рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Налоги и их влияние на развитие предпринимательской деятельности в России

Практическое использование кривой Лаффера оказалось весьма проблематичным, так как, во-первых, сложно было определить на левой или правой стороне кривой находится экономика страны в данный период времени; во-вторых, на объем инвестиций в экономике страны оказывает влияние множество факторов помимо налоговых ставок.

Таким образом, можно сказать, что эффект Лаффера не принес ожидаемых результатов.

В то же время необходимость сокращения налоговой нагрузки на производителя является мерой безальтернативной. Пополнение доходов государственного бюджета может произойти на первых порах за счет легализации части теневого сектора, который может предпочесть платить умеренные налоги, нежели находиться под постоянной угрозой наказания. Снижение доли налоговых платежей в величине доходов предприятий создает предпосылки для начала экономического роста, а увеличение числа платежеспособных экономических агентов позволит выйти из затянувшегося бюджетного кризиса.

Динамика величины налогового бремени в РФ по годам приведена в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика величины налогового бремени в РФ по годам (на уровне макроэкономики)

Показатель (отчетные данные) Годы
2000 2002 2006 2008 2009
Удельный вес налогов в ВВП, % 30,9 33,4 34,0 34,7 33,8

Судя по данным таблицы, уровень налогового бремени в нашей стране не превышает 35%, то есть этот показатель находится даже ниже среднего уровня европейских стран: аналогичный показатель в европейских странах за 2008 г. составил: в Швеции — 50,6%; Франции — 44,2%; Германии — 36,2%; Италии — 41,1%; Швейцарии — 41,1%; Португалии — 34%; США — 31,8%, Японии — 28,6%.

По расчетам российских ученых, наиболее благоприятное налоговое бремя для нашей страны должно составлять 26-27% от ВВП.

Следует отметить, что подобного рода рекомендации и исследования характерны в основном для макроэкономики нашей страны. К сожалению, конкретные расчеты на региональном уровне, в частности в Республике Марий Эл, как инструмент налоговой политики не практикуются.

Предельный уровень налогообложения определяется по следующим признакам: 1) если при очередном повышении налоговой ставки поступления в бюджет растут непропорционально медленно или сокращаются; 2) если снижаются темпы экономического роста, уменьшаются долгосрочные вложения капитала, ухудшается материальное положение населения; 3) если растет «теневая» экономика, т.е. скрытое или явное уклонение от налогов.

Выполнение налоговых обязательств предпринимателями-налогоплательщиками — важнейшее требование государственной дисциплины. Налоговое законодательство предусматривает меры, обеспечивающие соблюдение порядка уплаты налогов и других обязательных платежей. За нарушения налогового законодательства налогоплательщик может нести финансовую, административную, дисциплинарную и уголовную ответственность. Но надо отметить, что когда размеры налогов разумны, известно их назначение, от их уплаты, как правило, не уклоняются.

В РФ предприятиям и организациям дана возможность выбора наиболее оптимального применения систем налогового учета и отчетности при применении систем налогообложения. Выбор системы остается за предпринимателем. На основании этого выбора формируется система налогов, взимаемых с юридического лица. Таким образом, взимание налогов в большей степени зависит от применяемой предпринимателем политики деятельности.

Организациям дано также право на применение льгот при налогообложении. Существуют разнообразные льготы, например, освобождение от налога на ряд лет, снижение ставок налогов, вычитание из налогооблагаемой базы расходов, в которых заинтересовано государство, установление скидок при образовании разных фондов, возврат ранее уплаченных налогов, налоговый кредит или отсрочка платежей налогов, необлагаемый минимум, изъятие определенных элементов из обложения, освобождение от уплаты отдельных категорий налогоплательщиков и др. Качественная и правомерная работа как руководителя предприятия, так и главного бухгалтера, оказывает огромное влияние на сумму взимаемых с предприятия налогов и других платежей в бюджет.

Таким образом, очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны рациональные преобразования экономики России.


2. Тенденции развития предпринимательства в России в свете фискальной политики

2.1 Особенности налоговых режимов в отношении юридических лиц в российской экономике

Низкий уровень развития предпринимательства в России по сравнению с ведущими зарубежными странами, а также ослабление государственной поддержки развития предпринимательства в переходный период формирования рыночных отношений предопределили необходимость разработки при проведения налоговой реформы особых мер по поддержке данного сектора экономики.

Отмена в 2002 году в связи с введением части второй Налогового кодекса большинства налоговых льгот для малого бизнеса, предоставлявшихся по основным налогам в рамках общего режима налогообложения, была компенсирована введением для них специальных налоговых режимов, которые в значительной степени способствовали стабилизации экономического положения этого особенно нуждающегося в государственной поддержке сектора экономики и снижению социальной напряженности в обществе.

Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.

В настоящее время действуют специальные налоговые режимы:

-  в особых экономических зонах — Калининградской и Магаданской областях;

-  для организаций, зарегистрированных в качестве налогоплательщиков в налоговых органах закрытых административно-территориальных образованиях;

-  при исполнении соглашений о разделе продукции (Федеральный закон от 30.12.1995 №225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции»);

-  для сельскохозяйственных товаропроизводителей (глава 26.1 Налогового кодекса РФ);

-  упрощенная система налогообложения (глава 26.2 Налогового кодекса РФ);

-  система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (глава 26.3 Налогового кодекса РФ).

Проведенные в последние пять лет меры по совершенствованию таких специальных налоговых режимов, как упрощенная система налогообложения, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности позволили в значительной степени снизить налоговую нагрузку на малый бизнес и сельскохозяйственных товаропроизводителей, что повлекло за собой развитие производства, расширение инвестиционной деятельности, а упрощение налогообложения не только снизило издержки налогоплательщиков на ведение налогового и бухгалтерского учета, но и повысило административную эффективность налогообложения.

Указанные меры создали стимулы для перехода субъектов предпринимательской деятельности на специальные налоговые режимы, в том числе из сферы «теневого» бизнеса. За 2004-2009 гг. (на начало года) количество налогоплательщиков, применяющих указанные специальные налоговые режимы увеличилось с 2,0 млн. до 3,7 млн. (из них 1,0 млн. — организации) или в 1,8 раза, а поступления налогов, уплачиваемых в связи с применением этих режимов выросли в 3,3 раза.

В Российской Федерации в процессе реформирования бухгалтерского и налогового учета на основе программы реформирования бухгалтерского учета на международные стандарты финансовой отчетности (МФСО) планомерно вводятся и адаптируются на бухгалтерский учет в РФ специальные режимы налогообложения.

Налогообложение субъектов малого предпринимательства в России в настоящее время осуществляется на основе четырех систем:

-  система налогообложения для сельскохозяйственных производителей,

-  общеустановленная система налогообложения,

-  упрощенная система налогообложения, учёта и отчётности для субъектов малого предпринимательства

-  система налогообложения по принципу вменённого дохода.

Рассмотрим эти налоговые режимы подробнее.

1. Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйственный налог).

Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном гл.261 НК РФ.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую переработку и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее 70%.

Сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной рыбы, составляет 70%.

Не вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога:

-  организации, занимающиеся производством подакцизных товаров;

-  организации, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

-  организации, имеющие филиалы и (или) представительства.

Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Налоговая ставка по налогу устанавливается в размере 6%.

Единый сельскохозяйственный налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы и подлежит уплате по истечению налогового периода не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а по итогам отчетного периода не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода.

2. Упрощенная система налогообложения.

На упрощенную систему налогообложения могут перейти организации, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации не превысил 11 миллионов рублей (без НДС).

 Не в праве применять упрощенную систему налогообложения:

-  организации, имеющие филиалы и (или) представительства;

-  банки;

-  страховщики;

-  негосударственные пенсионные фонды;

-  инвестиционные фонды;

-  а также другие организации, перечисленные в ст.34 гл. 262 НК РФ.

Объектом налогообложения признаются доходы и доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком и не может меняться в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения.

В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%. Если объектом являются доходы, уменьшенные на величину расходов, то в размере 15%.

Налогоплательщики-организации по истечении налогового периода (календарный год) представляют налоговые декларации не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. По итогам отчетного периода (первый квартал, полугодие, 9 месяцев) декларации представляются не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Налогоплательщики обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов.

3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Налогоплательщиками данного налога являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.

Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.

 Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Налоговая ставка устанавливается в размере 15% от величины вмененного дохода.

Налогоплательщик обязан уплатить налог по итогам налогового периода (квартал) не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода. Налоговые декларации предоставляются по итогам налогового периода не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.

4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

В целях развития недропользования и инвестиционной деятельности, установления правовых основ отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны принят Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»

Предусмотренное этим законом соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Такое соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между его сторонами.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов, уплачиваемых при применении специального налогового режима признаются организации, являющиеся инвесторами соглашения в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции».

Таким образом, в РФ формируется система учета, которая смогла бы в полном объеме удовлетворить интересы западных инвесторов в российской экономике. Наиболее актуальны сейчас проблемы планомерного введения глав Налогового кодекса РФ, регулирующие правоотношения в РФ. Предприятия, работающие по МФСО, в данном случае наиболее открыты для работы с зарубежными фирмами. В результате своей финансово-хозяйственной деятельности большая часть налоговых платежей поступает в бюджет РФ, что оказывает существенное влияние на Экономическое развитие РФ и на социальные программы, проводимые Правительством РФ.

2.2 Тенденции развития предпринимательской деятельности в РФ

Специфика развития отечественного предпринимательства вызвана следующими причинами:

-  исторически быстрым и спонтанным ходом социально-экономических преобразований, определившим необходимость ускоренного формирования новых экономических отношений при незавершенности реорганизации их базисной основы

-  неспособностью государства к выполнению управляющей роли в процессах политического, административного и правового регулирования развитием предпринимательской деятельности; отсутствием социальной подготовленности широкого слоя людей, способной обеспечить их эффективную рыночную переориентацию,

-  формирование качественно новых моделей трудового поведения;

-  устойчивость стереотипов экономического поведения, сформированных в условиях всеобщего огосударствления собственности и административного централизма.

Начиная с конца 80-х годов сначала в СССР, затем и в России происходило бурное развитие предпринимательства. В настоящее время условия ведения бизнеса в России по сравнению с 90-ми годами ХХ века существенно изменились. Стабилизация экономики государства, укрепление рубля и постепенный переход к признанию его на международном рынке, снижение темпов инфляции, создание и постоянное увеличение денежных средств в государственных резервных фондах, постоянное совершенствование законодательной базы, постепенное вхождение в мировой рынок-все это влияет на деятельность как российских, так и зарубежных компаний, работающих в России.

Сложились тенденции, которые определяют, какие из резервов повышения конкурентоспособности помогут компаниям не только остаться на рынке, но и успешно развиваться дальше. Государство на макроуровне разрабатывает планы по развитию различных отраслей экономики на 10 и более лет. Создаются долгосрочные программы по развитию регионов и проекты в социальной сфере, в которые вкладываются значительные бюджетные средства. Разработка государственной стратегии создает условия для развития промышленности, внедрения новых технологий и новейших достижений науки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.