рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Налогообложение на предприятии и пути его совершенствования

Дипломная работа: Налогообложение на предприятии и пути его совершенствования

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Налоговая система республики Беларусь

1.1 Понятие и сущность налоговой системы

1.2 Классификация налогов, их виды и распределение

2 Налогообложение на предприятии

2.1 Платежи, уплачиваемые из выручки от реализации продукции, работ, услуг (косвенные налоги)

2.2 Налоги и отчисления, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг

2.3 Налоги, уплачиваемые из прибыли

3 Анализ налогообложения на примере финансово-хозяйственной деятельности ООО «ЛЮМ» и совершенствование налоговой системы

3.1 Анализ налогообложения на примере финансово-хозяйственной деятельности ООО «ЛЮМ»

3.2 Совершенствование налоговой системы республики Беларусь

Заключение

Список использованных источников

Приложение 1 Баланс предприятия

Приложение 2 Отчет о прибылях и убытках

Приложение 3 Оборотно-сальдовая ведомость по счету 68 за 2004г.

Приложение 4 Оборотно-сальдовая ведомость по счету 68 за 2005г.


ВВЕДЕНИЕ

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Они не только обеспечивают финансовую базу для общественных расходов, но и активно используются государственной властью в качестве механизма косвенного управления общественными отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан. Налоги как один из важнейших инструментов государственного регулирования экономики могут быть либо предпосылкой, либо преградой на пути к благополучию страны; это необходимое звено экономических отношений в обществе. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы.

Под налоговой системой государства понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

Налоговая система государства должна строиться исходя из знаний фундаментальных закономерностей распределительных отношений, их влияния на процесс развития экономики. Рациональная налоговая система должна обеспечивать сбалансированность общегосударственных, региональных, местных и частных интересов, содействовать развитию производства, предпринимательства и активизации инвестиционной деятельности.

Одним из важнейших принципов построения налоговой системы государства является эффективность налогообложения. Реализация этого принципа состоит в соблюдении следующих требований:

- налоги должны оказывать влияние на принятие экономических решений:

- налоговая структура должна содействовать проведению политики стабилизации и развития экономики страны;

- налоговая система не должна допускать произвольного толкования, должна быть понятной налогоплательщикам и принята большей частью общества;

- административные расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

С обретением национальной независимости и государственной самостоятельности перед Республикой Беларусь встала задача создания собственной налоговой системы, адекватной национальным интересам и целям развития Беларуси и соответствующей современным мировым требованиям. В результате налоговой реформы, проведенной в 1992 г., социалистическая налоговая система, действовавшая в республике, была заменена системой, отвечающей основным европейским и мировым стандартам, однако процесс совершенствования белорусского налогообложения продолжается до сих пор.

Налоговая система Республики Беларусь – один из важнейших элементов экономической системы государства. В условиях коренных преобразований в экономике налоговая система испытывает двойную нагрузку. С одной стороны, она должна стимулировать развитие экономики, придание ей соответствующей структуры отраслей и производства, а с другой – она испытывает постоянное воздействие со стороны государства, нуждающегося во все возрастающих финансовых ресурсах. Существует непосредственная взаимосвязь между государственными расходами и налоговой нагрузкой на предприятие и население. Эффективная налоговая система может состояться при грамотном регулировании налоговых отношений и соответствующем требованиям времени налоговом законодательстве.

Целью дипломной работы является исследование налоговой системы Республики Беларусь, принципов ее построения, видов налогов и сборов, действующих на территории Республики Беларусь; анализ налоговой нагрузки на экономику и структуры налогов, формирующих доходную часть бюджета; выявление недостатков белорусской налоговой системы и основные направления ее реформирования.

Объектом исследования дипломной работы определено юридическое лицо Республики Беларусь, которое является плательщиком налогов.

ООО «ЛЮМ» зарегистрировано решением Миноблисполкома от 13.09.2000 г. № 609 в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 600045077.

Основными источниками при изучении правовых основ организации налоговой системы Республики Беларусь явились: Налоговый кодекс Республики Беларусь, Законы, Указы и Декреты Президента по вопросам налогообложения, материалы периодической печати, статистические данные по налоговой отчетности.

1. Налоговая система Республики Беларусь

1.1  Понятие и сущность налоговой системы

Налоговые системы современных государств – результат их многовековой эволюции. С точки зрения структуры экономики, институтов государственной власти, правовой доктрины, а именно они придают колорит национальным налоговым системам, национальная налоговая система в каждом государстве индивидуальна, так как нет абсолютно одинаковых государств. Однако налоги как интернациональная экономическая категория, сохраняя национальные особенности, имеют ряд общих признаков. Без этого было бы невозможно сравнивать налоговые системы различных государств, а главное, - международная торговля и движение капиталов требуют если не равных, то приблизительно одинаковых условий.

Налоговая система представляет собой совокупность налогов, на законном основании взимаемых на территории страны; компетенцию органов власти и управления в отношении налогов, включая распределение поступающих платежей по звеньям бюджетной системы; государственные налоговые органы, обеспечивающие сбор налогов.

Налоговая система – единство экономических, правовых и организационных принципов, обусловливающих ее самостоятельность и функционирование. Кроме уровня развития экономики, отношений собственности большое значение для построения налоговой системы имеют политико-правовые принципы.

Экономическая и юридическая наука выделяют следующие общие характеристики налоговой системы:

- порядок установления и ввода в действие налогов;

- виды налогов или система налогов; классификация налогов в соответствии с национальной бюджетной классификацией;

- порядок распределения налогов между звеньями бюджетной системы;

- налоговые органы;

- права и обязанности налогоплательщиков;

- права и обязанности налоговых органов;

- ответственность участников налоговых отношений;

- защита прав и интересов налогоплательщиков;

- налоговое законодательство.

Общим правилом для всех современных государств, независимо от их устройства, является прерогатива органов представительной власти на установление и введение в действие налогов. Достигается это посредством законов или иных законодательных актов. В Республике Беларусь государственные налоги устанавливаются законами, а поскольку Конституция приравнивает указы и декреты Президента к законам, то налоги могут устанавливаться ими. Местные налоги устанавливаются решениями областных, городских и районных Советов депутатов.

Каждое государство имеет свою систему налогов, или перечень законодательно установленных налогов. Их количество варьирует в зависимости от многих обстоятельств экономического и исторического характера. В целях сравнимости и достижения единообразия в построении налоговых систем, к чему обязывают интеграционные процессы и нормы международного финансового права, все налоги подразделяются по критериям бюджетной классификации. Республика Беларусь перешла в 1998г. на международные стандарты в области бюджетной классификации.

В налоговых отношениях участвуют две стороны: налогоплательщики и государство, интересы которого защищают государственные налоговые органы. Они могут быть как самостоятельные органы государственного управления, либо как структуры в составе, как правило, Министерства финансов [28].

Участники налоговых отношений наделяются государством определенным объемом прав и обязанностей. Они закрепляются налоговым законодательством.

В Республике Беларусь права и обязанности налогоплательщиков изложены в Налоговом кодексе Республики Беларусь, вступившим в силу с 1 января 2004 г., статьи 21-22. А права, обязанности и ответственность налоговых органов Беларуси установлены в статьях 67, 82-84 Налогового кодекса Республики Беларусь [1].

Что касается защиты прав и интересов налогоплательщиков, то они регулируются нормами гражданского, уголовного, административного и финансового законодательства.

Принципиальным в налоговой системе является ее логичность, отлаженность, эффективность и эластичность, то есть приспособляемость к изменяющимся условиям. При этом важна не только официально декларированная налоговая система, но и ее реальная действенность, включая отклонения от декларированных принципов и правил, бюрократизм, коррумпированность налогового аппарата, необязательность выполнения налоговых предписаний. По мнению Ф. Бэкона, подать, взимаемая с согласия народа или без такового, может быть одинакова для кошельков, но не одинаково ее действие на дух народа.

Не меньшее значение имеет и то, куда и как расходует государство налоговые поступления. Если «справедливое налогообложение» и имеет положительный смысл, то он в значительной степени сводится к тому, что раз уж государство собирает налоги, то оно должно оправдывать их, эффективно выполняя свои функции. Тем самым будет обеспечена возвратность налогов по отношению к обществу в целом и к тем в отдельности, кто, действительно, своим трудом создает общественное богатство (материальное и нематериальное).

Выделяют следующие признаки несовершенной налоговой системы:

- неясное определение налоговой базы в законодательстве; множество нормативных актов, поправок, разъяснений. Такое влияние свойственно современному белорусскому и российскому законодательствам;

- множество налогов, взимаемых с одной налоговой базы;

- сложность распределения налоговых поступлений по бюджетам различных уровней;

- отсутствие прогрессивного обложения прибыли, доходов;

- нарушение системы ценообразования путем исключения отдельных субъектов или товаров из обложения налогом на добавленную стоимость;

- множество льгот и вычетов, способствующее уклонению от налогов;

- индивидуальные льготы.

Наряду с признаками налоговая система включает способы и методы взимания налогов. В налогообложении действуют три способа взимания налогов: кадастровый; декларационный; административный (рис. 1.1).


 СПОСОБЫ ВЗИМАНИЯ НАЛОГОВ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ

 Кадастровый                          Декларационный                   Административный


 Земельный налог                Таможенные платежи                Подоходный налог

Рис. 1.1 Способы взимания налогов

Первый способ предполагает использование кадастра (реестра, описи), содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта обложения (земли, домов), которые применяются при исчислении соответствующего налога. Так, земельный налог во многих зарубежных странах исчисляется по земельному кадастру, в котором типичные участки земли сгруппированы в зависимости от их качества, местоположения, использования. Для каждой группы участков определена средняя доходность единицы площади за ряд лет, остальные земельные участки приравниваются к той категории, для которой установлена точная ставка налога с единицы площади. Земельные кадастры составляются государственными органами.

На таких же принципах построен и используется для исчисления налога на земельный кадастр Беларуси. В нем представлен систематизированный перечень данных о земле как средстве производства, о земельных угодьях; дается описание земельных угодий, участков, указываются их площади и местоположение, конфигурация, качество, оценка стоимости. Однако такой подход к составлению земельного кадастра имеет определенные недостатки. Во-первых, его составление требует длительного времени, во-вторых, данные кадастровых оценок быстро устаревают вследствие изменения ценности земли и инфляции. В прошлом кадастры широко использовались для переписи граждан при обложении подушным налогом.

Второй способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления – декларации – о величине объекта обложения, в которую, как правило, включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления суммы налога. Этот способ учитывает недостатки предыдущего, но создает условия для отклонения от уплаты налога, поскольку контроль финансовых органов за субъектом ослабевает.

Производственные объединения, предприятия, а также собственника капитала уплачивают налог на основе предъявленных ими деклараций. Налоги с лиц наемного труда взимаются при выплате им заработной платы.

Третий способ предполагает исчисление и изъятие налога у источника образования объекта обложения, обычно осуществляемые бухгалтерией предприятия или другим органом, который уплачивает налог. Таким путем взимается подоходный налог, налог с доходов по ценным бумагам и. Др. В данном случае налог удерживается бухгалтерией до выплаты дохода, что исключает возможность уклонения от уплаты налога. Сумма изъятого налога переводится сборщиком-предприятием в бюджет. В современных условиях этот способ часто сопровождается последующей подачей декларации в налоговые органы.

Применяются следующие методы уплаты налога:

- наличный платеж, когда плательщик вносит в казну определенную сумму наличных денег;

- безналичный платеж путем перечисления средств через банк со счета клиента на счет бюджета;

- гербовыми марками, покупаемыми плательщиком и наклеиваемыми на официально признанный документ [17].

Основные инструменты налогового регулирования

Налоговый механизм – совокупность организационно-правовых норм, методов и форм государственного управления налогообложением через систему надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.).

В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор сведений, который позволял бы конкретно определить: обязанное лицо, размер обязательства и порядок его исполнения; границы требований государства относительно имущества плательщика.

Инструментами налогового механизма или элементами налоговой системы выступают:

- субъект налога;

- предмет и объект налогообложения;

- база налогообложения;

- источники выплаты налоговых платежей;

- ставка налога;

- налоговые льготы;

- налоговый и отчетный период;

- санкции;

- порядок уплаты и сроки перечисления налоговых платежей и предоставления отчетов в государственную инспекцию.

Механизм налогового регулирования опирается на законодательную базу и включает ряд инструментов, позволяющих направлять предпринимательскую инициативу налогоплательщиков в нужное русло, обеспечивая тем самым стабильность и рост поступлений доходов в государственный бюджет.

Задачей государственных органов власти является законодательное утверждение четких критериев каждого из перечисленных элементов, позволяющее толковать их однозначно в любой ситуации.

Совокупность инструментов налоговой системы, которая представляет собой налоговое обязательство, выражает взаимосвязь и взаимозависимость составляющих элементов налога как экономико-правового явления. В структуре налогового обязательства налоговая норма (налоговый закон, нормативный акт) определяет общие правила в налоговой сфере (рис. 1.2). Она устанавливается и утверждается в определенном порядке. Именно налоговая норма регулирует возникновение, изменение, исполнение и прекращение налоговых обязательств. Без налоговой нормы обязанность уплачивать налог не может считаться установленной в законном порядке и в рыночной экономике не влечет за собой финансовых последствий для субъектов хозяйствования.

Субъект налога (т.е. плательщик) – это лицо, на которое в соответствии с законом возлагается ответственность за уплату налога, а также основополагающий элемент, по отношению к которому строится вся налоговая система в комплексе. Все функциональные последующие элементы налога (объекты налогообложения, ставки, льготы и пр.) используются с учетом возможностей конкретного плательщика.

В налоговых законодательствах всех государств в качестве налогоплательщиков признаны юридические и физические лица. Юридическое лицо – организация, учреждение, выступающее в качестве единого самостоятельного носителя прав и обязанностей, имеющее обособленный баланс и отдельный расчетный счет в банке. Физическое лицо – гражданин данного или иностранного государства или лицо без гражданства.

В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь (статья 13) «плательщиками налогов, сборов (пошлин) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.