 году составляли 1176192 млн. рублей, то в 2006 году их
объем увеличился на 110% (1294836 млн. рублей), а расходы в 2007 году составили
1500560 млн. рублей или 128% к 2005 году (Таблица 2.1.4).
С 2005
года наблюдается нарушение текущей сбалансированности бюджета Фонда по выплатам
на базовую и страховую часть трудовой пенсии, когда базовая ставка ЕСН была
снижена с 14 до 6% в части, зачисляемой в федеральный бюджет.
Таблица
2.1.4 Динамика расходов бюджета Пенсионного Фонда России в 2005-2007 годах
Наименование расхода |
2005 |
2006 |
2007 |
млн. руб. |
млн. руб. |
измен.,
%
|
млн. руб. |
измен.,
%
|
Всего, в том числе
Расходы ПФР по обязательному
пенсионному страхованию, из них:
-выплата базовой части трудовой
пенсии
-выплата страховой части трудовой пенсии
-выплата пенсий гражданам, выехавшим
на постоянное жительство за пределы РФ
Выплата пенсий по государственному
пенсионному обеспечению
Административно-управленческие и
прочие расходы
|
1176192
1060700
450 238
609 899
563
75 065
40 427
|
1294836
1166753
485 543
680 274
936
87 804
39 343
|
110
110
108
111
166
117
97
|
1500560
1356954
559 343
796 445
1166
99 848
43 892
|
128
128
124
131
207
133
109
|
Проблема
выплаты досрочных пенсий является актуальной в настоящее время. Надо решить
вопрос, связанный с уменьшением финансовой нагрузки на бюджет
Пенсионный фонд в связи с выплатой пенсий гражданам, которые досрочно
выходят на пенсию в связи с особыми условиями труда
- в нефтегазовой, атомной, металлургической промышленности
и некоторых иных отраслях.
Во всем
мире работодатели, которые используют особые условия труда на рабочих
местах, платят дополнительный платеж. У нас этого нет. Поэтому эти расходы
покрываются за счет общих средств Пенсионного фонда, что неправильно
в корне. Решение этой проблемы сейчас затягивается, хотя она очень
актуальна, и ее нужно срочно решать. У нас порядка
500 тысяч человек ежегодно выходят на досрочную пенсию, а всего
пенсионеров, получающих досрочную пенсию, около 10 миллионов человек
из общего числа пенсионеров в России - 38,5 миллиона. Это
большая нагрузка на бюджет Фонда.
Аналогичные
тенденции в финансовой обеспеченности обязательного пенсионного страхования
прослеживается и по данным Отделения Пенсионного фонда России по Республике
Татарстан. На рисунке 2.1.1 представлена структура доходов его бюджета, в 2008
году, которая показывает, что доходы на выплату страховой и накопительной части
трудовой пенсии составляет 46,8 %. Наибольшую часть доходов составляют средства
федерального бюджета – 53% от всех доходов.
Рис.
2.1.1. Структура доходной части бюджета Отделения Пенсионного фонда Российской
Федерации по Республике Татарстан в 2008 году
Структура расходной части бюджета Отделения Пенсионного фонда
России по Республике Татарстан показана на рисунке 2.1.2.
Рис.
2.1.2. Структура расходной части бюджета Отделения Пенсионного фонда Российской
Федерации по Республике Татарстан в 2008 году
Расходы
на выплату страховой части трудовой пенсии в 2008 году составят 20939,4 млн.
рублей (45,18%); на выплату базовой части трудовой пенсии – 16457,7 млн. рублей
(35,51%).
Из рисунка
2.1.3 видно, что обеспеченность собственными средствами на выплату пенсий по
Отделению Пенсионного фонда России по Республике Татарстан составила в 2008
году 75 % (в 2007 году – 67%), на выплату базовой части – 53% (в 2007 году –
51,9%). Обеспеченность собственными средствами на выплату страховой части
трудовой пенсии составила 91% (в 2007 году-91,7%) страховых взносов.
Начиная
с 2005 года прослеживается динамика в сторону уменьшения обеспеченности
собственными средствами по выплате пенсий. Так, до 2007 года по выплате
страховой части трудовой пенсии был профицит, но, начиная с 2007 года,
наблюдается дефицит в размере 9%. Дефицит по выплате базовой части трудовой
пенсии в среднем держится на прежнем уровне и составляет 47%.
Рис.
2.1.3. Динамика обеспеченности собственными средствами на выплату пенсий в
Республике Татарстан
Проведенный
анализ деятельности Пенсионного фонда по организации и финансированию
обязательного пенсионного страхования Пенсионным фондом Российской Федерации
показал, что большая часть обязательств Фонда по обязательному пенсионному
страхованию финансируется за счет средств федерального бюджета, что говорит о
большой зависимости бюджета Пенсионного фонда от федерального бюджета, а это
свидетельствует о том, что пенсионная система все дальше отходит от страховых
принципов.
2.2 Организация
государственного пенсионного обеспечения Пенсионным фондом России
Пенсионное
обеспечение является базовой и одной из самых важных социальных гарантий
стабильного развития общества, поскольку затрагивает не непосредственно
интересы нетрудоспособного населения любой страны, а косвенно все население.
Государственное
пенсионное обеспечение регулируется Федеральным законом «О государственном
пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ от 15 декабря 2001
года, которым устанавливаются основания для возникновения права на получение и порядок
назначения пенсий по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячных
государственных денежных выплат, предоставляемых гражданам для компенсации им
заработка (дохода), утраченного в связи с наступлением определенных
обстоятельств, независимо от наличия или отсутствия права на трудовую пенсию [63,с.87].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|