рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Налоги и их влияние на развитие предпринимательской деятельности в России

Рис. 4. Динамика показателей деятельности малых предприятий по Республике Марий Эл за 2001-2009 гг.

Распределение малых предприятий РМЭ по видам деятельности приведено в таблице 6.

Как видно из представленных данных, самой многочисленной сферой деятельности в регионе является оптовая и розничная торговля и ремонт автотранспорта.

Таблица 6

Распределение малых предприятий Республики Марий Эл по видам экономической деятельности в 2009 г.

Число малых предприятий  (на конец года), тыс. Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей),  тыс. человек Оборот малых предприятий, млрд. руб.
обрабатывающие производства строительство оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспорта обрабатывающие производства строительство оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспорта обрабатывающие производства строительство оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспорта
0,9 0,4 2,1 11,9 3,8 10,4 7,0 2,3 22,6

Далее приведем показатели развития предпринимательства в Российской Федерации на примере торговой сферы, как самой динамичной на сегодняшний день.

Число торговых предприятий составляет 46,3% от их общего числа всех предприятий. Оборот розничной торговли в России растет очень быстрыми темпами (таблица 7).

Таблица 7

Оборот розничной торговли РФ в 2000-2009 гг.

Период
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Объем реализации товаров в розничной торговле, млрд. руб. 1797 2352 3070 3765 4529 5641 7038 8690 9125 8741

Быстрое увеличение розничного товарооборота (рис. 5) за последние годы происходит на фоне уменьшения числа крупных и средних хозяйствующих субъектов на рынке и изменения параметров транспортных потоков и складской системы, обеспечивающей функционирование товаропроводящей системы.


Рис.5. Динамика оборота розничной торговли РФ в 2000-2009 гг.

Это означает уход с российского рынка российских компаний, не способных приспособиться к новым реалиям и не выдерживающим конкуренции в первую очередь с сильными иностранными компаниями.

По данным Федеральной службы государственной статистики, число крупных и средних хозяйствующих субъектов изменилось с 69,4 тысяч в 2005 году до 47,3 тысяч в 2009 году. За указанный период их число ежегодно уменьшалось на 9%. При этом доля товаров российского производства в общем товарообороте постепенно снижается (таблица 8, рис. 6).

Таблица 8

Структура товарных ресурсов розничной торговли (в фактически действовавших ценах; в процентах к итогу)

Товарные ресурсы розничной торговли 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Собственного производства, % 60 59 59 57 57 55 54 51 50
Поступлений по импорту, % 40 41 41 43 43 45 46 49 50

Рис. 6. Структура товарных ресурсов розничной торговли (в процентах к итогу) за 2001-2009 гг.

Вышеуказанные данные свидетельствуют об усилении конкурентной борьбы между торговыми компаниями и эта ситуация будет характерна для рынка и на последующие годы.

Таким образом, существование и развитие российского предпринимательства зависит как от способности их руководителей применить в своей работе новейшие достижения в области стратегического планирования, управления и использования современных информационных систем и технологий, так и от государственной поддержки этой сферы.

Так как большая часть денежных потоков в малом бизнесе связана именно с налоговой деятельностью, то без оптимизации и совершенствования налоговой системы, без разработки стратегии развития налоговой политики в сфере предпринимательства и налоговой стратегии, обеспечивающей ее реализацию, никакое успешное развитие в сфере предпринимательства не будет возможным.


2.3 Совершенствование налоговой политики как инструмент развития предпринимательства в российской экономике

Создание новой особой формы взаимоотношений государства и предпринимательства не обошлось без противоречий между налогообложением и отдельными элементами хозяйственного механизма: кредитованием, ценообразованием, валютным регулированием и др.

Главным препятствием к становлению эффективной налоговой системы в РФ является то, что нынешние налоги в своей основе формировались в условиях экономического кризиса 90-х годов прошлого века, что не могло не отразиться на их количестве, структуре и ставках.

Характерным является крен в сторону выполнения фискальной функции налогов. Это не удивительно, т. к. в условиях бюджетного дефицита, падения объёмов производства, инфляции был велик соблазн все экономические проблемы государства решить при помощи налогов. Отсюда их чрезмерное количество, завышенные ставки, противоречивое воздействие на процессы воспроизводства. Как следствие, попытки налогоплательщиков разными путями уйти от налогов, отсюда чрезмерно высокая недоимка налогов в бюджеты разных уровней.

Во многом действующая налоговая система соответствует, по крайней мере по форме, налоговым системам зарубежных стран. Слишком велико было желание внедрить сразу все атрибуты рыночной экономики уже на переходном этапе, который переживает российская экономика. Новые налоги тяжёлым бременем легли на предприятия, экономика которых и без того была подорвана непродуманными мерами в области политики цен. Налоги повлекли также и снижение уровня жизни россиян.

Особенно удушающим оказался НДС, первоначальная ставка которого была установлена на уровне 28%. Несмотря на то что его ставка в последующем была снижена до 20%, он по-прежнему является одним из факторов роста цен.

К серьезным недостаткам налогового режима, ухудшающим инвестиционный климат в России, следует отнести его нестабильность. Нестабильность налоговой системы является существенным, если не основным, экономическим фактором, сдерживающим привлечение иностранного капитала в российскую экономику.

Общая логика налоговых реформ во многих странах связана с постепенным переходом от косвенного налогообложения к обложению конечного дохода. Глубина этого перехода часто зависит от способности справиться с задачей легализации экономической деятельности и доходов от нее с тем, чтобы перейти к прямому налогообложению доходов юридических лиц.

В качестве управляющего переданными средствами государство для предпринимателей проявляет себя зачастую неэффективно. Предприниматель понимает, что эффективность чиновничьей деятельности по доведению отчисления до тех или иных целевых групп населения будет много ниже той, что он достиг в своем бизнесе. Вокруг каждого успешного предпринимателя есть люди, которые получают от него ту дотацию, которую они не получают от государства. Это касается и тех рабочих мест, которые создает предприниматель своей деятельностью, и определенные социальные программы и благотворительность, осуществляемые им без участия государства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.