Дипломная работа: Налогообложение на предприятии и пути его совершенствования
На основании данных табл. 3.11 на предприятии удельный вес
налогооблагаемой прибыли в 2005 г. по сравнению с 2004 г. уменьшился на 0,3%. В
абсолютной сумме налогооблагаемая прибыль уменьшилась на 2900 тыс. руб.
Дальнейший анализ направлен на изучение в абсолютной сумме и структуре налогов
и сборов из прибыли.
Транспортный сбор рассчитывается как произведение прибыли после вычета
налога на недвижимость и налога на прибыль на ставку налога.
Ставка транспортного сбора в 2005г. – 4%.
Основным фактором формирования налогооблагаемой прибыли является прибыль
отчетного года.
Произведем анализ факторов, оказавших влияние на изменение налога на
прибыль. Результаты обобщены в табл. 3.12.
Таблица 3.12 Анализ факторов, оказавших влияние на
изменение налога на прибыль за 2004-2005 гг., тыс. руб.
Факторы
|
Расчет
|
Отклонение
|
1
|
2
|
3
|
1 Изменение суммы налогооблагаемой
прибыли |
(64500-67400) 0,24 |
-696 |
В том числе: |
|
|
1.1 Изменение прибыли отчетного года |
(63965-67046) 0,24 |
-739 |
1.2 Изменение налога на недвижимость |
(535-354) 0,24 |
+43 |
Налог на прибыль |
(17533-17475) |
+14 |
По сделанному в табл. 3.12 расчету видно, что налог на прибыль в 2005 г.
по сравнению с 2004 г. увеличился на 58 тыс. руб. Это обусловлено ростом суммы
выручки от реализации продукции (работ, услуг) на 5600 тыс. руб. (табл. 3.6).
Таблица 3.13
Анализ состава налогов и сборов из прибыли ООО «ЛЮМ»
Показатель
|
Сумма, тыс. руб.
|
Удельный вес, %
|
Изменение структуры, %
(гр.5-гр.4)
|
2004 г.
|
2005 г.
|
2004 г.
|
2005 г.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Прибыль отчетного года |
67400 |
64500 |
100 |
100 |
- |
Налоги и сборы из прибыли |
20043 |
20289 |
29,7 |
31,4 |
+1,7 |
В том числе: |
|
|
|
|
|
Налог на прибыль |
17475 |
17533 |
25,9 |
27,2 |
+1,3 |
Налог на недвижимость |
354 |
535 |
0,5 |
0,8 |
+0,3 |
Транспортный сбор |
2214 |
2221 |
3,3 |
3,4 |
+0,1 |
По
данным табл. 3.13 можно сделать вывод, что налоги и сборы из прибыли отчетного
года составили в 2005 г. 31,4% и по сравнению с 2004 г. увеличились на 1,7%.
Наибольший удельный вес налогов в прибыли 2005 года составляет налог на прибыль
27,2 % и по сравнению с 2004 г. увеличился в 2005 г. на 1,3%. Незначительные
увеличения по сравнению с 2004 г. наблюдаются по налогу на недвижимость и
транспортному сбору на 0,3% и 0,1% соответственно.
Обязательность
реформирования налоговых систем объясняется существенным изменением
экономической системы, невозможностью и неэффективностью применения старых
инструментов регулирования, присущих административной экономике.
Налоговая система должна быть
понятной и стабильной, число налогов надо сократить, а процедуру их взимания
существенно упростить. Изменение в налоговой системе должно поддерживать
производителей, особенно работающих на потребительский рынок, стимулировать
инвестиции, быть высокоэффективными для экономики в целом. Следует продумать и
ввести в действие механизмы, обеспечивающие невозможность и невыгодность уклонения
от налоговых платежей. Нужно научиться собирать все, что причитается
государству. Проблема бюджетного дефицита станет менее острой. Правительству
следует выступить с законодательными инициативами, предусматривающими
перемещение центра тяжести на налогообложение природных ресурсов и
недвижимости. Надо ужесточить финансовые санкции против загрязнителей
окружающей среды, не подрывая конкурентоспособность отечественной продукции на
мировом рынке. В интересах производства - существенное усиление налогового
стимулирования капиталовложений и инновационной деятельности.
Давая в целом
положительную оценку складывающейся принципиально новой налоговой системе
Беларуси, следует сказать о трудностях, с которыми она столкнулась. Во-первых,
она формировалась при слабом развитии налоговых отношений, которые охватывали
преимущественно физических лиц; во-вторых, она возникла при крайне
отрицательном отношении к ней хозяйствующих субъектов, поэтому требовались
строгий учет и контроль при обложении; в-третьих, в стране не было четко
разработанной налоговой политики, зато имелись нестабильность экономики и
высокие темпы инфляции; в-четвертых, отсутствовала собственная научная школа в
области налогообложения, способная усовершенствовать действующую налоговую
систему, предвидеть, спрогнозировать экономические и социальные последствия от
проведения в жизнь того или иного комплекса мероприятий; в-пятых, налоговый
аппарат не был подготовлен к сложным условиям, когда изменения в
налогообложении происходят непрерывно, нередко задним числом [21].
Современная налоговая
система Беларуси характеризуется следующими чертами:
- базируется на
правовой основе, а не подзаконных актах, как это было ранее. Она пронизывает
все финансовые отношения, связанные с перераспределением части совокупного
общественного продукта;
- построена по единым
правилам, на едином механизме исчисления и сбора платежей, независимо от
организационно-правовых форм субъектов хозяйствования и физических лиц. За всеми
налоговыми взносами осуществляется единый контроль со стороны налоговых
органов;
- предъявляет к
плательщикам одинаковые требования и создает равные стартовые условия
формирования доходов путем определения перечня налогов, унификации ставок,
упорядочения льгот и механизма их предоставления, невмешательства в
использование средств, оставшихся после уплаты налога;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|